Эффективные способы реклама детского сада. Загородный детский сад

Однажды в 2009 году к нам обратилась владелица только открывшегося частного детского садика. Вернее, обратился к ней я, предложив по-соседски донести вещи из машины. Мы познакомились и завязался разговор. Оказалось, что перед открытием она вбухала весь рекламный бюджет (200 тысяч) в ТВ-рекламу, и никто к ней не пришел. И даже не позвонил. После этого сказала, что у нее есть 10 тысяч, но на них вряд ли что-то можно сделать. А один записавшийся клиент, пришедший от знакомых - это провал.

Продвижение детского сада


Разумеется, денег на запуск рекламной кампании не хватало. И поначалу мы разошлись. Однако подсознание все равно работает над задачей после того, как загрузить в него вводные данные. И поэтому проблема вызвала нас на дуэль. Нам захотелось найти выход. Начали анализировать, почему случился провал.

Ошибка №1. "ТВ здесь не работает".
1) Реклама была размещена на 49 канале (Новосибирск). А его не смотрят молодые мамы.
2) Реклама была размещена на 49 канале. А его мало смотрят мамы, у которых есть деньги на частный садик.

Ошибка №2. "Ставки не всегда выигрывают"
Не стоит вбухивать все деньги в один канал коммуникации, даже если вы в нем уверены на 100%. Это то же самое, что поставить на зеро весь банк.

Ошибка №3. "А мосты-то сожжены"
Ролик был коротким и, естественно, в формате быстрой тараторки текста, где под конец назывался телефон (сайта у детского сада не было).
Поэтому:
1. Возможно, не успели записать телефон.
2. "А на фига вообще звонить, если я даже не почитала отзывы, не посмотрела, есть ли лицензия, не посмотрела фотки. Позвоню - начнут окучивать сразу".

Продвижение где-то рядом...

С ошибками разобрались. Но что делать дальше? Как выяснилось позже, проблема была в том, что на тот момент ни у кого в нашем коллективе еще не было... детей. И потому никто не знал, что кризис с местами в детских садиках создавал огромный спрос на места в садиках частных. Если бы мы знали это, то решение пришло бы быстрее. А так пришлось мониторить ситуацию.

Мы с командой полазили по форумам, сайтам, почитали аналитику. И поняли, что за последнее время садов открылось много, иногда они даже были плохого качества, но... все забиты под завязку. К тому же, серия скандалов в СМИ породила сегмент аудитории, которые принципиально не хотели отдавать ребенка в государственный садик. Так почему у нашей соседки в частном садике пусто?

Вторая наша беседа расставила все точки над i. Информации о детском саде "Аист" не было нигде. Вообще нигде. Ни в одном справочнике. Его как будто не существовало вовсе. Молодые мамы, сидящие вечерами в интернете не могли в принципе даже найти этот сад (а они, кстати, этим и занимаются по вечерам, что сами ищут то, что им нужно). А так как цель была простая: собрать группу из 12 человек - то рецепт созрел сразу.

Рецепт раскрутки садика:

1. Щепотка информации во всех электронных справочниках и каталогах города;
2. Добавить приглашения в сообщества мам (в Новосибирске это форум Сибмама, сообщества соцсетей, отчасти Бэбиблог и пр.) Можно смешать со спецакциями для каждого из сообществ (в духе "только для посетителей группы "А" бесплатная фотосессия первого дня пребывания ребенка в садике). Плюс присыпать все фотографиями интерьера, воспитателей, сканами разрешающих документов (!) и т.д. Максимальная открытость!
3. По возможности создать ветки обсуждений там же в сообществах.
4. Наскрести по интернет-сусекам интересующихся садиками и рассказать им о своем появлении (желательно обратившись по никнейму или имени, официально пригласив их и если есть какие-то данные о ребенке, сделать "комплиман");
5. Все смешать, но не взбалтывать, и подавать одновременно горячим бодрым текстом.

В общем, креатив не обязательно должен быть креативным. Ведь порой и простейших решений хватает для успешного развития - нужно лишь посмотреть на ситуацию под правильным углом. А человек (да, бизнесмены - тоже люди) таков, что порой не видит выхода из ситуации. И это не потому, что он глупый. А потому что он не универсал.

Короче, все места в этом садике были выкуплены за полтора месяца. По сути, вообще без вложений в рекламу. Ведь эти действия может сделать каждый своими руками. Конечно, сейчас этот рецепт вряд ли поможет всем. Рынок изменился. Но эффект будет даже сейчас и гораздо выше вложений.

В настоящее время в России и в частности, в Сургуте, существует большое количество разнообразных дошкольных образовательных учреждений, оказывающих различные услуги. Учитывая все многообразие предложений на данном рынке, родители зачастую испытывают затруднения при выборе. В связи с этим возрастает роль рекламы как источника информации об услугах, и в то же время как способа формирования имиджа частного дошкольного учреждения.

Продвижение услуг частных детских садов и центров и групп дневного пребывания имеет ряд характерных особенностей, обусловленных спецификой самой услуги, а также всей сферы дошкольного образования в целом. В современных условиях без учета этих особенностей и активного использования маркетинговых инструментов частному дошкольному образовательному учреждению практически невозможно победить в конкурентной борьбе и занять свою нишу на рынке.

Если обратиться к общим принципам продвижения, то можно говорить, что любая рекламная кампания направлена на то, чтобы выделить товар или услугу среди конкурентов, повысить эффективность продаж, сформировать положительный имидж и т.д. В таком случае основными принципами стратегии детского дошкольного учреждения будут анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз рынка, выявление отличительных особенностей конкурентов и на основе этого - формулирование собственных конкурентных преимуществ.

При разработке маркетинговой стратегии необходим анализ составляющих рекламируемой услуги. Условно можно выделить следующие составляющие:

  • - универсальные (услуги, характерные для любого детского сада, например, организация режима дня для ребенка);
  • - уникальные (услуги, характерные только для данного учреждения. Например, бассейн, обучение иностранному языку и т.д.);
  • - статические (услуги, предполагающие длительную работу. Например, подготовка к школе и д.т.);
  • - динамические (проведение и участие в конкурсах).
  • - месторасположение;
  • - наличие лицензии;
  • - качество питания;
  • - наличие медицинского кабинета;
  • - квалификация персонала;
  • - длительность пребывания;
  • - наличие детской площадки и игрового оборудования;
  • - образовательные и развивающие программы;
  • - контингент детей;
  • - дополнительные занятия.

С решением этих вопросов прямо связано и решение вопросов маркетинга в отношении ценовой, коммуникационной и кадровой политики. И одной их важнейших составляющих в комплексе маркетинговых коммуникаций является реклама.

Современная реклама дошкольного образования имеет целый ряд особенностей. Одна из главных - это использование двойной коммуникации в обращении к потребителю. Эмоциональная часть послания - его концепция, олицетворяющий ее герой, одним словом, «упаковка» должны быть ориентированы на ребенка, а рациональная составляющая - на взрослого. Ошибка многих детских учреждений заключается в том, что они смешивают два посыла в одном коммуникационном канале.

Детская целевая аудитория - понятие неоднозначное. В возрасте до 7 лет, а именно в этом возрасте ребенок ходит в детский сад, каждый год - это новые знания, умения, новый уровень развития, поэтому возрастное сегментирование детской аудитории более узкое, чем взрослой. Детскую целевую аудиторию в возрасте до 7 лет условно делят на следующие группы:

  • - от рождения до 3 лет. Вся реклама для детей этого возраста направлена на родителей, основная коммуникация происходит именно с ними, что естественно, поскольку ребенок в этом возрасте не может формулировать потребности и не так часто находится в местах продаж.
  • - 3-6 лет - дошкольный период. Дошкольники - это дети, во многом зависящие от родителей, однако способные выражать собственное мнение. В этом возрасте ребенок многое воспринимает через призму своей семьи.

Сегодня очевидно, что дети в значительной степени влияют на покупки родителей. Автор издания «Детский брендинг» Мартин Линдстром подсчитал, что мнение детей и подростков определяет решение родителей, как это ни покажется абсурдным, при покупке мобильных телефонов в 45% случаев, а автомобилей - в 60%. . Этот факт активно эксплуатируют рекламодатели, используя в рекламе «взрослых» товаров образы детей, анимационные образы, образы животных и другие образы, привлекающие внимание ребенка и формирующие у него свою собственную лояльность к бренду. По мнению многих специалистов, ребенок - это клиент сразу трех рынков: товаров непосредственно детского потребления (продукты питания, компьютерные развлечения, игрушки), товаров для взрослых (на выбор которых он ежедневно влияет) и будущего рынка, который он начнет определять, когда сам станет взрослым.

Несмотря на то, что мнение детей оказывает влияние при выборе детского сада, решающее слово всегда остается за родителями. На этом фоне возрастает роль аргументации в рекламном сообщении. Аргументы родителей при выборе дошкольного учреждения различны, однако наиболее частыми являются разностороннее развитие ребенка, подготовка к школе, консультации специалистов, комфортная атмосфера, профессиональные педагоги. Наименее частыми аргументами при выборе выступают: уникальные методики, большой выбор программ, изучение иностранных языков, работа в выходные дни и другие факторы, которые мы уже перечисляли выше. Однако какие бы аргументы не приводились в рекламном сообщении, окончательное решение при выборе детского сада, как правило, всегда определяет личный контакт. В этом случае, задача персонала заключается в умении рассказать о себе языком, понятным потребителю. Один из наиболее действенных способов - это открытость учреждения, предоставление родителям возможности посетить занятие, посмотреть на работу воспитателя. Формы работы могут быть самые разные: дни открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания и т.д.

Так как посыл в рекламе детских дошкольных учреждений направлен как на взрослого, так и на ребенка, необходимо отметить еще одну особенность - это внимание детей. Если завоевать его, при определенных навыках, не так уж и сложно, то удержать - настоящее искусство. Единственный успешный путь, который обеспечивал бы стабильное детское внимание на том или ином продукте или услуге, маркетологи видят в постоянной смене рекламной стратегии одного и того же товара/услуги.

Особенности рекламы в сфере учреждений детского дошкольного образования и досуга определяются отличительными специфическими особенностями этой сферы, которыми являются, прежде всего, работа с детьми, создание для них полноценных условий для игр, развития и отдыха, максимального комфорта и безопасности, и как это ни парадоксально звучит, минимальными затратами. В краткой, во всех ее видах, рекламной информации, необходимо доказать потенциальному потребителю, что максимальный во всех отношениях результат, можно получить только обратившись в вашу организацию, предлагающую услуги, оптимально соответствующие критерию «цена-качество».

Нужно так же учитывать, что для родителей, которые приняли решение отдать ребенка в частный детский сад, данная услуга является не только необходимостью, но и желанием подготовить ребенка к школе, социально адаптировать, выявить способности и таланты, приучить к режиму дня и режиму питания, сформировать личностные и коммуникационные навыки.

Именно это и призвано сделать услуги, предоставляемые частным дошкольным учреждением «Росинка» высококачественными. При удовлетворительном результате родители детей, посещающих данное учреждение, могут рассказать об этом своим друзьям, родственникам или коллегам которые, возможно, так же захотят отдать ребенка в этот сад, что гарантирует и привлечение детей в «Росинку» и дополнительную бесплатную и гораздо более эффективную рекламу - отзыв при межличностном общении.

  • - информативность преобладает над эмоциональной стороной. Рекламное сообщение сводится к перечню предоставляемых услуг и контактных данных. Для наиболее лучшего эффекта необходимо уравновесить обе части послания за счет использования ярких образов и цветов;
  • - низкое качество рекламных сообщений. Качество рекламных материалов должно соответствовать уровню и стоимости услуг учреждения;
  • - в рекламных сообщениях редко присутствует фирменный стиль. Чаще используются яркие цвета для привлечения визуального внимания;
  • - часто используются фотографии детского сада, а также фотографии процесса обучения детей.

Итак, продвижение частных дошкольных учреждений и предлагаемых образовательных услуг имеет свою специфику, связанную, прежде всего, с направленностью детского учреждения. Решающую роль для эффективности играют не только каналы распространения рекламы, а верно расставленные акценты, разработанная стратегия и качественные рекламные материалы, разработанные с учетом всех особенностей маркетинга в сфере услуг, предоставляемых детскими дошкольным учреждениями.

Вся вышеизложенная информация будет использована при формировании практических разработок для частного детского сада «Росинка».

И почему этот рынок ждут большие перемены.

В закладки

Пример оснащения современного частного садика

Что такое частное дошкольное образование? Я не буду говорить про нянь и репетиторов, а возьму лишь организованные сообщества, оказывающие услуги по образованию и развитию детей.

  • Детские клубы или детские центры - они оказывают услуги по проведению занятий для дошколят по самым разным тематикам от английского языка, до пилатеса. Программа составляется из десятков разных лоскутков и постоянно меняется подобно тому, как меняется спрос и мода. Занятия длятся от 20 до 40 минут и либо оплачиваются разово, либо покупаются абонементом.
  • Частные детские сады или группы по уходу и присмотру - это уже полноценные детские садики с постоянными педагогами и устоявшейся сеткой занятий. Дети находятся в садике с 8 часов утра до 7 часов вечера или даже дольше. Оплата происходит за весь день или за половину дня. Иногда ещё оплачиваются дополнительные занятия - как в детском клубе.

Разница между клубом и садиком гигантская. Ничего общего, кроме отношения к сфере социальных услуг они не имеют. Клуб - это потоковая история, для существования которой нужно в среднем 100–150 клиентов в месяц. Привлечь родителей в клуб - очень просто, но вот удержать их сложно. Клубу легче окупить первоначальные траты и уже в первый-второй месяц выйти на рентабельность, но стабильный доход для большинства клубов - очень сложная и почти нереальная цель.

Садик же сложнее организовать, ему нужно больше времени, чтобы выйти в ноль, и первых клиентов садику придётся привлекать с большим трудом. Но стоит набрать минимальное количество детей для самоокупаемости, и станут понятны все плюсы именно этой услуги.

LTV клиента в московском частном садике среднего уровня - 120–150 тысяч. Каждый ребенок, пришедший в детский сад после его выхода на рентабельность, приност от 80% до 90% чистой прибыли собственнику садика. Я очень хорошо знаком с рынком именно детских садов, поэтому дальше продолжу свой рассказ только о них.

Как меняется рынок

Шесть лет назад, когда мы открывали первый садик в Москве, рынок был на таком уровне, что можно было просто сделать симпатичную картинку и уютную атмосферу в садике, не грубить клиентам, вкусно кормить детей и не ругать их. Это делало тебя просто на голову выше всех других.

Первый садик обошелся суммарно в 800 тысяч рублей инвестиций на момент открытия и ещё 800 тысяч рублей за первый год работы. 180 тысяч рублей стоила аренда дома за два месяца, 120 тысяч рублей мы потратили на мебель, 250 тысяч рублей стоил косметический ремонт, 150 тысяч рублей - игрушки и дидактика, 100 тысяч рублей на рекламу, технику и раскраску стен в доме. К началу второго года работы садик был полностью заполнен и уже успел окупить себя.

Тот самый первый садик

Разумеется, в таких условиях сразу же появились желающие срубить лёгких денег. В районе, где мы начинали в 2012 году, было два частных садика. К середине 2013 года их было 11, а в 2014 году их насчитывалось уже 22. Сейчас их 26, и число постоянно скачет.

Такое перенасыщение рынка сказалось на всём. Повсеместные доносы в проверяющие инстанции со стороны соседей-конкурентов, перегретый рынок контекстной рекламы, замученные клиенты - они просто не могли отсмотреть все интересующие их варианты.

Владельцы садов думали не о том, как сделать свою развивающую программу и комбинированный план для воспитанников, а как бы сорвать баннер конкурента с газели на соседнем перекрестке. В 2014–2016 годах рынок активно формировался, выбирал лучшие формы, концепции и подходы к дошкольному развитию.

В 2017 году был взят тренд на окончательное отмирание устаревших частных садиков. Достаточно посмотреть объявления на Avito и увидеть, какое огромное количество частных садов продаётся. Закрываются многие точки франшиз, а оставшиеся делают ребрендинг и активно модернизируют программу и оснащение.

Регулирование государством

  • Частный детский сад - это просто название услуги. Оно нигде не закреплено, никем не описано. Частный детский сад может быть ИП, ООО, АНО, ЧОУ, НОУ, НОЧУ и любой другой НКО. На частный детский сад не нужна лицензия. В правовом поле есть две разных услуги - уход и присмотр за детьми (без лицензии) и дошкольное образование (только по лицензии).
  • Частные детские садики бывают с лицензией на образовательную деятельность и без неё в любой ОПП. Формально, если у частного сада нет лицензии, в нём нельзя производить обучение. А обучение, согласно Закону об образовании - это деятельность по реализации образовательных программ с проведением итоговой аттестации. То есть вы можете проводить занятия в игровой форме, без привлечения одобренной методической литературы и спокойно работать без лицензии. А, например, если ни одна из программ вам не подходит, и вы используете кучу элементов как из программ ФГОС, так и из иностранных методик - тут уже придётся всё доказывать в суде, если на вас наведут прокуратуру.
  • Получая лицензию, владелец частного садика тратит огромное количество нервов, времени и денег. Результат - просто защита от проверок прокуратуры. На практике - все хорошие садики работают по собственным адаптированным программам, которые лучше не показывать при получении лицензии, а взять любую официальную ФГОС-программу, выкинуть из неё всё то, что просто невозможно реализовать, и гордо заявить, что «мы работаем по ФГОС». Система очень странная и создаёт больше проблем, чем пользы. Единый стандарт безнадёжно устарел, а государство продолжает его требовать. В итоге никто из лучших детских садов не работает по чистым ФГОС-методикам (даже в государственных садиках), но все делают вид, что работают.
  • Лицензия совершенно ничего не говорит о качестве услуги. Она не гарантирует, что ребёнок получит знания, что с ним будут хорошо обращаться или что на кухне всегда чисто, и вкусно готовят. Лицензия для частного садика сейчас - это элемент защиты своего бизнеса и часть стратегии продвижения. В нынешних реалиях садики с лицензией пользуются ей исключительно как элементом рекламы и активно наговаривают на конкурентов: «А у нас-то лицензия есть».
  • Государство помогает частным образовательным организациям (НКО) и организациям, приравненным к ним (ООО). Субсидия на ребёнка в Москве - 3000 рублей в месяц. В Московской области - от 3000 рублей до 18 тысяч рублей в зависимости от района. НКО в обязательном порядке получают субсидию, ООО получают субсидию, только если очень повезёт. В Москве и Московской области я знаю лишь несколько случаев, когда ООО встало на субсидию. Насколько мне известно, ИП в московском регионе субсидия не светит. Но, вставая на субсидию, детский сад теряет право применения особых налоговых режимов, поэтому для Москвы и большинства регионов Московской области субсидия даже близко не покрывает расходов, связанных с переходом, например, с ПСН.
  • Для получения лицензии нужно пройти проверку СЭС (легко) и Роспотребнадзора (долго и дорого). Если садик - ООО или ИП, он не должен проходить проверку пожарников.

По моему опыту, большинство лучших частных детских садов Москвы первые несколько лет работали без лицензии. Многие из них потом её получили, но сделали это исключительно для того, чтобы быть защищёнными от внезапных проверок. Многие садики работают без лицензии и сегодня, и это не делает их хуже или лучше других.

Это всё было написано, чтобы обосновать одну простую мысль - государственное регулирование рынка дошкольного развития сейчас является рудиментом, порождающим массу мифов и легенд и мешающим собственникам бизнеса сосредоточиться на главном - качественном воспитании детей.

Если частный садик хочет быть успешен - он должен ориентироваться на своего итогового клиента, а не слепо делать всё то, что ему вменило государство.

Математика бизнеса в 2018 году

Ниже я приведу грубый пример затрат на хороший проект площадью 300 м². Актуально для Москвы и Московской области.

  • Аренда помещения . 250–300 тысяч рублей с коммуналкой. Можно найти дешевле, и всегда есть варианты сильно дороже. Лучше брать помещение с ремонтом и пожарной сигнализацией.
  • Ремонт помещения . Если вы взяли shell and core. 4–6 млн рублей уйдёт у вас на чистовой ремонт без учёта профильного оснащения.
  • Мебель . Тут есть три варианта. Можно купить стандартную мебель для детских садов. Обойдётся это в 150–300 тысяч рублей в зависимости от качества изделий. Можно заказать дизайнерские кроватки, стулья, шкафчики - это уже 300–600 тысяч рублей на полный комплект. А можно заказать мебель у различных мастеров оснащение под ключ. Эти мастера - педагоги, которые адаптируют пространство для детей и выполнят всё в едином стиле. Такие проекты начинаются от 700 тысяч рублей и доходят до нескольких миллионов рублей.
  • Роспись стен . В хорошем садике должно быть весело и интересно. Расписать стены в таком помещении будет стоить от 120 тысяч рублей.

Пример комплексного оснащения пространств детского сада

  • Оборудовать кухню . Комплект оборудования и посуды начинается от 150 тысяч рублей на садик в три группы.
  • Дидактические материалы на первый год работы . 120 тысяч рублей, если не сильно экономить.
  • Туалетная зона . 100 тысяч рублей вместе с работой.
  • Зарплатный фонд на первое время. 3арплата педагогов (по 50–35 тысяч рублей в месяц), три няни (по 35 тысяч рублей в месяц), повар (35 тысяч рублей в месяц) и приходящие педагоги (пять человек - каждому 20 тысяч рублей в месяц). Если собственник не будет управлять бизнесом, то в первый месяц нужен управляющий - это ещё 50 тысяч рублей.
  • Покрытие убытков . Садик в Москве выходит в ноль в среднем за три–шесть месяцев. Поэтому стоит заложить два–четыре полных месячных бюджета детского сада на покрытие убытков.
  • Рекламный бюджет . 50 тысяч рублей в месяц.
  • Налоги . Патент - 18 тысяч рублей в год (для Москвы).
  • А ещё вам непременно захочется купить набор очень крутых японских ковриков из микрофибры или фарфоровые кружечки для гостей.

В общем, траты бывают разные, иногда они кажутся очень глупыми, но если человеку так хочется, то почему нет. Ведь частный детский сад - это самый личный из известных мне бизнесов, и если владельцу он не нравится - такой проект сложно спасти.

Для выхода на самоокупаемость в частном детском саду должно заниматься от 15 до 20 детей. Срок окупаемости среднего бюджета в 4 млн рублей: 2–2,5 года при не слишком хороших показателях. Чистая прибыль со второго года работы - от 250 тысяч рублей.

Даже обычное мытьё рук можно превратить в приключение

Что будет дальше

Сейчас тренд в дошкольном образовании смещается от красивой картинки в сторону качественного наполнения. На рынке много чудесных садиков, но мест, где действительно занимаются дошкольным развитием детей, очень и очень мало.

В крупнейших образовательных проектах Москвы уже успели собрать команды профессиональных педагогов, и они постепенно распространяют идею нового качественного образования для детей.

Сейчас в тренде отказ от авторитарной педагогики в детском саду и развитие модульного подхода к образовательной деятельности, когда каждый ребенок сам может выбирать, чем он будет заниматься. Создаются курсы для педагогов новой формации, адаптируются ранее непопулярные концепции - реджио, ровестничество и многие другие.

Ближайшие 3–4 года станут временем, когда окончательно вымрет большинство старых садиков, где с клиентом общаются как с врагом и где воспитатели не могут сформулировать и пары строк.

Зарплаты педагогов у хороших садиков в Москве уже сейчас растут на 15–20% в год, а спрос на прогрессивных специалистов просто огромен. Существует множество концепций дошкольного развития, каждая из которых пошла по своему пути и активно развивается - государству придётся это принять и ввести новые схемы лицензирования образовательной деятельности. По крайней мере, я на это очень надеюсь.

Приведенные в статье технологии испытаны на реальных клиентах, в реальном детском центре и продолжают приносить беспрерывный поток родителей, покупающих услуги детского центра.

Для кого будет полезна эта статья:

  • для руководителей детского центра
  • для управляющего детским центром
  • для администратора детского центра
  • всем специалистам по продажам, предпринимателям продающим самостоятельно
  • всем кто не знает, как продавать
  • всем, кто хочет этому научиться
  • всем, кто хочет улучшить свои навыки в продажах

Многие считают, что ключевым в продажах это знание продукта и доскональное понимание рынка. Безусловно, без этого никуда. Но давайте копнем глубже. Чтобы дойти до этого этапа вам нужно заинтересовать собеседника, желательно — проявление интереса к вам. Как в той «формуле-шпаргалке» для маркетологов «AIDA», сначала нам необходимо внимание (attention), а потом интерес (interest). Вот так это работает. И в продажах тоже.

Как часто вам встречались ситуации, когда начиная представляться клиенту, он просто кидал трубку. Без объяснений. Вы уже настроились на презентацию услуг, полны вдохновения, а в ответ слышите гудки, и в итоге разъединение… Либо – представились: «Здравствуйте, меня зовут Екатерина, я администратор талант-клуба «Тотоша». Потом начинается стандартный текст из серии «Ольга, у меня для Вас отличное предложение, у нас в ближайшее время будут проходить новогодние утренники…» и дальше понеслась душа в рай с типичным «менеджерским» текстом. Клиент слышит текст на 2 минуты и в ответ говорит: «ой, не надо», «спасибо, ничего не нужно», «у меня нет времени», «перезвоните»…

Не очень приятное чувство. Правда? И как после такого могут не опускаться руки?

Когда-то и мне приходилось с таким сталкиваться. Но к счастью, придумывать велосипед уже не нужно, есть множество технологий и практических приёмов, позволяющих избежать таких ситуаций. Вы сможете по максимуму включить вашего собеседника в разговор, заинтересовать, а главное – донести цель вашего звонка.

Начнем с основополагающего. Первая причина – отсутствие цели звонка

Как бы странно это не звучало, но у вас всегда должна быть цель звонка. Максимальный фокус.

Состояние только здесь и сейчас. Вы должны четко понимать, что вы сейчас делаете, и к чему вас это приведет. Зачем звоните клиентам и что вам от них нужно. Как только выясните это для себя – уверенность и цель звонка гарантирована.

Вторая причина – желание «впарить» и продать

Мысли только об одном – лишь бы купил.

С таким подходом хорошие сделки не заключаются. Помните, вербалика и невербалика передает информацию в вашей голове напрямую клиенту. Он чувствует абсолютно всё и в любой момент может прекратить общение с вами.

Как от этого избавиться?

Подумайте про то, какую пользу дает услуга, которую вы продаете. Каждый раз, набирая номер или приглашая родителей на пробное занятие, помните про эту пользу. В первую очередь – вы решаете проблему клиента. Почти как врачи, даете рецепт, волшебную таблетку.

Сместите понятие «впарить, продать» – на «помочь, решить задачу».

Третья причина, и по совместительству моя любимая – вы скучны

Кому-то может показаться, что у меня радикальный подход, и количество критики в этой статье среднестатистического менеджера по продажам зашкаливает. Давайте смотреть правде в глаза. Разве вам интересно слушать скучного, ничем не отличающегося от остальных менеджеров, человека, который звонит с предложением купить у него годовую подписку на журнал «Натали»?

Либо вам нужно что-то менять в себе, либо меняйте работу. Продажи не для вас.

Специалист по продажам – это уверенный, полон харизмы, изобретательности и энтузиазма человек. В этом вам поможет книга Фрэнка Беттджера «Вчера неудачник - сегодня преуспевающий коммерсант».

Четвертым пунктом нашего познания будет — паралингвистика

Она прямо «musthave» в общении с клиентами. С помощью нее можно задать темп, тембр речи, интонацию, паузы, звонкость, громкость, артикуляцию звуков.

Без нее никак. Работая над паралингвистикой – вы улучшаете навыки общения. Потому что на 60% важно как вы говорите, а не что вы говорите.

Пятая ошибка — ваша собственная боязнь клиента и боязнь отказа.

Большинство людей боятся заговорить с незнакомцами, а тем более получить слово «нет». Есть простой способ избавиться от этого страха.

Можете взять любые желтые страницы или базу «которую не жалко» и совершить порядка 30 звонков приблизительно с таким текстом: «Добрый день Михаил, меня зовут Екатерина, я недавно работаю администратором и очень боюсь разговаривать с клиентами, могли бы вы помочь мне побороть этот страх и прямо сейчас послать меня куда подальше?»

Вы даже не представляете какой потрясающий эффект дает данное упражнение. Решаете сразу все задачи.

Шестая причина – неправильное представление и сложный непонятный текст разговора

Под неправильным представлением имеются ввиду штампованные фразы приветствия с клиентом. Придумайте оригинальные слова, то, что заставит клиента почувствовать заинтересованность, включенность. Он услышит что-то нестандартное. Возможно, это будет ассоциация с чем-либо.

Не нужно усложнять. Говорите максимально понятно и просто. Если вам нужно объяснить по какому поводу звоните, сделайте это и интересно и просто. Клиент должен включиться и понять, кто ему звонит и зачем.

Седьмая причина — нехватка в разговоре техники активного слушания с вашей стороны

Чтобы ваше слушание превратилось в активное, необходимо следовать нескольким советам:

  1. Поощряйте собеседника . Выражайте интерес, используйте нейтральные слова не выражающие оценку. Избегайте критики.

Используйте: Ага, Угу, да, я понимаю, и др. Поможет также дословный повтор одного-двух слов собеседника.

  1. Прояснение . Помогает прояснить сказанное, уточнить, получить больше информации. Задавайте вопросы. Переформулируйте услышанное не совсем точно, чтобы говорящий продолжил объяснение.

Когда, как это случилось? Правильно ли я поняла что….? Насколько я поняла, это…. Я услышала…

  1. Переспрашивание. Тут нужно показать, что вы слушаете и понимаете суть изложенного. Также вы проверяете собственное понимание. Переспрашивайте, по-своему формулируя основные предложения и факты.

Т.е, вы бы хотели, чтобы… Не так ли?

  1. Эмпатия. Показать, что вы понимаете чувства другого человека. Предоставить человеку возможность услышать о его чувствах со стороны.

Вы кажется расстроены этим фактом…?

  1. Выражение сопереживание. Признаем значимость и выразить уважение к чувствам и переживаниям другого человека. Признаем важность проблем собеседника.

Я ценю ваше стремление разрешить эту проблему… Я разделяю вашу озабоченность данным вопросом…

  1. Подведение итогов. Указать на наличие прогресса в разговоре. Свести воедино основные идеи и факты. Создать основу для дальнейшего обсуждения. Тут необходимо заново сформулировать основные идеи и чувства.

Правильно ли я поняла, что…? В итоге, можно сказать что… Давайте подведем итог…