Воинский учет в организации в году. Воинский учет в организации

Вести воинский учет обязана каждая организация. Чтобы избежать штрафов, узнайте, кто подлежит воинскому учету, подготовьте необходимые документы и вовремя передайте сведения о сотрудниках в военкомат.

В статье:

Скачайте полезный документ:

Воинский учет в организации часто входит в зону ответственности кадровиков, которым поручают сбор, систематизацию и обновление сведений об исполнении сотрудниками военной обязанности. Работу ведут в двух направлениях - общий учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету

За непредставление сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, неоповещение сотрудника о вызове в военкомат и другие нарушения в сфере воинского учета (ВУ) законом предусмотрена административная ответственность (ст.21.1, 21.4, 21.2 КоАП РФ). Чтобы не было проблем во время очередной проверки, нужно четко знать, какие категории граждан подлежат воинскому учету, и своевременно составлять списки сотрудников, соответствующих установленным критериям.

Кого не вносят в списки

  • Работников-иностранцев не считают военнообязанными, поэтому в списки не вносят (ст. 1 закона №53-ФЗ от 28.03.1998г., ст. 15 закона №115-ФЗ от 25.07.2002г.).
  • Женщин, не имеющие военной специальности.
  • Проходящих военную службу в настоящее время.
  • Постоянно проживающих за пределами РФ.
  • Отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Генштабом Вооруженных Сил РФ утверждены Методические указания от 11.07.2017г. , где перечислены все категории персонала, подлежащие учету. К ним относятся:

  • Не зачисленные в запас мужчины призывного возраста (18-27 лет).
  • Мужчины, находящиеся в запасе и освобожденные от призыва.
  • nbsp; Мужчины старше 27 лет, не прошедшие службу в армии по причине отсрочки.
  • Все граждане, уволенные из армии или проходившие альтернативную службу.
  • Женщины, получившие военные специальности.
  • Специалисты, прошедшие обучение на военных кафедрах учебных заведений.

Важно! Учитывают все подходящие по критериям сотрудники, в том числе работающие дистанционно, неполный день или на условиях внешнего совместительства .

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, поручают отдельным работодателям по распоряжению Межведомственной комиссии ВС РФ, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Организация получает готовые перечни должностей и профессий или выписки из них. На основании полученных документов следует забронировать подходящих по требованиям сотрудников и заполнить бланки формы № 4 (выдают в военкомате). Как правило, речь идет о ценных специалистах, представителях редких профессий, высококвалифицированных руководителях. Забронированные граждане освобождаются от призыва на военные сборы и службу во время мобилизации.

Какие документы воинского учета ведет работодатель

Ведение воинского учета в организации требует оформления целого ряда документов - как для внутреннего пользования, так и для передачи в военкомат. Первым делом работодатель издает приказ об организации воинского учета. В «Системе Кадры» вы можете скачать заполненный образец

Документ составляют в свободной форме и относят к числу обязательных для любой организации.

Эксперты журнала «Кадровое дело» подробно расскажут, . Если ВУ будет вести сотрудник отдела кадров на условиях совместительства, не забудьте внести соответствующие изменения в трудовой договор, штатное расписание и табель учета рабочего времени.

Внимание! Чтобы узнать, относится ли соискатель к числу военнообязанных, посмотрите на 13-ю страницу внутреннего паспорта, где ставится соответствующий штамп.

Кроме того, на работодателя возлагается проведение разъяснительных мероприятий с сотрудниками, а также составление и ведение:

  • картотеки личных карточек (формы №Т-2, Т-2ГС) на всех работников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнала проверок состояния воинского учета;

Совет эксперта

Сведения, необходимые для оформления документов, выписывают из военных билетов и удостоверений, предъявляемых сотрудниками, или запрашивают в военкомате. Не забывайте военнообязанного или призывника, копировать все страницы военного билета, на которых есть записи, составлять расписки в приеме документов воинского учета и хранить корешки от них.

Как вести воинский учет в организации: пошаговая инструкция-2018

Вести воинский учет обязаны абсолютно все предприятия, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы. Вам поможет разобраться в тонкостях процесса и понять, с чего начинается организация воинского учета в организации, пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция: ведем воинский учет в организации

Шаг 1. Назначьте ответственное лицо. Это может быть как секретарь компании или сотрудник отдела кадров, так и основной работник или целое подразделение (военно-учетный стол), занимающееся исключительно ведением воинского учета. Эксперт «Системы Кадров» расскажут, как определить количество сотрудников, ведущих воинский учет в организации

Шаг 2. Определите, с какими категориями сотрудников будете работать. Ориентируйтесь на требования Методических рекомендаций, утв. генштабом ВС РФ 11.04.2017 года и Постановление правительства РФ №719 от 27.11.2006 года. Если на предприятии ведется не только общий учет, но и бронирование пребывающих в запасе граждан, дополнительно разработайте документы согласно приложениям к Инструкции, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования №664с от 3.02.2015г.

Шаг 3. Зарегистрируйте работодателя в местном военном комиссариате. Здесь же можно получить вводный инструктаж, методические указания, образцы документов и консультации по спорным или нетипичным случаям. Регистрация обособленных подразделений ведется по месту нахождения филиалов и представительств, а не головной организации.

Шаг 4. Подготовьте все необходимые документы : журналы, карточки, списки. Если есть возможность, автоматизируйте часть бумажной работы, используя специальные программы для формирования документооборота.

Освоить методы грамотного ведения документооборота вы можете в Школе Кадровика:

Шаг 5. Поддерживайте сведения воинского учета в актуальном состоянии . Не реже одного раза в год сверяйте данные личных карточек с документами, предоставленными сотрудниками или представителями военкомата, вносите необходимые изменения.

Шаг 6. Соблюдайте сроки подачи отчетности . Работодатель обязан предоставлять в военкомат или органы местного самоуправления сведения:

  • о сотрудниках мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет - возраст первоначальной постановки на воинский учет (ежегодно до 1 ноября);
  • о сотрудниках мужского пола в возрасте 15 и 16 лет (ежегодно в сентябре).
  • о трудоустройстве и увольнении сотрудников , подлежащих воинскому учету - в двухнедельный срок с даты события;
  • о сотрудниках, состоящих на ВУ - по запросу в двухнедельный срок.

Очень важно не ограничиваться исключительно бумажной работой, а проводить полноценную методическую подготовку персонала: разъяснять порядок мобилизации, вручать повестки, своевременно сообщать о вызовах в военкомат.

Проверки ведения ВУ проходят регулярно. Если в компании еще не ведется воинский учет, начните с организационных моментов: пройдите регистрацию в военкомате, назначьте ответственного сотрудника. Если учет ведется, не помешает аудит: сверьте данные и убедитесь, что отчитываетесь перед военкоматом в срок, а в отделе кадров или военно-учетном столе предприятия хранятся все необходимые документы.

Прямой обязанностью каждого работодателя в соответствии с требованиями российского законодательства является задача вести воинский учет в организации – пошаговая инструкция на 2019 год может хорошо помочь работникам кадрового отдела или самим предпринимателям. При этом необходимо помнить, что ведение воинского учета на предприятии имеет множество отдельных особенностей и нюансов, несоблюдение которых может повлечь за собой привлечение работодателя к ответственности.

Воинский учет в организации в 2019 году – основные требования и законодательное регулирование

Действующее законодательство РФ предполагает, что работодатель обязан обеспечивать ведение в своей организации воинского учета на предприятии в отношении сотрудников – и эта функция чаще всего возлагается именно на кадровый отдел организации. При этом законодательное регулирование данного вопроса является достаточно простым и однозначным. В частности, работодателю и самим сотрудникам стоит обратить внимание на положение следующих федеральных нормативов, которые посвящены правовому регулированию воинского учета в организациях:

  • Статья 65 ТК РФ. В Трудовом кодексе документы воинского учета являются обязательными к предъявлению при трудоустройстве для военнообязанных лиц. Без их наличия работодатель не вправе заключать трудовой договор.
  • ФЗ №53 от 28.03.1998. Этим Федеральным законом регламентируются общие принципы военной обязанности, воинского учета и военной либо альтернативной гражданской службы. Кроме этого, данный закон также вменяет в обязанность организаций ведение воинского учета – это касается как коммерческих, так и некоммерческих организаций, и как бюджетных так и внебюджетных учреждений.
  • ФЗ №31 от 26.02.1997. Данным законом на федеральном уровне рассматриваются вопросы, связанные непосредственно с мобилизационными процедурами. При этом требования означенного закона касаются не только сотрудников предприятий, но и транспортных средств, находящихся на их балансе и подлежащих мобилизации в случае необходимости.
  • Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006. Данное правительственное постановление регламентирует непосредственно порядок ведения воинского учета в организациях и устанавливает в своих нормативах соответствующее Положение о воинском учете, обязательное для исполнения субъектами хозяйствования.

Помимо вышеозначенных основополагающих нормативных актов, также воинский учет и альтернативная гражданская служба рассматриваются и в положениях отдельных распоряжений соответствующих органов, в первую очередь – Минобороны РФ. При этом работодателям в первую очередь будет полезно ознакомиться с методическими рекомендациями по ведению воинского учета, составленными Генштабом ВС РФ от 11.04.2008.

Кто подлежит воинскому учету на предприятии

Воинскому учету на предприятии подлежат не все сотрудники, соответственно и осуществлять проведение кадровых мероприятий данного характера необходимо лишь в отношении ограниченного перечня лиц. Согласно действующему законодательству, военный учет в организациях касается именно их военнообязанных сотрудников, к которым относятся:

Согласно вышеозначенному перечню требований, военному учету подлежат практически все лица мужского пола, однако женщины к ним относятся только в исключительных случаях. Соответственно, за нарушение требований по ведению воинского учета в отношении женщин, не предоставивших при трудоустройстве документы о наличии у них военно-учетной специальности, работодателя нельзя привлечь к ответственности – однако таковые сотрудницы могут быть уволены за нарушение порядка трудоустройства.

Законодательство определяет лишь одну категорию лиц мужского пола, в отношении которых нет необходимости ведения воинского учета без каких-либо дополнительных особенностей. К ней относятся лица, не имеющие российского гражданства. Таким образом, в отношении иностранцев и лиц без гражданства проводить мероприятия по воинскому учету нет необходимости.

Неопределенным в данном вопросе является статус несовершеннолетних работников – с одной стороны первичные документы военного учета такие граждане РФ мужского пола получают в 16 лет и обязаны предъявлять их работодателю при трудоустройстве, однако прямого требования вести относительно этих сотрудников мероприятия по военному учету в основных нормативных документах не предусматривается. Тем не менее, методические рекомендации предписывают работодателям подавать документацию в военкоматы обо всех работающих сотрудниках мужского пола в возрасте 15 и 16 лет, а также проверять оформление данными работниками всех необходимых документов воинского учета и уведомлять военкомат об их отсутствии.

Также следует помнить, что мужчины в зависимости от звания, снимаются с военного учета на предприятии и в целом по достижении ими предельного возраста для их звания. Он составляет 50 лет для рядового состава, 55 лет для младших офицеров, 60 лет для имеющих звание от майора до полковника и 65 лет для высшего офицерского состава. В отношении женщин предельный возраст воинского учета составляет 45 лет для рядового состава и 50 лет – для офицерского.

Не подлежат воинскому учету также ряд работников при наличии специализированных оснований. К ним относится – постоянное проживание за пределами РФ и наличие вида на жительство в ином государстве, наличие офицерского звания и нахождение в запасе разведки и ФСБ. Так как отбывание наказания в местах лишения свободы тоже часто предполагает возможность быть трудоустроенным сотрудником, в отношении данной категории граждан, если они работают, военный учет также не ведется.

Кто должен вести воинский учет в организациях – определение и количество ответственных лиц

Законодательство строго регламентирует порядок ведения воинского учета на предприятиях. Так, регламентируется количество ответственных за данную процедуру лиц в зависимости от общего размера штата организации. Предполагается использование следующих ограничений в данном вопросе и регламентирование применяемых процедур:

  • При штате до 500 сотрудников . В данной ситуации законодатель требует наличия как минимум одного работника, трудящегося на условиях и обеспечивающего ведение воинского учета в организации. При этом следует отметить, что привлечение специалистов по принципу не допускается – заниматься военным учетом на предприятии должен именно находящийся в штате специалист, однако он может быть и совместителем.
  • При штате от 500 до 2000 работников. Таковая ситуация предполагает наличие работника, который был бы занят именно деятельностью по ведению военного учета в организации на условиях полного рабочего дня в качестве своей основной занятости.
  • При штате от 2000 до 4000 сотрудников . В данном случае необходимо предусмотреть наличие двух сотрудников, занятых в режиме полного рабочего дня ведением воинского учета в качестве своего основного трудового занятия.
  • Если штат превышает 4000 сотрудников , то за каждые 3000 человек необходимо выделять еще одного работника кадрового отдела, ведущего военный учет.

Необходимо понимать, что данные цифры являются минимальными – работодатель вправе устанавливать и большее количество работников, на которых возлагались бы обязанности по ведению военного учета работников в 2019 году. При этом следует также отметить, что законодательство имеет и ряд дополнительных требований по отношению к занимающимся воинским учетом сотрудникам. Так, если военным учетом занимается более одного работника, работодатель обязан оформить в организации военно-учетный стол в качестве отдельного обособленного подразделения.

Вышеопределенное количество сотрудников в штате затрагивает общий штат предприятия, а не количество лиц, подлежащих военному учету, с чем следует считаться работодателям и сотрудникам кадровых отделов.

Следует также помнить, что работники, ведущие воинский учет на предприятии, относятся к особой категории трудящихся, в отношении которых действуют дополнительные нормативы правового регулирования. В частности, работодатель в обязательном порядке должен согласовывать кандидатуру каждого из таковых работников с местным военным комиссариатом. При отсутствии военкомата на территории населенного пункта, данное согласование проводится с местными органами исполнительной власти. Увольнение ведущих воинский учет в организации сотрудников в 2019 году также в обязательном порядке должно быть согласовано с военкоматом или местными властями, равно как их перевод в другие подразделения и иные кадровые действия.

Работодателю следует заблаговременно позаботиться о наличии заместителей для работников, которые осуществляют на предприятии военный учет, так как регламентированное количество лиц, ведущих воинский учет всегда должно быть не ниже установленного законодательно в любой промежуток времени. При этом передача всех дел и обязанностей заместителям должна сопровождаться также достаточно сложными процессуальными процедурами. Поэтому актуальным мероприятием будет заблаговременное установление большего количества лиц, ответственных за ведение воинского учета работников.

Должен ли ИП вести воинский учет

Вопросы того, обязательно ли ведение воинского учета для ИП, являются актуальными для многих индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации. Это связано с тем, что часто они становятся целью проверок контролирующих органов и их иногда могут пытаться привлечь к ответственности за несоблюдение требований военного учета. Однако данная практика опровергается как непосредственно нормативами о воинском учета на предприятиях, так и отдельно была рассмотрена Президиумом ВАС РФ в Постановлении №13798/08 от 28.04.2009, который постановил, что индивидуальный предприниматель не должен вести в организации воинский учет в принципе.

Таковые нормативы связаны с тем, что законодательство предписывает ведение воинского учета организациям и учреждениям. В то же самое время, индивидуальные предприниматели являются физическими лицами, хоть и работодателями. И, так как их нельзя отнести к организациям, они не должны производить означенные кадровые процедуры. Однако требовать документы воинского учета при трудоустройстве сотрудников они всё же обязаны.

Следует также отметить, что во избежание излишних конфликтов с проверяющими органами, у индивидуальных предпринимателей есть право вести воинский учет работников – это не является нарушением действующего законодательства. При этом следует также отметить, что к административной ответственности за нарушение требований и правил воинского учета на предприятии, индивидуального предпринимателя нельзя привлечь вовсе.

Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2019 году

Проще всего обеспечить ведение воинского учета в организации в 2019 году может помочь пошаговая инструкция для работодателей. Следует отметить, что порядок действий по данному вопросу является достаточно простым, однако может изменяться в зависимости от специфики отдельного предприятия. В общих случаях для ведения воинского учета в 2019 году можно использовать следующую пошаговую инструкцию:

Это – основной порядок действий по ведению воинского учета в организации. Однако также законодатель в отношении данной процедуры возлагает на работодателя дополнительные обязанности к которым можно отнести:

  • Ведение архивной документации. Работодатель должен проводить архивирование всех связанных с военным учетом документов работников, в том числе их личных карточек.
  • В случае обнаружения поддельных документов или недостоверной информации о работнике в вопросах воинского учета – работодатель обязан проинформировать о данном обстоятельстве военкомат.
  • Работодатель, если организация относится к категории имеющих значение для обороноспособности страны, должен также проводить бронирование работников на случай мобилизации – данная процедура позволит оставить необходимых для деятельности предприятия сотрудников на их рабочих местах.
  • По требованию сотрудника работодатель обязан предоставлять документы о проводимых в отношении него мероприятиях воинского учета.
  • О предстоящих военных сборах или мобилизационных процедурах, а также призыве, работодатель должен заблаговременно уведомлять подлежащих данным мероприятиям сотрудников.

Ответственность за нарушение требований воинского учета

Действующее российское законодательство предполагает возможность привлечения работодателя к ответственности за нарушение требований по ведению воинского учета. При этом сотрудники военкоматов или местной администрации вправе проводить проверки ведения воинского учета ежегодно для предприятий со штатом свыше 500 человек, и один раз в три года – для предприятий с меньшим количеством работников.

Проверке и возможному привлечению к ответственности подлежат все организации, в которых должен проводиться воинский учет, вне зависимости от числа работников. Исключение составляют организации, не имеющие трудовых взаимоотношений вовсе.

Непосредственно вопросы административной ответственности, связанные с воинским учетом в организации, рассматриваются положениями статей 21.1-21.7 КоАП РФ и предусматривают наложение штрафов, в зависимости от конкретного проступка в размере от 300 до 1000 рублей. Однако следует помнить, что данный штраф может применяться по отношению к каждому отдельному работнику и отдельному факту нарушения, поэтому в случае обнаружения нарушений требований законодательства, при большой численности сотрудников размер материальных потерь предприятия из-за неправильного ведения воинского учета может быть значительным.

Л юбая организация, независимо от формы собственности, обязана вести воинский учет. Об этом говорит п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако на практике компании либо не ведут воинский учет, либо соблюдают формальный учет, проверяя соответствующие документы лишь при приеме на работу. При этом не каждая компания знает о том, что военкоматом может быть проведена проверка правильности ведения воинского учета, а также начислены штрафные санкции. Подробнее об этом - в статье.

Какие документы проверяет военкомат

Перечень проверяемых документов установлен п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее - Методические рекомендации).

К документам, подлежащим проверке, относятся:

  • приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
  • план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Первым из названных документов является приказ об организации воинского учета (см. Пример 1). Многие компании не имеют подобного приказа. Отметим, что несмотря на то, что в Методических рекомендациях установлены требования к данному документу - как к его форме, так и к содержанию, компания может разработать собственную форму приказа.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Однако четких санкций за несогласование данного документа в законодательстве не установлено. Отметим, что отсутствие приказа может расцениваться как неведение воинского учета.

Еще одним требованием ведения воинского учета является заполнение карточки по форме № Т-2, куда заносятся соответствующие сведения. Форма № Т-2 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Однако в связи с изменениями с 2013 г. компания может разработать собственную форму.

К сведению

Свернуть Показать

С 01.01.2013 применение унифицированных форм Госкомстата РФ стало необязательным. Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Негосударственные организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов (в том числе формой № Т-2), разработанными ими самостоятельно (письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1).

Кроме того, необходимо составить план ведения воинского учета в организации (его форма есть в Методических рекомендациях, см. Пример 2).

Отметим, что проверке подлежит не только воинский учет, но и его организация в компании.

Пример 1

Свернуть Показать

Пример 2

Фрагмент плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования

Свернуть Показать

Проверка организации воинского учета

Ответственный сотрудник, осуществляющий воинский учет, должен выполнять следующие обязанности:

  • а) проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний;
  • б) заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
  • в) разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации; осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  • г) информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

При проверке воинской обязанности необходимо обращать внимание на то, кто подлежит учету (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Лица, подлежащие воинскому учету

Свернуть Показать

После того как вы определились, что работник подлежит воинскому учету, нужно понять, о чем организация обязана информировать военные комиссариаты.

Компания должна подавать:

  1. сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих либо обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  2. списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре - списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).

К сведению

Свернуть Показать

Включите в обязанности работника кадровой службы обязанности по ведению воинского учета. Данные обязанности целесообразно прописать в должностной инструкции и/или трудовом договоре.

Как оценивают качество ведения воинского учета

Проверка качества ведения учета осуществляется на основании приказа Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719» (далее - Приказ № 500).

Так, проверяющие оценивают:

  • организацию осуществления воинского учета в компаниях;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма № Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.

Организацию ведения учета могут оценить как «удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами требования, или как «неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Конечно, данные штрафы не столь значительны для больших компаний, однако наложение штрафа и судебные споры всегда негативно отражаются на деятельности организации. Поэтому лучше подготовиться к проверке военкомата заранее.

В заключение следует отметить, что проверки военкомата происходят не так часто. Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года (п. 3 приложения № 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом № 500). Однако подготовиться к такой проверке все-таки стоит заранее.

Минобороны России специально для специалистов по кадрам и руководителей организаций всех форм собственности выпустило новые методические рекомендации рекомендации по организации и ведению воинского учета трудоустроенных граждан РФ.

Что случилось?

Министерство обороны РФ утвердило и направило руководителям, другим должностным лицам органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обновленные Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Минобороны России 11.07.2017). Этот документ должен помочь кадровикам соблюдать требования по ведению воинского учета работников.

В соответствии с требованиями положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 а также ряда Федеральных законов все работодатели, за исключением индивидуальных предпринимателей, обязаны вести воинский учет своих работников. Этот процесс является достаточно трудоемким и вызывает много вопросов даже у опытных кадровиков. Именно для того, чтобы сократить такие вопросы Минобороны и выпускает свои методички.

Предыдущие Методические рекомендации , утвержденные еще в 2008 году, с момента появления новых утратили силу. В документе подробно изложен порядок и документы, которые должны вестись при воинском учете. Также предусмотрено обучение, специальный учет профессий и должностей, которые являются приоритетными в военное время (медицина, связь, картография). Определены требования об отражении в карточках работников их трудоустройства, взысканий или поощрений, переводов на другую работу, а также увольнения. Документ довольно объемный, он насчитывает 6 разделов и 20 приложений. Однако всем кадровикам желательно с ним ознакомиться, поскольку за нарушение порядка воинского учета работодателем предусмотрена ответственность.

Например, несвоевременная передача сотруднику адресованного ему извещения из военкоматов, грозит наложением штрафпо статье 21.2 КоАП РФ в размере от 500 до 1 000 рублей. Аналогичное наказание предусмотрено за отсутствие инструктажа новых работников о порядке мобилизационной подготовки, об ответственности за неисполнение требований закона, о требованиях к документам воинского учета.

Какой бы мирной деятельностью не занималась компания, она обязана вести воинский учет. В случае необходимости это позволит военачальникам быстро мобилизовать военнообязанное население на защиту государства. Неслучайно Методические рекомендации, как проводить воинский учет в организации, разработаны Генеральным штабом Вооруженных Сил страны. В невоенное время учетная система также помогает выявлять армейских «уклонистов», избегающих срочной службы.

Нормативные ориентиры

Поступая на работу, некоторые категории граждан обязаны предоставлять военный билет в отдел кадров. Согласно 65-й статье Трудового кодекса, данный документ предъявляется военнообязанными соискателями и лицами, подлежащими призыву в армию.

Положение о ведении воинского учета разработано и утверждено российским Правительством (Постановление № 719 от 27.11.2006). В нем, в частности, говорится, что за правильность организации учетной деятельности отвечает руководитель компании (п. 9). Также документом установлены нормативы, касающиеся количества штатных работников, отвечающих за воинский учет в организации. Следует обратить внимание, что они высчитываются не из общего числа сотрудников на предприятии, а из количества работников, поставленных на учет (п.10):

  • до 500 человек – достаточно 1-го сотрудника-совместителя;
  • от 500 до 2 000 человек – нужно высвободить 1-го работника, который бы занимался воинским учетом полный рабочий день;
  • от 2 000 до 4 000 человек – нужно высвободить 2-х работников на эти цели.

На более крупных предприятиях на каждые последующие 3 000 сотрудников необходимо выделять по 1-му дополнительному работнику, занимающемуся воинским учетом.

Среди регламентирующих источников следует упомянуть и вышеназванные Методические рекомендации Генштаба, утвержденные в прошлом году – 11.07.2017. Их положения во многом повторяют содержание Постановления Правительства № 719, но в них имеется и добавочная информация. Например, в документе более детально расписаны обязанности сотрудников, ведущих воинский учет.

Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2018

Данная учетная деятельность подразделяется на несколько этапов. Об особенностях каждой организационной стадии следует рассказать отдельно.

1-й этап – определение ответственных лиц

Кто в организации будет заниматься воинским учетом, определяется ее руководителем. Он вправе предусмотреть в штатном расписании специальные кадровые единицы, на которые будут приниматься работники для ведения учета.

Если руководство собирается высвободить для учетной деятельности кого-то из имеющихся сотрудников (например, на условиях совместительства или перевода), оно издает приказ – об организации воинского учета, где перечисляются работники, назначенные его вести.

Когда на предприятии не менее 2-х человек занимаются воинским учетом, их объединяют в особое подразделение – военно-учетный стол.

2-й этап – выявление сотрудников, подлежащих постановке на учет

Не всех работников предприятия надо ставить на воинский учет. Это необходимо в отношении следующих категорий сотрудников:

  • молодых мужчин призывного возраста (18-27 лет);
  • военнообязанных подчиненных (возраст значения не имеет).

К последней категории относятся сотрудники, пребывающие в запасе. В частности, статус военнообязанных имеют женщины, которые приобрели военно-учетную специальность (например, выучились на военного фельдшера), а также лица:

  • прошедшие альтернативную службу;
  • освобожденные от призыва на законных основаниях;
  • зачисленные в запас после увольнения с военной службы;
  • успешно окончившие обучение на военной кафедре, и т.д.

Полный перечень военнообязанных работников представлен в п.12 Методических рекомендаций Генштаба от 11.07.2017.

3-й этап – оформление личных карточек

Чтобы правильно вести воинский учет в организации, инструкция предписывает принять от работников определенные документы:

  • призывники представляют удостоверение, подтверждающее их статус;
  • военнообязанные предъявляют воинский билет.

На их основании ответственный сотрудник заводит на «учетных» работников личные карточки.

4-й этап – разработка и ведение учетной документации

Методические рекомендации Генштаба обязывают предприятия вести объемный пакет документов по воинскому учету. В частности, помимо личных карточек , организации нужно иметь:

  • план учетной работы;
  • журнал проверок;
  • шаблоны расписок о приеме воинских документов.

Весь список требуемой документации представлен в п.39 Рекомендаций.

5-й этап – регулярное выполнение мероприятий по воинскому учету работников

Данный этап охватывает комплекс различных мероприятий, которые входят в обязанности работников, ответственных за воинский учет. Они поименованы в нескольких пунктах Постановления Правительства № 719: 30, 31, 32. В обобщенном виде учетные мероприятия можно разделить на 3 вида:

  • по обеспечению правильной постановки на воинский учет;
  • по ведению личных карточек;
  • по актуализации сведений о работниках, поставленных на учет.

За нарушение требований по ведению воинского учета ответственное лицо может быть оштрафовано на 300-1000 рублей (ст. 21.1-21.4 КоАП).