Оршанский вертолетный завод. Логистические операции на ооо "оршанский авиаремонтный завод"

6 ноября состоялось внеочередное собрание акционеров Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ). 99,08% акций предприятия перешло под контроль госкомпании «Белспецвнештехника». Данную информацию TUT.BY подтвердили на самом предприятии.

«Сегодня состоялось внеочередное собрание акционеров. Бывшие крупные акционеры [ОАРЗ] передали свои акции „Белспецвнештехнике“. Также была утверждена структура корпоративного управления», — сказал представитель Оршанского авиаремонтного завода.

О том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет государству в лице спецэкспортера вооружений «Белспецвнештехника», источники TUT.BY еще в марте.

«Это была сложноструктурированная сделка. Многие документы имеют гриф ДСП. Поэтому много времени заняла передача акций», — сказал источник в госорганах. «Президент с [бывшими] акционерами быстро договорился. Они особо не возражали. Особенно когда открыто уголовное дело», — считает другой собеседник.

Напомним, в 2012 году по распоряжению Александра Лукашенко госпакет акций ОАРЗ купили украинская компания «Мотор Сич», подконтрольная Вячеславу Богуслаеву (около 60% акций), и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Но не все намеченное удалось реализовать.

Завод сильно подкосил конфликт России с Украиной, в результате чего оказались полностью заблокированы поставки в РФ. Ранее «Мотор Сич» обеспечивал более чем на 80% потребность авиапрома РФ в вертолетных двигателях. С прицелом на российский рынок украинская компания и выкупила белорусский завод, отмечали эксперты.

После того как начались проблемы с РФ, ОАРЗ старался максимально расширять географию заказов, работая на рынок Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно искал, чем, кроме вертолетов, можно подгрузить мощности. Об этом в интервью TUT.BY в 2016 году рассказывал Александр Садовой. Но прибыли на развитие было недостаточно.

По словам других источников, на предприятии сказался и личный конфликт между Богуслаевым и Садовым.

Во второй половине 2017 года положение на ОАРЗ ухудшилось.

27 апреля 2018 года самолет президента «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева из Беларуси. Сам бизнесмен улетел в Украину. 28 апреля на сайте Генпрокуратуры Беларуси появилось сообщение о начатой проверке на ОАРЗ.

Стоит отметить, что «Белспецвнештехника» значился одним из крупных заказчиков ОАРЗ. В частности, спецэкспортер вооружений оказывал услуги в странах Латинской Америки и Африки. С именем «Белспецвнештехники» связана дебиторская задолженность ОАРЗ за ремонтные работы, оказанные Венесуэле.

«Белспецвнештехника», получив в управление ОАРЗ, расширила список предприятий, к которым имеет отношение.

Компания «БСВТ — Новые Технологии» разрабатывает перспективную оптико-электронную технику для широкого спектра вооружений: от стрелкового оружия до зенитных ракетных комплексов.

«Авиационный учебный центр Даймонд» занимается летной подготовкой пилотов из стран СНГ и других регионов по контрактам, заключенным с «Белспецвнештехникой», обеспечивает авиационные работы в интересах министерств и ведомств и выполняет коммерческие полеты по согласованным маршрутам.

Сфера деятельности суданско-белорусского предприятия S&B Aviation Company — модернизация и обслуживание самолетов и вертолетов.

«Белпольлогистикс» оказывает услуги по транспортно-экспедиционной деятельности. Грузовой терминал «Бакуны» занимается перегрузкой, складированием, сортировкой, взвешиванием и экспедированием каменного угля, лесной продукции и других грузов.

В середине лета 2017 года разгорелся скандал вокруг Оршанского авиаремонтного завода. Беларусь хотела наладить производства собственной авиатехники, украинцы – найти рынок сбыта своим двигателям. А Россия – покупать необходимые ей моторы. Но этим планам не суждено сбыться. Попробуем разобраться, почему?

История Оршанского авиаремонтного завода берёт своё начало в далёком 1941 году, когда для обороны Ленинграда был создан 2-й авиационно-ремонтный поезд ВВС Балтийского флота. Он прошёл всю войну, освоил ремонт 33 типов советских и ленд-лизовских самолётов, затем перешёл к работе с новыми реактивными истребителями.

В 1956 году поезд прибыл в Болбасово – где и превратился в стационарный авиаремонтный завод. Долгие десятилетия холодной войны он был ведущим предприятием СССР, занимавшимся ремонтом и обслуживанием советских дальних бомбардировщиков – Ту-16 и Ту-22М.

Ту-16 на постаменте в Болбасово

Распад СССР сильно повлиял на судьбу всех трёх белорусских авиаремонтных предприятий. Оршанский авиазавод, после вывода из Беларуси дальних бомбардировщиков оказавшись перед перспективой закрытия, освоил ремонт различных модификаций вертолетов: Ми-8 (Ми-17) и Ми-24 (Ми-35). Вскоре ОАЗ стал ведущим предприятием республики по ремонту гражданской авиатехники. Специалисты завода работали по всему миру, возвращая в воздух даже те машины, на которых остальные компании ставили крест.

Как и прежде, завод находится в посёлке Болбасово, который административно входит в город Орша. ОАЗ имеет два крупных ангара, общей полезной площадью 11 000 квадратных метров. Бывший военный городок насчитывает 3,5 тысяч жителей.

Дружба с «Мотор сич»

Судьба предприятия резко изменилась, когда его решил купить корпорация «Мотор сич» (Украина). Ещё во времена СССР этот запорожский завод производил половину советских авиационных двигателей! А теперь предприятие является корпорацией мирового уровня. В огромный холдинг входит 12 предприятий с 27 тысячами работников. Подавляющее большинство российских вертолётов по сей день летает именно на украинских двигателях.

Двигатель производства «Мотор Сич»

После завершения сделки в 2013 году у «Мотор Сич» оказалось 60% акций ОАО «Оршанский авиаремонтный завод». 39,7% достались компании «Системы инвестиций и инноваций», которую возглавляет экс-руководитель «Белтехэкспорта» Александр Садовой. Покупка ОАРЗ была обдуманной. В Орше планировали превращать старые модели вертолётов в новейшие модификации МИ-8СМБ с украинскими двигателями. Машины с существенно улучшенными лётными и эксплуатационными качествами должны были продаваться на Украине, в России и в третьих странах. Схема была вполне разумной.

2014 год

После грянувшего в 2014 году переворота в Киеве на Оршанском АРЗ замаячили перемены. Украинские специалисты и инженеры высокого уровня в очередной раз остались не у дел. Ситуацией решило воспользоваться руководство Беларуси. На самом высоком уровне украинские авиастроители и ракетчики приглашались с семьями на ПМЖ в республику. Многие действительно перебрались в Беларусь.

Александр Лукашенко решил сыграть по-крупному. В его планы входило не только начать массовый выпуск авиатехники в Республике Беларусь, но и освоить производство отечественных ракет для комплексов ПВО и РСЗО.

Идея президента РБ была амбициозной, но решаемой. Республика сохранила очень высокий потенциал оборонной промышленности. Белорусская военная электроника и прекрасные шасси МЗКТ – это 2/3 составляющих любой системы ПВО или реактивной системы залпового огня.

МЗКТ-7429-60

Получалось, что шасси и электроника для современных образцов вооружения уже была. Осталось сделать ракеты: зенитные и для РСЗО. По неподтверждённой информации, их и планировали выпускать на оршанском авиазаводе. Как, возможно, и крылатые ракеты. В 1980 – 1987 годах на Харьковском авиазаводе выпускались крылатые ракеты Х-55. На предприятиях Украины сохранилась технологическая документация на эту ракету. А Оршанский авиаремонтный завод в своё время «стыковал» Ту-16 с первыми советскими крылатыми ракетами, для него эта тема – тоже не чужая.

Также белорусско-украинское сотрудничество в оборонной сфере уже включает вполне успешные проекты. ПТУР «Скиф», «Шершень» и «Каракал», комплекс ПВО «Стилет» производятся в Беларуси и Украине.

Китайские «Полонезы»

Однако создать белорусские ракеты, судя по всему, не получилось. Это не помешало Беларуси в 2015 году презентовать отечественную РСЗО «Полонез» с дальностью поражения до 200 км! Вероятнее всего, что прототипом «Полонеза» послужила китайская реактивная система залпового огня Norinco AR3. Ракеты белорусской системы залпового огня с большой вероятностью – тоже китайские. Несмотря на вопросы к целесообразности создания такого вооружения для армии РБ и сомнительную для современности точность (30-50 метров), «Полонез» номинально является грозным дальнобойным оружием.

РСЗО «Полонез»

«Чисто» белорусских комплексов ПВО с ракетами, произведёнными в РБ, как и крылатых ракет мы пока не увидели. Думается, белорусский лидер делал ставку именно на комплекты противовоздушной обороны. Ведь ПВО можно свободно продавать на мировом рынке как оборонительное вооружение и за хорошие деньги.
Белорусский МИ-8

Возможности по капитальному ремонту и глубокой модернизации вертолётов типа МИ-8 были в Беларуси и ранее. Однако для них не хватало важного элемента – двигателя. Выпуском авиационных и вертолётных двигателей эффективно занимается украинская «Мотор Сич», которая и купила оршанский авиаремонтный завод в 2011–2013 годах.

В 2013-2017 годах ОАЗ заявил о выпуске нескольких единиц новейших моделей вертолётов МИ-8 по стандарту Ми-8МСБ. Каким способом были собраны эти вертолёты – история умалчивает. Скорее всего, корпуса были взяты со старых вертолётов или с консервации. Ведь на оршанском авиаремонтном нет и никогда не было возможности сборки новых корпусов вертолётов. Накала страстей по этому поводу в России и российских СМИ не было. Что же поменялось летом этого года?

Ми-8МСБ производства Оршанского авиаремонтного завода

В последние 2-3 года белорусская сторона пробовала лоббировать решение по переносу производства украинских газотурбинных авиационных и ракетных двигателей в Оршу. Это бы ускорило национальную ракетную программу, а также позволило бы обойти взаимные российские и украинские санкции. Но руководство «Мотор Сич» отказалось это делать. При этом себе во вред – ведь российский рынок был для украинской компании крупнейшим. Но политические соображения оказались сильнее.

Импортозамещение состоялось?

Курс на импортозамещение в военной области был объявлен президентом РФ осенью 2014 года. Тогда же компания «Вертолеты России» сообщила, что собраны первые машины полностью из российских деталей без использования украинских запчастей). Речь тогда шла о МИ-8АМТШ-В – новой модификации военных вертолетов МИ-8АМТШ. Но в России пока что чувствуется недостаток подобных двигателей.

МИ-8АМТШ-В российского производства

Также «Объединенная двигателестроительная корпорация» заявила, что до 2020 года будут обеспечены нужны МО РФ по серийному производству двигателей ТВ7-117В (для Ми-38, Ил-114, Ил-112В). Производство последних внутри страны является недостаточным.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что карта импортозамещения в полной мере ещё не разыграна. И российские авиастроители до сих пор испытывают недостаток моторов.

Трёхсторонний конфликт интересов

По логике получалось, что двигатели для вертолётов из Украины в РФ покупать нельзя: санкции. А вот если эти двигатели поставить на якобы белорусские вертолёты – то в принципе уже можно. Возможно, так и происходило некоторое время, ведь в России после ухудшения отношений с Украиной после 2014 года чувствовалась заметная нехватка двигателей для вертолётов.

Полностью обеспечить нужды в вертолётных двигателях России, судя по некоторым публикациям в прессе, удалось лишь в 2017 году. Скорее всего, это и предопределило начало конфликта с ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» сразу с трёх сторон: украинской, российской и белорусской.

Сборка российских вертолётов в Казани

Позиция РФ здесь ясна – можем создавать двигатели сами, зачем покупать их у страны, с которой имеется конфликт?

Беларусь имеет свой интерес: производство, деньги от продажи техники и рабочие места. Если бы не российско-украинский конфликт, Ми-8МСБ, по мнению белорусских экспертов стоящий в 2-3 раза меньше новейших российских аналогов при сопоставимых с ними ТТХ был бы весьма конкурентоспособным на рынке РФ.

А вот что не понравилось украинцам – вопрос открытый. Видимо, они не захотели делиться технологиями с партнёрами, соглашаясь на перенос производства двигателей в Оршу, и не захотели помогать России себе в ущерб. Вероятно, в основе своей это было политическое решение.

Вопрос в том, что сама Украина с невеликим парком вертолётов обеспечить «Мотор Сич» заказами не в состоянии. Потребность украинской армии – от 10 до 50 двигателей в год. При этом возможности «Мотор Сич» и оршанского авиаремонтного завода позволяют делать до 1000 двигателей в год! Более того, часть компонентов для авиационных двигателей украинская сторона получала из РФ.

Подытожим. Потоковой модернизации вертолётов на Оршанском авиаремонтном заводе в ближайшее время не будет. Его затормозил, а затем и прервал конфликт интересов трёх стран. Тем не менее, завод продолжает работать по основному профилю, ремонтируя и модернизируя машины, в основном из Украины, Южной Америки и Африки. Но объём невелик – 6 вертолётов Ми-8МСБ в 2015 году, 10 в 2016 году. Работает завод и по нестандартным заказам – так, на нём был отремонтирован АН-26 для пограничной службы Туркменистана.


Фото:ctv.by

Президент решил судьбу Оршанского авиаремонтного завода, он стал государственным

Собственника уже здесь нет. Собственники - вы. Все собственники, которые здесь были, они отказались сами от этого завода. Поэтому действуйте. Это государственное предприятие с сегодняшнего дня", - заявил глава государства.

Если совсем коротко, официальная версия - активы ОАРЗ "забрали" у Вячеслава Богуслаева за невыполнение обязательств, взятых на себя в инвестиционном договоре, которые расследовала бел Генпрокуратура.

Что говорилось в отчете Комитета Государственного Контроля Беларуси: «Можно говорить о серьезных нарушениях законодательства со стороны бывшего руководства завода, назначенного украинским акционером, и должностных лиц «Мотор Сич». Данные нарушения привели к срыву ряда контрактов, заключенных с иностранными предприятиями, а также белорусским заказчиком, финансируемым из бюджета (Например: в 2017 году не был выполнен в срок заказ по ремонту вертолетов для белорусской армии). Вызывает сомнение стоимость поставленных на завод материальных активов, а также обоснованность их отнесения к инвестициям ».

В начале 2018 года стало известно, что общая задолженность ОАРЗ составляет $35 млн, тогда как выручка в 2017-м была менее $13 млн. Комитет государственного контроля (КГК) Беларуси заявил, что оршанский завод задолжал акционерам-инвесторам более $20 млн, из которых «Мотор Сич» — $18,7 млн.

Подробнее:

От разных источников исходила масса версий, почему "не пошел" белорусский бизнес Богуслаева. Заслуживающие доверия сводятся к тому, что на официальный Минск из-за сотрудничества с компанией Мотор Сич в равной мере давили и Москва, и Киев. В Кремле после начала конфликта с Украиной возмутились не столько производством вертолетов, сколько плохо скрывавшимися планами Лукашенко наладить производство собственной крылатой ракеты Аист.

Российское аналитическое издание Бортовой журнал писало в 2015 году: « Учитывая чересчур тесные белорусско-украинские отношения, перспективы создания белорусской крылатой ракеты Аист становятся куда более отчетливыми. В 2012 году, когда «Мотор Сич» было продано 60% акций ОАРЗ, одним из условий сделки было производство газотурбинных двигателей. С учетом современных реалий, очевидно, что в Орше готовятся (или уже готовы) наладить выпуск ракетных двигателей МС-350 или МС-400 для нужд Белоруссии. К слову, именно на базе МС-400 Китай в 2009 году создал собственную крылатую ракету CJ-10, весьма похожую на украинский аналог Коршун. Не случайно Минск выбрал Пекин в качестве партнера по созданию своей реактивной системы залпового огня «Полонез ».

— После 1991г., «Мотор Сич» унаследовала конструкторскую документацию на малогабаритный турбореактивный двигатель Р-95-300 и продолжала их производство для заказчиков из России. Однако в РФ велись работы по импортозамещению двигателей для крылатых ракет.Теперь на всех российских крылатых ракетах используются двигатели ТРДД-50 российского же производства. Это значит, что «Мотор Сич» лишилась главного рынка малоразмерных газотурбинных двигателей. Однако в Украине создали собственные версии Р-95-300 (МС-350 и МС-400), и компания получила право их свободной продажи. Но понятно, что попытка Беларуси выпустить собственную крылатую ракету совместно с украинцами вызвала крайнее раздражение у российских военных— говорит белорусский военный эксперт Александр Алесин.

Есть мнение что, Москва поставила Минску условие: либо белорусское руководство прекращает сотрудничество с « Мотор Сич», либо российская военная техника больше не будет проходить ремонт и модернизацию на белорусских предприятиях. А второй вариант означает потерю значительной части доходов и необходимость закрывать важные для Беларуси предприятия ВПК.

Из Киева также шло давление на официальный Минск — там многим не нравилось желание Богуслаева сотрудничать с россиянами в обход санкций. Еще в марте 2014 года Украина ввела запрет на поставку в Россию вооружений, военной техники и комплектующих. Однако украинско-белорусское предприятие в Орше могло вполне легально сотрудничать с российскими заказчиками. А допустить такое официальный Киев не мог и пригрозил сворачиванием двусторонней торговли, на что не мог согласиться уже Лукашенко.

Попытка Богуслаева создать на базе ОАРЗ эффективное зарубежное подразделение компании Мотор Сич споткнулась о совершенно разные интересы Минска, Москвы и Киева. Если бы проект оказался успешным, то Украина получила бы прибыль и рабочие места, в том числе на своей территории, на предприятиях-смежниках. Однако это во многом были бы деньги, полученные от российских военных, за модернизацию их военной техники.

Нынешний принудительный вывод Богуслаева из белорусского проекта — скорее частный эпизод. Более того, отказавшись от сотрудничества с Мотор Сич», официальный Минск сохранил стратегическую линию на развитие отношений с Украиной. Эти отношения в последние несколько лет становятся для Лукашенко все более важным противовесом огромному влиянию России на его страну.

Вряд ли Мотор Сич» полностью разорвет бизнес-отношения с белорусскими предприятиями.

Как говорят на ОАРЗ, там планируют продолжать ремонтировать белорусскую технику с использованием украинских узлов и деталей. Ми-8МСБ также будут собирать (пусть и в небольшом количестве) для собственных нужд страны.

Это старая тактика белорусской власти: если инвестиционный проект срывается или предприятие попадает в банкротство, то тогда государство выкупает акции этого предприятия обратно, — отмечает — отмечает белорусский военный аналитик Александр Алесин. — Возможно, что сейчас наш госвоенпром получил какие-то подряды на внешнем рынке на ремонт бывшей советской и российской авиатехники при поддержке России. То есть, это тот самый пряник, который Россия предложила вместо украинского проекта. Всё дело в том, что авторские права на большинство самолетов советской разработки принадлежат России, и тот, кто хочет ремонтировать российские самолеты, должен получать от российских конструкторских бюро разрешение. Думаю, у Беларуси в перспективе такой проект имеется.

Белорусская предыстория :

В 2012 году, согласно распоряжению президента, госпакет акций ОАРЗ купили украинская компания «Мотор Сич», подконтрольная Вячеславу Богуслаеву (около 60% акций), и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Однако в силу разных причин, в том числе из-за российско-украинского конфликта, не все обещанное удалось осуществить.

По итогам 2012 года предприятием получена чистая прибыль в размере 28 млн рублей. Прибыль от реализации составила 1 млрд 56 млн рублей. Выручка от реализации товаров и услуг - 90 млрд 482 млн рублей. Объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 годам вырос в 3 раза и составил около 7 млн долларов. За счет средств инвестора приобретены три станка с ЧПУ. В 2013 году планируется приобретение еще 13 станков с ЧПУ. В 2012 году внутренних белорусских заказов у предприятия не было. Но большинство работ выполнено для белорусских спецэкспортеров, а потому они не отражаются в документах как экспорт. Средняя зарплата за февраль 2013 года составила 3 млн 400 тысяч рублей. За счет инвестора Оршанский авиаремонтный завод оборудовал новую столовую для работников предприятия и завершил реконструкцию общежития семейного типа. На собрании принято решение не выплачивать дивиденды, а направить эту сумму на дальнейшее развитие социально-бытовой инфраструктуры.

В 2012 году ОАО «Мотор Сич» заключило с холдингом «Вертолеты России» соглашение, согласно которому в течение последующих 5 лет компания получила право поставлять в Россию до 270 авиационных двигателей ежегодно.

После того как начались проблемы с РФ, ОАРЗ старалось максимально расширять географию заказов, работая на рынок Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно предпринимались попытки диверсифицировать номенклатуру выпускаемой продукции и за счет этого загрузить простаивающие производственные мощности.

Стоит сказать, что в октябре 2014 года Александр Лукашенко был не очень доволен реализацией проекта и угрожал вернуть ОАРЗ в лоно государства в случае чего.

В 2014-м в Орше был налажен выпуск белорусско-украинского вертолета Ми-8МСБ.

А далее случилась российско-украинская война. По понятным причинам, заказы из России резко сократились. И россияне перестали поставлять в Оршу необходимые запчасти. А ведь по первоначальному бизнес-плану предусматривалось, что 80% заказов будут поступать из России (и не менее половины их - от российских военных).

«Конфликт между Россией и Украиной нас сильно подкосил. Начали вешать ярлыки — мол, наши вертолеты воюют в зоне АТО, мол, мы тут ремонтируем вертолеты с боевыми повреждениями и с украинскими трезубцами, — вздыхает Садовой. — Ми-8МСБ — это гражданский вертолет. Все эти вертолеты у нас выкупает сам „Мотор сич“ . Дальше он может продать его своим силовикам. Но такие вопросы можно задавать по любой технике — по-разному можно использовать и Ми-17, и любой автомобиль… Естественно, военные свои вертолеты для ремонта из страны не вывозят. Пару лет назад у нас на заводе действительно стоял списанный боевой вертолет МИ-24 — украинский, из-за чего, наверное, и шум подняли. Его „Мотор сич“ забрал за долги, решив модернизировать и продать в Африку. Около года мы с ним работали. Даже пришлось вывозить через границу и ввозить через два дня обратно — из-за ограничений по режиму временного ввоза. Машина продана в Уганду, ни в какой зоне АТО ее нет. Вы же понимаете, такие поставки жестко контролируются государством, проходят через комиссию при Совбезе… А крайним пытались сделать Оршанский завод. Мы считаем это попыткой дискредитации».

Параллельно искал, чем, кроме вертолетов, можно подгрузить мощности. Об этом в интервью TUT.BY в 2016 году рассказывал Александр Садовой. Но прибыли на развитие было недостаточно.

Во второй половине 2017 года положение на снова ОАРЗ ухудшилось. Появились разговоры о том, что государство может вновь стать основным акционером завода.

По словам другого источника, будет замена «украинского акционера, который полгода назад открестился от завода, покинули ОАРЗ и его топ-менеджеры».

Более месяца назад суд Толочинского района Витебской области приговорил бывшего директора Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ) Владимира Троицкого к 4 годам лишения свободы в колонии усиленного режима и конфискации имущества.

В настоящее время, по словам собеседников, готовится проект решения главы государства о том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет спецэкспортеру вооружений «Белспецвнештехнике».

А украинская сторона может вынести из этой истории свой урок. СБУ уже второй год расследует "подготовку к совершению действий, направленных на ослабление государства из-за разрушения стратегического предприятия ПАО "Мотор Сич"" (по статье 113 Уголовного кодекса - "диверсия").

Райсуд Киева в сентябре 2017 года арестовал пакет акций «Мотор Сичи». Служба безопасности Украина (СБУ) подозревала Вячеслава Богуслаева в незаконной продаже 56% акций запорожской компании китайским инвесторам.

Богуслаев с прошлого года уже не "владелец" Мотор-сич.Он продал контрольный пакет акций (кажется з 100 млн.долл.) китайскому инвестору,из-за чего в Украине был скандал и открыто расследование. Так что по факту приобретения (и пока не отмены сделки) китайцы уже являются владельцами и Мотор сич и завода в Болбасово.

25 февраля 2015 г., между предприятием и китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd. был подписан меморандум о сотрудничестве , которое должно было трансформироваться в создание в городе Чунцин (КНР) завода по производству авиационных двигателей.

В рамках данного меморандума в Китай уже направилась группа украинских специалистов для налаживания производства. Кроме того, 6 апреля 2016-го "Мотор-Сич" получила от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited кредит в размере $100 млн под 0,3% годовых на срок 10 лет. Нетрудно заметить, что подобные условия кредитования нельзя назвать рыночными даже для ликвидных западных компаний, не говоря уже об украинских, чей кредитный рейтинг придавлен "мусорным" суверенным рейтингом.

В начале марта 2018 года президент страны Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиадвигателестроения. Как пояснил глава замминистра экономического развития и торговли Юрий Бровченко, данные меры направлены на обеспечение стабильной работы всего авиапрома, включая ПАО «Мотор Сич», передает Интерфакс-Украина. Бровченко заявил, что расследование СБУ о законности продажи контрольного пакета акций украинской компании китайским инвесторам еще не завершено.

Военный эксперт Александр Алесин объяснил, почему белорусские власти хотят вернуть предприятие в лоно государства.

О том, что белорусские власти собираются получить контрольный пакет Оршанского авиаремонтного завода, который с 2012 года принадлежит украинской компании «Мотор сич», TUT.BY поведал источник, близкий к одному из действующих акционеров.

В настоящее время, по словам собеседника, готовится проект решения главы государства о том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет спецэкспортеру вооружений «Белспецвнештехнике». «О конфигурации сделки ничего сказать не могу. Но то, что это будет контрольный пакет, - однозначно», - сказал источник.

Почему белорусским властям именно сейчас понадобился Оршанский авиаремонтный завод?

По мнению военного эксперта Александра Алесина , причины такого решения лежат на поверхности.

Всё дело в том, что «Мотор Сич» приобретал этот завод с целью наладить там моторизацию вертолетов Ми-2 и Ми-8 практически со всего мира. То есть, выгода «Мотор Сич» была в том, что они ставили на старые вертолеты свои модернизированные новые двигатели и те приобретали новые качества: экономичность, высоту, грузоподъемность, - объясняет эксперт. - Есть также данные с Украины, что там планировалось наладить производство малогабаритных газотурбинных двигателей для некрылатых ракет «Бусел», которые якобы собирались производить в Беларуси. И это было одним из условий продажи пакета акций.

Однако все планы изменились из-за событий в Украине. Давление на Минск началось и со стороны России и со стороны Украины.

В Украине стали опасаться, что через Оршанский завод в Россию будут поступать двигатели для модернизации российских военных вертолетов и самолетов. На момент начала конфликта большинство российских вертолетов были оснащены двигателями именно производства Украины. Было также подозрение, что малогабаритные двигатели для крылатых ракет, которые раньше напрямую поступали из Украины в Россию, будут попадать туда через Беларусь, - отмечает в эксперсс-комментарии Александр Алесин. - А ведь изначально предполагалось, что основным потребителем модернизированных вертолётов будет Россия.

Таким образом, одно из главных предназначений, для чего «Мотор Сич» приобретала этот завод, оказалось невостребованным:

Опасаясь, что они попадут к врагу, украинские власти воспрепятствовали поставкам двигателей из Украины в Беларусь и комплектующих к ним. В результате за это время на заводе были собраны штуки, тогда как предполагались сотни, а то и тысячи. Завод попал в простой, а все те мероприятия, инвестиции, которые были сделаны, оказались впустую.

Однако зачем белорусским властям понадобилось предприятие в таком состоянии?

Это старая тактика белорусской власти: если инвестиционный проект срывается или предприятие попадает в банкротство, то тогда государство выкупает акции этого предприятия обратно, - отмечает эксперт. - Вот только что с ним делать дальше - это очень большой и тяжелый вопрос.

Дело в том, что Оршанский авиаремонтный завод пережил уже ряд пертурбаций. Эксперт напомнил, что в советские времена там ремонтировали дальние бомбардировщики Ту-22 , потом были разные проекты: от гражданских самолетов Ту-134 до Ил-76 и Ми-8. Но всё равно полной загрузки предприятие не получало. Были трудности с зарплатой, с рабочими местами.

Возможно, что сейчас наш госвоенпром получил какие-то подряды на внешнем рынке на ремонт бывшей советской и российской авиатехники при поддержке России, - отмечает Алесин. - То есть, это тот самый пряник, который Россия предложила вместо украинского проекта. Всё дело в том, что авторские права на большинство самолетов советской разработки принадлежат России, и тот, кто хочет ремонтировать российские самолеты, должен получать от российских конструкторских бюро разрешение. Думаю, у Беларуси в перспективе такой проект имеется.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль и место запасов готовой продукции в производственно-сбытовой деятельности предприятия. Характеристика основных концепций сбыта. Обзор законодательных и нормативных актов. Динамика реализации продукции. Анализ прибыли и рентабельности продаж.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2012

    Роль и место складов в логистической системе. Понятие и функции запаса. Организационно-экономическая характеристика предприятия. Организация и функционирование складского хозяйства. Оценка результативности деятельности транспортно–складских подразделений.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2015

    Общая характеристика компании "Adidas Group", ее организационная структура. Коммерческая деятельность предприятия по сбыту продукции. Организация транспортно-складского хозяйства. Цели и задачи специалистов в отделе логистики, автоматизация их работы.

    отчет по практике , добавлен 11.02.2015

    Характеристика организации складского хозяйства в оптовой торговле, функции складов товаров, их классификация. Требования к устройству складов, планировка складских помещений. Организация и развитие складского хозяйства на примере ООО ТД "Электроснаб".

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Понятие, сущность и виды материальных запасов. Оценка эффективности управления запасами. Характеристика предприятия ОАО "Автоагрегат" и управление материальными запасами на нем с учетом методов логистики. Совершенствование системы управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Понятие и функции логистики, предпосылки возникновения и развития. Материальные потоки и логистические операции, управление запасами, издержками. Складская логистика рознично-оптового предприятия ООО "Топ-книга"; автоматическая идентификация штрих-кодов.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Стратегическое и тактическое планирование управления маркетингом. Исследование рынка и выпускаемого товара в автосборочном заводе в Минске. Производство автомобильной техники и товаров народного потребления на предприятии. Сохранение рынков сбыта.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2014

    Концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса: сущность, особенности реализации. Система транспортно–складского хозяйства (ТСХ): сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия Методика оценки эффективности управления ТСХ.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017