Как создать волонтерскую группу с нуля: опыт «Даниловцев. Как создать волонтерский отряд для постоянной помощи организации (алгоритм действий для НКО)

Чтобы разговор о методологии социальных волонтерских проектов в НКО не был абстрактным, предлагаю взять для примера проект по созданию «с нуля» волонтерской группы, регулярно и долгосрочно действующей в детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Именно такая волонтерская группа была создана при Добровольческом движении «Даниловцы» в 2013 году.

Исходные данные

Целевых аудиторий проекта две. Во-первых, это дети из детского дома-интерната. Во-вторых, московская молодежь, желающая участвовать в социальном волонтерстве.

Дети - большей частью, со слабой и средней степенью умственной отсталости. Они до совершеннолетия находятся в стенах детского дома, после чего их переводят в психоневрологические интернаты для взрослых. Количество детей около 100. У них - небольшой и вполне определенный круг общения с людьми, способными стать для них «значимыми взрослыми»: собеседниками, друзьями, учителями, примером в жизни. Это персонал детского дома. К тому же, пространство жизни очень ограниченно.

Все это и в немалой степени скудная постсоветская система работы в таких учреждениях приводит к тому, что дети не всегда могут развиваться даже в свою меру. Им не хватает знакомства с окружающим миром и миром искусства, не хватает навыков общения, впечатлений, творчества, выражения своих эмоций. Им не хватает многих прикладных и бытовых навыков, в том числе рукоделия. То, что обычные здоровые семейные дети приобретают естественно, просто, автоматически, эти особые дети могут обрести только в специально созданном социальном пространстве общения и развития при участии специалистов и волонтеров.

Молодежь - юноши и девушки от 25 до 35 лет. Это не просто «рабочая сила», это та аудитория, которой очень важен опыт милосердия, доброделания, опыт общения с детьми, опыт взаимодействия со сверстниками и опыт командной ответственной работы. Через встречи и общение с подопечными в больницах и детских домах молодые люди сами очень много приобретают, личностно растут, приобщаются к тому, что можно назвать гражданской ответственностью.

Цель проекта , таким образом, - организовать пространство регулярных и долгосрочных встреч молодых москвичей и умственно отсталых детей в детском доме-интернате ради, во-первых, повышения качества жизни детей, ради их дополнительного творческого, эмоционального, эстетического развития и обучения. И, во-вторых, ради приобщения молодежи к опыту милосердия, общения с детьми и ради развития их гражданской ответственности.

Для нас важно, что молодежь - не средство для достижения цели. Молодые люди, как и дети, - равноправные участники проекта.

Цель достигается через создание команды волонтеров, способной самостоятельно (при помощи и поддержке специалистов) гарантировано долгосрочно (год и более) работать в учреждении с учетом практического запроса от руководства. Наиболее распространенный график - 2 раза в неделю по 3 часа. Актив волонтерской команды на стадии завершения проекта - 8–10 подготовленных, опытных волонтеров, соответствующих специфике учреждения. Всего за период создания группы через нее может пройти до 40 человек.

Время для реализации проекта - 1 год. Необходимые ресурсы - команда специалистов, деньги, реклама, помещения.

При том, что предложенный проект вполне понятен как идея, его сложно реализовать именно в НКО. Чтобы разобраться, предлагаю подробно обсудить две темы. Во-первых, остановиться на особенностях благотворительных НКО, неблагоприятно сказывающихся на проектной деятельности, и во-вторых - на тех принципах работы, что могут компенсировать эти особенности.

Особенности благотворительных НКО

Мой опыт говорит о следующих особенностях работы НКО в социальной сфере.

  1. У благотворительных организаций сильно ограниченны финансовые и материальные ресурсы. В нашей стране тема благотворительности, как самостоятельной, но требущей поддержки отрасли непопулярна. Пока еще общество доверяет преимущественно адресной помощи - покупке лекарств, например. Реже доверяют единицам наиболее известных фондов. Деньги большей частью идут непосредственно благополучателю. О том, чтобы общество всерьез делегировало благотворительным НКО решение определенных социальных проблем, речи пока не идет.
  2. Надо понимать, что нехватка денег - это всегда ограниченность по кадрам и размытость по полномочиям в управленческом звене, в том числе в управлении проектами. Все не успевают всё. Отсюда автоматическая необходимость в широком делегировании ответственности от руководства вниз к подчиненным, в том числе к волонтерам.
  3. НКО-сектор имеет очень ограниченный выход на молодежные аудитории. Как правило, при низких ресурсах у НКО есть только один вид общественной PR-активности - это работа в интернете. Но в случае с волонтерской работой с детьми для привлечения молодежной аудитории необходима серьёзная целенаправленная работа, которая не только по деньгам, но и по своей специфичности не под силу многим начинающим НКО. В результате мы имеем вполне ограниченный приток волонтеров в НКО. Во всяком случае, он несоизмерим с теми массовыми явлениями, что проходят от имени государства. Как следствие - необходимость дорожить теми волонтерами, что пришли и уменьшать «текучку».
  4. В благотворительной сфере и тем более в сфере социального волонтерства не так много возможностей влиять на мотивацию людей. Материальных стимулов нет, манипуляция или насилие противоречит нашим ценностям. К тому же набор добровольцев обязательно требует глубокой ответственности за дела каждого «замотивированного» волонтера. А это означает для НКО дополнительные траты усилий, ресурсов, специалистов. Не так трудно уговорить или заманить человека, трудно найти силы, время и специалистов, чтобы сопровождать и контролировать его. У НКО нет и не может быть таких ресурсов.
  5. Благотворительные НКО работают в наиболее социально напряженных сферах, где сильно ограничено участие государства. Включенность в решение этих проблем, а вернее личный и эмоциональный отклик на них и является тем «источником энергии» на котором работают большинство НКО. Яркость и актуальность темы очень сильно связаны с мотивами людей. Однако, с другой стороны, социальная напряженность представлена в виде трагедий, боли, страданий. Работа в такой области, в свою очередь, очень эмоционально затратна и требует серьезного внутреннего труда.
  6. Работа в социальной сфере максимально персонифицирована. Сотрудники трудятся в относительно небольших неформальных коллективах, плюс благотворительные НКО изначально работают лицом к лицу с подопечными. И первое, и второе создает глубокие связи (в том числе эмоциональные), автоматически влияющие на качество работы и результат.
  7. Волонтер в НКО характеризуется следующим: свободная воля, воля к доброму делу, личное уникальное отношение к той проблеме на которую человек хочет откликнуться, собственные силы, собственные умения, личное свободное (!) время, бескорыстность, конкретное доброе дело.

    Волонтер обладает только своими знаниями и умениями, из которых следует его компетенция и ответственность. Он, как правило, в своей деятельности непрофессионален, однозадачен и ни за что формально и юридически не отвечает.

  8. Работа в НКО - реализация глубоких человеческих ценностей и смыслов. И при этом, мотивы и смыслы работы в НКО трудно соотносимы с практическими целями проекта. Почти всегда они носят экзистенциальный, очень глубокий характер, что позволяет сотрудникам и волонтерам работать вопреки многим неудобствам. Но и создает определенные трудности в проектной деятельности.

Для примера приведу слайд, где представлены базовые элементы миссии и смысл служения нашей волонтерской организации «Даниловцы» на шестом году работы. Координаторам волонтерских групп и сотрудникам (всего 20 чел.) во время специально организованной «стратегической сессии» задали вопросы: «что я делаю?», «зачем я это делаю?», «что для меня это значит?», «что дает это подопечным?», «что для подопечных это значит?» Все ответы в ходе обсуждения были сгруппированы и обобщены. Вот результат совместного решения с которым согласились все.

А вот еще результаты аналогичной сессии волонтеров и координаторов 3-х летней давности (30 участников).

Волонтерство это:

В моем понимании, методология организации волонтерских проектов теснейшим образом опирается на определенные ценности и философию, благодаря которым можно сформулировать принципы работы НКО, компенсирующие указанные выше особенности и, как вывод, общее понимание и алгоритм организации волонтерского проекта.

Для понимания философии приведу несколько высказываний известных и авторитетных для меня людей. Эти высказывания, по-моему, не требуют комментария. Они вполне самодостаточны.

Протоиерей Василий Зеньковский (психолог и педагог, наиболее известный деятель русского зарубежья середины и второй половины XIX века) в свое время говорил о парадоксе воспитания и свободы: «Глубина свободы в человеке, если угодно, мешает воспитанию, но что бы ни говорили, нельзя воспитать к добру как-то помимо свободы и вне ее. Добро должно стать собственной, внутренней дорогой, свободно возлюбленной темой жизни для ребенка, добро нельзя «вложить», никакие привычки, заученные правила, устрашения не могут превратить добро в подлинную цель жизни ».

Виктор Франкл , психолог, философ, ученый с мировым именем подчеркивал: «Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью ».

Франкл так же настаивал, что «смысл – это нечто, что нужно скорее найти, чем дать, скорее обнаружить, чем придумать. Смыслы не могут даваться произвольно, а должны находиться ответственно. Смысл — это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа » .

Виктор Франкл часто сравнивал смысл жизни, смысл какой-то ситуации, смысл каких-то отношений с облачным столбом, идущим впереди израильтян при исходе из Египта. Если облако сзади, неясно куда идти; если облако посреди, то все в тумане. Облако может только увлекать за собой.

Принципы работы, компенсирующие особенности НКО .

Для себя я сформулировал следующие основные принципы, учитывая которые, благотворительные НКО могут всерьез развивать волонтерские проекты.

  1. Работа НКО — это социальное пространство, притягивающее человека внутрь этого пространства, а не толкающее к исполнению каких-то внешних по отношению к пространству дел.
  2. Внутренняя энергия, что питает работу сотрудников и волонтеров в НКО, раскрывается только через доверие и в пространстве с большой степенью свободы и творчества.
  3. Ответственность делегируется вниз либо с ресурсами и полномочиями, либо с соответствующей ей мерой свободы (а значит творчества и самореализации) и теми же полномочиями. Поскольку НКО малоресурсны, то наиболее распространен второй вариант.
  4. При реализации проекта возможно работать только с теми людьми, что сами свободно захотели участвовать в нем и разделяют ценности и миссию благотворительной организации.
  5. Необходимо ориентироваться на существующую мотивацию и компетенцию волонтеров и в соответствии с ней предлагать дело каждому индивидуально. Важно найти пересечение запроса на волонтерскую деятельность с областью умений и желаний самого волонтера.
  6. Наиболее эффективно предлагать волонтеру спектр возможностей и вакансий, чтобы его выбор более точно совпадал с его желанием. В идеале - это разные направления и формы работы: с сиротами, в больницах, со стариками.
  7. Поскольку волонтер ни за что формально не отвечает и может прекратить оказывать помощь в любой момент, то организаторы проекта должны быть наделены правом расстаться с любым из волонтеров без объяснения причин.
  8. Работа волонтеров должна быть групповой, чтобы распределить ответственность и компенсировать текучку. Только так можно достичь регулярности и стабильности в работе.
  9. Каждая волонтерская группа – это живой организм с большой степенью свободы, существующий в общем фарватере миссии конкретной НКО.
  10. Группа сама определяет свою жизнь коллегиально.
  11. Поскольку приток волонтеров в НКО ограничен, то необходимо прикладывать усилия для уменьшения «текучки» волонтеров. Этому способствует указанный выше принцип групповой работы.
  12. Труд волонтера должен быть организован. Волонтер имеет право на обучение, поддержку (профессиональную, психологическую и т.п.), обеспечение ресурсами. Волонтерская организация обязана в свою меру эти права удовлетворить. Это так же способствует уменьшению «текучки» и повышению профессионализма волонтеров.
  13. Волонтеры и сотрудники проекта важны для руководства проекта так же, как и подопечные.

Методология

Методология реализации проекта (создания указанного выше «пространства» или, что для нас тоже самое - создание волонтерской группы) представляет собой собрание «мозаичного полотна» с общим смыслом, определенным миссией благотворительной организации. На этом «полотне» каждый «камешек» (сотрудник НКО и волонтер) уникален и имеет свой мотив и свои умения и свое время. Иными словами наша задача - запустить работу так, чтобы все «камешки» составили цельную картину - то самое пространство встречи и работы с детьми.

Таким образом, волонтеры в этом проекте осуществляют служение, а не решают задачи. Они притягиваются ценностями и смыслами, а не толкаются «на амбразуру».

Алгоритм

Только после всего вышесказанного возможно представить алгоритм реализации проекта и быть уверенным, что он будет правильно понят.

  1. Необходима добрая идея. Всё начинается с неё. В нашем случае - предложенная выше цель проекта. Однако сама по себе идея ничего не стоит, от кого бы она ни исходила.
  2. Нам, как благотворительной волонтерской организации, нужен носитель идеи, готовый взять ответственность за ее воплощение. Такого человека мы называем координатором. Именно его личное и свободное желание реализовать проект и является гарантом его реализации. В этой ситуации невозможно никого назначить. Нужен не исполнитель, а двигатель! Как только координатор найден, он по мере сил начинает реализовывать проект сам и параллельно получать недостающие знания и навыки. Кооодинатор не может быть сторонним человеком, он тот, кто ответственен за проект, он включен в процесс, и он же лидер будущей волонтерской группы. Координатор начинает регулярно в один и тот же день недели посещать учреждение с детьми, обретает опыт, знакомится с учреждением и персоналом. Главные помощники координатора - специалисты по работе с детьми и по работе с волонтерской группой.
  3. Реклама и привлечение волонтеров. Необходимые условия для привлечения волонтеров в проект - конкретное дело, ответственное лицо, лидер. Людей привлекает конкретика, вплоть до календаря. Привлеченные через рекламу волонтеры входят в уже подготовленное пространство и встраиваются в график посещения учреждения. Их первичная подготовка, встраивание в команду, организация их труда и обеспечение необходимыми ресурсами - дело координатора и указанных выше специалистов.
  4. Следующий шаг - создание команды. Некоторое время работы дает опыт и координатору, и волонтерам. Примерно через два месяца после запуска проекта выделяются активисты, способные стать ядром волонтерской группы. Каждый координатор уникален и, безусловно, строит группу под себя. Чтобы не было перекосов и чтобы достичь хорошего результата, координатору необходимо помочь и провести «групповую работу» для более глубокого знакомства, распределения ролей в группе, выработки механизмов принятия решений и распределения ответственности, для понимание, каким образом новички входят в группу и обретают свое место.
  5. Только после всех предыдущих этапов можно говорить о воплощении идеи. То есть мы можем быть уверены в регулярности и стабильности работы волонтерской группы. Дело в том, что примерно через 6 месяцев волонтерская группа будет иметь устойчивое ядро активистов (3–5 человек) и достаточное количество волонтеров, чообы работать 2 раза в неделю строго по определенным дням. При этом, группа еще требует очень глубокого включения координатора в ее жизнь и фактически ни одно посещение интерната не обходится без него. В случае болезни волонтеров или иных обстоятельств группа может временно переходить на один день посещения детей.
  6. Поддержка и обучение волонтеров. Чтобы через 12 месяцев проект был закончен и группа полноценно работала, необходимы дополнительные усилия со стороны специалистов, направленные на обучение и поддержку координатора и волонтеров, на поддержку группы. Их постоянная и регулярная работа нужна уже с первых дней работы координатора. Психологи, педагоги, специалисты по работе с волонтерами очень глубоко интегрированы в проект. Их работа так же регулярна и выстроена по расписанию, как и работа волонтерской группы. Именно эти специалисты являются опорой для координатора и его помощниками.
  7. Примерно через год мы можем говорить о достижении результата. Вокруг координатора уже будет сформировано ядро из 8–10 активных волонтеров, ответственно работающих еженедельно. Будет и человек 10 простых волонтеров. Такая группа будет иметь достаточный опыт и по работе с детьми и по внутригрупповым процессам (принятие решений, творчество, распределение ролей). Встречи с детьми будут проходить постоянно два раза в неделю вне зависимости от разного рода обстоятельств. Таким образом, волотерская группа, возглавляемая координатором, выйдет на операционную деятельность, то есть будет долгосрочно поддерживать и развивать пространство работы с детьми в детском доме-интернате.

История волонтерства

Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя как и понятие "социум". В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить.

Однако только в ХХ веке, на пропахшем войной и индивидуализмом европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.

После Первой Мировой, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности (см. Словарик).

Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных, гендерных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих НКО (некоммерческих организаций) привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.

1. СЕМЬ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ВОЛОНТЕРСТВА

2. ФОРМЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ГРУПП

4. СОСТАВ ГРУППЫ

5. ОБЩЕЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

6. КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

7. ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

8. ЗАЧЕМ ПРИВЛЕКАТЬ ВОЛОНТЕРОВ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ?

9. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

10. КАК ОРГАНИЗОВАНО ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

11. ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРОВ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

12.КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ

13. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РАБОТАЮТ ВОЛОНТЕРЫ?

14. КТО ОРГАНИЗОВЫВАЕТ РАБОТУ МОЛОДЕЖИ
В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?

15. КАК ПРИВЛЕЧЬ ВОЛОНТЕРОВ? КАК НАБИРАЮТ В ВОЛОНТЕРЫ?

16. КАК УДЕРЖАТЬ ВОЛОНТЕРОВ?

17. КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ?

18. ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ?

19. ДЕВУШКИ ИЛИ ЮНОШИ ЧАЩЕ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

Семь базовых принципов волонтерства:

ü добровольность:
мы работаем в любое время суток, но никогда не берем денег;

ü независимость:
нами руководят нужды других людей, а не люди;

ü единство:
у нас много идей, но один идеал;

ü универсальность:
мы уважаем нации, но пересекаем границы, чтобы оказать помощь;

ü гуманность:
мы служим людям, а не системам;

ü беспристрастность:
мы заботимся о жертвах- виновных и невиновных;

ü нейтральность:
мы берем инициативы, но никогда не берем стороны.

Формы волонтерской деятельности:
-
Дружеская поддержка и помощь
-Телефонное дежурство
-Постоянная телефонная связь
-Чтение вслух младшим школьникам, дошкольникам
-Общение в неформальной обстановке с младшими
-Организация дежурства при работе с преступной молодежью
-Групповая добровольческая помощь

Принципы создания волонтерских групп.

Волонтерские группы создаются преимущественно из старшеклассников общеобразовательных школ, студентов, других представителей взрослой молодежи. В порядке исключения могут быть приняты в волонтерскую группу подростки и дети, если они проявляют желание и социальную активность.

Волонтерские группы могут быть одновозрастные (ученики одного класса, студенты одного курса) и разновозрастные, собранные по интересам, но разные по возрасту.

Группы могут формироваться по общей цели. Например, студенты медицинского ВУЗа отделения педиатрии, заинтересованные в более глубоком изучении поведения детско-подростковой группы; студенты журналистского факультета, заинтересованные в отработке качеств, необходимых для сбора и обработки информации, а так же для непринужденного общения; старшеклассники, проявляющие ярко выраженные лидерские качества и.т.д

Молодые люди, входящие в волонтерские группы по профилактике наркотизма, должны быть не курящими, не пьющими. Особенно эффективно создавать группы из молодых людей решивших жить в полной свободе от табака, алкоголя и наркотиков по собственному убеждению.

Группы волонтеров для осуществления антинаркотической пропаганды и формирования трезвенного мировоззрения создаются под руководством опытного педагога-психолога, специалиста по антинаркотической профилактической работе.

Участие в благотворительной просветительской, воспитательной деятельности осуществляется на принципах добровольности и открытости.

На 1 этапе составляется список волонтерской группы. Перед тем, как выйти в детско- подростковую аудиторию, волонтеры должны пройти обучение правилам работы, установить между собою контакт, составить приблизительный план деятельности. На 2 этапе осуществлять акции профилактики, просвещения, общения, а на 3 этапе подвести итоги и обсудить выводы.

Состав группы.

Группа, в которую идет работать волонтер должна состоять из 8 - 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой. Но в зависимости от темы может состоять только из мальчиков или только из девочек.

Продолжительность общения не должна превышать 45 минут.

Встречи могут проводяться 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, но обязательно с определенной цикличностью, через равные и известные детям промежутки времени.

Общее в организации занятий

Каждая встреча, должна начинаться с короткого приветствия и объявления цели данной встречи.

Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно ответить на вопросы или задать их группе.

Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором описывать свое отношение к тому, что они узнали, свои чувства, мысли, анализировать причины возникновения тех или иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

Требования к ведущему группы

Очень важно, чтобы подобные встречи проводились подготовленным волонтером, который сам прошёл специальную подготовку и сам был в роли рядового участника,

под руководством опытного педагога.

Прежде чем приступать к проведению встреч необходимо подготовить группу и настроить на успех (заинтересовать). Это выполняет опытный педагог. Он же дает краткую интригующую информацию о волонтере, который придет на встречу и буде курировать данную группу.

Оговаривается и периодичность дальнейших встреч.

Взаимодействие с администрацией школы заключается в необходимости оказания материальной помощи: выделение помещения, музыкальное оснащение, снабжение канцелярскими принадлежностями и др.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям.

КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, - добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Мы называем волонтерами не-профессиональных добровольных помощников, которые прошли обучение по нашей программе и помогают осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке полиграфической продукции и т.п.) Как правило, наши волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки и молодежь).

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

Причины могут быть разными, и вот основные:

ЗАЧЕМ ПРИВЛЕКАТЬ ВОЛОНТЕРОВ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ?

Слово «профессионал» и слово «волонтер» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы.

Профессионал тоже может выступать в качестве волонтера, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи волонтеров - непрофессионалов.

Привлечение волонтеров дает ряд преимуществ:

  1. Экономические

Чтобы понять экономическую эффективность, следует произвести обычный расчет.
Предположим, что в вашем проекте охват целевой группы - 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп - по 20 человек), то вам, если вы работаете один, потребуется 200 дней. Если работаете вдвоем - 100 дней, 50 - если вчетвером. В общем, чтобы вы могли проводить мероприятия раз в месяц и при этом могли еще заниматься своими обычными делами, вам необходимо 20 человек. 10 дней - 10 групп на каждого. Где взять столько человек, особенно если у вас работает пятеро, и из них только двое могут реально проводить профилактические программы? Да если еще учитывать минимальную оплату труда (если кто согласится) в 1000 рублей - вам надо 20000 рублей без учета расходов на проведение мероприятий. Где же взять ресурсы? - Волонтеры!

  1. Идеологические

Если суть вашей работы - распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека - не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать - привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации - передача ее кому-либо.

  1. Коммуникативные

Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.

  1. Оценочные

Мнения волонтеров - это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.

  1. Количественные

За счет волонтеров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов.

Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

КАК ОРГАНИЗОВАНО ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Разнообразие форм и систем волонтерских движений может поразить воображение.
Но в основном все формы организации можно разделить на несколько весьма условных групп.

  1. «Команда» - группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работ. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».
  2. «Агентство» - независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.
  3. «Система» - объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.

ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРОВ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Использование волонтеров возможно во множестве сфер деятельности, но, учитывая тематику данного пособия, ниже мы перечислили только те виды деятельности, которые касаются профилактики:

  • Проведение профилактических занятий или тренингов.
  • Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
  • Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
  • Первичное консультирование и сопровождение.
  • Подготовка других волонтерских команд и участников.
  • Работа с закрытыми группами (наркозависимые, проститутки, военнослужащие, дворовые тусовки).
  • Творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов.
  • Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
  • Экспертная деятельность по оценке качества услуг.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ?

Стать волонтером может любой человек от 13 лет (но бывают и исключения, волонтерами становятся ребята младшего возраста). Так что в принципе никаких возрастных ограничений для того, чтобы стать волонтером, нет.

В профилактической работе наиболее хорошо
себя зарекомендовали 4 группы:

  1. Старшеклассники, учащиеся колледжей (профтехучилищ);
  2. Студенты вузов;
  3. Медицинские работники, психологи, педагоги, социальные работники, социологи;
  4. Сотрудники общественных организаций.

Потенциально, помимо перечисленных категорий,
волонтерами могут стать:

  1. Родственники, знакомые, друзья;
  2. Друзья родственников, друзей и знакомых;
  3. Участники проведенных тренингов;
  4. Молодежь, приглашенная в рамках информационной кампании;
  5. Посетители подростковых и молодежных клубов.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РАБОТАЮТ ВОЛОНТЕРЫ?

От 1 дня до 5 лет. Одни могут прийти 1 раз и уже больше никогда не появиться. Другие работают от 6 месяцев до 2 лет и, как правило, получив то, что хотели, уходят, так как у них появляются другие интересы, проблемы и новые перспективы. Есть и те, кто работает более 3–5 лет. Именно такие люди писали эту книгу. Почему 3–5, а не 10? Потому что через 3–5 лет волонтер, посвящающий все свое свободное время интересному для него делу, становится профессионалом и, как правило, начинает работать в организации уже как специалист.

Уход волонтеров - процесс необратимый. Кому-то стало интересней в другом деле, кто-то уехал, обзавелся семьей, нашел работу. Но по опыту РОО «Взгляд в будущее» ничто не проходит бесследно, и существует феномен возврата. Люди, снимая с себя тяжкое бремя волонтера, уходят учиться, работать, заниматься семьей. Но проходит время, и один за другим многие из них приходят помогать, отдавая свои силы и часть своего времени на благое дело. Поэтому главное, чтобы, уходя, волонтеры чувствовали, что им будут всегда рады.

КТО ОРГАНИЗОВЫВАЕТ РАБОТУ МОЛОДЕЖИ
В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?

Руководители молодежных, общественных организаций, медицинских учреждений, учебных заведений, работающие в них инициативные специалисты, сотрудники фондов - все те, кто заинтересован в расширении и улучшении работы с молодежью.

КАК ПРИВЛЕЧЬ ВОЛОНТЕРОВ? КАК НАБИРАЮТ В ВОЛОНТЕРЫ?

В самом вопросе «Как привлечь волонтеров?» содержится намек на ответ. Вначале сделайте так, чтобы ваша команда или движение были привлекательными. Нужны приманки, например, форма, полиграфическая продукция, положительные отзывы в СМИ. А главное - ядро вашего движения (команды) должны составлять позитивные энергичные люди, с ярко выраженными лидерскими качествами, за которыми хотелось бы идти, и идти было бы весело.

Необходима информационная кампания (распространение информации) о волонтерском движении. Обычно привлечение волонтеров происходит через:

  • Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы, тусовки). Пример объявления для набора волонтерских групп см. в Приложении к статье «Молодежное Движение «ЭХО».
  • Наборы из групп клиентов или участников тренингов.
  • Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.
  • Проведение всевозможных акций.
  • Приглашения через друзей и близких.

Если информация направлена на людей, совсем далеких от профилактики, есть несколько «вкусных наживок» для молодежи:

  • Значимость предлагаемого.
  • Общение и времяпрепровождение.
  • Карьерный рост и улучшение своего социального положения (ты будешь круче других).
  • Слава и известность.
  • Юмор.
  • Дух свободы: приходи, не понравится - уйдешь!
  • Опыт предыдущих: показать, как здорово все сделали до них и как можно сделать еще круче.
  • Всевозможные незначительные материальные блага (например, сувениры, пока ничем не обоснованные), то есть халява.
  • Внедренная мысль о том, что если ты не волонтер - с тобой что-то не так.

Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются чуть поз же, когда люди уже включаются в деятельность.

КАК УДЕРЖАТЬ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Доверие. Если тебе доверяют, значит, уважают и ценят! Доверяйте волонтерам посильную работу, и если она увенчается успехом, вы все будете очень довольны.
  • Понимание значимости и сути работы. Волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности.
  • Карьерный рост. Для этого практически во всех организациях распределены должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.
  • Новая деятельность. Молодым людям свойственно пробовать себя в различных видах деятельности, и чем больше вы предоставите таких возможностей, тем интереснее им будет работать. Пусть тот, кто не очень хорошо проводит занятия, попробует себя в разработке полиграфии или анкетировании, или подготовке акций.
  • Перспектива. Например, возможность получения рабочего места в организации, поездка, обучение на семинаре, рекомендательное письмо для поступления в вуз или получения работы, получение премии.
  • Поощрения (см. ниже).

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Похвала. Но помните, что главное в похвале - своевременность и объективность, иначе она становится лестью.
  • Доска почета на видном месте.
  • Вручение грамоты.
  • Благодарственное письмо на место работы, учебы или родителям.
  • Личная благодарность от известного человека (представителя администрации города или звезды).
  • Присвоение очередного звания, должности.
  • Знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение.
  • Представительство на конференции, выставке.
  • Материальное вознаграждение (денежная премия или подарок, например, плеер, с дарственной надписью).
  • Наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении.
  • Допуск до ресурсов (компьютер, Интернет, принтер, ксерокс, видеокамера).
  • Поручение ответственных работ.
  • Публичное признание заслуг с привлечением прессы или ТВ, друзей, или вручение чего-либо при большом стечении народа.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Помещение. Как показала практика, если волонтерам негде собираться, мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом.
  • Поддержка. Ничто так не разваливает волонтерские группы, как пренебрежительное к ним отношение и скептицизм в отношении их деятельности. Ребята это быстро понимают и уходят. Отношение к волонтерам должно быть таким же уважительным, как к сотрудникам. Многие вещи волонтеры в силу возраста и отсутствия полномочий сделать не могут. В составе волонтерской группы должен быть взрослый участник или руководитель, способный решать проблемы «взрослого характера».
  • Обучение. Иначе вопросы: «Зачем заниматься этой деятельностью и как это делать?», - останутся без ответа.
  • Материальное обеспечение. Рано или поздно материальные затраты все же потребуются. При работе волонтеров они минимальны, но есть. В основном это расходы на канцелярские товары, призы, транспорт.

ДЕВУШКИ ИЛИ ЮНОШИ ЧАЩЕ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

К сожалению, в большинстве случаев, девушки. Соотношение 3 к 1. Возможно, это связано с тем, что волонтерская деятельность связана во многом с преподаванием и общением с людьми, а это считается «женским уделом». Однако если посмотреть соотношение оставшихся через 2 года, то пропорция может уже быть 1 к 1.

Чтобы не показаться голословными и пояснить, на основе чего мы сделали все эти обобщения, предлагаем вашему вниманию достоверный рассказ об инициированном нами волонтерском движении, которое действует до сих пор, и надеемся, проживет еще несколько лет, а может, и увеличится. Кстати, до сих пор движение пополняется новыми командами, так что, если хотите присоединиться, добро пожаловать!

Без подразделения ВЫСШИЙ СОВЕТ ГЕО-СПАС МИИГАиК ВСКС ДСО-СПАС КП 11 ДСО-СПАС МГППУ ИСПОЛКОМ МАМИ-СПАС ОССО - Вода ОССО - Горы ОССО - Кинологи ОССО - ПРТК ОССО - Руководство ОССО - Спелеологи ОССО - Туристы Региональное подразделение Коми Региональное подразделение Адыгея Региональное подразделение Алтай Региональное подразделение Амурская обл. Региональное подразделение Архангельская обл. Региональное подразделение Байконур Региональное подразделение Башкортостан Региональное подразделение Белгородская обл. Региональное подразделение Брянская обл. Региональное подразделение Бурятия Региональное подразделение Владимирская обл. Региональное подразделение Волгоградская обл. Региональное подразделение Вологодская обл. Региональное подразделение Воронежская обл. Региональное подразделение Дагестан Региональное подразделение Еврейская Аобл Региональное подразделение Забайкалье Региональное подразделение Ивановская обл. Региональное подразделение Ингушения Региональное подразделение Иркутская обл. Региональное подразделение Кабардино-Балкария Региональное подразделение Калининградская обл. Региональное подразделение Калмыкия Региональное подразделение Калужская обл. Региональное подразделение Камчатский край Региональное подразделение Карачаево-Черкессия Региональное подразделение Карелия Региональное подразделение Кемеровская обл. Региональное подразделение Кировская обл. Региональное подразделение Костромская обл. Региональное подразделение Краснодарский край Региональное подразделение Красноярский край Региональное подразделение Курганская обл. Региональное подразделение Курская обл. Региональное подразделение Ленинградская обл. Региональное подразделение Липецкая обл. Региональное подразделение Магаданская обл. Региональное подразделение Марий Эл Региональное подразделение Мордовия Региональное подразделение Москва Региональное подразделение Московская обл. Региональное подразделение Мурманская обл. Региональное подразделение Ненецкий АО Региональное подразделение Нижегородская обл. Региональное подразделение Новгородская обл. Региональное подразделение Новосибирская обл. Региональное подразделение Омская обл. Региональное подразделение Оренбургская обл. Региональное подразделение Орловская обл. Региональное подразделение Пензенская обл. Региональное подразделение Пермский край Региональное подразделение Приморский край Региональное подразделение Псковская обл. Региональное подразделение Ростовская обл. Региональное подразделение Рязанская обл. Региональное подразделение Самарская обл. Региональное подразделение Санкт-Петербург Региональное подразделение Саратовская обл. Региональное подразделение Саха/Якутия Региональное подразделение Сахалинская обл. Региональное подразделение Свердловская обл. Региональное подразделение Сев.Осетия-Алания Региональное подразделение Смоленская обл. Региональное подразделение Ставропольский край Региональное подразделение Тамбовская обл. Региональное подразделение Татарстан Региональное подразделение Тверская обл Региональное подразделение Томская обл. Региональное подразделение Тульская обл. Региональное подразделение Тыва Региональное подразделение Тюменская обл. Региональное подразделение Удмуртия Региональное подразделение Ульяновская обл. Региональное подразделение Хабаровский край Региональное подразделение Хакасия Региональное подразделение Ханты-Мансийский АО Региональное подразделение Челябинская обл. Региональное подразделение Чеченская респ. Региональное подразделение Чувашия Региональное подразделение Чукотский АО Региональное подразделение Ямало-Ненецкий АО Региональное подразделение Ярославская обл. Региональное подразделение ЯЯ Спасрезерв СПСО МАИ ССО МПГУ ССО Скальпель ЦСО ВСКС РОССОЮЗСПАС

Слово «профессионал» и слово «волонтер» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы. Профессионал тоже может выступать в качестве волонтера, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи волонтеров - непрофессионалов.

Привлечение волонтеров дает ряд преимуществ :

1.Экономические

Чтобы понять экономическую эффективность, следует произвести обычный расчет. Предположим, что в вашем проекте охват целевой группы - 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп - по 20 человек), то вам, если вы работаете один, потребуется 200 дней. Если работаете вдвоем - 100 дней, 50 - если вчетвером. В общем, чтобы вы могли проводить мероприятия раз в месяц и при этом могли еще заниматься своими обычными делами, вам необходимо 20 человек. 10 дней - 10 групп на каждого.

Где взять столько человек, особенно если у вас работает пятеро, и из них только двое могут реально проводить профилактические программы? Да если еще учитывать минимальную оплату труда (если кто согласится) в 1000 рублей - вам надо 20000 рублей без учета расходов на проведение мероприятий.

Где же взять ресурсы? - Волонтеры!

2.Идеологические

Если суть вашей работы - распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека - не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать - привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации - передача ее кому-либо.

3.Коммуникативные

Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.

4.Оценочные

Мнения волонтеров - это «взгляд со стороны» , который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.

5.Количественные

За счет волонтеров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

С чего начинается волонтерское движение?

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов. Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

Как организовано волонтерское движение?

Разнообразие форм и систем волонтерских движений может поразить воображение. Но в основном все формы организации можно разделить на несколько весьма условных групп.

1.«Команда» - группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работ. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».

2.«Агентство» - независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.

3.«Система» - объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.