Стратегическое направление карьеры. Теоретические подходы к определению факторов развития карьеры С поправкой на ветер

В возможно более раннем возрасте объективно оценить свои способности и выбрать стратегическое направление развития карьеры.

Совет понятный и вряд ли кто-либо стал бы его подвергать сомнению. А вот как его реализовать – это вопрос. Его осуществление предполагает два варианта: в самом раннем возрасте определить направление карьеры ребенка должны родители или близкие люди, это их святая обязанность. А с отроческих лет или тем более в зрелом возрасте, кто бы тебе ни помогал, но ответственность за выбор карьеры лежит на самом человеке

Важность выбора очень велика. Ошибка в этом деле может буквально обесценить всю жизнь человека, стать непоправимой. Вот что написал по этому поводу В.П. Глушко, конструктор ракетных двигателей для космических кораблей, академик, дважды Герой Социалистического Труда СССР: «Счастлив тот, кто нашел свое призвание, способное заполнить всю его жизнь. Дважды счастлив тот, кто нашел свое призвание еще в отроческие годы. Мне выпало такое счастье...» .

Выбрать стратегическое направление карьеры означает определить, чему в наибольшей степени соответствуют способности и возможности человека – технике или гуманитарным наукам, или какому-либо другому делу, например, профессиональному спорту, ведению домашнего хозяйства и т.д.

С течением времени следует уточнить область своей будущей деятельности. Если направление техническое, то конкретно отрасль народного хозяйства и промышленности, например, химия или строительство, металлургия или транспорт. Если транспорт, то какой: автомобильный, авиационный или железнодорожный. Если предпочтение отдается гуманитарной деятельности, то какой именно: изучению языков, литературе, музыке. Если спорту, то какому его виду и т.д.

Одновременно с этим следует решить для себя и один из главных вопросов в жизни: чему в большей степени соответствуют мои способности, карьере руководителя или карьере специалиста? Обычно ответ на этот вопрос дается нелегко и решение его связано подчас со многими ошибками. Наибольшего успеха достигает тот, чья стратегия соответствует его способностям, поэтому следует трезво оценивать свои качества.

Сориентировать ребенка на правильный, оптимальный для него жизненный путь – очень непростая задача. На этот счет существуют научные рекомендации. Директор Зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) кандидат медицинских наук Юрий Белехов считает, что надо активно и целенаправленно развивать в ребенке творческую личность, при этом ребенок может и должен осознать, с какой миссией он появился на свет с 4-5 лет . Родителям нужно приглядываться к ребенку, не насиловать его, если он не хочет чем-то заниматься. А пока он мал, следует смелее менять кружки, секции, занятия, искать, что ему понравится по-настоящему.


Ю. Белехов советует дать возможность ребенку как можно раньше определиться с его предпочтением, т. е. установить, к чему он больше всего тянется – к музыке, к рисунку, к цифре, форме или слову. Это всего пять направлений, и дать попробовать все их не так и сложно. В ребенке нужно с малолетства воспитывать главное, определяющее в жизни чувство – чувство автора своей жизни.

В нашей реальной российской действительности профессиональная ориентация даже в школе для почти взрослых детей в 9-11 классах организована неудовлетворительно. А ведь в девятом классе ребенку предстоит решать: идти ли ему в колледж или продолжать учебу в школе. И в этот ответственный момент дети должны уметь правильно выбирать профессию.

В большинстве зарубежных стран профориентация поставлена не в пример лучше нашей, российской . В шведском учебнике по математике перед каждой темой дается объяснение, в каких жизненных случаях полученные знания можно применить. В Германии уже с четвертого класса ребенок должен примерно прочерчивать свой будущий жизненный путь. Во Франции проводят специальные уроки, тема которых – выбор профессии.

Недооценка работы по профессиональной ориентации в России – одна их основных причин того, что большое количество людей трудится не по специальности. В Москве, например, таких работников больше половины. Ясно, что от дилетантов ожидать высокой отдачи просто бессмысленно. Кроме того каждый, работающий не по специальности – в какой-то мере обиженный жизнью человек.

Кроме пожеланий, обоснования системы мероприятий по профессиональной ориентации, а значит и выбору направления развития карьеры, наука уже вплотную подошла к решению вопроса выдачи конкретных персональных рекомендаций каждому человеку в части его жизненного предназначения. Руководитель лаборатории развития нервной системы человека из Института морфологии человека РАМН профессор Сергей Савельев справедливо считает, что мы нередко выбираем дело своей жизни не по призванию, а в лучшем случае по размеру жалованья. Поэтому в результате лишь некоторые из нас находят свое предназначение – большинство же ежедневно ходит на работу, как на каторгу. А ведь можно жить совершенно счастливо. И нужен для этого совершенный «пустяк» – разобраться в том, что тебе на самом деле предназначено судьбой . И делать это он предлагает не при помощи психологических тестов, не путем длительного копания в себе с самых пеленок, а на основе системного подхода к проблеме, опираясь на структурные различия мозга каждого из нас.

Суть его предложений сводится к тому, чтобы, повысив разрешающую способность современных компъютерных томографов в пять-десять раз, с их помощью получить возможность в рамках обычного медосмотра определять потенциальные способности человека. Он считает, что качественные отличия людей можно уверенно установить лет с 16, когда мозг уже закончил формироваться. Его метод, описанный в книге «Изменчивость и гениальность» , выглядит как фантастика. Но вспомним, сколько изобретений, не так давно казавшихся фантастическими, внедрено в повседневную практику за последние хотя бы пятьдесят лет. Так что не исключено, что разработки С.Савельева могут стать реальностью в самое ближайшее время.

Но пока этого нет, каждый человек должен, не перекладывая это дело ни на кого, самостоятельно разобраться в своих достоинствах и недостатках, трезво оценить умения и знания и выбрать тот жизненный путь, который в наибольшей степени соответствует этому. Нужно помнить о том, что лучше, чем вы знаете себя, вас не знает никто.

Правильному выбору карьеры могут помочь методы, разработанные наукой, и уже достаточно широко применяемые на практике. Например, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК) много лет занимался проблемой использования пальцевой дерматоглифики* для прогностической оценки физических способностей в практике отбора и подготовки спортсменов. Под руководством доктора биологических наук Т.Ф. Абрамовой были подготовлены соответствующие методические рекомендации . В аннотации к работе говорилось, что в ней отражены результаты исследования взаимосвязи морфогенетических маркеров – признаков пальцевой дерматоглифики с различными проявлениями физических способностей у представителей спорта высших достижений, а также на примере лиц, не занимающихся спортом, и лиц с врожденными двигательными ограничениями. Выявлены маркирующие свойства рисунков на пальцах рук в оценке врожденно приобретенного развития физических качеств, механизмов энергообеспечения двигательной деятельности, а также в оценке риска снижения физического потенциала человека. Показаны возможности

*дерматоглифика – изучение деталей рельефа кожи ладоней и стоп

раннего прогноза пригодности к спортивной специализации. Представлен способ оценки двигательного потенциала человека на основе признаков пальцевой дерматоглифики.

Авторы методических рекомендаций предлагают использовать полученные ими результаты при ранней ориентации детей и комплектовании команд, при выборе спортивного амплуа в игровых видах спорта, а также в профессиональной ориентации, при выборе средств и методов идеологического воздействия.

В кратком популярном изложении суть работы заключается в том, что учеными найдена зависимость (на основе исследования нескольких тысяч человек) между рисунками на пальцах и потенциальными возможностями человека. Это создает предпосылки для правильного выбора карьеры. В спорте высших достижений результаты исследований Т.Ф. Абрамовой используются давно и успешно. Есть все основания надеяться, что ее метод найдет широкое применение и за пределами спортивной сферы.

Иногда на выбор специальности у молодых людей (а ведь это – выбор жизненного пути) влияют случайные факторы. Например, выбирают ВУЗ не тот, который соответствует способностям, а куда легче поступить. Именно поэтому у нас в настоящее время огромное перепроизводство юристов и экономистов. Их сейчас 18 и 33 процента соответственно от общего количества специалистов, работающих в народном хозяйстве . Столько выпускников данных специальностей стране просто не нужно. Это приводит к тому, что молодые специалисты не могут найти работу.

Великолепный, ставший уже классическим, являет собой пример выбора карьеры Дейлом Карнеги, известного всему миру психолога, книги которого по правильному конструированию отношений между людьми и рекомендациям тем, кто стремится к успеху, до настоящего времени читаются с большим интересом.

Родители Д.Карнеги были небогатыми фермерами в США. Дейл учился в колледже, студенты которого делились в основном на спортсменов (футболисты и бейсболисты) и парней, умевших отстоять свою точку зрения в публичных дискуссиях. Д.Карнеги, ясно понимая, что не обладает атлетическими способностями, решил добиваться побед на поприще ораторского искусства. Но сначала у него ничего не получалось. Было отчаяние и в голову приходили даже мысли о самоубийстве. Вовремя поддержала мать, посоветовавшая принять участие в дискуссионном кружке, куда он поступил после нескольких попыток. Его упорство помогло обрести уверенность в себе и повысить уровень самооценки. Пришел успех. Д.Карнеги стал завоевывать высшие награды на конкурсах. Это было в 1906 году, когда ему исполнилось 18 лет.

3. 2. Карьерный план

Согласовав свои способности и возможности с карьерными желаниями, наметить план их реализации и следовать ему.

Это одна из наиболее трудных задач на пути построения карьеры, т.к. требует не только понимания своего места в жизни, но и проявления характера, таких качеств, как сила воли, целеустремленность, выдержка.

Планы в течение жизни могут меняться, но главную стратегическую линию жизни, карьеры человек должен всегда видеть ясно. Нет этой линии, и ты становишься игрушкой судьбы. Правильно говорят, что ветер бывает попутным только для тех, кто знает, куда плыть. Жизнь дает много примеров планирования карьеры и четкого выполнения этих планов.

Особого внимания заслуживает выдающийся спортсмен, писатель и общественный деятель Юрий Петрович Власов, который в 60-х годах прошлого века победил, как всем тогда казалось, непобедимого американского штангиста Эндерсона. Ю. Власов имел множество спортивных наград. Такие разные люди, как Юрий Гагарин, Мэрилин Монро, Арнольд Шварценеггер назвали его "королем в королевстве королей". Уже в зрелом возрасте я узнал, что этот выдающийся человек еще в детстве наметил стратегию своей карьеры: "Жизнь – борьба – стремление вперед – дипломат – инженер – писатель – спортсмен – гражданин". Все эти пункты Юрий Петрович Власов выполнил за исключением одного – он не стал дипломатом.

В конце 2012 г. в интервью газете «МК» Ю.П. Власов кратко, но четко выразил свою жизненную позицию, понимание смысла жизни: «Меня часто спрашивают, как вы живете? А я бы поправил: КУДА вы живете? К чему ведет моя жизнь? Задайтесь таким вопросом... Без вектора – направления – жизнь превращается в существование. Получается вместо человека разумного – существо. Выяснить для себя суть и направление собственной жизни – это уже начало нового света. И еще знаете, как говорят: люди делятся на две категории. Одни восклицают: «Куда катится этот мир?», а другие его катят. Я всегда очень любил жизнь, находил радость в ее мельчайших проявлениях. И это огромная созидающая сила – любить жизнь!»

Наглядным и весьма поучительным примером раннего выбора цели в жизни и четкой ее реализации служит губернатор штата Калифорния в США Арнольд Шварценеггер. Некоторые считают, что Шварценеггер пробился на вершину своей карьеры благодаря железным мускулам. Это не так. Дело не в мускулах, а в железной воле. Поставив цель стать лучшим в бодибилдинге, он упорно шел к ней, несмотря на яростное сопротивление родителей. Арнольд с малолетства вел тетрадку, в которую скурпулезно записывал, что он должен был достичь в течение начавшегося дня.

Завоевав все высоты в мировом бодибилдинге, А. Шварценеггер поставил перед собой следующую цель: «Я хочу стать самым великим актером!» И в школьной тетради, уже будучи взрослым, Шварценеггер записал: «Пора начать штурм Голливуда!» И он «завоевал» Голливуд, став звездой в кинематографе.

Поставив цель стать политиком, он добился поста губернатора штата Калифорния. Газеты писали, что если бы Конституция Соединенных Штатов позволяла занять пост Президента США человеку, не родившемуся на ее территории, то Шварценеггер был бы лучшим кандидатом на этот пост.

Пример из нашей, российской жизни. Лично я категорически против женского бокса. Смотреть, как женщины бьют друг друга – малоприятное занятие. Моя бы власть – запретил бы я этот бокс. Особенно укрепился в этом мнении после того, как увидел финал одного боя. Проиграла его англичанка, на ее лицо было страшно смотреть – это была бесформенная распухшая маска.

Но женский бокс существует. Россиянка Наталья Рогозина покорила в профессиональном боксе все высоты, завоевав 9 наградных поясов по самым известным версиям. За всю историю женского и мужского бокса такого не было, и повторить это практически невозможно.

В данном случае Н. Рогозина интересует нас как образец человека, выбравшего свое направление карьеры и четко следовавшего намеченным планам. Она рассказывает, что очень нелегко было особенно в молодые годы не отвлекаться от намеченной цели, тянуло сходить и на дискотеку, и в кино вместо тренировки. Но смогла себя преодолеть и в результате добилась феноменального успеха .

Планирование карьеры – понятие широкое, включающее и стратегические (долгосрочные), и тактические (средне- и краткосрочные) планы. По сути своей совет заключается в тщательном обдумывании всех действий, связанных с реализацией карьерных амбиций, в каком бы виде они ни были: это и устройство на работу, и поведение на рабочем месте, выбор системы повышения квалификации или перепрофилирования и т.д. Во всем нужен четкий план и продуманная система его реализации плюс постоянный самоконтроль.

Мне известны успешные люди, которые, имея давно выбранную жизненную цель, ставят себе конкретные задачи на несколько лет, год, на месяц, на неделю. Пишут эти задачи на листке бумаги и впоследствии проверяют исполнение. Я и сам стараюсь так делать. Бывает очень неудобно перед собой, когда видишь причину срыва намеченных задач в своей расхлябанности, лености или забывчивости.

В литературе и в интернете нередко можно встретить четкие советы по планированию карьеры и реализации этих планов. Приведу одну из этих рекомендаций, подготовленных психологом В.Аладьиной, процитировав текст без комментариев, поскольку согласен с его содержанием.

«Определившись со стратегией, приступайте к построению карьерного плана. Подумайте, кем вы себя видите через 10 лет, и на основании этого делайте обратный отсчет. Такая техника даст вам четкую картину необходимого времени и пошаговый алгоритм достижения целей.

Перечислите все профессиональные качества, которые требуются для желаемой должности. Исключите мечтания, просто опишите наиболее эффективных руководителей, которых вы лично считаете образцом для подражания. Затем подробно охарактеризуйте их с точки зрения личных качеств, распишите график их жизни, как и с кем они проводят рабочее и свободное время, каким занятиям отдают приоритеты, что читают, какие фильмы смотрят и т.д. Обязательно ознакомьтесь с историями тех, кто, по вашему мнению, является успешным: такие люди часто дают полезные рекомендации – следуйте им.

Теперь проанализируйте собственный график: найдите в нем наименее эффективные способы времяпровождения и внесите корректировки. Через десять лет вам необходимо достичь конечного пункта своего плана, а значит, нужно придерживаться советов и образцов поведения тех, кто уже проделал этот путь. Учитесь, но при этом вырабатывайте собственный стиль.

Далее, исходя из принятой стратегии, в обратном порядке распишите, каков должен быть ваш уровень через 5 лет, 3 года, год. Всегда упрощайте процесс до элементарных шагов, продумывайте их последовательность.

Включите в свой план систему непрерывного обучения: ни один год не должен быть упущен, поэтому обязательно проходите курсы повышения квалификации или самостоятельно приобретайте требуемые знания и умения. Читайте не менее 30 страниц в день, обзаводитесь аудиокнигами, если часто находитесь за рулем. Помните, что никакое качество не приобретается одним только намерением.

При постановке карьерных целей полностью раскрывайте для себя их параметры – это дает возможность сконцентрироваться, лучше понять, чего именно вы хотите, быть честным перед собой и более конкретным в формулировках. Точность в определении цели – это основа ее успешного достижения.

Теме целепостановки посвящено много литературы, прочтите хотя бы пару небольших книг, а лучше сходите на хороший тренинг. Никогда не жалейте времени и разумных денег на обучение: инвестиция в себя является единственно беспроигрышной, ведь дивиденды вы получаете всю жизнь.

Выстроив алгоритм на десять лет вперед, и разбив его по годам, уменьшайте фокус до каждого квартала, месяца, недели, дня. Четко придерживайтесь намеченного плана и научите всех вокруг учитывать ваши интересы – это качество необходимо вырабатывать с самого начала, так как оно очень пригодится в дальнейшем, когда карьера пойдет в гору.

Никогда не забывайте, что полноценная жизнь состоит не только из работы, но развивается во всех направлениях одновременно. Перекос в какую-то одну сторону означает топтание на месте.

Если вы уже достигли определенного успеха и можете себе позволить дополнительные расходы, задумайтесь о коучинге. Выберите подходящего тренера, который будет работать с вами лично и не позволит вам ни жалеть себя, ни лениться, и вы увидите, насколько быстро подниметесь по карьерной лестнице.

Всегда помните формулу успеха: (ТЦ * ЧП)/В = Э(У), где:

ТЦ – точность в определении цели, ЧП – четкость в планировании, В – время,

Э – эффективность, У – успех.

Успешен лишь тот, кто эффективен, так будьте эффективны!» .

Очень важная задача в плане реализации карьерных планов – устройство на работу, соответствующую вашим жизненным устремлениям. По этому поводу известный теоретик менеджмента П. Друкер писал: «Вероятность, что первый выбор работы, сделанный вами, окажется полностью правильным, составляет один шанс на миллион. А если вы решите, что такой выбор правилен, то высоки шансы того, что при этом выборе вы просто показали себя достаточно ленивым». (Цитирую по монографии: Г. Зайцев, Г. Черкасская, Управление деловой карьерой.)

При всем уважении к П. Друкеру согласиться с ним не могу. Получить один шанс на миллион в выборе «правильной работы» – это значит вообще бездумно отнестись к этому делу. Если же подойти к выбору работы как положено, по-серьезному, ошибки в этом деле можно свести до минимума.

Первое и главное – знать, что ты хочешь. А это «хотение» должно соответствовать и стратегическому направлению карьеры, и тем планам, которые вами намечены на ближайший период. Очень важно правильно составить краткие сведения о себе (раньше это называлось «объективка», сейчас – «резюме»). Следует понять, что правильно составленное резюме важно не только для предоставления его работодателю с целью получения желаемой работы, но и для объективной оценки собственной персоны, что может привести к пересмотру карьерных ориентиров, намеченных ранее.

В течение многих постперестроечных лет сформировались общие подходы к составлению эффективного резюме. Выглядят они примерно следующим образом. Резюме состоит из трех блоков: личные данные, образование, опыт работы. Информацию следует располагать в хронологическом порядке. Мысли надо выражать лаконично, но не куце. Перечисляя места работы, указывать основной круг должностных обязанностей. Важно реально и четко сформулировать цель поиска, т.е. какая именно работа требуется. Не забыть вписать все формы пройденного повышения квалификации (тренинги, курсы и т.д.) Давая сведения о личных качествах и хобби, желательно указать состояние здоровья (оно должно быть хорошим), положительное отношение к инновациям, степень владения современными технологиями (и, в частности, информационными технологиями), желание и способность обучаться и т.п.

Подыскивая себе работу, неплохо письменно, (а не устно) продумать и сформулировать идеальную для вас должность, объективно указать все те ее характеристики, которые желательно вам иметь: график работы, систему подчинения, содержание служебных обязанностей, права, количество подчиненных, удаленность от места проживания, зарплату и т.д. Все это – разделы плана по реализации карьерных возможностей.

Нелишне напомнить, что перед собеседованием с работодателем также необходимо подготовиться, составив план беседы. Основой этого плана является ранее подготовленное резюме. Но при этом нужно помнить, что личные контакты всегда существенно отличаются по достигнутому результату от контактов письменных (в данном случае речь идет о резюме).

Вывод по второму совету: не ленитесь составлять «карьерные» планы в письменном виде, контролировать их выполнение, и вы получите хорошо заметное вам прибавление в качестве решения карьерных задач и в ускорении их реализации.

Карьера вертикальная - вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом слу­чае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое, как правило, сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

Карьера горизонтальная - вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

Карьера скрытая (центростремительная) - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Карьера ступенчатая - вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект.

Планирование карьеры

Планирование карьеры в организации предполагает совмещение личных ожиданий в области своей карьеры с возможностями, доступными в данной организации.

Планирование карьеры означает определение средства для достижения желаемых результатов и возможности их реализации.

Данный процесс предполагает решение следующих задач:

Увязать цели организации и отдельного сотрудника;

Планировать карьеру конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуаций;

Обеспечить открытость процесса управления карьерой;

Устранять карьерные тупики, в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;

Повышать качество процесса планирования карьеры;

Формировать наглядные и воспринимаемые критерии служебного роста, используемые в конкретных карьерных решениях;

Изучать карьерный потенциал сотрудников;

Использовать обоснованные оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;

Определять пути служебного роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

Практика показала, что часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Для него это означает:

Более высокую степень удовлетворенности от работы, представляющей ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни;

Более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;

Возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;

Повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Организация также получает определенные преимущества:

Мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда и снижает текучесть рабочей силы;

Возможность планировать профессиональное развитие работников с учетом их личных интересов;

Планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном обучении;

Группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые должности.

Планирование служебной карьеры предполагает научное обоснование рационального возраста и нормативных сроков занятия должностей с учетом пожеланий и личности работника.

Данный вопрос относится к числу малоисследованных в теории управления и может быть решен на основе применения совокупности методов.

Во-первых, путем анализа листков по учету кадров с последующей статистической обработкой данных о продолжительности занятия идентичных должностей. Недостатком этого способа является ориентация на прошлый опыт, который не может быть использован без корректировок при смене кадровой политики.

Во-вторых, на основе социологического или экспертного опроса ученых и руководителей организаций о рациональном возрасте и сроке занятия должностей с последующей обработкой результатов методами ранговой корреляции. Возможным недостатком данного метода при его применении к кадровой политике является ограничение продолжительности прогнозируемого периода и отсутствие опыта при переходе от одного вида деятельности к другому (например, от производственной к административной).

В-третьих, путем совмещения указанных методов и комплексной оценки кадров управления с помощью рейтинга можно вывести для каждой должности руководителя и специалиста рациональные значения возраста и сроков занятия должности. Наличие нормативного рейтинга по должности и фактического рейтинга, полученного работником в результате аттестации, позволяют сделать вывод о целесообразности и способах продвижения по службе конкретного работника.

Модели карьеры

Карьера «трамплин» широко распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию. Модель карьеры «трамплин» для линейного руководителя показана на рис. 9.2

Рис.9.2 . Модель карьеры «трамплин»

Карьера «трамплин» наиболее характерна для руководителей периода застоя в экономике, когда многие должности в центральных органах и на предприятиях занимались одними людьми по 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе. В силу ряда причин: личных интересов, невысокой загрузки, хорошего трудового коллектива, приобретенной квалификации - работников вполне устраивает занимаемая должность, и они готовы оставаться в ней до ухода на пенсию.

Таким образом, карьера «трамплин» может быть вполне приемлемой и в условиях рыночной экономики для большой группы специалистов и служащих.

Модель карьеры «лестница» предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время, например, не более 5 лет. Такого срока достаточно для того, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице (рис.9.3.). Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации.

Рис.9.3 . Модель карьеры «лестница».

Верхней ступеньки служебной карьеры работник достигнет в период максимального потенциала, когда накоплен большой опыт и приобретены высокая квалификация, широта кругозора, профессиональные знания и умения. Психологически эта модель очень неудобна для высших руководителей из-за их нежелания уходить с «первых ролей». Поэтому она должна поддерживаться вышестоящим органом управления (советом директоров, правлением) с гуманных позиций сохранения здоровья и работоспособности руководителя.

После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях, руководства большим коллективом. Однако вклад руководителя и специалиста в качестве консультанта ценен для предприятия.

Модель карьеры «змея» - пригодна для руководителя и специалиста. Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 г.). Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно диспетчером, технологом и экономистом, а затем назначается на должность начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в течение 6-9 лет работает заместителем директора по кадрам, коммерции и экономике и всесторонне изучает важные участки деятельности. Модель карьеры «змея» для линейного руководителя показана на рис.9.4.

Рис.9.4 .

Модель карьеры «змея».

Главное преимущество данной модели заключается в возможности удовлетворения потребности человека в познании интересующих его функций управления. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы назначения и перемещения и детальное изучение социально-психологического климата в коллективе. Наибольшее распространение эта модель получила в.Японии на крупных фирмах. Профессор У. Оучи, автор известной книги «Теория Зет», говорит о расстановке кадров в Японии: «Может быть, наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделении фирмы в другие, даже расположенные в разных географических местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех служащих. Когда люди работают все время по одной специальности, у них возникает тенденция к формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью, а не с будущим всей фирмы».

При несоблюдении ротации кадров карьера «змея» теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

Модель карьеры «перепутье » предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности. Эта карьера может быть рекомендована для совместных предприятий и зарубежных фирм, применяющих трудовой договор в форме контракта. По своей философии это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.

Рассмотрим карьеру «перепутье» для линейного руководителя (рис.9.5.). По истечении определенного периода, допустим 5 лет работы в должности начальника цеха, он проходит переподготовку в школе менеджеров с полным комплексом необходимых исследований. Если его профессиональные знания и умения, потенциал и квалификация, здоровье и работоспособность высокие, а взаимоотношения в трудовом коллективе бесконфликтные, то он рекомендуется к занятию более высокой должности посредством назначения или выборов.

Рис.9.5 . Модель карьеры «перепутье»

Если потенциал руководителя средний, но он обладает профессиональными знаниями и умениями, достаточными для занимаемой должности, имеет хорошее здоровье и психологически устойчив, то он рекомендуется к перемещению на другую должность. Например, начальником другого цеха.

В случае, когда рейтинг руководителя низкий, профессиональная подготовка не соответствует занимаемой должности, в трудовом коллективе существуют конфликты, тогда решается вопрос о его понижении в должности или увольнении за грубые нарушения философии предприятия.

Зачем вам нужно искать своё направление в жизни? Когда вы найдёте своё направление, что будете делать дальше? Вы действительно хотите найти свой путь?

В случае, если человек желает жить интересной жизнью, полной событий и смысла, он наверняка должен знать, зачем он живет на этой планете.

1. Направленность придает смысл всему, что вы делаете.

Во-первых, потому что это дает вам ощущение жизни.
У вас есть то, чего вы хотите достичь.
Когда у человека нет направления, он будете чувствовать пустоту внутри.

2. Направленность поможет вам

Оно не только дает вам смысл жизни, но также помогает принимать правильные, разумные решения.
Легче сделать выбор, если у вас точно имеется цель.

3. Направленность мотивирует вас

Даже когда тяжело, нужно идти до конца.
На пути могут быть некоторые препятствия и несчастья.
В этих случаях, устремления, которые мотивируют вас, чрезвычайно важны.
Направленность помогает смотреть на жизнь в перспективе.

1. Нет универсальной формулы

Направление жизни - это сугубо личное понятие.
Каждый обязательно имеет свою собственную направленность, как и методы ее достижения.

2. Поиск направления требует времени

Это, пожалуй, главная причина, по которой многим трудно ее найти.
Им нужен сиюминутный результат, а это - долгое путешествие.

Что делать, если я не могу найти направленность в жизни?

Давайте рассмотрим некоторые ситуации, когда невозможно определить, чего вы хотите от жизни.

Проблема может иметь такие источники как:

  1. Во-первых, медицинские проблемы, регулярные психоневрологические стрессы на протяжении многих лет, двойственность выбора, депрессивные состояния, потеря близких людей.
  2. Вторым источником могут быть трудности в процессе принятия решений.

В любом случае, правильный выбор своего направления требует активации внутренней силы и ясного ума.
Рекомендуется начать работу со своим внутренним состоянием в первую очередь. Исключить депрессии, стрессы и т. д.
Очень важно не угнетать себя, обращая внимание на неудачи.

Ваш жизненный путь - в ваших руках:

1. Поставить перед собой цель и никогда не бросать её.

2. Быть примером для многих людей.

3. Делать вещи, которые вы любите.

4. Регулярно проживать новые чувства.

Как найти направление в жизни, используя 3 способа?

Первый вариант:

  1. Остаться в одиночестве, выключить мобильный телефон и попробовать устранить из своего ума все мысли.
  2. Напишите на листе бумаги заголовок «Мое направление в жизни» и начните писать все, что приходит на ум.
  3. Наблюдайте за своей реакцией, вы можете почувствовать, когда реальная цель зафиксируется в вашем сознании.

Второй вариант:

  1. Попробуйте дать полный анализ своей жизни.
  2. Честно ответьте на вопросы о том, почему вы работаете на этой должности и что вы получаете от общения с этими людьми.
  3. Все, что вы делаете для своей души - это ваше направление.
    Ответы: «Нужно кормить семью» или «Вы не хотите потерять лицо», признаки того, что нужно что-то менять.
  4. Пусть будущие изменения не беспокоят вас.
    Самое главное, что человек должен делать то, что позволяет ему быть счастливым.
    Все остальное - вторично.

Третий вариант:

  1. Спросите себя: «Что бы я сделал, если бы мне не нужно было зарабатывать деньги?»
  2. Проанализируйте ваши интересы, и чем вы любите заниматься в свободное время.
  3. Спросите себя, что вам нравится больше всего.
    Люди, которые достигают славы и признания, душой и телом погружены в любимое дело.
    Это их направление и они шли туда всю жизнь, без каких-либо поворотов.
  4. В случае, если у вас нет интересов, вы должны думать о вещах, которые делают вас счастливыми.
    Если вы не чувствуете воодушевление, то вы не решите вопрос о том, как найти цель в жизни.
    Когда пустота внутри заполняется, она превращается в самую мощную мотивацию.

5 шагов, как найти свой собственный путь:

Шаг 1.

Как найти направление в жизни?
Вы должны быть в гармонии с самим собой. Если вы свободны от предрассудков, вы лучше поймете, что вам нужно от жизни и от себя.
Более того, люди вокруг перестанут чувствовать фальшь, и станут более открытым с вами.

Шаг 2.

Мечтаете потому что, делаете это не только статистически, представляя объект своего желания, но вы так же представляете себе, как это сделать.
Методы, что вы выбираете, могут стать отражением вашей жизненной цели.

Шаг 3.

Убедитесь, что вы отпускаете все свои прежние страхи, потому что они будут мешать вам двигаться, достигая цель.
Вы должны верить в свою мечту, и она обязательно сбудется.

Шаг 4.

Посвятите все свое свободное время своему хобби.
Если вы заинтересованы в приготовлении пищи, это может перерасти в открытие ресторана или пение - позволит вам стать всемирно известным певцом.

Шаг 5.

Начинайте действовать и не бойтесь перемен, так как они необходимая составляющая движений.
Если вы не покидаете свою зону комфорта, то у вас ничего не получится.

5 правил от психолога о том, как сделать это:

1. Любите себя, ведь каждый человек уникален и вы не исключение.

Говорите это себе каждый день перед зеркалом.

2. У всех есть проблемы.

Посмотрите вокруг - десятки больных людей на последней стадии, раненые и инвалиды.
Ваши проблемы могут показаться даже незначительными.

3. Откажитесь от всех несчастий.

Теперь, если вы окажетесь в трудной ситуации, рассматривайте это как возможность получить новый опыт.

4. Любимое занятие.

Помните, что путь к самореализации приходит в процессе жизни.
Если вы занимаетесь тем, что вам нравится, вы обязательно сможете реализовать себя в жизни.

5. Развитие и хобби.

Обрати внимание на себя и свои собственные навыки.
Если у вас нет хобби, попробуйте его отыскать.

1. Не рассчитывайте получить результаты мгновенно.

Имейте терпение.

2. Определите ваши сильные стороны.

Для того, чтобы найти направление, нужно сначала определить, какие черты характера являются сильнейшими.

3. Определите ваши увлечения.

Когда вас интересует то, что вы делаете не из-за вознаграждения, денег или признания, а потому, что вы хотите сделать это.
Это очень важно. Ваши увлечения должны быть тесно связаны с вашей жизненной направленностью.

4. Определите свои мотивы.

Только вы можете определить свои мотивы.
Подумайте, какие моменты, факты, заставляют вас чувствовать себя недовольным?
Какие моменты заставляют вас чувствовать необходимость что-то делать?

5. Обнаружить точку, где все ваши сильные стороны, увлечения и мотивы пересекаются

Теперь, когда вы определили свои сильные стороны, увлечения и мотивы, вы можете начать искать взаимосвязь между ними.
Выберите из списка ваших мотивов, по крайней мере один, который вы в состоянии выполнить, используя свои таланты.
Главное, что у вас есть энтузиазм для действий.

6. Создание личного высказывания

Основываясь на том, что вы нашли из предыдущего шага, теперь следует создать своё личное выражение направленности.
Просто запишите его и всегда полагайтесь на него.

7. Действие

Сформулированное выражение - руководство собственной направленности, не достаточно.
Вам ещё нужно прилагать большие усилия, чтобы придерживаться этому.

8. Будьте внимательны

Если вы внимательны, вы будете придерживаться своего направления.
Кроме того, вы обязательно найдете подсказки и подтверждения о том, что вы выбрали правильный путь.

Как найти направление в жизни? Этот вопрос задают многие люди.

Нет ничего более важного, чем знания, почему вы живете и как достичь своих целей. Человек счастлив только тогда, когда он знает, для чего он живет. Если Вы хотите задать вопрос или записаться на консультацию, то перейдя на страницу с контактными данными, сможете выбрать удобный для себя вариант.