Спасательный буксир николай чикер. Спасательное буксирное судно «Николай Чикер


Как безопасно отбуксировать в гавань нефтеналивной танкер или сухогруз водоизмещением 100 тысяч тонн и более, если он не может двигаться по техническим причинам?
При столкновении такое грузовое судно может нанести очень большой ущерб. Даже не каждому буксиру это по плечу.

Поэтому для этого нужен один из самых мощных морских буксиров в мире «Фотий Крылов». Его цель спасение кораблей и судов, у которых возникли серьезные неполадки в судовой установке или буксировка крупнотоннажных судов, находящихся далеко в море, так как высота волн не позволяет его собратьям - портовым буксирам сделать это.

Самое большое в мире буксирное судно, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса, «Фотий Крылов» относится к специальным океанским судам, и было построено на верфи «Rauma», Финляндия в 1989 году. по заказу Военно-морского флота СССР в 1989 году. Свое название получил в честь знаменитого контр-адмирала Фотия Ивановича Крылова.
Тактико-технические характеристики тип «Фотий Крылов»
Водоизмещение: т 7000
Длина, м: 99
Ширина, м: 19,5
Скорость, узлов: 19,5
Экипаж, чел.: 50
Вертолеты: 1

После нескольких незаконных перепродаж, буксир исчез из поля зрения российских властей. Долгое время под греческим флагом участвовал в спасательных операциях в водах Атлантического океана. Лишь в 2003 году после долгих поисков и громких судебных разбирательств самый мощный буксир мира вновь стал на охрану морского пространства в составе Тихоокеанского флота.
Одни корабли и суда обладают невероятной мощностью, другие - удивительной точностью. У морского буксира «Фотий Крылов» есть и то и другое. Он использует свою мощность и феноменальную маневренность. Винто-рулевые колонки специального судна демонстрируют удивительные возможности. Морские буксиры закрепляются к буксируемому судну при помощи каната. Он толще руки и сделан из материала под названием стиллайдер.
Морской буксир «Фотий Крылов» создает огромное тяговое усилие. Движение обеспечивают не только дизельные двигатели. Каждый трехметровый винт помещен в разомкнутый цилиндр, что осуществляет направленность действия и создает количество производимой тяги. Это означает, что на морской буксир воздействует и тяговое и вращающее усилие.
Именно сила тяги буквально «вгрызается» в воду, поэтому его мощность столь велика. Мощность определяется швартовыми испытаниями. Буксир «Фотий Крылов» показал 250 тонн. Это рекорд среди буксиров.
Все тяговое усилие отображается на мониторах ходового мостика. Управляется двумя простыми джойстиками. Масса буксируемого судна имеет огромную инерционную силу, поэтому морским буксирам необходимо достаточно мощности, чтобы ее контролировать.

За свою верную морскую службу морской буксир «Фотий Крылов» принадлежал нескольким компаниям и носил различные имена «TSAVLIRIS GIANT» с 1992 по 1995 годы, когда принадлежал греческой компании «Tsavliris Salvage International»; с 2003 принадлежит акционерному обществу «Sovfracht» и находится во Владивостоке, но к сожалению, с 2005 года неподвижный, так как проходит техническое обслуживание.

В качестве спасательного судна буксир «Фотий Крылов» принимал участие в известных всему миру спасательных операциях, одним из них было спасение аварийного балкера у побережья ЮАР, предотвратив этим экологическую катастрофу.
Хотя назвать это судно просто буксиром, пусть и самым мощным в мире, язык не поворачивается. Это целый спасательный комплекс. Установленное на нём водолазное оборудование позволяет производить сложные глубоководные работы. Он оснащён барокамерой, гидрокостюмами, подводными телекамерами, средствами для размывки грунта, подводной сварки и резки, металлоискателями.

Помимо всего судно способно подавать на терпящие бедствие корабли пламегасящую жидкость, с помощью собственных установок тушить пожары.
Вертолетная площадка поддерживает всепогодную 24-часовую операцию вертолета с дозаправкой. Полностью оборудованная операционная и три больничных палаты

Самые большие морские буксиры «Фотий Крылов» и «Николай Чикер» таскают и толкают большие корабли. Нефтяным танкерам, сухогрузам или контейнеровозам в море достаточно места, но зайти в гавань самостоятельно они не могут. Да в этом и нет необходимости, иначе морские буксиры останутся без работы.

В настоящее время легендарный буксир «Фотий Крылов» находится в доке номер три «Дальзавода». Там проводятся ремонтные работы и сервисное обслуживание буксира. Осуществлена покраска подводной и наружной части корпуса, проведена замена якорных цепей, ведутся исследования состояния рулевого аппарата.

Несколько лет назад Северодвинск покинул авианосец индийских военно-морских сил «Vikramaditya». Изначально это был авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков», но после модернизации, которую провели на северодвинском предприятии Севмаш корабль превратился в авианосец. С того времени у меня осталось очень много фотографий, и только сейчас начал их разбирать.

Летом 2013 года авианосцу «Викрамадитья» предстояло пройти второй этап ходовых испытаний в Белом и Баренцевом море. Планировалось выведение энергетической установки на максимальную скорость, лётные испытания и многое другое. Но для того, чтобы приступить ко всем испытаниям, необходимо оказаться в море, и как раз это для такого корабля не просто.

2.

Своими силами кораблю не выйти из узкой акватории северодвинских предприятий, поэтому ему на помощь пришёл из Североморска морской буксир «Николай Чикер» — самый большой в мире буксир, который за свои размеры занесён в книгу рекордов Гиннеса.

Одни корабли и суда обладают невероятной мощностью, другие — удивительной точностью. У морского буксира «Николай Чикер» есть и то, и другое. Благодаря своей мощи и феноменальной маневренности корабль в считанные минуты развернул авианосец на 180 градусов. В этом ему помогла буксирная флотилия предприятий «Звёздочка» и Севмаш.

4.

Морской буксир Северного флота «Николай Чикер» относится к специальным океанским судам и был построен на финской судоверфи «Rauma» в 1989 году. Ранее в этом же году был построен такой же буксир для Тихоокеанского флота — «Фотий Крылов».

Как можно увидеть на фото, операция была настолько сложная, что иногда самому буксиру требовалась помощь буксиров. На снимке ниже момент разворота корабля в сторону северодвинского канала.

5.

Кто-то подумает, что канал- это искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды, то есть узкая полоска воды и по бокам каменно-кирпичные стенки, но северодвинский канал- нечто совершенно другое.

В Белом море больших глубин практически нет, а в районе Северодвинска совсем тухло — одно мелководье. Поэтому от северодвинских предприятий с помощью дноуглубительного судна прорыт канал, идущий в сторону большой глубины. Но и здесь есть подводные камни. Авианосец огромен, а значит и его парусность высока. Без помощи буксиров его может «сдуть» на мель.

Во время вывода авианосца, вся группа буксиров во главе с «Николаем Чикером» проходила мимо двух атомных подводных лодок проекта 941 ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь». Это крупнейшие в мире субмарины. Одну из них, «Архангельск» (слева), в 2009 году буксир «Николай Чикер» привёл в Северодвинск из Нерпичьей губы (Мурманская область). Возможно, что Чикер помог и «Северстали», но точно не могу сказать.

8.

Совсем забыл сказать. Процесс фотографирования авианосца и его группы проводился с территории Беломорской военно-морской базы, а затем с патрульного катера. На фотографии ниже я на носу патрульного катера.

9.


10.


11.

Заранее извиняюсь за ошибки в тексте. Если увидите ерунду, напишите об этом в комментариях и я исправлю. Написал это всё в спешке за 20 минут.
12.

«Фотий Крылов» (СБ 135) - океанский спасательный буксир в составе Тихоокеанского флота ВМФ России. Назван в честь контр-адмирала Фотия Ивановича Крылова, начальника ЭПРОНа и Аварийно-спасательного управления ВМФ СССР в 1932-1943 годах. Изготовлен на финляндской верфи Холлминг Лтд вместе с пароходом-близнецом «Николай Чикер» по заказу ВМФ СССР, спущен на воду в 1989 году. По развиваемой тяговой мощности (291 тонна) занесён в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой и мощный буксир на Земле.


Способен транспортировать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн при 8-балльном волнении моря со скоростью 4 узла, что позволяет ему обслуживать суда всех типов в широком погодном диапазоне.

«Фотий Крылов» (проектное название СБ 135) был изготовлен на верфи Холлминг Лтд (ныне компания STX Europe) в финском городе Раума в 1989 году по заказу ВМФ СССР. Вместе с однотипным буксиром «Николай Чикер» (СБ 131) образует тип кораблей «Фотий Крылов». Постройка двух судов обошлась Советскому Союзу в 50 миллионов долларов. В 1993 году «Фотий Крылов» вместе с буксиром СБ 408 были сданы в аренду компании Интертаг ЛТД за 1 доллар и впоследствии несколько раз незаконно перепроданы. Последним обладателем судна стала греческая компания «Цавлирис» (Tsavliris), которая использовала его для выполнения спасательных работ в Атлантическом океане, при ней судно имело название «Tsavliris Giant» и ходило под флагом Азорских островов. После безуспешных попыток разыскать «Фотия Крылова» командование ВМФ обратилось в компанию Совфрахт, которая нашла судно. Потребовалось несколько судебных процессов, после которых судно было возвращено России и передано компании Совфрахт-Владивосток в 2003 году. На оформление документов и техническое обслуживание ушло несколько лет. В 2008 году «Фотий Крылов» вновь заступил на дежурство в составе Тихоокеанского флота России. С января по март 2009 года буксир в составе отряда кораблей во главе с большим противолодочным кораблём «Адмирал Виноградов» участвовал в патрулировании Аденского залива для защиты кораблей от пиратов. В июне 2010 года вместе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг», флагманом Тихоокеанского флота, и танкером «Борис Бутома» совершил дружественный визит в американский порт Сан-Франциско.
Корабль оснащён целым комплексом, предназначенным для выполнения спасательных работ. На носовой части судна расположена вертолётная площадка, способная принимать вертолёты с пострадавшими 24 часа в сутки и производить их дозаправку. Для выполнения подводных работ на судне имеются барокамера, водолазное снаряжение, подводные камеры, устройства для размывки грунта, сварки и резки металла под водой, металлоискатели. «Фотий Крылов» оборудован устройствами для тушения пожара на других судах с помощью пламегасящей жидкости. Медицинская служба представлена операционной и тремя больничными палатами. Мостик судна оборудован тремя пультами управления, что позволяет управлять им при необходимости с правого и левого бортов или с кормы.



Спасательный буксир "Фотий Крылов" и БПК "Адмирал Виноградов"
Время съемки: 15 февраля 2012



Буксир - спасатель "Фотий Крылов"
Время съёмки: 13 июня 2011

Как безопасно отбуксировать в гавань нефтеналивной танкер или сухогруз водоизмещением 100 тысяч тонн и более, если он не может двигаться по техническим причинам.

При столкновении такое грузовое судно может нанести очень большой ущерб. Даже не каждому буксиру это по плечу. Поэтому для этого нужен один из самых мощных морских буксиров в мире «FOTIY KRYLOV » (« Фотий Крылов» ). Его цель спасение кораблей и судов, у которых возникли серьезные неполадки в судовой установке или буксировка крупнотоннажных судов, находящихся далеко в море, так как высота волн не позволяет его собратьям - портовым буксирам сделать это.

Морской буксир « FOTIY KRYLOV » относится к специальным океанским судам, и был построен на верфи « », Финляндия в 1989 году. Такое уникальное судно не одно в мире, годом ранее был построен « NIKOLAY CHIKER ».

Одни и суда обладают невероятной мощностью, другие - удивительной точностью. У морского буксира «FOTIY KRYLOV » есть и то и другое. Он использует свою мощность и феноменальную маневренность. Винто-рулевые колонки специального судна демонстрируют удивительные возможности. Морские буксиры закрепляются к буксируемому судну при помощи каната. Он толще руки и сделан из материала под названием стиллайдер.

Морской буксир «FOTIY KRYLOV » создает огромное тяговое усилие. Движение обеспечивают не только дизельные двигатели. Каждый трехметровый винт помещен в разомкнутый цилиндр, что осуществляет направленность действия и создает количество производимой тяги. Это означает, что на морской буксир воздействует и тяговое и вращающее усилие. Именно сила тяги буквально «вгрызается» в воду, поэтому его мощность столь велика. Мощность определяется швартовыми испытаниями. Буксир «FOTIY KRYLOV » показал 250 тонн. Это рекорд среди буксиров .

самый большой буксир в мире в действии

морской буксир «FOTIY KRYLOV»

морской буксир «NIKOLAY CHIKER»

буксировка авианосца «Адмирал Кузнецов»

буксир «FOTIY KRYLOV» в порту

Все тяговое усилие отображается на мониторах ходового мостика. Управляется двумя простыми джойстиками. Масса буксируемого судна имеет огромную инерционную силу, поэтому морским буксирам необходимо достаточно мощности, чтобы ее контролировать.

За свою верную морскую службу морской буксир «FOTIY KRYLOV » принадлежал нескольким компаниям и носил различные имена «TSAVLIRIS GIANT » с 1992 по 1995 годы, когда принадлежал греческой «Tsavliris Salvage International »; с 2003 принадлежит акционерному обществу «Sovfracht » и находится во Владивостоке, но к сожалению, с 2005 года неподвижный, так как проходит техническое обслуживание.

Николай Петрович родился 9 августа 1910 года на станции Сиверская Гатчинского района Ленинградской области в семье фельд­шера. Русский. Отец – Пётр Иванович Чикер (1875 – 1954) до 1902 года служил солдатом. С 1902 года безвыездно проживал на станции Сиверская (улица Федоровская, дом 20) до выхода на пенсию по старости. Работал фельдшером на железнодорожной станции, в волостном исполкоме, в совхозе, в детских садах и школе. Мать – Зинаида Васильевна Чикер (урождённая Ананьева) (1889 – 1936). Русская. Домохозяйка.

Годы учёбы

Николай Петрович в 1929 году закончил 9 классов Сиверской школы-колонии, где одновременно изучал токарное и слесарное мастерство. В 1930 – 1931 годах обучался на вечернем Рабфаке при Ле­нинградском институте путей сообщения (ЛИИПС).
По окончании Раб­фака поступил в 1931 году на I курс ЛИИПС. С 1932-го учебного года перевёлся на вечернее отделение Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ). В 1935 году в связи с окон­чанием теоретического курса вечернего отделения ЛКИ переведён на дневное отделение, зачислен на стипендию. В январе 1936 года успешно защитил диплом с оценкой «отлично» и был выпущен из ЛКИ с присвоением квалификации инженера-кораблестроителя.

Начало трудовой деятельности

Самостоятельную трудовую жизнь начал с 1929 года. В 1929 и 1930 годах работал грузчиком в артели «Север» в Ленинграде. Затем по разна­рядке биржи труда был направлен на работу слесарем, а затем то­карем в Ленинградский Институт Металлов, где проработал до 1931 года. По окончании Рабфака в 1931 году поступил на работу на су­достроительный завод «Судомех» в Ленинграде, где работал до 1933 года заведующим планового бюро корпусного цеха, а в последу­ющем – заведующим столом заказов завода. В 1933 году переведён на судо­ремонтный завод треста «Ленводпуть» в Ленинграде, где работал до 1934 года начальником ППО. Затем перешёл на Балтийский завод в Ленинграде, где в качестве руководителя корпусной группы бюро нормирования производственного отдела проработал до середины 1935 года.
В ноябре 1931 года женился на Новиковой Надежде Андреевне 1912 года рождения, уроженке Ленинграда. С 1931 по 1934 год она училась в Ленинградском химико-технологическом институте на спецфаке. С рождением сына Юрия в 1934 году бросила учёбу. В различные периоды работала на заводах судостроительной промышленности в Ленинграде. В 1946 году закончила в Москве кур­сы иностранных языков. В 1949 – 1951 годах работала в ПСБ НИИ ACС ВМФ в Ленинграде – в должности техника. После этого не работала. Сын Николая Петровича – Юрий Николаевич Чикер – закончил ЛКИ. Рабо­тал в ЦНИИ им. А. Н. Крылова. Умер в 1975 году.

На службе в ЭПРОНе

Николай Петрович (по окончании ЛКИ) добровольно вступил в марте 1936 года в кадры ВМС с присвоением ему воинского звания ко­мандир РККФ категории 7-Т (с 1939 года – военинженер 3 ранга) и был нап­равлен для прохождения службы в Каспийскую экспедицию ЭПРОН в должности корабельного инженера – начальника технической части. Во второй половине 1938 года Николай Петрович Чикер проходит службу в этой же должности уже в Балтийской экспедиции ЭПРОН – до сентября 1939 года.
В период службы в ЭПРОНе Чикер успешно руководил выполнением ряда аварийно-спасательных и судоподъёмных работ. Подъём танке­ра «Советская Армения» в открытом море на траверзе города Махач-Кала в 1937 году; парохода «Пушкин» в открытом море в районе острова Обливной в 1938 году. В обоих случаях Николай Петрович был ко­мандиром спасательной группы-руководителем работ и автором про­ектов подъёма. Там же, на Каспии, под его руководством были выполнены работы по спасению (снятие с камней) ледокола «Молодец» в районе Махач-Калы (1936 год), танкера «Рабочий» в судоходном канале Махач-Калы (зима 1936 – 1937 годов), танкера «Луначарский» (зима 1936 – 1937 годов) и ряд других работ. Во время командировки на Северный Флот (в 1937 году) руководил переводом аварийного английского траулера из Мурманска в Норве­гию.

Уникальная операция – подъём транспорта «Челюскинец»

На Балтике Николай Петрович руководил подъёмом крейсера «Олег» (1938 – 1939 годы); снятием с камней разломившегося в результате шторма на две части транспорта «Челюскинец» (с грузом станков и металла общим весом 6132 тонны). Носовая часть транспорта была снята с банки Таллинамадал (Ревельстейн), а кормовая, оставшаяся на плаву и во время дрейфа по штормовому морю выброшенная на камни, была снята с банки Усмадалик (в 5 милях от Таллинамадал). Работы выполнялись в условиях жестокого шторма в открытом море. Для снятия с камней носовой части кроме разгрузки и заделки про­боин требовалось соорудить сборную древесно-металлическую пере­борку в трюме, способную выдержать удары 9-балльных волн. Николай Петрович был начальником и главным инженером (и автором проекта работ) экспедиции по спасению транспорта. Экспедиция вышла к месту катас­трофы на ледоколах «Трувор» и «Октябрь» 27 марта 1939 года.Для разгрузки тяжеловесов и доставки их в Ленинград в помощь экспедиции были даны плавбаза «Трефолев», транспорты «Пинега» и «Луга», па­роход «Диксон». Обе части транспорта «Челюскинец» были отбук­сированы в Кронштадт, где в доке на Морском заводе и были соединены. Транспорт после восстановления ещё много лет плавал в различных районах Мирового океана. Эта уникальная операция вызвала чувство восхищения не только у советских, но и иностранных специалистов. На Балтике Николай Петрович руководил также спасением подводной лодки М-90 с личным составом (в том же 1939 году).

Служба в АСУ во время войны

В сентябре 1939 года по рекомендации академика А. Н. Крылова (члена научно-технического совета ЭПРОНа) Николай Петрович без вступительных экзаменов был зачислен слушателем Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова, которую успешно закончил в декабре 1941 года. Диплом защитил на «отлично». Будучи слушателем акаде­мии, в октябре-ноябре по приказу Наркома ВМС был временно отозван из ВМА и руководил проводкой нескольких подводных лодок на понтонах и в до­ках по Волге из района Сталинграда до Астраханского рейда на Кас­пии.
С января 1942 года несколько месяцев Чикер служил в отделе плав­средств и гаваней ВМС в должности старшего корабельного инженера, а затем был переведён в АСУ ВМФ на должность начальника I отде­ления 2 отдела (аварийно-спасательных и судоподъёмных работ). С марта 1943-го по июль 1948-го Николай Петрович – начальник 2 отдела АСУ ВМФ.
Во время службы в АСУ ВМФ с середины 1942 года до конца Великой Отечественной войны в различные периоды, по заданиям начальника АСУ ВМФ, оказывал помощь АСС Черноморского Флота по аварийно-спасательному обеспе­чению десантных операций (Геленджик – Новоросийск, Чушка – Керчь, Тамань – Эльтиген), по подъёму затопленных боевых кораблей и судов: эсминца «Бдительный», танкера «Ваньян-Кутюрье» и трофейного 5000 тонного дока. По роду деятельности контролировал организацию аварийно-спаса­тельной службы и судоподъёма в период войны и в первые послевоен­ные годы на всех флотах и флотилиях. Также занимался обеспечением выполнения судоподъёмных работ на Каспийской Флотилии (подъём нефтеналивного флота на Астра­ханском рейде), ряда кораблей и судов на Балтике, на реке Кубань, Азовском море. После капитуляции Румынии и Болгарии по прика­зу Наркома ВМФ организовывал подъём затонувших кораблей и судов немецкого флота в водах этих стран.
В 1942 году при непосредственном участии Николая Петровича ВМФ организовал изготовление новой спасательной и судоподъёмной и водолазной техники на своём заводе в Москве и в ряде других городов. В Управлении АСУ было создано научно-исследовательское подразделение. Организован систематический выпуск «Сборника АСС ВМФ» для обмена опытом ведения аварийно-спасательных и судоподъёмных работ.
Для решении кадровой проблемы в сентябре 1942 года в Москве были организованы краткосрочные курсы по подготовке специалистов аварийно-спасательного и судо­подъёмного дела, получившие в подразделениях АСС на флотах наименование «Академия Чикера».На них зачислялись офицеры-инженеры с кораблей и частей флотов, пожелавшие перейти в АСС. За годы вой­ны на курсах были подготовлены десятки отличных специалис­тов, успешно проявивших себя на боевой и практической работе.
В 1942 году Николай Петрович стал членом КПСС. В 1945 году Воениздатом была издана созданная коллективом АСУ при непосредственном участии и в значительной степени под его руководством «Справочная книга по аварийно-спасательному, судоподъёмному и водолазному делу» в трёх томах. Этот труд почти двадцать лет служил ведущим руководством для флотских спасателей-судоподъёмщиков.
По мере освобождения аннулированных немцами портов и военно-морских баз АСС ВМФ организовало учёт и обследование затонувших кораблей и судов, разрушенных гидротехнических сооружений. Николай Петрович Чикер участвовал в работе комиссий Государственного Комитета обороны по установлению объёмов мероприятий, связанных с восстановлением освобождаемых портов и военно-морских баз. В этот период Николай Петрович, наде­лённый полномочиями Главкома ВМФ, при непосредственном своём участии и руководстве, организовал работу по созданию новых подразделений АСС на флотах, их материально-техническому обеспечению, определению мест дислокации, укомплектованию кадрами, осуществлял подбору командного и инженерно-технического состава и других специалистов на Балтийском и Черноморском флотах.

Восстановление АСС ВМФ

В июне 1948 года Николай Петрович был назначен заместителем На­чальника НИИ АСС ВМФ по научно-исследовательской работе. В этой должности он прослужил до августа 1949 года, а затем (после перерыва на выполнение специального задания в Германии) с января 1950 го­да по январь 1956 года. На должности заместителя Начальника НИИ АСС ВМФ по НИР Николай Петрович многое сделал для становления Ин­ститута и превращение его в полноценное научно-исследовательское подразделение ВМФ. Занимался организацией научно-исследовательской работы, планированием и проведением НИР и ОКР, оснащением лабораторий, опытных мастерских, оснащением отрядов кораблей Института в Ленинграде и в Поти, испытательной группы на Ладоге, организацией работы научно-технического Совета Института, редакционно-издательского подразделения, научно-технической библиотеки, укомплектованием Института подготовленными специалистами,организацией взаимодействия и сотрудничества с другими Институтами ВМФ и Министерства обороны СССР, Академии наук СССР, а также с институтами и предприятиями промышленности, научно-техническим Комитетом ВМФ, ПУ ВМФ и Министер­ствами.

Капитан 1 ранга
К. А. Цыбин

(Продолжение следует)