Упражнения на креативность для студентов. Тренинг развития креативности и творческих способностей

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
© Американский психолог Абрахам Маслоу

Мы уже публиковали статью . Сейчас предлагаем вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O Вот, что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:



Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:



Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:



Или вот так:


P.S.

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны!

«Креатив - не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм». © фильм «99 франков»

Программа тренинга развития творческого мышления для студентов III - V курсов педагогического ВУЗа

, старший преподаватель кафедры психологии КГПУ им. .

Динамика изменения требований системы образования к специалисту диктует необходимость формирования у него творческого подхода при использовании профессиональных умений и навыков. Современные тенденции в системе образования (повышение информатизации, роли самостоятельной, проектной работы, участие в исследованиях и разработках ) актуализируют установку на развитие творческого потенциала как студентов, так и преподавателей. Решение этой проблемы требует смещать акцент в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности. Творческий подход в профессиональной сфере – один их главных факторов ее эффективности. Творческое мышление выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать творческое мышление взрослых. Одним их таких средств, несомненно, является психологический тренинг. В статье предлагается программа психологического тренинга развития творческого мышления, основанная на принципах безоценочности и принятия, неопределенности, системности, актуальности, использования экспрессивных методов . Данная программа апробирована в работе со студентами III - V курсов факультетов информатики , географии и истории КГПУ им. .


Цель тренинговой программы: осознание и преодоление границ своего мышления, использование всего мыслительного потенциала для работы над задачами, требующими творческого решения.

Задачи программы:

Знакомство с основными понятиями тренинга развития творческого мышления (творчество, творческая задача, этапы творческого процесса, ментальные модели, латеральное и вертикальное мышление, креативный прыжок, поисковая активность);

Развитие навыков и умений управления творческим процессом;

Осознание и преодоление барьеров (когнитивных и личностных), препятствующих актуализации творческих ресурсов;

В тренинговой программе используются техники и методики когнитивной и арт-терапии. Помимо содержательных упражнений, реализующих цель и задачи программы, в тренинге используются психогимнастические задания, направленные на развитие сплоченности группы и повышение работоспособности ее участников.

Тренинговая группа состоит из 12-15 человек; работа проходит в течение трех дней (20 академических часов).

Рабочая карта тренинга развития творческого мышления.

Занятие 1.

1. Упражнение «Формула моей личности».

Цель: знакомство участников, создание атмосферы, соответствующей целям тренинга.

Инструкция: « Математики склонны, все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».

Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.

Обсуждаемые вопросы:

Что помогало в выполнении задания?

Какие трудности возникли при выполнении задания?

Каким образом это упражнение соответствует целям тренинга?

2. Групповое обсуждение правил работы группы, их принятие (правила физической и психологической закрытости, активности, безоценочности).

3. Информирование о целях и режиме работы.

4. Обсуждение ожиданий, опасений участников по поводу предстоящей деятельности.

5. Упражнение «Встряхнемся».

Цель: эмоциональный подъем, групповое сплочение, осознание ограничений, мешающих нам в решении задачи.

Одному члену группы дается мячик. Участники не предупреждаются о том, что они должны встать со стульев. Устанавливается лимит времени на это упражнение (сначала дается 15 секунд, потом – 10, затем – 3).

Инструкция: « Задача состоит в том, чтобы мячик прошел через руки всей команды, но при этом нельзя передавать мячик тем, кто сидит рядом».

Обсуждаемый вопрос: что помогало, что мешало выполнить упражнение?

Главная цель – продемонстрировать, как часто мы сами создаем ограничения, мешающие нам чего-либо добиться. Никто не говорил, что люди должны оставаться на одном месте, но практически всегда все совершают эту ошибку. Кроме того, спешка, как правило, не создает творческих решений. Встав с места, участники сразу же снимают одно из ограничений – никто уже не сидит рядом друг с другом. Упражнении также в полной мере демонстрирует то, что многие вещи, кажущиеся поначалу невозможными, на самом деле не таковы.

6. Мини - лекция «Этапы творческого процесса».


7. Упражнение «Формулировка»

Цель: актуализация первого этапа творческого процесса (анализ проблемы).

Для выполнения этого задания участникам предлагается сформулировать свою реальную проблему или затруднение, для решения которых не подходят привычные методы и способы.

Инструкция : «Для этого упражнения нам нужна формулировка проблемы. Сформулируйте ее в виде простого предложения, начинающегося со слова «как». Возьмите лист бумаги и напишите в середине страницы формулировку проблемы. Обведите ключевые слова предложения. От каждого обведенного слова или фразы проведите линии с альтернативами, возражениями или любыми другими замечаниями, которые придут в голову. Обычно каждое обведенное слово дает несколько вариантов. Попробуйте использовать для формулировки проблемы другие слова. Не волнуйтесь, если это будет бессмыслица, думайте о возможностях. Что из получившегося применимо к вашей проблеме?»

8. Упражнение на сплочение группы и поддержание работоспособности «Ложка и веревка».

9. Упражнение «Характеристики отвертки».

Цель: всесторонний анализ проблемы.

Инструкция: «Составьте описание основных характерных признаков отвертки. Исследуйте каждую характеристику и попытайтесь ее улучшить. Задайте себе вопросы: "Почему это сделано именно так?" и "Как еще это может быть выполнено?" - и поищите ответы».

Обсуждаемые вопросы:

- Что получилось, какие трудности возникли в процессе выполнения упражнения?

10. Упражнение «Угадай, что написано»

Цель: осознание барьеров творческого мышления, значимости этапа подготовки, сбора информации.

Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас так, чтобы он не видел, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить. Его задача узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи он может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого он назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, „сообщить" ему, что написано на карточке».

Обсуждаемые вопросы:

Как возникает ответ?

Какие состояния возникали в ходе выполнения задания? Как они изменялись?

11. Упражнение на сплочение и поддержание работоспособности «Картина».

12. Упражнение «Что нарисовано?»

Цель: осознать влияние предыдущего опыта на восприятие, логичный переход к мини - лекции о ментальных моделях.

Участники группы сидят полукругом. У тренера в руках лист с изображением куба. «Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и скажите, что вы видите на нем». Участники высказывают свои версии: – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната…

Обсуждаемые вопросы:

У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Как это объяснить?

13. Мини-лекция «ментальные модели».

14. Упражнение «Апельсин»

Цель: развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

Процедура проведения: Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. «Давайте вообразим, что это (тренер показывает мяч) апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе».

15. Упражнение «Мой рисунок»

Цель: подведение итогов тренингового дня.

Инструкция: «В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте свой рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение , ваш образ сегодняшнего дня работы. Затем каждый участник продемонстрирует свой рисунок и прокомментирует его».

Занятие 2. Посвящено освоению техник решения творческих задач, осознанию установок и качеств личности, способствующих и препятствующих творческому процессу.

1. Приветствие. Упражнение «Коллективное рисование ».

Цель : создание рабочей атмосферы тренинга, осознание барьеров творческого мышления, развитие креативности.

Процедура проведения : Участники группы сидят по кругу. В кругу лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры, листы бумаги. «Когда я скажу: „начали", каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования на своем листе бумаги. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу и не вернется к Вам».

Обсуждаемые вопросы :

Какие моменты в развитии сюжета воспринимаются как необычные? Почему?

Каким образом стереотипы влияют на развитие сюжета?

2. Упражнение «Четыре точки»

Инструкция: соединить четыре точки, образующие квадрат, тремя прямыми линиями не отрывая карандаша от бумаги так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку .

(Решение заключается в выходе за пределы плоскости, ограниченной четырьмя точками. В обсуждении отмечается особенность творческого мышления – выход за рамки, заданные нашим восприятием ситуации. Для закрепления итогов упражнения можно предложить участникам задачу «Девять точек», основанную на тех же принципах).

3. Мини-лекция «Латеральное и вертикальное мышление».

4. Упражнение на сплочение группы и поддержание работоспособности «Цепочка скрепок».

Материалы: скрепки (вдвое больше, чем людей в группе)

Процедура проведения: Группа делится на две части. Участники располагаются в два ряда, каждому дается по две скрепки. Цель соревнования состоит в том, чтобы собрать цепочку за короткое время. Первый участник собирает два первых звена, затем передает их следующему. Как только цепочка будет готова, ее нужно передать в начало ряда, чтобы она снова вернулась к первому участнику. Как только это произойдет, команда как можно громче кричит: «Скрепка!»

Тренер не уточняет, должны или нет участники соединять свои две скрепки, пока не получат цепочку в руки. Проявление инициативы ускоряет процесс.

Обсуждаемые вопросы:

Как это упражнение согласуется с целями тренинга?

5. Мини-лекция «Техники решения творческих задач»

6. Упражнение «Ассоциации»

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово „карусель". Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу „карусели" и отправляет мяч дальше. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая свою реакцию».

Обсуждаемые вопросы:

Что помогало в выполнении задания, что мешало? Почему?

7 . Упражнение на сплочение и поддержание работоспособности «Поменяемся местами».

8. Упражнение «Чей то взгляд»

Цель : выход из «тоннельного видения», освоение техники аналогии.

Инструкция: «Возьмите любую личность, историческую или литературную, или просто представителя какой-либо профессии. Не важно, кто это будет, главное, чтобы этот человек был далек от вашей профессии и кругозора. Вам не нужно много знать о выбранном человеке, достаточно примерного представления о том, кто это. А сейчас представьте, что этот человек – вы. Залезьте в его шкуру. Почувствуйте себя им на несколько мгновений. А затем обратитесь к своей проблеме. Как образ, который вы взяли на себя, решил бы эту проблему? Как он понимает ее суть? Создайте список идей, оценив их с точки зрения каждого из выбранных вами персонажей».

Обсуждаемые вопросы:

- Как вы себя чувствовали?

Можно ли соотнести полученные замечания с реальностью? Практичны ли они? Могут ли они быть видоизменены?

9. Упражнение «Черный ящик»

Цель: активизация творческого мышления, генерация новых идей.

Процедура проведения: предварительно в коробку помещаются различные предметы (ложка, морская раковина, кусочек мела, резиновая перчатка и т. д.) так, чтобы никто не видел. Участники закрывают глаза.

Инструкция: «Ощупайте предметы, высказывайте вслух возникшие ассоциации и метафоры». Ведущий записывает их на доске. «Теперь задача всей группы связать с реальными проблемами и придумать решение».

В упражнении может участвовать вся группа, ощупывая предметы и предлагая различные ассоциации.

Обсуждаемые вопросы:

10. Упражнение «Мозговой штурм наоборот»

Цель: генерация новых идей, актуализация латерального мышления.

Процедура проведения: упражнение проводится в два этапа.

Инструкция: «Сейчас мы проведем необычный мозговой штурм. В нем допускаются только глупые, неработающие, непрактичные и просто неприличные варианты выхода из проблемы. Любая разумная или практичная мысль безжалостно отсекается».

На втором этапе: «Обратимся к результатам нашего штурма. Каким образом можно модифицировать одно из этих нелепых предложений, чтобы оно способствовало решению проблемы? Его можно изменять, дополнять и т. п., но при этом само предложение не должно размыться».

Обсуждаемые вопросы:

Что удалось в выполнении задания? Что способствовало успеху?

Какие возникли трудности при выполнении задания? С чем они связаны?

11. Упражнение «Последняя встреча»

Цель: осознание личностно значимого, достижение атмосферы доверия и сопричастности.

Инструкция : «Нужно закрыть глаза и представить, что вы встретились вместе в последний раз. Подумайте, что бы вы хотели сказать в группе. Откройте глаза и скажите это».

Занятие 3.

1. Упражнение «Уникальность».

Инструкция: «Сейчас мы поприветствуем друг друга и сделаем это следующим образом. Каждый из нас уникален и эта уникальность проявлялась на протяжении всего тренинга. Посмотрите внимательно друг на друга и вспомните, какую-нибудь интересную фразу или действие каждого участника (участницы), которые он(а) произносили или делали». Дается время подумать… «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, чем он нам запомнился».

2. Мини-лекция «Шесть шляп мышления» (знакомство с техникой Э. де Боно)

3 . Упражнение на сплочение и поддержание работоспособности «Алфавит».

Инструкция: «Сейчас мы немного подвигаемся. Встаньте и распределитесь по командам так, чтобы в одной команде были люди, чьи фамилии начинаются с одинаковой буквы… Спасибо. А теперь распределитесь по командам, в которых будут люди, родившиеся в один и тот же месяц и т. д. (можно продолжать этот список объединяющих качеств)». Можно группировать людей почти по любому параметру, хотя идеальным будет не слишком широкий признак (пол и возраст не подходит).

4. Упражнение «Шесть шляп мышления». Используем знаменитую технику Эдварда де Боно для группового решения проблемы.

5. Упражнение «Иллюзионист Данилов»

Для решения нестандартной проблемы или задачи бывает достаточно взглянуть на нее с другой стороны. Один из способов развития такой способности – решении ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении. Для решения этих задач не нужны вычисления, нужно только отойти от стереотипов, хотя именно это оказывается самым трудным.

Инструкция: «Известный иллюзионист Данилов называет счет любого футбольного матча до его начала и никогда не ошибается. Как ему это удается?»

(Ответ: счет любого матча до его начала 0:0).

6. Упражнение «Каракули Леонардо да Винчи»

Цель: знакомство с техникой генерирования новых идей, активизация правополушарного мышления.

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и мягкий карандаш. Закройте глаза и начните рисовать. Но не такие каракули, которые рисуют дети. Представьте себя художником, делающим наброски будущей гениальной картины. Не направляйте карандаш, пусть он сам скользит по бумаге. Когда вы почувствуйте, что нарисовали достаточно, откройте глаза и взгляните на созданное вами изображение. Может быть, этот рисунок вам что-то напоминает? Как вы можете использовать его для решения своей проблемы? Какие его свойства могут быть использованы в качестве решения? Дайте волю воображению – пусть ваш ум свободно размышляет над тем, что вы нарисовали».

Обсуждаемые вопросы:

Какие чувства вызвало у вас данное упражнение?

Какие ассоциации возникли?

Можно ли использовать эту технику для выработки новых идей?

7. Упражнение «Коллаж».

Цель: одновременная активизация правого и левого полушарий мозга, представление и решение проблемы разными способами.

Необходимые материалы: бумага для коллажа , журналы, клей, ножницы, фломастеры и т. п.

Инструкция: « Изобразите такой мир, в котором ваша проблема уже решена или ее не существует вовсе. Закончив коллаж, подумайте, какие в нем есть зацепки для решения проблемы. Какие ассоциации она вызывает? Запишите их».

Обсуждаемые вопросы:

Что вы видите на своей картине?

Как эти ассоциации могут помочь в решении вашей проблемы?

8. Упражнение «Все у меня в руках».

Цели: подведение итогов занятия, предоставление возможности высказать свое мнение по поводу содержания и организации работы.

Процедура проведения: У каждого участника лист бумаги А4. Обводится ладонь, на пальцах записываются ответы на следующие вопросы:

Большой – «над этим я хотел бы еще поработать»,

Указательный – «здесь мне были даны конкретные указания»,

Средний – «это мне совсем не понравилось»,

Безымянный – «я себя чувствую»,

Мизинец – «мне здесь не хватало».

Ответы не комментируются. Возможны уточняющие вопросы тренера и других участников группы.

Данная тренинговая программа может быть использована для организации работы со студентами в рамках психологического практикума, отдельные упражнения можно использовать на семинарских, практических, лабораторных занятиях.

Список литературы:

1. Боно, Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

2. Грецов креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007.

3. Козулина и методические основы тренинга развития творческого мышления. // Вестник КГПУ им. , 2009, (1), стр. 99-105.

4. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2001.

Тренинг креативности

Цель:

- развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации;

Демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных проблем, а также достижения личных и профессиональных целей;

Формирование навыков командной творческой работы

Форма проведения: тренинг

Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее

Е. Торренс

Ход проведения:

I Вступление .

Информационное сообщение.

Современный мир меняется стремительно. И на учёбе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределённости, нет заранее известных способов действий, гарантировано ведущих к успеху. Тренинг креативности, предлагаемый вам, призван помочь научиться справляться с такими ситуациями, опираясь на свои творческие способности.

Креативность включает в себя:

    интеллектуальные предпосылки творческой деятельности,
    позволяющей создавать нечто новое, ранее неизвестное, а также
    предварительный набор знаний и умений, необходимых для того,
    чтобы это новое создать;

    личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в
    ситуациях неопределённости, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность:

    жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от
    шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание
    воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и
    изменять мир вокруг себя.

Так или иначе, креативность рассматривается как некая противоположность обыденности, стандартности, комфортности (податливости внешнему влиянию)

Креативность в той иди иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, «печатью гения». Конечно, степень выраженности может существенно различаться. Однако у большинства людей она вполне достаточна для того, чтобы

творчески подходить к решению жизненных проблем. Если этого не происходит, то проблема обычно не в отсутствии творческих способностей, а в их недостаточной «настройке», неумением ими пользоваться.

Креативность управляема и развиваема - её можно активизировать и тренировать, в том числе я посредством специально смоделированных игровых ситуаций. Предлагаемая программа как раз и является способом такой тренировки.

П. Знакомство и сплочение участников тренинга.

Цель: создание благоприятной, дружеской атмосферы для дальнейшего эффективного взаимодействия.

2.1Игра -знакомство«Снежный ком»

2.2Упражнение «Конверт откровений»

Описание упражнения.

Все участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому открыть конверт и достать листок с вопросом, на который нужно ответить. Одновременно с этим участники называет свое имя.

Дает участникам возможность поближе познакомиться, рассказать о своих чувствах, увлечениях, предпочтениях, интересах.

Обсуждение.

Что нового и неожиданного вы узнали от тех с кем

общались? А о самих себе? Кто удивил больше всего?

Ш. Ожидание участников.

На плакате нарисована река. Один берег называется «Берег ожиданий», а другой - «Берег сбывшихся надежд». Каждому из участников предлагается бумажный кораблик, на котором они пишут свои ожидания и помещают его возле «Берега ожиданий ». Там начинается наше путешествие.

IV . Принятие правил работы в группах

Тренер коротко объявляет правила работы в группах и объясняет их смысл. Если участникам не нравится какое-либо из правил, они могут отказаться от него, но обязательно заменить его на другое, не предложенное тренером.

V . Основная часть

Каждое из упражнений этого этапа отражает одно из основных качеств, характеризующих креативную личность.

5.1. Творческое мышление

Цель: продемонстрировать основные качества которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность) и предоставить разнообразные возможности потренировать их.

5.1.1 Упражнение «Усовершенствование игрушки»

Описание упражнения.

Участникам демонстрируется мягкая игрушка и дается задание предложить как можно больше принципиально осуществимых способов её усовершенствования - что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть? Упражнение выполняется в подгруппах по 4-5 человек, время работы 8-10 мин. Потом представители каждой из подгрупп поочерёдно излагают свои идеи

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения генерировать идеи в условиях командной работы

Обсуждение. Что, с точки зрения участников, способствовало появлению новых идей при выполнении этого упражнени.А что препятствовало? Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким смысловым категориям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить что упражнение?

5.1.2Упражнение «Рисунки из фигур»

Описание упражнения.

Участникам демонстрируется несколько рядов, состоящих из геометрических фигур н даётся задание дорисовать каждую фигуру таким образом, чтобы из не» получилось целостное, осмысленное изображение. Составной частью которого она бы стала. Повторять сюжеты нельзя, каждая фигура должна превратиться в какое-то новое изображение, но несколько фигур могут быть объединены единым сюжетом изображения. Потом выполненные рисунки оцениваются с позиции оригинальности и разработанности

Психологический смысл упражнения.

Тренировка умения находить неожиданные ассоциации при взгляде на материал, схожесть которого с реальными предметами сведена к минимуму.

Обсуждение

Какие психологические качества, с точки зрения участников, способствовали успешному выполнению этого упражнения, а какие Препятствовали? В каких реальны жизненных ситуациях пригодиться умения, тренируемые в лом упражнении.

5.2 Нестандартность

Цель: научить участников смотреть на привычные вещи в новых, необычных ракурсах, замечать оригинальное в обыденном.

5.2.1 Упражнение «Иностранец»

Описание упражнения.

«Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы:

    себе на уме;

    комар носа не подточит:

    сам чёрт не брат,

    прошёл огонь, воду и медные трубы;

    не подмажешь - не поедешь;

    у семерых нянек дитя без глазу;

    яйца курицу не учат;

    зимой снега не выпросишь;

    дом был полной чашей;

    на воре и шапка горит;

    метать бисер перед свиньями

Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по три фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки,

Психологический смысл упражнения.

Упражнение учит ре осматривать в новых, необычных ракурсах то, что кажется понятным, привычным н банальным, вставая на позицию «наивного слушателя», не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает.

Обсуждение.

«Вот видите. Как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы. Всего лишь мысленно встав на позицию человека, незнающего заранее их смысла! Поделитесь, пожалуйста, примерами ситуаций в вашей жизни, когда отказ от «заранее известного» понимания какой-либо ситуации помог увидеть ед в новом ракурсе. Решить связанные ней проблемы.

5.2.2 Упражнение «Необычные ситуации»

Описание упражнения.

Участникам предлагается несколько описаний странных, но тем не менее, совершенно реальных, взятых из жизненного опыта ситуаций. Примеры таких ситуаций может привести как ведущий, так и сами участники. Участники выдвигают идеи, объясняющие, как моглв возникнуть такая ситуация.

Идеи должны быть правдоподобными, могущими иметь место в реальности; откровенно фантастичные варианты не принимаются, Упражнение выполняется в командах по 4-5 человек. Потом представители от каждой из команд рассказывают о выдвинутых идеях.

Примеры ситуации.

-«Мы гуляли по лесу. И на опушке наше внимание привлекло
одно молодое дерево. Прямо на его верхушку была нацеплена
алюминиевая банка из-под пива. Как её туда надели? Высота дерева
метров пять, но оно явно слишком тонкое, особенно у верхушки.
Что бы выдержать вес залезающего на него человека...»

-«Возвращаясь с дачи в Славянск по трассе «Харьков-Ростов», мы видели
весьма странную дорожную аварию, У обочины стоит помятая
легковая машина. А на крыше у неё стоит ещё одна машина, колеса в
воздух свисают. Вокруг суетятся гаишники. Поблизости только
ровное шоссе, нет ни перекрёстков, ни резких поворотов. Ни каких-
либо препятствий на дороге. Как же могла произойти такая авария?...»

Психологический смысл упражнения.

Помимо умения генерировать идеи, просто и понятно объясняющие необычные на первый взгляд ситуации, упражнение учит замечать такие ситуации: смотреть на окружающую действительность «открытыми глазами», обращать внимание на необычное.

Обсуждение.

Какие варианты объяснений представляются наиболее творческими с чем это связано? А какие варианты наиболее правдоподобны? Совпадает ли одно с другим? Вряд ли. в каких жизненных ситуациях важнее обращать внимание на оригинальное, необычное. А а каких - наиболее простое и очевидное?

5.3. Воображение и выразительность

Цель: Развитие творческого воображения. Наряду с этим участники обучаются выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах.

5.3.1 Упражнение «Что делает буква»

Описание упражнения. Участникам предлагается выбрать какую-нибудь часто встречающуюся в русском языке букву «приблизительно из такого набора: Б, И, К, М, П, Р, С, Т) и изобразить её в виде человечка.

После этого, они придумывают как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек) и рисуют его (в виде буквы) за каждым из этих занятий,) Упражнение выполняется индивидуально. Потом проводится выставка получившихся рисунков.

Психологический смысл упражнения.

Развитие как вербальной креативности (поиск глаголов на заданную букву), так и умения выражать свои идеи в необычном, подчёркнуто-странном контексте (в данном случае - через рисунки буквы, превращенной в человек» и занимающейся резными делами)

Обсуждение.

Что и чем именно интереснее всего в созданных рисунках?

5.3.2 Упражнение «Гулливер»

Описание упражнения.

«Представьте себя на месте Гулливера, который попадет в страну лилипутов (там его рост примерно с трёхэтажный дом) и в страну великанов (там его рост примерно с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:

    шляпы;

    дома;

    кровати;

    постельного белья;

    машины:

    домашнего животного;

    записная книжка.

Упражнение выполняется индивидуально. Потом участник озвучивают свои варианты, а ведущий записывает их.

Упражнение основано на приеме гиперболизации(представление знакомых объектов в утрированно уменьшенном или увеличенном виде), что способствует появлению новых ассоциаций. Развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются.

Обсуждение.

Где было проще предстаешь себя в роли Гулливера - в стране лилипутов или великанов? С чем это связано? Какие из выдвинутых

Где было проще предстаешь себя в роли Гулливера - в стране лилипутов или великанов? С чем это связано? Какие из выдвинутых идей об использовании предмет он представляются наиболее интересными? Что за неожиданные свойства привычных предметов в них использованы?

VI . Подведение итогов.

Цель: осмыслить полученный в ходе тренинга опыт, подвести итоги дать, обратную связь по прошедшим упражнениям.

6.1.1 Упражнение «Бумажный подарок»

Описание упражнения.

Предлагается изготовить подарок, который хо1 елось бы преподнеся группе перед окончанием тренинга. Для этого имеется бумага, ножницы, скотч, рисовальные принадлежности. Помимо изготовления подарка предлагается сформулировать и записать пожелание для других участников оно может быть записано как на самом подарке, так и на отдельном листе или специально изготовленной открытке. Время на подготовку подарков и запись пожеланий 10-15 мин. после этого подарки распределяются между участниками.

Лучше сделать это с помощью игровой процедуры случайного выбора. Например следующим образом.

    Все встают в круг лицом наружу и кладут изготовленные ими подарки на пот перед собой, на расстоянии примерно 1 м от себя

    По команде ведущего берутся за руки, закрывают глаза и начинают перемещаться по часовой стрелке.

    Когда круг сдвигается примерно на половину обороте, ведущий даст команду остановиться и открыть глаза. Каждому достаёте тот подарок, который в этот момент, окажется пред ним.

Психологический смысл упражнения

Одна из форм подведения итогов тренинга. Когда дается возможность представить и отдать другим участникам его результат овеществленной « объективизированной » форме.

Обсуждение.

Каждому предлагается придумать и произнести слова благодарности за полученный подарок.

6.1.2 Завершение работы

Переместите кораблик, который в начале тренинга был у «Берега ожиданий» на таком расстоянии от «Берега сбывшихся надежд», которое отражало бы степень исполнения ваших ожиданий.

Благотворительный фонд

поддержки молодежных инициатив

«Мое поколение»

Раздаточные материалы

к тренингу

"Развитие креативного мышления:

как это помогает работе НКО"

Тренинг "Развитие креативного мышления: как это помогает работе НКО" 3

Этапы креативного процесса 3

Разминка 4

Осознание понятия "креативность" 4

Развитие креативности 5

Завершение 6

Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творческих способностей 7

Что, Откуда, Как 7

Земля круглая 8

Противоположности 9

Необычные действия 10

Применение умений 11

Популярные методики для поиска новых идей 13

Упражнения по вдохновению 13

Алгебра креатива 15

Мозговой штурм 15

Шесть шляп 16

Ментальные карты 16

Синектика 16

Метод фокальных объектов 17

Морфологический анализ 17

Непрямые стратегии 17

Автобус, кровать, ванна 18

Расшифровка 18

Ловушка для идей 18

Шаблоны для ума 18

Левые и правые 19

Рынок творчества 21

Креативный оркестр 21

Обнаружение в себе скрытых творческих способностей 22

Объявите неделю глупой идеи 24

Творческий процесс: методика креативности из пяти шагов 25

Тренинг "Развитие креативного мышления: как это помогает работе нко"

Креативность - способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Проявления креативности: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям. Условия актуализации: самообладание и уверенность в себе.

Этапы креативного процесса

    Подготовка : желание изменить ситуацию, решить проблему. Логический анализ, сбор информации, возникновение и проверка вариантов решения. Углубление, детализация и прояснение образа проблемы. Обнаружение несостоятельности известных способов решения.

    Фрустрация : сигнал для реорганизации деятельности. Осознание барьеров, недостаточности информации и источников её получения.

    Инкубация : прекращение логического поиска решения, и переход проблемы в подсознательную область, привлечение информации из прошлого опыта.

    Инсайт : поступление решения проблемы в сферу сознания.

    Разработка : проверка истинности логическими средствами.

    Верификация : Соответствует ли исходным данным? Будет ли это работать?

    Осуществление.

Разминка

Упражнение. Называя имя, сказать три характеристики на туже букву. Чем вызвано перечисление именно таких качеств? Что помешало назвать другие?

Упражнение. Называя своё имя, скажите формулу, которая, на ваш взгляд, достаточно точно описывает вашу личность.

Осознание понятия "креативность"

Упражнение . Кто-нибудь из круга представит себя в роли того или иного литературного героя, обязательно хорошо известного всем присутствующим… теперь мы будем задавать вопросы этому герою и попытаемся угадать, кто же это… (10 минут) Как появлялась догадка? Какие этапы креативного процесса вы отслеживали?

Упражнение . Предъявление рисунка с изображением куба… что вы видите на рисунке?

У нас возникли разные мнения, хотя на листе только 12 отрезков прямых. Как это объяснить? (Идея о влиянии опыта) (5 минут).

Упражнение. По команде все берут листы и рисуют 15 секунд, затем передают лист соседу справа и т.д. (влияние стереотипов на развитие сюжета, обнаружение критериев нестандартности: совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба и т.д.) (10 минут).

Упражнение. По кругу каждый будет говорить несколько предложений, и таким образом мы попытаемся сочинить рассказ о городе, где собрались и живут самые некреативные люди на свете… (10 минут).

Вариант . В группах по 4-5 человек слепить из пластилина, нарисовать, склеить из бумаги и т.д. город самых некреативных людей. Представление работ (30 минут).

Упражнение . В подгруппах по 4-5 человек составить список идей, принципов, привычек, которым вы особенно привержены, невозможность реализации которых вызывает у вас напряжение (10 минут). Обсуждение влияния этих принципов на поведение… Отметьте идею, которой вы на самом деле привержены, но до сих пор этого не осознавали и идею, которая была у вас, но которая теперь действует не так сильно… Что помогло преодолеть? (осознание принципов, тормозящих поиск новых решений) (20 минут).

Театр-экспромт . Распределяются роли. "…Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржёт. Недалеко от него пристроился на жёрдочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пёс. Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей тревожно зачирикал…. Пёс отчаянно залаял… Цыган уводит Коня. Пёс заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовёт мужа. Выскочил с ружьём из дома Хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведёт коня в стойло. Пёс прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня и бросает ему сена. Хозяин зовёт Хозяйку в дом. Всё успокаивается. Спит Пёс. Дремлет воробей на своём прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржёт… Занавес!" (10 минут).

Н.Ю. Хрящева.

Основной целью программы является осознание креативности в себе и ее развитие.
Задачи:
1) осознания и преодоления барьеров проявления креативности;
2) осознания характеристик креативной среды;
3) формирование навыков и умений управления креативным процессом.
Тренинг креативности дает возможность, не создавая критических уровней напряжения, получить личностно окрашенную обратную связь.

Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обуславливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.
В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.
При этом психолог ориентируется на следующую последовательность шагов:

  • детализация образа проблемы и ее кроссмодальное сопряжение с содержанием накопленного опыта;
  • использование эвристических приемов и техник управления креативным процессом;
  • воплощение найденного решения или варианта поведения в реальность.

3.4 Игры гештальт-терапии

(сост. Е Петрова)

Цель: Обучение базовым знаниям в гештальт-терапии с использованием техник, которые раскрывают суть практического использования методов гештальт-терапии в групповой работе.
Основные понятия:

  • отношение фигуры и фона;
  • осознание и сосредоточенность на настоящем (принцип "здесь и теперь");
  • расширение границ осознания;
  • усиление внимания к чувствам;
  • механизмы защиты;
  • понятие зрелости.

Гештальт-терапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе и последующего изучения экзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению. В настоящее время гештальт-группы известны своими сильными руководителями и ориентацией на развитие автономности и ответственности среди участников.
Исследования в области восприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции. Невротическое функционирование возникает, тогда, когда между нашими внешней и внутренней зонами осознания вклинивается средняя зона фантазии. Понятие "противоположности", ярким примером которого является конфликт между "нападающим" и "защищающимся", описывает борьбу между двумя полярными сторонами нашего "Я", которые должны сосуществовать вместе. Функции защиты представляют собой неэффективные способы избавления от угрозы или стресса и включают в себя патологическое слияние, ретрофлексию, интроекцию и проекцию. Зрелость описывается, как способность найти свои собственные ресурсы поддержки и принять ответственность за самого себя.

1. "Приветствие"
В двух шеренгах – по команде ведущего, двигаться навстречу друг другу и не вербально поприветствовать другого. После каждого контакта сдвинуть шеренгу на один шаг. В каждой новой пробе использовать новую форму приветствия.
2. "Встреча руками"
Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут:
1) друг друга;
2) познакомятся;
3) проявят симпатию;
4) потанцуют;
5) подерутся;
6) помирятся;
7) попрощаются.
Всего задание занимает 5 – 7 минут. Обсудить чувства на разных этапах.

17. "Я должен"
Напишите 3 фразы, которые начинаются со слов "Я должен..." Попробуйте заменить их на фразы, которые начинаются со слов "Я могу...", с тем же продолжением. В паре произнесите "с чувством" эти новые фразы. Осознайте, какие действительные чувства и потребности стоят за этими словами. Напишите 7 – 10 фраз, в которых отражено то, что вы никогда не сможете. После этого работа в парах. После этого замените " я никогда не смогу" словами" Я очень хочу". Обсудите и подумайте, какое желание за этим стоит на самом деле. Например: "Я никогда не буду воровать" это значит, что я задавливаю свою зависть к людям, не позволяю себе завидовать тем, кто, что-то имеет. "Я никогда не смогу убить – я никогда не позволю себе злиться" (Даниил Хломов).
18. "Я не должен"
Напишите 3 раза фразы, которые начинаются со слов: "Я не должен". Замените в этих фразах начало на "Я могу...". Подумайте, какую награду, психологическую или материальную, вы получали в детстве и получаете сейчас благодаря соблюдению этих долженствовании. Осознайте, какое "наказание" вы понесете за нарушение, или какую плату придется платить, чем вы рискуете, если нарушите запрет. Этот эксперимент нацелен на исследование интроектов (Елена Петрова).
19. "Кукла"
Один человек – кукла, второй – экспериментатор. Задача экспериментатора – исследовать возможности оперирования, обращения с телом куклы. Насколько далеко руки разводятся, насколько голова поворачивается. Кукла имеет право сказать "стоп". Задача – добиться от куклы "стоп", определить границы. Обсуждение нацелено на то, насколько был осторожен экспериментатор, боялся причинить боль или перейти границу, насколько была тревожна "кукла", говоря "стоп" раньше времени.
Один человек – экспериментатор, второй – говорящая кукла. "Кукла" знает одну-единственную сказку (историю – готовую, которую хорошо знает, и задумывает заранее). "Кукла" придумывает на своем теле "кнопку" – одну единственную. Терапевт должен где-то на теле, пробуя прикосновения, пробуя прикосновения, найти эту кнопку, "нажать" ее и услышать историю (Даниил Хломов).
20. "Благодарность"
Выберите человека, которого точно уважаете, который для вас важен. Напишите его наиболее важные характеристики. Зачеркните его имя, Напишите свое. Осознайте, которые из этих характеристик действительно относятся к вам (Даниил Хломов).
21. "Работа с именем"
Имена, которые записаны в документах, отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме "официального" имени" человек несет детские и "особенные" имена. Те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.
Для исследования стоит обратить внимание на само имя и его значение, варианты имени (в том числе имя, когда он был ребенком), прозвища. Предлагается несколько вариантов экспериментов, которые могут активизировать чувства, связанные с именем и ассоциированных с именем отношений в первоначальной семье.
Разные варианты экспериментов, выделяя разные фигуры, позволяют фокусироваться на разнообразных аспектах одной большой темы. Нет смысла делать их подряд, – но стоит выбрать подходящий для данной сессии. "Вспомните имена, которыми Вас называли в детстве. Кто дал Вам эти имена, в каких обстоятельствах Вас называли тем или иным именем. Кто называл. В каких обстоятельствах. Какие чувства Вы испытываете, когда думаете об этих именах. Как чувства есть у Вас к этим людям сейчас.
Вспомните детские имена и прозвища. Какие чувства они вызывали. Выберете наиболее яркие. Вспомните "детские" ощущения и назовите себя сейчас этим прозвищем. Какие чувства и кому выражало это имя. Как к Вам относились те, кто давал это имя или прозвище.
Какие у вас сейчас есть прозвища или ласкательные имена. Как вы их получили. Какие области жизни они затрагивают.
Есть ли разные имена сейчас дома и на работе. Если да, с чем это связано. Какие у вас сейчас варианты имен. В каких ситуациях вас так называют, когда вы так представляетесь, кому, где. Какие чувства у вас ассоциируются с этими именами. Какие отношения с этими людьми.
Вспомните ваши имена в разные периоды жизни. Вспомните отношение к своему имени в разные периоды жизни. Как оно менялось. Гордились ли вы, любили свое имя, или были периоды негативного отношения. Связь изменений в жизни, в том числе кризисов, и отношения (выбора) имени. Какая связь имен и отношения к своему полу. Были ли случаи, когда вас называли именем, не соответствующим вашему полу, или которое вызывало насмешки.
Как выбирали Ваше имя родители. Что вы об этом знаете. Их ожидания. В честь кого. Какое символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило для Вас в разные периоды жизни.
Как вы себя чувствуете с вашим именем среди толпы (среди других). Отношение к тем, у кого такие же имена, чувствуете ли вы себя хорошо или у вас возникают негативные чувства, когда есть еще люди с такими же именами. Если Ваше имя уникальное – как вам среди тех, кто носит обыкновенное имя.
Если бы вы выбирали себе имя заново, – какое бы вы выбрали второе имя и почему, что оно могло бы символизировать. Какие есть доводы для сохранения старого имени. Какие резоны для выбора нового.
22. "Старый заброшенный магазин"
Упражнение с использованием воображения, управляемой фантазии. При его выполнении участники могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые ранее не осознавались.
"Представьте себе, что вы идете вниз по городской улице поздней ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, запыленные. Но если заглянуть в эти окна, вы можете заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернетесь в город".
В паре или в малой группе опишите этот предмет, обнаруженный вами за окнами заброшенного магазина. Затем поговорите от имени этого предмета, от первого лица. Как Вы чувствуете себя? Почему Вы оставлены в магазине? Кто Вас оставил? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут "станьте собой" и вернитесь мысленно в тот же город. Подойдите к магазину, и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему? (По Джону Стивенсу).
Вариант 1. "Представьте себе, что Вы прогуливаетесь по большому старому городу. Может быть, это знакомый Вам город, или воображаемый. На улице Вы можете найти предмет, унесите его с собой".

Вариант 2. Вы турист, на экскурсии Вы находите "Волшебный магазин сувениров". Заходите в помещение, оглядываетесь. Первая помещение – старинная мебель, картины, лампы, люстры, зеркала. В другой комнате Вы видите старинную посуду, ковры, утварь. В отдельной витрине – куклы, экзотические раковины, сувениры из экзотических стран. А в глубине небольшая комната, где сокровища букиниста. Какой-то интересный предмет привлечет Ваше внимание. Вы понимаете, что это сувенир, этот предмет – для Вас" (предложено Ф.Перлзом).