Слайд 2
Западная Европа: чудом сохранившиеся манускрипты V - X веков
Слайд 3
КодексТак в средние века называли написанные на пергаменте манускрипты– в отличие от античных свитков и восковых дощечек они были многостраничными, как современные книги
Написанные на сделанном из кожи новорожденных ягнят пергаменте, нередко золотом и серебром, уникальные книги раннего средневековья стоили баснословно дорого
Слайд 4
ПЕРГАМЕНТ Для изготовления пергамента употреблялись шкуры животных.. Сначала их промывали, потом выдерживали в извести от трех до десяти дней, а затем натягивали на деревянные рамы Иногда на одну книгу уходило до 150 шкур животных
Слайд 5
СкрипторииСредневековые скриптории создавались при монастырях, кропотливую работу по созданию рукописных книг (манускриптов) выполняли монахи.
Слайд 6
Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари - красной краски (minium), которой было принято выделять начало текста. Инициалы в средневековых рукописях – настоящие произведения искусства.
Слайд 7
Кведлинбургская Италасамый ранний образец средневековой книжной миниатюры
Кведлинбургская Итала – роскошно иллюстрированная рукопись Ветхого Завета на латинском языке. Книга создана в начале V века, предположительно в Риме. Затем попала в Германию и была подарена Кведлинбургскому монастырю в X веке императором Оттоном I Это первый из известных латинских иллюстрированных Ветхих Заветов. К сожалению, от книги уцелело совсем немногое: шесть листов, сохранность которых оставляет желать лучшего
Слайд 8
Венская Книга БытияОна была создана в VI веке и по праву считается одним из шедевров мирового искусства. Это кодекс, выполненный с выдающимся мастерством на окрашенном пурпуром пергаменте.
Слайд 9
Святой Марк. Евангелие из Россано
Самыми примечательными книгами шестого века являются Евангелие из Россано и Евангелие Святого Августина Кентерберийского, которое по месту хранения часто называют Кембриджским Евангелием. С шестого века устойчивым элементом этого канона средневековых церковных книг становится портрет евангелиста (как правило, в сопровождении соответствующего символа). В кодексах из Россано и Кембриджа каждое евангелие предварялось портретом его автора, занимавшим отдельную страницу. До наших дней в Россанском кодексе сохранился святой Марк, в Кембриджском – святой Лука.
Слайд 10
Святой Лука, Кембриджское Евангелие
Канонические символы Четырех Евангелистов (тетраморф) святой Матфей –, крылатый человек (иногда принимается: ангел), святой Марк – лев; святой Лука –телец; святой Иоанн – орел.
Слайд 11
Евангелие из РоссаноБиблейские сюжеты:Христос и Пилат, смерть Иуды, Христос и Варрава
Слайд 12
Книга из Келлса(Ирландия, около 800 года)
Слайд 13
Книга из Келлса В самом старом университете Ирландии, колледже Святой Троицы, хранится Евангелие с иллюстрациями IX века. Его иногда называют самой красивой книгой в мире. Каждая страница его великолепно украшена замысловатыми узорами и мифическими животными. По разнообразию оформления каждой из 680 страниц книга не имеет себе равных, в 1950-х годах ее переплели в четыре отдельные тома. Причудливые иллюстрации, сделанные писцами и монахами монастыря Келлс, летописец XIII века назвал «нечеловеческой, ангельской работой».
Слайд 14
Евангелие Годескалька,VIII век(названо по имени мастера)
Листы знаменитого манускрипта, книги Годескалька, тонированы пурпурным цветом, а текст написан золотыми и серебряными буквами по пурпурному фону. Книга украшена шестью миниатюрами в размер страницы - изображениями четырех евангелистов, Христа и композицией «Источник жизни», которые находятся в самом начале книги.
Слайд 15
Миниатюры Евангелия Годескалька, конец восьмого века:Христос на троне Евангелист Лука
«Плакаты» - Плакат. Плакаты против наркомании – пропаганда здорового образа жизни. Виды плаката. В искусстве плаката ничего не пропадает. Требования к плакату. Плакаты заказывались проверенным мастерам на вечные советские темы. «Плакатом против Глобального потепления». Плакатом против глобального потепления (экологический плакат).
«Виды пластических искусств» - Витраж. Что такое ДПИ. Контрастный цвет придает предмету нарядность и яркость. Декоративно – прикладное искусство. Что означает слово «живопись». В своей работе скульптор использует объем и пластику. Монументальная живопись. В архитектуре применяется и декоративная отделка. Живопись. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках.
«Взаимосвязь видов искусства» - Однородные члены предложения в художественном тексте. Вода в бухте. Роль имени прилагательного в художественном тексте. Этапы работы с художественным текстом. Организация учебного процесса. Обращение к эмоциям ученика. Использование произведений искусства. Типы заданий. Взаимосвязь различных видов искусства.
«Виды и жанры искусства» - Творчество. Культура. Синтез искусств. Живопись. Художественная фотография. Художественное творчество. Гармония. Графика. Храм искусств. Вопросы и задания. Скульптура. Эстетика. Искусство можно трактовать очень узко. Архитектура. Искусство в узком смысле. Смысл бытия. Изобразительные искусства. Театр.
«Виды и жанры изобразительного искусства» - Е. Рындин. «Тишина». И.Репин «Портрет няни» (1878). Поликлет «Раненая амазонка». Ф. Марк «Синий конь» (1911). Э. Дега. «Голубые танцовщицы». Скульптура. А.Рябушкин “Московская улица XVII века в праздничный день”. (1901). Ван Гог «Натюрморт с розами и подсолнухами» (1889). К.Брюллов «Последний день Помпеи» (1830).
«Основные виды изобразительного искусства» - Скульптура малых форм. Декоративно-прикладное искусство. Монументальная скульптура. Образцы прикладной графики. Станковая графика. Скульптура. Фреска. Виды живописи. Станковая скульптура. Вид искусства. Архитектура. Живопись. Искусство является особым способом познания. Витраж. Виды графики. Графика.
Всего в теме 33 презентации
В презентации "Рождение книги" кратко рассказывается об этапах появления письменности и история появления книги как таковой. Возможно использование как в начальной, так и в средней школе не только на уроках ИЗО, но и на уроках окружающего мира.
Презентация "Конструкция книги" предназначена для ознакомления с такими элементами книги, как обложка, переплет, форзац, шмуцтитул и т. д. Эту презентацию можно использовать и для интерактивной доски (Smartboard), если импортировать ее в программу Notebook.
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
КНИЖНАЯ ГРАФИКА Рождение книги 1 Часть первая
В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались "живые письма" - гонцы. http://www.hi-edu.ru/e-books/HB/05-2.htm 2
У индейцев Южной Америки такая вещь называлась квипу (кипу) - узелковое письмо. 3 Предметное письмо
Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте. Пиктогра́фия (от лат. pictus - нарисованный и греч. γράφω - пишу) (рисуночное письмо) - этап развития письма: отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. 4 Пиктографическое письмо
Прошение индейских племён конгрессу Соединённых Штатов. (Фигуры животных (бобр, гусь, рыба, заяц и другие) выражают тотемы племен, объединенных союзом. Широкая полоса внизу - это отец Рек - Миссисипи, общая территория индейцев.) 5 Еще один образец пиктографического письма
6 Попробуйте расшифровать эту надпись!!
Клинописные таблички Месопотамии 7 Родиной письма является Древний Восток Самой древней считается письменность шумеров –жителей Передней Азии, возникшая 5 тыс. лет назад.
Свиток египетского папируса 8 Письменность Древнего Египта 14 лет была загадкой, пока в 19 веке француз Франсуа Шампольон не расшифровал иероглифы.
Рисунок на египетском паирусе. 1500 год до н. э. 9
Книги на пальмовых листьях из Древней Индии 10
Бамбуковая книга из Древнего Китая 11
Берестяные грамоты, найденные в процессе археологического изучения Новгорода, свидетельствуют о широком распространении грамотности среди различных слоев населения уже в ХI-XIV вв. 12 Новгородские берестяные грамоты
«Поклон от Семена к невестке моей. Если ты не помнишь, то имей в виду: у тебя солод был он хранится в подклете, и ты возьми пригоршню. Насчет муки не стесняйся, бери сколько нужно и испеки пирогов в меру. А мясо возьмешь в сеннике. Отдай рубль Игнату». XIV век. 13 Новгородские берестяные грамоты
« Цера с писалами » и обратная сторона церы Церы – это деревянные таблички с углублениями, которые заливались воском. Маленькие новгородцы писали свои упражнения не на бересте, а на воске. «Грамота мальчика Онфима » - упражнения в письме новгородского ребенка 14 Новгородские берестяные грамоты
Римская книга имела форму свитка, навернутого на палку с утолщенными концами 15 ДРЕВНИЙ РИМ
В Древнем Риме появился другой вид книги: полиптих. Это были скреплённые между собой деревянные дощечки-таблицы. покрытыё воском, на которых стилом процарапывались буквы. Эту книгу уже можно было листать. Хотя листов в ней было немного. 16 ДРЕВНИЙ РИМ
РОЖДЕНИЕ КНИГИ Сначала старинная рукопись - КОДЕКС использовалась для ведения бухгалтерии, но, с развитием пергамента в III веке н. э., постепенно начала вытеснять папирусы. Это происходило уже в христианском мире. Причин принятия КОДЕКСОВ как основного вида книг несколько: они экономичны, поскольку можно использовать обе стороны листа; их легко спрятать; они были удобны и доступны. Возможно, христианские авторы использовали КОДЕКСЫ нарочно, чтобы они не были похожи на языческие тексты, которые обычно писались в форме свитков. 17
КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА До изобретения и внедрения печатной машины почти все книги переписывались вручную, что делало книги дорогими и редкими. Первые книги переписывались в основном в монастырях, по одной за раз. Писали крупно, четко и красиво; в отделке заглавных букв доходили до необыкновенной роскоши. 18
19 Старинная гравюра. Монах-переписчик
Книга-кошель, кодекс, пергаментный свиток эпохи Средних веков КОДЕКС (лат.) - это книга из сшитых вместе листов, сложенных в тетрадь. 20
Мастера-переплетчики средневековья изобрели оригинальный переплет, который по своему внешнему виду напоминает кошель или конверт. Он прикреплялся к поясу, а для прочности закалывался красивой булавкой или брошью. Такие книги-кошели дошли до нашего времени в единичных экземплярах. Сейчас в мире их известно пять. Изображения книг-кошелей можно встретить на старинных гравюрах и картинах. 21
С XIII века основным писчим материалом стала бумага. Книг стало больше, они стали дешевле. Переписыванием книг стали заниматься не только в монастырях. В городах появились целые кварталы переписчиков, иллюминаторов (художники-иллюстраторы), переплетчиков, торговцев. Появились общественные библиотеки. Рогир ван дер Вейден. Мария Магдалина за книгой. Ранее 1438. 22
Рукописные книги 23
24 Страницы рукописных книг 13-14 вв.
25 Иоганн Гутенберг немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру.
Первый печатный станок В XV веке Иоганн Гутенберг создал печатную машину с металлическими наборными элементами, что сделало книги сравнительно доступными. 26
27 Первые печатные книги по оформлению былы похожи на рукописные.
Несмотря на рост масштабов книгопечатания в XV веке, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дороги. Многие годы, начиная с XV века, были потрачены на улучшение печатных машин. К середине XX века производство книг в Европе перешагнуло отметку 200 тыс. наименований в год. ВСЕГО, НА СЕГОДНЯ, СУЩЕСТВУЕТ ПРИМЕРНО 130 МИЛЛИОНОВ НАИМЕНОВАНИЙ КНИГ. 28
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
КНИЖНАЯ ГРАФИКА Конструкция книги 1 Часть вторая
КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ
КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ суперобложка бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку
КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ переплет Первоначально делали из дощечек, обтянутых кожей. В ыполняли из золота, серебра, украшали чеканкой, c канью, эмалью, жемчугом. Сейчас из ткани и картона. Предохраняет книгу. В X V III – XIX в. в. книга печаталась без переплёта, владелец потом заказывал его по своему желанию.
КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ форзац Сложенный пополам лист бумаги, который соединяет крышку переплета с книжным блоком.
КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ Для размещения главных сведений о книге. Рисунок, размещаемый на одном развороте с титульным листом на чётной полосе. фронтиспис титульный лист
КОНСТРУКЦИЯ КНИГИ шмуцтитул (Schmutztitel - грязный титульный лист) - добавочный титул в старопечатных книгах, помещенный перед титульным листом для предохранения его от загрязнения и порчи. Современный шмуцтитул предваряет часть, главу издания.
суперобложка форзац титульный лист фронтиспис шмуцтитул Задание: соедините картинку с определением
суперобложка форзац титульный лист фронтиспис шмуцтитул Бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку Выполнен из ткани и картона. Предохраняет книгу. Сложенный пополам лист бумаги, который соединяет крышку переплета с книжным блоком. Добавочный титул в старопечатных книгах, помещенный перед титульным листом для предохранения его от загрязнения и порчи. Современный шмуцтитул предваряет часть, главу книги. Для размещения главных сведений о книге. Рисунок, размещаемый на одном развороте с титульным листом на чётной полосе. переплет Задание: соедините термин и объяснение