Человек из пластилина. Скульптура

Конечно, чтобы быть настоящим скульптором, нужно иметь художественный вкус и долго учиться, но простейшие поделки из пластилина сможет выполнить каждый при желании. Взрослые должны помочь детям в такой работе. Очень часто перед юными творцами стоит задача создания головы человека из пластилина. Кажется, что черты лица воспроизвести сложнее всего. Но работа эта не такая уж и сложная. В данном уроке лепки приведена подробная инструкция по созданию головы человека из пластилина.

1. Подберите правильный цвет для создания лица. Это может быть белый, бежевый или нежно-розовый пластилин. Разомните его в руках, а затем скатайте шарик.

2. Вытяните одну сторону, чтобы обозначить овал лица. Внизу будет подбородок, вверху – лоб.

3. С помощью стеки обозначьте центральную часть, места расположения глаз, носа и рта.

4. Сделайте ямки в местах дислокации глазных яблок. Область переносицы разгладьте.

5. Из того же бежевого пластилина сделайте бугорки, вместо бровей. Заполните глазные впадины белым пластилином.

6. Еще немного бежевого пластилина налепите в качестве носа, разгладьте его и пластилин вокруг, зубочисткой проткните ноздри.

7. Капельку пластилина потратьте также на формирование пухлых губ человека.

8. Теперь пришло время подобрать пластилин для создания прически. Подойдет белый, черный, коричневый или желтый цвет. В зависимости от этого получится седой человек, брюнет, шатен или блондин. Прикрепите выбранный кусочек на заднюю часть головы и макушку, прорисуйте волосинки инструментом.

9. Наконец, прикрепите два уха, чтобы закончить голову человека.

Итоговый вид поделки. Фото 1.

Итоговый вид поделки. Фото 2.

Естественно, это не единственный вариант подобной поделки. При необходимости можно менять цвет кожи, оттенок глаз, длину волос, форму носа и прочие отличия.

В нашем примере мы выполним несложную бескаркасную скульптуру «Заяц».

Подготовьте пластилин.

Для этого хорошенько разомните его в руках до получения однородного кома равномерной консистенции.

Вместо скульптурного пластилина можно использовать обычный детский цветной пластилин: просто опустите плитки обычного пластилина в горячую воду, а когда они размякнут, разомните их руками до однородной консистенции.

Конечно, такой пластилин отчасти уступает скульптурному. При застывании он существенно мягче, что является большим недостатком, если вы планируете использовать пластилиновую модель для отливки скульптуры в гипсе. Если же ваша цель - обучиться лепке, то самостоятельно изготовленный пластилин, возможно, окажется даже более удобным вариантом.

Сразу же подготовьте инструменты.

Основными инструментами скульптора при работе с пластилином являются стеки. Стеки имеют вид небольших деревянных, металлических или пластиковых палочек с концами в форме прямых, скошенных или закругленных лопаточек, ланцетов и пр. Они служат для эффективной обработки поверхности скульптуры - придания формы, выравнивания поверхности и нанесения деталировки. Стеки можно приобрести в арт - салонах и специализированных интернет - магазинах, или сделать самостоятельно, в соответствии с собственными представлениями об удобном инструменте.

На начальном этапе, стеком может послужить старая банковская карточка, столовый нож или чайная ложечка с узкой каймой. Также можно использовать инструменты для резьбы по дереву, хирургические инструменты, шило, иголки и различные маникюрные инструменты - при создании небольшой скульптуры из пластилина такими острыми предметами очень удобно выполнять деталировку.

Когда материал и инструменты готовы можно начинать.

Шаг 1: ФИГУРА

Сначала слепим саму фигуру зайца. Для этого, из хорошо размятого пластилина, сделаем три заготовки: одну - небольшую для головы, вторую для грудки и третью для нижней части фигуры.

Голова зайца слегка вытянутая, постарайтесь сразу придать ей нужную форму. Затем все три части соедините между собой при помощи простой «обмазки», разглаживая пальцами или стеком места соединений.

В результате получится общая форма - фигура, которую далее мы будем дополнять деталями, соответствующими анатомическим особенностям зайца.

Шаг 2: ЛАПЫ

Чтобы вылепить передние лапы, скатаем из пластилина две небольшие «колбаски». Затем, разминая, поочередно присоединим их к фигуре, разглаживая пальцами места соединения.

В процессе соединения придаем лапам желаемую форму, добиваясь максимального сходства с лапами настоящего животного.

Задние лапы у зайца больше передних, поэтому для их лепки делаем «колбаски» чуть большего размера. Прикрепляем к фигуре, корректируя форму задних лап, так же, как в случае с передними. По бокам добавляем пластилин, и, разглаживая его пальцами, придаем лапам согнутое положение.

Шаг 3: УШИ

Из двух кусочков пластилина вылепим продолговатые уши, после чего, определив по своему усмотрению их положение - будут ли они стоять или лежать, прочно прикрепим уши к голове зайца.

Шаг 4: ХВОСТ

Последним слепим хвост. Для этого скатаем из пластилина небольшой шарик и присоединим его к основной фигуре, тем же способом, что и остальные части ранее. Место соединения разглаживаем пальцами.

На этом фигура зайца у нас готова. Теперь нам нужно нанести на нее фактуру и особенности.

Шаг 5: ДЕТАЛИРОВКА

С помощью острого инструмента обозначим область грудки и складочки на холке.

Снимем лишний пластилин со спинки и других мест, добиваясь оптимальной формы. С помощью того же инструмента прорежем небольшие бороздки на лапках - пальцы.

Теперь проработаем мордочку.

Для этого сделаем углубления для глаз и носа, и, вдавливая, поместим в них маленькие шарики пластилина. Как обычно разглаживаем пальцами места соединения и убираем лишний пластилин.

Затем, с помощью тонкого стека прорезаем глаза и прорабатываем форму носа.

Этим же инструментом можно сделать улыбку.

С помощью дополнительно наложенного пластилина делаем щеки и подбородок: придаем им пальцами нужную форму, разглаживаем и убираем все лишнее.

Форму хвосту придадим, нанеся на него несколько бороздок и слегка сузив его к концу.

Последний этап - нанесение шерсти. Для этого при помощи стека нанесем на поверхность фигуры штрихи разной длины. Шерсть на спине более длинная - там штрихи будут длиннее.

Наносите шерстку по линии роста - проходя вдоль спины, плавно переходя на лапы и чуть-чуть меняя направление. Места, которые мы выделяли до этого - грудку и щеки, оставьте без шерсти. Так заяц получится более «живым», а за счет разницы фактур скульптура будет смотреться еще интересней.

Вот и все, наш заяц готов.

Мастер-класс по созданию скульптуры провела художник-скульптор, член Международного художественного фонда, член Профессионального союза художников, лауреат скульптурной премии Межнационального конкурса молодых художников Мила Закатова.

Масштаб 1/9 идеален для бюстов. Во первых, он стандартный, во вторых больший масштаб потребовал бы уже другой подход к глазам, волосам, ресницам - их бы пришлось имитировать кукольными элементами. Меньшие масштабы 1/20 и 1/16 уже для фигур.

Выбор прототипа.

Важно выбрать интересный прототип для бюста. Можно посоветовать фотографии. Портреты всегда были популярны у фронтовых фотографов. Фотография должна быть достаточно качественная, чтобы можно было разглядеть отдельные элементы и детали лица. Можно, конечно, и не искать фотографии, а вылепить своего персонажа, опираясь на воображение, но тут большая вероятность получения в итоге «неживой» скульптуры с анатомическими изъянами. Тем более фантазия и наблюдательность у большинства людей не такая развитая, как у профессиональных художников и скульпторов (увы!) и образ в воображении может быть откровенно блеклый и не четкий. Так что я настоятельно рекомендую качественные фотографии, тем более их во время войн последних ста с лишним лет сделано немало, и найти среди них фото интересного солдата или офицера сравнительно просто. В крайнем случае можно использовать фото современного человека и «одеть» его во время лепки в желаемый военный мундир.

Добиваться полного портретного сходства с фотографией всё же не стоит – это довольно сложная задача, требующая отдельной статьи и большого мастерства.

Скажу ещё, как можно упростить себе работу и не выбрать уж слишком сложный прототип. Во первых, как это ни прискорбно, советую для начала выбирать персонажей с минимальным количеством всяческих наград, значков и знаков различий – всё это довольно сложные элементы, требующие другого, более тщательного подхода. Их изготовление, иногда, занимает большую часть времени работы над бюстом, поэтому мы здесь ограничимся рассмотрением наиболее интересной части – лепки головы, одежды. Сложным элементом всегда были фуражки из-за козырька, строгости форм и кокарды. Зимняя одежда, в отличие от летней, тоже заметно облегчает работу. Если у вашего персонажа прикрыты уши танковым или летным шлемом или опущенными клапанами головного убора – это тоже сильно облегчает работу. Спокойное выражение лица так же облегчает работу – все эмоции и гримасы вносят дополнительные трудности.

Отмечу, что выбирая персонаж стоит обратить внимание и на сам типаж вашего героя. Люди с неприятными лицами или с какими-то явными дефектами, а соответственно и скульптура сделанная по их фото, производят несколько гнетущее впечатление.

Нашим героем будет вот этот улыбающийся русский парень, снятый 15 февраля 1945 года на улице Будапешта (). Фотография достаточно качественная и взята из книги О. М. Баронова «Балатонская оборонительная операция». Задача средней сложности: лицо приятное, улыбающееся, открыты уши, однако одежда и головной убор простые.

Материалы и инструменты. Подготовительная часть.

Для лепки бюста необходим следующий минимальный набор материалов и инструментов (). Все они дешевы и доступны, так что лепка бюстов и фигурок довольно демократичное занятие (в отличие от многих видов стендового моделизма), где всё зависит только от вашего мастерства.

Термоотверждаемая пластика. Посоветую отечественную пластику марок Ладога или Артефакт. Она дешёвая (около 100 рублей стоит упаковка, которой хватит на несколько бюстов), имеет достаточно хорошие характеристики, доступна – продаётся во всех магазинах для художников и даже в некоторых магазинах канцтоваров. Можно брать любой цвет, но желательнее белый – по моему, он чуть лучше по своим свойствам. Пластику можно немного подкрасить густой гуашью. Другие многочисленные марки пластики я советовать не могу, так как не работал с ними и они, особенно, иностранные часто имеют (по отзывам коллег) довольно неожиданные характеристики. Среди них, пожалуй, только Скалпи и Супер Скалпи имеют признанный авторитет.

Толстая медная, алюминиевая или контровочная проволока для каркаса скелета.

Различные стеки и мастерки. Я использую (в порядке популярности): вязальные крючки различного размера – от самых маленьких до самых больших, швейные иглы (лучше купить сразу набор), специальные стеки для лепки (продаются в магазинах товаров для художников). Говорят, ещё неплохо иметь некоторые стоматологические инструменты, однако их у меня нет.

Пачка обычных бритв.

Пара кисточек, № 1 и 4. Маленькая с длинной щетиной и побольше с короткой. Кисточки лучше всего колонковые, можно не самые дорогие. Так же потребуется стаканчик или рюмка с водой.

Электрическая духовка с регулятором температуры. Рекомендуемая температура запекания 130 градусов Цельсия. Однако многие духовки имеют довольно грубый регулятор, поэтому температуру стоит определить экспериментально запекая небольшой кусочек размятой пластики.

Для освещения можно использовать обычную настольную лампу, хотя иногда во время отделки полезно посмотреть работу под ярким точечным источником света – все дефекты поверхности будут лучше видны.

Перед лепкой я распечатываю на принтере фигуру человека идеальных пропорций в нужном масштабе. Можно печатать не всю фигуру, а где-то до солнечного сплетения. Так же стоит запастись несколькими книгами по рисованию и анатомии для художников и хорошими фотографиями (можно современными) людей схожих с вашим персонажем, с выражением лица и где хорошо видны элементы головы (особенно это актуально насчет ушей и глаз).

Важно на рабочем столе иметь картонку с куском пластилина на ней. В пластилин удобно втыкать скелет, а ещё не запечённая работа не получит повреждений. Кроме того так удобно фотографировать модель.

Итак, приступим!

Я из толстой медной, алюминиевой или контровочной проволоки делаю «скелет» (). Далее идет основной этап – лепка головы.

Пластику перед лепкой необходимо тщательно размять. Ещё один, казалось бы, маловажный момент: если температура в помещении несколько понижена (например, зимой), то это существенно затруднит лепку – пластика станет намного твёрже и туже в лепке.

Ещё пара стратегических советов по лепке: во первых, всё должно быть симметрично. Конечно, реальные люди почти всегда в своём строении имеют отклонения от симметрии, но это имитировать не стоит – ошибки в лепке и глазомере и так добавят этой «реалистичности». Симметрию нужно контролировать постоянно и на каждом этапе, это настолько должно войти в правило, что больше не будем повторяться об этом. Ещё одним советом будет совет работать над элементами лица слева и справа одновременно. То есть, не прорабатываем один глаз, а затем второй, а делаем всё одновременно и справа и слева. Например, обозначили глазницу и справа и слева, наметили веки и справа и слева, обозначили глазное яблоко и справа и слева и так далее. Это позволит делать лицо и его элементы зеркально одинаковыми, намного сложнее сделать сначала один элемент, а потом аналогично второй.

В начале формируется основной объём головы в примитивах (): шар (собственно сама голова) и призма (лицо и челюсти). В зависимости от формы головы примитивы могут быть другие: призма, просто шар, куб, их комбинации. На этом этапе важно правильно выбрать и сделать форму головы и соблюсти размер, пользуясь пропорциями. Форма головы многое определяет в образе персонажа. Важно сделать височные впадины и сужение черепа сзади снизу.

Делаем шею и, грубо и в меньшем объёме, плечи и грудь. На шее важно обозначить мышцы и складки. Поворот головы вносит дополнительную сложность в эти элементы. В фас и в профиль проверяем ширину шеи, не забываем о кадыке, если его видно. На этом же этапе обозначаем резкий стык затылка и шеи и выделяем нижнюю челюсть.

Лицо размечается согласно пропорциям () – посередине лица будут глаза, нижний срез носа будет на полпути от глаз до подбородка, а отмерив треть от низа носа до, опять же, подбородка мы получим предполагаемое положение рта. В зависимости от индивидуальных особенностей строения лица конкретного человека эти пропорции могут слегка меняться.

Далее я выдавливаю глазницы, формирую нос (из материала ниже глаз), скулы, вывожу рот и его выражение. На этом этапе формируется тип лица и общие характерные черты, даже на очень грубом черновом наброске ()можно видеть уже будущее лицо и его выражение.

Продолжаем лепить, все элементы лепятся одновременно ( , . ). Четче обозначаем нос, рот, форму надбровных дуг. Тут всякие советы будут излишне, здесь (и далее) свободный полет вашего творчества. Стоит лишь отметить, что уголки рта, носогубные складки (эти элементы многое определяют в настроении персонажа) и место стыка ноздрей с лицом требуют более тщательного внимания.

Зубы, точнее углубления между ними, в приоткрытом рте удобно делать тоненькой проволочкой, согнутой петлёй. При необходимости можно чуть-чуть обозначить морщинистость губ и пористость носа.

Глазам стоит уделить особое внимание, они притягивают внимание и формируют настроение нашего персонажа. Тут тоже ничего сложного. В неглубоких глазницах (можно добавить туда ещё пластики) прорезаем поверхность самого глаза, обозначаем веки. Глаз должен быть достаточно сферичным и глубоко утопленным в глазницу, в уголках глаз (особенно тех которые ближе к носу) должны быть значительные углубления. Плоские неглубокие глаза - довольно распространённая ошибка начинающих скульпторов. Нужно не забыть о возможных морщинках вокруг глаз. Вообще морщинки достаточно сложно правильно расположить. Поверхность глазного яблока доводим до блеска мокрой кисточкой.

Воротники для меня (даже не знаю почему) всегда сложный элемент. Тут я поделюсь технологией изготовления ровных блинчиков из пластики, можно даже очень тонких. Берём стёклышко, слегка смазываем его мокрой кисточкой, кладём размятую пластику и раскатываем её металлическим стержнем. Так пластика просто раскатывается (и, что важнее, легко отделяется от стекла) даже до полупрозрачной плёнки! Лезвием бритвы вырезаем нужную деталь. Так удобно делать ремешки, галуны, погоны и прочие элементы, например наш воротник ().

Вокруг шеи крадём валики из пластики, а на них наш воротник. Лепим.

Обозначаем край борта шинели на груди, обязательную складку сзади и швы на одежде (). Швы (важно точно знать их расположение на одежде) делаются просто иглой, по шву из толстой ткани можно дополнительно пройтись более крупным и округлым стеком. Немного разошедшийся шов можно имитировать иглой.

Погоны делаются по вышеупомянутой технологии, стоит лишь обозначить иглой кант. Вся поверхность одежды окончательно отделывается и выравнивается мокрыми кисточками. Можно сымитировать структуру ткани (например, советской «диагонали» кителей) лёгкой штриховкой тупой иглой.

Нижний срез бюста я выполняю мокрой (для лучшего скольжения) бритвой. Работа окончена!

Важен профиль среза (при виде спереди), он вносит дополнительную интонацию в ваш бюст. Прямой горизонтальный срез добавит (из-за объёма плеч) тяжеловесности, основательности, силы. Трапеция даёт более лёгкий и стремительный образ. Можно боковые срезы сделать в виде дуг. Я ради эксперимента сделал несимметричный срез, чтобы подчеркнуть поворот и наклон головы.

Как вариант, можно попробовать следующие решения нижнего среза бюста, применяемые «большими» профессиональными скульпторами: закутать в богатыми складками плащ (о, это несомненный пафос и героика образа!), плавный переход тщательно отделанной поверхности в нарочито грубо слепленную (мужественность!) или бюст вросший в пьедестал или в камень. Можно сделать танкиста, выглядывающего из командирской башенки, или подводника из люка своей лодки, или мальчишку «фаустника» из люка в мостовой Берлина. В общем, масса творческих решений.

Немного можно сказать о мелочах. Простые пуговицы можно нарезать из тянутого литника, а гербовую тщательно вылепить и откопировать из смолы. Так же можно копировать и ордена и эмблемы и знаки различия. Но всё это довольно сложно.

Я фотографирую свои работы на балконе или в комнате при солнечном свете, но можно и при рассеянном свете ламп накаливания. Штатив обязателен, в качестве фона использую лист белой бумаги. Целесообразно при фотографировании скульптуры делать фотографии сразу черно-белыми, цвет не несёт никакой полезной информации. ISO ставим меньше, диафрагму закрываем сильнее, режим макросъёмки обязателен, если нужно, то вводим коррекцию экспозиции. Более реалистичные фотографии получаются про установке зума в среднее положение, а не в максимально широкоугольное, однако тут могут возникнуть проблемы с фокусировкой. Наиболее выгодны ракурсы не прямо в фас, а несколько под углом и немного снизу.

Вот и всё! Творческих успехов Вам. Надеюсь увидеть и ваши работы в этом интересном жанре.

Рекомендуемые интернет-ресурсы: http://modelsculpt.ru/ - сайт скульпторов с галереей прекрасных работ и форумом с доброжелательными и профессиональными участниками, http://www.chen-la.com/ - сайт с массой интересной информации по скульптуре, статьями и хорошим форумом, ну, и конечно, форум Диорамы.ру.

Скульптурный пластилин пользуется широким спросом среди профессионалов и любителей. Его часто используют студенты факультетов скульптуры или ученики художественных школ на учебных занятиях. Пластические свойства этого пластилина дают большие возможности для творчества, самовыражения.

Дети могут открыть в себе талант к лепке и пробовать свои способности, упражняясь с этим пластилином, а взрослые с удовольствием совершенствуют навыки работы по созданию скульптуры. Материал незаменим в процессе обучения и тренировки на соответствующих факультетах.



Чем отличается от обычного?

Скульптурный пластилин отличается от обычного, в первую очередь, тем, что его пластические свойства выше. Цвета схожи с природными оттенками. Можно, например, слепить из него маску, по цвету схожую с естественным оттенком кожи, или фруктовые и овощные плоды. Результат будет выглядеть довольно реалистично.

Руки скульптора неплохо разогревают пластилин, он становится податливым, мягким, что позволяет прорабатывать даже самые мелкие детали.

Выпускается скульптурный пластилин брикетами: мягкий и более твердый.

Особенности

Структуру скульптурного пластилина составляют пчелиный воск, разные наполнители, в роли которых обыкновенно выступают сера, сухая глина, тальк. Добавляются пластификаторы, а чтобы придать мягкости используются технический вазелин или растительное масло. Этот пластилин имеет естественные природные цвета, но его можно красить какими угодно красками.

Выбирая скульптурный пластилин, следует обратить внимание на некоторые его свойства:

  • Он должен быть эластичным, податливым. Нужно, чтобы мягкость и твёрдость были в правильном соотношении.
  • При нагреве он должен становиться очень пластичным, практически таять.
  • Не должен оставлять после себя размазанных следов. Может легко раскатываться на твёрдой плоскости или в руках.
  • Пятна смыть не составляет труда. Специальными средствами выводить не нужно, достаточно воды и мыла.
  • После того как пластилину придали форму какой-то фигуры, он не застывает, не крошится, эластичность не пропадает.

Из скульптурного пластилина хорошо получаются модели небольшого формата: маленькие бюстики, статуэтки, мультипликационные герои, животные, овощи и фрукты и т. д.


Для эксплуатации этого пластилина потребуется особый инвентарь: пластиковые доски, маленькие ножички для резки (стеки), разные формочки, металлическая проволока для каркаса (необходима внутренняя поддержка). Медная не подойдёт. Некоторые вещества в составе пластилина могут разрушить её.

Перед началом работы с этим пластилином его необходимо нагреть с помощью воды или специальных приборов. Можно разогреть весь брикет и держать его горячим и мягким в продолжение всего процесса, а можно нагревать небольшими кусочками, которые понадобятся для работы в данный момент времени (для одной модели нагрели один кусочек, для другой – следующий и т. д.).



Перегретый пластилин теряет пластические свойства. Если несколько раз нагревать одну и ту же массу, компоненты, придающие мягкость и эластичность, постепенно испаряются. Масса становится твёрдой и хрупкой, а такой пластилин не пригоден для работы. Однако можно восстановить нужные свойства. Для этого материал переплавляется, и в жидкую массу добавляются вещества для повышения эластичности.

Чтобы сделать модель более реалистичной, нужно выполнять детали симметрично . Для этого необходимо найти ось симметрии. Также следует определить центр композиции и взять его за основу. В фигурке человека, например, это будет лицо. Эту часть необходимо выполнить максимально приближенно к исходнику.




Виды

Скульптурный пластилин выпускается двух типов: мягкий и более твёрдый:

  • Первый подойдёт для начинающих любителей лепки. Его можно использовать для моделирования несложных фигур. Продаётся в любом магазине для детского творчества, соответственно может применяться для развития мелкой моторики рук детей. Его использование будет развивать творческие способности ребенка, стимулировать воображение. Лепить можно сначала с картинок, фотографий, потом использовать модели, придуманные самостоятельно.
  • Более твёрдый тип пластилина больше подойдёт для профессиональных скульптур. Из него можно создавать миниатюры, рабочие макеты экстерьера сооружений, медали, наработки, образцы больших итоговых скульптур. Он может выступить в качестве формовочной моделирующей массы для изготовки гипсовых элементов под роспись потолков. Его структурный состав позволяет работать с мелкими элементами моделей.

Попробовать может и взрослый, неожиданно решивший, что лепка – это дело всей его жизни. Начинать никогда не поздно, а разные производители помогут.



Перед началом работы пластилин любого типа обязательно нужно разогреть. Для этого можно использовать тёплую воду (температура не выше восьмидесяти градусов, иначе масса потеряет пластические свойства) или строительный фен. От брикета стеком отрезается кусочек необходимого размера для изготовления фигуры (больше отрезать не стоит). Используйте дощечку из пластика для работы.

Можно не беспокоиться о том, что бесформенная масса, если её долго не трогать, вдруг станет отвердевающей пастой. Под воздействием высокой температуры скульптурный пластилин смягчается, становится эластичнее. Чтобы он стал чуть податливее, достаточно будет тепла рук мастера.

Цвета

Цветовая палитра скульптурного пластилина не выделяется разнообразием. Он выпускается брикетами белого, телесного, серого, оливкового, чёрного цветов:

  • Белый цвет подойдёт для изготовления профессиональных изделий. Они будут схожи с гипсовыми по внешнему виду. Можно использовать для создания макетов и эскизов. Белый цвет также хорош тем, что модель можно окрасить в любой подходящий цвет. Следовательно, можно смело делать из белого скульптурного пластилина фигурки, которые должны быть разноцветными.

Это очень хорошо для детей. Сначала ребёнок вылепит модель, потом окрасит в нужный цвет. Развивается мелкомоторная функция, воображение, интеллект.


  • Телесный – естественный цвет. Отлично подходит классической лепке. Из пластилина телесного цвета можно лепить маски, бюсты, фигурки людей.
  • Серому, оливковому и чёрному оттенкам также можно найти соответствующее применение. Или же окрасить изделие в нужный цвет.

В любом случае скульптурный пластилин чаще всего используется для создания образцов или как учебный материал. И цвет часто не важен, важна форма изделия, мелкие детали.



Как сделать своими руками?

Для того чтобы изготовить скульптурный пластилин необходимо для начала расплавить воск. Сухая промолотая глина или сера добавляется в воск, сюда же добавляется сухой краситель, и вся масса хорошо размешивается. Затем всё это разливается небольшим слоем на толстую плёнку. Даётся время остыть. Холодную пасту измельчают, например, в мясорубке.

Полученную смесь плавят, добавляют для придания пластичности технический вазелин или масло, для твёрдости примешивают тальк или муку. Всё старательно размешивается, выливается и остывает.


Такой пластилин можно изготовить и дома. Для этого есть несколько способов:

  • Берём муку (два стакана) и соль «Экстра» (три четверти стакана). Соединяем, мешаем. Добавляем пищевой пигмент. Далее, в сухую смесь нужно добавить стакан воды и мешать, пока полностью не растворится соль. Потом добавляем одну столовую ложку крахмала и следом ложку ПВА и растительного масла. Получившееся месиво мешаем примерно 20 минут. Готовый пластилин лучше поместить в упаковку, куда не проникнут газы, жидкости, пары и держать в холодильнике. Обратите внимание, что пластилин, приготовленный по этой рецептуре, хранится недолго, высыхая через несколько дней.





  • Вскипятить полстакана воды . В кипящую жидкость добавлять, постепенно помешивая, стакан муки. Насыпать соль «Экстра» (50 г), краситель, добавить ложку растительного масла. Помешивать. 20 минут держать смесь на слабом огне, пока не загустеет. При необходимости можно добавить ещё муки. Готовый продукт нужно переложить в небольшую ёмкость, хранить в холодном сухом месте. Не расстраивайтесь, если нужная консистенция не получается сразу. Это в порядке вещей для данного способа приготовления.

Многократно использовать один и тот же кусочек такого пластилина не получится. Можно сделать лишь одну модель.


  • Берем те же продукты, что и в предшествующем рецепте. Засыпаем, заливаем их в ёмкость, подходящую для СВЧ-печи, перемешиваем, пока не получится однородная масса. Закрываем сверху плёнкой или крышкой и помещаем в микроволновую печь. Ставим на среднюю мощность, устанавливаем время 5 минут и включаем. Далее, вынимаем ёмкость и остужаем. Перемешиваем смесь до однородной массы. Этот пластилин также нужно герметично упаковать. Хранить в холодильнике не дольше месяца.

Следует отметить, что при собственном приготовлении продукта вы будете точно уверены в натуральности, нетоксичности веществ, сможете сами придать нужный оттенок (бледный или насыщенный). Все ингредиенты находятся в открытом доступе и стоят недорого.

Плюсы современного мира в плане развития бизнеса в том, что делать деньги можно из чего угодно, буквально из воздуха (в прямом смысле выражения). Но сегодня я хочу рассказать не о том, как продать «целебный воздух» из Гималаев, или воздуха вашего города (такая бизнес-идея действительно существует!). Сегодняшняя публикация посвящена тому, как сделать так, чтобы любимое занятие, хобби, или простое увлечение начало приносить дополнительный доход. Людям с практическим складом ума организовать свой бизнес намного проще – упорство в достижении своей цели, трезвый расчет, и неуемная энергия позволят им воплотить свою задумку в жизнь за короткое время. Ну а если не получится, то они сразу принимаются за реализацию другой идеи.


А как быть творческим личностям, для которых цифры и логика так же далеки от понимания, как Земля от Марса? Прежде всего, не нужно ставить на бизнесе крест, а попробовать понять, не может ли ваше увлечение стать вашей работой, и не только кормить вас и вашу семью, но и позволять иметь солидный доход. Практика показывает, что это выполнимо в девяноста девяти процентах из ста. И даже если до этого времени вы не занимались, например, лепкой скульптур из пластилина, то сейчас самое время призадуматься, не заняться ли этим всерьез? Тем более, если у вас к этому, что называется, лежит душа? Кроме того, лепка скульптур из пластилина – на первый взгляд детское занятие, может приносить вполне «недетский» доход.

Как выбрать пластилин для лепки?

Первое, что нужно знать, это то, что научиться лепить скульптуры из пластилина сможет каждый, было бы желание, или мотивация. Впрочем, сказанное касается абсолютно любого дела. Но сначала нужно приобрести «правильный» пластилин, который будет отвечать всем необходимым требованиям. Скульптурный пластилин имеет некоторые отличия от обычного – он намного пластичнее.

В его состав входит:

  1. горный или пчелиный воск,
  2. наполнители (например, сухая глина, тальк, или какие-нибудь другие),
  3. пластификаторы,
  4. техническое масло или вазелин для придания мягкости.Его цветовой спектр более приближен к естественным цветам, встречающимся в природе. Но тем не менее он хорошо окрашивается любыми красками.

Как и любой другой материал, пластилин может быть изготовлен с некоторыми нарушениями технологии, и его свойства могут быть изменены.

При выборе скульптурного пластилина нужно учитывать следующие моменты:

  • Эластичность, податливость, необходимое соотношение мягкости и твердости.
  • Пластилин должен без труда кататься в руках или на какой-нибудь поверхности, не оставляя размазанных следов.
  • Пластилин не должен крошиться, хотя после создания скульптуры скульптурный пластилин после придания ему формы не засыхает, и не теряет пластичности – в этом еще одно его отличие от обычного.
  • Под действием тепла скульптурный пластилин доложен таять, а пятна от него должны легко удаляться водой с мылом.

Да, и не забудьте приобрести некоторый инвентарь, который обязательно вам понадобится в работе. Это специальные пластиковые досочки различных размеров, небольшие ножи для резки пластилина – стеки (набор стеков можно купить в любом детском или специализированном магазине), различные формочки (очень полезная и нужная вещь), и алюминиевую или железную проволоку для каркасов скульптур, ведь большая скульптура из пластилина может осесть под собственной тяжестью без внутренней поддержки.

Подготовились. Начинаем лепить

Техника лепки из скульптурного пластилина практически не отличается от лепки из обычного материала за исключением некоторых небольших нюансов. Перед началом работы приготовьте теплую воду в ванночке (чтобы смачивать руки и разогревать пластилин), небольшое количество вазелина (или машинного масла) для придания материалу большей пластичности в тех случаях, когда это нужно.

Отрежьте нужное количество материала ножом или оторвите руками, разогрейте его в теплой воде, а затем хорошенько разомните руками. Вода должна быть именно теплой, ее температура не должна превышать восьмидесяти градусов, иначе начнут теряться пластические свойства. Слишком большой кусок пластилина разогревать тоже не стоит по тем же соображениям.

Если вы никогда раньше не имели дело с пластилином, попробуйте слепить сначала что-нибудь простое. Оглянитесь вокруг, в комнате есть предметы мебели, начните с них. Чтобы войти во вкус, и научиться создавать примитивные поделки будет достаточно одного дня, а то и всего нескольких часов. Затем переходите к более сложным композициям. Для таких работ, и тем более большого размера нужно сделать каркас.

Проволока материал не менее податливый, чем пластилин, и чтобы сделать каркас не нужно с большой точностью придавать ей формы будущего изделия. Достаточно добиться приблизительного сходства с будущей скульптурой. Затем на каркас нужно нанести основную массу – облепить его пластилином так, чтобы он крепко к нему прилепился. После этого начинайте придавать соответствие в пропорциях деталей скульптуры.

Осматривайте свое произведение со всех сторон, ведь скульптура из пластилина – это трехмерный объект, который должен смотреться со всех сторон. Во время лепки проверяйте, чтобы скульптура не заваливалась в стороны, а все ее части соответствовали пропорциям. Лучше постоянно иметь перед глазами изображение, с которого делается скульптура: натурщика, предмет, фотографии в разных ракурсах.

Некоторые технические моменты лепки

Для придания большей реалистичности сходства скульптуре нужно найти ее ось симметрии, и постоянно проверять, симметричны ли обе половинки по отношению друг к другу. Определите композиционный центр скульптуры – ту деталь, которая будет являться основной. Например, в бюсте это будет лицо. Этот центр нужно прорабатывать особенно тщательно, добиваясь полного сходства с оригиналом. Ну и уже в последнюю очередь прилепляйте мелкие детали на второстепенные области.

Как на этом заработать

Практика показывает: научиться лепить скульптуры из пластилина для того, чтобы начать на них зарабатывать, некоторым людям требуется три-четыре месяца, некоторым достаточно нескольких недель. Лепить можно что угодно, как объекты собственной фантазии, так и на заказ. Один из вариантов создания скульптур из пластилина – это лепка бюстов знаменитостей. Такие скульптуры пользуются хорошим спросом.

Например, одна скульпторша, изготавливающая пластилиновые бюсты знаменитостей: политиков, музыкантов, бизнесменов, актеров, зарабатывает в месяц до десяти тысяч долларов. Стоимость одного изделия начинается от тысячи «зеленых». Она одинаковое внимание уделяет как точности лепки деталей, так и прорисовке (раскраске) скульптур. Среди ее работ: Майкл Джексон, Барак Обама, Владимир Путин, Стив Джобс, Мики Джагер, и многие другие.


Школьник из Башкирии зарабатывает десятки тысяч рублей на лепке и продаже пластилиновых скульптур героев мультипликационных фильмов и компьютерных игр. Фигурки Хищника, Чужого, Сталкера, древних воинов, драконов и прочих персонажей выглядят очень эффектно, и расходятся «на ура».

Кроме скульптур и миниатюр, из скульптурного пластилина лепят также модели и эскизы лепных потолков. То есть, научившись лепить, можно рассматривать вариант работы в интерьерной или дизайнерской мастерской. Из пластилина делают даже целые картины. По крайней мере это ничуть не сложнее (а может быть даже проще!), чем делать картины из дерева , или картины, вышитые лентами .

Как найти сбыт своей продукции

Как всегда – это один из самых «больных» вопросов, но только не в этом случае. Если ваши работы будут выглядеть на «пять с плюсом», отбоя от покупателей не будет. Главное – это реклама своих произведений. Чтобы завоевать известность, можно организовать выставку собственных работ (накопив их достаточное количество). Часто на таких выставках не только покупаются первые скульптуры, но и появляются первые индивидуальные заказы, приобретаются нужные связи, и заводятся постоянные клиенты.

Важной частью маркетинга будет являться создание собственного интернет-магазина , или интернет-сайта, на котором будут представлены все ваши работы. Здесь же можно организовать онлайн-уроки по лепке скульптур из пластилина. Кстати, такие уроки можно проводить и в оффлайновом режиме, организовав курсы не только для взрослых, но и для малышей. Ведь талант нужно развивать с детства. Как я уже говорил, основное – это желание и мотивация. Пробуйте, у вас обязательно все получится!