Мостовые краны — назначение, устройство, конструктивные особенности. Электрические схемы мостовых кранов Аппараты управления основная теория мостового крана

Механизмы и аппараты управления мостовым краном


Требования, предъявляемые к механизмам и аппаратам управления, четко изложены в Правилах Госгортехнадзора, поэтому ниже приведены статьи 197, 198 и 199 указанных Правил.

«197. Аппараты управления краном должны быть выполнены и установлены таким образом, чтобы управление было удобным и не затрудняло наблюдения за грузозахватным органом и грузом, а направление движения рукояток, рычагов и маховиков было рациональным и по возможности соответствовало направлению вызываемых движений. Направление вызываемых движений должно указываться на этих механизмах и аппаратах в виде штампованных (литых) надписей и стрелок. Отдельные положения рычагов, рукояток или маховиков управления должны фиксироваться и иметь обозначения.
Кнопки для реверсивного пуска каждого механизма должны иметь блокировку, исключающую одновременное включение реверсивных контакторов».

«198. Пусковые аппараты ручного управления (контроллеры, рубильники), применяемые на кран-балках, управляемых с пола, должны иметь устройство для самовозврата в нулевое положение. При использовании в этих случаях контакторов удержание их во включенном положении должно быть возможным только при непрерывном нажатии на пусковую кнопку.
Подвеска аппаратов управления должна производиться на стальном тросике такой длины, которая позволяла бы лицу, управляющему механизмом, находиться на безопасном расстоянии от поднимаемого груза. При расположении аппарата управления ниже 0,5 м от пола он должен подвешиваться на крючок, укрепленный на этом тросике, на высоте от 1 до 1,5 м.»

«199. У кранов с электрическим приводом при контроллерном управлении включение контактора защитной панели должно быть возможно только в том случае, если все контроллеры находятся в нулевом положении.»

В данной статье представлено общее устройство мостовых кранов.

Мостовой кран — это специальное подъемное оборудование, которое используется для перемещения больших и тяжелых грузов. Данные конструкции широко применяются в промышленных помещениях, станциях ремонта автомобилей, на складах и других предприятиях.

Конструктивно мостовые краны разделяют на несколько групп:

  • подвесные и опорные;
  • одно- и двухбалочные;
  • с ручным и электрическим приводом.

Опорные модели двигаются по рельсам, которые закреплены на подкрановых балках. Они устанавливаются на выступах верхней части колонн цеха или на эстакадах.

Подвесной (слева) и опорный (справа) типы кранов.

Однобалочные модели состоят из одной балки, двухбалочные — из двух. Соединяются с концевыми балками, в которых установлены ходовые колеса.


Одно- и двухбалочные типы кранов.

В кранах с ручным приводом в качестве механизма передвижения используются червячные тали. Приводным агрегатом служит вал с тяговым колесом и цепью. Как правило, модели с ручным приводом применяются для перемещения небольших грузов в служебных целях.


Мостовой кран с ручным приводом.

Основные узлы и механизмы мостового крана

Устройство мостового крана сложное. Рассмотрим его более детально.

Как правило, такой кран состоит из подкрановых путей с рельсами, балки или моста и грузовой тележки, которая перемещается. Тележка снабжается механизмом подъема груза. Он может быть один или несколько в зависимости от требований производства.

Устройство приводится в движение под действием электрического привода. Благодаря этому мостовой кран может поднимать и опускать груз, перемещать тележку и балку.

Управление таким краном происходит за счет манипуляций с пульта, который располагается в подвесной кабине или внизу цеха. Монтаж крана осуществляется на крановой эстакаде или с использованием колонн и конструкций помещения.


Устройство мостового крана

Рассмотрим более детально основные узлы и механизмы мостовых кранов.

Подкрановые пути

Подкрановые пути используются для перемещения оборудования. Также они призваны распределять вес мостового крана равномерно по фундаменту. Опорные однобалочные краны обладают малой и средней грузоподъемностью, для их перемещения применяются железнодорожные рельсы.

Конструкции, способные перемещать значительный вес (20 и более тонн), устанавливают на специальные крановые пути. Поскольку такие краны работают под значительной нагрузкой, к подкрановым путям предъявляются жесткие требования во избежание схода тележки и других поломок.

Чтобы не случилось схода тележки, ширина колеса должна быть больше, чем рельса. Не стоит забывать при проектировании, что рельсы нужно укладывать с небольшим сертифицированным зазором, так как в противном случае тепловое расширение может привести к аварии. Однако если зазоры слишком большие, то на колеса будут действовать ударные нагрузки, что приведет к быстрому их выходу из строя.

Устройства для перемещения крана (двигатель, тормозная система)

Мостовой кран перемещается при помощи электродвигателя. Как правило, применяется три или четыре мотора. Два из них установлены для непосредственного перемещения тележки. Остальные служат для поднятия груза и, как правило, располагаются на тележке.

Поскольку веса перемещаемых грузов значительные, то и инерционные массы также требуют уравновешивания. Для этих целей применяется тормозная система, которая останавливает оборудование.

Чаще всего используются тормоза закрытого типа, которые в неподвижном состоянии тележки блокируют ее колеса. Для начала движения достаточно переместить запирающий рычаг. В случае возникновения аварии тормоза срабатывают автоматически, останавливая конструкцию. Для более плавного торможения используются тормоза колодочного типа.

Тормозные узлы и механизмы мостовых кранов не применяются, если скорость тележки не превышает порядка 32 метров в минуту.

Механизм подъема (лебедка, тележка)

Действующим подъемным звеном в мостовом кране является тележка и лебедка. Тележка выполняется из прочной стали. Ее конструкция такова, что нагрузка при перемещении равномерно распределяется на подкрановые пути и колеса. На ней установлены приводные и ведомые колеса. Также на тележке монтируются электродвигатели, механизмы подъема, токоприемники и другое оборудование.

На тележке установлены тормоза. В случае их отказа имеются специальные отбойники, которые помогут ей остановиться. Для обслуживания по периметру предусмотрены поручни.

В зависимости от использования одной или двух балок тележки разделяют на консольные и опорные. По типу подъемного механизма различают тельферные. Их эксплуатируют как в жарком, так и в холодном климате в связи с высокой надежностью устройств.


Консольный (слева) и опорный (справа) тип тележки

На тележке располагается механизм для подъема и опускания груза. В зависимости от зацепной функции выделяют крюковые и грейферные захваты.

Также на тележке устанавливается несколько вспомогательных барабанов, которые имеют меньшую грузоподъемность, чем основной. Они используются для перемещения легких грузов.

В качестве оборудования для повышения тягового усилия применяется полиспаст с заданной кратностью. Это устройство представляет собой систему из блоков, соединенных между собой канатом или цепью.

Использование полиспаста позволяет наматывать канат на барабан равномерно. Это необходимо для того, чтобы распределить нагрузку на опоры блока в одинаковых величинах и избежать перекоса поднимаемого груза и поломки опор.

Механизмы управления

Мостовым краном можно управлять из разных мест:

  • из подвесной кабины;
  • дистанционно;
  • с земли.

Управление краном с пола возможно при помощи пульта. Используются как проводные, так и радиоуправляемые модели. Радиопульт современен и мобилен. Его применение эффективно, пульт позволяет перемещать грузы точно и равномерно. Данные мостовые краны, обладающие грузоподъемностью до 10 тонн, не регистрируют в Технадзоре.

Зачастую для управления краном применяют джойстик-манипулятор. Он может осуществлять несколько операций быстрее, чем пульт (подъем, спуск, остановка, ускорение и др.). Кнопочные модели обладают меньшей функциональностью. Данные приспособления используются для кранов с малой и средней грузоподъемностью.

При необходимости перемещения больших весов используется кран, управление которым осуществляется из кабины. Данные изделия необходимо вносить в реестр Технадзора. Для работы на таком оборудовании нужен специалист, который имеет сертификат соответствия.

Поскольку кабина находится на высоте, то она относится к потенциально опасным конструкциям и должна обладать повышенными показателями надежности. Внутри кабины располагаются рычаги и манипуляторы для управления, кресло оператора. Важным моментом является остекление кабины. Оно должно быть максимально полным, чтобы крановщик мог видеть любые события, происходящие в зоне погрузки. Также многие операторы используют радиосвязь.


Основные способы управления мостовыми кранами

Электрооборудование крана

К электрооборудованию крана относят:

  • электродвигатели;
  • реле, пускатели, контроллеры;
  • предохранители, выключатели;
  • электромагнитные тормоза и прочее.

Электрические моторы устанавливаются для передвижения крана и тележки. Их число зависит от конструкции и модели подъемника. Разнообразное оборудование для пуска и остановки, электрозащиты и управления строго сертифицируется, к нему предъявляются повышенные требования по безопасности и надежности.

Электропитание крана осуществляется двумя путями — при помощи кабельной или троллейной линии. Троллейный вариант применим для кранов, которые перемещают большие грузы. Линия должна находиться на высоте не менее 3,5 метров от пола и 2,5 метров до настила моста. Кабельная линия представляет собой гибкий кабель. Он перемещается вместе с тележкой. Для этого его подвешивают на каретках. Для перемещения балки моста применяют первый способ.

Электропитание мостового крана в большинстве случаев трехфазное. Такое напряжение в сети необходимо, так как электродвигатели работают при значительных показателях силы тока и напряжения. К силовой линии мостового крана предъявляются повышенные требования безопасности. Это связано, прежде всего, с возникновением остановок, перегрузок и прочего. При таких факторах проводка греется. Для нормальной работы крана требуются качественные провода, способные выдерживать вышеперечисленные перегрузки.

На рисунке 11.1 приведена схема наиболее распространенного в промышленности мостового крана, состоящего из следующих составных частей: кабины управления 1 , механизма передвижения крана 2 , кабеля электропитания грузовой тележки 3, электрооборудования 4 , моста крана 5 , грузовой тележки 6 , уста­новки главного токоприемника 7 , кабины для обслуживания трол­леев 8.

Рисунок 11.1

Крановый мост опирается на ходовые колеса и перемещается по подкрановым путям, уложенным на выступах верхней части стены цеха. Ходовые колеса крана приводятся во вращение механизмами передвижения крана, которые состоят из раздельных приводов, установленных на площадках пролетного строения моста.

Тележка движется по двум рельсам, закрепленным на глав­ных балках моста. Электрооборудование размещено на площадках моста, на тележке и в кабине управления. Питание крана осуще­ствляется через жесткие уголковые троллеи, размещенные вдоль подкрановых путей.

Питание механизмов тележки осуществляется через гибкий кабель, подвешенный на специальном монорельсовом пути при помощи подвижных кареток.

Режим работы грузоподъемной машины циклический. Цикл состоит из перемещения груза по заданной траектории и возврата машины в исходное положение для нового цикла. В цикле работы крана время включения (работы) любого из его механизмов чередуется с временем пауз этого механизма (пока включен другой механизм, происходит застроповка или расстроповка груза либо технологическая пауза).

В настоящее время применяются различные системы управления электроприводами мостовых кранов. Одной из наиболее совершенных является система электроприводов переменного тока с частотными преобразователями и управлением от контроллера, схема которой показана на рисунок 11.1. В качестве частотных преобразователей используются преобразователи MOVITRAC -31 С110-503-4-00 и С370-503-4-00 фирмы SEWErodrive , которые выполняются с промежуточным звеном постоянного тока и синусоидальной широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) выходного напряжения инвертора. Устройства подключаются непосредственно к трехфазной сети переменного тока напряжением от 3×380 до 3×500 В и частотой 50 (60) Гц. Они обеспечивают изменение трехфазного выходного напряжения до значения напряжения сети с пропорционально увеличивающейся выходной частотой до настраиваемого значения базовой частоты, находящейся в интервале 50...150 Гц (для специальных характеристик от 5 до 400 Гц). Эта особенность позволяет управлять трехфаз­ными АД с постоянным моментом до достижения номинальной частоты, а выше нее – с постоянной мощностью.

Пост оператора реализован на базе клавишной панели FBG 31С-01, в состав которой входят текстовый дисплей с подсвет­кой, тремя языками на выбор и мембранная панель с шестью клавишами. На дисплей выводятся расширенное и краткое меню параметров. Клавишная панель обеспечивает: отображение выход­ной частоты, тока, температуры и других измеряемых величин; фиксацию неисправностей; считывание и коррекцию всех пара­метров; сохранение данных. Для управления механизмами подъема и передвижения исполь­зуются эргономичные ручные манипуляторы типа «джойстик».

Система управления электроприводами мостового крана реа­лизована на контроллере с возможностью его связи с ПК по пос­ледовательному интерфейсу RS-485 для обмена информацией с верхним уровнем управления и уровнем дистанционного управ­ления.

11.2.2 Система управления козловым краном

Козловые краны применяют в основном при строительстве зда­ний, погрузке и разгрузке судов в морских или речных портах. Выполнение погрузочно-разгрузочных и других видов работ обес­печивают несколько электроприводов различной мощности. В ка­честве приводов применяют электродвигатели переменного тока с регулированием от преобразователя частоты. Рассмотрим систе­му управления козловым (портальным) полноповоротным кра­ном типа «Сокол».

Схема крана представлена на рисунке 11.2, где 1 – механизм разво­рота грузовой траверсы; 2 – механизм изменения вылета стрелы; 3- машинное отделение; 4,8 – механизмы поворота; 5 - барабан для намотки кабеля; 6 - кабина; 7 – центральный токосъемник; 9, 15 - тупиковые концевые выключатели; 10 - концевой выклю­чатель кабеля; 11,14 - механизмы передвижения; 12,13 - рельсо­вые захваты; 16 - концевой выключатель перепасовки.

Рисунок 11.2

В машинном отделении размещаются: пульт управления, стан­ция оператора (дисплей ОР27), электродвигатели переменного тока механизмов подъема и механизма замыкания, электродвигатели вентиляторов, толкатели тормозов, преобразователи частоты, кон­троллер с интеллектуальными модулями ввода и вывода, кабель­ный канал связи контроллера с пультами управления, станция управления замыканием грейфера.

Система управления краном построена на базе контроллера SIMATIC S 7-400 фирмы Siemens . Все управление ме­ханизмами осуществляется с использованием промышленных се­тей Sinec L 2 и Profibus - DP . Связь основных подсистем системы управления осуществляется посредством интеллектуального мо­дуля ЕТ200Н и вышеперечисленных сетей. Система управления реализует следующие алгоритмы работы: управление подъемным и замыкающим приводом крана, управление стрелой, управление поворотом, управление передви­жением крана, управление рельсовыми захватами, одновремен­ная работа нескольких механизмов, аварийный режим.

      Системы управления лифтами

Основными частями лиф­та являются: лебедка, каби­на, противовес, направляю­щие для кабины и противо­веса, двери шахты, ограни­читель скорости, тяговые ка­наты и канат ограничителя скорости, узлы и детали при­ямка, электрооборудование (включая систему управления).

В механизмах подъема лифтов применяют различные типы элек­троприводов.

В нерегулируемом приводе используют одно- и двухскоростные двигатели переменного тока. Односкоростной нерегулируемый асинхронный привод применяется в тихоходных лифтах с невысокими требованиями к точности остановки кабины. Силовая схе­ма привода включает в себя односкоростной асинхронный двига­тель с короткозамкнутым ротором. Контакторы обеспечивают вклю­чение двигателя для движения кабины вверх и вниз за счет изме­нения чередования фаз питающего напряжения. Электромагнит­ный тормоз получает питание через выпрямитель и обеспечивает отпускание тормоза при включении привода и ввод в действие тормоза при отключении привода, когда кабина подходит к этажу назначения.

В двухскоростном асинхронном приводе лифта используется двигатель с короткозамкнутым ротором и двумя статорными обмотками большой и малой скорости. В обмотке малой скорости лифтовых двигателей число пар полюсов обычно в три, четыре или шесть раз превышает число пар полюсов обмотки большой скорости, что обусловливает уменьшенную в такое же число раз синхронную скорость.

Регулируемый привод постоянного тока обеспечивает аналогич­ные условия и применяется для формирования диаграммы дви­жения кабины лифта, близкой к оптимальной, а также высокую точность остановки кабины.

В современных лифтах используются два принципа управления: разомкнутый и замкнутый. При разомкнутом принципе для управления приводом лебедки используются сигналы, формируемые в логической управляющей системе (станции управления). Возможные изменения параметров кабины и лебедки в процессе работы не учитываются.

Замкнутый принцип позволяет учитывать все изменения парамет­ров и управлять приводом по сигналам, получаемым от логичес­кой управляющей системы, а также учитывать результаты функ­ционирования привода. Вследствие этого система управления приводом дает возможность увеличить точность останов­ки, повысить плавность движения кабины.

Система частотного регулирования ско­рости асинхронного электропривода OVF 20 фирмы Otis выполнена на основе ШИМ и состоит из двух основных узлов: управляющей платы МСВ II и силовой части. Функциональная схема OVF 20 представлена на рис. 11.3.

Си­ловая часть состоит из схемы подключения к электрической сети и преобразователя, состоящего из неуправляемого трехфазного двухполупериодного выпрямителя, линии связи по постоянному току и трехфазного инвертора. Напряжение трехфазной электрической сети выпрямляется и сглаживается фильтром в линии связи по постоянному току, пос­ле чего транзисторный инвертор с помощью заданной последовательности коммутации IGBT -транзисторов преобразует напряжение посто­янного тока посредством ШИМ в трехфазное переменное напря­жение с переменной частотой. Транзисторы обеспечивают высо­кую скорость переключения (с несущей частотой 10 кГц).

Рисунок 11.3

Информация о выходных значениях принимается с датчика скорости BR, находящегося на валу электродвигателя. Применя­ется двухканальный (трековый) энкодер со сдвигом фаз сигналов на 90° GBA 633 A 1 (по 1024 импульса на каждый трек). Контроллер MCS 220 обменивается сигналами с OVF 20 (сигнал управления VI ... V 4 , кодируемый четырьмя бита­ми; UIB , DIB , NOR – сигналы, кодируемые одним битом каждый; сигналы текущего состояния лифта DS 1 ... DS 3 , кодируемые тремя битами). Сигналы UIB , DIB , NOR представляют собой дан­ные, определяющие начальное состояние системы OVF 20 перед работой, т. е. лифт работает в режиме обучения «вверх-вниз» или в нормальном режиме.

Замкнутый контур контроля скорости гарантирует точное и комфортное поведение привода в каждый момент работы. Изме­ренная скорость электродвигателя вводится в регулятор скорости типа ПИ-регулятора. Динамическая точность регулирования ско­рости (время устранения системой регулирования ошибки по ско­рости) высока.

Алгоритм работы системы управления (рисунок 11.4) состоит из основного алгоритма, алгоритма подпрограмм, реализующих различные ре­жимы работы системы управления (ревизии, деблокировки, управления из машинного помещения, нормальной работы, по­жарной опасности), и алгоритмов дополнительных подпрограмм, реализующих типовые действия, производимые в режиме нор­мальной работы (движение лифта по приказу, остановка каби­ны на этаже).

Рисунок 11.4

Алгоритм начинается с включения лифта и работу (блок 1 ), после чего начинается постоянный контроль цепи безопасности (2 ). Если цепь разомкнута, происходит ава­ рийная остановка лифта (3 ). В зависимости от причины аварийной остановки применяется режим деблокировки (5 ), если кабина лифта установилась на ловители или конечные выключатели, либо производится определение и устранение другого рода сбоя в системе (6 ). Блоки 7...9 определяют необходимость вклю­чения того или иного режима работы лифта, блоки 10...12 реа­лизуют соответствующие подпрограммы. Программа продолжает свою работу до тех пор, пока не будет выполнен принудитель­ный останов лифта.

Схема алгоритма подпрограммы, реализующей режим нормаль­ной работы, приведена на рисунке 11.5.

Рисунок 11.5

В этом режиме производятся контроль пожарной безопасности (2 ), регистрация и выполнение всех вызовов и приказов, контроль загруженности кабины. Этот алгоритм составлен с учетом работы системы с собирательным управлением вниз, т.е. выполняются попутные вызовы при движении кабины вниз (если загрузка менее 90 % от номинальной), Таким образом, в подпрограмме реализуются ожидание и регист­рация вызова (3 , 4 ), проверка нахождения кабины лифта на этаже вызова (5 ). В зависимости от этого осуществляется открытие дверей кабины с последующей работой лифта по приказу (6, 7 ) или проверяется условие занятости кабины (8 ). Если кабина сво­бодна, то блоки 9… 20 осуществляют выбор направления движе­ния кабины и в зависимости от этого после получения приказа выполняются попутные вызовы при движении вниз (если они за­регистрированы) (14... 20 ) или движение кабины на наивысший из этажей, с которых поступили вызовы, а затем после получе­ния приказа собирательное управление для движения вниз.

Если при регистрации вызова кабина занята, вызов выполня­ется при попутном следовании кабины при условии, что она за­гружена менее чем на 90 % номинальной загрузки. В противном случае (рисунок 11.6) ожидают, пока кабина не освободится или не проследует в попутном направлении, загруженная менее чем на 90% (21 ...29 ).

В металлургии и строительстве, в производственном цеху и на складе, на транспорте и в ремонтных мастерских, при работе с сыпучими и опасными грузами, для перемещения крупногабаритных грузов, неразборных узлов и многого другого применяются мостовые краны. Эта техника предназначена для интенсивной работы в самых разнообразных, порой, экстремальных условиях.

Для перемещения грузов по цеху, складу, иному производственному помещению служит мостовой кран. По проложенным по стенам подкрановым путям передвигается крановый мост с закрепленной на нем грузовой тележкой, осуществляющей подъем и опускание груза.

По конструкции моста краны разделяются на:

  • Однобалочные. Мост состоит из одной балки двутаврового сечения, на концах которой установлены концевые балки с ходовыми колесами. В дополнение к основной грузовой тележке может устанавливаться дополнительная консольного типа. Краны этого типа отличаются небольшим весом, но и грузоподъемность у них, как правило, не превышает 10 т.
  • Двухбалочные. Конструктивно мост составлен из двух жестких балок с концевыми балками, снабженными ходовыми колесами. Грузовая тележка помимо основного, может оснащаться и вспомогательными грузоподъемными механизмами. Этот тип кранов имеет большую грузоподъемность, управление осуществляется из кабины или дистанционно.

Схема мостового, подвесного крана

По типу крепления мостовые краны разделяют на 2 вида:

  • Подвесные. Грузовая тележка перемещается по нижней плоскости балки моста.
  • Опорные. Грузовая тележка перемещается по верхней плоскости опорной балки. Такая конструкция обеспечивает максимальную грузоподъемность.

Существует несколько типов мостовых кранов, отличных от традиционных, перемещающихся по параллельным подкрановым путям:

  • Радиальный. Вращение крана осуществляется по кольцевому рельсу вокруг жестко закрепленной в центре рабочей площадки опоры.
  • Хордовый. Передвижение осуществляется по кольцевому рельсу. В силу конструктивных особенностей, площадь обслуживаемого краном кольца меньше, чем у радиального при том же радиусе вращения.
  • Кольцевой. Кран передвигается по двум кольцевым рельсам различного диаметра. Для исключения проскальзывания, ходовые колеса делают разного диаметра.
  • Поворотный. Мост крана равен диаметру кольцевого рельса, по которому происходит перемещение. В отличие от радиального, отсутствует центральна опорная балка, и кран может выполнять погрузо-разгрузочные работы в любой точке внутри окружности, ограниченной подкрановыми путями.

Помимо основного рабочего инструмента, крюка, кран может быть оснащен грейфером, магнитным захватом.

Устройство мостового крана

Общее устройство мостового крана состоит из одно- или двухбалочного моста, перемещающейся по нему грузовой тележке. Как на мосту, так и на тележке установлено необходимое электрооборудование и механические узлы. Управляется механизм из подвесной кабины или с пульта, при нахождении оператора на полу цеха или вне рабочей площадки.

Монтаж подкрановых путей может осуществляться как на свободностоящей крановой эстакаде, так и с использованием пола, колонн, стропильных ферм цеха.

На фото устройство мостового крана


Далее рассмотрим устройство различных механизмов мостового крана.

Тормозная система

Для удержания груза или контроля скорости его перемещения (спускной тормоз), остановки передвижения моста крана или грузовой тележки (спускной тормоз) служит тормозная система. Традиционно в подъемных механизмах используются замкнутые (закрытые) тормоза, блокирующие движение в нормальном состоянии. При нажатии на педаль или рукоять, механизм растормаживается. При аварийной ситуации, в случае поломки или остановки какого-либо узла крана, такой тормозной механизм автоматически срабатывает.

Более плавное и быстрое торможение обеспечивают колодочные тормоза.

В случае если перемещение грузовой тележки осуществляется со скоростью, не превышающей 32 м/мин, необходимости в тормозной системе нет, т.к. потери на трение в подшипниках колес и при качении по рельсам обеспечивают устойчивое замедление.

Этот путь, который прошла тележка до полной остановки с момента начала торможения называется путем торможения.

Механизмы подъема

На крановой тележке расположен механизм подъема и опускания груза. В дополнение к основному, могут использоваться один или два вспомогательных механизма, грузоподъемность которых меньше грузоподъемности основного в 3-10 раз в зависимости от класса крана.

Составными частями любого из них являются:

  • Приводной электродвигатель.
  • Трансмиссионные валы.
  • Редуктор.
  • Грузовые тросы с барабаном для намотки.

Схема подъемного механизма мостового крана


Для работы с грузами более 80 т используется дополнительный редуктор или понижающая зубчатая передача.
Для повышения тягового усилия применяется полиспаст, наиболее распространенной разновидностью которого является сдвоенный кратный. Благодаря ему трос наматывается равномерно на барабан с обоих концов, тем самым позволяя сбалансировать нагрузку на опоры барабана и всю пролетную часть моста.

Подкрановые пути

Назначение подкрановых путей – обеспечить равномерное распределение веса мостового крана на фундамент и перемещение крановой балки по этим путям. Для опорных однобалочных кранов с небольшой грузоподъемностью в качестве направляющих используются обычные железнодорожные рельсы. Для механизмов грузоподъемностью 20 и более тонн используют специальные крановые рельсы. Основанием для них чаще всего является стальная двутавровая балка.

Учитывая вес самого крана и груза, а также скорость перемещения по подкрановым путям, к качеству их установки должны применяться повышенные требования, исключающие возможность схода крана с рельсов. Для того, чтобы предотвратить это, ширина колес должна превышать ширину используемых рельсов. Так, при использовании цилиндрических колес, их ширина должна быть больше ширины рельса на 30 и более мм. Для конических колес это значение должно быть не менее 40 мм.

Укладка рельсов должна производиться с тепловым зазором, а также обеспечиваться перепад высот на них не более 2 мм. При больших значениях возникает сильная ударная нагрузка на колеса.

В случае подвесного мостового крана, устройство кранового пути представляет собой закрепленную на стропильных фермах помещения балку, чаще всего двутавровую, грузовая каретка при этом перемещается по нижней плоскости этой балки (подвешивается к ней).

Электрообрудование

К электрооборудованию мостовых кранов предъявляются особые требования, среди которых режим работы, при котором в течение часа может производиться до нескольких сотен кратковременных включений и выключений, перегрузки, возникающие при разгоне и торможении крановой тележки и самого крана, изменение скоростей передвижения.

Перемещение моста и грузовой тележки, манипуляции с грузом обеспечивает основное электрооборудование мостового крана.

К электрооборудованию относятся:

  • Электродвигатели. Устанавливаются 3 или 4 двигателя, 2 из которых смонтированы на тележке для осуществления подъема/опускания груза, перемещения ее по балке моста, и 1 или 2 двигателя обеспечивают перемещение балки крана по подкрановым путям.
  • Управляющая аппаратура (реле, контроллеры, пускатели и т.д.).
  • Устройства электрозащиты (предохранители, автоматические выключатели и т.д.).
  • Устройства, обеспечивающие работу тормозной системы крана.

Электросхема мостового крана

К вспомогательному электрооборудованию относятся осветительные приборы, системы отопления кабины, звуковая и проч. сигнализация, и т.п.

Электропитание крана обеспечивается двумя способами:

  • Троллейная линия. Чаще всего используется с кранами большой грузоподъемности. Для обеспечения безопасности, троллейная шина должна располагаться на высоте минимум 3.5 м от пола и не менее 2.5 метров до настила моста. Грузовая тележка получает питание от собственной троллейной линии, смонтированной на балке моста.
  • Кабельная система. Это гибкий электрический кабель, для предотвращения повреждения которого при перемещении крана или тележки используются каретки для подвешивания.

  • Уважаемые читатели! Сообщаем вам, что нашему университету продлён доступ на 2020 год к издательским коллекциям ЭБС Издательства «Лань»: «Математика - Издательство Лань» ; «Физика - Издательство Лань» ; «Инженерно-технические науки - Издательство Лань» ; «Информатика - ДМК Пресс» ; «Инженерно-технические науки - Издательство ДМК Пресс - Додэка-XXI»

    Дополнительно, в рамках текущего договора, университету предоставлен доступ к произведениям , входящим в Базу данных отдельно от коллекций.

    Узнать подробнее о возможностях ЭБС Вы можете в разделе: Электронно-библиотечные системы

    Возобновление доступа к ЭБС «Ibooks»

    Уважаемые читатели! С 1.02.2020 нашему университету предоставен доступ к Электронно-библиотечной системе «Айбукс.ру/ibooks.ru», в которой содержатся электронные версии учебных и научных изданий по профилю образовательной и научной деятельности университета. Доступ к электронным книгам осуществляется прямо на сайте электронно-библиотечной системы

    Тестовый доступ к коллекции издательства «Златоуст»

    Подробности Опубликовано 31.01.2020

    Уважаемые читатели! C 3.02.2020 по 02.03.2020 нашему университету предоставлен бесплатный тестовый доступ к новой книжной коллекции издательства «Златоуст» на платформе ЭБС «Лань» . В коллекции представлены 198 книг из области знаний «Языкознание и литературоведение».

    Издательство «Златоуст» специализируется на разработке учебных материалов по русскому языку как иностранному (РКИ). Является лидером в разработке и производстве новых учебных материалов для изучающих русский язык как иностранный.