Какие акции не размещает акционерное общество. Обыкновенные акции

Понятие "менеджмент", "менеджер", "предприниматель"

Менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма.

Менеджмент - это управление в условиях рынка, означающее:

¦ ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, запросы конкретных потребителей и организацию производимых видов продукции, пользующихся спросом и способных принести фирме намеченную прибыль;

¦ постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с наименьшими затратами;

¦ хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую ей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы;

¦ постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

Термин "менеджмент" - синоним термина "управление" но в более узком смысле. Термин "менеджмент" применяете, как правило, лишь к управлению социально-экономический процессами фирмы в рыночных условиях.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер не зависит от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму.

Менеджер - это человек, имеющий профессиональную управленческую подготовку и функционирующий в условиях рынка.

Менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса, объединяет работников различных специальностей (инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров) работающих под руководством менеджера.

Увеличение размеров предприятия, сложности технологии обусловили возросшие требования к управлению. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют наблюдение и контроль выполнения принятых решений.

Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие субъекта этой деятельности - специалиста-менеджера, а в качестве объекта - хозяйственную деятельность фирмы или отдельную ее сферу.

Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, сфере услуг, банковском деле, страховой деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (НИОКР, производство, сбыт, финансы), направленная на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.

Таким образом, "менеджмент" относится только к тем категориям фирм, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности.

Предприниматель - это хозяйствующий субъект (физическое лицо или организация) действующий по собственной инициативе и на свой риск с целью систематического получения прибыли в условиях рынка.

Этапы развития теории и практики менеджмента

Концепция научного управления получила развитие в США в 1900-е гг. Ее основоположник Фредерик У. Тейлор, с книги которого "Принципы научного управления" началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. Ф. Тейлор и его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа по управлению - самостоятельная специальность, и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

В 1920-е гг. получила развития концепция административного управления, направленная на разработку общих проблем и универсальных принципов управления фирмой в целом. В рамках концепции административного управления было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как иерархической системы. В этой концепции, получившей название классической теории управления, появилось понимание того, что для более эффективного достижения целей фирмой можно управлять систематизировано.

В 1930-е гг. получила развитие концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений, которая впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц".

Американский психолог А. Маслоу (он же А. Маслов - русский эмигрант) показал, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.

Согласно этой концепции производительность труда рабочих может увеличиваться не только в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Рассмотренная концепция базируется на положении о том, что основу увеличения производительности труда работников составляет применение приемов управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности работников результатами своего труда.

Системный подход к управлению, получивший развитие в 1950-х гг., предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов - разработку и применение теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов и компьютеризации.

Ситуационный подход к управлению, получивший распространение в 1970-е гг., предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией - конкретным набором обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой.

Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации.

Концепция управления с позиций науки о поведении (культуры управления), получившая развитие в 1980-е годы, основана на повышении эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику через создание своих собственных возможностей на основе применения положений наук о поведении к построению и управлению организациями. Таким образом, в этой концепции метод воздействия на людей рассматривается как мощный инструмент культуры управления (организационной культуры).

В 1990-е гг. наибольшее распространение получила концепция инновационного подхода, для которой характерны: целевая ориентация на постоянное обновление моделей продукции. В системе координат выполняемые функции - довольство клиентов (потребителей) на рынке всегда существует товарная продукция, наиболее востребованная по критерию "цена-качество". Существует такая группа товаров, которая только что появилась на рынке - инновационная. Эта группа товаров характеризуется высокими, еще неизвестными (неожиданными) потребителям свойствами.

На пороге XXI в. наибольшее развитие получила концепция управления по целям (отраслевой менеджмент: финансовый, персональный, в проектировании, в маркетинге, в производстве), ориентированная на инновационные и международные процессы, включая синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизацию управления, участие работающих в прибылях, усиление международного характера управления.

Концепция управления по целям предполагает трансформацию глобальной цели организации для конкретного исполнительского уровня соответственно выполняемым функциям: планирование, снабжение, сбыт, охрана, производство, бухгалтерский учет и т.д.

Иными словами каждый сотрудник организации должен знать, каким образом, например, глобальная цель по удвоению ВВП трансформируется в его конкретную функциональную задачу.

В настоящее время активно формируется концепция информационных технологий, которые все больше проникают в современную жизнь человека.

Таким образом, менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

Классическая школа управления. Поведенческая школа управления

В 1920-е гг. получила развития концепция административного управления, направленная на разработку общих проблем и универсальных принципов управления фирмой в целом. В рамках концепции административного управления было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как иерархической системы. В этой концепции, получившей название классической теории управления, появилось понимание того, что для более эффективного достижения целей фирмой можно управлять систематизировано. Управление рассматривается как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, контроль.

В качестве базовых элементов любой системы в концепции административного управления рассматриваются цели, достигаемые путем решения совокупности задач, требующих применения соответствующих технологий, которые могут реализовать специалисты (люди) различных профессий в рамках определенной организационной структуры, построенной с учетом горизонтального (функционального) и вертикального (иерархического) разделения труда.

Таким образом, главный принцип концепции административного управления заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, состоящей из множества элементов, рациональное расположение которых, с учетом необходимых связей между элементами, позволяет повысить эффективность системы без дополнительного вложения ресурсов (материальных, финансовых, людских, временных).

По высказыванию Анри Файоля "управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать". А. Файоль рассматривал административное управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее рационально (оптимально) используя ресурсы и возможности фирмы. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой организации характерны шесть видов деятельности (функций):

¦ техническая деятельность (производство);

¦ коммерческая деятельность (закупка, сбыт);

¦ финансовая деятельность (поиск и рациональное использование финансовых ресурсов);

¦ деятельность безопасности (защита собственности организации);

¦ эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

¦ управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

Классики научного управления Ф. Тейлор (1856-1915), А. Файоль (1841-1925), Г. Эмерсон (1853-1931), М. Вебер (1864 - 1920) сформулировали базовые принципы классического научного управления, такие как: отчетливо поставленные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализация работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, стандартизация операций, поощрение инициативы, индивидуальная ответственность за решение, иерархичность управления, подчиненность индивидуальных интересов общим (корпоративный дух), научное обучение, экономическая мотивация труда, соответствие работы и квалификации, стабильность персонала, привлечение специалистов, регулирование процессов, централизация.

Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х гг., рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий - функций управления (планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок и т.д.), образующих процесс управления как некоторую линию поведения.

Системный подход и его сущность

Усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и проч.), а также расширение, усложнение и интенсификация как внутренних, так и внешних отношений привели к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода к управлению.

Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.

В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом. Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.

Одним из представителей системного подхода, впервые рассмотревшим предприятие как социальную систему, был американский исследователь Ч. Барнард (1887-1961).

По мысли Барнарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы (социальные системы). Всякую такую систему, как он считал, можно разделить на две части: организацию (систему сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц), заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.

Любая организация, по мысли Барнарда, иерархична (это ее главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти.

Основываясь на системном подходе, Барнард выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать последствия принимаемых решений и нести за них ответственность перед обществом и отдельным человеком.

Другим представителем системного подхода можно считать П. Друкера, который внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации.

Он определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя, который, во-первых, создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство, и в этом отношении он - "дирижер оркестра".

Задача менеджера, по мнению Друкера, состоит и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения.

Модели менеджмента (японская, американская). Функции менеджмента, их характеристика

Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.

Рассмотрим американскую, японскую и европейскую модели менеджмента. В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.

В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:

1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирование);

2) организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов);

3) связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений);

4) обеспечение эффективности деятельности организации (включая, управление трудовыми ресурсами, функционированием операционных производственных систем).

В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:

1) планирование;

2) организация работы;

3) оперативное руководство;

4) мотивация;

5) координация;

6) контроль.

В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде:

1) определение цели;

2) получение информации;

3) планирование;

4) принятие решений;

5) реализация;

6) контроль.

Если сопоставить представленные школы менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.

В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации.

В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.

В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую - как занимающую промежуточное положение.

Особенности управления

Комплексное профилактическое обслуживание оборудования

производственным персоналом

специальными ремонтно-

профилактическими

службами

Управление материально-техническими ресурсами

поставка ресурсов ровно в том объеме, который необходим в данный момент времени (то есть жесткая экономия на материально-технических запасах)

поставки крупных партий ресурсов с малой частотой (то есть меньшая требовательность к минимизации материально-технических запасов);

Система принятия решений

право принимать решения предоставлено работникам, находящимся на ступень ниже, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью

Высокая степень централизации межфункциональных отношений при принятии решений

Средства дости-

огромное значение придает-

значим именно результат,

жения успеха

ся средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата

героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств

Направленность

направленность на служение

значим именно результат,

действий

людям, обществу - альтруизм, как возможность сделать себе имя

героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств; даже в действиях, направленных на пользу общества, прослеживается поиск личной выгоды

Решение проблем

поиск компромисса, примирения, переговоров, стремление избегать раскола, добиваться "гармонии", постепенного сближения позиций друг друга

решение проблем в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем

Связь с предпри-

Высокая - отношениями

Низкая - отсутствие от-

преданности и взаимной ответственности, пожизненный найм

ношении преданности и взаимной ответственности, частая смена работы

Число уровней

Действия компании при временном снижении спроса на продукцию

Сокращение общего количества часов работы. Направление некоторых работников на учебу или другие участки работы, где не сильно повлияло падение спроса

Сокращение штата сотрудников

Увольнение работников

Негативно влияет на репутацию фирмы и работника, которого на другом предприятии будут рассматривать как низкопроизводительную рабочую силу

Не оказывает негативного влияния на репутацию фирмы и не столь существенно влияет на репутацию работника. Трудовая мобильность поощряется

Функции менеджмента, их характеристика

Структура современной организации (фирмы) образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается в результате управленческой деятельности, которая представляет собой сочетание различных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы. Сфера управления охватывает все стороны деятельности организации: производство, НИОКР (инновации), сбыт, финансы, коммуникации и т.д.

Круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, сводится к следующему: определение конкретных целей развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются направления и пути их решения, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач.

Реализация общих задач требует создания необходимых условий в сфере управления:

¦ функций маркетинга - для приспособления производства к требованиям и спросу рынка (методами разработки внутрифирменных программ маркетинга по каждому продукту и прогноза развития);

¦ функций планирования - для обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);

¦ функций организации - для налаживания организационных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности на конкретный период;

¦ функций оперативного руководства - для мгновенного вмешательства в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать запланированные мероприятия и предупреждать расхождение между планом и фактом;

¦ функций контроля - для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);

¦ функций мотивации - для морального и материального стимулирования персонала при выполнении задач по достижению целей организации.

Организационно-технические функции аппарата управления включают в себя:

¦ сбор, систематизацию, обработку и анализ информации;

¦ выработку и принятие решений;

¦ доведение решений до конкретных исполнителей и организацию их выполнения;

¦ проведение контроля выполнения решений.

Существование развитых функций управления необходимо, но недостаточно для осуществления управленческой деятельности, поскольку необходимы также экономические рычаги и инструменты.

Таким образом, функции управления (маркетинг, планирование, организация, оперативное руководство, контроль, мотивация) и экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый хозяйственный механизм управления.

Виды организационных структур управления

По организационной структуре различают следующие организации: линейные, функциональные, линейно-функциональные, штабные, дивизионные, матричные, а также проблемно-ориентированные и программно-ориентированные.

Линейный вариант предполагает строгую вертикальную иерархию в управлении, которая существенно удлиняет путь от одного исполнителя к другому, но практически нейтрализует проблемы подчиненности. Функциональная структура организации предполагает горизонтальное разделение обязанностей между подразделениями организации.

Линейно-функциональная структура предполагает сочетание первых двух структур в крупных организациях.

Штабная организационная структура предполагает, что решение руководителю готовит аппарат специалистов (штаб).

Дивизионная организационная структура предполагает, что помимо общих функциональных подразделений, обслуживающих всю организацию, существуют дивизионы, которые могут строиться: по продукту, по региону, по потребителю и т.д.

Проблемы дивизионной организации, в которой затруднено перераспределение различного рода ресурсов, во многом устранены в матричной структуре.

Для матричной структуры характерно активное переключение различного рода специалистов на те проекты, где потребность в них в данный момент времени максимальна. Преимущества: динамичность организационных схем. Недостатки: сложность её создания из-за потребности в высокой квалификации специалистов и их мобильности.

Проблемно-ориентированные структуры традиционно и перманентно направлены на решение определенной проблемы, на все более высоком уровне реализации и во все увеличивающихся масштабах.

Программно-ориентированные структуры создаются на время реализации определенных программ. Их структура определяется содержанием соответствующих программ.

Формальные и неформальные группы в организации.

Группа - это союз двух и более людей, объединившихся вместе для достижения конкретных целей.

Группы могут быть как формальными, так и неформальными.

Формальные группы - это те, которые предусмотрены в структуре организации для решения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на постоянной основе (например, отделы в организации), и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных заданий (например, группа, готовящая презентацию продукции на выставке).

Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например, группа коллег, объединившихся для участия в спортивных соревнованиях. Такого рода группы оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре.

Наиболее частыми причинами, объединения людей в группы, являются следующие потребности: достижение целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса.

Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Кроме того, принадлежность к определенной группе, (например к профессиональной ассоциации), может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди родственников и знакомых. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов, то, чего нередко трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще. Обычно, объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей. Например, объединяясь в профессиональные ассоциации, союзы и др. общественные организации, люди одновременно стремятся удовлетворить свои потребности в защите прав и социальных гарантий, общении, самоуважении, усилении своей власти для достижения конкретных целей.

Эффективность работы группы зависит от возможностей ее членов, включая:

¦ уровень квалификации, профессиональные способности и возможности;

¦ личностные морально-этические качества.

Рассматривая профессиональные способности членов группы, необходимо отметить, что эффект работы группы не определяется простой суммой возможностей каждого из ее членов. Эффективность работы группы будет во многом определяться способностями каждого из входящих в нее индивидов. Зачастую тот член группы, который обладает очень высокой квалификацией и во многом предопределяет успех группы, становится если не формальным, то неформальным лидером. При этом очень важно, чтобы этот лидер получал удовлетворение от работы и чувствовал понимание со стороны руководства.

Личностные морально-этические качества членов группы также имеют непосредственное отношение к ее эффективности. Коммуникабельность, независимость и самостоятельность сотрудников в работе, безусловно, повышают эффективность группы. B то же время, такие качества как властолюбие, эгоизм, стремление выглядеть успешным на фоне подстроенных коллегам неудач, негативно сказывается на работе всего коллектива.

В развитии различных групп могут быть выявлены следующие общие закономерности, представленные в виде пятиступенчатой модели развития группы:

Начальная стадия формирования, как правило, характеризуется неопределенностью относительно целей группы и ее структуры. Поначалу не всегда ясно, кто является истинным лидером группы, и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается тогда, когда люди, входящие в группу начинают отчетливо понимать, что они являются неотъемлемой частью данной группы.

Внутригрупповой конфликт - это вторая стадия развития группы. Для нее характерна борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. По завершении этой стадии становится ясно, кто в данной группе является лидером (в случае формальной группы - неформальным лидером). Обеспечение сплоченности членов труппы. На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными. Одновременно, появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна, поскольку энергия ее членов направлена не на борьбу за власть и не на распределение ролей, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.

Заключительная стадия существования для временных групп, созданных на время выполнения конкретных задач, связана с периодом выполнения этих самых задач. Чем ближе к завершению работы над проектом, чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем отчетливее понимание членами группы того факта, что данная группа скоро прекратит свое существование и тем сильнее мысли членов группы связаны с перспективами своей работы в новом коллективе. Производительность работы группы в этот период может существенно снижаться.

Понятие и роль мотивации. Содержательные теории мотивации

В любой сфере деятельности успех зависит от индивидуальных способностей работников и степени их подготовки. Центральной проблемой управления персоналом становятся мотивация. Создание условий для более полного выявления потенциала сотрудников приобретает ключевое значение для решения проблемы жизнеспособности организаций.

Мотивация - внутреннее состояние, определяющее поведение человека, как побуждения человека, предрасполагающие его действовать целенаправленным образом.

Мотив - это процесс сопряжения целей организации и целей человека - члена этой организации для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих. Это система различных способов воздействия на людей для достижения намеченных целей и человека, и предприятия.

По Мескону, мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Человек мотивирован - следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, решая задачи по достижению общих целей организации, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения.

Мотив - это феномен сознания, это осознанное индивидом побуждение к деятельности. Вместе с тем он однозначно не определяет содержание, особенности и структуру деятельности человека, так как потребность может быть удовлетворена различными способами в форме различных видов деятельности. Так, например, потребность в одежде может быть удовлетворена как путем ее покупки в магазине, так и путем кражи и т.д. Здесь уже речь идет об объективных условиях жизнедеятельности человека, которые выступают как цели его деятельности.

Цели раскрывают возможности и способы реализации мотива и конкретных для данного человека условий жизнедеятельности, выступают в качестве объектов мотивации. Например, приобретая одежду, человек может удовлетворять потребность в сохранении в организме тепла и здоровья, а кроме того, может удовлетворять потребность в самореализации, самовыражении, самоутверждении через приобретение престижной или изысканно-художественной одежды или потребность в ощущении связи с определенной социальной или иной группой. Цель одна - приобрести одежду определенного качества, а вот потребности, удовлетворяемые этим путем, различны.

Внутреннее побуждение находит свое отражение в категории "мотив", а внешнее - в категории "стимул". Соединение стимулов и мотивов является тем механизмом, который позволяет реализовать потребности субъекта наиболее приемлемым для него способом - путем реализации своих способностей. Развитие мотива в деятельность, реакция человека на стимулы находятся в прямой зависимости от общественно-психологических качеств личности, ее ценностной ориентации, социальных установок, а также от индивидуально-психологических качеств (темперамента, эмоций, чувств, способностей, характера). При этом наибольший результат дает мотивация на основе первоочередных, наиболее насущных потребностей человека. Для успешного осуществления деятельности необходимо знать и уметь использовать в работе особенности потребностей и их свойства. Прежде всего, необходимо отметить, что потребности обладают способностью как к экстенсивному, так и к интенсивному росту. Для них характерен как количественный, так и качественный рост и развитие до определенного рубежа и насыщения.

По мере приближения к рациональному пределу насыщения низших потребностей, удовлетворяемых в первую очередь, в системе потребностей происходят существенные сдвиги, выражающиеся в значительном увеличении высших потребностей.

Таким образом, очередность и насущность более высоких по-требностей для человека определяются уровнем удовлетворения его низших потребностей, местом данной потребности в общей иерархии.

Основными ценностями и социальными ориентирами человека являются: безопасность, свобода, рост благосостояния, ответственность, высокое качестве жизни, защищенность, социальная справедливость, равенство, солидарность, духовное совершенство.

Положенная в основу концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений теория человеческих потребностей, в которых большое значение придается мотивационным факторам, была разработана русским эмигрантом, американским психологом А. Маслоу в 30-40-е гг. XX в.

Иерархия (пирамида) потребностей, по А. Маслоу, имеет следующий вид (сверху вниз):

1) потребность самовыражения (реализации заложенных способностей);

2) потребности в признании и уважении (власть, право принимать решение);

3) социальные потребности (в принадлежности и причастности, в контактах, в принятии определенной социальной группой);

4) потребности в безопасности и защищенности (в том числе, стабильности материального положения);

5) физиологические потребности (питание, одежда, жилье).

Первичные потребности (четвертого и пятого уровня) часто удовлетворяются с помощью денег. Но деньги, по оценкам специалистов, побуждают к действиям лишь 30-50% работников. Остальных побуждают к действиям более возвышенные потребности: в знаниях, авторитете, творчестве.

А. Маслов утверждал, что после удовлетворения очередной потребности ее влияние на поведение человека прекращается. Но речь не идет о том, что после полного удовлетворения потребности нижестоящего уровня на человека начинает влиять потребность следующей более высокой ступени. Это планомерное поэтапное заполнение выделенных уровней снизу вверх.

Физиологические потребности

Д. Мак-Клелланд дополнил модель Маслова потребностями успеха и власти (уровни 1, 2 по А. Маслову), соучастия (уровень 3).

Следующей попыткой расширить и перегруппировать круг изучаемых потребностей стала двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга, получившая развитие в середине 1950-х гг., выделившая в отдельные группы факторы здоровья (или гигиенические) и мотивирующие.

Внешние факторы здоровья (уровни 3-5 по А. Маслову) связаны в модели Ф. Герцберга с условиями работы, оплатой труда, социальными благами, статусом в организации, взаимоотношениями в коллективе, уважительным отношением и политикой руководства и т.д.).

Внутренние по отношению к содержанию работы факторы мотивации (уровни 1, 2 по А. Маслову) определяются в двухуровневой модели Ф. Герцберга возможностями человека профессионально обучаться и повышать квалификацию; интересной работой; продвижением по службе; общественным признанием.

Из необходимости объединить потребности в отдельные группы исходил и К. Альдерфер в своей теории ERG. Он выделил три группы потребностей: потребности существования (уровни 4, 5 по А. Маслову); потребности связи (уровень 3 по А. Маслову), отражающие социальную природу человека; потребности роста (уровни 1, 2 по А. Маслову). Крупнейший отечественный психолог Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что в психике человека присутствуют два уровня развития - низший и высший, которые обуславливают развитие соответствующих (низших и высших) потребностей параллельно и самостоятельно. При этом удовлетворить потребности одного уровня средствами другого уровня невозможно.

Потребности низшего уровня первичны, они физиологичны по своей природе. Формы их удовлетворения напрямую связаны с материальным стимулированием. Высшие потребности социальны в плане их формирования и духовны в плане их ощущения. Они удовлетворяются лишь посредством использования высших психических функций человека, и прежде всего творческой трудовой деятельности (к которой относится и научная деятельность, связанная с реализацией сложных многоплановых задач), в которых самовыражается личность. Применяемая для стимулирования трудовой деятельности методика двойной мотивации предполагает материальное стимулирование на уровне, необходимом для удовлетворения низших (физиологических) потребностей, и социальное (духовное) стимулирование - на уровне удовлетворения высших потребностей. Это учение Л.С. Выгодского было развито в работах А.Н. Леонтьева; и Б.Ф. Ломова.

Отметим, что в основе всех рассмотренных выше теорий (А. Маслова, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, К. Альдерфера, Л.С. Выгодского), образующих первую группу, лежит изучение потребностей и их мотивационного воздействия на человека

Мотивационные теории "поля"

Вторую группу теорий мотивации условно именуют теориями "поля". В них определяется, каким образом среда обитания и организационная культура предприятия ("поле") стимулируют трудовую деятельность работника и формируют его мотивационную сферу, т.е. в теориях "поля" изучается сегмент "стимул - цель". Известна "теория X", согласно которой большинство людей ненавидят работу. Однако Д. Мак-Грегор в своей концепции социальных процессов формирования потребностей и на их основе мотивов как функции среды обитания, именуемой "теорией У", опроверг теорию "X".Д. Мак-Грегор утверждал, что для большинства людей работать так же естественно, как и отдыхать. Поэтому не следует угрозами и принуждением заставлять людей работать. Наоборот, нужно создать атмосферу, благоприятствующую проявлению человеком своих лучших качеств, включая то, что называют преданностью целям организации. Преданность и заинтересованность будут проявляться в той степени, в которой работник увидит в реализации общих целей способ удовлетворить свои потребности высшего порядка. Эта теория получила свое развитие в разработанной профессором Калифорнийского университета В. Оучи "теории Z". В ней на основе изучения японского опыта мотивации персонала рекомендуется создать ситуацию отождествления работником себя с нанявшей его фирмой. Дальнейшее развитие эти теории получили в концепции организационного роста Литвина-Стрингера, разработанной на основе теории Мак-Клеланда. Здесь под "полем" понимается организационная культура, социальная среда обитания индивида, складывающаяся из множества взаимосвязанных факторов и формирующая его отношение к работе, людям, потреблению, творчеству, карьере и т.д.

При этом утверждается, что, изменяя параметры "поля", можно оказывать глубокое формирующее воздействие на личность работника и его мотивационную сферу.

Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания

Третью группу теорий мотивации называют процессуальной. Если первая группа теорий мотивации изучает структуру и содержание потребностей, вторая - мотивы и стимулы (этап "стимул-цель"), то объектом изучения теорий группы теорий является ступень "цель-действие". То есть изучение того, что заставляет человека действовать (или бездействовать), направлять (или не направлять) свои усилия на достижение поставленной цели.

Из процессуальных теорий наиболее известны: теория ожидания, теория подкрепления, теория справедливости и комплексная модель Портера-Лоулера. Согласно теории мотивации уравнение действенности имеет вид:

Действенность = f (Способность х Мотивация).

Теория ожидания акцентирует внимание на том, почему люди выбирают определенную линию поведения, и на объяснении такого выбора. Эта теория представлена работами американского философа и социолога В. Врума. Она исходит из предположения, что во многих ситуациях люди сознательно оценивают альтернативные линии поведения и выбирают ту, которая приводит, по их мнению, к нужным результатам. При этом мотивация складывается из трех сомножителей:

Прогнозируемый стимул к работе = Ожидания х Валентность х

х Инструментальность.

Ожидание (соотношение "затраты труда" - "результат") - это предполагаемая взаимосвязь между действиями (под которыми понимается сознательное поведение, контролируемое человеком) и результатами (под которыми понимаются будущие события, которые могут и не находиться под контролем человека, т.е. их появление носит вероятностный характер). Ожидание, как и вероятность варьируется от 0 до 1.

Валентность ("результат"-"вознаграждение") - это сила предпочтения человека в отношении данного результата. То есть вероятностный уровень желанности результата с точки зрения вознаграждения.

Инструментальность ("исполнение"-"результат") - предполагаемая взаимосвязь между двумя следствиями (между получением положительного результата работы и получением обещанного вознаграждения).

Теория ожидания имеет большое значение для научных работников, поскольку этот вид деятельности носит ярко выраженный поисковый характер.

Теория подкрепления базируется на принципе - можно изменить поведение путем подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных.

Теория справедливости предполагает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждение к затраченным усилиям и затем сравнивают его с вознаграждением других лиц, выполняющих аналогичную работу. Поэтому ценность одного и того же вознаграждения относительна. Она определяется чувством справедливости. Справедливое вознаграждение увеличивает интенсивность труда, а любые формы дискриминации существенно снижают ее.

Одна из лучших процессуальных моделей - комплексная модель Портера-Лоулера, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Модель Портера-Лоулера увязывает затраченные усилия с результатами работы путем внутреннего и внешнего вознаграждения. Успешная мотивация, следовательно, включает: прямую зависимость достигнутых результатов и эффективности работы от затраченных усилий, способностей и характерных особенностей работника, а также от сознания им...........

Тема 1. Введение в менеджмент………………………………………………. 3

Тема 2. Природа управления и исторические тенденции его развития……. 5

Тема 3. Организация как система управления……………………………... 10

Тема 4. Эффективность менеджмента……………………………………… 18

Раздел 2. Функции и методы менеджмента…………………………….. 21

Тема 5. Сущность и классификация функций менеджмента………………..21

Тема 6. Планирование и прогнозирование в системе менеджмента.……….22

Тема 7. Организация как функция менеджмента…………………….………28

Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте…………………..………..37

Тема 9. Координация и контроль в системе менеджмента………….……….44

Тема 10. Методы менеджмента……………………………………….……….48

Раздел 3. Разработка управленческого решения………………….………50

Тема 11. Сущность и виды управленческих решений………………………..50

Тема 12. Процесс принятия и реализации управленческих решений.……….54

Тема 13. Методы принятия управленческих решений………………………..58

Тема 14. Эффективность управленческих решений…………………………..61

Раздел 4. Управление организационными процессами…………………...61

Тема 15. Информационно-коммуникационное обеспечение менеджмента….61

Тема 16. Руководство: власть и лидерство……………………………………...70

Тема 17. Управление конфликтами в организации…………………………….77

Тема 18. Самоменеджмент и формирование имиджа руководителя………….81

Раздел 5. Управление персоналом…………………………………………….86

Тема 19. Управленческий персонал и его роль в системе управления ………..86

Тема 20. Подбор персонала. Система оценки персонала……………………… 88

Тема 21.Теория Х, Y, Z………………………………………………………….. 93

Примерные темы курсовых работ…………………………………………...96

Тесты текущего контроля…………………………………………………….98

Бурхиева Т.Ц.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Тема 1. Введение в менеджмент

Менеджмент является особой формой управленческой деятельности В общем виде управление предстает как определенный тип

взаимодействия, существующий между двумя элементами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в

позиции объекта управления.

Субъект управления (управляющая подсистема) направляет объекту управления (управляемой подсистеме) импульсы воздействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления.

Данные импульсы назовем управленческими командами. Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

В Оксфордском русско-английском словаре (1994 г.) слово

«управление» переводится на английский язык такими терминами, как management, administration, direction, которые рассматриваются как синонимы. Содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства,

направления или контроля; это искусство управления и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал.

Бурхиева Т.Ц.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента1 .

Принципы управления - основные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Они регламентируют реальную управленческую практику в любой организации. Они формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления. Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

Принципы управления целесообразно использовать:

1. при построении системы управления, при этом они выступают в качестве ограничительных условий создания определенной системы

(структуры) управления.

2. при оценке качества системы управления, т.е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления.

Функции менеджмента - виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. По содержанию методы бывают административными, экономическими и социально-

психологическими.

1 Герчикова И.Н. Менеджмент Учебник. - 2- е изд., перераб. и доп. биржи, ЮНИТИ, 1995. - с. 9

Бурхиева Т.Ц.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности,

или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке2 .

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы,

координация работы всех подразделений фирмы;

постоянный поиск и освоение новых рынков.

Искусство управления - способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. В

основе его лежат методология и принципы науки управления, которая, в

свою очередь, является дисциплиной периода интеграции наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории информации,

кибернетики, экономики и реагирует на изменения основных концепций политической жизни общества. Одновременно искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики,

философии, права, а также методы воздействия на алчность и социум различных религиозных конфессий.

Тема 2. Природа управления и исторические тенденции его развития

В процессе эволюции сложилось несколько школ менеджмента,

которыми были разработаны концепции управления:

2 Герчикова И.Н. Менеджмент Учебник. - 2- е изд., перераб. и доп. биржи, ЮНИТИ, 1995. - с. 19

Бурхиева Т.Ц.

1. Школа научного управления (1885 – 1920 гг.). Представители этой школы полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ,

можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Это давало руководству возможность установить нормы производства,

которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то,

что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том,

что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом,

благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-

практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Классическая, или административная школа управления (1920-

1950 гг.). Представители этой школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической

Бурхиева Т.Ц.

школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно,

приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией.

структуры организации и управления работниками. А.Файоль разработал принципы управления в организации: 1) Разделение труда; 2) Полномочия и ответственность; 3) Дисциплина; 4) Единоначалие; 5) Единство направления; 6) Подчинённость личных интересов общим; 7) Вознаграждение персонам; 8)

Централизация; 9) Скалярная цепь; 10) Порядок; 11) Справедливость; 12)

Стабильность рабочего места персонала; 13) Инициатива; 14)

Корпоративный дух.

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.). Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.

Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, предполагает А.Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления,

а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать,

Бурхиева Т.Ц.

что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации

Школа поведенческих наук (1950 – по настоящее время).

Исследователи данной школы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Бихевиориский подход (бихивиоризм –

«поведение») стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главная идея состояла в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом.

Наука управления или количественный подход (1950 - по

настоящее время) сводится к применению количественных методов или же к исследованию операций. В отечественной литературе ему близко по смыслу понятие «экономико-математические методы». Становление школы

связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с

использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Бурхиева Т.Ц.

Таблица 1

Вклад различных направлений

Основной вклад

Представители

Школа научного управления (1880-1920 гг.)

Использование научного анализа для определения

У. Тейлор – основатель школы,

лучших способов выполнения задачи.

отец научного менеджмента

Отбор работников, лучше всего подходящих для

Фрэнк и Лилия Гилбрет, Г.Гантт,

выполнения задач, и обеспечение их обучения.

Г.Эмерсон, Г.Форд, М.Кук

Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для

эффективного выполнения их задач.

Систематическое и правильное использование

материального стимулирования для повышения

производительности.

Отделение планирования и обдумывания от самой

Административная (классическая) школа управления (1920-1950 гг.)

Развитие принципов управления.

А.Файоль – основатель

Описание функций управления.

административной школы.

Систематизированный подход к управлению всей

Последователи: М.Вебер,

организации.

Л.Урвик, Дж.Муни, Л. Гьюлик,

Алфред Слоун, Г.Черч.

Школа человеческих отношений (неоклассическая) (1930-1950 гг.)

и школа поведенческих наук (бихевиористский подход) (1950 г. – по настоящее время)

1. Применение приемов управления межличностными

Школа человеческих отношений:

отношениями для повышения степени

Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергер,

удовлетворенности и производительности.

Дж.Пеннок, Х.Райт

2. Применение наук о человеческом поведении к

управлению и формированию организации таким

Школа поведенческих наук: Крис

образом, чтобы каждый работник мог быть полностью

Арджирис, Ренсис Лайкерт,

использован в соответствии с его потенциалом.

Дуглас МакГрегор и Фредерик

Герцберг, М.П.Фоллет,

Школа науки управления (количественный подход) (1950 г. – по настоящее время)

1. Углубление понимания сложных управленческих

Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир,

проблем благодаря разработке и применению моделей.

А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р.

2.Применение теории систем в управлении в конце 50-х

Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-

годов явилось важнейшим вкладом школы науки

управления.

В.С. Немчинов, Л.В. Канторович

3. Развитие количественных методов в помощь

и В.В. Новожилов.

руководителям, принимающим решения в сложных

ситуациях.

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ . К настоящему времени известны

четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие

теории и практики управления.

Бурхиева Т.Ц.

ПОДХОД С ПОЗИЦИЙ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ В

УПРАВЛЕНИИ заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов (см. выше).

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как процесс,

состоящий из непрерывной серии взаимосвязанных управленческих функций, таких как планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД рассматривает организацию как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели,

ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее. Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем,

благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. Так, системный подход к анализу проблемной ситуации позволяет выявить факторы и причины, приведшие к появлению проблемы в целом и ее составных частей.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. С

точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

Тема 3. Организация как система управления

Организацией является институционализированная группа лиц

(физических и юридических), взаимодействующих с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для достижения поставленных целей. В этом и состоит ее главная функция (задача), выполняя

Бурхиева Т.Ц.

Субъект экономических отношений, организованный на основе добровольного соглашения нескольких лиц или организаций.

Капитал АО формируется за счет выпуска и продажи выпущенных акций. Основанная цель корпорации — ведение хозяйственной деятельности, которая направлена на получение максимальной прибыли в интересах акционеров.

АО является юридическим лицом, капитал которого составляют взносы пайщиков-акционеров и учредителей. Акционеры не отвечают по обязательствам АО, благодаря чему их возможные потери ограничены лишь стоимостью, приобретенных ранее ценных бумаг.

Учредители корпорации несут ответственность за результативность работы компании в размере паевого взноса внесенного в уставной фонд. Главным органом управления является общее собрание акционеров. Организационная структура АО сложная, но членство вне зависимости от доли надежно.

Акция является финансовым документом, который подтверждает внесенный пай акционера в уставной капитал фирмы и дает ему право на:

  • получение части прибыли (дивиденда);
  • участие в управлении предприятием;
  • получение имущественной доли, если организация будет признана банкротом или ликвидирована.

Акционерные общества представлены двумя основными типами.

  • Открытые акционерные общества (ОАО).
  • Закрытые акционерные общества (ЗАО).

Такие структуры могут функционировать в любой сфере деятельности: промышленной, коммерческой, посреднической, банковской, страховой и т.д.

Акции акционерных обществ

По форме присвоения доходов акции акционерных обществ можно разделить на два вида:

  • простая;
  • привилегированная.

В первом случае держатели ценных бумаг имеют:

  • право голоса при проведении общих акционерных собраний (один голос=одной акции. Чем большим количеством ценных бумаг владеет акционер, тем весомее его голос при проведении собраний);
  • право на получение дивидендов (части прибыли) в суммовом эквиваленте, размер которых зависит от результата работы корпорации и больше ничем не гарантирован.

Акционерные общества могут самостоятельно распоряжаться своим капиталом благодаря тому, что акционеры не имеют права требовать от компании возвращения внесенной суммы денежных средств. Если компания не выплачивает дивиденды или вместо наличных денег владельцы ценных бумаг получают новые акции, акционеры не могут взыскивать деньги по суду или же объявить компанию банкротом. Каждый из акционеров — совладелец капитала АО. Каждый из них добровольно взял на себя ответственность за возможные риски, которые связаны с убытками предприятия или его банкротством. По решению собрания акционеров корпорация вправе распределить только часть прибыли, оставив нераспределенную долю в своем распоряжении.

Владельцы привилегированных акций не могут участвовать в голосовании во время проведения акционерных собраний, но данный тип ценных бумаг дает им право на получение гарантированного дохода, вне зависимости от того, каких результатов по итогам работы достигла компания. В случае банкротства компании владельцы привилегированных акций получают право первоочередной выплаты номинальной стоимости ценных бумаг.

Акционерные общества ведут учетную книгу (реестр) в котором в обязательном порядке фиксируются данные о держателях именных акций. Регистрация необходима не только при первом получении, но и при последующей перепродаже ценных бумаг. Это позволяет создать своеобразную страховку от скупки контрольного пакета акций (более 51% от всех выпущенных акций), людьми, чьи финансовые вложения имеют сомнительное происхождение. Акции на предъявителя допускаются в свободное обращение на фондовом рынке. При создании АО учредители заключают договор, в котором прописываются.

Разбираемся с акциями российских компаний

Обыкновенные и привилегированные акции компаний: что это такое и с чем едят

Сегодня вместо очередного еженедельного отчета решил опубликовать интересную статью, на написание которой потрачено очень много времени. Уже давно пора было посвятить целую статью, самому популярному инвестиционному инструменту в финансовом мире, — акциями. Инвестирование в обыкновенные и привилегированные акции, так же как и краткосрочные торговые операции с ними, становятся всё более популярнее в России.

Несмотря на то что российский фондовый рынок ещё сравнительно молод и испытывает массу проблем, связанных с пробелами в законодательстве и финансовой грамотности населения, определённый прогресс налицо. Я работаю с с 2013 года и в полной мере ощутил на себе специфику работы с инструментом. Начинающему инвестору полезную информацию приходится собирать, что называется, по крупицам. В этой статье я постараюсь рассказать о том, что должен знать начинающий и действующий акционер российских компаний. Вместе с этой статьёй рекомендую прочитать следующие посты блога:

Что такое акции и какие они бывают

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца на:

  • участие в управлении компанией;
  • получение доли от прибыли компании ();
  • часть имущества, оставшегося в случае ликвидации компании.

Эмиссия (т. е. выпуск) акций с последующим их размещением на рынке – один из эффективных способов привлечения инвестиций для развития компании. Он в выгодную сторону отличается от кредита, расчёт по которому строго обязателен. Акции же компания обязана выкупать с рынка лишь в редких и строго определённых случаях, а начисление дивидендов (т. е. премии) по акциям производится не всегда.

Компания, имеющая право эмиссии акций, называется акционерным обществом. Сумма номиналов всех акций, эмитированных акционерным обществом, равняется его уставному фонду. Соответственно, все держатели акций, или акционеры, представляют собой группу собственников акционерного общества. Из этого в общем случае следует, что чем большим пакетом акций владеет акционер, тем большими правами в управлении он обладает. Однако, не всё так просто и есть ряд тонкостей, которые не мешало бы знать.

  • обыкновенные;
  • привилегированные (их ещё называют «префы»).

Обыкновенные и привилегированные акции


Обыкновенные акции дают право голоса всегда, поэтому их называют голосующими. В зависимости от величины пакета, которым располагает акционер, реализуется это право по принципу «количество переходит в качество». Об этом чуть позже. Кроме того, обыкновенные акции дают (но не гарантируют) акционеру право на получение дивидендов. Право голоса реализуется путём участия в общем собрании акционеров компании. Наконец, в случае ликвидации акционерного общества, владельцы обыкновенных акций имеют право на получение части его имущества, оставшееся после расчётов с налоговыми органами и контрагентами. Дивиденды могут не выплачиваться в том случае, если соответствующее решение принято на общем собрании акционеров. Владельцы обыкновенных акций имеют приоритетное право на выкуп новой эмиссии до её размещения на рынке.

Привилегированные акции в общем случае являются не голосующими. Но если общее собрание акционеров приняло решение не выплачивать дивиденды по привилегированным акциям, они автоматически становятся голосующими, начиная со следующего общего собрания. Как только выплата дивидендов по привилегированным акциям возобновляется, они снова становятся не голосующими, начиная со следующего собрания.

Название «привилегированные» подразумевает приоритет выплаты их владельцам дивидендов и остаточных средств акционерного общества в случае его ликвидации. По российскому законодательству, доля «префов» не может превышать 25% от уставного капитала. В данном случае имеется в виду не рыночная стоимость акций, а номинальная, но об этом чуть позже.

Таким образом, после всех расчётов акционерного общества, связанных с налоговыми органами и контрагентами, производится начисление дивидендов по привилегированным акциям и только затем по обыкновенным акциям. По этой причине нередки ситуации, когда дивиденды по обыкновенным акциям не начисляются. Причины могут быть различными: финансовые проблемы, необходимость аккумулирования средств для развития компании или для поглощения другой и т. д.

Резюмируя вышеизложенное, можно отобразить различия между обыкновенными и привилегированными акциями в виде таблицы:

В свою очередь, привилегированные акции подразделяются на:

  • кумулятивные — невыплаченные дивиденды накапливаются для последующей выплаты;
  • некумулятивные – невыплаченные дивиденды в дальнейшем не компенсируются;
  • конвертируемые – могут быть обменены на обыкновенные акции в определённой пропорции;
  • неконвертируемые – не обмениваются на обыкновенные;
  • с долей участия – дают право на дополнительные дивиденды в случае, если дивиденды по обыкновенным акциям выше.

С точки зрения инвестора, сложно сказать, какие акции предпочтительнее: обыкновенные или привилегированные. Дивиденды привилегированных акций зафиксированы по сумме либо вычисляются из величины прибыли компании по определённой формуле. Некоторое время назад в российском законе об акционерных обществах была норма, по которой дивиденды «префов» не могли быть ниже, чем у «обычки». В нынешней редакции такой нормы нет, но она может присутствовать в уставе акционерного общества. Кроме того, с целью привлечения долгосрочных инвесторов некоторые крупные компании стараются поддерживать дивиденды «префов» на более высоком уровне. По логике, и их рыночная цена должна быть выше, как, например, на .

Фактически же в России обыкновенные акции в абсолютном большинстве случаев дороже «префов». Например, на графиках выше показаны рыночные стоимости обыкновенных (ао) и привилегированных (ап) акций Сбербанка. Зелёная линия - отношение стоимости ап к ао. Разобраться в причинах этого парадокса пытаются многие экономисты, но единого мнения нет. Одна из причин, вероятно, в том, что интересы владельцев «префов» относительно слабо защищены в силу их небольшой доли в общем объёме акций. Здесь уместно рассмотреть права акционеров в зависимости от размера пакета голосующих акций, которым они располагают.

Пакеты акций и их возможности

Пакетом называется количество акций, находящихся под единым контролем. Существуют следующие виды пакетов акций:

  • миноритарный (от 1% до 25%);
  • блокирующий (от 25%+1 акция до 50%);
  • контрольный (от 50%+1 акция).

Владельцы менее 1% акций называются розничными. Владение тем или иным пакетом акций наделяет акционера различными правами:

  • акционеры, имеющие менее 1% акций, не наделяются никакими правами, кроме права голосования на общем собрании акционеров;
  • 1% акций даёт право доступа к базе данных акционеров. Это может быть полезно для разработки стратегии скупки акций;
  • 2% акций позволяют акционеру предлагать кандидатуры в совет директоров компании и другие её контрольные органы, а также вносить вопросы в повестку дня общего собрания акционеров;
  • 10% акций позволяют созывать внеочередное собрание;
  • 20% акций, которыми владеет другая компания, делают акционерное общество зависимым;
  • 25%+1 акция составляют блокирующий пакет, т.е. позволяют блокировать решения общего собрания акционеров, требующие одобрения 75% голосов. Это, например, такие вопросы, как реорганизация и ликвидация акционерного общества, внесение изменений в его устав, изменение уставного капитала;
  • 50%+1 акция – контрольный пакет. Он позволяет единолично принимать решение по ряду стратегических вопросов. Например, об эмиссии ценных бумаг и о выплате дивидендов;
  • 75%+1 акция позволяют акционеру единолично принимать любые решения.

Владелец контрольного пакета акций обязан сделать публичное предложение (оферту) остальным акционерам о выкупе у них акций. Владелец более 95% акций принудительно выкупает акции у миноритарных акционеров. Благодаря этим качественным различиям, рыночная стоимость одной акции в составе, например, блокирующего или контрольного пакета может быть значительно выше, чем её розничная рыночная стоимость. Вообще же выделяют следующие виды стоимости акций:

  • номинальная – доля уставного капитала, приходящаяся на 1 акцию;
  • эмиссионная – стоимость акции при первичном размещении на рынке, обычно она выше номинальной на сумму, называемую эмиссионной выручкой;
  • рыночная – определяется на бирже как равновесие между спросом и предложением;
  • балансовая – результат деления чистых активов компании на число акций в обращении.

Если рыночная стоимость акции (или её курс) ниже балансовой, считается, что акция недооценена и следует ожидать роста её курса. Аналогично в случае переоценённости акции относительно её балансовой стоимости следует ждать снижения курса.

Как происходит эмиссия акций

Для того чтобы иметь право на эмиссию акций, организация должна быть зарегистрирована как акционерное общество. В России акционерное общество, размещающее свои акции на рынке и имеющее неограниченное число акционеров, называется публичным (ранее оно называлось открытым акционерным обществом). Эмиссия акций может проводиться с различными целями:

  • формирование уставного капитала акционерного общества;
  • преобразование в акционерное общество организации иной формы собственности;
  • увеличение уставного капитала акционерного общества;
  • привлечение инвестиций со стороны;
  • дробление ранее выпущенных акций.

Процесс эмиссии акций состоит из нескольких этапов:

  • принятие решения об эмиссии акций;
  • утверждение решения об эмиссии акций;
  • государственная регистрация выпуска акций;
  • размещение акций (их передача первичным владельцам);
  • государственная регистрация отчета об итогах эмиссии акций;
  • внесение изменений в устав компании.

Под выпуском акций понимается совокупность акций одного эмитента, предоставляющих их владельцам одинаковые права независимо от даты приобретения, одинаковые условия размещения, а также одинаковые реквизиты и характеристики. Обязательными являются следующие реквизиты:

  • наименование документа;
  • наименование компании и её юридический адрес;
  • номер документа;
  • номинальная стоимость акции;
  • размер уставного капитала предприятия;
  • вид акции (обыкновенная или привилегированная);
  • количество эмитированных акций;
  • данные о дивидендах;
  • данные о владельце;
  • печать и подпись предприятия-эмитента.

Вплоть до начала XXI века большую популярность имели акции на предъявителя. Их владельцы не вносились в реестр акционеров, а право собственности подтверждалось простым предъявлением сертификата. Однако, борьба с незаконным отмыванием средств привела к тому, что в настоящее время в большинстве стран акции на предъявителя не регистрируются. Для ранее выпущенных акций был установлен период, в течение которого они изымались из обращения и заменялись именными акциями. В России также допускается хождение только именных акций. Кроме того, утратила силу документарная форма акций. Акционер не имеет на руках сами акции как бумаги. Вместо них он имеет выписку из реестра акционеров.

Порядок купли-продажи акций

Российских компаний можно через интернет. В этом случае, прежде всего, нужно грамотно подобрать брокерскую компанию, имеющую доступ к биржевым торгам и лицензию ФСФР. Сейчас в рамках я работаю с , приобрести начальный пакет акций можно по ссылке ниже.
Купить акции онлайн
Купить акции
Затем с брокером заключается 2 договора:

  1. Об исполнении поручений клиента на куплю-продажу ценных бумаг;
  2. Оформление и учёт ценных бумаг клиента

После этого брокер открывает клиентский счёт для совершения торговых операций, а в депозитарии открывается счёт для учёта приобретаемых акций. Всё это делается, как правило, бесплатно, а комиссия взимается брокером с осуществлённых сделок. В дальнейшем остаётся только установить торговый терминал и приступить к торговле. После того, как акции были куплены через торговый терминал, все необходимые действия по оформлению права собственности на акции выполняет брокер.

Оформление сделки купли-продажи акций между физическими лицами – более трудоёмкий процесс. Он прописывается федеральным законом N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

  • Перед подписанием договора купли-продажи покупатель запрашивает у продавца выписку из реестра акционеров, подтверждающую право продавца на владение акциями
  • Подписывается договор купли-продажи. Типовой договор можно найти в интернете. В нем указывается наименование и количество акций, полное название эмитента продаваемых акций, их тип (обыкновенные или привилегированные), цена акции и общая сумма сделки.
  • После подписания договора право покупателя на приобретаемые акции регистрируется в реестре акционеров у реестродержателя. Только после этого право на владение акциями переходит к покупателю.
  • При внесении в реестр записи о переходе права собственности на акции, оформляется передаточное распоряжение, которое подписывает продавец.

Любой его участник вправе отчуждать свои акции без согласия остальных членов общества. ЗАО характеризуется тем что: акции распространяются только среди учредителей или заранее определенных лиц; общество не вправе открывать подписку на выпускаемые акции. Среди акций выпускаемых акционерным обществом наиболее...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Понятие акционерного общества

Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами. Существует ФЗ от 16 декабря 1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 6 апреля 2004 г.)

Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредительный документ акционерного общества – устав.

Уставный капитал АО равен номинальной стоимости приобретенных акционерами акций.

Минимальный уставный капитал должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации.

Увеличение уставного капитала возможно путем увеличения номинальной стоимости акций (решение принимается общим собранием акционеров) или путем размещения дополнительных акций (решение принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом), если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение). Уставный капитал может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращением их общего количества.

Акционерное общество имеет право на выпуск и размещение двух видов акций: обыкновенные и привилегированные. Обыкновенная акция дает право голоса на общем собрании акционеров, право на получение заранее не установленного дивиденда из чистой прибыли общества за текущий год и право на получение части имущества общества при его ликвидации. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества – одинаковая. Привилегированная акция права голоса на общем собрании не дает, но дает право на получение фиксированного дивиденда.

Органы управления АО – общее собрание акционеров и совет директоров (наблюдательный совет), создаваемый только в случае, если в обществе состоят более 50 участников. Исполнительные органы АО – единоличный руководитель или коллегиальный орган (правление) либо оба органа вместе.

Виды акционерных обществ: открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО).

ОАО характеризуется возможностью:

1) его участников отчуждать свои акции без согласия других акционеров;

2) общества производить открытую подписку на выпускаемые им акции;

3) общества проводить свободную продажу акций. Открытое акционерное общество обязано ежегодно опубликовывать годовую отчетность и бухгалтерский баланс. Любой его участник вправе отчуждать свои акции без согласия остальных членов общества.

ЗАО характеризуется тем, что:

  1. акции распространяются только среди учредителей или заранее определенных лиц;
  2. общество не вправе открывать подписку на выпускаемые акции.

В случае продажи акций закрытого акционерного общества преимущественное право на их покупку имеют члены общества. Количество учредителей ЗАО не может превышать 50, в обратном случае оно преобразуется в открытое или ликвидируется. Минимальный уставный капитал закрытого акционерного общества – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества

2.Акции и их виды

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после ликвидации общества.

В зависимости от стадии выпуска акций в обращение и их оплаты различают следующие виды акций: объявленные, размещенные, полностью оплаченные. Среди акций, выпускаемых акционерным обществом, наиболее распространенными являются обыкновенные и привилегированные акции.

Владелец привилегированных акций имеет право на приоритетное получение дохода по сравнению с лицами, обладающими обыкновенными акциями. Как правило, владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на собрании акционеров.

В большинстве государств оговаривается предельный процент привилегированных акций в общем объеме эмиссии долевых ценных бумаг.

Так, по российскому законодательству запрещено выпускать привилегированные акции на сумму, по номинальной стоимости превышающую 25 % уставного капитала.

Привилегированные акции могут выпускаться различных типов, основными из которых являются:

  • кумулятивные – предполагают, что если в силу тяжелого финансового положения или других факторов дивиденды не выплачены в текущем году, то они накапливаются. Как правило, срок накопления дивидендов не превышает 3 лет;
  • некумулятивные – это акции, по которым в случае невыплаты дивидендов за текущий год их накопление не производится;
  • с фиксированным дивидендом – при выпуске устанавливается размер дивиденда (в процентах), который остается неизменным в течение всего периода;
  • привилегированные акции «с участием» – акции с правом на получение дополнительного дивиденда. Выплачивается сперва и по обыкновенным и по привилегированным акциям одинаковая сумма, а потом в случае, если остались еще финансовые ресурсы, доплачивают владельцам привилегированных бумаг;
  • с корректируемой ставкой дивиденда;
  • с аукционной ставкой дивиденда.

Гораздо более распространены обыкновенные акции. Владелец обыкновенной акции имеет:

  • право участвовать в управлении АО через голосование на собрании акционеров;
  • право на получение дивиденда (после выплаты дивидендов по привилегированным акциям);
  • возможность быстро нарастить вложенный капитал, увеличение которого идет за счет двух факторов: начисления дивидендов и роста курса акции;
  • возможность достаточно легко продать или купить дополнительные акции;
  • право на получение части имущества АО при его ликвидации.

Могут встречаться некоторые разновидности обыкновенных акций с ограниченным набором прав:

  • неголосующие акции не дают владельцам права голоса на собрании;
  • подчиненные акции дают право голоса в меньшей степени, чем обыкновенные акции другого типа;
  • акции с ограниченным правом голоса дают владельцу право голоса только при наличии у него определенного числа акций.

В России выпуск обыкновенных акций с ограниченным правом голоса фактически запрещен, поскольку законодательство предусматривает, что владельцы обыкновенных акций имеют равные права.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18595. Применение затратного подхода к оценке бизнеса выступает открытое акционерное общество «Костанай ТЯЖ-БЕТОН XXI» 123.86 KB
Анализ структуры собственного капитала на предприятии. Пути повышения эффективности использования собственного капитала. Финансовые механизмы управления формирование операционной прибыли как фактор роста собственного капитала предприятия. Основные направления оптимизации собственного капитала...
4637. Совершенствование технологического процесса диагностики грузовых автомобилей в предприятии Открытое акционерное общество «Управление технологического транспорта» в г. Нягань» 2 MB
В технологической части проведена разработка технологического процесса, произведен подбор необходимого диагностического оборудования, определена годовая трудоемкость работ на участке, произведен расчет площади данного участка, определено расположение участка на территории РММ ОАО «УТТ» и разработано планировочное решение участка диагностики.
11841. Понятие акционерного общества. Акции и их виды 17.02 KB
Члены общества акционеры не отвечают по обязательствам компании и несут риск убытков связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Уставный капитал равен номинальной стоимости акций приобретенных акционерами. Увеличение уставного капитала возможно путем увеличения номинальной стоимости акций решение принимается общим собранием акционеров или путем размещения дополнительных акций решение принятое общим собранием акционеров или советом директоров наблюдательным советом если в соответствии с уставом...
19863. Природоохранные акции 19.1 KB
Разработать пример природоохранной акции в дошкольном образовательном учреждении тема по выбору студента для детей и родителей старшего дошкольного возраста. Цель и сущность экологического воспитания заключается в развитии у детей осознанно правильного отношения к объектам природы. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов последствия этого воздействия на природу и здоровья людей должны быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью развития у детей начальной позиции по этому вопросу. Акции – это социально...
18884. 9.63 MB
Проблема зависимости наблюдается и в Республике Саха (Якутия). Это выражается в том, что больше половины молодого населения имеют основные зависимости перечисленные выше. Решению данной проблемы способствует привлечение разных форм и методов работы: создание клубов по интересам, проведение flash mob. Свой вклад в развитие этого направления общественного движения вносит и социальная реклама.
20879. Общество и природа 106.88 KB
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия. Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
13059. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА 22.07 KB
Исследование общества в социальной философии и других социальных науках Изучение общества предполагает рассмотрение его как целостной внутренне дифференцированной системы различные части которой находятся во взаимодействии и органической взаимосвязи. Карл Ясперс исследуя зарождение рационального подхода в рассмотрении человеком общества и...
9322. Государство и общество 8.15 KB
Организованность общества зависит от сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Учет различных интересов упорядоченность деятельности людей участвующих в производстве обмене и потреблении материальных благ достигается с помощью различных структур общества и в первую очередь государства.
13412. Общество как социокультурная система 6.43 KB
Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека социальных групп функционирования и развития общества в целом. Таким образом можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов идей ценностей верований традиций норм и правил поведения посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. К первому относятся нормы и правила...
19150. Государство и гражданское общество 58.36 KB
Факторы влияющие на сферу бизнеса. Создание политико-правовых условий для развития бизнеса. Формирование некоммерческих или представительских организаций гражданского общества в сфере малого бизнеса. Большое влияние на межсекторное взаимодействие оказывают стереотипы восприятия партнеров: государство и бизнес для НКО - в первую очередь источник денег; НКО в свою очередь для государства и бизнеса - вечный проситель денег и т.