План устранения нарушений по результатам проверки гит. Проверьте себя в новых списках проверок роструда

Порядок проверки ГИТ в 2019 году изменился. Узнайте, что проверит трудовая инспекция и какое наказание грозит для организации, если выявят нарушения

Читайте в нашей статье

Проверка трудовой инспекции в 2019 году

На весь процесс отводится не более 20 дней. ГИТ может запрашивать как оригиналы документов, так и их копии. Все документы, передаваемые инспекторам, должны сопровождаться описью, дабы потом их можно было истребовать назад. Такой аудит может быть как выездным, так и документальным.

При выездном варианте придется приготовить для работы трудовых инспекторов отдельное помещение с доступом в интернет.

На наш взгляд, документальные проверки более приоритетны для ЮЛ. Придется копировать массу документов, но будет немного времени, чтобы подготовить недостающие или поправить имеющиеся. Тогда как при выездной инспекции этого сделать не получится.

Не стоит предоставлять бумаги, которые не запрашивали, даже если они оформлены безукоризненно. Это может повлечь цепную реакцию и аудитору захочется увидеть и другую сопутствующую документацию, что прямо пропорционально увеличивает риск нарваться на штраф.

Внеплановая проверка трудовой инспекции

Основанием для проведения внеплановой проверки является аудит выданных ранее предписаний и обращения работников. Но большую долю занимают инспекции жалоб сотрудников. Поэтому крайне важно в деятельности предприятия внимательно относиться к персоналу и где-то идти на компромисс. Ведь найденные нарушения могут обойтись дороже.

При внезапных инспекциях срок оповещения работодателя уменьшен до минимума и составляет всего 24 часа. А при существенном риске уничтожения компрометирующих сведений или обстоятельств ЮЛ могут и совсем не предупредить.

При внеплановых проверках есть определенная цель - отстоять права обращающегося сотрудника, поэтому инспектора начинают с аудита той документации, которая позволит раскрыть, подтвердить или опровергнуть факт нарушения трудового законодательства. При этом нанимателю стоит помнить, что проверяющие изначально находятся на стороне сотрудника, так как он априори слабая сторона.

Применение этого подхода началось с 2019 года. Основные критерии отнесения предприятия к тому или иному классу:

  • вид экономической деятельности;
  • численность персонала;
  • долги по зарплате за последние 3 года;
  • наличие несчастных случаев за последние 3 года.

Ранее проверять планово компании можно было только 1 раз в 3 года. После внедрения новой системы этот промежуток сократился до 2 лет для высокорисковых предприятий.

Если компания не согласна с присвоенной ей категорией, она может обжаловать это решение в Роструде.

Использование чек-листов трудовыми инспекторами

Какие документы будут планово проверять, раньше было загадкой. С 2019 года Роструд вводит новый инструмент для проверяющих инспекторов. Теперь в ходе проведения аудита сотрудник ГИТ заполняет специальные “чек-листы”, которые доступны для скачивания на сайте Роструд а. Каждый из них раскрывает конкретную тему.

Перед проведением плановой инспекции ГИТ работодатель может по соответствующим "чек-листам" сам проинспектировать состояние кадровой системы и привести ее в должный вид.

Подготовка к проверке ГИТ

Надо готовиться к аудиту или нет - решать каждому конкретному руководителю самостоятельно. Нам кажется, что проверить стоит не только наличие всех нужных документов, но и присутствие подписей. Ведь легче предотвратить ошибки, чем платить за них.

Часто встречается и задержка заработной платы. Наказание за это нарушение не ограничивается только штрафами. Если задержанные суммы значительны, возможна и уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ).

Штрафы за неточности в ЛНА также нередки и составляют от 30 до 50 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Любую проверку можно пройти успешно, если знать, какие документы будет проверять инспектор. Это поможет заранее привести бумаги в соответствие с законом и избежать штрафа.

В статье:

Скачайте полезный документ:

Что проверяет ГИТ при плановой и внеплановой проверке

Проведение проверок ГИТ регулируют два нормативных акта:

В этих документах установлено, что ГИТ вправе проверять соблюдение всех норм трудового права в совокупности, в том числе требования по охране труда и процедуру проведения специальной оценки условий труда.

Плановая проверка может быть:

  • тематической , когда проверяется один вопрос (например, только предоставление отпусков или только вопросы оплаты труда),
  • комплексной , при которой проверяют соблюдение всех вопросов трудового права.

Внеплановая проверка проводится по конкретной ситуации, указанной в жалобе работника, а также для проверки устранения ранее выявленных нарушений.

Совет от эксперта «Системы Кадры»

Если вам нужны подробности, ищите их в «Системе Кадры». Вы найдете общую характеристику плановых и внеплановых проверках. Узнайте, где и в каких случаях они проходят и какие документы нужны в конкретных ситуациях.

В 2019 году плановые проверки могут проводиться только по проверочным листам (спискам контрольных вопросов), утвержденным приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (в ред. приказа от 11.04.2018 № 201). Таких листов у ГИТ много - 132.

Неужели при плановой проверке инспектор будет использовать все листы? Нет, все списки вопросов ему не понадобятся, потому что более 100 чек-листов посвящены вопросам охраны труда при выполнении конкретных работ, и для большинства организаций они неактуальны. А вот чек-листы, посвященные трудовым отношениям, инспектор может проверить все.

Проверочные листы ГИТ по кадровым вопросам

Как правильно предоставлять документы для проверки

Если проверка выездная, все документы для изучения предоставляются инспектору в подлинниках. Но изымать их нельзя. Если проверяющему нужно оставить какой-либо документ у себя, делается заверенная копия.

Если проверка документарная, оформляется запрос о предоставлении документов, подписанный руководителем ГИТ. Запрос должен быть мотивированным.

ГИТ не имеет права запрашивать документы, которые:

  • не относятся к предмету документарной проверки,
  • могут быть получены ГИТ от иных органов государственного и муниципального контроля.

Также инспектор не имеет права требовать нотариального удостоверения копий документов.

В течение 10 рабочих дней после получения запроса нужно подготовить заверенные копии всех запрошенных документов. Передавать пакет документов в ГИТ лучше по описи. Если это приказы, штатное расписание и договоры, то в описи обязательно укажите номера и даты этих документов, если копии трудовых книжек, то кому они принадлежат.

Если не успеете передать документы за 10 рабочих дней, инспектор может выписать штраф по статье 19.7. КоАП РФ за несвоевременное предоставление информации. Наказание за это правонарушение - штраф:

  • для организаций от 3 000 до 5 000 рублей,
  • для должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника

Таблица. Порядок проведения проверки по жалобе работника

Этап проведения проверки

На что обратить внимание

Издание распоряжения о проведении проверки

В распоряжении должны быть указаны:

ФИО и должность именно того инспектора, который пришел.

Если перед вами другой инспектор, он не имеет права проводить проверку.

Полное наименование организации (краткое не обязательно) и ее место нахождения. Для ИП - ФИО полностью, его место жительства и место фактической деятельности.

Вид проверки (плановая/ внеплановая, выездная/ документарная).

Номер и дата распоряжения, подпись руководителя ГИТ и печать, дата начала проверки, дата окончания проверки.

Предмет проверки. Если цель - проверить законность предоставления ежегодных отпусков, то вопросы оплаты или охрану труда проверять инспектор не имеет права.

Основания для проведения проверки. Если проверка плановая - основанием будет план проверок. При внеплановой проверке в качестве основания чаще всего указывают истечение срока исполнения предписания или заявление от физического лица.

Если этих данных нет - результаты проверки можно обжаловать.

Изучение запрошенных документов

Если цель проверки - охрана труда, то инспекторы вправе знакомиться с отчетами по спецоценке условий труда, проверяя написанное в карте фактическому состоянию дел. Для этого приглашаются эксперты (не той организации, которая проводила у вас аттестацию, а другие), которые проводят контрольные замеры. Кстати, фамилии и должности экспертов должны быть обязательно указаны в распоряжении о проверке.

Ежегодно Роструд составляет план, определяющий работодателей, которых будут проверять в следующем году. Этот план согласуется с прокуратурой и находится в свободном доступе. Для того чтобы проверить, включена ли ваша организация в план проверок, необходимо посетить сайт инспекции по труду http://git78.rostrud.ru/plan/ или сайт прокуратуры http://procspb.ru/plan-proverok . В информации, размещенной на этих сайтах, кроме прочего, будет указан месяц проведения проверки, основания ее проведения, вид проверки (В - выездная или Д - документарная), а также название органа государственного контроля (надзора), с которым совместно данная проверка будет проводиться. Утвержденный план в течение года не корректируется.

Заглянуть в этот план будет нелишним перед тем, как утверждается график отпусков на следующий год с тем, чтобы в указанный в графике месяц проверки ключевые сотрудники не оказались в отпуске. А если вы уже график утвердили, то, при необходимости, его придется скорректировать. Извлечение из плана проверок на 2016 год приведено в таблице 1.

Кроме того, если в плане проверок вы видите неправомочное основание ее проведения (например, не прошло 3 года с даты государственной регистрации юрлица), то вам следует написать об этом письмо в государственную инспекцию труда, приложить копии подтверждающих документов, и тогда проверка не состоится. Как показывает практика, около 10% компаний, попадающих в план проверок, оказываются в нем без законных оснований.

Таблица 1

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год (извлечение)

Характер, виды, основания, сроки и цели проведения проверок приведены в таблице 2.

Таблица 2

Проверки ГИТ: виды, основания, сроки проведения

Характер проверок

Плановые

Внеплановые

Предмет проверки

  • Ø Соблюдение организацией обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами;
  • Ø соответствуют ли обязательным требованиям сведения, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
  • Ø Соблюдение организацией обязательных требований нормативных правовых актов;
  • Ø выполнение предписаний компетентных органов;
  • Ø проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Основания для проведения

Проводится по истечении трех лет со дня:

1) государственной регистрации юрлица;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;

3) начала осуществления предпринимательской деятельности юридическим лицом.

1) Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;

2) поступление в инспекцию труда обращения и заявления о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

Если в федеральную инспекцию труда поступили:

а) обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;

б) запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (ст. 219 ТК РФ);

Издание руководителем инспекции труда приказа (распоряжения) по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, либо на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок уведомления

Не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала любым доступным способом.

Не позднее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

В случае, когда уведомление о проверке может нанести ущерб ее эффективности и позволит скрыть факт нарушения - уведомление работодателя о предстоящей проверке не допускается.

Полученное от ГИТ уведомление следует зарегистрировать в регистрационном журнале для входящей корреспонденции в целях фиксации срока уведомления.

Сроки проведения

Общее правило - срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

Для субъектов малого предпринимательства срок проведения плановой проверки составляет:

  • 50 часов - для малого предприятия;
  • 15 часов - для микропредприятия.

При проведении внеплановой выездной проверки, а также документарной проверки субъектов малого предпринимательства применяется общеустановленное правило - 20 рабочих дней.

При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за 3 рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

Для юрлица, которое ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ одновременно, сроки проверки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, обособленному подразделению, представительству, но при этом общий срок не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Виды проверок

Выездные

Документарные

Место проведения

На территории работодателя.

На территории проверяющего органа власти.

Плюсы и минусы видов проверок

Плюсы - не нужно копировать, заверять, сшивать и передавать для проверки большое количество документов.

Минусы - проверяющие могут запросить любой документ. Также инспекторы могут проверить помещения, занимаемые компанией, задавать вопросы персоналу.

Плюсы - документы для проверки запрашиваются заранее, есть возможность их подготовить.

Если контролирующему органу будет недостаточно предоставленных документов для проведения проверки в полном объеме, то в адрес работодателя может быть направлен запрос о предоставлении дополнительной информации.

Работодатель обязан предоставить указанные в запросе документы или иную информацию в течение десяти рабочих дней.

Минусы - при большом документообороте придется готовить большое кол-во документов, составлять описи и передавать документы по акту.

Правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 983383-6 , которым предлагается установить специальные штрафы за задержку выплаты заработной платы, повысить проценты, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса, увеличить срок обращения работников в суд, разрешить инспекторам ГИТ проводить внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры.

В проекте предполагается, что в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже МРОТ инспекторы ГИТ получат право на проведение внеплановой проверки работодателя. Сейчас для проведения такой проверки требуется наличие жалоб и согласие органов прокуратуры.

Автором законопроекта является Правительство России, поэтому вероятность того, что в ближайшее время Госдума рассмотрит и примет этот законопроект, весьма высока. Таким образом, в ближайшем будущем, количество внеплановых проверок может существенно увеличиться.

Согласно информации, размещенной на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу, за 2015 год было проведено 7153 проверки, из них всего 1170 проверок выездных, остальные 5983 - документарные (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

По проведенным проверкам за 2015 год можно сделать вывод, что в 78% случаях проведения проверок ГИТ основанием для проведения являлись обращения граждан и только 16% - были плановыми проверками (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

По еженедельным отчетам, размещаемым на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу за 2016 год, можно сделать следующие выводы:

1) в 85 случаях из 100 проверки заканчиваются выявлением правонарушений;

2) из выявленных нарушений более половины касаются охраны труда на предприятии;

3) средний размер административного штрафа составляет 50 000 руб.

Права работодателя при проведении выездной проверки

По требованию работодателя проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения.

Перед началом проверки руководитель организации (представитель) должен получить под роспись копию распоряжения (приказа) руководителя ГИТ, ее обязаны предоставить лица, проводящие проверку.

Работодатель наделен правом запрашивать у должностных лиц всю информацию о том органе, который направил их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней ч. 3 ст. 14 .

Руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения п. 1 ст. 21 , абз. 2 п. 8 и проверяющие не имеют права этому препятствовать.

Работодатель имеет право на ознакомление со всеми административными регламентами мероприятий по контролю и порядку их проведения на тех объектах, которые юридическое лицо использует при ведении своей деятельности.

Если руководитель организации (уполномоченный представитель) отсутствует при проведении проверки - выездная проверка (плановая, внеплановая) не может проводиться. Исключением являются случаи, когда проводится проверка по таким основаниям как: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия.

По окончании проверки инспектор должен составить акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) ставит свою подпись, тем самым подтверждая, что ознакомлен с результатами проведенных мероприятий ч. 1 ст. 16 , абз. 1 п. 61 .

Если работодатель не согласен с выводами или фактами, изложенными в акте по результатам проверки (либо в предписании об устранении выявленных нарушений), он может представить свои возражения в письменной форме. Возражения представляются в орган, производивший мероприятия по контролю в течение 15 дней, с даты получения акта проверки ч. 12 ст.16 , абз. 1 п. 63 .

Если у организации есть документы, которые могут подтвердить обоснованность возражений, то к акту прикладывают заверенные копии таких документов.

Работодатель обладает правом обжаловать в административном или судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, в результате которых были нарушены его права ст. 254 ГПК РФ .

Если к работодателю было применено административное наказание по результатам проверки - его тоже можно оспорить. Для этого следует представить документы, свидетельства или иные аргументы, которые могут подтвердить вашу правоту.

Работодатель также имеет право обратиться с иском в суд о взыскании вреда или упущенной выгоды, которые были причинены действиями (бездействием) должностных лиц органа государственного контроля, и которые были признаны неправомерными ст. 22 .

Обязанности работодателя при выездной проверке

Работодатель обязан предоставлять для проверки документы только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка ч. 5 ст. 12 , абз. 7 п. 8 .

Если передаются оригиналы документов, то лучше всего оформлять такую передачу письменно. Сделать это можно в виде акта приема-передачи или описи.

При подготовке документов работодатель должен руководствоваться порядком передачи персональных данных работников, который предусмотрен ст. 88 ТК РФ . А именно: в акте нужно указать, что передаваемые данные могут быть использованы только для процедур по контролю.

Руководитель проверяемой организации обязан лично присутствовать при проведении проверки, либо обеспечить присутствие уполномоченных представителей, которые отвечают за организацию и проведение мероприятий по выполнению всех обязательных требований в сфере труда и его охраны ч. 1 ст. 25 , абз. 9 п. 8 .

Кроме того, работодатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, а также в здания, строения, и помещения, которые используются организацией при осуществлении ее хозяйственной деятельности, а также к оборудованию и транспорту.

Оформление результатов проверки

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах, типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 .

Один экземпляр вручают руководителю (уполномоченному лицу) проверяемой организации под роспись. Если руководитель отказывается ставить свою подпись - на акте делается соответствующая запись.

Все юридические лица и предприниматели должны вести журнал учета проверок согласно ч. 8 ст. 16 и, в свою очередь, работодатель вправе потребовать от проверяющих произвести запись в таком журнале.

В случае выявления правонарушений по результатам проведенной проверки государственные инспекторы труда одновременно с актом имеют право предъявлять работодателям либо их представителям предписание об устранении нарушений трудового законодательства ч. 3. ст. 16 , абз. 4 п. 60 .

Предъявленные предписания являются обязательными для исполнения ст. 357 ТК РФ .

Срок обжалования предписания не должен превышать:

  • 15 дней, если обжалование производится вышестоящему руководителю или Главному государственному инспектору труда РФ п. 12 ст. 16 .
  • 10 дней при обжаловании в суд ч. 2 ст. 357 ТК РФ .

Срок обжалования начинает исчисляться с даты получения работодателем предписания, приложенного к акту проверки.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, которые установлены ст. 4.5 КоАП РФ , еще не истекли, инспектор в дополнение к акту составляет протокол об административном правонарушении абз. 6 п. 60 Регламента , п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ .

Может случиться, что в ходе проверки будут допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок, тогда, согласно ч. 1 ст. 20 , ее результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) либо судом на основании заявления работодателя.

Грубыми нарушениями при проведении проверок являются (ч. 2 ст. 20 ):

  • отсутствие оснований для проведения плановой проверки;
  • несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
  • несоблюдение сроков проведения плановых проверок;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также не прошедших аттестацию граждан;
  • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
  • несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля;
  • затребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план;
  • проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.

Глубина проведения проверки

В статье 357 ТК РФ указано, что при проведении проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций. При этом закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Однако работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истек.

Все кадровые документы должны храниться в организации в соответствии с установленными сроками их хранения. Существует Перечень, регламентирующий сроки хранения кадровых документов, утвержден он приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 . Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности.

Обратите внимание на Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ , согласно которому документы по личному составу, созданные после 2003 года необходимо хранить 50 лет. Для документов по личному составу, которые касаются прохождения госслужбы (кроме государственной гражданской) этим законом предусмотрены специальные правила.

Какие документы запрашивают проверяющие

До настоящего времени нет законодательно закрепленного единого перечня документов, который должна иметь в наличии каждая организация. Анализ различных нормативно-правовых актов показывает, что организации должны формировать отдельные локально-нормативные акты, вести те или иные журналы, издавать приказы и другие документы, а также соблюдать сроки их хранения. Каждая организация может составить свой перечень документов, которые должны быть именно в этой компании. В таком перечне необходимо указать не только наименования документов, но и основания их ведения, а также журналы учета документов.

Примерный список документов, который может затребовать при проверке трудовая инспекция, приведен в таблице 3.

Таблица 3

№ п\п

Наименование документа

Трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним

Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности

Ученические договоры

Трудовые книжки

Книга учета движения и приходно-расходная книга по учету трудовых книжек и вкладышей к ним

Личные карточки работников

Штатное расписание

График отпусков и извещение о начале отпуска

Табель учета рабочего времени

Расчетные листы и приказ об утверждении формы расчетного листка

Локальные акты. К обязательным локальным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ) и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ)

Документы по охране труда

Приказы (распоряжения) работодателя

Документы воинского учета граждан

Положение о филиале, представительстве

Положение об аттестации

Положение об охране коммерческой тайны

График сменности

Результаты медицинских обследований работников, если необходимо (ст. 212 ТК РФ)

Иные документы (должны быть в наличии только в тех случаях, когда какие-либо действия работодателя зависят от волеизъявления работника или предусмотрены законодательством РФ)

Трудовые инспекторы имеют право осуществлять надзор и контроль над реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (ст. 356 ТК РФ ). Кроме документов, подтверждающих выплату пособий, трудовые инспекторы могут проверить наличие аптечки, поскольку статья 223 ТК РФ обязывает работодателей создавать санитарные посты с аптечками. Аптечку иметь обязаны все организации независимо от того, относится их деятельность к производственной или нет. Инспекторы могут проверить не только само наличие аптечки в организации, но и ее комплектацию.

Срок давности привлечения к ответственности и размеры штрафов за нарушение трудового законодательства

Затрагивая тему проверок, невозможно обойти стороной информацию о сроке давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства. По истечении этого срока работодатель не может быть привлечен к ответственности за совершенное правонарушение независимо от наличия вины в совершении правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения ст. 4.5 КоАП РФ .

Если же срок давности привлечения к ответственности истек - дело об административном правонарушении должно быть прекращено п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ .

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает истекать с момента наступления указанного срока.

Размер административной ответственности приведен в таблице 4.

Таблица 4.

Ответственность за «трудовые» нарушения

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

ч. 2 ст. 5.27

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если последний отказывается заключить трудовой договор с человеком, допущенным к работе

ч. 3 ст. 5.27

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

5 000 - 10 000 руб.

50 000 - 100 000 руб.

Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения

ч. 5 ст. 5.27

Совершение правонарушения по ч. 2 или 3 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

Дисквалификация на 1-3 года

30 000 - 40 000 руб.

100 000-200 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27

Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде

Предупреждение или 1 000 - 5000 руб.

Предупреждение или 30 000 - 50 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27

Совершение правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

20 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

10 000 - 20 000 руб.

50 000 - 70 000 руб.

ч. 3 ст. 5.27.1

Допуск к труду работника, не прошедшего:

  • обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;
  • обязательный предварительный либо периодический медосмотр;
  • обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);
  • обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 - 25 000 руб.

110 000 - 130 000 руб.

Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний

ч. 4 ст. 5.27.1

Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 - 30 000 руб.

130 000 - 150 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27.1

Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда

Предупреждение или 2 000 - 5 000 руб.

Предупреждение или 50 000 - 80 000 руб.

ч. 5 ст. 5.27.1

Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года

30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 23 ст. 19.5

Невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда

30 000 - 50 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

30 000 - 50 000 руб.

100 000 - 200 000 руб.

Наиболее часто встречавшиеся нарушения трудового законодательства по результатам проверок ГИТ по г. Санкт-Петербургу за 2015 год, количество вынесенных решений о назначении административной ответственности и суммы штрафов приведены в диаграммах 3, 4 и 5.

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Список литературы
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
2. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.
4. Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные Приказом Роструда от 28.10.2010 N 455
5. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
6. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
7. Конвенция N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Заключена в г. Женеве 11.07.1947.
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
9. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
11. Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
15. Проект Федерального закона N 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2016).
16. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»
17. Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации».

Как проходят плановые проверки ГИТ в 2019 году, что проверяют инспекторы, а также о штрафах, налагаемых на работодателя при выявлении нарушений – расскажем в статье.

Читайте в статье:

Проверки ГИТ в 2019 году: что проверяют

В 2019 году Роструд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с базой ФГИС.

Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только те предприятия, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки. Организации, которые по истечении срока не проведут СОУТ, как и те, кого будут проверять в общем порядке, получат штраф по части 2 статьи 5.27.1 КоАП

Если вашей организации в 2019 году предстоит проверка ГИТ, к ней стоит подготовиться заранее: выявить и устранить все недочеты.

Служба ОТ должна быть на предприятии при количестве работающих свыше 50 человек (). Соответственно, должны быть оформлены и положение о службе охраны труда. Специалисты по ОТ должны соответствовать критериям профстандарта " ", утвержденного , и иметь действующее удостоверение.

Если численность штата компании менее 50 человек, руководитель вправе возложить обязанности ответственного по ОТ на себя или на одного из работников. В этом случае необходим приказ о возложении обязанностей.

В соответствии с нормами законодательства и в предусмотренных им ситуациях сотрудники должны направляться на медосмотры. Для подтверждения требуется копия заключения медицинской организации о состоянии здоровья каждого работника, справка о прохождении психиатрического освидетельствования и заключительный акт по итогам медосмотра.

Также в компании должны иметься:

  • договор с медицинской организацией на проведение медосмотров;
  • направления работников на медицинские осмотры;
  • календарный план прохождения работниками медосмотров;
  • список контингента и поименный список работников, подлежащих медосмотрам, который в 10-дневный срок после утверждения следует направить в Роспотребнадзор ().

Нередко именно отсутствие списка контингента становится поводом для наказания компании.

Обеспечение работников сертифицированными и декларированными СИЗ является обязанностью работодателя. в соответствии с типовыми нормами и по результатам СОУТ. Уход и хранение следует осуществлять по правилам, установленным нормативными актами. Нужно быть готовым представить испектору всю информацию по учету выдачи, хранения и уходу за СИЗ.

При проведении СОУТ важно правильно оформить всю требуемую законодательством документацию: отчет о проведении, карты СОУТ и т.д.

В организации надлежит вести . Все НС на производстве должны быть расследованы, разработаны мероприятия по устранению их причин, итоги расследования должны быть оформлены документально. Самый важный процесс по результатам расследования – проведение внеочередного тестирования знаний по ОТ руководителей и специалистов.

Риск-ориентированный подход при проверке трудовой инспекции

Концепция риск-ориентированного подхода была разработана с тем, чтобы освободить от излишних нагрузок предприятия, чья деятельность не представляет опасности для окружающей среды и людей, и усилить контроль за теми работодателями, чьи нарушения трудового права и правил производственной безопасности могут иметь серьезные последствия.

При этом учитываются два критерия:

1. Тяжесть негативных последствий в случае нарушения компанией нормативных требований.

2. Вероятность того, что нарушение будет допущено компанией.

При определении только класса опасности рассматривается лишь первый критерий.

С 1 июля 2018 года плановые проверки проводятся по чек-листам для всех предприятий, независимо от категории риска. За нарушение, выявленное по проверочному листу, инспектор выпишет уже не предупреждение, а предписание и штраф. Чтобы избежать таких последствий, следует хорошо подготовиться к к визиту инспектора. Для этого в разработан новый удобный сервис самопроверки, в котором собраны все чек-листы ГИТ К каждому чек-листу приложены шаблоны и образцы документов, которые должны быть в наличии в вашей организации. и воспользуйтесь этой возможностью.

Плановая проверка трудовой инспекции на 2019 год: порядок проведения

Порядок проведения проверок предприятий установлен федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 г., а также административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России №354н от 30.10.2012 г.

Перед началом мероприятия начальник подразделения трудовой инспекции, ведущего плановую проверку, издает по форме, утвержденной Распоряжение содержит информацию о разновидности проверки, цели и сроках. Проинформировать руководство компании инспектор обязан не позже, чем за 3 дня до начала. Плановые по большей части бывают выездными.

Копии всех затребованных документов, с печатью и подписью руководителя компании или уполномоченного им представителя, необходимо отправить в трудовую инспекцию в течении 10 дней с момента получения запроса (). Допускается предоставление в электронном виде, если у руководителя имеется квалифицированная .

В случае, когда инспектор увидит какие-либо несоответствия или ошибки в представленных материалах, он потребует предъявить пояснения в письменном виде, на это отводится 10 рабочих дней. Если предоставленные дополнительные данные не удовлетворят инспектора, он назначит выездную проверку, выпустив соответствующий приказ. Такой порядок устанавливает Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и пункты , утвержденного приказом Минтруда России № 354н. В случае непредоставления запрошенных трудовым инспектором данных работодатель понесет .

При выездной форме прежде всего инспектор должен предъявить руководству компании служебное удостоверение и распоряжение о проведении данного мероприятия. Инспектор вправе привлечь экспертов, но при условии, что у них нет трудовых или гражданско-правовых взаимоотношений с проверяемой организацией. Работодатель должен предоставить инспектору все необходимые материалы и доступ во все здания, помещения, к оборудованию, транспортным средствам и т.п.

Инспектор не имеет права осуществлять проверочные мероприятия, когда руководителя предприятия или его уполномоченного нет на месте. Работодатель же должен обеспечить присутствие при всех мероприятиях руководителя. В случае неисполнения этой обязанности он привлекается к ответственности по КоАП РФ.

Сроки проведения проверки Рострудом 2019

Общий срок

Продление срока

Вид проверки, при проведении которой возможно продление срока

Допустимый срок продления

Основание продления сроков

Порядок продления

Микропредприятие

не более 15 часов в год

Плановая выездная

не более чем на 15 часов

Необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований

Мотивированное предложение, подготовленное инспектором, проводящим проверку, подается руководителю трудовой инспекции, который принимает решение о продлении срока проверки.

Малое предприятие

не более 50 часов в год

не более чем на 50 часов

Работодатели, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства

не более 20 рабочих дней

не более чем 20 рабочих дней

Работодатели, осуществляющие свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации

не более 60 рабочих дней

Устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению

Права и обязанности работодателя и инспектора

Права и обязанности

Основание

Права работодателя

– Присутствовать при проведении проверки;

– давать объяснения по вопросам, относящимся к её предмету;

– получать от инспектора информацию, которая относится к предмету;

– знакомиться с результатами;

– подтверждать в акте факт своего ознакомления с результатами и согласие (несогласие) с ними;

– отражать в акте свое согласие (несогласие) с действиями инспектора;

– обжаловать его действия (бездействие) в административном или судебном порядке;

– привлекать к участию федерального или регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Обязанности инспектора

– Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей;

– хранить государственную (служебную, коммерческую и т. п.) тайну, которая стала известна в ходе проверочных мероприятий (в т. ч. после увольнения);

– сохранять конфиденциальность источника жалобы на недостатки или нарушения трудового законодательства;

– воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе (если заявитель возражает против такого сообщения);

– своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения обязательных требований, установленных законодательством;

– проводить проверку на основании распоряжения (приказа) о ее проведении и в соответствии с ее назначением;

– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;

– проводить выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения (приказа) о её проведении, копии документа о согласовании с прокуратурой (если такое согласование необходимо);

– не препятствовать работодателю присутствовать при всех мероприятих и давать разъяснения по его вопросам;

– предоставлять работодателю всю информацию и документацию, которые относятся к проверяемой теме;

– знакомить работодателя с результатами;

– учитывать, что мера ответственности должна соответствовать тяжести нарушения в зависимости от его потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и работодателей;

– доказывать обоснованность своих действий при обжаловании их работодателем;

– соблюдать сроки проверочных мероприятий;

– не требовать от работодателя материалы, представление которых не предусмотрено законодательством;

– перед началом проведения выездного мероприятия по просьбе работодателя ознакомить его с административным регламентом (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

– вносить в журнал учета проверок запись о проведенной.

Проверки ГИТ нередко проходят с нарушениями. Как следствие — штрафы и предписания нельзя оспорить по формальным основаниям. Мы расскажем, как использовать ошибки ГИТ в свою пользу.

Отдельные элементы порядка проверок прописаны в законе нечетко. Это позволяет работодателям повернуть в свою пользу ситуацию, где инспектор вроде бы действовал в рамках закона. Например, в судебной практике есть позиция, согласно которой инспектор не имеет права сразу проводить выездную проверку. Сначала надо организовывать документарную. Если инспектор это правило нарушит, суды проверку отменяют.

  • Важная статья:

Без документарной проверки выездная незаконна

Проверки ГИТ бывают двух видов: плановые и внеплановые. О том, включена ли ваша компания в план проверок, можно узнать на сайте Генпрокуратуры РФ, Роструда или местной инспекции труда. Основания внеплановых проверок устанавливает ст. 360ТК РФ. Самое популярное — жалоба работника.

По формам проверки делятся на документарные и выездные. При документарной инспектор направляет на адрес компании распоряжение о проведении проверки. Если запланирована выездная проверка, то инспектор посетит компанию лично. Распоряжение он отдаст представителю работодателя на руки.

Закон не ограничивает инспектора в выборе формы проверки (ч. 4ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; далее — Закон № 294-ФЗ). В зависимости от конкретных обстоятельств он может провести либо документарную, либо выездную проверку.

Выездные контрольные мероприятия обычно организуют, когда без этого нельзя установить факт нарушения. Например, инспектору необходимо проверить наличие специальных ограждений в местах, где трудятся работники.

Есть мнение, что инспектор не вправе проводить выездную проверку, если до этого не провел документарную. Сторонники этой точки зрения ссылаются на ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ. Норма устанавливает, что выездную проверку проводят, если во время документарной инспектор не смог:

  • убедиться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в документах работодателя, представленных в инспекцию, или
  • оценить соответствие деятельности работодателя требованиям закона.

Получается, что выездная проверка незаконна, если ей не предшествовала документарная. Есть пример решения, которое подтверждает этот вывод.

    Судебная практика

    Инспектор ГИТ проверял работодателя по заявлению работницы. Она посчитала, что ей недоплатили за последний месяц работы. Инспектор решил провести выездную проверку, но работодатель не пустил его на территорию. Затем представители работодателя обратились в суд и потребовали признать распоряжение на проверку незаконным.

    Суд удовлетворил требования работодателя. Инспектор не имел права сразу проводить выездную проверку. Сначала он должен был организовать документарные контрольные мероприятия (ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Инспектор обжаловал решение. Он утверждал, что закон не ограничивает его в выборе формы проверки ГИТ. Коллегия нашла аргумент инспектора неубедительным. Работница жаловалась только на невыплату зарплаты. Чтобы проверить это обстоятельство, проводить выездную проверку было не обязательно (постановление 10ААС от 07.02.2017 по делу № А41-55897/16).

Получается, что у компании есть шанс оспорить выездную внеплановую проверку, если ей не предшествовала документарная. Но с плановыми проверками такой способ не сработает. Во-первых, форма проверки указывается в плане проверок, который утверждает Генеральная прокуратура РФ. Во-вторых, суды указывают, что плановая проверка сразу может быть выездной (определение ВАС РФ от 29.07.2014 по делу № А40-108344/2013, решение ВС Республики Карелия от 21.09.2015 по делу № 21-345/2015).

Проверку не засчитают, если инспектор не передаст распоряжение

Перед тем как начать контрольные мероприятия, трудовой инспектор вручает работодателю заверенную копию распоряжения на проверку (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Копию может получить директор или иное уполномоченное лицо.

При документарных проверках инспектор не обязан лично передавать распоряжение. Он вправе направить его почтой или иными способами. Например, по факсу или на е-маil компании. Оригинал распоряжения инспектор отдаст работодателю, когда тот посетит инспекцию. Такой способ не противоречит закону.

Также некоторые инспекторы до проверки ГИТ звонят работодателям. Они сообщают, какие документы надо подготовить и куда их принести. Распоряжение обещают отдать позже. Работодатель не обязан идти навстречу инспектору, пока не получит распоряжение. А если инспектор впоследствии забудет передать его работодателю, суд вовсе признает проверку незаконной.

    Судебная практика

    Инспектор позвонил в компанию и сообщил, что будет проверка по жалобе работника. Затем попросил представить документы по списку и принести их в этот же день. Компания просьбу исполнила. Но инспектор не отдал представителю компании распоряжение на проверку. Не отправил он документ и по почте. Компания оспорила проверку в судебном порядке и выиграла дело. Суд указал, что инспектор не имел право проводить проверку, так как не передал компании распоряжение (решение Московского городского суда от 12.12.2016 по делу № 33-25385/2016).

Таким образом, проверка ГИТ незаконна, если инспектор не передал работодателю распоряжение. Факт передачи распоряжения инспектор может подтвердить несколькими способами. Они зависят от варианта доставки. Если он лично передал распоряжение, то достаточно подписи представителя работодателя на экземпляре инспектора. Если же распоряжение направлялось по почте, то факт доставки подтвердит карточка-уведомление о вручении письма.

Споры по зарплате вне компетенции ГИТ

Пока работники состоят в трудовых отношениях, они редко жалуются в трудовую инспекцию. Мало кто хочет портить отношения с работодателем. Поэтому работники ждут увольнения, и уже потом подают жалобы.

Возникает вопрос, вправе ли бывший работник жаловаться в ГИТ? Ведь в трудовых отношениях он уже не состоит. При этом вопросы о законности увольнения и выплате расчета суды повсеместно относят к индивидуальным трудовым спорам (ст. 391 ТК РФ). Их инспекция рассматривать не вправе. Если инспекция все же вмешается в конфликт, где речь идет об увольнении или деньгах, суд с большой долей вероятности признает предписание ГИТ незаконным.

Тем не менее работник может пожаловаться в ГИТ на иные нарушения. В этом случае инспекция имеет право прореагировать на обращение и провести проверку. Предписание и штрафы гарантированы работодателю, если инспектор найдет очевидные нарушения.

    Судебная практика

    После увольнения работник пожаловался в трудовую инспекцию на нарушение своих прав. Инспектор подтвердил факт нарушений в ходе проверки ГИТ и оштрафовал компанию по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Компания обжаловала штраф в суд. Она утверждала, что бывший работник хотел ее оговорить. Суд отказал компании в удовлетворении требований. Во-первых, закон не запрещает бывшему работнику пожаловаться в ГИТ. Во-вторых, нарушения, на которые указал работник, подтвердились (решение Московского городского суда от 02.12.2016 по делу № 7-15403/16).

Следовательно, ГИТ вправе проверять работодателей на основании жалоб любых работников: действующих или уволенных.