Kpi транспортной логистики. Как повысить эффективность транспортного предприятия

Т ермин KPI уже вошел в лексикон логистиков. Это подтвердил прошедший недавно второй Украинский логистический форум, организованный компаниями Conference House, «Стратегический партнер» и др. Более того, логистики активно применяют KPI в. своей практике.

После моего доклада на форуме (он был посвящен практике применения KPI-показателей для эффективного управления запасами предприятия) из зала звучали вопросы, по которым было понятно, что мои слушатели сталкиваются с этой проблематикой ежедневно. А потому их интересуют детали использования и применения ключевых показателей деятельности логистики, а не сама концепция и методика, как это было раньше!

Основной целью использования системы KPI-показателей в логистике является мониторинг, контроль и оценка эффективности работы логистической системы в целом. Ведь ответ на вопрос о конкурентоспособности логистики на предприятии лежит именно в оценке эффективности ее работы. Причем важность оценки подчеркивается не только собственниками, директорами, руководителями предприятий, но и самим логистическим персоналом. Для менеджеров по логистике основным параметром мотивации часто служит именно эффективность, а не результативность работы. Практический инструментарий разделения и классификации KPI-показателей базируется на известной менеджерской концепции «4Е» и выглядит следующим образом.

Так как же оценить эффективность логистики с помощью KPI-показателей? Практика показывает, что можно выделить четыре направления, или этапа, процесса оценки:

  • — внутренняя оценка (анализ относительной динамики ключевых показателей);
  • — внешняя экспертная оценка (например, с помощью логистического аудита);
  • — бенчмаркинг (с помощью предприятия-партнера по процедуре бенчмаркинга);
  • — открытые отраслевые стандарты, референтные модели и данные.

Теперь подробнее об этих направлениях оценки эффективности. Внутренняя оценка, как я уже и отмечал, широко используется логистиками. Улучшение динамики логистических показателей, например, по уровню предоставляемого логистического сервиса или проценту логистических затрат в себестоимости продукции, является очевидной демонстрацией повышения эффективности работы логистического подразделения. Наиболее часто применяемый практический инструментарий во внутренней оценке носит название «каскадирование».

Что же делать, если существующая позитивная динамика логистических показателей все же не приводит к созданию устойчивого конкурентного преимущества и, возможно, логистика у конкурентов эффективнее? В таком случае обычно анализ эффективности декомпозируется на функциональные направления логистики: склад, транспорт и управление запасами. Более детальное изучение бизнес-процессов, поиск скрытой неэффективности происходит уже с помощью KPI-показателей второго уровня, количество которых не ограничивается только пятью или шестью наименованиями. Для объективного изучения ситуации и беспристрастной оценки, как показывает мой опыт, лучше приглашать внешних специалистов-консультантов и проводить с ними так называемый «логистический аудит». Процедура особенно полезна, когда функциональные эксперты дают свое заключение по отдельным логистическим направлениям. Роль руководителя подразделения логистики заключается в интеграции сделанных выводов с учетом существующих организационных требований и ограничений.

На схеме показан пример «резюме» эксперта по проведенной им процедуре оценке эффективности метода прогнозирования, применяемом на предприятии.

Эффективностью прогнозирования считаем отношение целевого показателя при фактическом методе прогнозирования к максимально возможному значению показателя для рассмотренных методов (скользящее среднее).

Э = 1,55: 1,58 = 98,26%

Проведенный логистический аудит, несомненно, даст существенное увеличение эффективности работы всех логистических процессов и выведет показатели эффективности логистики предприятия на более высокий уровень. Но тем не менее набора целевых KPI-показателей «лучшей практики» получено не будет. Такой набор показателей «для сравнения» может быть сформирован в результате проведения процедуры бенчмаркинга, например, с аналогичным предприятием из ближнего или дальнего зарубежья, не являющимся вашим прямым конкурентом. Из своей практики могу назвать опыт успешного проведения процедуры бенчмаркинга с венгерским предприятием. По бенчмаркингу логистических процессов мы контактировали также с предприятиями Германии и Дании. Обмен информацией, опытом и знаниями с предприятиями-партнерами был, конечно же, взаимовыгодным и двусторонним. В итоге каждый из участников получил четкую оценку-сравнение цифровых значений показателей эффективности, параметров логистических процессов и общую оценку эффективности логистики в целом. Методика наших совместных действий отражала пошаговую схему формирования KPI-показателей в целом.

Подобной деятельностью в отраслевых масштабах для сторонних организаций занималась российская компания Best Practice совместно с Координационным советом по логистике (г. Москва). Одной из компаний, где я работал, довелось поучаствовать в межотраслевом конкурсе, проводимом данными организациями, по лучшему управлению складскими ресурсами. За основу системы ключевых показателей брались лучшие значения параметров систем управления складскими ресурсами компаний-участников конкурса. В результате каждый из конкурсантов смог оценить как эффективность своей складской логистики в целом, по отношению к другим компаниям отрасли, так и по отдельным элементам организации склада.

Референтные модели. Оценка эффективности может быть интегрирована в ERP-систему, уже внедренную или внедряемую на предприятии. В таких известных продуктах, как SAP, Oracle, корпоративные или референтные модели основных бизнес-процессов имеют разработанную систему оценки эффективности их работы.

Возвращаясь к наверняка интересующему читателей вопросу взаимосвязи оценки эффективности работы логистики с мотивацией логистического персонала, хочу привести вариант методики формирования материальной составляющей мотивации с помощью идеологии KPI-показателей (см. таблицу).

Таким образом, мотивация строится на количестве показателей не больше пяти, чтобы материальный стимул достижения целевых показателей был весомым для менеджера по логистике. Алгоритм процесса «развесовки» показателей для мотивации логически следует из схемы 4.

KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов Клочков Алексей Константинович

4.3.5. KPI для подразделения Отдел логистики

Применение системы KPI для оценки работы отдела логистики позволит повысить эффективность перевозок, сократить время доставки продукции, снизить затраты на ее транспортировку.

Из книги Логистика: конспект лекций автора Мишина Лариса Александровна

1. Понятие и сущность логистики Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника

Из книги KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов автора Клочков Алексей Константинович

2. Функции и задачи логистики Различают два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с управлением движением материальных ценностей в области снабжения производства и распределения.В сфере снабжения – это управление

Из книги автора

3. Основные понятия логистики Понятие логистической системы является главным в логистике. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами, является логистической.

Из книги автора

4. Факторы и тенденции развития логистики В промышленно развитых странах интерес к проблемам развития логистики связан с причинами экономического характера. Развитие логистики предопределили следующие факторы: повышение требований к качественным характеристикам

Из книги автора

5. Основные принципы логистики В целях освоения логистики и ее совершенствования при некоторых фирмах создаются консультативные центры. Развитие логистики осуществляется во взаимосвязи с развитием концепции логистики и ее принципов. Важнейшее значение при разработке

Из книги автора

9. Основные понятия информационной логистики Существенным фактором реализации мероприятий, направленных на повышение экономической позитивности производства и сбыта, по праву можно считать логистику. В деле рационализации этих структур деятельности может быть

Из книги автора

1. Сущность и содержание производственной логистики Предприятие на современном этапе развития рассматривается в долговременной взаимосвязи с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции, оно должно являться частью отлаженной логистической системы для

Из книги автора

1. Цели, задачи и функции распределительной логистики Главная цель распределительной логистики – доведение товара до потребителя с минимальными издержками.Распределительная логистика представляет собой планирование и контроль над физическим перемещением материалов

Из книги автора

4. Правила распределительной логистики Для решения стоящих перед распределительной логистикой задач необходимо придерживаться определенных правил.Во-первых, нужно отметить, что внутри распределительной логистики нет ни ресурсов, не результатов, а только вне ее.

Из книги автора

4.1.4. KPI для подразделения Отдел продаж Целями использования KPI для сотрудников отдела продаж являются увеличение объема продаж, увеличение выручки на одного покупателя и пр. Ниже приведен один из возможных

Из книги автора

4.1.5. KPI для подразделения Отдел логистики Один из возможных KPI для оценки эффективности работы руководителя отдела логистики, преследующего цель - повысить прибыльность экспедиционных

Из книги автора

4.1.5.1. Должность – Руководитель отдела логистики KPI – Процент выполнения плана по прибыли от экспедиционных услуг, %.Формула расчета: (Пр.факт./Пр.пл.) ? 100%,где Пр.факт. – фактическая прибыль от экспедиционных услуг;Пр.пл. – плановая прибыль от экспедиционных

Из книги автора

Из книги автора

4.2.5. KPI для подразделения Отдел по работе с клиентами Основная цель применения KPI в данном случае - повысить качество обслуживания

Из книги автора

4.3.3. KPI для подразделения Финансовый отдел В данном случае цели – увеличение прибыли от финансовых и коммерческих операций, повышение эффективности использования активов и

Из книги автора

4.3.5.1. Должность – Руководитель отдела логистики KPI Прибыль от экспедиционных услуг на одного работника, тыс. руб.Формула расчета: Пр.эк.усл./Nраб.,где Пр.эк.усл. – прибыль от экспедиционных услуг; Nраб. – количество работников отдела.KPI Средневзвешенное время доставки

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям логистическую систему, прежде всего стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность. За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность. Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей, к которым обычно относятся:

  • общие логистические издержки;
  • качество логистического сервиса;
  • продолжительность логистических циклов;
  • производительность;
  • возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели можно назвать ключевыми или комплексными показателями эффективности логистической системы . Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенчмаркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.

Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности логистической системы называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.

Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей.

Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе.

В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:

  • затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);
  • ущербы от логистических рисков;
  • затраты на логистическое администрирование.

Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми в западном бизнесе являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.

Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в логистической системе в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на:

  • управление запасами (20-40%);
  • транспортные расходы (15-35%);
  • расходы на административно-управленческие функции (9-14%).

За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.

Известный американский консультант в области логистики Герберт В. Дэвис в течение нескольких лет отслеживал логистические издержки в промышленности США на складирование, перевозку, управление заказами/обслуживание клиентов, управление распределением, а также управление запасами как неотъемлемую часть конечной цены продукции и потребительского сервиса. В 2007 г., например, структура логистических затрат, выраженных в долях (%) продаж, выглядела следующим образом: перевозка готовой продукции - 4,08%; складирование - 2,40; управление обслуживанием/ заказами клиентов - 0,55; управление распределением - 0,36; стоимость хранения запасов (при 18%-ной учетной ставке) - 1,81% - общее количество 9,02%. Структура затрат (в долл. на сто фунтов веса продукции): перевозка готовой продукции - 13,24; складирование - 10,79; управление обслуживанием / заказами клиентов - 4,07; управление распределением - 2,53; и стоимость хранения запасов при 18%-ной учетной ставке - 18,13. Общая сумма составила 47,48.

Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:

  • логистические издержки в отношении объема продаж;
  • отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек;
  • логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли;
  • логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;
  • логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прогнозируемых затрат.

Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о логистической производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности использования финансовых ресурсов компании.

Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:

  • неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек;
  • наличием в отечественном бизнесе «двойной» бухгалтерии, «черного нала», закрытостью финансовой информации для партнеров в логистической системе и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.;
  • отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д. Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах «услуга» и «сервис».

По существу подавляющее большинство логистических операций/функций является услугами, поэтому логистический сервис можно определить как процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.

Посредники, действующие в логистической системе, являются в основном предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым продвигаемым и продаваемым на различных участках логистической сети. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, экспедиторы, оптовые и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании и т.п. При этом стоимость логистических услуг может значительно превосходить затраты непосредственно на производство продукции.

Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями являются:

  1. Неосязаемость сервиса. Поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить.
  2. Покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг.
  3. Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.
  4. Покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги.
  5. Сервис - деятельность, и поэтому он не может быть тестирован прежде, чем покупатель его купит.

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса при анализе и проектировании логистической системы должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.

В отношении логистического сервиса, на наш взгляд, более подходит определение качества как «степени несоответствия между ожиданиями заказчиков и их восприятием таких критериев, как реальность, надежность, живой отклик, компетентность, вежливость, доверие, безопасность, коммуникабельность, понимание заказчика. Соответственно те компании, в которых клиент чувствует наиболее полное присутствие данных характеристик, он воспринимает как компании с наивысшим качеством».

Наиболее важные компоненты (параметры) измерения качества сервиса :

  • осязаемость - физическая среда, в которой представлены сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид персонала и т.п.;
  • надежность - исполнение «точно в срок», т.е., например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение;
  • ответственность - желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;
  • законченность - наличие требуемых навыков, компетентности, знаний;
  • доступность - простота установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания логистических услуг;
  • безопасность - отсутствие опасности, риска, недоверия (например, сохранность груза при транспортировке);
  • вежливость - поведение поставщика сервиса, корректность персонала;
  • коммуникабельность - способность разговаривать на языке, понятном покупателю;
  • взаимопонимание с покупателем - искренний интерес к покупателю, умение понять его нужды (требования).

Спецификация параметров качества логистического сервиса и выбор методов (способов) их оценки и контроля являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами в логистическом администрировании.

Важнейшим комплексным показателем эффективности логистической системы является продолжительность полного логистического цикла - время исполнения заказа потребителя (покупателя). Использование этого показателя (или его отдельных составляющих) обусловлено требованиями корпоративной стратегии, если в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности фирмы выбирается время.

Комплексный показатель - производительность (результативность) логистической системы - определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в логистической системе, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в логистической системе.

В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например:

  • число обработанных заказов в единицу времени;
  • грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;
  • отношение типа «вход-выход» для отражения динамики выпуска продукции и документооборота;
  • отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала;
  • отношение логистических издержек на единицу производимой продукции;
  • логистические издержки в дистрибуции на единицу объема продаж и т.п.

Как видно из приведенного перечня, если производительность измеряется объемом работы персонала или техники в единицу времени (или на удельные параметры технологического оборудования, транспортных средств, или на единицу площади, объема и т.п.), то результативность характеризуется в основном удельными расходами финансовых ресурсов в логистической системе.

В качестве показателей эффективности использования транспортных средств может, например, служить коэффициент использования грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства, объем перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в час (смену, сутки), грузооборот, приходящийся на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства и т.п. Для оценки эффективности использования складского подъемно-транспортного оборудования может применяться показатель объема грузопереработки в единицу времени.

Показатели производительности могут применяться для инфраструктурных логистических подразделений логистической системы в целом. Например, общим показателем производительности склада может служить грузооборот склада за сутки и т.п.

В зарубежной практике логистического менеджмента в большинстве случаев не разделяются показатели производительности и продуктивности (результативности). Показатель «логистическая результативность» по смыслу больше соответствует принятому в нашей экономике показателю « ресурсоотдача», характеризует удельный расход финансовых, материальных, энергетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным или другим плановым показателям.

Комплексный показатель - возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру - характеризует эффективность капиталовложений в подразделения инфраструктуры логистической системы, к которым в настоящее время относят:

  • складское хозяйство (склады разного вида и назначения, грузовые терминалы и терминальные комплексы);
  • транспортные подразделения различных видов транспорта;
  • транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.);
  • ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство;
  • телекоммуникационная система;
  • информационно-компьютерная система (комплекс технических средств и оргтехника).

Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логистической инфраструктуры определяется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами оценки эффективности капиталовложений.

Своеобразным «каркасом», который позволяет сформулировать логистическую стратегию фирмы в виде набора операционных целей, определяющих ее поведение на рынке и финансовое благополучие, является метод Balanced Scorecard (BSC) . Он дает возможность оценить степень достижения целей, эффективность бизнес-процессов и работы компании, ее подразделений и каждого сотрудника с помощью так называемых ключевых показателей эффективности (англ. key performance indicators, KPI). Их увязывание с системой мотивации работников повышает заинтересованность последних в достижении компанией установленных целей и делает эту заинтересованность постоянной.

Применение BSC в сфере логистики компании должно помочь ответить на четыре важнейших вопроса:

1. Как оценивают логистику внутренние и внешние клиенты?

2. Какие процессы могут обеспечить реализацию логистической стратегии?

3. Как добиться дальнейшего улучшения (инновации и обучение)?

4. Как оценивают деятельность логистики акционеры и топ-менеджеры фирмы?

В процессе разработки и внедрения системы BSC должна принимать участие проектная команда , включающая как специалистов логистического подразделения, так и топ-менеджеров компании. Очень полезно привлекать внешнего аудитора-консультанта.

Для выделения ключевых показателей и объединения их в систему, надо проделать следующие шаги :

1. Необходимо формализовать цели логистической стратегии

Например, если компания применяет корпоративную стратегию концентрированного роста за счет территориального расширения рынков сбыта и увеличения ассортимента продукции, в качестве основных элементов логистической стратегии могут быть выбраны, например, минимизация инвестиций в логистическую инфраструктуру с децентрализацией распределения товарных потоков и дивизиональной структурой логистического менеджмента. Эта стратегия может реализовываться с помощью посредников (компаний-дистрибьюторов), создания сети региональных распределительных центров, децентрализованного управления логистикой в выделенных регионах сбыта. Основными целями подобной стратегии могут стать:

§ снижение суммарных операционных логистических затрат;

§ увеличение производительности логистической инфраструктуры;

§ повышение качества логистического сервиса;

§ поддержание минимальных затрат при качественном уровне сервиса;

§ использование в логистической деятельности схем аутсорсинга.

2. Определить основные показатели эффективности логистики и распределите цели в соответствии с этими показателями

Реализация этого шага предполагает формулирование целей логистической стратегии фирмы, которые следуют из ее корпоративной стратегии, а затем представление их в виде показателей системы управления. Для достижения этой цели необходимо проанализировать возможные рычаги влияния логистики на эффективность бизнеса компании. В общем случае под «рычагом логистики» понимается ее способность повышать рентабельность бизнеса.

Например, логистическое подразделение компании состоит из отдела логистики (отвечает за выработку графика поставок продукции, транспортные и складские операции) и отдела по работе с дистрибьюторами (контролирует операции по обслуживанию клиентов). При внедрении системы BSC руководитель компании поставил перед руководителем проекта по внедрению данной системы и начальниками подразделений следующие цели:

§ Предоставление клиентам качественного сервиса.

§ Организация прозрачной работы подразделений компании.

§ Прозрачность начисления сотрудникам бонусной части зарплаты (сейчас каждый сотрудник может просчитать свою зарплату за месяц).

Перед тем как система была внедрена (происходило это постепенно, экспериментальным путем), между подразделениями были распределены все зоны ответственности.

Т.о система BSC логистического подразделения компании состоит из следующих групп показателей :

1) Показатели, оценивающие работу с внешними клиентами и качество логистического сервиса. Они позволяют контролировать своевременность обеспечения и качество поставки, порядок и срок прохождения документации, обработки заказа. В зависимости от того, насколько точно в соответствии с регламентами действовали сотрудники, применяются повышающие или понижающие коэффициенты этих показателей (влияют на премирование или депремирование сотрудников). Эти показатели подразделяются на оперативные (оценка текущей работы с клиентом за месяц) и стратегические (выполнение плана продаж за квартал, год).

2) Показатели, оценивающие внутреннюю работу (к примеру, отдел по работе с дистрибьюторами оценивает работу отдела логистики по вопросам своевременного обеспечения транспортом).

Для оценки логистики введено не более пяти коэффициентов (KPI): три для оценки внешней работы, два – внутренней. Если показателей слишком много, сотрудники начинают путаться, не понимают, что и как они должны делать и контролировать.

К примеру, KPI, позволяющие оценивать деятельность отдела по работе с дистрибьюторами, формируются следующим образом.

Оперативные показатели:

§ качество отгрузок;

§ срок поставки (соблюдение контрактных обязательств, согласно которым мы обязаны поставлять продукцию в определенные сроки).

Стратегические показатели:

§ выполнение плана продаж;

§ внутренняя оценка работы подразделения (например, удовлетворения претензий клиентов).

Наиболее часто применяются следующие измерители (метрики) для оценки эффективности службы логистики :

§ Длительность логистических циклов.

§ Использование инвестиций в логистическую инфраструктуру.

§ Удовлетворенность потребителей качеством логистических услуг.

§ Общие и операционные логистические издержки.

§ Соотношение производительности и ресурсоотдачи логистической инфраструктуры и персонала.

Кроме того, используется модель стратегической прибыли . В этой модели выручка, затраты, запасы и другие активы, изменяющиеся в зависимости от логистической деятельности, определяют вклад логистики в результирующие показатели эффективности бизнеса - доходность активов и доходность к чистой стоимости компании.

3. Необходимо определить методы и алгоритмы расчета показателей (KPI)

Необходимо оценить эффективность логистических бизнес-процессов по всем группам измерителей (метрик).

К показателям (KPI - для каждой метрики) должна быть привязана индивидуальная мотивация персонала. В дальнейшем следует проводить мониторинг данных, их измерения и оценки, чтобы можно было понять, какие логистические бизнес-процессы необходимо улучшить, как добиться такого распределения ресурсов, чтобы оно обеспечивало реализацию логистической стратегии фирмы.

Например, вопросами учета и контроля KPI в компании занимается департамент развития бизнеса. Учет и качество курирует директор по развитию, технические параметры анализируют его подчиненные - менеджеры по работе с клиентами.

Стандартная схема использования KPI в бизнесе следующая. В ходе переговоров с потенциальными клиентами оговаривается возможность введения KPI не раньше чем через квартал после начала сотрудничества. Это время необходимо для анализа возможных критериев оценки качества, выработки процедур и возможных санкций в случае низких значений KPI. По истечении установленного срока клиентам формируется представление о необходимых KPI; иногда партнеры их дополняют. После переговоров достигается единое понимание, как рассчитывать и использовать KPI, и разрабатывается процедура.

Основные показатели:

1) Соблюдение времени подачи автомобилей под погрузку. В соответствии с заявками от клиентов, которые мы получаем ежедневно, мы обязаны подавать в установленное время транспортные средства на погрузку. С нашей стороны за этим следит менеджер, со стороны клиента – диспетчер или сотрудники склада.

2) Технические характеристики автомобилей. В зависимости от характера продукции клиенты требуют разный вид транспорта. Машины должны быть определенной кубатуры и грузоподъемности, быть исправными и соответствовать требованиям к внешнему виду.

3) Своевременная доставка. У каждого водителя свой маршрут. Порой одна машина должна привезти продукцию в несколько магазинов. Обязанность компании – выполнить маршрутный план.

4) Документооборот. Каждая перевозка сопровождается определенным комплектом документов. Транспортная компания обязана сдать полный комплект с печатями о приеме продукции в магазине.

5) Дисциплина водителей. Водители контактируют с сотрудниками клиентов на складе загрузки машин и с клиентами партнеров при разгрузке. Т.о компания должна гарантировать качество доставки и дисциплинированность персонала, что подразумевает тактичное общение, опрятный внешний вид работников, знание специфики товара, процедуры получения и передачи продукции. По всем перечисленным группам показателей устанавливаются критерии оценки качества, и ежемесячно менеджер транспортной компании совместно с представителем клиента заполняет таблицу по каждому показателю (KPI). Далее полученные результаты суммируются и сравниваются с установленными стандартами работы.

В случае совпадения с установленной нормой KPI считается выполненным, а работа оценивается как качественная. Если показатели ниже запланированных, клиент может оштрафовать исполнителя на определенную сумму от общего счета за оказанные услуги. Если KPI выше, чем зафиксированный в договоре, исполнитель может рассчитывать на определенные бонусы, если это было оговорено с клиентом. Так как выполнение KPI зависит от менеджеров по транспортной логистике (а именно они занимаются организационным сопровождением работы с клиентами), тогда компания стимулирует их к качественному оказанию услуг. В зависимости от уровня KPI по каждому клиенту выплачивается премия или накладывается штраф. Чтобы не разбираться с низкими показателями по итогам месяца, каждый менеджер ведет учет KPI ежедневно. Это позволяет принять меры к улучшению показателей.

4. Необходимо разработать программы по достижению целей и задач логистики

Такие программы обязательно должны быть согласованы с топ-менеджерами компании.

Например, деятельность должны оценивать клиенты. Для этого можно использовать такой показатель как «индекс удовлетворенности клиентов» (ИУК). При этом служба качества компании опрашивает потребителей о работе отдельных подразделений компании и просит выставить оценки (по обычной пятибалльной шкале, то есть 2 – неудовлетворительно, 5 – отлично и т. д.), в результате выводится индекс удовлетворенности клиентов. Он влияет на формирование бонусной части зарплаты в этих подразделениях.

Другие KPI можно разработать отдельно для каждого подразделения в зависимости от специфики деятельности. Так, эффективность отдела по работе с клиентами оценивается с помощью следующих показателей:

§ точное соблюдение срока доставки груза;

§ сохранность груза;

§ отсутствие отклонений с точки зрения ожиданий клиентов и потраченных финансов (потратили на доставку суммы, которые планировали);

§ количество перевезенных тонн груза (обработанных накладных).

При этом система мотивации компании строится таким образом, что KPI влияют на размер бонусов . Особенно актуально это для менеджеров по продажам. На бонусную часть их заработной платы влияют такие KPI, как «прибыль», «количество новых клиентов», «выполнение производственного плана» (заявка поступает от производственных отделов), «отклонение от первоначально рассчитанной ставки». По истечении квартала коэффициенты тех или иных показателей могут увеличиваться или уменьшаться.

5. Обеспечить информационную поддержку расчета сбалансированных показателей логистики

Необходимо создать информационную систему учета и контроля, разработав отчетные формы. Существует несколько распространенных отчетных форм, позволяющих контролировать стандарты и следить за фактическими значениями KPI логистики. Обычно отчеты по KPI логистики, в которых фактические значения сопоставляются со стандартными (так называемые отчеты «факт – стандарт»), ведутся в информационной системе в виде таблицы в Microsoft Excel.

6. Необходимо пересматривать состав и стандарты KPI в зависимости от влияния внешней среды и действий конкурентов

Результатом работы должна явиться базовая структура KPI логистики , входящих в общую сбалансированную систему показателей (BSC) компании. В дальнейшем проектная команда занимается уточнением набора и методов расчета KPI, создавая рабочий вариант BSC, а затем определяет, в какой последовательности система будет внедряться. Принципиально важная задача установление стандартов KPI и процедуры их планирования (например, с использованием инструмента бенчмаркинга). Необходимо также разработать коммуникационный план для доведения информации по логистической стратегии компании и применению KPI до каждого сотрудника службы логистики, определить и отладить информационную поддержку расчета и мониторинга KPI в корпоративной информационной системе.

В процессе работы может потребоваться вновь детально описать стратегические задачи компании, чтобы точно определить показатели, необходимые для измерения эффективности логистики.

Эффективность применения KPI в логистике во многом определяется правильно построенной корпоративной базой данных о логистических операциях , являющейся частью общей базы данных корпоративной информационной системы (КИС).

Детализация расходов (на каждую логистическую операцию должны быть отнесены затраты финансовых ресурсов, времени и трудоемкости) является основой для нормирования затрат ресурсов в компании и позволяет эффективно контролировать логистические показатели.

Внедрение BSC логистики дает возможность достичь следующих целей :

1. Получать стабильную прибыль и оптимизировать добавленную стоимость для клиента в цепи поставок.

2. Повысить капитализацию компании.

3. Обеспечить лояльность клиентов.

4. Достичь высокой производительности звеньев логистической инфраструктуры и отлаженности логистических бизнес-процессов.

5. Добиться гибкого реагирования цепи поставок на внешние и внутренние факторы, связанные с логистикой.

Таблица 1. Основные измерители и состав показателей KPI эффективности логистических решений

Измерители Состав показателей (KPI)
Длительность логистических циклов Время: · · выполнения заказа; · · длительности составляющих цикла заказа; · · доставки заказа потребителю; · · обработки заказов потребителем; · · подготовки и комплектации заказа; · · пополнения запасов; · · производственно-технологического цикла; · · цикла закупки продукции; · · цикла подготовки отчетов
Использование инвестиций в логистической инфраструктуре · · Возврат на инвестиции в основные фонды · · Инвестиции в информационную систему · · Инвестиции в складскую инфраструктуру · · Инвестиции в технологическое оборудование · · Инвестиции в транспортный парк · · Скорость и количество оборотов запасов · · Средний уровень запасов
Качество логистического сервиса для потребителей · · Доступность запасов · · Информационная и коммуникационная надежность · · Количество возвратов товаров; отсутствие запасов, повышение тарифов · · Наличие жалоб потребителей · · Обеспечение выполнения заказа точно к указанному сроку · · Полнота удовлетворения заказа · · Точность выполнения параметров заказа
Общие и операционные логистические издержки Затраты: · · на внутреннюю и внешнюю транспортировку; · · грузопереработку и складирование; · · логистическую поддержку производства; · · обработку заказов; · · управление запасами; · · ущерб от недостаточного уровня качества логистического сервиса (потери продаж, возврат товаров и т. п.)
Производительность (ресурсоотдача) логистической инфраструктуры и персонала · · Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств · · Затраты в дистрибуции на единицу объема продаж · · Количество обработанных заказов за единицу времени · · Отношение общих логистических издержек на единицу производимой продукции · · Отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала · · Отношения типа «вход-выход» для динамики выпуска продукции и документооборота

Таблица 2.Примеры KPI логистики

Показатель Ед. изм. Цель Определение Формула Пример/Комментарии
KPI «Надежность доставки в цепи поставок»
KPI «Затраты в цепи поставок»
Общие логистические издержки / продажи % Общие логистические затраты включают в себя все затраты на складирование, транспортировку, управление и администрирование, также затраты на тару и управление возвратными потоками. Показатель рассчитывается за определенный период времени Отношение общих затрат к общему объему продаж
Удельные затраты на складирование и транспортировку Долл. США / тонна Определить общие затраты на складирование и транспортировку на одну тонну проданного товара. Это помогает отслеживать процессы по снижению и оптимизации затрат на логистику в операциях физического распределения Определение соотношения общих затрат на складирование и транспортировку одной тонны. Затраты должны включать затраты на складирование, дистрибуцию и транспортировку Удельные затраты на складирование и транспортировку / общее количество тонн проданных товаров Общие затраты на складирование и транспортировку за месяц – 285 000 долл. США. 48 580 тонн доставлено клиентам. Удельные затраты на складирование и транспортировку = 285 000 / 48 580 = 5,866 долл. США/тонна
KPI «Эффективность управления логистическими активами в цепи поставок»
Запас товарной продукции Дни Определение количества товара на складе, готового к продаже. Отражает уровень капитала, связанного в товарах, ассортимент, гибкость процедуры планирования. Если товарный запас большой, это свидетельствует о том, что компания не способна гибко реагировать на рыночные изменения, и в запасах могут храниться устаревшие товары

KPI отдела логистики любого промышленного предприятия напрямую зависят от общих целей всей компании и ее главных задач. В основной перечень задач, специалистов, занимающихся непосредственно вопросами логистики на предприятии может входить: постоянное обеспечение деятельности предприятия или организации, контроль за поставкой комплектующих и материалов, поддержание на установленном, среднем уровне запасов склада и своевременное их пополнение.

KPI отдела логистики может содержать следующие показатели:

  • Своевременность обеспечения сырьем, комплектующими изделиями производства или товаром продающие подразделения, чтобы избежать простоя, которое может быть вызвано непрофессиональной работой отдела;
  • Оптимизация издержек, связанных с доставкой и перевозкой товара, и т.д.

В целом, структура KPI дает возможность оценки эффективности ранее сформированных планов, а также потребности предприятия, организации в материалах и комплектующих. К тому же kpi логистика гарантированно снижает риски возникновения лишних (избыточных) запасов на складском помещении.

Четкое введение в работу kpi отдела закупок позволяет компании контролировать расход своих финансовых средств, а также качество приобретаемой продукции. KPI склада устанавливает ответственность каждого специалиста за тем, чтобы работа на предприятии была четкой и структурированной, чтобы запасы, хранящиеся на складе, успевали реализоваться до истечения срока их годности.

Ключевые показатели эффективности обязательно должны высчитываться в цифровом эквиваленте. К примеру, показателем не может быть вопрос: поступала ли в данном месяце новая продукция на склад? Обязательно цифровое значение должно быть показателем эффективности работы . Только его вы сможете сравнить со значением прошлого года и месяца, а также сделать анализ причин снижения или увеличения результативности труда. Читайте статью «