Влияние шрифта на восприятие. Психология восприятия шрифтов

Открытие багетной мастерской.

Одним из достаточно перспективных, но в тоже время не перенасыщенных конкурентами, направлений в современном малом бизнесе, является рынок продукции багетных мастерских. Даже с учётом кризиса, спрос на багеты и рамки ежегодно возрастает в среднем на 10-15%.
Доступность данного направления для начинающих предпринимателей объясняется, в первую очередь, отсутствием необходимости в получении лицензии. Ведь багетное направление относится не к производственной деятельности, а к художественно-реставрационным работам.

Достаточно высокий спрос на продукцию багетных мастерских , можно объяснить доступностью и популярностью фотосъёмки. А почти 60% фотографий оформляются в рамки. Постоянными клиентами багетных мастерских становятся, как физические лица - художники, дизайнеры, использующие багеты для обшивки зеркал или картин, так и юридические - хозяева кафе, ресторанов, гостиниц, ночных клубов, украшающие стены постерами или фотографиями.

Для открытия собственной багетной мастерской в первую очередь необходимо выбрать подходящее помещение. Его площадь должна составлять 25-100 кв. м. в зависимости от планируемых объёмов работы. Располагаться мастерская может в любом районе города. Основные функциональные требования к помещению - электроэнергия и хорошая освещённость. важно помнить, Так надо обратить внимание, что производство багетов сопряжено с шумом, поэтому стоит расположиться вдали от жилых домов, или установить звукоизоляцию.

Приобретение необходимого для мастерской оборудования обойдётся в 6-7 тыс. дол. На эти деньги следует приобрести гильотину (станок, разрезающий профиль багета до нужного размера), сшивной станок и степлеры. В случае освоения услуги по изготовлению лепных и фигурных рам придётся приобрести и специальные пилы, стоимостью 3-4 тыс. дол.

Штат багетной мастерской составляет в среднем 5-6 человек, а на начальном этапе может смело хватить и трех. Средняя зарплата опытного багетного мастера начинается от 15-30 тысяч рублей.
Для привлечения клиентов нужно использовать весь комплекс маркетинговых мероприятий: реклама в Интернете, объявления в газете, раздача флаеров, расклейка листовок. Хорошим маркетинговым ходом может стать проведение мастер-классов по изготовлению багетов собственными руками.

Годовой оборот багетной мастерской , нашедшей свою рыночную нишу и получающей корпоративные заказы, может достигать 50-200 тыс. дол. Рентабельность заказов колеблется от 30-40% для стандартных заказов до 200% и выше - для заказов индивидуальных.

Очень интересное Видео о том, как делают багеты:




Бизнес по изготовлению багетной продукции сегодня актуален и приносит неплохой доход. Но прежде чем приступить к организации этого дела, надо тщательно продумать бизнес-план багетной мастерской, просчитав все предстоящие расходы, исследовав рынок сбыта, рентабельность и потенциальную прибыль.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: от 650 тысяч рублей
Актуально для городов с населением: от 200 тысяч человек
Ситуация в отрасли: средний уровень конкуренции
Сложность организации бизнеса: 4/5
Окупаемость: 6 — 8 месяцев

«Baquette», в переводе с французского означает «прут». То есть, используя заготовки из разного материала в виде «прутов» или планок, можно обрамлять картины, фотографии, постеры, зеркала и многие другие предметы интерьера. В современном представлении багет имеет более широкое трактование, просто рама для оформления фотографии, или картины.

Багет в современном интерьере можно встретить помимо классического применения – в качестве обрамления ниш, проемов дверей, окон и других предметов интерьера. Спрос на багеты растет вместе с уровнем благосостояния населения. Все больше появляется людей, желающих использовать багеты в оформлении своих домов.

Описание бизнеса

Багетный бизнес имеет свои особенности. В нем освоение технологии изготовления багетной продукции занимает важное место, но не основное. Для багетчика важно обладать не только мастерством различных технологий, но и иметь творческие способности, художественный вкус, знать тенденции развития багетного бизнеса.

Багеты были известны еще в древних цивилизациях – в Древнем Риме, Египте. С появлением христианства багеты стали использовать в обрамлении икон и картин на религиозные темы. Иногда багеты стоили гораздо дороже самой картины. Для их изготовления использовались ценные породы деревьев, их инкрустировали драгоценными камнями.

И сегодня натуральные материалы считаются лучшими в изготовлении багетов. Дерево – классический материал багетных изделий. Оно имеет ряд преимуществ перед другими видами материалов:

  • уникальную, красивую текстуру живого дерева;
  • отлично поддается обработке, что позволяет изготавливать из него уникальные резные рамы, которые сами могут быть произведениями искусства;
  • служат многие десятилетия, не теряя своей привлекательности.

У древесного материала только единственный недостаток – он более дорогостоящий, чем пластик, алюминий и МДФ. Деревянные багеты в доме – это признак хорошего художественного вкуса его хозяина. Они всегда являются украшением любого помещения в доме: гостиной, холла, спальни.

Описание услуг

Багетная мастерская ориентирована в первую очередь на изготовление багетных рам по заказу. Рамы могут быть предназначены для оформления:

  • фотографий;
  • живописных картин;
  • графики;
  • вышивок и гобеленов;
  • зеркал.

Рамы изготавливаются из багетного профиля в деревянном, пластиковом или металлическом исполнении. Они могут быть выполнены в разных стилях, соответствующих интерьеру, где будут размещаться. Необходимо продумать ассортимент багетов, разных по материалу, ширине, оформлению поверхности (резные, гладкие, с рисунком).

Определяясь со спектром услуг надо иметь в виду, что больше половины заказов составляют багеты для оформления картин и графических работ.

В каталоге услуг заказчикам можно предложить дополнительные опции. Это работа, связанная с компьютерными технологиями:

  • увеличение фотографий;
  • усиление или изменение цветовой гаммы или фона фотографий.

Анализ рынка

Основной клиентской аудиторией этого бизнеса являются художники, фотографы и оформители различных интерьеров. Дело в том, что, несмотря на то, что багетный рынок в стране имеет довольно давнюю историю, в домашнем оформлении он не пользуется большим спросом, как, например, в европейских странах. Кроме того, в культуре простого народа не сформировалась потребность в качественных багетных рамах. Многие довольствуются ширпотребными рамками из пластика.

В больших городах багетные мастерские имеют довольно сильную конкуренцию и борются за клиентов. В провинции эта конкуренция меньше, но и спрос на багетную продукцию тоже меньше. Открывая мастерскую надо проанализировать покупательскую способность населения района и его потребности в такой продукции. Все-таки этот бизнес надо ориентировать на более обеспеченную социальную группу населения.

Но, в то же время багетное дело имеет довольно хороший потенциал для дальнейшего развития, так как число людей, желающих украсить свой быт, растет. Багеты – один из способов это сделать, не предпринимая кардинальных изменений в интерьере квартиры или дома.

Для бизнесмена положительными сторонами этого дела являются новизна и малоизученность направления, невысокая конкуренция и хорошие перспективы для развития.

Маркетинговый план

Факторами успешного продвижения багетной продукции являются следующие составляющие:

  • грамотная и своевременная реклама на разнообразных носителях: щитах, вывесках, листовках, буклетах;
  • привлечение СМИ;
  • разнообразие ассортимента, удовлетворяющее людей искусства – художников, профессиональных фотографов, антикваров, музейные организации, а также простое население;
  • подбор персонала, знающего багетное дело;
  • удачное расположение мастерской – исторический или культурный район города.

Продвижению продукции может способствовать не только реклама на различных носителях, но и участие в выставках прикладного искусства, в интерьерных показах, грамотно разработанный сайт с полной информацией о багетах, услугах мастерской и готовых работах с фото и с отзывами. Но, бесспорно, лучшая реклама – это качественная продукция, которая привлечет много заказчиков – ценителей добротных и эстетичных вещей.

Впоследствии, расширить возможности мастерской поможет сотрудничество с различными художественными салонами и творческой элитой города.

Производственный план

Для помещения мастерской рекомендуется помещение в пределах 80 кв. метров, с площадями для приема заказчиков и складов для заготовок и для готовой продукции. Но поначалу предпринимателям приходится ограничиваться меньшими помещениями. Ведь его аренда обходится в крупных городах значительными финансовыми расходами, что для нового бизнеса будет лишней нагрузкой.

Офис можно разместить в небольшом помещении в центре города, а мастерскую в собственном доме, или подсобном помещении. При размещении на производственных площадях необходимо выделить следующие зоны:

  • цех по нарезке багетов;
  • склад для хранения сырья;
  • склад для хранения готовой продукции.

Из оборудования можно купить те инструменты и приспособления, которые будут использоваться постоянно:

  • пила для резки багета;
  • машинка для паспарту;
  • стеклорез для нарезки стекла при оформлении графических, живописных, или вышитых картин и фотографий;
  • настольная гильотина для багета. Это специальный станок по нарезке планки по заданным размерам;
  • специализированная багетная дисковая пила. Она предназначена для нарезки металлических элементов и фигурных рамок;
  • сборочный станок.

Более дорогостоящее оборудование рациональнее приобретать после того, как бизнес станет приносить первые доходы. Но, с другой стороны, без специализированного оборудования трудно конкурировать с другими мастерскими.

Персонал

Изготовление багетных рам требует творческого подхода, наличие художественного вкуса и определенных навыков работы с материалом: древесиной, пластиком, металлом. Лучшим вариантом для мастерской будет привлечение в качестве специалистов – выпускников художественных и ремесленных училищ.

Они, имея специальное образование, не только смогут качественно собрать составные части рамы, но и предложить свое художественное решение той или иной работе. Для небольшой мастерской вполне достаточно одного мастера, но если работы будет много, то необходимо нанять двух специалистов, которые смогут работать посменно.

Штат сотрудников можно расширить по мере расширения самого бизнеса. Это могут быть:

  • менеджер по приемке заказов в офисе;
  • охранник;
  • оформитель-консультант.

Поставка материалов

Проблем с материалом – готовыми планками, на российском рынке сегодня нет. Лидерами по производству багетных планок являются Италия, Франция, Чехия, Германия и Испания. Можно заказывать поставки от менее дорогих производителей – из Китая, Турции, Кореи. Отечественные производители тоже есть, но они производят стандартные, мало примечательные деревянные профили. У заказчиков же большим спросом пользуются новинки багетной продукции, выполненные из полиуретана, пластика или алюминия.

Багетный материал представляет собой стандартный трехметровый профиль, изготовленный из древесины, пластика или метала. Стоимость профиля зависит от материала и производителя. Наиболее дорогостоящий – деревянный профиль.

Чтобы не зависеть от поставщиков, можно заняться изготовлением профиля самостоятельно. Но тогда потребуется деревообрабатывающее оборудование и большие площади под деревообрабатывающие станки. Для начинающего багетчика это рискованное предприятие, с вложением больших финансовых средств, тогда как не известно, как пойдет бизнес.

Кроме непосредственного профильного материала в виде багетных планок для рам необходимы разные виды крепежа. Качественный крепеж и фурнитура – надежность и безопасность использования багета. Это:

  • рамные подвесы;
  • D-кольца;
  • крючки Toly;
  • уголки.

У каждого из производителей багетных планок есть свои крепежи и фурнитура.

Организационный план

Для открытия мастерской потребуется регистрация предпринимательской деятельности. Лучшим вариантом будет оформление ее в виде ИП с единым подоходным налогом . Для этого необходимо:

  • написать и зарегистрировать заявление в налоговой инспекции;
  • встать на учет в статистической службе;
  • открыть банковский счет;
  • заказать печать;
  • оплатить госпошлину в сумме 1000 рублей.

Плюсом в организации багетного бизнеса является то, что на него не надо лицензии.

Финансовый раздел

Для открытия мастерской по изготовлению багетной продукции необходим первоначальный капитал для закупки оборудования, рекламы, аренды помещения, закупки сырья. Например:

  • закупка оборудования – 200 000 – 250 000 руб.;
  • обеспечение рекламы – 10 000-20 000 рублей;
  • аренда помещения – 20 000 – 30 000 рублей;
  • закупка материала – 250 000-350 000 рублей.

Ежемесячные затраты:

  • аренда помещения – 30 000 рублей;
  • оплата труда работников – 50 000 – 100 000 рублей;
  • оплата коммунальных услуг – 10 000 рублей.

Итак, для открытия мастерской необходимо внести 650 000 рублей, что представляет довольно большую сумму. Ежемесячные расходы составят 140 000- 150 000 рублей.

Чтобы посчитать рентабельность багетного бизнеса надо определить производительность смены и среднюю стоимость рамки. Эти подсчеты весьма условны, так рамки не могут быть все одинаковых размеров, фактуры и уровня сложности. Но если представить, что каждая рамка будет стоить 1000 рублей, а за смену один мастер может сделать 15-20 рамок, то в месяц можно получить от реализации рамок около 500 000 рублей. На самом деле в первые месяцы становления бизнеса такой суммы не стоит ожидать. В среднем это 150 000- 200 000 рублей.

Окупаемость багетной мастерской происходит в течение 6-8 месяцев. Реально время окупаемости зависит от оборота продаж цен на багеты. Желая окупить затраты как можно быстрее, некоторые предприниматели завышают стоимость продукции, особенно на дорогостоящих заготовках. Это приводит к тому, что клиентов становится меньше. И наоборот, более доступные цены привлекают как элитных заказчиков, так и оптовых покупателей. Но, делая рамки дешевыми, можно не получить вообще никакого дохода и работать себе в убыток.

Анализ и страхование рисков

Разрабатывая бизнес-план необходимо уделить внимание потенциальным рискам и страхованию предприятия.

Под рисками для бизнеса можно понимать угрозы потерь доходов из-за различных негативных факторов:

  • техногенных;
  • финансовых;
  • предпринимательских.

Техногенные риски – это потенциальные аварийные ситуации, в результате которых может пострадать бизнес. Предпринимательский риск связан с потерями ресурсов, возникающих в результате производственной и коммерческой деятельности предприятия. Финансовые риски разделяются на три группы, которые связаны:

  • с покупательской способностью потребителей;
  • с инвестициями;
  • с выбранной формой организации бизнеса.

Зная потенциальные риски, предприниматель может заранее подготовить свои действия, чтобы минимизировать их. Один из реальных способов снижения рисков – страхование бизнеса.

Заключение

Итак, есть ли смысл заниматься багетным бизнесом? Бесспорно, это дело не для дилетантов. Для того чтобы заняться багетами надо в первую очередь потенциальному предпринимателю самому быть творческим человеком, иметь художественную подготовку. Кроме того, он должен досконально изучить этот бизнес, все его нюансы и подводные камни.

В исследовании этого вопроса поможет тщательная разработка бизнес-плана багетной мастерской, где следует подробно рассмотреть все нюансы этого дела. Чтобы изготовление багетов стал прибыльным и перспективным, важно не только знать технику изготовления, но и тонкости моделирования рамок и многое другое, связанное с оформительским мастерством.

(Еще нет голосов, оставьте первым)

  • В этой статье поговорим о некоторых психологических аспектах создания логотипа. Логотип-это больше чем красивая картинка. Логотип- это мощный инструмент воздействия на разных уровнях и важно понимать, как он будет восприниматься человеком.

Цвет

Неосознаваемое влияние цвета на человека можно использовать для того, чтобы улучшить узнаваемость бренда, повысить эффективность рекламы, вызвать нужные ассоциации, реакции, дать импульс к покупке. Восприятие цвета, безусловно, индивидуально. Оно зависит от личного опыта, социальных, культурных и других факторов, но существуют общие закономерности воздействия цвета на психику, которые нужно учитывать.

Яркие цвета, особенно красный, прекрасно подходят для привлечения внимания. Именно на красные оттенки глаз обращает внимание в первую очередь. Красный цвет крови и опасности. Он вызывает ощущение срочности, стимулирует кровообращение.

Холодные оттенки имеют противоположный эффект. Они, как правило, успокаивают и расслабляют. Особенно хорошо воспринимаются людьми синий и зеленый. Их уместно применять в медицинской и финансовой сфере, потому что они ассоциируются с надежностью. Но чрезмерное увлечение синим, может подействовать угнетающе. Как и во всем - важна мера.

Желтый и оранжевый цвета хорошо работают акцентами. Фиолетовый - это цвет духовности, роскоши и богатства. Этот цвет может добавить авторитета в образ молодой компании.

Черный и белый доносят до сознания важные моменты и акцентируют внимание на такой детали логотипа как текст.

Форма

Так же подсознательно, как и на цвет, мы реагируем на форму. Линии изогнутые или прямые могут вызвать те или иные подсознательные реакции. Даже одна простая линия может передать идею, как например изогнутая линия в логотипе Nike.

Округлые формы обращаются к эмоциональной сфере. Кольца ассоциируются с любовью, браком и отношениями, дружбой, заботой и поддержкой.

Треугольники и квадраты символизируют баланс и стабильность. Их прямые линии и углы указывают на структуру и надежность, что делает их подходящими, для передачи таких посылов как профессионализм, организованность и эффективность. Их можно использовать в сочетании с другими формами, чтобы сделать более интересными визуально.

Горизонтальные и изогнутые линии имеют более женственный оттенок, они создают ассоциацию со спокойствием и тишиной, движением и счастьем.

Вертикальные линии более агрессивны по своей природе и имеют гораздо больше мужской энергии, как и у всех прямых линий и углов. Вертикальные линии смелые и сильные.

Шрифт


Шрифтов существует огромное количество и совершенно разных типов. В последнее время очень широко используются так называемые рубленные шрифты. Они хорошо читаются и узнаются, достаточно лаконичны. Их хорошо использовать, если хочется сказать о профессионализме и традиционности компании. Они практически беспроигрышны, но этим шрифтам немного недостает индивидуальности и сенсационности. С этим могут помочь специально разработанные, уникальные шрифты. Такие шрифты более выигрышны, чем стандартные. Они помогут задать нужное настроение, подчеркнуть индивидуальность бренда.

Символизм в шрифтах практически тот же, что и в формах- шрифты с более изогнутыми линиями, как правило, имеют более женский характер, более угловатые шрифты тверже и мужественнее.

Каждая составляющая логотипа имеет смысл. Он может быть тонким и работать на подсознании, а может быть открытым. В процессе создания логотипа нужно опираться на психологию цвета, формы, шрифта и это позволит создать логотип, который будет соответствовать всем целям бренда, создавая визуальную преемственность и эмоциональный отклик.

Майя Голованова , хороший дизайнер , Brandbakeryhttp://brandbakery.ru/test-blog-zapis-2/

ПРИМЕРЫ ШРИФТОВ В ЛОГОТИПАХ НАШИХ КЛИЕНТОВ





Ассоциируется с продукцией бренда и является одним из важнейших средств коммуникации компании с потребителями.

Согласно последним исследованиям психологов, правильно подобранный шрифт задает человеку настроение во время чтения текста. В действительности, одно и то же слово, набранное разными шрифтами, будет совершенно по-разному восприниматься. К тому же, необходимо помнить о целевой аудитории, для которой создается рекламное сообщение.

Например, деловые партнеры вряд ли оценят легкий игривый шрифт, а дети не будут в восторге от строгой прямой надписи.

Влияние шрифта на эмоциональное восприятие потребителем бренда

Психологи выделяют несколько следующих типов шрифтов по их влиянию на настроение потребителей.

Прямые вытянутые шрифты

Сообщают деловое настроение и являются практически универсальными шрифтами. Тем не менее, следует учитывать, что прямой шрифт будет неуместен для немассовой и оригинальной продукции, которую необходимо выделить среди конкурентов. Здесь он может показаться скучным и безликим, если не обыграть его необычным цветовым решением.

Строгие квадратные шрифты

Преимущественно используются в дизайне рекламы промышленных продуктов, технологий и социальной рекламы. Здесь неуместна легкость и простота, эти шрифты призваны настроить человека на серьезность предоставленной информации. Они создают впечатление важности и авторитетности, поэтому рассчитаны на привлечение партнеров по бизнесу и инвесторов.

Округлые шрифты

Передают чувство комфорта и уюта. В то время как квадратные шрифты выглядят суровыми, округлые положительно воспринимаются как доброе отношение бренда к потребителям.

Наклонные шрифты с виньетками

Чаще всего используются для рекламы товаров, у которых целевая аудитория девушки и женщины. Наклонные шрифты вызывают чувство легкости и красоты. Так рекламируют салоны красоты, магазины одежды и косметики. Курсив облегчает восприятие информации, и она выглядит менее важной. Поэтому курсивом выделяют примечания и авторские отступления.

Рукописные шрифты

Не подходят для наружной рекламы так же, как и наклонные шрифты – их сложно читать, если выбран большой размер букв. В то же время, они отлично подходят для того, чтобы подчеркнуть эксклюзивность товара или услуги. Рукописные шрифты используют при рекламе адвокатских и консалтинговых услуг, врачебной практики, для написания пригласительных, при проведении политических пиар-акций. Они вызывают чувство доверия и придают большую достоверность информации.

Стилизованные декоративные шрифты

Шрифты, выглядящие как граффити или готические надписи, стоит использовать только там, где они будут нести соответствующую смысловую нагрузку. Например, совершенно неуместно использовать готический шрифт для рекламы парикмахерской или детского магазина. В то же время, он будет хорошо смотреться на вывеске тематического бара.

Самые популярные шрифты

1. С засечками: Baskerville, Didot, Garamond, Georgia, Times. Ассоциации: традиционный, утонченный, практичный, формальный.

2. Без засечек: Avenir, Futura, Gill Sans, Helvetica, Verdana. Ассоциации: современный, чистый, геометрический, универсальный.

3. Рукописные: Buttermilk, Edwardian, Isabella, Snell Roundhand, Zapfino. Ассоциации: элегантный, классический, утонченный, стильный.

4. Брусковые: Clarendon, Copse, Josefin, Museo, Silverfake. Ассоциации: современный, модный, дружественный, цельный.

Отличие восприятия шрифта с засечками и без них

Шрифты с засечками (serif) читаются легче в печатных работах. Засечки увеличивают контраст между буквами и делают их отличительными. Так нашему мозгу легче распознать букву. Читая шрифт без засечек, мозг тратит больше времени на то, чтобы опознать букву, потому что ее форма не такая отличительная.

Шрифты без засечек (sans serif) лучше использовать для интернета. Также sans serif шрифт хорошо смотрится в наружной рекламе, так как не теряет своих свойств при увеличении. Его часто используют для того, чтобы привлечь внимание. Шрифт без засечек хорошо смотрится и в маленьком размере, но для основного текста лучше использовать с засечками – он не вызывает быстрой усталости.

40% заголовков интернет-изданий написаны с использованием шрифтов с засечками. 66% сайтов используют шрифт без засечек для основного текста.

Существует мнение, что примером удачно выбранного шрифта является такой шрифт, на который читатель не обращает внимания.


Восприятие шрифта в составе логотипа

Всего 6% интернациональных брендов используют в качестве логотипа картинку. 56% используют комбинацию текста и изображения, а логотипы оставшихся 37% брендов – это надписи. Таким образом, подавляющее большинство компаний используют текст при создании логотипа. Нельзя пренебрегать значением шрифта и необходимо уделять достаточно времени созданию логотипа с таким шрифтом, который будет лучше всего сообщать человеку философию бренда.

Логотип, где текст помещен в квадрат или круг, ассоциируется с уверенностью, в эллипсе – с творческим подходом. Перевернутый треугольник выглядит как призыв к действию, а диагональное расположение текста ассоциируется со скоростью и стремительностью.

Лучший шрифт для восприятия

63% используемых шрифтов в логотипах компаний – без засечек. Самый популярный среди них – Helvetica. Этот шрифт используется в 21% лого-надписей. Среди них такие крупные компании как Saint Laurent, Comme des Garsons, HBA, colette.

Helvetica считается лучшим шрифтом для восприятия. Мы тоже «примерили» его к нашему логотипу.

  1. Для наружной рекламы подходят жирные крупные шрифты, которые легко читаются и контрастируют с фоном. Если рекламу будут читать с расстояния 5 метров, то буквы должны быть не менее 5 см в высоту.
  2. В одном рекламном сообщении не стоит использовать более трех разных шрифтов. У читателя может возникнуть ощущение разрозненности идей, и он будет плохо воспринимать материал.
  3. Для общей целевой аудитории идеальный размер кегля – 11-12 пунктов. Если целевая аудитория люди 60+ лет, им больше подойдет шрифт 18 кегля и больше. Для рекламного заголовка лучше использовать кегль от 14 до 30.
  4. Текст рекламного сообщения, набранный заглавными буквами, тяжело воспринимается, т.к. читается буква за буквой. Также плохо читается витиеватый шрифт на пестром фоне.
  5. Важную роль играет тот факт, что человек читает не отдельные буквы, а группы букв или все слово целиком. Поэтому шрифты с засечками легче читаются в печатных рекламных материалах – буквы выглядят более раздельно.
  6. Разная длина строк может ускорять или замедлять чтение. Необходимо обращать внимание не только на тип шрифта, но и на расстояние между буквами, строчками и т.д.

В условиях сокращения объема рукописных документов люди вынуждены искать новые подходы для передачи своих мыслей с использованием электронных средств печати. Компьютерная техника дает почти неограниченные возможности самовыражения. Подчас важно обратить на себя внимание за счет употребления необычного шрифта, а иногда следует придерживаться существующих норм и правил.

Мы только начинаем осмысливать психологическое воздействие шрифта. Постепенно осознаем, что как приветственное сообщение автоответчика или мелодия вызова мобильного телефона характеризуют систему ценностей их владельца, так и выбор шрифта в различных контекстах сам по себе приводит к передаче некоей самостоятельной информации. Шрифт служит формой социального кодирования, обнаруживая принадлежность человека к тем или иным классам и группам («показной и напыщенный» или «уравновешенный и изящный»).

Для анализа воздействия шрифтов применимы некоторые графологические принципы, но такой подход будет не совсем корректным. Почерк принадлежит конкретной личности, а шрифты производятся и распространяются третьими лицами.

Для оценки критериев, влияющих на выбор шрифтов для достижения различных психологических эффектов, было проведено специальное исследование. Опрошены разработчики шрифтов, консультанты по созданию графических символов, книгоиздатели и пользователи текстовых процессоров. Цель - выявление традиций, принципов и тенденций предпочтения шрифтов; помощь в выборе типов шрифтов, наилучшим образом отвечающих конкретным задачам; выяснение эмоциональных или психологических ассоциаций, вызываемых шрифтовыми наборами.

Графологи и разработчики соглашаются, что выбор стиля шрифта сопровождается передачей некоего собственного значения, независимо от того, используется эффект намеренно или нет. Считается, что эффект применения конкретного шрифта в известном смысле зависит от контекста, а также от характеристик воспринимающей личности. Это влияние подсознательно. В идеале печатный текст и само сообщение должны дополнять друг друга, иначе получается несоответствие - человек говорит одно, а выражение лица или тон его голоса обнаруживают противоположное. Многие люди используют конкретный шрифт, потому что он им нравится, или просто потому, что он установлен в их текстовом редакторе, не представляя себе получателя сообщения - человека, который прочтет созданный ими текст.

Считается, что некоторые типы шрифтов передают специфические качества и характеристики.

По устоявшемуся мнению многих экспертов, строгие прямолинейные и шрифты, обладающие «машинными», «техническими» качествами, привлекательнее для мужчин, а у женщин фаворитами являются более округлые и пышные шрифты с выраженными «хвостиками». Антиквенные шрифты типа Times, Times New Roman и Palatino менее сексуально определены, поскольку сочетают мужскую авторитарность с органичным, гуманистическим стилем, более притягательным для женщин.

Гарнитуры с большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как дружественные и «человечные», возможно, потому, что их начертание подражает образу человеческого лица.

Прямолинейные и угловатые шрифты ассоциируются с непреклонностью, жесткостью; они характеризуются холодностью, безликостью и механистичностью. В терминах психоанализа их определяют такие выражения, как «эмоционально зажатый» или «крепкий задним умом».

Шрифты типа Courier являются устаревшими и связываются с написанием простых писем и «компьютерными распечатками» - они весьма безлики и в некоторых случаях рассматриваются как подставленные «по умолчанию». Иногда эти шрифты используют старшие администраторы и секретари, испытывающие скрытую ностальгию по ушедшей эре пишущих машинок и копирки, или журналисты старой школы, ассоциирующиеся с виски, сигаретами и лампами «гусиная шейка», горящими далеко за полночь. Эти шрифты вызывают образы старых машинописных писем, которые обычно приходили из госучреждений в 70-х годах.

Антиквенные шрифты (с засечками) типа Times, Times New Roman и Palatino - это компромисс между старым и новым. Четкие и достаточно простые, они обладают хорошо выраженной формой и округлостью, намекающей на неоклассическую традицию и преемственность. Они вызывают чувство доверия, поэтому являются фаворитами у адвокатов и уважаемых представителей традиционного бизнеса.

Шрифты Sans Serif (без засечек), такие как Arial, Modern и Univers, обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием. Они несут в себе современное общее начало и являются надежным выбором для тех, кто жаждет гармонии и не озабочен самовыражением посредством шрифтового оформления. Arial наиболее часто выбирается для личной переписки.

Шрифты рукописного стиля - это попытка передать дружелюбие и близкие отношения. В свое время эти шрифты использовались банками, желающими избежать ощущения «казенности» путем имитации в письмах «персональной подписи». Используя рукописные стили, крупные корпорации ставят задачу казаться более дружелюбными, «близкими к народу», скрывая холодное безличие и реакционность. Им следует пользоваться такими шрифтами с осторожностью, чтобы у читателя не возник вопрос: «Откуда такие приязнь и фамильярность?».

Автобиографии и заявления о приеме на работу. Здесь все зависит от характера профессии и предполагаемого числа претендентов. Неправильно выбранный шрифт может подорвать доверие к претенденту, поэтому простота восприятия и читабельность имеют первостепенное значение. Шрифты Times, Times New Roman, Palatino пригодны для претендентов на более консервативные или традиционные должности, a Helvetica, Verdana, Arial, Modern, Univers - при обращении в молодые фирмы, если автору желательно создать ощущение современности.

Courier следует избегать - это выглядит, как появление на интервью в старых изношенных ботинках. Такой претендент может быть воспринят как «деревенщина» или «не от мира сего». Есть специфические обстоятельства, когда конкуренция настолько жестка, что выгоднее нарушить традиции и выделиться намеренно, однако следует непременно позаботиться о том, чтобы выбранный шрифт не выставил претендента в ложном свете - как безвкусного человека, старающегося привлечь к себе внимание.

Любовное письмо. Более «очеловеченные» шрифты с круглыми «О» и «хвостиками» кажутся дружественными и нежными. Шрифт Mayday - «красиво округленный, мягкий и привлекательный» - характеризуется как очень «влекущий». Курсивные шрифты, вызывающие ассоциации со старым каллиграфическим стилем, по-видимому, обладают качеством эмоционального смягчения - автор как бы наклоняется, чтобы поговорить с читателем лично. Шрифт ITC Humana Serif Light обладает многими из упомянутых качеств. Использование таких шрифтов может служить подспорьем в романтических отношениях.

Письмо о прекращении взаимоотношений. Здесь уместен шрифт Times - для выражения недвусмысленности без излишней резкости. Подойдет и мягкий курсив, но у адресата может непреднамеренно возникнуть ложная надежда. При неоправданном использовании курсива или рукописных шрифтов читатель может почувствовать покровительственный тон или намерение им манипулировать. Шрифты Verdana или Hoefler Text вызывают легкое ощущение оптимизма без утраты чувства уважения. Для письма тем, кто не хочет поверить в отказ, подойдут Courier или более жесткие «технические» шрифты, не оставляющие места для неверного истолкования или отступления - «бизнес есть бизнес».

Требование. Например при требовании возврата долга. Это прозрачный намек на потаенную мощь - тем, у кого есть большая дубина, нет нужды о ней кричать. Здесь уместен шрифт малого или среднего размера. Даже мелкий Courier справится с задачей, поскольку указывает на четко выраженное намерение и возможности автора пренебречь вопросами элегантности шрифта и подразумевает также, что «настоящее сообщение не требует ответа...прислушайтесь, иначе...да, кстати, - ваши соображения или; отношение к данному письму не имеют никакого значения и т. п.».

Благодарственное письмо. Здесь используются прямые, ровные и живые шрифты - например Geneva. Простой мелкий шрифт затрудняет восприятие, поскольку читатель должен сконцентрироваться для его осмысления, подсознательно предполагая, что вы так высоко цените свою благодарность, что выдаете ее малыми порциями.

Письмо об уходе в отставку. Если работа вам нравилась, подойдет профессиональный и при этом привлекательный шрифт, такой как New York или Verdana. Если же работа была сущим адом, то для спокойного ухода подойдет стандартный Times New Roman или Arial, a для выражения нечеловеческой холодности выбирайте Courier New.

В то время как разработчики постоянно пытались «освоить новые территории», создавая такие неуравновешенные шрифты, как Bliss или Hushka, доходчивость вновь вышла на повестку дня с появлением таких классических гарнитур, как Helvetica, Fmtiger. За последние годы возросла популярность подстраиваемых шрифтовых наборов, поскольку рекламодатели стали осознавать, что тип выбранного шрифта имеет самое непосредственное отношение к восприятию информации. Рекламное агентство Mailshot сообщало о внимании клиентов к соответствию шрифта духу рекламной кампании.

Интересно отметить, что книгоиздательская промышленность не сумела применить эти идеи для печати романов разных жанров. В одном еще не опубликованном исследовании изучались шрифты, применяемые в пользующейся спросом популярной литературе, и исследователи пришли к заключению: «Издатели дешевой романтической литературы почти повсеместно игнорируют основные принципы создания книги. Классические шрифты, такие как Bembo, Baskerville и Palatino, выбираются без какого бы то ни было учета содержания книги.