Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения. Сталинградский тракторный завод был построен в сша

17 июня 2015 года исполнилось 85 лет со дня основания Сталинградского тракторного завода, первого советского предприятия по выпуску тракторов. К этому событию мы приурочили небольшой очерк об истории строительства промышленного гиганта.

НАЧАЛО ЭПОХИ

В 1920-е гг. вся страна взяла курс на индустриализацию. На заводах внедрялись усовершенствования, улучшались технологии производства, повсеместно рос объем выпускаемой продукции.

Но все-таки главный курс индустриализации был направлен на развитие металлоперерабатывающей промышленности и, как следствие - машиностроения.

Именно в это время в Сталинграде был намечен курс на реконструкцию заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады»; в общей сложности в развитие промышленности Сталинградской губернии в первую пятилетку намечалось вложить 120 млн. рублей.

Однако самым важным из намеченных к строительству в Сталинграде промышленных объектов стал Сталинградский тракторный завод - первый специализированный завод в СССР и крупнейший в Европе.

Говоря о месте расположения будущего завода, часто говорят о пустоши. Согласно воспоминаниям строителей предприятия, «в 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла пустыню, сплошь покрытую полынью». Также упоминается деревня Журковка, располагавшаяся по правую сторону устья Мокрой Мечетки, чье население занималось рыболовством: «а кругом была опаленная солнцем степь, покрытая мелкой, колючей порослью диких трав, побуревших от жары». Кроме того, стоит упомянуть отсутствие зоны строительства завода в схеме Сталинграда за 1925 год.

Сначала был забор...

19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) не кто иной, как Феликс Эдмундович Дзержинский - Председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР - выступает с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода:

«...Для того, чтобы мы могли действительно конкурировать и цены приблизить к ценам фордовским, к ценам заграничным, нам, безусловно, необходимо построить новый, по последнему слову науки оборудованный тракторостроительный завод, потому что только тогда мы действительно не будем портить материалов и дадим самый дешевый трактор крестьянину».

Здесь стоит отметить, что в дореволюционное время в сельском хозяйстве трактора не применялись: к 1914 году в России было всего несколько десятков тракторов. На заре индустриализации производство тракторов в СССР все такое же низкое: в 1928 году советскими заводами выпущено около 1500 машин при платежеспособном спросе в 50000 тракторов. Крайне недостаточное производство приводит страну в зависимость от иностранных рынков, как в деле тракторизации сельского хозяйства, так и в части снабжения машин запасными частями. Таким образом, первостепенная цель постройки специализированного завода - освобождение от зависимости от импорта.

Кроме того, основной лейтмотив строительства тракторного завода - реализация одной из идей В. И. Ленина - о постройке «Ста тысяч тракторов для среднего крестьянина».

ПОЧЕМУ СТАЛИНГРАД?

Итак, идея озвучена и уже 8 сентября 1925 года газета «Борьба» сообщает о том, что «в Сталинград из Москвы прибыла группа инженеров для выяснения вопроса о тракторостроении в Сталинграде. В проекте - постройка нового тракторного завода или использование для тракторостроения механического завода «Баррикады». Вопрос рассматривается совместно с ГСНХ». На тот момент на повестке дня наиболее остро стоит вопрос выбора места строительства: обсуждаются 7-9 крупнейших городов страны (в том числе - Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж), однако особенно тщательно - три-Сталинград, Таганрог и Сталино.

При выборе места специально созданная комиссия также опирается на рекомендации Феликса Дзержинского. В одном из докладов тот говорит о необходимости строительства новых заводов «ближе к сырью»; также он говорит и о других параметрах: дешевые пути сообщения, водные пути, дешевая энергия, как топливная, так и электрическая, климатические условия и т.д.

Специальная комиссия приезжает в Сталинград для обследования территорий. По итогам этих мероприятий (в числе которых - обследование завода "Баррикады") - уже через неделю пребывания - вынесен вердикт в виде предварительного положительного решения в сторону выбора Сталинграда площадкой для постройки специализированного завода. К 15 сентября 1925 года комиссия, закончив обследование города, выносит решение о том, что "Предварительным планом, принятым правлением Главметалла, предусматривается постройка в Сталинграде тракторного завода с производительностью в 10.000 тракторов в год...»

Для постройки завода отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом «Баррикады». Вся площадь завода и рабочих поселков - это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130. С юго-востока и северо-запада размещены два рабочих поселка: нижний - на берегу Волги и верхний - вдоль реки Мокрая Мечетка. Будущий завод имеет на берегу собственную пристань, он соединен с городом железной дорогой и трамвайной линией.

Не будем писать много букв, просто резюмируем: место постройки завода за городской чертой выбрано неслучайно: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (как источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном - вот факторы, сыгравшие свою роль.

СТРОЙКА ВЕКА

12 июля 1926 года в 18 часов на северной окраине Сталинграда на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода. На мероприятии присутствовало более 15000 человек, это рабочие - жители города и крестьяне из окрестных сел.

20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. В ответ на сообщение о его смерти директора заводов и предприятий Сталинграда ходатайствуют перед президиумом ВСНХ СССР о переименовании первого тракторного завода в Союзе - «имени т. Дзержинского». Так, уже на нулевом этапе строительства, завод носит имя Железного Феликса.

Когда говорят об истории строительства завода, часто упоминают американцев. Да. действительно, разработкой проекта будущего завода занималась фирма «Albert Kahn Associates Incorporated», главный консультант постройки - Альберт Кан, известный в Америке как «архитектор Форда». Такой статус он получил из-за того, что являлся автором проекта концерна Генри Форда; на самом деле Альберт Кан - архитектор-бизнесмен, глава собственной - достаточно крупной - проектной конторы и автор проектов и планов американских промышленных предприятий.

В одном из отчетов фирмы отмечена значимость постройки сталинградского гиганта: «1928 год неожиданно принес самый необычный заказ, который когда-либо был дан архитектору. В этом году группа советских инженеров пришла в контору Кан с заказом на проектирование тракторного завода строительной стоимостью в 2 млн. долларов и дальнейшей программой строительства еще на 2 млн. долларов».

Кроме архитекторов, на стройке века работают американские инженеры и другие специалисты отрасли.

Реже, чем американцев, в контексте истории строительства завода вспоминают «семитысячников» и других советских энтузиастов тракторостроения, хотя их вклад также неоценим.

Сталинградский тракторный завод. Первая смена идет с работы

24 декабря 1929 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о призыве 7 тысяч комсомольцев-добровольцев для завершения строительства Сталинградского тракторного завода. Первые эшелоны с молодежью прибыли на стройку в январе 1930 года: в большинстве своем это были люди из деревень и сел, каждого из которых предстояло обучить новым профессиям. Так, площадка будущего тракторного завода стала еще и гигантской профтехнической школой.

В память о героическом труде энтузиастов на строительстве завода в парке Тракторозаводского района 22 апреля 1980 года комсомольцами-семитысячниками была высажена аллея, на которой установлен памятный знак.

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР

Первоначальный проект тракторного завода предполагал выпуск 10000 тракторов в год, однако в 1928 году было принято решение об установке новых темпов работы будущего завода: проектные мощности должны были обеспечить выпуск 20000 тракторов в год. Однако Президиум ВСНХ 21 февраля 1929 года утвердил окончательное техническое задание: 40000 тракторов «Интернационал» в год; в это же время начальником Тракторостроя был утвержден Василий Иванович Иванов.

Воспоминания Иванова стали основой для книги «Люди сталинградского тракторного»; именно в этой книге начальник стройки века вспоминал: «Я увидел завод впервые утром 2 февраля 1929 года. Он висел на картине, на стене в просторном зале Гипромеза - перспективный план сталинградского тракторного завода. Он виден был весь, как на ладони, и таким, каким год спустя он предстал передо мной в жизни».

Увлеченный своим делом, Иванов по ходу строительства подхватывает и реализует новаторские идеи, одна из которых - озеленение заводских территорий: «Идею озеленения я вывез из Америки. Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Вы посмотрите на фордовского машиниста, когда паровоз его выходит из депо. Он сам обязательно почище оденется, и рука его невольно поглаживает начищенные, блестящие части паровоза. Я боролся за то, чтобы отвести остановку поезда подальше от нашей конторы и проложить густую аллею. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование».

Василий Иванов будет в составе делегации открывать завод в 1930-м году, именно он на торжественном мероприятии огласит с трибуны телеграмму Иосифа Сталина в адрес рабочих завода. Однако здоровье его будет подорвано и уже в январе 1931 года он покинет пост директора завода. Судьба этого великого человека сложится трагично: в 1937 году он был арестован, а Решением Военной коллегии Верховного суда от 25 февраля 1938 года - расстрелян, как «враг народа». Его имя будет реабилитирован лишь в 1956 году.

В ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. В последующие годы сроки окончания «стройки века» неоднократно переносятся: 28 февраля 1929 года бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП (б) принимает постановление о мерах по выполнению плана строительства, дата завершения установлена: 1 апреля 1931 года. Однако в июле 1929 года утверждена новая дата - конец 1930 года. Позже дата уточняется - 15 июня 1930 года.

Накануне пуска завода 11 июня 1930 года бюро Сталинградского комитета партии приняло решение: «Считая крайне желательным присутствие представителей краевой партийной конференции при пуске тракторного завода им. Дзержинского, что невозможно ранее 17 июня, срок пуска завода перенести на 17 июня. При этом принять к сведению заявление тов. Иванова, что количество выпускаемых тракторов от перенесения срока с 15 на 17 июня к моменту открытия XVI партсъезда не сократится по сравнению с первоначальными наметками».

Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода - первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении - состоялся 17 июня 1930 года.

Событие всесоюзного масштаба освещалось повсеместно. Так, газета «Поволжская правда» сообщала: «Сегодня ровно в 3 часа дня, в присутствии 300 представителей краевой партконференции, колхозных депутатов и местных организаций у ворот сборочного механического вышел из конвейера первый трактор «Интернационал».

Первый трактор, сошедший с заводского конвейера, стал подарком XVI партсъезду, а уже 20 июня по всей стране под лозунгом «Изучайте машину, берегите трактор!» был проведен общесоюзный «День трактора».

Впереди у завода и его работников было еще много трудностей: это и кадровые, и технические, и организационные проблемы. Однако со временем трудности были преодолены, вокруг завода появился жилой массив - поселок тракторного завода. Здесь были не только трех- и четырехэтажные дома, но и школы, клуб, институт, техникум, цирк, гостиница, кинотеатр, библиотека, парки. На месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла полынь - практически на пустом месте - разросся микрорайон, ставший впоследствии неотъемлемой частью Волгограда.

Виктория Гурьянова

СТАЛИНГРАД, СТАЛИНГРАД

Для пуска Сталинградского тракторного завода, построенного по проекту американской фирмы "Альберт Кан инкорпорейтед" и оснащённого американскими же оборудованием, были завербованы специалисты из Детройта. Там на Конгресс-стрит было открыто представительство Тракторостроя по вербовке желающих поехать в Сталинград. Координировал на завершающем этапе всю работу по заказу оборудования и найму людей первый директор СТЗ В.И.Иванов, который посетил одного из самых крупных промышленников САСШ Генри Форда и заручился согласием на вербовку трехсот его работников.

Весной 1930 года группы американцев стали прибывать на СТЗ, некоторые были с семьями. Разместились они в новых домах Нижнего поселка завода. Комнаты были обставлены мебелью. Имелись для иностранцев ресторан, магазин Инснаба, врачебный пункт. Американцам, как гостям, было уделено максимум внимания на производстве и в быту: несколько облегченный режим работы, лекции, концерты, кино, танцы под джаз. Выпускалось к газете "Даешь трактор!" приложение на английском языке "Искра индустрии". Рабкорами были сами американцы.

Так обосновалась у нас самая многолюдная, в 370 человек, самая большая в СССР американская колония. Для разрешения многочисленных вопросов, неминуемо возникающих в чужой для них стране, и для связи с администрацией завода тайным голосованием были выбраны председатель и секретарь, которые руководили всей жизнью колонии. Переводами занимались около семидесяти двадцатилетних девушек. Большинство из них не имело достаточных знаний в области техники, производственной технологии и достаточных навыков в разговорной речи, поэтому вначале было много смешных промахов в работе переводчиц. Был случай, когда из-за неправильного перевода в литейном цехе получился непоправимый брак. Пришлось переводчицам срочно осваивать техническую терминологию. Вскоре оказалось, что и в таком сугубо бытовом деле, как прием пищи, без переводчиц не обойтись. Трижды и более раз в день американцы собирались в своем ресторане. Постоянные недоразумения и даже столкновения с обслуживающим персоналом, который совершенно не понимал иностранцев, а те, в свою очередь, не понимали персонал, привели однажды к неприятному инцидент у: один из американцев выплеснул прямо в лицо нашему официанту тарелку горячего супа. После этого случая переводчицам было предложено питаться вместе с иностранцами, переводить и следить за порядком в ресторане.

Американцев условно можно было поделить на три категории людей:

1.К самой большой по численности принадлежали высококвалифицированные специалисты. Они сами работали на совесть и честно передавали свой опыт и знания советским рабочим. За отличный труд американцы Сваджан и Хоней были награждены орденами Ленина. Хороших специалистов из числа иностранцев назначали начальниками цехов, мастерами. Из числа ударников в январе 1931 года кандидатами в депутаты и депутатами были избраны в городской Совет три, а в районный - семь американцев. Одному кандидату дали отвод за то, что в своем хозяйстве он имел наемных рабочих, т.е. был по тем понятиям эксплуататором. Вступали американцы и в коммунистическую партию, в том числе и американцы русского происхождения.

2.Ко второй, значительно меньшей по численности, категории относились американцы, добросовестно выполнявшие свои обязанности по контракту. Они считали, что обязаны честно работать за получаемую в долларах зарплату. Но тем, что в СССР называлось общественной работой, они не занимались, не высказывались по производственным и общественно-политическим вопросам.

3.К самой малочисленной категории относились те американцы, с которыми за прогулы и пьянки пришлось досрочно расторгнуть контракты и которые с плохими характеристиками были отправлены назад в САСШ. Двое американцев за расовую выходку по отншению к специалисту - негру по национальности были осуждены к высылке из СССР.

Как не была однородна иностранная колония по национальному признаку (были здесь выходцы из Германии, Швеции, Италии и даже с острова Ямайка), так не была однородна и по убеждениям среди колонистов. Уже в мае-июне 1930 года был создан Американский комитет. В него входили антисоветски настроенные американцы. Они и не собирались помогать пустить завод и распускали слухи среди русских рабочих о том, что затея с заводом обязательно провалится. Члены Американского комитета устраивали забастовки, если, к примеру, в магазине Инснаба не было каких-либо продуктов или сигарет. Противоположной по своей направленности была организавция КультТехПомощь СССР. Её члены сознательно помогали советским людям в освоении новейшего оборудования и призывали остальных американцев помочь быстрее пустить конвейер СТЗ. Именно таких американцев уже 17 июня, в день пуска завода, администрация наградила почётными грамотами и ценными подарками. Американский комитет ненавидел членов КТП СССР и часто устраивал с ними драки. но так, чтобы советские люди не видели этой вражды.

Год работы американцев на СТЗ прошел быстро. Им надо было уезжать домой. Дирекция завода решила продлить контракты с небольшой группой специалистов ещё на год. Цехи подавали заявки, отбирая самых лучших и нужных специалистов. Переговоры с американцами начались. По этому поводу в американской колонии началось сильное волнение, сменившееся тревожным ожиданием. Домой никому не хотелось - там безработица. Поэтому соглашались работать уже не за валюту, а за рубли. Одного за другим вызывали к директору завода американцев,заявленных цехами. Они входили в кабинет с плохо скрываемым волнением. Выходя из кабинета директора, эти счастливчики, как их называли свои же земляки, вновь обретали свой важный вид. Для них всё обошлось благополучно, ещё год работы был обеспечен. Для остальных иностранцев Иностранный отдел завода спешно готовил расчёт. визы, характеристики.

Настал день отъезда. Американски ресторан был заполнен людьми. В президиуме - представители дирекции, партийной и профсоюзной организаций, лучшие работники из американцев. Каждому хотелось на прощание сказать хоть пару слов. Американцы благодарили русских, русские в ответ выражали свою признательность американцам. Некоторые специалисты своими фирмами были направлены на строительство Харьковского и Челябинского тракторных заводов. Уехавшие в США писали письма на завод с просьбой позволить ещё раз приехать на СТЗ. Несколько американцев, приняв советское гражданство, навсегда остались в нашей стране.


Этот вид оружия прочно ассоциируется с Австралией. Но намного раньше бумерангом пользовались народы Европы, самые древние находки были сделаны именно там. Древнейший экземпляр - 30000-летний бумеранг из мамонтового бивня - нашли в польских Карпатах. Древнейшие же австралийские находки бумерангов имеют возраст 10 000 лет.

Европейцы довольно долго использовали бумеранг - до первых веков нашей эры. Кельты называли его «летящий клубок», древние греки - «зайцебойка». Бумеранги были распространены среди народов всех континентов. Коллекция бумерангов была найдена даже в .

Почему же сейчас бумеранг ассоциируется только с Австралией? С ним произошла примерно та же история, что и с папирусом, на котором в древности писали по всему Средиземноморью, но дошли до нас (благодаря особому климату) только египетские папирусы. Так и бумеранг: в других местах его еще в древние времена сменили лук и стрелы. А австралийские аборигены так и не доэволюционировали до более продвинутого вида оружия, и, когда европейцы уже с пушками и ружьями прибыли в Австралию, местные жители по-прежнему охотились и воевали, вооружившись бумерангом.

Московский Кремль из Италии


Когда в иностранных фильмах (особенно времен холодной войны) хотят показать, что действие происходит в России, обязательно показывают Кремль и храм Василия Блаженного - это символы России, узнаваемые во всем мире.

Если относительно одного из этих символов - собора Василия Блаженного - пока точно не установлено авторство итальянских архитекторов, то Кремль совершенно определенно был возведен итальянцами, во множестве приглашенными московским великим князем Иваном III. Самым знаменитым из «фрязинов» (как тогда на Руси называли итальянцев) был Аристотель Фьораванти.

Княжеский дворец в Кремле был выполнен во вполне ренессансном стиле. , которые мы видим сегодня, строились с 1485 по 1516 год командой зодчих-муролей (от итальянского mura - стена) из Италии, в основном из Милана. Поэтому Московский Кремль имел такое сильное сходство с миланским замком Сфорца. Само слово «кремль» - итальянского происхождения, от «кремальера» («зубец»). Кстати, характерные кремлевские крепостные зубцы «ласточкин хвост» - отзвук борьбы в Италии между гвельфами и гибеллинами: именно зубцы крепостей гибеллинов имели форму ласточкина хвоста. Если бы среди итальянских зодчих в Москве оказалось больше сторонников гвельфов, то Кремль был бы с обычными прямоугольными зубцами.

Помимо стен и башен итальянцы возвели знаменитые дворцы и церкви внутри Кремля: Успенский собор, колокольню Ивана Великого, Грановитую палату, старый Большой Кремлевский дворец, Архангельский собор, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и многое другое. Следующее поколение итальянских муролей построило укрепления Китай-города уже с учетом возросшей мощи огнестрельного оружия: его стены были толще и ниже кремлевских.

Французское шампанское родом из Британии

Шампанское наряду с Эйфелевой башней является самым узнаваемым символом Франции. И, конечно, у французов есть легенда, согласно которой это игристое вино из Шампани изобрел в 1697 году их соотечественник - бенедиктинский монах Пьер Периньон.

Но ирония состоит в том, что Периньон как раз боролся с образованием пузырьков в вине: создававшееся газом давление разрывало бутылки, производя разрушения в винных подвалах. Но даже пузырьки в уцелевших бутылках французы в те времена считали досадным недостатком.

А вот англичане как раз оценили пузырьки в вине. И первым, кто описал метод шампанизации, был английский врач и ученый Кристофер Меррет - в 1662 году. А еще раньше, в начале XVII века, другой англичанин, Роберт Мансел, наладил производство крепких бутылок, выдерживавших давление газа. В результате британские виноделы начали производить игристое вино почти за век до того, как Пьер Периньон якобы впервые представил публике изобретенное им шампанское.

Впрочем, нельзя сказать, что Периньон вовсе не имеет отношения к шампанскому: когда этот напиток явно стал пользоваться международным успехом, ученый монах сделал несколько улучшений в процессе производства - в частности, стал закрывать бутылки с шампанским пробкой из коры пробкового дуба и фиксировать ее проволочным воротником.

Что интересно, в Шампани игристое вино вытеснило вино традиционное лишь к середине XIX века.

Статуя Христа в Рио-де-Жанейро из Франции

Монумент Христа Искупителя возвышается над Рио-де-Жанейро и по праву считается символом города, а то и всей Бразилии. Более того, он избран одним из новых семи чудес света.

Но, как и статуя Свободы в Нью-Йорке, скульптура Христа Искупителя была создана во Франции. В 1921 году власти Рио-де-Жанейро, тогдашней столицы Бразилии, решили создать гигантский монумент к 100-летнему юбилею независимости Бразилии (1822). В итоге строительство затянулось до 1931 года. В самой Бразилии попросту не было технологических мощностей для воплощения столь амбициозного проекта (высота статуи - 38 метров, размах рук - 28 метров, вес - 1145 тонн). Поэтому все детали скульптуры, включая каркас, изготавливались во Франции, а потом в разобранном виде доставлялись в Бразилию. Голову и руки создавали француз польского происхождения Поль Ландовски и румын Георге Леонида.

Поскольку монумент является самым высоким в Рио-де-Жанейро, в него несколько раз в год ударяют молнии.


Сталинградский тракторный завод родом из США


Вопреки советским историческим штампам о молодом Советском государстве, окруженном кольцом врагов-буржуев, и о сталинской индустриализации, проведенной собственными силами, реальность была радикально иной. «Кольцо врагов» было придумано большевиками для внутреннего пользования (реальность была далеко не такой однородной), а индустриализация была проведена даже не при помощи Запада, а, скажем так, совместными усилиями западных специалистов (в основном американцев) и советских рабочих (в массе неквалифицированных).

Если известные гиганты социалистических строек были возведены при помощи западных специалистов (ГАЗ, АЗЛК, ДнепроГЭС, Магнитка, Уралмаш, Челябинский тракторный завод и сотни других предприятий), то Сталинградский тракторный завод (СТЗ), один из символов битвы за Сталинград, был вовсе построен в США.

Проектирование СТЗ осуществляла американская фирма Albert Kahn Inc. знаменитого архитектора Альберта Кана (кстати, только одна эта компания спроектировала для СССР 571 предприятие). Проект был выполнен в кратчайшие сроки, с учетом всех пожеланий советской стороны. Например, создание завода двойного назначения, гражданского (тракторы) и военного (), - американцы свои фабрики так не строили.

Затем в 1930 году завод был сооружен в США, размонтирован, перевезен на 100 судах в СССР и собран под наблюдением американских инженеров. Станки тоже были западные: в оборудовании завода участвовали более 80 американских машиностроительных компаний и несколько германских фирм. Запускали завод и обслуживали его на первых порах 370 американских специалистов.

Вообще-то, планировала к 1 июня приурочить пост о жизни и деятельности Молодежного парламента Волгоградской области, но детсад - потом, ведь на инфополе региона появилась тема ликвидации тракторного завода.

Конечно же, сейчас многие говорят об экономической составляющей потери (хотя, почему в единственном числе - с промышленностью в регионе аут: там что ни месяц, то закрытие - это почти тренд) или, как vsem_kerdyk , пишут на тему "ЮРА, ПРОСТИ, МЫ ВСЁ ПРОЕ... ЛИ "
Я пойду другим путем. В силу своей деятельности, неоднократно обращалась к территории Тракторозаводского района. Более того, совсем недавно закончила писать статью о памятнике Феликсу Дзержинскому у стен тракторного завода. По ходу сбора материала аккумулировала и историю местности.
Сегодня мы знаем, как закончилась (хотя - а вдруг, это не конец?) история ВГТЗ. Вспомним о том, как все начиналось.

Если говорить о территории всего Тракторозаводского района, как о местности, на которой расположен тракторный завод, то ее история берет начало в первой половине XIX века, когда в окрестностях нонешней местности появляются поселки Спартановка и Рынок. Наш завод был построен ровненько между пос. Рынок и Сталинградом.
Что это за места?
Село Рынок в 1911 году в цифрах. Здесь насчитывалось 189 дворов [хозяйств - ?], 1136 жителей (приписн.), из которых 571 мужчин, 565 женщин. Кроме того, в то же время было учтено население, "проживающего в пределах... оседлости... общества, но не приписанного к этому обществу", а именно - 25 человек, из которых 12 мужчин и 13 женщин. Количество посева - 1632 десятин, при этом на 100 десятин посева приходится под рожь 48,0 десятин, под пшеницу - 41,3, под овес - 0,4, под просо - 3,0; на 1 хозяйство приходится 8,6 десятин посевов; рабочего скота в селе, согласно статистическим сведениям, насчитывается 1402 лошади, 199 быков, молочног оскота - 207 коров, гулевог оскота (телят, жеребят, бугаев) - 269, мелког оскота (овец, свиней) - 697 голов. Кроме того, среди показателей - сельскохозяйственные орудия: 167 железных плуга, 33 жнейки, 73 веялки.
Вот такое поселение и, пожалуй, вернемся к заводу.
Когда рассказывают о истории строительства завода, часто говорят о пустоши на месте его расположения. Так, согласно воспоминаниям строителей предприятия, "в 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла пустыню, сплошь покрытую полынью" . Другие аборигены вспоминали о деревне Журковка, располагавшейся с правой стороны устья Мокрой Мечетки, чье население занималось рыболовством: "а кругом была опаленная солнцем степь, покрытая мелкой, колючей порослью диких трав, побуревших от жары" . Кроме того, стоит упомянуть отсутствие зоны строительства завода в схеме Сталинграда за 1925 год.
Однако красноречивее всех слов фотографии и, конечно же, мы не можем не показать первое фото будущего гиганта.


19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) не кто иной, как Феликс Дзержинский выступает с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода. Именно это выступление послужило толчком к началу строительства Сталинградского тракторного завода.
Но - по порядку. 1925 год. Мифический завод, цель постройки которого - реализация одного из заветов Ильича - "100 тысяч тракторов".
Итак, идея озвучена и уже 8 сентября 1925 года газета "Борьба" сообщает о том, что "в Сталинград из Москвы прибыла группа инженеров для выяснения вопроса о тракторостроении в Сталинграде. В проекте - постройка нового тракторного завода или использование для тракторостроения механического завода "Баррикады". Вопрос рассматрвиается совместно с ГСНХ" . К слову, на тот момент стоит вопрос выбора места строительства. Когда он происходил, обсуждались 7-9 крупнейших городов страны (в том числе - Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж), особенно тщательно изучались три: Сталинград, Таганрог и Сталино.
При выборе места специально созданная комиссия также опирается на рекомендации Феликса Дзержинского. В одном из докладов "рыцарь революции" говорит о том, что новые заводы нужно строить "ближе к сырью", однако также он говорит и о значимости других элементов: дешевые пути сообщения, водные пути, дешевая энергия, как топливная, так и электрическая, климатические условия и т.д.
Специальная комиссия приезжает в Сталинград для обследования территорий. По итогам этих мероприятий (в числе которых - обследование завода "Баррикады") - уже через неделю пребывания вынесен вердикт в виде предварительного положительного решения в сторону выбора Сталинграда площадкой для постройки специализированного завода. К 15 сентября 1925 года комиссия, закончив обследование города, выносит решение о том, что "Предварительным планом, принятым правлением Главметалла, предусматривается постройка в Сталинграде тракторного завода с производительностью в 10.000 тракторов в год..."
Для постройки завода отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом "Баррикады". Вся площадь завода и рабочих поселков - это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130. С юго-востока и северо-запада размещены два рабочих поселка: нижний - на берегу Волги и верхний - вдоль реки Мокрая Мечетка. Будущий завод имеет на берегу собственную пристань, он соединен с городом железной дорогой и трамвайной линией.
Не будем писать много букф, просто резюмируем: место постройки завода за городской чертой выбрано не случано: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов "Красный Октябрь" (поставщика железа), "Баррикады" (как источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном - вот факторы, сыгравшие свою роль.
Когда говорят о истории строительства завода, часто упоминают американцев. Реже вспоминают "семитысячников", хотя их вклад также неоценим. Пожалуй, эта тема заслуживает отдельного поста.
Про роль страны Свободы напишу лишь в одном ключе, маленький факт из истории строительства гиганта.
Кроме того, что американские специалисты являлись авторами первых проектов завода, редко упоминается факт поездки советских специалистов в Америку. Во главе поездки - начальник строительства В. И. Иванов, который посещает заводы, перенимая некоторые детали их работы.
В книге "Люди сталинградского тракторного" Иванов вспоминает: "Идею озеленения я вывез из Америки . Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Вы посмотрите на фордовского машиниста, когда паровоз его выходит из депо. Он сам обязательно почище оденется, и рука его невольно поглаживает начищенные, блестящие части паровоза. Я боролся за то, чтобы отвести остановку поезда подальше от нашей конторы и проложить густую аллею. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование» .
Пожалуй, пара строк, а в них - очень много смысла.
12 июля 1926 года в 18 часов на северной окраине Сталинграда, на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода.


20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. В ответ на сообщение о его смерти директора заводов и предприятий Сталинграда ходатайствуют перед президиумом ВСНХ СССР "о переименовании первого тракторного завода в Союзе - "имени т. Дзержинского" . Так, уже на нулевом этапе строительства завод носит имя Железного Феликса.
Спустя несколько месяцев, в ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. В последующие годы сроки окончания "стройки века" неоднократно переносятся: 28 февраля 1929 года бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП (б) принимает постановление о мерах по выполнению плана строительства, дата завершения установлена: 1 апреля 1931 года.Однако в июле 1929 года утверждена новая дата - конец 1930 года. Позже дата уточняется - 15 июня 1930 года.
Накануне торжественного мероприятия, 11 июня 1930 года бюро Сталинградского комитета парти приняло решение: "Считая крайне желательным присутствие представителей краевой партийной конференции при пуске тракторного завода им. Дзержинского, что невозможно ранее 17 июня, срок пуска завода перенести на 17 июня. При этом принять к сведению заявление тов. Иванова, что количество выпускаемых тракторов, от перенесения срока с 15 на 17 июня, к моменту открытия XVI партсъезда не сократится, по сравнению с первоначальными наметками" .
Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода - первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении - состоялся 17 июня 1930 года .

Уже 26 июня того же года организован поселок Тракторного завода Сталинграда - событие датируется составлением заключения комиссии по обследованию планировки будущего заводского поселка. На том месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла палынь - на пустом месте - развивался поселок, практически - город.

Сегодня мы наблюдаем то, что наблюдаем.
Мы живем в печальное время.
Его можно обозначить тремя словами. ЛЕГКО НЕ БУДЕТ.

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

Сталинградский тракторный завод

В данный момент разработчики War Thunder работают над созданием танковой локации Сталинградского тракторного завода. Следите за обновлениями , мы обязательно расскажем об этом подробнее.


17 июня 1930 года Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского дал стране первую продукцию - с конвейера сошёл колесный трактор СТЗ-1. На проектную мощность производство было выведено 20 апреля 1932 года: с этого времени конвейер выдавал 144 колесных машин в сутки.

Решение о постройке тракторного завода было принято Высшим Советом народного хозяйства СССР в 1926 году. Местом постройки предприятия выбрали Сталинград: была найдена подходящая площадка для строительства в 14 км от центра города. Это был флагман страны Советов - первый тракторный завод СССР. По просьбе трудящихся, предприятию присвоили имя умершего в 1926 году Ф.Э. Дзержинского. ЦИК СССР удовлетворил эту просьбу.

Закладка предприятия состоялась 12 июля 1926 года. Завод был построен в рекордно-короткие сроки - понадобилось всего 11 месяцев. Проектирование и оснащение завода оборудованием осуществлялось приглашенными американскими инженерами. Еще на стадии проектирования и строительства они задавались вопросом, отчего заказчик требует избыточного запаса прочности крановых конструкций. Планирующийся выпуск тракторов весом около 5 т не нуждался в кранах, способных поднимать и перемещать конструкции массой 40-50 т. По-видимому, специалисты из США здраво рассуждали, что тракторный завод должен выпускать тракторы: танки будут строить на танкостроительном предприятии. К тому же избыточные мощности, заложенные в производство, приводят к низкой рентабельности предприятия. Руководство же страны, исходя из неминуемости крупномасштабного военного конфликта, закладывало в отечественные заводы и фабрики возможность быстрого перехода к выпуску продукции военного назначения. Так, макаронные фабрики могли быть переведены на выпуск артиллерийских порохов, а папиросные фабрики - на производство патронов.

С середины лета 1937 года Сталинградский тракторный завод приступил к производству гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). В ноябре этого же года на базе нового гусеничного трактора был налажен выпуск артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ). К 17 июня 1940 года было произведено 25000 гусеничных тракторов. На Всемирной промышленной выставке в Париже 1938 года трактор АСХТЗ-НАТИ получил высшую награду - «Гран-При».

Сталинградский тракторный завод является и неотъемлемой частью отечественного танкостроения. Работы в этой сфере были начаты на СТЗ в 1932 году, когда в его стенах был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО), возглавляемый Н.Д. Вернером. Этот отдел подготовил документацию для серийного производства танков Т-26.

Следующей машиной, освоенной СТЗ, стал КВ-1. В дополнение к этому тяжелому танку, в 1940 году было получено задание об организации серийного производства средних танков Т-34-76 и двигателей В-2. Начать выпуск сталинградцы смогли в январе 1941 года. Помимо дизелей В-2, на Сталинградском тракторном заводе выпускали и карбюраторные двигатели М-17.

После начала Великой Отечественной войны СТЗ продолжал выпуск танков Т-34-76 и КВ-1, а также артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники для советско-германского фронта. В связи с эвакуацией предприятий европейской части СССР, заводу пришлось приступить к самостоятельному выпуску всех комплектующих.

Заводские руины в ноябре 1942 года

Приближение боевых действий, а впоследствии и начавшиеся бои на подступах к городу, не смогли остановить производство: танки Сталинградского танкового завода прямо с конвейера вступали в бой. Зачастую за рычагами боевых машин сидели рабочие предприятия, досконально знавшие свои Т-34 и КВ-1. Так, прорыв частей Вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, когда немцы пытались ударом вдоль реки с севера захватить город, был провален, так как атака была отбита бригадой рабочего ополчения СТЗ. Возглавлял подразделение инженер-технолог Сталинградского тракторного завода Николай Леонтьевич Вычугов. И все же 13 сентября 1942 года конвейер был остановлен - бои шли уже на территории завода…

Почти через два года Сталинградский тракторный завод, разрушенный до основания в ходе грандиозного сражения на Волге, 17 июня 1944 года сумел возобновить производство. Освобожденный Сталинград, как и прежде, поставлял Красной Армии легендарный танк Т-34. В послевоенные годы СТЗ оставался флагманом советского производства. Трактора с его конвейера обрабатывали поля в разных уголках страны.

В последнее время доходят различные слухи о якобы полной ликвидации тракторной компании «ВгТЗ», но эти данные, к счастью, остаются лишь слухами: предприятие получило государственный заказ и продолжает свою деятельность.

Эта аббревиатура означала Т-34 экранированный, Сталинградский тракторный завод.

Присоединяйтесь к команде wiki! Участвуйте в создании качественных статей о технике War Thunder, будьте активны и получайте Золотые Орлы по итогам каждого месяца. Лучшие авторы и редакторы награждаются регулярно!
Нашли ошибку или неточность, хотите полностью переделать статью или добавить новую информацию? Входите в свой игровой аккаунт на War Thunder wiki, жмите [Править] и творите!