Категория. Правовое регулирование деятельности предприятий общественного питания Государственное регулирование деятельности организаций общественного питания

Общие требования к предприятиям общественного питания регламентируются стандартом ГОСТ Р 50762-95 ГОСТ Р 50762-95 Общественное питание. Классификация предприятий.

1. На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.

2. На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:

Санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

Требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;

По экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

По противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

По электробезопасности - СНиП 11-4.

3. Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

4. На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается: проведение погрузочно-разгрузочных работ; складирование тары; размещение контейнеров с мусором; сжигание мусора, порожней тары, отходов. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

5. Архитектурно - планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02. На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

6. Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

7. Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

8. В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.

9. Размещение производственных помещений и оборудования в них должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм и правил.

Согласно ГОСТ Р 50764-95, услуги общественного питания, обеспечивающие удовлетворение потребностей и гармонизацию интересов потребителей и предприятий (предпринимателей), предоставляющих эти услуги, должны отвечать требованиям: соответствия целевому назначению; точности и своевременности предоставления; безопасности и экологичности; эргономичности и комфортности; эстетичности; культуры обслуживания; социальной адресности; информативности ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования.

Процесс обслуживания является совокупностью операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга. Качество обслуживания должно удовлетворять установленным требованиям и превышать предполагаемые ожидания потребителей Радченко Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003..

В соответствии с Постановлением Госстандарта от 05.04.95 N 198 с 01.07.95 в общественном питании вводятся основополагающие ГОСТы: ГОСТ 50-762-95 "Классификация предприятий общественного питания"; ГОСТ 50-763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия"; ГОСТ 50764-95 "Услуги предприятий общественного питания".

Рассмотрим определения, касающиеся качества услуг, отраженные в ГОСТ Р 50646-94 ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения:

Качество услуги - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Качество обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.

Свойство обслуживания - объективная особенность обслуживания, которая проявляется при его оказании и потреблении.

Показатель качества облуживания - количественная характеристика одного или нескольких свойств обслуживания, составляющих его качество.

Уровень качества обслуживания - относительная характеристика качества обслуживания, основанная на сравнении фактических значений показателей его качества с нормативными значениями этих показателей.

Контроль качества обслуживания - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги и сравнения полученных результатов с установленными требованиями.

Система качества услуг - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством услуг.

Требования к качеству изготовления кулинарной продукции регламентируются ГОСТ 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия". Стандарт определяет номенклатуру нормативной и технологической документации, по которой может вырабатываться кулинарная продукция. К нормативной документации отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами. В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий (СТП) Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002..

Стандарты предприятий (СТП) на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем. Допускается применение рецептур блюд "Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания", утвержденного Приказом Министерства торговли СССР от 12.12.80 N 310 (который не действует на территории России), но на них не распространяются дополнения и изменения, предусмотренные в Сборнике технологических нормативов. В части совершенствования органолептических показателей кулинарной продукции, свободного применения набора всех компонентов, входящих в рецептуры, рекомендательного подхода в расчетах выходов полуфабрикатов и готовых изделий, нормах отпуска блюд и т.д.

ГОСТ 50763-95 устанавливает требования по химической, микробиологической безопасности сырья, продуктов, полуфабрикатов, используемых для приготовления блюд в соответствии с медико-биологическими требованиями и санитарными нормами. В нём описано соблюдение технологических процессов приготовления блюд, использованию пищевых красителей и добавок, фритюрного жира, а также к реализации, хранению, маркировке, транспортировке готовой продукции и методам контроля ее качества.

Каждый ресторан должен гарантировать клиентам: качественное приготовление пищи из продуктов высокого качества; чистоту, гигиену, эстетичность; четкое обслуживание (компетентность, вежливость персонала); личную безопасность и безопасность имущества клиентов (безопасность от уголовного и террористического насилия, а также пожарную, техническую, санитарную, экологическую) ГОСТ Р 50762-95. Общественное питание. Классификация предприятий.

Согласно стандарту ГОСТ Р 50691-94, в системе качества должны быть четко определены полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала сервисной организации, осуществляющего руководство, исполнение услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг ГОСТ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг. Это, в частности, относится к обслуживающему персоналу, деятельность которого связана с выявлением и регистрацией претензий, жалоб, рекламаций со стороны потребителей услуг, проведением мероприятий, направленных на их устранение и предупреждение и проверкой выполнения решений.

Организация должна определять требования к внутренней проверке качества исполнения услуг, обеспечить необходимыми средствами контроля (проверки) и назначить специально обученных сотрудников для ее проведения. Проверка должна включать контроль, оценку и регулирование процессов исполнения услуг при проектировании (моделировании), производстве и обслуживании потребителя. Проверки системы качества процессов исполнения услуг или результата услуги должен проводить персонал, не ответственный за выполнение работ.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ произошли изменения в системе сертификации услуг. Обязательная сертификация услуг перешла в разряд добровольной. В этих условиях особенно остро встает вопрос обеспечения качества и безопасности оказываемых услуг. Вопросы обеспечения качества переходят на уровень саморегулирования рынка, поэтому необходимо создать систему взаимодействия участников рынка, которая должна обеспечивать и сохранять интересы предпринимателя, организации и потребителей услуг. Это может решить добровольная сертификация Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ "О техническом регулировании" http://www.bishelp.ru/sertif/zakon/fz184_o_teh_regulirovanii.php.

Сертификации подлежат следующие виды услуг общественного питания http://www.minex.ru/pages/spitanie.htm:

Услуги питания (ресторанов, кафе, столовых, баров, закусочных и других предприятий общественного питания, предприятий общедоступной сети);

Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

Услуги по реализации кулинарной продукции.

Либерализация иен и приватизация в отраслях в начале 90-х гг. оз­наменовали качало рыночной реформы в России. В то же время ускорен­ное внедрение рыночных регуляторов при замедленной демонополизации привело к возникновению повального спада производства и реализации, кризисным процессам в экономике.

По мере перехода от государственного отраслевого управления экономикой к территориальному регулированию деятельности предпри­ятий непосредственное хозяйственное руководство деятельностью пере­шло в собственную компетенцию предприятий.

Современный механизм хозяйствования строится на взаимодейст­вии трех основных регуляторов: рыночного саморегулирования, государ­ственного и негосударственного регулирования.

Рыночное саморегулирование основано на действии конкуренции как самоорганизующегося двигателя развития экономики. Однако в усло­виях увеличения уровня монополизации экономики во времена существо­вания командно-административной экономики необходимый уровень конкуренции стало возможным обеспечить только при дополнительном использовании нерыночного регулирования деятельности.

На федеральном уровне государственное регулирование сферы об­ращения осуществляет Министерство экономического развития и торгов­ли. Указанное министерство занимается разработкой государстве иной политики развития отраслей, в том числе общественного питания, содей­ствием развитию конкурентной среды, координацией работ по защите потребительского рынка от некачественных товаров, организацией ин­формационного обеспечения участников рынка и пр.

Территориальные Органы госрегулирования осуществляют реали­зацию своих функций путем выполнения организационных мер: форми­рования конкурентных отношений и инфраструктуры рынков; регулиро-

вания деятельности по формам собственности и формирования регио­нальной торговой политики; защиты прав потребителей.

Негосударственное регулирование осуществляется торгово-промышленной палатой Российской Федерации, созданной предпринима­телями с целью согласования, представительства и защиты их интересов в различных органах и организациях. Она объединяет 130 территориальных торгово-промышленных палат, имеет 15 представительств в зарубежных странах и органы разрешения эконом>гчеекнх споров (Международный коммерческий арбитражный суд. Морскую арбитражную комиссию, тре­тейский суд при федеральной палате и 33 третейских суда при территори­альных палатах). Также негосударственное регулирование включает раз­личные соглашения об объединении предприятий и выполняет роль стра­тегического ориентира развития отраслей.

Государственное реагирование представляет собой целенаправ­ленные воздействия государственных и муниципальных органов власти на подотрасль для решения задач развития страны и ее отдельных регио­нов. Оно осуществляется по следующим направлениям:

    разработка мер по обеспечению здоровой конкуренции, которая в основном заключается в нормативном регулировании н контроле субъ­ектов-монополистов;

    организация хозяйственной деятельности при отсутствии конку­ренции или когда конкуренция нецелесообразна. В первую очередь это относится к работе госорганов по защите окружающей среды. Так, в на­стоящее время в общественном питании под надзором государственных служб ликвидируются холодильники, а которых использованы взрыво­опасные и озоноразрушающис фрсоны, запрещенные с 2000 г. Всемирной организацией здравоохранения;

    разработка и осуществление государственной политики пере­распределения доходов в предприятиях питания, обслуживающих неза­щищенные слон населения и нуждающихся в льготах по налогообложе­нию, аренде помещений н оплате коммунальных услуг.

В государственном регулировании могут быть выделены две ос­новные области - прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование - это непосредствен кос вмешательство го­сударства в функционирование определенных элементов рынка.

Косвенное регулирование происходят посредством применения эхономических рычагов стимулирования организаций, использования кредитно-финансовой системы, нормативного регулирования цен и тари­фов.

Примером является тот факт, что к участию в реализации социаль­но значимых программ привлекаются организации общественного пнта-

нкя с обеспечением ни финансовой поддержки через предоставление целевых и льготных кредитов, налоговых льгот, коммунальных и аренд­ных платежей. Госорганы также могут формировать заказы на социально значимую продукцию и услуги. Формой проявления косвенного регули­рования являются установление требований к ассортиментному перечню предприятий питания, а также определение условий их деятельности на базе стандартизации, сертификации и лицензирования. В системе методов госрегулирования выделяют:

    законодательные;

    экономические;

    административные;

    информационно-ориентирующие.

Законодательные методы - это методы обеспечения правовых ос­нов деятельности, включающие защиту прав собственников, предприни­мателей, наемных работников и потребителей. Примером может служить существование антимонопольного законодательства как совокупности правил, обеспечивающих конкуренцию на рынке, в том числе в общест­венном питании.

Экономические методы ~ это методы воздействия на спрос и пред­ложение товаров, на условия формирования ресурсов, затрат и результа­тов деятельности, включающие ценовое, налоговое, таможенное, финан­совое и кредитно-денежное регулирование. Так, государство применяет регулирование цен на товары н услуги социальной значимости. Это вы­ражается в пониженных ставках налогов при производстве и реализации, а также в установлении предельных торговых надбавок, наценок общест­венного питания, а иногда н норм рентабельности.

Административные методы - это определенные законодательст­вом методы воздействия исполнительных структур власти на процессы производства и обращения. В качестве примера можно привести лицен­зирование производства и обращения отдельных товаров в целях предот­вращения проникновения на рынок таких их видов, которые опасны для жизни н здоровья человека. Так, лицензированию подвергаются выпуск и реализация алкогольных напитхов и табачных изделий, т. с. товаров, вредных для здоровья.

Информационно-ориентирующие методы - методы обеспечения предприятий информацией, позволяющие выбирать оптимальные пути достижения целей. Например, научно-техническая информация позволяет предприятиям общественного питания совершенствовать организацию н технологию процессов производства продукции и предоставления услуг.

Контрольные вопросы

    Выделите исторические этапы развития общественного питания в Рос­сии.

    Какие предприятия питания наиболее активно развиваются в настоящее время в России и почему?

    С чем связано увеличение количества и объемов деятельности предпри­ятий питания я современных условиях?

    Какие кухня и средний размер чека преобладают ив рынке услуг обще­ственного питания России?

    В каких формах и какими органами осуществляется негосударственное регулирование общественного питания России?

    Дайте определение отдельным методам государственного регулирова­ния и приведите примеры их примсношя в общественном питании.

    Каковы шиболес перспективные направления предоставления услуг в общественном питании современной России?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Кафедра маркетинга и предпринимательства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Правовое регулирование маркетинговой деятельности

На тему Правовые основы общественного питания

Архангельск 2016.

ВВЕДЕНИЕ

Общественное питание - важная отрасль народного хозяйства, в которой организовано производство и реализация готовой пищи, обслуживание посетителей. Общественное питание представляет собой форму удовлетворения потребностей людей по организации питания во внедомашних условиях.

В России общественное питание долгое время находилось в монополии у государства. Только после значительных преобразований в стране, в 90-х годах прошлого столетия, началось возрождение рынка общественного питания, появилась конкуренция. При этом активно осуществлялся процесс внедрения государственного регулирования данного рынка цивилизованными правовыми методами. Возникла определенная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность предприятий питания.

Фундаментальную основу нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность предприятий общественного питания, составляют федеральные законы и постановления, ГОСТы, СанПиН, СНиПы, приказы, рекомендации, разработанные федеральными министерствами, а также приказы и распоряжения регионального правительства.

Объект исследования данной контрольной работы - сфера общественного питания. Предмет исследования - правовое регулирование общественного питания. Цель данного исследования - изучение правового регулирования в сфере общественного питания.

Основными задачами является:

Рассмотреть и проанализировать нормативные документы, которые регулируют права общественного питания;

Показать особенности сертификации услуг общественного питания.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов.

Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность предприятий, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения.

Основными задачами предприятий общественного питания являются наиболее полное удовлетворение спросов населения, улучшения качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания.

Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

В настоящее время быстрое увеличение количества предприятий общественного питания, рост конкуренции между ними, а также необходимость государственного регулирования качества предоставляемых ими услуг стали важными задачами правового обеспечения данных предприятий. Степень изученности последнего пункта является крайне низкой, как в литературе зарубежных стран, так и в литературных изданиях Российской Федерации. Необходимым является рассмотрение нормативно-правовой документации в сфере управления качеством услуг общественного питания, а также исследование процесса государственного регулирования качества услуг питания и законодательных актов Российской Федерации в этой сфере.

Государство осуществляет свое вмешательство в регулирование системы общественного питания посредством административных и экономических методов. Качество услуг в сфере общественного питания регулируется с помощью законодательных и нормативных правовых актов, которые определяют права и обязанности каждой из сторон. Базой для разработки документов является Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О защите прав потребителей». Существуют утвержденные специальным Постановлением Правительства РФ «Правила оказания услуг общественного питания», которые были разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Данные правила являются обязательными для всех исполнителей услуг общественного питания.

Этими правилами не закрепляется понятие «услуги общественного питания», а лишь определяется, что услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Тем не менее, данные правила детализируют набор оказываемых услуг общественного питания, порядок заключения соответствующего договора, права потребителя услуг (заказчика) и исполнителя, обязанности каждой из сторон, а также ответственность за их нарушение. Кроме того, данные Правила определяют порядок приема и оформления заказов на услуги, а также самого оказания услуг, порядок и форму их оплаты. Вне зависимости от формы деятельности, все предприятия общественного питания опираются на одну нормативно-правовую базу, которая состоит из следующих, обязательных к исполнению и соблюдению, документов:

1 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей";

2 Постановление Правительства РФ от 10.05.2007 N 276 "О внесении изменений в Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036"

3 Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

4 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)

5 "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов") (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст);

6 "ГОСТ 30390-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1675-ст)

7 "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов") (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст)

8 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 N98 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03" (вместе с "СанПиН 2.3.2.1324-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным врачом РФ 21.05.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.06.2003 N 4654) Являясь одной из отраслей народного хозяйства, общественное питание выступает в виде множества предприятий, которые имеют сходный вид производства и переработки продукции, а кроме этого организуют реализацию и потребление произведенных изделий.

Регулирование таких предприятий общественного питания со стороны государства основывается на положениях Конституции Российской Федерации. Любой нормативно-правовой акт, который имеет отношение к регулированию общественного питания, должен соответствовать конституционным нормам.

Одними из наиболее важных аспектов, относящихся к государственному регулированию, являются регламентация и государственное воздействие на рынок, при котором происходит изъятие определенного количества прибыли через систему налогообложения.

Отсутствие в настоящий момент единого нормативно - правового законодательства в сфере общественного питания значительно усложняет процесс взаимодействия всех сторон, принимающих участие в производстве и реализации продукции. Одну из основных ролей в сфере общественного питания играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования. Особенностью рыночной экономики является установление направления развития рынка в целом, поддержание нормального функционирования регулирующих механизмов. Она не предусматривает четкую регламентацию деятельности всех предприятий. В отличие от рыночного механизма регулирования сферы общественного питания, чьим приоритетом является обеспечение порядка в процессе производства, а также операции с совокупным общественным и национальным доходом, у государственного регулирования имеются свои приоритеты, больше ориентированные на социальную сферу.

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

правовой питание государственный сертификация

В Российской Федерации для осуществления своей деятельности предприятиям общественного питания необходимо пройти государственную сертификацию.

Среди большого числа законодательных актов в общественном питании важное значение имеет закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». В нём подробно расписаны обязанности и ответственность участников сертификации, а кроме этого изложены основы обязательной и добровольной сертификации продукции. Сертификация представляет собой соответствие продукции предопределенным нормам.

Сертификация имеет определенные цели:

Организация условий предпринимательской деятельности для возможности взаимодействия с другими фирмами на рынке услуг и товаров;

Помощь потребителям в выборе продукции;

Создание условий для защиты потребителей от производителей, нарушающих установленные законом нормы;

Подтверждение показателей качества продукции, заявленного изготовителем.

Для непосредственного осуществления сертификации существуют такие органы государственной власти, как: Госстандарт Российской Федерации; Роскомторг; Всероссийский институт питания, выполняющий функцию методического центра; Совет по сертификации; испытательные лаборатории.

В соответствии с единым перечнем продукции и услуг, утверждённым Постановлением Правительства № 982 от первого декабря 2009 года, обязательной сертификации общественного питания подлежат услуги предприятий, которые занимаются изготовлением и реализацией кулинарной продукции и кондитерских изделий и отпускают свои изделия в магазины кулинарии, розничную торговую сеть, другие предприятия. Объектами обязательной сертификации являются как производимая предприятием продукция, так и технологии её изготовления, а также иные процессы, которые связаны с производством, реализацией, эксплуатацией и утилизацией продукции. Участники обязательной сертификации: государственные органы, лаборатории, проводящие испытательные работы, органы сертификации, имеющие лицензию на право её осуществления, производитель продукции, потребитель. По окончанию проведения обязательной сертификации изделие и сопроводительная документация на него маркируются знаком соответствия, затем продукция выводится на продовольственный рынок.

Остальные предприятия питания, согласно Российскому законодательству, имеют право проводить сертификацию своих услуг на добровольной основе. Добровольная сертификация - это своего рода аудит, который оказывает профессиональную помощь предприятиям, стремящимся работать в рамках законодательства. Объектами проверки могут быть: продукция, помещения, технологические процессы, оборудование, персонал.

Обязательная сертификация услуг общественного питания осуществляется в нескольких направлениях. Самыми важными направлениями являются:

1 Соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан;

2 Охрана окружающей среды;

3 Установленные в законодательных актах, государственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, Правилах производства и реализации продукции и услуг общественного питания.

Сертификация услуг общественного питания осуществляется экспертами в той области, в которой данный орган по сертификации имеет аккредитацию. Разницы между аккредитацией услуг предприятий общественного питания зарубежных и отечественных фирм не существует

Сертификационные проверки оформляются актами испытания - протоколами. Оценка деятельности предприятий, результаты проверки и испытаний продукции, данные о функционировании процесса организации оказания услуг оформляются в виде акта. Хранением акта занимается орган по сертификации.

Орган по сертификации устанавливает срок действия сертификата соответствия с учетом результатов сертификации и сроков действия нормативных документов на сертифицированные услуги, но не более чем на 3 года. После выдачи «Сертификата соответствия» орган выдавший документ осуществляет инспекционный контроль, с целью установления соответствия сертифицированных услуг или продукции требованиям, подтвержденным при сертификации.

Согласно правилам сертификации периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяются органом по сертификации в зависимости от результатов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, степени потенциальной опасности услуг, стабильности их качества, затрат на проведение контроля, схемы сертификации, но не реже одного раза в год.

В случае несоответствия услуг установленным требованиям или отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может отменить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятия общественного питания, вне зависимости от категории и месторасположения, являются одними из самых динамично развивающихся на современном рынке. Данный процесс будет необратим по причине увеличения темпа жизни населения.

Организация деятельности предприятий сферы питания в РФ регулируется оптимальным вариантом сочетания международного и российского законодательства.

Наличие большого числа нормативно-правовых документов в сфере общественного питания несет противоречивый характер. Улучшая качество предоставляемых услуг, оно делает малый бизнес нерентабельным. Количество процедур, связанных с оформлением документации и дальнейшим функционированием, тормозят создание большего числа малых предприятий, затрудняют работу уже имеющихся, в связи с чем наблюдается рост крупных сетевых компаний и заполнение ими данного сегмента рынка.

Исходя из вышеизложенного следует, что основными задачами предприятий общественного питания являются наиболее полное удовлетворение спросов населения, улучшения качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания. Соответствие требованиям нормативно-правовой документации и стандартам качества в сфере общественного питания является одним из наиболее важных аспектов функционирования предприятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Пшецукова К.Х., Правовое обеспечение предприятий общественного питания в Российской Федерации // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития - 2015, - №23 - С. 186-190

2 Богушева В.И., Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебник / В.И. Богушева. - Ростов н /Д: Феникс, 2008 . - 253 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование).

3 Токарев Б. Е. Маркетинговые исследования: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Б. Е. Токарев. - М. : Магистр: ИНФРА М, 2013. - 512 с.

4 Токарева К.Г., Проблемы правового регулирования услуг в сфере торговли и общественного питания // Евразийский Союз Учёных - 2015, -№6-5(15) - С. 43-45.

5 Косян С.Б., Нормативно-правовые обеспечения деятельности предприятий общественного питания // Научные основы стратегии АПК и сельских территорий в условиях ВТО. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию образования ВолГАУ, - 2014, - С. 392-395.

6 Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие местного самоуправления. Правила оказания услуг в сфере торговли и общественного питания. Виды и формы предприятий, работающих в данных сферах. Органы контроля и их деятельность, характеристика и анализ общественного питания в сети кафе "Блиноф".

    курсовая работа , добавлен 12.03.2013

    Правовая природа оказания услуг по законодательству РФ. Характеристика договора возмездного оказания услуг общественного питания, права и обязанности сторон. Защита потребителем услуг своих прав. Влияние условий договора на налоговые последствия.

    дипломная работа , добавлен 12.09.2012

    Основные функции предпринимательства, виды его субъектов. Сфера общественного питания. Характеристика индивидуального предпринимателя, процедура его регистрации. Разработка идеи бизнеса. Анализ рынка, конкурентов, выявление сегмента для развития услуги.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2017

    Цели и принципы сертификации продукции, осуществляемой государственным надзором. Обеспечение контроля за качеством товаров в зарубежных странах. Правовые основы государственного регулирования сферы сертификации продуктов питания в Челябинской области.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2012

    Законодательная база сертификации. Правовое наследие в области сертификации, оставленное СССР. Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" и нормативно-методическое обеспечение данной процедуры.

    реферат , добавлен 29.03.2016

    Анализ состояния питания населения в России и обусловленных им болезней. Нормативно-правовое обеспечение деятельности Роспотребнадзора по направлению надзора за питанием населения. Характеристика мер обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2012

    Теоретические основы местного самоуправления РФ. Оценка непосредственной и представительной демократии и нормативно-правовой базы территориального общественного самоуправления. Содержание института территориального общественного самоуправления г. Омска.

    дипломная работа , добавлен 11.11.2010

    Состояние питания населения в России, обусловленные им болезни. Деятельность органов Роспотребнадзора по обеспечению безопасности продуктов питания и защите прав потребителей. Повышение эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2012

    Современные предпосылки и формы участия граждан в охране общественного порядка, создание общественных пунктов. Правовое регулирование и принципы участия общественности в охране общественного порядка. Конституционное право граждан России на объединение.

    Вступление предприятий сферы обслуживания в правовые отношения с партнерами. Классификация услуг по предметно-отраслевому признаку. Проблемы правового регулирования отношения сторон по оказанию услуг. Хозяйственные договоры, заключаемые в отрасли связи.

Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в РФ. Нормативноправовая база оказания услуг общественного питания в РФ. Правила оказания услуг общественного питания. Это обеспечивается прежде всего изменением технологий переработки продуктов питания развитием коммуникаций средств доставки продукции и сырья интенсификацией многих производственных процессов.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10648. Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 19.48 KB
Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 1. Услуги как вид деятельности.
3128. Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ 37.45 KB
Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ. Правовое регулирование оказания услуг по организации проживания туристов. Постановления Правительства РФ касающиеся вопросов оказания основных видов туристских услуг. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.
20595. Нормативно-правовое регулирование оборота диетического (лечебного и профилактического) питания в Российской Федерации: коррупционная составляющая 143.92 KB
Объект исследования - общественные отношения в сфере оборота лечебно-профилактического питания в стационарных учреждениях здравоохранения и социальной защиты их правовая регламентация и существующие возможности коррупционных проявлений в соответствующей области. Предмет исследования современная нормативно-правовая база регламентирующая оборот...
7899. Правовое регулирование деятельности по оказанию услуг, выполнению работ 23.49 KB
Понятия товара работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве и в налоговом законодательстве. Услуги полезные действия предпринимателя услугодателя исполнителя удовлетворяющие потребности кредиторов заказчиков клиентов как таковые не создающие овеществленного результата который оставался бы в распоряжении клиента и обладал бы качествами самостоятельного объекта гражданских прав...
10413. Правовое регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг 8.23 KB
Правовое регулирование отношений связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг Отношения связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются следующими законодательными актами: Законом О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках...
17836. Стандарты оказания государственных услуг в РУ и ТП 28.69 KB
По результатам проводимых опросов, качества предоставления государственных услуг удовлетворяют очень малое количество процентов населения. Для улучшения механизма предоставления государственных услуг политика государства должна быть продуманной и построенной на надлежащем современным реалиям комплексном анализе административно-правового регулирования государственных услуг. В настоящее время тема особенно актуальна и требует к себе пристального внимания
17871. Анализ оборота предприятия общественного питания 44.39 KB
Характеристика предприятия и специфики его производственно- хозяйственной деятельности. Характеристика состава и структуры оборота предприятия общественного питания. Анализ влияния внутренних и внешних факторов на оборот предприятия...
11697. Анализ оказания государственных и муниципальных услуг в Краснодарском крае 745.56 KB
Становление электронного правительства и оказание государственных услуг на примере Управления стандартизации и связи Краснодарского края 37 3 Развитие электронного правительства оказание государственных услуг на примере Управления стандартизации и связи Краснодарского края 45 3.3 Перспективы развития электронных государственных услуг в online режиме 68 Заключение 74 Список используемых источников 77 Приложения А 81 Б 85 ВВЕДЕНИЕ В последнее время много внимания уделяется качеству услуг предоставляемых гражданам органами государственного и...
19105. Совершенствование управления качеством на предприятиях общественного питания 1.1 MB
Отрасль общественного питания - одна из стратегических отраслей экономики. Уровень развития данной отрасли определяет жизнеобеспеченность населения и является важной частью продовольственной безопасности любого государства.
15793. Анализ оказания услуг торгового предприятия ООО «Монекс Трейдинг» магазина «NEXT» 120.35 KB
Услуги розничной торговли способствуют структурным преобразованием в экономике активации производства потребительских товаров расширению межрегиональных и межгосударственных связей, развитию территории, розничного товарооборота, росту доходов субъектов рынка, привлечению торгового капитала, улучшению качества жизни населения.

Общие требования к предприятиям общественного питания регламентируются стандартом ГОСТ Р 50762-95.

На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:

санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;

по экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

по противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

по электробезопасности - СНиП 11-4.

Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается: проведение погрузочно-разгрузочных работ; складирование тары; размещение контейнеров с мусором; сжигание мусора, порожней тары, отходов. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

Архитектурно - планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02. На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.

Смотрите также

Разработка инновационного проекта ресторана
Введение Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу прогнозно-аналитического и технико-экономического характера...

Содержательные теории мотивации
Введение Содержательные теории мотивации связаны с идентификацией внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют человека действовать так, а не иначе, определяют структуру...

Регистрация документов
Введение Регистрация документов - важная составляющая организации работы с документами. Основная цель регистрации - придание документу юридической силы. Помимо этого регистрация позво...