Ребенок и общество домашние птицы. Конспект логопедического занятия в средней группе на тему "домашние птицы"

Занятие для детей средней группы. Тема: «Птичий двор»Образовательные задачи: Формировать представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Сформировать обобщающее понятие домашние птицы. Обогащать словарь словами птичий двор, домашние птицы.

Совершенствование грамматического строя речи

Развивающие задачи:

Активизация речевой деятельности детей.

Совершенствование диалогической речи памяти, зрительного восприятия и внимания. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Воспитательные задачи:Формирование навыков сотрудничества, бережное отношение к природе. Материал:предметные картинки с изображением птиц и их птенцов, картина «Птичий двор», коробочки с горохом и фасолью, зерном. Ход занятия:1. Загадки о птицах;

2. Организационный момент: Игра «Угадай, кто кричит» (голоса домашних птиц);

3. Что умеют птицы;

4. Игра “Найди маму”;

5. Игра «Один - много»;

6. Чтение рассказа “Петушок с семьёй”;

7. Пальчиковая гимнастика «Приготовим корм птицам». Раздаются коробочки с горохом и фасолью, тарелочки.

Воспитатель. Дети играют. Воспитатель включает голоса птичьего двора.

Ой, ребята, что это за звуки и где мы с вами оказались? Правильно на птичьем дворе. А как вы думаете, на птичьем дворе живут животные или птицы? Правильно, посмотрите сколько птиц здесь собралось. А вы узнаете этих птицы. А почему мы их называем домашними? Они живут на нашем дворе. Мы за ними ухаживаем и кормим. Они дают нам яйцо, мясо и пух.

А давайте мы с вами поиграем. Я буду загадывать вам загадку, а вы найдете птицу, о которой говориться в загадке, и расскажите нам о ней (Какая птица по размеру? Какого цвета? Что делает?).

1. Загадки о птицах

А теперь вы будете отгадывать загадки.

Первая загадка:

Пою на заре,

На голове гребешок,

Я горластый…(петушок)

Вторая загадка:

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой. (утка)

Третья загадка:

Квохчет, квохчет,

Цыплят созывает,

Всех под крылья подбирает. (курица)

2.Угадай, кто кричит

А вы можете показать, как кричат домашние птицы? Тогда давайте поиграем, я вам прочту стихотворение, а вы будете показывать все, о чем в нем говориться (можно играть всем вместе, а можно разделить детей на группы (одним одеть шапочки уточек, другим курочек, третьим гусей и одному ребенку петушка).

Наши уточки с утра - (шагают на месте вперевалочку)

Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда - (вытягивают шеи и отводят руки назад)

Наши курочки в окно - (бьют руками по бокам)

А как Петя-петушок (встают на носочки и отводит руки назад)

Рано-рано поутру

Нам споет: кукареку.

Воспитатель: А сейчас продолжим нашу игру. Я буду показывать картинку, а вы мне назовете мне, что умеет делать эта птица.

3.« Что умеют птицы?».

Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить.

Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

Гусь умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

Петух умеет кукарекать, клевать, бегать, летать, драться.

4. Игра «Найди маму»

Воспитатель: Слышится чей-то плач. Ребята да это же плачут маленькие цыплята, гусята, утята. Как вы думаете, а почему они плачут? Правильно они потеряли свою маму, ведь они еще совсем маленькие. Давайте поможем им найти маму.

Дети подбирают картинки попарно: цыпленок-курица и т. д. (картинки мам расположены на мольберте, а картинки или игрушки цыплят и утят в разных частях группы). Молодцы, помогли цыплятам и утятам найти своих мам.

5. Игра «Один - много».

У курицы не цыпленок, а… (цыплята).

У утки не утенок, а… (утята).

У гуся не гусенок, а… (гусята).

6.Чтение рассказа “Петушок с семьёй”.

Ребята, посмотрите, какой красивый петушок (обращает внимание на картину).

Хотите, я прочитаю Вам рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей».

«Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка… Хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

Курочки - хохлаточки, пестренькие - рябенькие, черненькие - беленькие! Собирай-тесь с цыплятками, с малыми ребятками, я вам зернышко припас! Курочки с цыплята-ми собрались, раскудахтались; зернышком не поделились, передрались. Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

Понравился вам рассказ про петушка. Скажите какой петушок. Что он делает.

Послушайте рассказ еще раз.

7.Приготовим корм для птиц. Пальчиковая гимнастика.

Ребята поссорились птицы на птичьем дворе из–за зернышка. Это очень плохо. Что же мы с вами можем сделать, чтобы птицы не ссорились (предложения детей). Правильно их нужно накормить. А как вы думаете, что любят птицы. Давайте их угостим (курочкам насыплем зерна, уточкам гороху, гусям фасоли).

Воспитатель берет чашку и говорит: ой, что это случилось. Посмотрите ребята, все зерна кто – то смешал.

Что же нам делать ребята (ответы детей). Правильно, давайте зернышки разберем, положим их в разные чашки. Дети разбирают зернышки под спокойную музыку.

Молодцы ребята. А теперь давайте угостим зернышками наших птиц (ставят чашки на макет птичьего двора)Итог занятия. Воспитатель: Скажите ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Вспомните, каких птиц мы встретили на птичьем дворе?

1. Организационный момент.
а) игра «Кто внимательнее?»
- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое обращение.
Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».
б) число, дата.
- Кто помнит, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц?
- Сегодня вторник, семнадцатое число, а месяц - январь.
- Кто еще раз повторит дату?
в) создание положительного эмоционального настроя
- С каким настроением пришли сегодня в школу?
- А что нужно сделать, чтобы настроение было хорошим, чтобы все получалось? (посмотреть на солнышко)
- Какие слова-помощники нужно повторять, чтобы все всегда получалось? (Я могу!, У меня все получится! Нужно только постараться! Все будет хорошо!)
2. Повторение материала предыдущих занятий.
- Давайте вспомним, куда водили нас Ежик и Лисенок на последнем занятии? (в коровник, в свинарник, в крольчатник, в овчарню, в конюшню)
- Кто живет в овчарне? В свинарнике? В крольчатнике? В коровнике? В конюшне?
- Назовите детенышей животных, которых видите на рисунке учебника с.2, на слайдах.
(жеребенок, ягненок, теленок, козленок, котенок, щенок, поросенок и т.д.)
- Как одним словом назвать всех животных, о которых мы с вами говорили? (домашние)
-Почему они домашние? (Потому что они живут с человеком, дома или около дома, и человек о них заботится)
3. Актуализация знаний.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку
По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось.
- Что это? (перо)
- Как вы думаете, откуда оно к нам попало? (варианты ответов детей: от птиц)
- Кому, по вашему мнению, принадлежит это перышко? (птице)
- А откуда оно могло прилететь к нам? (из леса и т.д.)
4. Формулирование темы и цели урока:
- Давайте послушаем небольшой фрагмент и попробуем отгадать, где мы можем слышать такие звуки и кому они принадлежат? (петуху, во дворе)
- А могло ли перышко, которое к нам прилетело, принадлежать петуху? (да)
- Почему вы так думаете? (петух - птица)
- Почему вы так думаете?
- А каких птиц вы еще знаете?
- А чем петух отличается, например от вороны?
- Чем еще, кроме внешнего вида, отличаются эти птицы? (Петух домашняя птица)
- Какие птицы еще живут с человеком?
- Итак, сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которые живут в хозяйстве людей. Еще раз повторим, а как называются одним словом эти птицы? (домашние) Значит, поговорим о домашних птицах.
5. «Открытие» нового знания:
а) беседа по теме

Какие птицы на картинке домашние?
- Для чего человек разводит кур, гусей, уток?
- Где живут они, в городе или в деревне? (в деревне, на птичьем дворе)
- Почему эти птицы не могут жить в городе?
- Как человек ухаживает за ними? (кормит, поит)
- Чем питаются домашние птицы?
б) работа с мозаикой (в парах)
А теперь немного поиграем. У каждого из вас на столе разрезанные картинки. Вам нужно собрать целую картинку. Работаем в парах. Кто быстрее соберет картинку, поднимите вместе руки вверх.
1)Самостоятельная работа детей.
2) Проверка самостоятельной работы детей.
- Какие картинки получились? (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок, яйцо)
- А кто это такие? (птенцы)
- Есть ли что-нибудь лишнее? (яйцо)
- Почему?
- А как связано яйцо с другими птенцами? (все птенцы появляются из яйца)
Физкультминутка
в) игра «Найди родителей»
Ребята, наши птенцы потерялись, они пока маленькие и не могут обходиться без родителей долго. Посмотрите, птенцы готовы уже заплакать. Давайте поможем им и найдем их родителей.
- Кто родители у цыпленка? (петух и курица)
- А родители индюшонка? (индюк и индюшка)
- Родители гусенка? (гусь и гусыня)
- Как называются родители утенка? (утка и селезень)
- А кто может быть родителями яйца? (все)
- Почему? (потому что все птенцы появляются из яйца)
- Итак, еще раз повторим: у гуся? – гусята
-у индюка? – индюшата
- у курицы? – цыплята
- у селезня? - утята
г) Работа с рисунком (с.4-5 учебника)
- Что за птиц вы видите на рисунке? (петух, индюк, гусь)
- Назовите части тела у петуха, индюка и гуся.
- Сравните у этих птиц головы, шеи, перья, крылья, хвосты и лапки.
- Почему у гуся такие лапки? (он плавает)
- Как называются птицы, которые умеют плавать? (водоплавающие)
- Кого еще вы знаете из домашних водоплавающих птиц? (утка)
д) Самостоятельная работа с рисунком (с. 4-5)
Возьмите волшебные карандашики и обведите в кружок только те рисунки, на которых изображено, что человек получает от птиц.
- Объясните, почему вы обвели подушку, пуховик и стрелу.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

6. Рефлексия:
а) «Отгадай загадку»
1. По лужам он важно ходит
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (гусь)
2. Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом – и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (петух)
3. Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (утенок)
4. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (курица)
5. Весь день на воде,
А водой не насытится.
6. Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)
7. Желтые комочки,
Легкие, как вата,
Бегают за квочкой.
Кто это?... (цыплята)
- О ком были загадки? (о домашних птицах)
б) игра с мячом «Один – много»
Встаньте все, пожалуйста в круг. Поиграем в мячик. Я кидаю мячик кому-нибудь из вас и называю слово, например «курица». Вы ловите мячик, потом бросаете мне обратно, называя эту птицу, как будто их много, «курица» - «куры».
А теперь поиграем! (цыпленок, петух, индюшонок, утка, селезень, и т.д.)
в) Ребята, давайте вспомним сказки. Назовите те, в которых главными героями были домашние птицы.
7. Подведение итогов занятия
а) беседа
- О ком беседовали сегодня?
- Что нового узнали о птицах?
- В какие игры играли?
б) А теперь нарисуйте сегодняшнее настроение на солнышке в учебнике.
- Дома подумайте, пожалуйста, кто появился вперед курица или яйцо?

Презентация на тему: Домашние птицы

Цели:

  • Образовательные: уточнить и закрепить названия домашних птиц (взрослых и их детёнышей); знать внешние признаки, чем питаются, как подают голос, какую пользу приносят, определять сходства и различия между собой и другими живыми существами.
  • Развивающие: упражнять в составлении описательных рассказов, расширить объём внимания; развивать слуховое внимание, логическое мышление.
  • Воспитательные: воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Оборудование:

Демонстрационный : предметные картинки с взрослыми птицами и их птенцами (курица - петух - цыплята, гусь - гусыня - гусята, утка - селезень - утята, индюк - индюшка - индюшата). проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентация по теме «Домашние птицы», запись голосов домашних птиц на МР3, маски гусыни и петуха, мячик.

Раздаточный: задания для штриховки, задания для дидактической игры «Третий лишний», простые карандаши.

Слайд 1 включён

1. Воспитатель просит ребят пожелать друг другу доброго утра, протягивает мячик одному из воспитанников, тот передает мяч своему соседу, приветствует его и называет по имени. Дети передают мяч по цепочке, а последний ребенок протягивает мяч педагогу и все хором, обратившись по имени-отчеству, произносят: «Доброе утро!».

2. Сюрпризный момент. Заходит птичница и приглашает детей в гости в деревню на птичий двор.

3. Воспитатель : Поедем на птичий двор? Тогда займите свои места, садитесь удобнее и представьте, что мы едем на автобусе. Закройте глаза и наслаждайтесь чудесной музыкой (воспитатель включает музыку «Мы едем-едем-едем…» с ноутбука)

Воспитатель : Откройте глаза. Автобус остановился возле птичьего двора. Сейчас мы с вами зайдём на птичий двор. (слайд 2)

Воспитатель:

  1. Ребята, посмотрите: каких птиц вы видите на птичьем дворе? (На птичьем дворе я вижу курицу, петуха, утку, гуся, индюка).
  2. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Их можно назвать Домашние птицы)
  3. А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком )
  4. А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы - называется птичник ).

Если в доме живут только курочки и петухи, то это курятник; (слайд 3)

Если же только гуси - гусятник; (слайд 4-5)

Утки - утятник;

Индюшки - индюшатник (слайд 6)

  1. Ребята, а как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (На птичьем дворе работает птичница).
  2. Что делает птичница? (Птичница их кормит, даёт им воды, чистит их жилище, собирает яйца). (слайды 7-10)
  3. А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, некоторыми видами зерновых (пшеница, рожь, овёс, кукуруза, крупой, крошками хлеба, варёной картошкой, отрубями, личинками насекомых, червяками, травой, зеленью, гуси и утки питаются рыбой, малюсками… птенцам дают творог ) (слайды 11-14)
  4. А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья ) (Слайд 15)

Воспитатель : А сейчас давайте послушаем, какие звуки доносятся из птичьего двора. (включить запись птиц с ноутбука). Голос, какой птицы вы услышали?

3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает?»

Воспитатель : Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте послушаем, какие звуки доносятся из птичьего двора. (включить запись птиц: петух, курица, гусь, утка, индюк). Голос, какой птицы вы услышали? …(Я услышала голос курицы, петуха, утки, гуся, индюка).

Образец: петух - кукарекает.

курица - кудахчет

утка - крякает

гусь - гогочет

индюк - болбочет

4. Ребята, какие загадки о домашних птицах вы знаете? Дети загадывают загадки .
1.
Он в мундире ярком,

Шпоры для красы,

Днём он - забияка,

Поутру - часы!..

ПЕТУХ (слайд 16)
2.
Что за птица: людей не боится,

Не летает высоко

И поёт лишь:

«Ко-ко-ко!»?

КУРИЦА (слайд 17)
3.
По траве он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки…

ГУСЬ (слайд 18)
4.
Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку…

УТКА (слайд 19)
5.
Натужится, напружинится,

Как начнёт

лопотать -

По чудному болтать.

ИНДЮК (слайд 20)

Правильно, ребята! Вы все верно отгадали.

5. Воспитатель : Устали? Сделаем физкультминутку.

Ходит по двору индюк

(шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

(остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(потопать ногами)

Крыльями захлопал

(руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(руки на поясе)

Или медный самовар

(сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(помотать головой, приговаривая «бала - бала - бала», как индюк)

Понесся стрелою.

(бег на месте)

6. Хвастуны. Скажите, как выглядят домашние птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть: туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями ). Молодцы! Вы все верно ответили!

Воспитатель : Встретились на птичьем дворе две птицы: гусыня и петух и начали друг другу рассказывать о себе. Давайте послушаем, что они говорили. (Приглашаю двух детей Адель и Карима, надеваю им маски и вывешиваю на доску картинки гусыни и петуха.)

7. Дидактическая игра «Найди маму и папу для птенца» - А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Воспитатель показывает картинки, а дети называют)

Образец:

цыпленок - курица -петух

гусенок - гусыня - гусь;

утенок - селезень - утка;

индюшонок - индюшка - индюк.

8. Пальчиковая гимнастика. Сейчас мы с вами будем писать, а прежде выполним пальчиковую гимнастику для пишущей руки

Большой палец касается по очереди остальных.

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки - индюшонок,

А у утки есть утенок.

Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Сжимают и разжимают кулачки.

9. ПИСЬМО. ШТРИХОВКА. Ребята, у вас на партах есть рисунок - силуэт домашней птицы. Вам нужно взять простой карандаш и - заштриховать домашнюю птицу.

Расширение представлений о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки);

обогащение, закрепление и активизация словаря по теме; воспитание любви и заботливого отношения к домашним птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Домашние птицы»

Цели и задачи:

  • расширить представления о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки);
  • обогащение, закрепление и активизация словаря по теме;
  • образование существительных множественного числа;
  • учить оставлять небольшой рассказ о домашней птице с опорой на схему;
  • математические представления: вверху, внизу;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним птицам;
  • учить внимательно слушать собеседника.

Материалы и оборудование:

  • презентация к занятию по теме «Домашние птицы» составлена с использованием картинок (для слайдов) и звуковых эффектов взятых из интернета;
  • игрушки (для составления описательных рассказов);
  • мультимедийное оборудование;
  • загадки и стихи.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Слайд 2 (дети рассматривают слайд)

- Скажите, кого мы видим на экране?/ответы детей/

Я вам загадаю загадки, а вы попробуй те отгадать про какую птицу идет речь.

  • Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Беленькие пёрышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке?

(Петушок)

  • Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его - ...

(Индюк)

  • Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

  • Закудахтала она: "Я большая птичка!

Поглядите, принесла жёлтое яичко!"

И пошла на улицу

Похвалиться... . (Курица)

  • Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно – это …

(Утка)

Как можно назвать этих птиц? /Домашние/

Домашними их называют потому что за ними ухаживает человек. Он их кормит, поит, содержит в порядке их жилье.А кто знает как называется жилье этих птичек?/ответы детей/

Слайд 3

- Посмотрите внимательно на экран и назовите мне птиц, которых вы видите в верхнем ряду?/ответы детей/

А теперь, внимательно посмотрите и скажите,каких птиц вы видите в нижнем ряду?/ответы детей/

Молодцы!

Игра «Что изменилось?»

- Закройте глазки.(В это время педагог меняет расположение домашних птиц на экране)

А теперь скажите, изменилось ли что на экране или нет? /ответы детей/

Слайд 4

Перед нами …

Не будильник и не мама,

Поднимает утром рано.

Будит Петя-петушок -

Чтобы солнышко встречали,

Вместе с солнышком вставали.

Конечно –это красавец петушок.

Скажите,чем покрыто тело у птиц?/перьями/

А что еще у птиц есть? Посмотрите, внимательно.

Ответы детей:

У них по две лапки.

Есть крылья.

Есть клюв.

Шпоры у петушка.

У некоторых /петушок /есть гребешок.

Подумайте, а что умеют делать домашние птицы?

Ответы детей :

Они умеют бегать.

Некоторые летают.

А кто знает, какие домашние птицы умеют плавать?

Ответы детей:

Утки, гуси.

Птиц, которые умеют хорошо плавать называют –водоплавающими .

Слайды 5-8 «Назови семью»

- По ходу дети рассматривают слайды, вспоминают и называют:

  • Курица - петух –цыпленок /а много у них будет … цыплят/
  • Утка – селезень - утенок /а много у них будет…. утят/
  • Индюшка – индюк -индюшонок /а много у них будет… индюшат/
  • Гусыня- гусь- гусенок /а много у них будет… гусят/

Слайд 9 Песня «Петушок» - Музыкальная разминка

Дети идут по кругу взявшись за руки, важно поднимая ноги.

Покачивание головой в разные стороны и взмахи руками (крылышками).

Важно поднимаем ноги (как петушок) и делаем движения руками (крыльями)

Руки вверх, покачивание из стороны в сторону.

Слайд 10

- Посмотрите, ребята, мы с вами очутились на птичьем дворе.

Игра «Угадай, кто как кричит.»

(педагог включает запись, а дети отгадывают)

«Ко-ко-ко, куд – кудах –тах -тах»,-кудахчет и квохчет...

«Ку-ка-ре-ку!» -кричит …

«Га-га-га, го-го-го»,- гогочет….

«Кря-кря-кря»,-крякает …

А вот индюк, ребята он – болбочет, послушайте (запись)

«Бл-бл-бл »- вот, что он кричит.

Слайд 11

- Посмотрите внимательно на экран.

Кого вы видите?

Это кто?/домашние птицы/

Давайте посмотрим на клюв петушка и на клюв утки.

Одинаковы ли они? Ответы детей

Ответы детей:

У петушка клюв острый, а у уточки лопаточкой;

У петушка большой хвост, а у утки – маленький;

У петушка есть гребешок и бородка, а у утки нет;

На лапках у петуха шпоры, а у утки на лапах есть пальцы, которые соединены перепонкой.

Посмотрите на лапки утки и вспомните, у кого еще из домашних птиц такие лапки?

Лапки уток и гусей похожи на ласты, что помогает этим домашним птицам хорошо плавать.

Петушок и курочки быстро бегают, а утки и гуси хорошо плавают.

А вот когда индюку угрожает опасность, он распускает веером свой хвост и надувается, важничает.

Слайд 12

- Нужно птичек беречь и помогать за ними ухаживать.

- Домашние птицы приносят человеку пользу.

Кто знает, какую?

Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух.

А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки и пальто тоже состоят из их пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

Слайд 13

Предложить детям взять игрушку птицы по выбору и (с помощью наводящих вопросов педагога рассказать про понравившуюся птицу.)

Молодцы!

И закончим мы наше занятие веселым танцем

« Танец утят ».


Осенью, когда многие дошкольники вернутся после летнего отдыха у бабушки с дедушкой в деревне. Логопеду предоставляется возможность узнать, насколько «полезно» ребятишки отдохнули и насколько плодотворно прошло их знакомство с домашними животными и птицами.

Задачи занятия в детском саду:

  • Коррекционно-образовательные: актуализация и закрепление знаний по теме «Домашние птицы», совершенствование грамматического строя речи (образование форм существительных родительного
    падежа множественного числа, творительного падежа множественного числа, образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными), навыков диалогической речи.
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, целостности восприятия, мышления, произвольного внимания, мелкой моторики.
  • Коррекционно-воспитательные: развитие межличностных отношений в детском коллективе, воспитание любви к живой природе.

Материалы для занятия в детском саду:

  • макет «Птичий двор»,
  • набор картинок для фланелеграфа «Домашние птицы» (гусь, гусыня, гусенок, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок),
  • дорожки с изображениями следов птиц,
  • бассейн с утятами,
  • большая разрезная картина «Петух»,
  • набор карточек-схем для составления рассказа-описания, шапочки для детей (петух, утка, гусь, курица, индюк),
  • зашумленные картинки,
  • цветные карандаши,
  • перья домашних птиц,
  • аудиозаписи голосов домашних птиц и музыкальных фрагментов для физкультминутки «Танец веселых утят», «Мы веселые цыплята».

Ход занятия в детском саду

Логопед просит ребят пожелать друг другу доброго утра, протягивает мячик одному из воспитанников, тот передает мяч своему соседу, приветствует его и называет по имени. Дети передают мяч по цепочке, а последний ребенок протягивает мяч педагогу и все хором, обратившись по имени-отчеству, произносят: «Доброе утро!».

Перед детьми на столах установлен макет «Птичий двор». Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

– Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники, птичник.)

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

Игра «Волшебные превращения»

Педагог предлагает дошкольникам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором. Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.

Загадки

Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду, боюсь, кто это? (Это гусь.)

Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

Логопед спрашивает:

– А кто ухаживает за птицами на птичьем дворе? (Птичница.)

Педагог сообщает, что она на этом занятии будет птичницей, предлагает вниманию детей ряд дидактических игр.

Дети становятся в круг (петушок, гусь, гусыня, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

– Что петух делает? (Петух кукарекает.)

Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет.

Найди и раскрась

Изображения детенышей домашних птиц спрятаны на фоне травы, камыша, забора (так называемые зашумленные
картинки). Ребенку нужно найти птенцов, обвести и раскрасить их, затем рассказать о своих действиях, например, «Я нашел и раскрасил цыпленка».

Детки потерялись

Логопед раздает детям картинки, на которых изображены детеныши домашних птиц. На фланелеграфе выставлены изображения взрослых птиц. Дошкольники с помощью стихов-подсказок находят мам и птенцов. Ребенок подходит к фланелеграфу и ставит рядом с мамой птенца, называет их, например, гусыня – гусенок.

Стихи-подсказки:

Шею вытянул гусенок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню сына
Под крыльцом нашла … (гусыня).

Что стряслось у индюшонка?
Почему же он спешит?
У сарая за кадушкой.
Червяка нашла … (индюшка).

Эй, утенок, ты, куда?
Здесь собачья будка!
Ждет тебя около пруда
Твоя мама … (утка).

Ну-ка марш, назад, цыпленок!
Залезать нельзя на грядки.
Ищет тебя, волнуется
Твоя мама … (курица).

Логопед обращает внимание детей, на то, что еще не все члены птичьих семейств собрались. Не хватает пап (селезня, гуся, петуха, индюка).

Волшебные дорожки

Педагог предлагает ребятам выйти из-за своих столов и пройти на ковер, на котором лежат дорожки с изображениями
следов домашних птиц. Под музыкальное сопровождение дети-птички по своим дорожкам идут к бассейну, затем объясняют, почему они выбрали именно эти дорожки.

Веселые утята

Нужно помочь маленьким утятам переплыть на другой берег. Дети дуют на воду бассейна, тем самым, заставляя утят плыть. Игрушки можно пересчитать: один утенок, два утенка, три утенка, четыре утенка, пять утят, шесть утят.

Физкультминутка

Логопед сообщает ребятам, что на их птичьем дворе начинаются танцы, и приглашает всех танцевать. Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселых утят».

Чьи перья?

Логопед говорит, что во время танцев, каждая птичка обронила перышко. Ребятам нужно определить, кому принадлежат эти перья (гусиное, петушиное, куриное, утиное, индюшиное).

Собери картинку

Дети собирают из частей картину с изображением петуха.

Опишите птичку

Нужно рассказать о том, кто изображен на собранной ребятами картинке?

Примерный детский рассказ:

Это петух. Он красивый, разноцветный, большой, остроклювый, громкоголосый, смелый. Петух умеет петь, ходить, бегать, спать, кукарекать.

К детям приходит почтальон Печкин, обращается к ним:

– Ребята, я принес от Незнайки посылку для Петушка. Кто из вас Петушок? Незнайка велел отдать ее Петушку лично в руки, а чтобы я не ошибся, к посылке приложил записку, где все про этого Петушка написано. Сейчас я вам ее прочту.

Почтальон Печкин читает текст, в котором перемешаны ошибочные и правильные суждения, а дошкольники его поправляют:

– Петушок живет в лесу и поет «ку-ку-ку-ку». (Нет, неправильно! Петушок живет на птичьем дворе и поет «ку-кареку».)

– У петуха плоский клюв, зеленый гребешок, длинная шея. (Нет, неправильно! У петушка острый клюв, красный гребешок, длинная бородка и короткая шея.)

– Перышки у петушка разноцветные. (Правильно. Перышки у петушка разноцветные.)

– У петушка две красные лапки с перепонками. (Нет, неверно. У петушка две лапки с острыми коготками и шпорами.)

– У петуха четыре крыла и летает он высоко. (Нет, у петуха два крыла, но летает он плохо.)

– Петух лакает молоко и ищет червячков. (Нет, петушок клюет зерно, ищет червячков в земле.)

– У петушка и курочки много желтеньких пушистых утят. (Нет. У петушка и курочки много маленьких пушистых
цыплят.)

– За петушком ухаживает швея. Так ли это? (Нет, неверно. За петушком ухаживает птичница.)

– Как она за ним ухаживает? (Она дает ему корм, выпускает гулять, убирает в курятнике.)

– От петушка человек получает яйца и шерсть. (Нет, неверно. От петушка человек получает вкусное мясо и мягкие
перья.)

– Какие вы молодцы, не удалось мне вас запутать. Ох, придется вам отдать посылку.

Печкин отдает Петушку посылку.

Логопед подводит итоги занятия в детском саду, спрашивает:

– Ребята, в каких птиц мы сегодня с вами превращались? (Мы превращались в домашних птиц.)

Затем предлагает заглянуть в посылку и посмотреть, что же передал Незнайка Петушку. В коробке – шоколадные яйца, и Петушок угощает ими всех детей.

Материал предоставлен № 2, 2010 год