Влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ дополнительного. Формы и методы конкурентной борьбы Что даёт конкуренция

Реформирование системы образования привело к тому, что государство само стало способствовать развитию в сфере образования рыночной ситуации, конкуренции как на стороне производителей, так и на стороне потребителей образовательных услуг.

Понятие конкуренции юридически закреплено в Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которым она определяется как "состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров в данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю".

Конкуренция применительно к рынку образовательных услуг – соперничество между образовательными учреждениями, стремящимися к достижению одной и той же цели – подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, – за потребителей.

В связи с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, которая привела к резкому снижению количества абитуриентов, произошло усиление конкуренции на рынке образовательных услуг. В 2010 г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн чел. (110,5% к уровню 2009 г.), о среднем (полном) общем образовании – 0,7 млн чел. (88,7%). Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2010 г. сократился на 134,2 тыс. чел. (на 10,1%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 91,1 тыс. чел., или 15,0%). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 19,2 тыс. чел., или на 3,0%. Прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетов всех уровней в 2010 г. составил 519,1 тыс. чел. и сократился по сравнению с 2009 г. на 40,7 тыс. чел., или на 7,3%. Удельный вес принятых с полным возмещением стоимости обучения уменьшился на 1,3% и составил 56,6% от общего числа поступивших абитуриентов.

Таким образом, демографический спад значительно снизил конкурентоспособность негосударственных вузов.

Конкурентами на рынке образовательных услуг могут выступать:

  • государственные вузы;
  • негосударственные вузы, оказывающие аналогичные образовательные услуги;
  • организации и промышленные предприятия с развитой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • консалтинговые фирмы, организующие помимо консультационной деятельности учебные курсы.

Образовательные учреждения кроме образовательных услуг производят образовательные продукты, поэтому конкурентами могут выступать любые предприятия и организации, производящие аналогичные продукты.

В зависимости от типа потребителей и реализуемых образовательных услуг и продуктов можно выделить следующие типы конкурентов:

  • прямые – предлагают аналогичные образовательные услуги тем же группам потребителей (например, государственные и негосударственные вузы предлагают одинаковые образовательные программы абитуриентам);
  • товарные – предлагают одинаковые образовательные услуги разным потребителям (например, по одной и той же специальности осуществляется подготовка студентов очного и заочного отделений);
  • косвенные – предлагают разные образовательные услуги одним и тем же потребителям (например, помимо основной образовательной программы студенты могут получить еще дополнительное образование);
  • неявные – предлагают разные образовательные услуги разным потребителям (например, многие вузы осуществляют подготовку по различным образовательным программам, рассчитанным как на выпускников школ, так и на взрослую аудиторию).

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрено влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ дополнительного профессионального образования, а также представлена модель системы управления конкурентоспособностью,реализуемая Бизнес-школой УрФУ.
The paper considers the effect of competition on the market of educational services on the formation of the competitive advantages of additional professional education, as well as a model of competitiveness management, implemented by business school UrfU.
Ключевые слова: конкурентоспособность, дополнительное профессиональное образование, рынок труда, конкурентные преимущества,качество образовательных услуг.
Key words: competitiveness, further professional education, labor market, competitive advantages, the quality of educational services.

Переходный характер российской экономики затронул многие сферы, в том числе и сферу дополнительного профессионального образования (ДПО). Учреждения высшего и дополнительного профессионального образования были поставленыперед фактом: действовать в условиях рынка. При этом большинство этих организаций оказались к этому не готовы. Следует отметить, что система образования является одной из наиболее консервативных систем, трудно поддающихся реформированию. Причины этого различны.
Во-первых, система образования служит воспроизводству определенного образа мышления, менталитета, традиций и ценностей, а потомуявляется своего рода «хранилищем» и защитником этих ценностей, и уже в силу этого не может не быть консервативной.
Во-вторых, система образования в России до сих пор находится под сильнейшим государственным влиянием.
В-третьих, в России вообще, и в том числе в сфере образования еще не созданы условия для эффективной конкуренции. К факторам, тормозящим развитие конкуренции образовательных учрежденийможно отнести такие, как высокий уровень госрегулирования, низкую платежеспособность населения, низкий уровень мобильности населения и другие .

Как было сказано выше, конкуренция – это объективные отношения, возникающие между субъектами рынка в условиях ограниченности ресурсов. И, в первую очередь, в качестве ресурсов здесь следует рассматривать не столько материальные ресурсы,сколько сам рынок, т.е. группу людей, обладающих определенной потребностью. Конкурентная борьба ведется именно за этот ресурс, т.к. при его отсутствии все остальные ресурсы теряют смысл. И причина того, что конкуренция – динамичное и непрерывное явление, состоит в том, что хотя численность потребителей ограничена, их потребности, напротив, неограниченны. Цель хозяйствующих субъектов, пытающихся завоеватьрынок, - открыть новые потребности и предложить свое решение потребительской проблемы. В полной мере вышесказанное относится к объектам ДПО.

Конкурентная стратегия объекта ДПО есть логика его взаимодействия с рыночным окружением на фоне конкуренции, формирующая способы достижения поставленных целей путем удовлетворения потребностей заинтересованных сторон . Следовательно, объект ДПО припостроении конкурентной стратегии должен руководствоваться следующими принципами (рис.1):

Рис.1.9. Взаимодействие объекта ДПО с окружением на фоне конкуренции

Согласно рис.1, длительность и устойчивость конкурентных преимуществ объекта ДПО будет зависеть как от внешних факторов, так и от действий конкурентов. В этой связи реализация конкурентной стратегии объекта ДПО взначительной мере определяется развитием конкуренции на рынке образовательных услуг. Конкурентное преимущество объекта ДПО – это те отличительные компетенции, которые делают предоставляемые объектом ДПО услуги наименее предпочтительными для клиента. Отсюда и формирование конкурентных стратегий представляет собой процесс формирования и поддержания конкурентных...

Страница 2 из 2

Проблема образования и анализ ситуации на рынке образовательных услуг на сегодняшний день является очень важным и востребованным вопросом. В современном мире роль получения высшего образования и всех условий его достижения является главной и определяющей проблемой. В наше время во многих странах уделяется большое внимание и время анализу рынка образовательных услуг, изучаются его конкуренция, основные механизмы, структура, роль на рынке в целом и многое другое. И Россия не исключение.

Образование на сегодняшний день – это одна из наиболее динамичных и перспективно развивающихся отраслей экономики, а рынок образовательных услуг - один из наиболее высоких по темпам развития и роста. По определенным оценкам ежегодный прирост объемов спроса и предложения на образовательные услуги в сфере высшего образования и образования в наиболее быстро развивающихся странах достигает 10-15 %. Особенности развития сферы образования и сама сущность образования предопределяют тот факт, что рынок образовательных услуг имеет определенную специфику. Рынок образовательных услуг подвержен тем же силам, которые воздействуют на любой другой рынок, будь то рынок товаров или услуг. Именно рынок образовательных услуг сочетает в себе как рыночные, так и не рыночные механизмы функционирования. В этом заключается его специфика.

Основной элемент рыночной экономики и механизма существования и развития рынка -конкуренция. Если рассматривать рынок образовательных услуг, следует отметить, что он не является рынком совершенной конкуренции, поскольку не удовлетворяются и не выполняются важные условия чистой конкуренции, такие как: наличие стандартного характера продукции, доступность экономической информации, отсутствие контроля над ценами со стороны государства. Однако конкуренция на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования не является монополистической, как это происходит на всем рынке в целом. Здесь уместнее говорить об олигополии.

Наверное, главный пример конкуренции на рынке образовательных услуг являют Соединенные Штаты Америки. В США на этом рынке (образовательном) выстроена система очень хорошо, но она создавалась годами, и специалисты сумели найти оптимальный вариант развития этого сектора рынка так, что он теперь является эталоном, к чему многие страны мира стремятся и хотят достичь в ближайшие годы. В США большое количество университетов и достаточно высокая мобильность населения, эти факторы создают условия для обеспечения высокой доли конкуренции на рынке образовательных услуг, но, главное, это не является основными или главными условиями создания конкуренции, они только добавляют процент конкуренции в США. В Америке работают по принципу: не количество, а качество. Это означает, что не главное иметь большое количество желающих находиться в этом секторе рынка, а главное - понять механизм и составить некий план или систему, цепочку качества, т. е. от качества данной системы зависит многое.

Если рассматривать рынок образовательных услуг в России и, в частности, конкуренцию на рынке образовательных услуг, то можно заметить, что в нашей стране созданы планы развития рынка образовательных услуг в целом и различные программы по развитию и дальнейшему совершенствованию данного рынка. То же самое касается и конкуренции на рынке образовательных услуг. Несмотря на то, что наша страна уступает в данном аспекте ведущим странам: США, Германии, Великобритании, мы стараемся достичь как можно лучших показателей и результатов, пытаемся создать условия и оптимальные программы, чтобы хоть ненамного, но приблизиться к лидерам на данном рынке.

В каждом университете нашей страны и в каждом городе стараются создать оптимальные условия для честной конкуренции на рынке образовательных услуг. ВУЗы стараются в честной борьбе привлечь в свой университет как можно большее количество поступающих, создавая им условия для полноценного обучения в виде различных привилегий, льгот, повышенных стипендии и возможности обмена опытом с зарубежными странами и поездками в другие страны и ведущие университеты той или иной страны.

Проанализировав данную тему и данную проблему, можно сделать выводы о том, что на сегодняшний день конкуренция на рынке образовательных услуг в России происходит по определенным условиям и факторам, и мы стремимся достичь тех показателей и результатов, которые имеют Соединенные Штаты Америки. В США создана отменная система в данном секторе рынка. Конкуренция на рынке образовательных услуг США строилась не один год, но в США смогли составить и сформировать систему и комплекс мер, направленные на создание оптимальных условий развития конкуренции на рынке образовательных услуг. Начиная от системы приема студентов и заканчивая независимостью университетов. В других странах также стараются прийти именно к показателям США и ведущих стран мира не только в этом сегменте рынка, но и вообще, если рассматривать рынок со всех позиций и ступеней рынка, все хотят иметь такую систему конкуренции на рынке образовательных услуг.

Литература

  1. Тодосийчук А. В . 2011. Прогнозирование развития системы образования / Образование в документах. 334 с.
  2. Сон Т. А . Формирование рынка образовательных услуг (www.marketing.spb.ru). 214 с.
  3. См. Портер М. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Конкуренция. М.: Вильямс, 2006; Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007; Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс,. 2012. 270 с.