Механизм практической реализации тарифных преференций. Механизм практической реализации Механизм практической реализации таможенных пошлин

Введение

Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России.

Актуальность данной темы реферата обусловлена в первую очередь неизбежным сотрудничеством стран мира между собой посредством международной торговли. Таким образом, грамотная таможенная политика государства лежит в основе его стабильности и значимости на мировой арене.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара.

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.

Экономическое содержание и механизм применения таможенных пошлин

Понятие таможенной пошлины, её природа, функции и виды

Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в России развит гораздо в меньшей степени, чем система нетарифных ограничений, которая в настоящее время по существу выступает как система экспортного контроля. Таможенный механизм начал формироваться в России с момента создания таможенных границ и принятия в 1993 г. основополагающих законов: Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».

Несмотря на то, что таможенное регулирование отстает от принципов механизма координации ВЭД в целом, оно развивается на экономической основе и складывается из нескольких частей: экспортных и импортных тарифов и пошлин, порядка исчисления и подтверждения таможенной стоимости и страны происхождения ввозимого товара, режима преференций и таможенных режимов возможного помещения товаров, которые в совокупности являются основой для расчета размера таможенных пошлин и налогов.

Таможенное налогообложение -- это отношения, складывающиеся между организациями, индивидуальными предпринимателями, а также лицами, признаваемыми налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемыми в соответствии с ТК РФ, с одной стороны, и таможенными и налоговыми органами, с другой, по поводу исчисления и уплаты таможенных налогов. Чаще всего эти отношения напрямую связаны с осуществлением внешнеторговой деятельности.

При перемещении товаров через таможенную границу РФ и в других случаях, упомянутых в Таможенном кодексе, устанавливаются следующие таможенные платежи:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы:

* сбор за выдачу лицензий и возобновление их действий;

* сбор за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление его действия;

* таможенные сборы за таможенное оформление;

* таможенные сборы за хранение товаров;

* таможенные сборы за сопровождение товаров;

* плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела;

* плата за принятие предварительного решения;

* плата за участие в таможенных аукционах.

Действующий перечень таможенных платежей является открытым, что юридически обеспечивает возможность введения новых косвенных налогов, взимаемых, как правило, с импортируемых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", Федеральным Законом № 74-ФЗ от 27.05.00 "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства РФ № 1560 от 27.12.96 .

В международной практике выделяют следующую классификацию видов таможенных пошлин:

I. В зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на:

Ш импортные (ввозные),

Ш экспортные (вывозные),

Ш транзитные.

В законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 14) отражено, что импортные и экспортные таможенные пошлины устанавливаются «в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике».

Импортные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов. Их действие не ограничивается только удорожанием импортных товаров, но и дает возможность повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

Экспортные же пошлины служат, в основном, для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом - для пополнения доходной части бюджета,

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.

II. По способу исчисления таможенные пошлины подразделяются на:

Ш адвалорные пошлины,

Ш специфические,

Ш комбинированные.

Закон РФ «О таможенном тарифе» (п.2 ст. 3) закрепляет за Правительством РФ право определять и изменять ставки таможенных пошлин. В этих целях им была образована специальная Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике - координационный орган, на который, среди прочего, возложена подготовка предложений для Правительства РФ в области тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, предусматривающих изменение ставок таможенных пошлин.

Ставки таможенных пошлин могут быть дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны его происхождения. Так, например, при ввозе товаров из стран, которым Россия в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются так называемые базовые (или предельные) ставки таможенных пошлин. А вот в отношении товаров, происходящих из так называемых развивающихся стран, действуют преференциальные ставки таможенных пошлин, размер которых составляет 75 % от базовых ставок.

Ставки таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще чем один раз в шесть месяцев. Единовременно ставки не могут быть повышены более чем на 10 процентных пунктов для адвалорных ставок и эквивалентного значения для специфических.

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды пошлин. Применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, т. е. когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно - к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну).

III. От характера происхождения:

Автономные - вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

Конвенционные - устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТВТО;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель - поддержать экономическое развитие этих стран.

IV. По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

Переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

V. По способу вычисления:

Номинальные - таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п. Исходя из этого функции таможенных пошлин носят не только фискальный, но и регулятивный характер.

Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета.

Регулятивная функция, в свою очередь, проявляется либо как стабилизирующая, когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тex, ни для других, либо как протекционистская - когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера и фактический. запрет на их ввоз. Она может носить также стимулирующий характер - когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.

Контролирующая функция - состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.

Рассматривая механизмы таможенно-тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам.

С целью повышения эффективности действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки зрения выполнения протекционистских и фискальных функций таможенного тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества.

Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение, имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:

  • Ш соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;
  • Ш необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется.

Немаловажное значение в механизме таможенно - тарифного регулирования занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются тарифные преференции.

Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств - участников СНГ, хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится.

Примером этому служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией, а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств - участников СНГ, кроме стран - членов Таможенного союза.

Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.

В современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

  • 1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
  • 2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.
  • 3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.
  • 4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.
  • 5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно - тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок.

В настоящее время все чаще имеют место попытки отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью внутренних налогов, путём изменения таможенно - тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции.

Главная проблема заключается в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть из которых имеет разнонаправленный характер.

Меры по решению фискальных проблем и защите отечественных производителей могут противоречить мерам, направленным на развитие конкуренции и решении социальных задач.

Очевидно, оптимальным можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать максимального эффекта при взаимоувязанном решении вышеуказанных задач. Поэтому задача оптимизации мер тарифного регулирования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике.

Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путём установления высокого уровня таможенных пошлин.

К таким товарам можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется решение таких задач, как развитие конкуренции и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач.

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в пользу качественных и высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию.

Однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области таможенной политики во многом зависит от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.

История возникновения таможенных льгот непосредственно связана с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала основой, на которой стала развиваться экономика стран монополий, все это происходило за счет ограничения внешней торговли стран – сателлитов. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


«Таможенные льготы»

Введение

Льготы, при обложении товара в таможенной и налоговой сферах, ш и роко используются «для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией».

Целью данной курсовой работы является исследование понятия там о женная льгота, целей её применения, механизма практической реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо определить следу ю щие конкретные задачи:

  1. Раскрыть понятие и дать характеристику таможенных льгот.
  2. Определить цели применения таможенных льгот во внешнето р говой деятельности.
  3. Рассмотреть порядок предоставление таможенных льгот.
  4. Проанализировать применение таможенной льготы в рамках Т а моженного Союза.

Объектом исследования является система таможенно-тарифного рег у лирования внешнеэкономической деятельности.

Предметом является предоставление таможенных льгот странам или группам стран, как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности.

  1. Теоретические аспекты понятия таможенные льготы

1.1 .Исторические аспекты таможенных льгот

Понятие таможенных преференций (латин. Preferens –предпочитающий), т.е таможенных льгот появилось в конце прошлого века. Это благоприятный, чем обычно, таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной тов а рам, поступающих из некоторых стран или групп стран.

История возникновения таможенных льгот непосредственно связана с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно пол и тика преференциальных тарифов стала основой, на которой стала развиват ь ся экономика стран монополий, все это происходило за счет ограничения внешней торговли стран – сателлитов. Особенно широкой системой колон и альных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия, для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения. Поскольку колонии обычно экспортировали сырье, свободно поступающие на больши н ство рынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика т а моженных преференций представляла большие преимущества для метроп о лий, чем для колониальных продуктов. Таким образом, на первоначальном этапе термин «таможенные преференции» относился к тому типу тарифных взаимоотношений между колонией и метрополией, при котором каждая ст о рона сохраняла свою «тарифную индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин. Так, например, Франция начала создавать колониальную систему таможенных преференций в конце ХIХ века, оформив ее полностью в 1928 году. В систему таможенных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых стран и террит о рий. Ряд колоний (в их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался п о шлинами французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метроп о лией велась практически беспошлинно 1 .

Некоторые другие французские колонии имели отличный от метрополии внешний тариф. Большинство из них предоставляли Франции таможенные преференции и сами ввозили свои товары на рынке метрополии беспошли н но или по минимальной ставке таможенного тарифа Франции.

1.2. Виды таможенных льгот

В данной главе содержатся более полные и подробные описания видов таможенных льгот.

Тарифные преференции

Тарифные преференции — особые таможенные льготы, предоставля е мые при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностра н ными государствами. Допускаются по таможенному тарифу РФ в виде: осв о бождения от уплаты таможенной пошлины; снижения ставок таможенных пошлин. 2

Под тарифными преференциями имеются в виду специальные преим у щества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющихся на тов а ры других стран.

Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или ин ы ми ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара уст а новлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных кр и териев: полное производство товара либо его достаточная переработка.

К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст. 27 Закона «О таможенном тарифе» относятся: полезные ископаемые; живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране); растительная продукция; продукция морского промысла; товары, произведенные из этой продукции.

Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки там о женной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты примен я ются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран — пользователей преференциями утвержден Постановлен и ем Правительства РФ. Эти страны подразделяются на две группы: наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлин а ми; развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные там о женные пошлины в размере от базовой ставки 75%.

Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.

Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:

Полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;

Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).

Случаи предоставления основных тарифных льгот при помещении товаров под определенный таможенный режим.

1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.

2. Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.

3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров. Так, в Федеральной программе развития экспорта в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара.

Дополнительными являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара — специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота 3 . Под тарифной квотой понимается определенная стоимость или количество импортируемых товаров, которые облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.

1.3. Цели применения таможенных льгот

В современных условиях стратегическая цель таможенных органов, выражающаяся во всемерном содействии развитию внешней торговли, обусловливает возможность получения субъектами международных отношений определенных льгот. 4 В области таможенного дела льготы проявляются и как средство удовлетворения интересов субъектов, нуждающихся в социальной защите, и как инструмент для активизации общественно полезной деятельности лиц, и как механизм, обеспечивающий экономический эффект от совершения внешнеторговых сделок.

Признаки льгот в области таможенного дела, характеризующие их как разновидность правовых льгот, таковы:

  • нормативность;
  • установление на федеральном уровне;
  • исключение из общего правила;
  • оптимизация баланса публичных и частных интересов;
  • метод реализации таможенно-правовой политики;
  • экономическая целесообразность.

2. Механизм практической реализации таможенных льгот

Применение тарифных льгот в любой стране жестко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве страны, так и международном праве.

В соответствии с законодательством, льготы должны предоставляться на товары, которые не производятся в стране, либо производятся в ограниченном количестве, учитывая при этом, интересы отечественных товаропроизводителей.

В мировой практике на основе решений конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Всемирной торговой организации (WTO) льготы предоставляются исходя из условий и критериев внешнеторговой политики. Кроме того, они предоставляются в соответствии с решениями ООН и ряда конвенций в области преимуществ, привилегий и иммунитетов для дипломатических представительств и отдельных категорий иностранных лиц.

2.1. Практика применения таможенных льгот в Европейском Союзе

Экономическая интеграция государств – это наивысшая форма взаимодействия стран, обеспечивающая и наибольший экономический эффект – взаимную выгоду для её участников. Для этого государства-участники экономической интеграции создают необходимые организационные и экономические предпосылки стимулирования взаимодействия, прежде всего, в рамках интеграции, например путем создания льгот, и преференций при таможенно-тарифном регулировании.

2.2. Таможенная льгота в рамках Таможенного Союза

Таможенные льготы, предоставляемые в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории государств Сторон или на единую таможенную территорию государств-участников Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, применяются независимо от страны происхождения товаров.

Стороны информируют Комиссию Таможенного союза о применяемых ими таможенных льготах и внесении изменений законодательства государств Сторон по вопросам применения таможенных льгот.

Комиссия Таможенного союза проводит сравнительный анализ законодательств государств Сторон по вопросам применения таможенных льгот и организует проведение Сторонами переговоров с целью достижения договоренностей в отношении случаев применения тарифных льгот.

Ст. 5 Соглашения о Едином таможенно-тарифном регулировании говорит, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон могут применяться таможенные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Таможенные льготы не могут носить индивидуальный характер.

3. Совершенствование таможенных льгот в РФ

Предлагаются и исследуются основные направления оптимизации правовых льгот в области таможенного дела: возможность введения только актами высшей юридической силы; необходимость четкой систематизации и дифференциации; важность уточнения механизма реализации льгот путем установления обязанностей и мер ответственности должностных лиц органов публичной власти; прогнозирование результатов их введения и применения; целесообразность повышения уровня информированности физических и юридических лиц о таможенно-правовых льготах и другие.

Заключение

Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются РФ на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров.

Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).

Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами 5 .

Случаи предоставления основных тарифных льгот по помещению товаров под определенный таможенный режим: полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота является наиболее распространенной; частичное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен; возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров.

Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ предоставляется в отношении технологического оборудования, а так же комплектующих и запасных частей к нему при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Дополнительными же являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима.

Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства 6 . При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.


Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
  2. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010).
  3. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 04.03.2014) «О таможенном тарифе».
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 № 328 «О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов».
  5. Соглашение от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании»
  6. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117 ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
  7. Буданова О.Г. «Роль тарифных льгот и преференций в регулировании» Академический вестник, №7 (с.147-151) 2009 г.
  8. Дюмулен И.И. Международная торговля товарами. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник – 2-изд. – М.: ВАВТ, 2009 г.
  9. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенным деле: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2004 г.
  10. Мандражицкая М. «Особенности уплаты таможенной пошлины при ввозе технологического оборудовании на территорию РФ» Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №3 (с. 35-39) 2010 г.
  11. Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография. М.: РИО РТА, 2006 г.
  12. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие – М.: Экономистъ, 2004 г.
  13. Сизова К.А. «Единый тариф – опыт применения». Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №8 (с. 45-49), 2010 г.
  14. Таможенная политика и экономическая безопасность РФ: состояние, проблемы и направления их решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Под общей ред. В.С. Чечеватова. М.: РИО РТА, 2008 г.
  15. Халипов С.В. Таможенное право. М., 2007.
  16. Цветинский М.П., Ревин В.Н. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная статистика: учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 2008 г.
  17. http://www.customs.ru .
  18. http://www.evrazes-bc.ru.

1 . Бякин Г.И. Таможенное право. СПб., 2007

2 Большой бухгалтерский словарь

3 Бекяшев К.А, Моисеев Е.Г. – Таможенное право. – М.: ТК Велби, 2009

4 Таможенное дело: учебник / О.В. Молчанова, М.В. Коган. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

6 Журнал «Аудит и финансовый анализ» 6/2009

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11722. Льготы в системе пенсионного обеспечения 80.8 KB
Значение льгот в сфере пенсионного обеспечения. Правовое регулирование льгот в сфере пенсионного обеспечения. Социальные льготы пенсионерам студентам малоимущим.
3674. Таможенные правоотношения 5.53 KB
Таможенные правоотношения представляют собой совершенно особую составную часть комплекса общественных отношений, регулируемых нормами права. В самом общем виде таможенные правоотношения можно определить как комплекс общественных отношений, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу государства товаров
3479. Таможенные процедуры и их классификация 5.26 KB
Тамож процедуры и их классифя В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур: 1 выпуск для внутреннего потреблениятаможенная процедура при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению если иное не установлено ТКТС 2 экспорттаможенная процедура при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для...
5802. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖНИ И ТАМОЖЕННЫЕ ПОСТЫ 32.47 KB
Таможенная служба Таможня или федеральная таможенная служба государственный орган обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств вещей и иных предметов применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей производящий таможенный контроль и таможенное оформление.
6776. Таможенные органы Российской Федерации 8.36 KB
Понятие таможенного дела в Российской Федерации Таможенное дело таможенная деятельность появилось и существует потому что через границы государств перемещаются разнообразные виды товаров и транспортных средств. С возрастанием массы движимого имущества которое обращается между разными странами увеличиваются объем и значение таможенного дела. Экономические цели таможенной деятельности связаны с осуществлением фискальной и регулятивной функций таможенного дела. 401 Таможенного кодекса Российской Федерации ТК РФ таможенное дело...
9853. Таможенные платежи в режиме внутреннего потребления 484.04 KB
Особенности таможенного режима выпуска товаров для внутреннего потребления. Таможенная политика выступает политическим средством в государственном регулировании перемещения товаров через таможенную границу и является политической составляющей таможенного регулирования. При перемещении товаров внутреннего потребления через таможенную границу Российской Федерации товары должны пройти таможенное оформление. Под таможенными платежами понимаются платежи подлежащие обязательной уплате при перемещении через таможенную...
7615. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ 76.55 KB
Это повлекло за собой развитие производства расширение инвестиционной деятельности увеличение занятости населения а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета но и повысило качество налогового администрирования. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов предусмотренных статьями 13 15 настоящего Кодекса. К специальным налоговым...
3075. Туристские формальности: таможенные и валютные формальности 8.85 KB
Процедуры таможенного декларирования. Таможенный кодекс Таможенного союза приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27. Договор о перемещении физическими лицами наличных денежных средств и или денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 5 июля 2010 г. Правила ввоза физическим лицом наличных денежных средств на таможенную территорию таможенного союза.

C одержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 2

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …. 3

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РФ …………………………….……………… 7

2.1. Формирование таможенного тарифа в РФ..…………………….……… 7

2.2. Применение таможенного тарифа в РФ ……….………..……………… 12

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ……….……. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 23

ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но её масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из её масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли1.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

В своей курсовой работе, я ставлю цель – рассмотреть порядок формирования и применения таможенного тарифа в Российской Федерации, а также исследовать механизм практической реализации.
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

Инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

Конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины2.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран – участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространённым классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие предоставление режима наибольшего благоприятствования.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

Рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

Защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

Обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно – планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может исполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно – технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно – тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.

В современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие
конкуренции.

Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно – тарифного регулирования необходим учёт всех перечисленных выше факторов.

В международной таможенной практике это – основа таможенных тарифов и статистики, мировой стандарт классификации товаров. На этой основе появится возможность усовершенствовать процедуру взимания таможенных платежей путём усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

ГЛАВА 2.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РФ

2.1. Формирование таможенного тарифа в РФ
Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Таможенная пошлина (customs duty) ― обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта3.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

Фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых4.

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

А) адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Б) специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

В) комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

По объекту обложения:

А) импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Б) экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

В) транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны5.

По характеру:

А) сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Б) антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

В) компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров6.

По происхождению:

А) автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

Б) конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

В) преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет
расширения их экспорта.

По типам ставок:

А) постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Б) переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

По способу вычисления:

А) номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

Б) эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров7.

Под таможенной пошлиной понимается платёж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина – есть налог, а другие – приравнивают её к сбору8.

Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами – интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.

В экономической теории и в практике хозяйственной деятельности хорошо известны две основные формы дифференциальной ренты – по плодородию и местоположению.

Различия в плодородии земель служат естественным основанием дифференциации издержек производства в земледелии: более высокие издержки на менее плодородных землях и более низкие – на более плодородных. Ограниченность плодородных земель определяет необходимость эксплуатации менее плодородных и, поскольку их продукция необходима обществу, её индивидуальные издержки на относительно худших землях регулируют рыночные цены. При этих ценах на лучших землях реализуется добавочный дифференцированный доход, который присваивается собственником земли в виде дифференциальной ренты9.

Дифференциальная рента образуется также в результате различного местоположения участков земли и дифференциации транспортных расходов.

В системе мировой экономики, кроме указанных, возможна еще одна форма дифференциальной ренты, возникающая на базе устойчивых различий в национальных издержках производства различных стран, обусловленных различиями в системе общеобразовательной и профессиональной подготовки национальных кадров, в уровне развития наук и научных исследований и их применения в национальной экономике, что, в свою очередь, определяется богатством страны и ее инвестиционными возможностями, уровнем техники, технологии, организации производства и т.п. Например, низкие издержки производства, высокое качество продукции экономически развитых стран обусловлены не богатством их естественных ресурсов - многие из них являются крупными импортерами сырьевых и энергетических ресурсов, и не благоприятным положением указанных стран, а, главным образом, теми факторами, о которых говорилось выше10.
2.2. Применение таможенного тарифа в РФ
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

При специализации национального производства одна и та же страна может иметь конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производстве которых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ по другим выдам продукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую её производственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно11.

Интернациональные издержки производства формируются в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной продукции, поставляемой на мировой рынок ее основными производителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно – при прочих равных условиях – более низкий уровень национальных и мировых цен по сравнению с национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся её экспортерами.

Эти различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.

Рассмотрение природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Рассматривая механизмы таможенно – тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам12.

С целью повышения эффективности действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки зрения выполнения протекционистских и фискальных функций таможенного тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества13.

Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение, имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:

Соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

Необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется14.

Немаловажное значение в механизме таможенно – тарифного регулирования занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются тарифные преференции.
Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств – участников СНГ15, хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится.

Примером этому служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией16, а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств – участников СНГ, кроме стран – членов Таможенного союза.

Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.

В современных условиях при определении уровня таможенно – тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран – торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно – тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок17.

В настоящее время все чаще имеют место попытки отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью внутренних налогов, путём изменения таможенно – тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции.

Главная проблема заключается в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть из которых имеет разнонаправленный характер.

Меры по решению фискальных проблем и защите отечественных производителей могут противоречить мерам, направленным на развитие конкуренции и решении социальных задач.

Очевидно, оптимальным можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать максимального эффекта при взаимоувязанном решении вышеуказанных задач. Поэтому задача оптимизации мер тарифного регулирования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике18.

Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путём установления высокого уровня таможенных пошлин.

К таким товарам можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется решение таких задач, как развитие конкуренции и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач.

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в пользу качественных и высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию.

Однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области таможенной политики во многом зависит от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовой работе на тему «Порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации. Механизм практической реализации» я рассмотрел Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 – 1 «О таможенном тарифе», а также механизмы реализации таможенных тарифов.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно – тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Таможенно – тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

Определение страны происхождения товара;

Определение таможенной стоимости товара;

Определение таможенных платежей.

Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам России, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты :

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами»

Специальная литература :

Административное право: Учебник /Под ред. Л.Л. Попова. М.,2002. Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России//Государство и право 2002. № 10. с. 57.

Д. В. Вакорин, Е. А. Вакорина. Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 252 с.

Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000.

Ершов А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. – СПб. 1999. С. 184.

Карамзин СВ. Таможенная политика: проблема реализации: Материалы заседания «круглого стола» «Актуальные проблемы современной таможенной политики России». – М: РИО РТА, 1996.

Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. – М.: 1995. С. 20.

Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля /Под ред. Т.П. Базарова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2002.

Демченко А.А. О применении программно - целевого управления в таможенной службе // Регулирование ВЭД и эволюция таможенной политики. Тезисы докладов международной научно – практической конференции. – М.: РИО РТА, 1996.

Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995.

Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., 1998.

Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001.

Крашенинников В.М., Кутепов А.Н. Экономическая деятельность таможенных органов. М., 1995.

Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2000.

Мосенцова Е.М., Мокров Г.Г. Экономический потенциал таможенной территории России: Спр. – инф. Материал. М.: РИО РТА, 1997.

Наумов В.В. Перспективы развития внешней торговли РФ в начале XXI века. – М.: РИО РТА, 1996.

Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII Вып. I: Развитие
таможенного дела в России / Науч. ред. Дзюбенко. – М.: РИО РТА, 1995.

Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2001.

Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях прехода к рыночной экономике: Проблемы и перспективы. – М.: РИО РТА, 1997.

Таможенная политика в России в новых условиях: Материалы научно -практической конференции (24 ноября 1998 г.) / РТА ГТК РФ. М., 1999.

Таможенное право: Учебник / Отв. Ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 1998.

Филлипенко СВ. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. – М.: РАГС, 1999.

Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. – ВНИКИ, 1996. С. 29 – 30.

Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения: Тезисы докладов научно – практической конференции. – М.: РИО РТА, 1995.

Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001.

Курсовая работа по предмету Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Фрагмент выполненной работы: Введение В современном мире деятельность таможенных органов в любом государстве играет огромное значение, как с точки зрения обеспечения безопасности и борьбы с коррупцией, так и с точки зрения экономической системы страны. Процесс участия таможенных органов в построении бюджетной системы страны обусловлен в первую очередь тем фактом, что целый комплекс таможенных платежей – это важный регулятор участия государства в системе внешнеэкономических связей. (работа была выполнена специалистами Автор 24) Ими во многом определяются такие моменты, как место страны в международном разделении труда и обеспечение значительной части доходов государства. Из истории развития различных государств мира видно, что эффективность системы таможенных платежей - это важный фактор экономического развития и необходимое условие существования сильной страны. С течением времени роль и значение того или иного таможенного платежа в их экономической системе подлежат значительной трансформации. Так, например, на смену фискальному таможенному платежу приходит акцент на регулирующие и защитные функции, для чего начинает использоваться ряд высокодифференцированных тарифов, построенных на принципе эскалации. Что же касается РФ, то здесь стоит отметить, что на протяжении многих лет и до настоящего момента здесь нет четкой формулировки порядка взаимодействия таможенных органов и бюджетной системы. Целый комплекс существующих противоречий между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития - это следствие отсутствия научной концепции места и роли таможенных пошлин в торгово-экономической деятельности страны. На основании этого тема курсового проекта «Порядок установления ставок таможенных пошлин и механизм их практической реализации» является актуальной и требует глубокого и тщательного анализа. Целью написания курсовой работы является изучение порядка установления ставок таможенных пошлин и механизма их практической реализации. Для ее достижения необходимо решить ряд задач: - рассмотреть таможенные пошлины в системе таможенных платежей; - изучить таможенную стоимость товара, как основу для расчета суммы таможенной пошлины; - произвести анализ финансово-экономической деятельности таможенных организаций на примере Центрального аппарата ФТС РФ; - дать общую характеристику организации; - исследовать основные показатели деятельности ФТС РФ. Объектом исследования являются таможенные пошлины. Предметом - порядок установления ставок таможенных пошлин и механизм их практической реализации. При написании курсовой работы будут использованы методы научного познания в виде анализа, синтеза, сравнения, обобщения и умозаключения. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность, ставятся цель и задачи, определяются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена рассмотрению таможенных пошлин в системе таможенных платежей. Вторая - анализу финансово-экономической деятельности таможенных организаций на примере Центрального аппарата ФТС РФ. В заключении будут подведены итоги и сделаны соответствующие выводы. При написании курсовой работы будут изучены и проанализированы законодательные акты, ресурсы сети Интернет, периодические издания и научные труды Сульженко В.С, Ясина Е.П., Воробьевой И.П., Изабакарова И. Г., Поляка Г.Б. и т.д.