Ракетный крейсер маршал устинов. Ракетный крейсер "маршал устинов" после модернизации сменит порт приписки

В 1982 году на верфи Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара (Украина) в торжественной обстановке был спущен на воду ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов». Это боевая единица стала уже вторым кораблем типа «Атлант», построенная в рамках реализации Государственного оборонного заказа. Новый корабль получил название в честь Маршала Устинова Дмитрия Федоровича — Министра Обороны СССР 1976-1984 годы.

Через четыре года новый и мощный ракетный крейсер вошел в состав Северного флота, получив постоянную прописку в Североморской военно-морской базе. К тому времени советские ракетные крейсера проекта 1164 по классификации НАТО «Slava klass», считались самыми мощными, не авианесущими, надводными кораблями в мире. При водоизмещении 9800 тонн крейсер мог развивать максимальную скорость хода в 32 узла. Вооруженный противокорабельными крылатыми ракетами «Базальт», новый советский корабль представлял реальную угрозу авианосным группировкам НАТО на море. Западные эксперты, оценив боевые возможности новых ракетных крейсеров ВМФ СССР, заслуженно дали им прозвище «убийцы авианосцев».

Полноценная боевая служба самого надводного корабля Северного флота началась весной 1987 года и продолжалась до 1994 года, когда было принято решение поставить военное судно на профилактический ремонт.

С этого момента началась новая история боевого корабля, которая продолжает писаться и в наши дни.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

На заметку: На третьем серийном ракетном крейсере «Варяг» изначально ставились ПКР «Вулкан», поэтому и пусковые контейнеры делались из жаропрочных материалов, обладавших большим ресурсом.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300 . Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Боевая служба корабля в современных условиях

Корабли проекта 1164, в частности «Маршал Устинов», ракетный крейсер «Москва» продолжают на сегодняшний день составлять ударную мощь российского флота на северном и южном фланге, входя в состав Северного и Черноморского флота. На Дальнем Востоке продолжает нести боевую службу РКР «Варяг», третий корабль серии.

В современных условиях корабли продолжают оставаться достаточно сильными боевыми единицами, однако по уровню радиолокационного и навигационного оснащения, ракетные крейсера постоянно нуждаются в усовершенствованиях. В 2001 году на крейсере «Маршал Устинов» была установлена новая навигационная аппаратура. Крейсер получил на оснащение средства космической связи и позиционирования, что значительно улучшило его боевые возможности.

Последующая служба корабля была связана с заграничными походами в составе авианосной группы Северного флота и боевым патрулированием в северной Атлантике. Крейсер неоднократно принимал участие в тактических и стратегических учениях Северного флота. Интенсивная эксплуатация судна привела к реальному физическому износу элементов конструкции. Отработали свой технологический ресурс ряд других жизненно-важных систем корабля. Новый, капитальный ремонт корабля начался в 2011 году, когда крейсер в очередной раз пришвартовался у заводской стенки ЦСР «Звездочка» в Северодвинске.

Высшим военно-морским командованием было принято решение осуществить очередной плановый ремонт судна и по возможности провести модернизацию корабля. С ноября 2012 года началась сухопутная служба крейсера, который был поставлен снова на стапель. Первоначально планировалось осуществить на крейсере только профилактический ремонт, однако в процессе исследования состояния корпуса и работоспособности основных узлов и агрегатов стало ясно — корабль нуждается в более основательном ремонте.

Текущее положение дел

За время пребывания на стапеле корабелы сумели восстановить противопожарную систему судна, привели в порядок узлы и агрегаты движительной установки. На судне были заменены валы, винты и отремонтированы успокоители качки. Корпус крейсера был полностью очищен от старой краски и перекрашен.

По завершению работ стапельных работ с корпусом, корабль был снова спущен на воду и переведен к достроечной стенке для проведения последующих ремонтно-восстановительных работ. Как оказалось, на корабле необходимо было заменить более 50% всех имеющихся корабельных коммуникаций. Назрела модернизация основных средств связи, обнаружения и навигационного оборудования. Что касается оборонительного комплекса боевого судна, то здесь работы были направлены на усовершенствование технического состояния пусковых установок ПКР «Вулкан». После модернизации на корабле будет присутствовать полноценная версия ПКР «Вулкан», способная значительно усилить боевую мощь крейсера. Дальность полета ракеты с нормальной боевой частью составит 1000 км.

Несмотря на то, что ремонтные работы должны были закончиться в 2014 году, в соответствии с условиями государственного контракта, сдача корабля постоянно переносилась. Только осенью 2016 года ракетный крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 типа «Атлант» начал проходить заводские испытания. Корабль снова прибыл на место постоянного базирования, где и предстояло пройти комплекс приемо-сдаточных испытаний.

Ракетный крейсер Маршал Устинов - боевое судно класса крейсер, один из кораблей проекта «Атлант».

Сейчас корабль находится на плановом ремонте на протяжении уже 5 лет. Входит в состав Северного флота Российской Федерации.

Корабль получил свое название в честь одного из министров обороны СССР - маршала Дмитрия Устинова.

История создания

В рамках проекта «Атлант» была положена задача построиться десять ракетных крейсеров, из которых на данный момент построено только четыре. «Маршал Устинов» - один из кораблей данного проекта.

Его строительство была начато в октябре 1978 года на Николаевском судостроительном заводе. Спустя четыре года «Маршал Устинов» был спущен на воду, а уже в 1986 году был принят в состав Северного флота с полным вооружением на борту.

Главная цель постройки крейсеров проекта «Атлант» - безопасность жизненно важных для СССР зон мирового океана, с помощью хорошо вооруженных ракетных крейсеров.

Технические характеристики

  • Водоизмещение корабля стандартное, как для судов проекта «Атлант» - 11 тыс. тонн;
  • Длина Маршала Устинова достигает почти 187 метров;
  • Мощность силовой установки «Устинова» составляет в общей сложности 105 тыс. лошадиных сил;
  • Максимальная скорость хода крейсера - 32 узла;
  • Максимальная дальность плаванья (на 18 узлах) составляет 7-8 тыс. морских миль;
  • Запаса топлива и пропитания должно без проблем хватать на один месяц (автономность плаванья);
  • Экипаж корабля после модернизации составляет 510 человек.

Вооружение

Как и все крейсеры проекта «Атлант», «Маршал Устинов» обладает мощнейшим вооружением, способным поражать подводные, сухопутные, воздушные и надводные объекты в огромном радиусе. Артиллерийские вооружение состоит из одной артиллерийской установки АК-130 с двумя спаренными орудиями.


ракетный крейсер Маршал Устинов фото

Зенитная артиллерия представлена шестью автоматическими крупнокалиберными пулеметными установками с шестью стволами - АК-630. Гордость вызывает ракетное вооружение крейсера. На «Маршале Устинове» установлено:

  • Шестнадцать ракетных комплексов П-1000 «Вулкан», способных нести ядерные заряды, способные поражать цель на расстоянии до 1000 км;
  • есть возможность также вести огонь фугасно-кумулятивными снарядами;
  • 64 системы пускового огня С-300Ф «Форт», способных поражать цели на расстоянии до 150 км;
  • Для ведения огня на относительно близких дистанциях, на крейсере установлено два ракетных комплекса «Оса-МА», способных поражать любые цели на расстоянии до 15 км;
  • Торпедное вооружение судна состоит из двух торпедных аппаратов калибром в 533-мм;
  • Для поддержки с воздуха крейсер может нести на своем борту один многоцелевой вертолет Ка-27.

История службы

Спустя год после постройки, «Устинов» уже нес боевую службу в водах Средиземного моря. В 1989 году крейсер посетил военную базу США - Норфолк с официальным визитом. С 1994 по 1997 году крейсер находился на ремонте по замене энергетической установки. В 2001 году вновь отправился на ремонт навигационных систем.


крейсер Маршал Устинов фото

В 2008 году занимался патрулированием Северного Ледовитого океана. С 2011 года крейсер стоит на капитальном ремонте. На данный момент ремонтные работы подходят к заключительному этапу, и уже в конце 2016 года планируются провести испытания корабля. В 2017 году «Маршал Устинов» должен по планам вернуться в состав флота.

Возможно, после своего ремонта, в 2017 году «Маршал Устинов» станет флагманом Черноморского флота, тогда как однотипный крейсер «Москва» отправиться на плановый ремонт.

Крейсер Северного флота "Маршал Устинов", проходящий ремонт и модернизацию на оборонной судоверфи "Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске, будет вооружен новым ракетным комплексом и вернется в строй в 2016 году. Об этом 29 сентября ТАСС сообщил гендиректор предприятия Николай Калистратов.
"Решено поставить на корабль новый комплекс (ракетного вооружения), которого пока нет. Корабль будет передан ВМФ России, как и предусмотрено контрактом, в 2016 году", - сказал он.

"Маршал Устинов" прибыл к причалу "Звездочки" в июне 2011 года для планового ремонта. В ноябре 2012 года его подняли из воды и поставили на твердое стапельное основание. В доке были проведены работы по ремонту осушительной, водоотливной и противопожарной систем корабля, линии вала, винтов, успокоителей качки, других систем и механизмов, по окраске наружного корпуса и цистерн. В июне 2013 года крейсер был спущен на воду, и модернизационные работы продолжились на плаву. Ранее сообщалось, что крейсер будет передан ВМФ после модернизации в 2015 году.
Ракетный крейсер "Маршал Устинов" был заложен на Николаевском судостроительном заводе в 1978 году. В боевой состав Северного флота принят в сентябре 1986 года. В 1994-1997 годах прошел модернизацию в Санкт-Петербургском АО "Северная верфь".
"Маршал Устинов" - ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант". Его водоизмещение - 11,38 тысячи тонн, длина - 186 метров, ширина - 20,8 метра, скорость - до 34 узлов (около 63 километров в час), дальность плавания - около 8 тысяч миль, экипаж - 510 человек. Основное вооружение - 16 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет П-500 "Базальт", способных нести ядерные боеголовки. В составе ВМФ России находятся три таких ракетных крейсера: "Москва" - на Черноморском флоте, "Варяг" - на Тихоокеанском и "Маршал Устинов" - на Северном.

история корабля. много фоток

- Второй корабль проекта 1164 - ракетный крейсер «Маршал Устинов» заложен в 1978 году, спущен на воду в 1982 году, вступил в строй в состав Северного флота 21 сентября 1986 года.

Министр обороны СССР (1976-1984гг.) Маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов, в честь которого назван корабль.

Крейсер «Маршал Устинов» (проект 1164, шифр «Атлант») вступил в боевой состав флота в 1986 году. Водоизмещение корабля составляет 9800/11300 тонн. Скорость — 32 узла, дальность плавания — 6800 миль, автономность — 30 суток, экипаж — 476 человек, в том числе 62 офицера. Главное оружие — крылатые ракеты «Базальт».

В марте 1987 года РКР «Маршал Устинов» совершил переход из Севастополя в Североморск и занял место в боевом строю Краснознаменного Северного Флота.

Вооружение ракетного крейсера «Маршал Устинов»

Противокорабельное - 16 пусковых установок комплекса, первоначально «Базальт» (ПКР П-500), а с 1997 года — «Вулкан» (боекомплект 16 ракет ПКР П-1000) ракета массой до 6 тонн и скоростью полета 3077 км/ч с частичным бронированием оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 1000 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м.

Если говорить коротко, то ПКРК П-1000 «Вулкан» — это сильно усовершенствованный «Базальт». Его разработка началась вскоре после создания П-500 (15.05.1978) в связи с постоянным ростом радиуса действия ударной палубной авиации ВМС США. Комплекс «Базальт» был модернизирован и принят на вооружение 13.10.1987, но уже под названием «Вулкан», откуда следует, чтоРКР пр. 1164 вооружены «Вулканом» и только «Вулканом» .

Во время трехлетнего ремонта в 1994 - 1997гг. ракетный крейсер прошел модернизацию. На РКР «Маршал Устинов» во время проведения среднего ремонта ПКРК «Базальт» был модернизирован под ПКР П-1000 комплекса «Вулкан». Однако, эти ПКР не могут использовать штатные стартовые ступени, так как их работа может привести к разрушению ПУ. В итоге, они оснащены стартовыми агрегатами ПКР П-500, что несколько снижает дальность полета. По неизвестным причинам (экономического, политического, технического или производственного характера) ПКРК «Вулкан» был установлен на крейсера 1164-го проекта в усечённом виде — без замены стеклопластиковых пусковых установок СМ-248 на новые из жаропрочных сплавов, позволяющие использовать ракеты 3М70 со стартово-разгонными РДТТ новой конструкции (как вариант — «Варяг» имеет жаропрочные ПУ, но ПКР с мощными стартовиками пока/ещё не производятся).

По этой причине, РКР «Маршал Устинов» имеет на вооружении ПКРК «Вулкан» с ракетами 3М70, снаряжёнными стартовыми ускорителями от ПКР 4К80 снятого с вооружения комплекса «Базальт». В связи с вышеизложенным. остается предполагать, что дальность действия ПКРК «Вулкан» на сегодняшний день либо такая же, как у «Базальта» (550 км), либо (по некоторым данным) на 150 км больше за счёт уменьшения массы ракеты.

Противолодочное - два торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибр 533 мм, длина 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч);

Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 реактивных глубинных бомб, вес бомбы 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путем ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м;

Противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27 корабельного базирования с ангаром и вертолетной площадкой.

Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 90 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса снаряда — 86 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей.

Шесть ЗАК - АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км.

Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 48 ракет, масса ракеты 128 кг) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолетов, вертолетов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг.

Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 90 км и до 25 км по высоте.

Ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов», 1987 год. Северный флот

Первый командир «Маршала Устинова», тогда еще капитан 2 ранга Владимир Верегин, умудрился с лейтенантским корпусом, состоящим из 63 молодых офицеров, в течение трех лет сделать из крейсера-новостройки передовой корабль Северного флота, который не стыдно было отправлять в 1989 году с визитом в базу Норфолк под флагом заместителя командующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» в Норфолке (США), 21 июля 1989 года. Автор фотографии Greg Your

На палубе ракетного крейсера «Маршал Устинов» в Норфолке (США), 21 июля 1989 года. Автор фотографии Mark Kettenhofen

17 декабря 1997 года на ракетном крейсере «Маршал Устинов» закончился плановый ремонт, затянувшийся на три года. На петербургском АО «Северная верфь» крейсер, в числе прочего, получил новую ГЭУ.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» в Североморске, 1990-е годы

БПК проекта 1155 и РКР проекта 1164 «Маршал Устинов». Собрание Владимира Дубровского

24 февраля 2001 году над крейсером взяла шефство столица Белоруссии Минск. Юридически этот факт был закреплен договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.
В 2002 году «Маршал Устинов» участвовал в сбор-походе сил флота в Баренцевом море.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» рядом с «Петром Великим»

Министр обороны РФ Сергей Иванов на мостике ракетного крейсера «Маршал Устинов», 31 августа 2003 года

В 2003 году он принял участие в крупнейших за последние 20 лет учениях ВМФ на Балтике. С борта крейсера за ходом операций по отражению массированного ракетного удара по ордеру кораблей и по противостоянию авиации условного противника, поиску и уничтожению подводной лодки наблюдали президенты Российской Федерации В. Путин и Польши А.Квасневский.

На борту ракетного крейсера «Маршал Устинов» президенты РФ В. Путин и Польши А. Квасьневский во время тактических учений Балтийского и Северного флотов.

Командир РКР «Маршал Устинов» (в 2006 году) капитан 1 ранга Павел Кравченко : «Возраст ли двадцать лет для нашего корабля и в чем секрет его долголетия? Я думаю, основное — это люди, их самоотверженный труд. То, что было заложено первым экипажем, первым командиром крейсера, трепетно, внимательно и грамотно сохранено последующими поколениями «устиновцев». И только благодаря этому корабль жив и в составе сил постоянной готовности Северного флота».

В 2012 году командование ВМФ России планировало передать Тихоокеанскому флоту из состава Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов». По словам источника в Главном штабе ВМФ, «Маршал Устинов» «нужнее на таком масштабном и сложном театре военных действий, как тихоокеанский». Как ожидается, перед передачей Тихоокеанскому флоту корабль пройдет в 2011 году средний ремонт. Отдельные наблюдатели считают, что крейсер «Маршал Устинов» будет заменен на Северном флоте крейсером «Украина» (в случае, если он будет приобретен у Украины).

Фактически же в июне 2011 года ракетный крейсер «Маршал Устинов» пришвартовался в Северодвинске к причалу оборонного предприятия «Звездочка» для проведения планового ремонта и проведения достроечных работ по модернизации корабля. Работы по восстановлению технической готовности крейсера выполняются в рамках государственного контракта.В ноябре 2012 года РКР «Маршал Устинов» был поднят из воды и поставлен на стапель. За время докового этапа ремонта были отремонтированы осушительная, водоотливная и противопожарная системы корабля, линии вала, винтов, успокоителей качки, других систем и механизмов. Также выполнены работы по ремонту и окраске наружного корпуса и цистерн.

РКР «Маршал Устинов» в наливной док-камере предприятия «Звездочка». Ее длина составляет 205м., а ширина-130м. Фото со спутника.

25 июня 2013 года ракетный крейсер ошвартован у мелководной набережной для проведения достроечных работ по модернизации. Корабелам предстоит заменить еще свыше 50 процентов кабельных трасс, выполнить модернизацию ракетного комплекса, комплексов связи и разведки. Планировалось, что ремонтные работы на крейсере завершатся в течение 2014 года.

ЦС «Звездочка» спустил на воду ракетный крейсер «Маршал Устинов». Северодвинск, 25 июня 2013г.

В процессе проведения ремонтных работ, гендиректор Центра судоремонта «Звездочка» Владимир Никитин уточняет: «На «Устинове» мы столкнулись с тем, что объемы ремонта, которые реально потребовались по результатам дефектации, значительно превысили первоначально запланированные. С учетом значительного увеличения объемов работ, мы планируем вернуть «Устинова» в состав флота к концу 2015 года».
«Впервые предприятие в заводских условиях ремонтирует надводный корабль первого ранга. До этого корабли таких размеров просто проходили ремонт по техническому состоянию, работы касались отдельных систем и выполнялись по месту базирования» , — заявил Никитин.
Он отметил, что основной объем работ сейчас сосредоточен на замене кабелей, а когда корабль ставился в док, таких работ не предполагалось. Однако после детальной диагностики выяснилось, что большую часть кабельных трасс надо менять.
«Часть газовых турбин мы меняем на новые, другие ремонтирует «Пролетарский завод» (предприятие в Санкт-Петербурге). Также выполняется восстановление ракетного комплекса. После этого корабль получит новый срок службы» , — подчеркнул Никитин.
Кроме того, ВМФ РФ совместно с корабелами «Звездочки» готовятся в дальнейшем отремонтировать все крейсера этого проекта. «Ожидаем, что следом за «Устиновым» с Черноморского флота в Северодвинск придет «Москва», а с Тихоокеанского — «Варяг». Корабли будут сменять друг друга. Сдадим один корабль, возьмем следующий» , — отметил гендиректор верфи.
Предполагается, что крейсер может быть переведен из Североморска во Владивосток для усиления группировки надводных кораблей Тихоокеанского флота.

Сейчас на ракетном крейсере «Маршал Устинов» модернизировали радиоэлектронное вооружение.

На снимке заметно, что корабль получил новую трехкоординатную радиолокационную станцию (РЛС) дальнего обнаружения «Подберезовик» (антенна квадратной формы в центральной части крейсера над дымоходами) и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей РЛС «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками (пара антенн прямоугольной формы над носовой надстройкой)

На снимке заметно, что корабль получил новую трехкоординатную радиолокационную станцию (РЛС) дальнего обнаружения «Подберезовик» (антенна квадратной формы в центральной части крейсера над дымоходами) и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей РЛС «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками (пара антенн прямоугольной формы над носовой надстройкой). Новые радары были установлены взамен РЛС МР-600 «Восход» и МР-710 «Фрегат-М», входивших в состав радиолокационного комплекса МР-800 «Флаг», установленного на корабле в ходе его постройки.

Есть надежда, что в 2015 г., выйдя из ремонта с модернизацией, РКР «Маршал Устинов» станет первым кораблём пр. 1164, вооружённым полноценным комплексом «Вулкан» с дальностью действия 1000 км. В этом случае, модернизировав «Москву» и «Варяг» и доукомплектовав систему МКРЦ «Лиана», ВМФ РФ получит радикальное средство противодействия АУГ ВМС США.

Российский военно-морской флот продолжает трудный путь превращения в мощный и современный вид вооруженных сил, способный обеспечить решение поставленных целей и задач в духе времени. Работа идет по разным направлениям, каждое из которых подтягивает за собой другие. Разрабатываются проекты новых боевых судов, строятся корабли по утвержденным проектам. Однако немалая доля боевой эффективности российского флота сегодня определяется состоянием кораблей-ветеранов, как осуществляется текущая модернизация боевого ядра флота. Доставшиеся в наследство от ВМФ Советского Союза эти суда еще продолжают оставаться грозными боевыми единицами, способными противостоять агрессивным намерениями условного противника.

Наследство Советского ВМФ можно оценивать по-разному. Большинство кораблей, несмотря на прочность конструкции, морально устарели и подлежат утилизации. Однако существует ряд судов, которые и сегодня могут достойно нести Андреевский флаг, находясь в боевом составе российских флотов. Одним из таких кораблей, безусловно, является ракетный крейсер Маршал Устинов постройки 1982 года. Спустя 30 лет это корабль продолжает оставаться в строю, составляя вместе с атомным ракетным крейсером «Петр Великий» основное боевое ядро Северного флота.

Постройка корабля: особенности конструкции

Советские ракетные крейсера (в военной терминологии РКР) строились в ответ на усиление авианосных группировок ВМФ США . К середине 80-х годов американцы уже имели в своем составе 4 авианосные группы во главе с атомными авианосцами класса «Нимиц». Это крупное боевое соединение кораблей могло автономно действовать в любом уголке земного шара, оказывая военное давление на потенциального противника. Советское руководство и Главный Штаб ВМФ соответственно искали способ эффективной нейтрализации подобной угрозы. Выходом из создавшегося положения могла стать постройка и ввод в строй мощных океанских кораблей, вооруженных ударными ракетными комплексами.

Предполагалось, что каждый из четырех флотов Советского Союза получит по два таких корабля, способные свести на нет обозначившееся превосходство американцев на море. Нельзя сказать, что советское военно-морское руководство было не готово к подобному повороту событий. Новый корабль, обладающий мощным ракетным вооружением и имеющий обычную двигательную установку, находился в разработке. Работы в Северном Проектно-конструкторском бюро велись еще с 1972 года, когда конструкторы получили техническое задание на разработку проекта 1164 «Атлант».

Корабли этого проекта представляли собой «золотую середину», которую предпочло советское военно-морское руководство. Новые ракетные крейсера должны были обладать ударной мощью атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан», однако в постройке и в обслуживании обходиться в несколько раз дешевле. Такой корабль должен был иметь следующие тактико-технические данные:

  • водоизмещение до 10000 тонн;
  • длина корпуса 180-190 метра;
  • мощность газотурбинной установки 110 тыс. л.с.;
  • максимальная скорость хода должна быть не менее 34 узла;
  • ориентировочная численность экипажа 500-550 человек.

Такая внушительная платформа могла позволить установить на ней мощный комплекс вооружений. Ракетный крейсер проекта 1164 предполагалось вооружить ударным ракетным комплексом «Базальт», морской версией ЗРК С-300, торпедными аппаратами. В качестве вспомогательных средств вооружения корабль должен был нести артиллерийские установки калибром 100-мм. и зенитные комплексы ОСА. При таком арсенале новый советский крейсер становился смертельно опасным для военного корабля любого класса. Первый головной корабль проекта 1164 получил название «Слава». Его заложили в октябре 1976 года на стапелях Николаевского кораблестроительного завода. Это предприятие стало родиной всех последующих судов данного проекта.

Первоначально планировалось дать флоту 10 кораблей этого класса, однако в реальности удалось заложить и завершить постройку только четырех:

  • РКР «Слава» — флагман Черноморского флота, сдан в эксплуатацию в 1983 году;
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов», переданный Северному флоту в 1986 году;
  • ракетный крейсер «Варяг» , вступивший в строй Тихоокеанского флота в 1989 году;
  • четвертый корабль серии РКР «Украина» так и остался стоять недостроенным на стапеле Николаевского завода.

Сегодня три из перечисленных кораблей находятся в строю, неся Андреевский флаг на Севере, на Дальнем Востоке и на Черном море. Последний корабль «Украина» после развала Советского Союза планировалось достроить и ввести в строй ВМС Украины. Однако в силу экономических и политических причин корабль так и остался стоять у заводской стенки. На сегодняшний день властями Украины принято решение вместо консервации приступить к утилизации недостроенного судна.

Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов»

Второй корабль серии проекта 1164 заложили в 1978 году. Первоначально судно носило название «Адмирал флота Лобов». Строительство велось долгие четыре года и имело трудности с подбором вооружений. Наконец в 1982 году в торжественной обстановке корпус корабля коснулся водной глади Южного Буга. В течение последующих лет осуществлялась установка на корабле основных узлов и агрегатов. Корабль получил современное по тем временам радионавигационное оборудование, автоматизированные комплексы управления огнем. Силовая установка, сконструированная на Николаевском заводе «Заря», была на то время одной из лучших в мире как с точки зрения практичности, так и с точки зрения экономичности. В 1986 году накануне передачи корабля представителям флота, судну присвоили новое название, данное в честь Министра обороны СССР маршала Устинова.

Последующим местом службы ракетного крейсера стал Северный флот, где СССР пытался создать в те годы мощную ударную группировку надводных кораблей. Постоянная угроза северному флангу со стороны флотов стран НАТО вынуждала советское военно-морское командование держать на Севере мощные и боеспособные корабли. Однако до тех пор, пока корабль добрался до своего постоянного порта приписки, крейсеру пришлось нести в течение года службу в Средиземном море, входя в состав 5-й оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

Крейсер представлял собой мощный и современный корабль, способный на равных противостоять соединениям 6-го флота США, господствующего в средиземноморской акватории. Советский корабль располагал не только большим запасом хода, превышающим 7000 миль, но и обладал высокими скоростными качествами. Основным козырем советского крейсера «Маршал Устинов» являлось его вооружение. Советские противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» могли нести со сверхзвуковой скоростью боевой заряд массой 500 кг на расстояние до трехсот морских миль. Таких грозных игрушек на борту корабля было 16 штук, расположенных с двух бортов в удобных и компактных контейнерах. Попадания двух ракет П-500 в крупный корабль класса авианосца могли оказаться фатальным.

Появление в составе советского оперативного соединения на Средиземном море корабля с таким вооружением, мгновенно лишало американцев преимущества. Их авианосцы и корабли охранены оказались совершенно безоружными перед фактом наличия такой огромной огневой мощи.

Не забыли советские кораблестроители о собственном оборонительном вооружении. На крейсера класса «Слава» устанавливались ЗРК С-300 «Форт», способные полностью контролировать все воздушное пространство в радиусе 5-75 км в диапазоне высот 25-25000 метров. Имея на борту 64 пусковые установки ЗРК, советский крейсер обеспечивал воздушное прикрытие всему соединению кораблей. Ближние подступы к кораблю контролировали ЗРК «Оса» и автоматы АК-630. С таким объемом вооружений советские крейсера класса «Слава» проекта 1164 считались самыми сильными надводными кораблями на море, имеющими обычную силовую установку.

Крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант» на боевой службе

Пройдя в составе Средиземноморской эскадры обкатку всех своих основных узлов, крейсер направился на свою постоянную базу в Североморск. До 1996 года, когда холодные воды Баренцева моря приняли ТАРКР «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» был флагманом Северного флота ВМФ СССР. Корабль к тому времени успел нанести дружеские визиты в США и в Канаду, посетив главную базу американского флота — порт Норфолк. После развала Советского Союза, корабль под тем же именем вошел в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации.

За годы боевой службы с 1986 по 1994 год корабль прошел около 200 тыс. миль. Конструкция корабля, его основные узлы, агрегаты и основные системы наглядно продемонстрировали совершенство конструкторской мысли советских инженеров. Единственным элементом корабля, который нуждался в ремонте, являлась энергетическая установка. В 1994 году корабль становится на плановый ремонт у стенки Петербургского завода «Северная верфь». Впоследствии корабль неоднократно подвергался модернизации, каждая из которых имела свои цели и задачи. Последняя модернизация, проведенная на северодвинском морском заводе «Звездочка» проходила в 2011-2016 годах. Корабль получил новое и современное навигационное оборудование. Изменился на крейсер и состав вооружения. Вместо грозных ПКР «Базальт» крейсер получил более мощные противокорабельные ракеты П-1000 «Вулкан».

Модернизация показала, что при грамотном техническом подходе срок службы кораблей проекта 1164 может быть продлен еще на 10-15 лет. Конструкция корабля позволяет осуществлять замену устаревших систем энергообеспечения, менять электронное оборудование на новое. Основные узлы системы управления кораблем сегодня полностью обновлены и отвечают поставленным целям.

В заключение

Для ракетного крейсера проекта 1164 «Маршал Устинов» судьба уготовила длинную и почетную службу. После последней модернизации крейсер снова несет боевую службу в составе 43-й дивизии ракетных кораблей. Вместе с ТАКР «Адмирал Флота Кузнецов» и ТАРКР «Петр Великий» крейсер проекта 1164 продолжает оставаться ударным ядром Северного флота. Последние новости о техническом состоянии корабля, возраст которого на сегодняшний день составляет 36 лет, свидетельствуют о том, что все основные системы корабля и конструкция находятся в удовлетворительном состоянии. Износ корпуса и основных конструкционных узлов составляет не более 70%.

В таком состоянии корабль способен регулярно совершать морские походы, однако в целях безопасности, радиус действия корабля сегодня ограничен акваторией Баренцева моря.

Крейсер "Маршал Устинов" проекта 1164 "Атлант", как и три его боевые собрата, был построен на судостроительных верфях города Николаева. Изначально в рамках проекта было запланировано десять судов такого класса, но на воду было спущено только четыре.

История "Атлантов"

Техническая документация проекта (руководители А.К. Перьков и В.И. Мутихин) была утверждена в августе 1974 года. Боевые суда этой серии предназначались для противодействия ударным группам и отдельным кораблям вероятного противника, укрепления поисковых противолодочных соединений, выполнения функций коллективной противовоздушной обороны в составе конвоев.

Судно было заложено в 1978 году, вторым по счету, как "Адмирал флота Лобов". В 1986 году корабль получил свое сегодняшнее имя и вошел в состав Северного флота.

Крейсеры "Москва" и "Варяг" несут службу, соответственно, на Черноморском и Тихоокеанском флотах России. Четвертый - "Украина", при разделе доставшийся Незалежной, так и не покинул верфи Николаева.

Технические характеристики

Водоизмещение судна - 11 тысяч тонн при общей длине 187 метров. Главная энергетическая установка мощностью 113 тысяч л.с. обеспечивает максимальную скорость хода в 32 узла. Дальность похода - 8000 морских миль. Запас топлива и пропитания гарантирует месячное автономное плавание экипажу корабля (480 человек). На всем протяжении корпус имеет двойное дно, пространство которого заполнено топливными резервуарами.

"Маршал Устинов" - ракетный крейсер с выраженной трехостровной надстройкой. Фок- и грот-мачты выполнены в форме пирамидальных башен. Грамотное разнесение погребов боезапаса, оборудование их автоматизированными системами пожаротушения и затопления гарантирует плавучесть судна при критическом повреждении любых трех отсеков из четырнадцати (кроме машинных).

В кормовой части главной палубы расположены вертолетная площадка и ангар с 30-тонной антенной ЗРК "Форт".

Основное вооружение

По неофициальной версии крейсер "Маршал Устинов" способен в течение получаса противостоять любому соединению противника. В основе огневой мощи - 16 спаренных установок противокорабельного ракетного комплекса "Базальт", благодаря которому все корабли этого проекта окрестили "убийцами авианосцев". Боевая часть ракеты способна поразить цель на удалении в 550 км. Возможно как одиночное, так и залповое ведение огня. Целеуказание производится спутниковой системой "Корвет-5", самолетами разведки Ту-95РЦ или палубным вертолетом Ка-27.

Зенитное и артиллерийское вооружение крейсера включает:

  • Дальний радиус (до 90 км, при высоте - 25км) - 64 ракеты комплекса С-300Ф.
  • Ближний (до 15 км при высоте - 5км) - два пусковых комплекса "Оса-МА" (боезапас - 48 ракет).
  • Двуствольное автоматическое орудие АК-130 (дальность - 24,1 км, скорострельность - 85 выстрелов/мин., боезапас - 720 шт).
  • Шестиствольные установки АК-630М (дальность - 8 км, скорострельность - 5000 выстрелов/мин., боезапас - 48 тыс.)

Для ведения противолодочной войны крейсер "Маршал Устинов" оснащен двумя торпедными аппаратами с боекомплектом в 10 торпед, реактивными бомбовыми установками, гидроакустическим комплексом "Платина" и максимальным комплектом средств радиоэлектронной борьбы.

Двадцать пять лет в строю

В течение службы крейсер совершил три официальных визита на военно-морские базы Норфолк (Вирджиния, США), Мэйпорт (Флорида, США) и Галифакс (Канада). Дважды принимал участие в качестве флагмана в военно-морских парадах (Санкт-Петербург). Дважды крейсер "Маршал Устинов" выполнял боевые задачи в водах Средиземноморья.

За время боевых походов общей продолжительностью более тысячи суток пройдено 150 тысяч миль, совершено 370 учебно-боевых стрельб с применением всего арсенала. С 2008 года оберегал покой российских рыбаков, осуществляя патрулирование вблизи острова Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Летом 2011 года крейсер "Маршал Устинов" направился на оборонные верфи ОАО "Звездочка" для проведения капитального ремонта и модернизации.

Курс на Североморск!

Трудность проведения работ заключалась в том, что северодвинским специалистам пришлось заново восстанавливать конструкторскую и техническую документацию, пропавшую в украинском Николаеве.

Первые два года корабль обслуживался на твердом стапельном основании. Подверглись коренной реконструкции водоотливная, осушительная и противопожарная системы крейсера, винторулевые механизмы, важные энергетические узлы. Тщательно обследован, восстановлен и окрашен корпус. Спуск на воду был выполнен летом 2013 года, и работы продолжились. Проведена глубокая модернизация всего комплекса радиоэлектронного оборудования, дефектовка и ремонт главного магистрального кабеля.

В конце декабря прошлого года после успешных морских испытаний в порт приписки отбыл обновленный крейсер "Маршал Устинов". Модернизация и ремонт ожидает и других "Атлантов". Специалисты "Звездочки" уверяют, что полученный опыт и наработанные технологии позволят значительно сократить сроки ремонта.