Основы построения кадра в фотографии. Лучший способ изучения основ композиции

Почему нам, зрителям, одни фильмы нравятся, а просмотр других навевает тоску? У каждого есть свои любимчики – кинокартины, смотреть которые мы готовы в десятый раз подряд. Что влияет на нашу привязанность?

Каждый кадр в фильме играет большую роль. От того, насколько картинка на экране идеальна, зависит впечатление о фильме в целом. Профессионально снятое кино легко отличить от посредственного: если сделать стоп-кадр, то картинка будет похожа на произведение искусства, ну или на хорошую фотографию.

Как добиться такого эффекта? Все просто. Необходимо знать правила построения кадра. Над композицией (расположение объектов в кадре) работают много людей. Во главе стоит главный оператор, его мастерство – залог успеха для любого фильма.

Грамотный оператор знает секреты, которые помогают ему правильно выстроить интересную картинку.

А вы хотите узнать самые важные композиционные приемы? Тогда, поехали!

Правило третей

Пожалуй, наиболее используемый прием в кинематографе. Он простой, но в то же время работает на все 100%.

Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Мы сразу обращаем внимание на глаза героини, чего и добивался оператор.

Как ? Делим экран условно на три части по горизонтали и вертикали. Пересечения разделяющих линий и будут теми самыми областями, куда нужно располагать значимые объекты в кадре. Картинка выглядит динамично и привлекает внимание зрителей.


Кадр из фильма «Марсианин». Линия горизонта проходит по верхней трети, что делает поверхность Марса более выразительной.

В случае с горизонтом возможны два варианта его расположения: на первой трети (усилить внимание на земле) или второй (акцент на небо).

Фокус

Еще один часто встречающийся случай, когда оператор хочет выделить конкретный объект – он делает его в фокусе. Все, что вокруг, наоборот – размывается, тем самым делая упор на изображение в фокусе.

Свет

«Свет! Камера! Мотор!». На любой съемочной площадке свет – жизненно необходимый атрибут. Без него никак нельзя. Возможности света безграничны. Грамотно применяя их в кадре, легко добиться нужного эффекта.

Посмотрите, как мастерски подошел оператор фильма «Великий Гэтсби» к постановке кадра. Мы видим сразу два приема: фокус и свет, который подсвечивает лицо героя, тем самым направляя внимание зрителей в нужное место.

Оператору «Марсианина» блестяще удалось применить «фишку» со светом. На подсознательном уровне мы сразу обращаем свой взгляд на освещенное место, которое выделяется на общем затемненном фоне. Кроме того, глаза героини указывают нам куда смотреть.

Насыщенность


Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Внешний облик героини явно выбивается из общей картинки. Свет, что падает на нее справа, еще больше делает акцент на ее яркости.

Как еще можно привлечь внимание? Сделать объект ярким, выделяющимся на фоне всего остального в кадре. Подсознательно мы реагируем на яркие, красочные цвета.

Симметрия

Грамотно применяя симметрию, можно добиться потрясающих результатов. Такое явление не встречается в природе, поэтому симметрия в кадре так притягательна для нашего взора. Однако с таким приемом следует быть осторожным. Слишком много подобных кадров отвлекают от повествования.

Диагональ и перспектива

Человек воспринимает шкалу времени особым образом: по левую сторону – прошлое, а справа – будущее. Следует помнить об этом, и выстраивать кадр по диагонали.


Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Лестница идеально показывает пример использования диагоналей в кадре.

Что такое перспектива? Для наглядности, представьте два параллельных рельса, которые сходятся в одной точке горизонта.

Наличие перспективы в кадре придает необходимые объем и глубину. Картинка смотрится гораздо интереснее.

Различные планы

Наверняка вы слышали о планах в кадре. Передний, средний и дальний. В зависимости от того, на что следует обратить внимание зрителей, используется каждый из них.

Существует еще один вариант, который совмещает в себе сразу несколько планов. Такая композиция смотрится гораздо интереснее, а картинка перестает быть плоской.

Вот вы и узнали о «фишках», которые делают наши любимые фильмы такими крутыми. Удивительный мир кинематографа еще чуточку приоткрыл свою завесу. Стало понятно, как режиссеры и операторы добиваются идеальной композиции в кадре.

А теперь, вперед смотреть любимые фильмы и считать приемчики! 🙂

Местами некорректно и примеры странны (некоторые:),
но в целом забавный материал.
.
Более полный список композиционных приёмов. Буду рад замечаниям:)
.
1. Композиция как сочинение, соединение, составление. Диалог композиционных элементов.
2. Целостность.
3. Многоплановость.
4. Полицентровость.
5. Насыщенность.
6. Мгновенность.
7. Выразительность.
8. Простота.
9. Гармоничность.
10. Единство композиции.
11. СКЦ (сюжетно-композиционный центр).
12. Studium и Punctum. Пунктум как точка инициации смыслового центра.
13. Проблема большого и малого. Контраст величин. Деформация масштаба.
14. Главная и второстепенная роль в сюжете.
15. Динамика фотографического кадра.
16. Усиление перспективной глубины пространства фотографии с помощью линейной перспективы. Направляющие линии и линейная перспектива.
17. Усиление глубины пространства фотографии с помощью воздушной перспективы.
18. Усиление глубины пространства фотографии с помощью цветовой перспективы.
19. Параллельные линии в композиции. Предотвращение параллелей на краях изобразительного поля.
20. Чувственное и рассудочное в композиции.
21. Правило трёх третей, золотое сечение, числа Фибоначчи.
22. Простая фигура как базовый скелет композиции.
23. ЭЕР (эффект естественной рамки). Усиление целостности композиции с помощью контура по периметру фотографического изображения.
24. Геометрические и сюжетные активные точки композиции.
25. Неожиданные комбинации.
26. Контраст форм и геометрических структур.
27. Контраст силуэтов.
28. Контраст света и тени (тональный контраст).
29. Контраст теплых и холодных тонов.
30. Контраст комплементарных (дополнительных) цветов.
31. Цветовой диссонанс, контраст диссонирующих цветов.
32. Контраст плавных и ломаных линий.
33. Контраст трёхмерных и двумерных элементов, объёма и плоскости.
34. Контраст близкого и далёкого.
35. Контраст подвижных и неподвижных деталей композиции.
36. Логические, смысловые контрасты.
37. Функциональный контраст первостепенных и второстепенных деталей композиции.
38. Контраст состояний, положений.
39. Контраст характеров, эмоций, психологические контрасты.
40. Сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь.
41. Контраст сцены и мизансцены.
42. Оверлэппинг (overlapping). Усиление целостности композиции вследствие перекрывания объектов.
43. Временной контраст (совмещение на одной фотографии проявлений того, что уже произошло, что происходит, и что будет происходить).
44. Контрасты стиля.
45. Контрасты символов.
46. Отражения и повторы.
47. Симметрия или явная асимметрия композиции.
48. Рифма и ритм.
49. Движение в кадре. Проводка как средство выделения главного объекта или СКЦ.
50. Манипулирование символами и знаками.
51. Печатный текст в рамках или за рамкой фотографии, несущий изобразительную нагрузку.
52. Фабула и концепция фотографии.
53. Фотоизображение (фотография или серия фотографий), подразумевающее временнóе повествование, метафорический рассказ, “фотоистория”.
54. Соотнесение СКЦ и свободного места. Соотношение объект и пустота. Работа с пустотой. Окружение, обрамление СКЦ, главного объекта композиции.
55. Идейный ключ, смысловая полярность фотографии.
56. Аполлоническая гармония и дионисийский катарсис.
57. Двусмысленность и многозначность сюжета. Юмор и ирония.
58. Натюрморт, крупный план, макро - как средство фотографической выразительности.
59. Шарм, гламур, нечто очаровывающее.
60. Романтика, эротика и секс.
61. Использование знаменитостей в сюжете.
62. Использование эффекта déjà vu («уже виденное»).
63. Принцип чёт-нечет, инь-ян в целостной, слитной и гармоничной композиции.
64. Совокупное и комплексное применение всех законов и правил композиции для поиска оптимального композиционного решения по принципу тезис – антитезис - синтез. Фотография как искусство спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения.

Замечали ли вы, что в основном если сделать стоп кадр у любого хорошего фильма, то этот кадр будет красивым, как картина. Над этим обычно работает много людей и очень грамотные операторы. Расположение объектов в кадре называется композицией, и правила ее одинаковы как в изобразительном искусстве, в фотографии, так и в видео.

Я сказал «правила», но видео – это не точная наука, всякие правила можно нарушать, хотя прежде чем нарушать, нужно их обязательно знать.

Даже если вы просто будете им следовать, у вас получится достойная картина.

В статье о планах я рассказывал, какие существуют планы в видео. Продолжим эту тему.

Начнем с дальнего плана, как лучше снять поле? Где в кадре будет проходить линия горизонта? Ровно посередине? Сверху или снизу? Обычно, новички берут линию горизонта как раз посередине кадра, отчего картинка становится скучноватой.

Есть такое правило – «правило третей», упрощенный вариант золотого сечения – прием, который использовали еще художники эпохи возрождения.

Представьте кадр. Разделите его на три равные части по горизонтали и вертикали. Кстати, в видео камере или фотоаппарате есть функция, которая включает такую сетку, что бы было легче ориентироваться, выглядит она на видоискателе примерно так:

Теперь о горизонте, его можно располагать либо ближе к 1/3 по горизонтали, либо к 2/3, смотря на что делается ударение, на небо или на землю.

На картинке слева – пейзаж фламандского художника Давида Тенирса Младшего. Справа – кадр из фильма «Гордость и Предубеждение» режиссера Джо Райта. Как видим художники прошлого и настоящего придерживались этого правила.

Здесь линия горизонта приближена к верхней линии, что делает землю выразительной.

С дальним планом немного определились, теперь переходим к более крупному. Общие рекомендации, как снимать людей. Заметьте, что правило третей можно использовать в каждом плане, начиная от самого общего до самого крупного.

На кадре видно что одна треть – потолок, две трети – толпа и главные герои.

При съемке средним планом лицо можно располагать на одном из верхних пересечений линий третей.

При съемке крупного плана верхняя линия третей проходит в области глаз.

Так же, располагая персонажа, не забывайте о направлении его взгляда и оставляйте немного больше места там, куда он смотрит, что бы не казалось, что он упирается в стенку.

Самое главное, и самое сложное это следить, что бы каждый кадр был как красивая картина. В видео это очень сложно, потому что герои двигаются. Вот вы взяли его средним планом, а он перешёл и оказался обрезанным по колено – не страшно, но лучше проследить лишний раз.

Используя правило третей вы сделаете свое видео еще более красивым и грамотным. Удачи.

122737 Фотография с нуля 0

В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.

Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

Сюжетный центр и равновесие

У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром . Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте.

В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.

Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.


Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей . Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.


Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.


Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).

При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием "Золотого сечения" . Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.

Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.


Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру . Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали . Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

Равновесие на снимке - для чего оно?

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной. Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.

Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Можно применить один из удивительнейших приемов композиции - развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда . Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.

Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.

СОВЕТ . Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.

Важный элемент - задний план . Наш взгляд избирателен, и часто неопытный фотограф видит лишь свой главный объект, но не замечает множества отвлекающих деталей на заднем плане или рядом с сюжетным центром. Очистите кадр от лишних деталей! Посмотрите вокруг и выберите подходящий фон. Возможно, эти проходящие случайные люди сейчас переместятся за край кадра. Ветки деревьев, что «растут» у людей из-за головы и мешают воспринимать объект, можно убрать, слегка сместившись в сторону, и т. д.

Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане).

Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.

Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.

Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.


Ритм . Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.

Композиционные ошибки начинающих фотографов

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные композиционные ошибки , которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.

Обрезанные части людей или достопримечательностей . Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.

Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.

Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.

В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.

Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать - тем более. Расположение по центру кадра - пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.

Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока, бутылка, окурок...) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.

Пустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона - «Очень одинокий красный петух».


Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов - фотомусора, зачем они нужны - непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.

Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.

Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.

В следующем уроке №7: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что - лишнее?

Мы помним, что композиция нужна для того, чтобы привлечь внимание зрителя к тому, что Вы хотите показать, именно она помогает реализовать задумку снимка. Когда выстраивать композицию - в момент съемки или же после этого в редакторе - решать Вам, поскольку оба варианта верны.

Если Вы снимаете как фоторепортёр, то Вам придется применять свои знания композиции в момент съемки, чтобы фотография лучше раскрывала тему и была максимально приближена к реальности. В данном случае важна и скорость публикации фото, так что будет мало времени на внесение изменений.

Но если Вы - фотолюбитель, и у вас достаточно времени для обработки фотографий, то можно несколько расслабиться. Позже Вы сможете спокойно подправить свои фотографии для того, чтобы они «заговорили» с наибольшей выразительностью. Иногда Вы находите в них то, что в момент съемки никогда бы не заметили и фотографии приобретают новое звучание.

Форматом кадра называют соотношение его сторон, высоты и ширины, кроме того, различают вертикальную или горизонтальную ориентацию кадра. Выбрать подходящий формат можно в настройках, прямо во время съемки, или после, во время кадрирования.

Иногда мы вынуждены выбирать формат фотографии перед печатью, потому что место, где будет выставлена или вклеена фотография имеет свои ограничения. Некоторые из распространенных форматов кадра:

  • 1:1 квадрат или “один к одному”;
  • 3:2 классический формат кадра 35мм пленки или “три к двум”;
  • 2:3 вертикальная ориентация того же формата;
  • 4:3 «классический», в таком формате делали стеклянные фотопластины, форматные и некоторые средне-форматные камеры;
  • 16:9 молодой и динамичный широкоэкранный формат, известный нам по кино и видео, а теперь используется и в фотографии.

Это далеко не все существующие форматы, но основные из них.

СОВЕТ: желательно кадрировать снимки не в произвольном формате, а в одном из выше описанных - людям привычны эти соотношения сторон, да и серии фотографий смотрятся гораздо лучше, если размеры кадров одинаковые.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ФОРМАТ КАДРА

Наиболее приемлем для человеческого глаза такой формат, как мы смотрим на мир: от одной стороны к другой. Этот формат нас расслабляет. Он часто используется для пейзажей или объектов, заключенных в большие пространства, где основной объект находится в конкретном времени и месте. Этот формат используется в панорамных фотографиях и в демонстрациях на цифровых устройствах, так как экраны обычно обладают именно горизонтальной формой. Горизонтальный формат 16:9 придает динамизм фотографии. Если объект фотографии снят в горизонтальном формате, глазам зрителей будет привычнее, если он будет расположен чуть дальше от центра, ближе к одной из сторон кадра (помним о ).

Фото: Николай Хорошков, Чехия, Южная Моравия

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ КАДРА

Вертикальный формат более агрессивный и категоричный. Наше естественное горизонтальное зрение блокируется вертикальным объектом и обязывает «просканировать» фотографию сверху вниз (или наоборот), что заставляет уделить ему особое внимание. Этот формат часто используется для портретной съемки, позволяя нам анализировать все черты лица, но также его можно использовать для того, чтобы выделить значимость одного элемента по отношению к его окружению. Например, в изображенном в вертикальном формате водопаде мы можем оценить величину падения воды на фоне каменной стены.

Если объект фотографии снят в вертикальном формате, нашим глазам будет удобнее, если он сдвинут к нижней или к верхней стороне кадра; более подходящим размещением в этом случае можно считать расположение в нижней части, так как это создаёт ощущение стабильности.

Обратите внимание, одно и то же место можно сфотографировать как в горизонтальном, так и в вертикальном формате. Главное - правильно кадрировать.

Фото: Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити

Цитата автора: "При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности."

КВАДРАТНЫЙ ФОРМАТ


Взгляд зрителя двигается по кругу, а не со стороны в сторону (или сверху вниз). Квадратный формат в целом бросает вызов удачной композиции, но в тоже время предлагает очень интересные и даже свежие идеи по сравнению с уже привычными форматами.

  • Очень удобен для некоторых симметричных предметов;
  • Объект можно расположить в центре кадра, тогда его окружает меньше пространства, это помогает подчеркнуть его детали, а у снимка появляется глубина;
  • В пейзажах уместно смотрится линия горизонта проходящая через центр (см. );
  • , особенно под углом 45⁰ имеют очень сильное воздействие на зрителя в квадратном формате;
  • Пытайтесь разместить их так, чтобы они проходили через углы изображения;
  • Фон в виде перспективы для квадрата тоже больше подходит, чем для другого формата.


Фото Ирины Джуль

Ваша задача практиковаться и экспериментировать, воспитывать в себе чувство композиции до автоматизма!