Квалификационные требования к водителю автомобиля. Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих

2. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

3. Настоящие Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:

водитель транспортного средства категорий "В", "BE" (включая водителя легкового такси);

водитель транспортного средства категорий "С", "С1", "СЕ", "С1E" (далее - водитель грузового автомобиля);

водитель транспортного средства категорий "D", "D1", "DE", "D1E" (далее - водитель автобуса);

водитель транспортного средства категории "Тb" (далее - водитель троллейбуса);

водитель транспортного средства категории "Тm" (далее - водитель трамвая);

водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;

водитель, управляющий крупногабаритным и (или) тяжеловесным транспортным средством, или водитель автомобиля, сопровождающего такое транспортное средство;

водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;

диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

контролер технического состояния автотранспортных средств;

контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;

специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;

консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

4. К водителю транспортного средства категорий "В", "BE" предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

4.1. Водитель транспортного средства категорий "В", "BE" должен знать:

основы безопасного управления транспортными средствами;

цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";

особенности наблюдения за дорожной обстановкой;

способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;

порядок вызова аварийных и спасательных служб;

основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;

основы обеспечения детской пассажирской безопасности;

последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения водителями транспортных средств;

методики по оказанию первой помощи;

состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов;

назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства соответствующей категории;

признаки неисправностей, возникающих в пути;

меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения;

влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;

правила и инструкции по охране труда при техническом осмотре транспортного средства соответствующей категории и обращении с эксплуатационными материалами, правила эксплуатации транспортного средства;

принципы экономичного управления транспортным средством.

4.2. Водитель транспортного средства категорий "В", "BE" должен уметь:

безопасно и эффективно управлять транспортным средством соответствующей категории в различных условиях дорожного движения;

нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;

порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;

схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

требования завода - изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;

графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

основы экономики, организации труда и производства;

расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;

13.2. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:

организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;

принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);

инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;

обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;

принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;

заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;

рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;

выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;

составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;

координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;

принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;

проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;

обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;

осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;

организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

13.3. К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"*(6) ;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

13.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

14. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

14.1. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен знать:

нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;

нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;

устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств;

технические требования, предъявляемые к транспортным средствам;

правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

14.2. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен уметь:

контролировать техническое состояние автотранспортных средств.

14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

23.00.00 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

15. К контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

15.1. Контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта должен знать:

нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава городского наземного электрического транспорта;

нормативные акты в области безопасности дорожного движения и техники безопасности на городском наземном электрическом транспорте;

устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта;

технические требования, предъявляемые к транспортным средствам наземного электрического транспорта, возвратившимся с линии и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;

правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

15.2. Контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта должен уметь:

контролировать и проверять техническое состояние транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

15.3. К контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.05 "Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики на городском наземном электрическом транспорте" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.05 "Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики на городском наземном электрическом транспорте", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания транспортных средств городского наземного электрического транспорта не менее одного года;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

16. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

16.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:

нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;

назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;

правила технической эксплуатации транспортных средств;

методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;

организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;

порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

16.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:

разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;

анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;

осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;

разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;

информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;

устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;

контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;

контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;

организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;

контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;

организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;

организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"*(7) , и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

16.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

17. К консультанту по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

17.1. Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом должен знать:

последствия, к которым могут привести аварии при перевозке опасных грузов, и основные причины аварий;

общие положения национального законодательства, международных конвенций и соглашений в области перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

классификацию опасных грузов (процедуру классификации растворов и смесей, структуру перечня веществ, классы опасных грузов и принципы их классификации, характер перевозимых опасных грузов, физические, химические и токсикологические свойства опасных грузов);

общие требования к упаковке, требования к цистернам и контейнерам-цистернам (типы, коды, маркировка, конструкция, первоначальные и периодические проверки и испытания);

маркировочные надписи и знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета (нанесение маркировки и знаков опасности на упаковки, размещение и снятие информационных табло и табличек оранжевого цвета);

документы, находящиеся на транспортном средстве (транспортные документы, письменные инструкции, свидетельство о допущении транспортного средства, свидетельство о подготовке водителя, копии любых документов об отступлениях, прочие документы),*(8) и порядок их оформления;

способ отправки и ограничения на отправку (перевозка полной загрузкой, перевозка навалом/насыпью, перевозка в контейнерах средней грузоподъемности для массовых грузов, контейнерные перевозки, перевозка во встроенных или съемных цистернах);

требования к перевозке пассажиров при перевозке различных опасных грузов;

требования по совместной погрузке различных классов опасных грузов и меры предосторожности, связанные с совместной погрузкой;

способы разделения грузов;

ограничения перевозимых количеств и изъятия в отношении количеств опасных грузов;

требования к обработке и укладке грузов (погрузка и разгрузка - коэффициенты наполнения - укладка и разделение);

требования к очистке и/или дегазации перед погрузкой и после разгрузки;

требования к экипажу транспортного средства и профессиональной компетентности;

требования, касающиеся наблюдения за транспортным средством (стоянка);

требования, касающиеся транспортного оборудования.

17.2. Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом должен уметь:

выполнять процедуры, обеспечивающие соблюдение требований в отношении идентификации перевозимых опасных грузов;

обеспечивать соответствие транспортных средств особым требованиям, обусловленным характером перевозимых опасных грузов;

проводить процедуры проверки оборудования, используемого для перевозки опасных грузов или для погрузочно-разгрузочных операций;

организовывать подготовку к перевозке опасных грузов работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, участвующих в процессе перевозки опасных грузов, и вести учет данной подготовки;

в случае аварии или происшествия применять надлежащие срочные меры по устранению их последствий;

проводить служебное расследование обстоятельств серьезных аварий, происшествий или серьезных нарушений, отмеченных во время перевозки опасных грузов или в процессе погрузочно-разгрузочных операций, и при необходимости подготовку соответствующих отчетов;

принимать необходимые меры к недопущению аварий, дорожно-транспортных происшествий или нарушений иных требований, предъявляемых к перевозкам опасных грузов;

учитывать нормативные и особые требования, связанные с перевозкой опасных грузов, при выборе и использовании услуг субподрядчиков или третьих сторон;

проводить проверку работников, занимающихся перевозкой опасных грузов, их погрузкой или разгрузкой, на знание ими правил безопасности перевозок опасных грузов;

проводить инструктажи работников, связанных с перевозкой опасных грузов, их погрузкой и разгрузкой;

проверять наличие на транспортных средствах необходимых документов и оборудования для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов;

осуществлять проверку соблюдения требований, касающихся погрузочно-разгрузочных операций;

составлять план обеспечения безопасности перевозки опасных грузов;

составлять ежегодный отчет для органов управления юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам их деятельности, связанной с перевозкой опасных грузов.

17.3. К консультанту по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203 "Об утверждении Порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2012 г., регистрационный N 25407) с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 144 (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2014 г., регистрационный N 33137) (далее - приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203);

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203;

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена, за исключением специальностей, входящих в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203.

17.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, предъявляются требования к стажу работы в области организации перевозок и управлению автомобильным транспортом не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30 (ч. I), ст. 4590; N 30 (ч. I), ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032, N 19, ст. 2319, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4029; N 48, ст. 6165; N 52 (ч. I), ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3370; N 29 (ч. I), ст. 4359.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 161; N 24, ст. 2601; N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740; N 11 (ч. I), ст. 1029; N 17, ст. 1883; N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 4, ст. 506; N 6, ст. 738; N 13, ст. 1558; N 18 (ч. II), ст. 2249; N 32, ст. 4046; N 33, ст. 4088; N 36, ст. 4361; N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, 652; N 11, ст. 1222; N 12, ст. 1348; N 13, ст. 1502; N 15, ст. 1805; N 25, ст. 3172; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст.1935; N 26, ст. 3801, 3804, N 32, ст. 4832; N 38, ст. 5389; N 46, ст. 6526; N 47, ст. 6660; N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686; N 14, ст. 1630; N 19, ст. 2439; N 44, ст. 6029; N 49, ст. 6881; 2013, N 5, ст. 388; N 12, ст. 1322; N 26, ст. 3343, N 33, ст. 4386; N 38, ст. 4821; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1286; N 18 (ч. IV), ст. 2177; N 30 (ч. II), ст. 4311, 4325; N 37, ст. 4974; N 42, ст. 5736; N 43, ст. 5901, 5926; 2015, N 2, ст. 491; N 16, ст. 2394; N 17 (ч. IV), ст. 2571; N 20, ст. 2925.

*(3) Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения"; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2008, N 17, ст. 1882; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371; 404, N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 52 (ч. II), ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487; N 44, ст. 6063; N 47, ст. 6557; 2015, N 1 (ч. II), ст. 223; N 15, ст. 2276; N 17 (ч. IV), ст. 2568; N 27, ст. 4083.

*(4) Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный N 34204) с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 24 мая 2015 г. N 3649-У (зарегистрировано Минюстом России 17 июня 2015 г., регистрационный N 37679).

*(5) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 1605-р "О подписании Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников СНГ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч. II), ст. 5242).

*(6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461).

*(7) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994).

*(8) Европейское соглашение "О международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (Женева, 30 сентября 1957 года). Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508.

В квалификационном справочнике есть должность водитель автомобиля.Персональный водитель должен быть переименован в водителя автомобиля? Какой класс присваивать? И писать ли этот класс в названии должности по штатному расписанию?Если менять название должности обязательно, как прописать обязанности именно для персонального водителя, если водителей в штате несколько и обязанности у них разные?В Системе Кадры есть форма должностной инструкции персонального водителя. Правомерно ли в ней указаны пункты об обязанностях, касательно членов семьи и поручений личного характера (нам бы тоже хотелось их вменить для исполнения):2.1. Обеспечивает комфортное сопровождение на автомобиле работодателя, членов его семьи,2.3. Выполняет:– различные мелкие поручения (профессионального или личного характера) работодателя, членов его семьи;Можно ли привлекать водителя к ответственности за неисполнение поручений личного характера, если условие об их исполнении оговорены должностной инструкцией?Можно ли в системе мотивации водителя прописать выполнение личных поручений одним из регуляторов для начисления/неначисления премии? Как обосновать невыполнение личных поручений?Можно ли поручить водителю по должностной инструкции производить расчистку снега, например, для получения доступа к парковочному месту автомобиля, если занесло ворота гаража, где припаркован на стоянку автомобиль? Или вменить в обязанности убирать подтеки от шин автомобиля на стояночном месте – это правомерно поручать водителю?

Ответ

Ответ на вопрос:

Должность водителя автомобиля нельзя обозначить произвольно (в частности с указанием на то, что водитель является именно персональным) по следующим причинам:

1. Согласно ст. 57 ТК РФ должность водителя автомобиля (как имеющая ряд ограничений) должна именоваться в соответствии с ЕКС или профстандарту.

В отношении водителей есть ограничения, как минимум, в части возможности работы по совместительству (329 ТК РФ).

Таким образом, для водителей автомобилей требования профстандарта (ЕКС) носят обязательный характер, в том числе в части наименования его должности.

То есть должность персонального водителя обязательно нужно переименовать.

Профстандарта по должности «водитель автомобиля» пока нет.

Есть только проекты:

И даже проект профстандарта не предусматривает такого наименования должности, как персональный водитель.

Работа водителя не подразумевает выполнения каких-то личных поручений руководителя, и тем более членов семьи руководителя.

Поручить водителю дополнительную работу, не предусмотренную его трудовой функцией, можно исключительно в порядке совмещения.

В ситуации, когда работники, занимающие одну и ту же должность, но выполняющие разные должностные обязанности, может расцениваться как дискриминация. Посмотрите еще https://онлайнинспекция.рф/questions/view/10999 по данному вопросу.

В части требований к квалификации: Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Водители транспортных средств в организациях могут иметь квалификационные классы с первого по третий.

При этом класс, установленный водителю, определяет возможность исполнения им определенных видов работ по перевозкам .

То есть понятие классности характеризует квалификацию водителя .

Согласно разделу «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102, работодатель может вводить классность водителям и соответствующую надбавку водителям за классность, а может не вводить .

Если на транспортное предприятие устраивается водитель, например, с 3-м классом, то на новом месте работы она недействительна. Вместе с тем, работодатель по своему усмотрению может подтвердить классность водителя при приеме в приказе, и в этом случае классность сохраняется.

Подробно о вопросе присвоения классности водителю см. здесь: http://vip.1kadry.ru/#/document/131/3171/?step=2..

Примечанием к квалификационным характеристикам водителя автомобиля Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, установлено, что квалификация 1 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии ; квалификация 2 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии .

Следовательно, при присвоении классности водителю учитывается только стаж работы в данной организации.

Данные выводы подтверждаются, в том числе, судебной практикой (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 23.05.2013 по делу N 33-2762/2013).

Классность отражается в штатном расписании.

В ТК РФ четко регламентирован порядок привлечения сотрудника к дополнительной работе. Этому посвящена ст. 60.2 ТК РФ.

Привлечение работника к дополнительной работе возможно по соглашению сторон, при наличии соответствующей должности (ставки или части ставки) в штатном расписании и только за дополнительную плату (ст. 60.2, 151 ТК РФ).

Обратите внимание, что нельзя также вписывать в должностную инструкцию действия, которые относятся к другой трудовой функции, чтобы не оплачивать дополнительную работу (апелляционное определение Самарского областного суда от 9 июля 2014 г. № 33-6615/2014).

В трудовую функцию водителя автомобиля не входит работа дворника (Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (с изменениями на 15 апреля 1991 года), КС выпуск 00; Положение, утв. приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15).

И согласно последним разъяснениям Минтруда трудовой договор с работником может быть заключен по одной определенной трудовой функции .

И, в любом случае обязанности не должны выходить за рамки трудовой функции, а название должности должно соответствовать реально выполняемой сотрудником трудовой функции.

Выполнение работы в пределах основного рабочего времени сотрудника, которая не входит в его трудовые обязанности, можно оформить одним из двух способов:

 как совмещение профессий (должностей) (ст. 60.2 ТК РФ);

 как расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ);

При совмещении профессий сотрудник занимается дополнительной работой по другой должности в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника. Такие правила установлены в части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполняемых работ понимают выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Поручение доп. работы оформляется по конкретной должности, предусмотренной в штатном расписании и исключительно с письменного на то согласия работника и с установлением доплаты по соглашению сторон (ст. 60.2,151 ТК РФ) .

К аналогичным выводам приходят специалисты Минтруда. См. Письма Минтруда России от 20.07.2016 N 14-2/В-688 и от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698.

Этой же позиции придерживаются и суды.

Так, например, Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в апелляционном определении от 26.03.2015 по делу N 33-4792/2015 указала, что выполнение работником обязанностей в соответствии с условиями дополнительного соглашения нельзя отнести к расширению зоны обслуживания, увеличению объема работы, поскольку штатным расписанием работодателя предусмотрена одна штатная единица по его должности (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.07.2012 N 11-11218/2012).

Кроме того, суды отмечают, что обязательным условием выполнения работником дополнительной работы по другой должности является письменное соглашение сторон трудовых отношений (определения Воронежского областного суда от 10.06.2014 № 33-3117, Приморского краевого суда от 15.12.2015 по делу № 33-11469/2015 и др.). Поэтому без соглашения, в котором будут прописаны условия совмещения, не обойтись.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как оформить прием на работу водителя

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Особенности приема на работу

Как принять на работу водителя

Прием на работу водителей, чья работа непосредственно связана с движением транспортных средств, имеет свои особенности. Перечень таких работ, профессий и должностей утвержден в постановлении Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16. Он охватывает: автомобильный, городской наземный электрический, промышленный, железнодорожный, морской, речной транспорт, транспорт дорожного хозяйства, метрополитена и гражданской авиации.

Сотрудники, которых принимают на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку (ст. 328 ТК РФ). Порядок отбора и подготовки утвержден в приказе Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59. Он распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. В том числе те организации, в штате которых есть сотрудники-водители автомобилей для хозяйственных нужд.

Так, соискатель, который претендует на должность водителя, обязан:

 иметь водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);

 иметь справку о прохождении медосмотра (ст. 213 ТК РФ);

 соответствовать квалификационным требованиям к водителям из приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287, если иное не установлено законом. Подтвердить соответствие можно документами об образовании или о квалификации: дипломами, удостоверениями и т. п.;

 соответствия требованиям к стажу работы, установленным в приказе Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Подтвердить соответствие можно трудовой книжкой или иными документами.

Внимание: сотрудника-водителя нельзя принять на работу по совместительству, если такая работа тоже непосредственно связана с управлением транспортным средством или его движением (ст. 329 ТК РФ).

C 1 июня 2017 года действует запрет на управление транспортным средством без российских прав (ст. 3 Закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ, ст. 2 Закона от 2 ноября 2013 г. № 285-ФЗ). Это значит, что в общем случае сотрудники-иностранцы независимо от их статуса не могут работать водителями, если у них только национальные права. Исключения – граждане государств, где русский язык закреплен как официальный. Они могут работать водителями на территории России, используя национальные водительские удостоверения.

К таким государствам относятся:

 Республика Беларусь;

 Республика Казахстан;

 Республика Таджикистан;

 Кыргызская Республика.

Если соискатель отвечает всем условиям, то работодатель проводит устное собеседование. В дополнение к беседе можно провести и письменную проверку: опрос или тестирование. Все результаты занесите в листы собеседования и храните их пять лет. Конкретная форма листов собеседования не утверждена, поэтому работодатель может составить их в произвольной форме.

Если по итогам собеседования кандидат подтвердит свое соответствие квалификационным требованиям, то работодатель вправе принять его на работу. При этом в отдельных случаях до трудоустройства соискателю придется пройти еще и стажировку.

Такие правила установлены в пунктах 2–11 Порядка, утвержденного в приказе Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59.

В остальном документальное оформление сотрудника-водителя на работу проводите в общем порядке.

Вопрос из практики: можно ли водителю установить ненормированный рабочий день, если он работает по два часа в день

Нет, нельзя.

Ненормированную работу можно установить сотруднику в двух случаях: если он трудится полный рабочий день и если сотруднику установлена неполная рабочая неделя и при этом полный рабочий день (ст. 101 ТК РФ).

Таким образом, водителю, который работает неполный рабочий день – два часа, работодатель не вправе установить ненормированный режим рабочего времени. Выходом из ситуации может быть работа на условиях гибкого режима рабочего времени. Но тогда работодателю надо определить недельную норму часов, которую будет отрабатывать сотрудник. Она может учитывать и возможную ненормированную работу. Подробнее о том, как установить гибкое рабочее время, читайте здесь.

Стажировка водителей

Как и когда проводить стажировку водителей

После того как соискатель на должность водителя пройдет профессиональный отбор в отдельных случаях до допуска к самостоятельной работе кандидаты проходят стажировку.

Так, пройти предварительную стажировку обязаны соискатели, которые:

 приходят устраиваться на работу сразу после окончания учебы;

 имеют перерыв в работе на должности водителя более одного года;

 устраиваются работать на горные маршруты;

 планируют работать на новом типе транспортного средства или новом маршруте перевозок пассажиров.

Стажировку проводит работодатель. Он самостоятельно определяет количество часов и содержание стажировки. По возможности проводите стажировку на транспортном средстве того же типа и модели и на том же маршруте, на котором сотрудник будет в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажировка состоит из инструктажа и практики. Ее проводят под руководством и контролем водителя-наставника. В ходе инструктажа водитель получает информацию о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Ее цель подтвердить, что умения водителя соответствуют квалификационным требованиям и он сможет самостоятельно управлять конкретным транспортным средством. В практику включите управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования должно включать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

Водителя-наставника для нового водителя назначают из других сотрудников-водителей, которые:

 не совершили за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

 имеют стаж работы на соответствующем типе транспортных средств:
1) не менее трех лет – при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле;
2) не менее пяти лет – при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе.

По итогам стажировки оформите стажировочный лист. Форма документа произвольная, при этом в нем обязательно отразите:

 номер стажировочного листа;

 фамилию, имя и отчество водителя-стажера;

 сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;

 фамилию, имя, отчество водителя-наставника;

 дату, время прохождения и количество часов стажировки;

 замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

 заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься такой деятельностью.

Работодатели обязаны вести документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя. Стажировочные листы храните не менее пяти лет.

Об этом говорится в пунктах 13–22 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Требования к любым работникам, принимаемым на работу, закреплены в гл. 10 и 11 ТК РФ. Однако иные нормативные акты могут устанавливать дополнительные критерии отбора сотрудников определенных должностей, перечни дополнительных требований к ним и представляемым для трудоустройства документам.

Приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59 утвержден порядок, устанавливающий критерии для отбора и обучения лиц, трудоустраиваемых в качестве водителей (далее — Порядок). Им же закреплены дополнительные требования к водителям при приеме на работу.

В указанном документе речь идет о любом автомобильном транспорте, в том числе городском наземном.

Еще один нормативный акт, в котором содержатся дополнительные требования для водителей, — приказ Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287, которым утверждены профессиональные и квалификационные требования к работникам, осуществляющим перевозки автотранспортом.

Требования к водителям

Указанные выше акты предъявляют к водителям следующие требования:

  1. Необходимо представить все документы из общего списка, предусмотренного ст. 65 ТК, в том числе трудовую книжку, подтверждающую стаж работы по специальности (п. 8 Порядка).
  2. Дополнительно должен быть предоставлен подтверждающий водительскую квалификацию документ (в силу п. 5 Порядка это водительское удостоверение).
  3. Обязательно прохождение предварительных и периодических медосмотров (ст. 213 ТК РФ, п. 6 Порядка).
  4. Все водители должны соответствовать требованиям к управлению транспортным средством соответствующей категории, установленным приказом Минтранса РФ № 287.
  5. Необходимо прохождение устного собеседования, результаты которого работодатель должен хранить 5 лет (пп. 8-12 Порядка).
  6. Водители, у которых есть перерыв в стаже более года, должны пройти стажировку, по результатам которой составляется стажировочный лист (пп. 13-19 Порядка).

Обязательно ли водителю заполнять анкету для трудоустройства? Где взять бланк документа

Анкета — это письменный документ, в котором водитель заполняет необходимые графы, определяемые работодателем. Он необходим для того, чтобы получить исчерпывающую информацию о соискателе.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что для водителя анкета при приеме на работу не является обязательной, но может использоваться работодателем, если он посчитает это необходимым.

Не знаете свои права?

Обязателен данный документ исключительно для государственных и муниципальных служащих, к которым водители не относятся. О том, как составить такую анкету, мы писали в одной из наших статей . Бланк анкеты водителя при приеме на работу можно скачать на нашем сайте:

Предварительный медосмотр и медицинская справка

Медицинские осмотры в силу ст. 69 ТК являются обязательными еще на стадии вступления в трудовые отношения, если на это прямо указано в ТК или иных нормативных документах.

Согласно ст. 213 ТК все задействованные в управлении транспорта сотрудники подлежат обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию.

Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. Без прохождения медосмотра водителем при приеме на работу заключить с ним договор нельзя. Именно в ходе проведения медобследования врачи различных специальностей (невролог, офтальмолог, лор, хирург, дерматовенеролог) дают заключение о пригодности конкретного лица к исполнению трудовой функции водителя транспортного средства. По итогам осмотра председатель врачебной комиссии составляет заключение, на основании которого выдается соответствующая справка.

Подведем итоги:

  1. Особые правила трудоустройства предъявляются к водителям автомобилей, автобусов, иных видов наземного транспорта.
  2. Анкета используется по усмотрению работодателя, но собеседование водители проходят в обязательном порядке. При этом результаты последнего должны храниться работодателем в течение 5 лет с момента заключения договора.
  3. Проведение медосмотра, результатом которого является справка для водителя при приеме на работу, обязательно. Без него заключить договор невозможно.

Профессиональный стандарт для водителей - это новинка в области обеспечения безопасного дорожного движения, которая выстрадана сотнями тысяч жертв на дорогах. Теперь помимо национального водительского удостоверения водитель-профессионал должен соответствовать профессиональным требованиям.

Речь о необходимости разделения обучения на профессионалов и любителей шла давно. Наконец-то мы приближаемся к этому вплотную.

Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 вступает в силу в июне 2016 года. Он регламентирует профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками людей и грузов.

Кто попадает под новые требования?

Под новые требования к профессионализму и квалификации попадают следующие категории водителей:

  • профессиональные водители автомобилей категорий В (в том числе пассажирского такси), ВЕ, С, С1, СЕ, С1Е, D, D1, DE, D1E;
  • водители троллейбусов и трамваев (Tb и Tm);
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
  • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении.

Давайте рассмотрим самые основные требования к профессиональным водителям.

Профессиональный водитель легкового автомобиля

Если вы профессиональный водитель категории В и ВЕ, например, таксист, то Вам помимо знаний ПДД необходимо знать:

  • правила и порядок страхования ОСАГО;
  • основы наблюдения за обстановкой на дороге;
  • виды ответственности за нарушение ПДД;
  • основные признаки неисправностей, которые могут возникнуть в ТС;
  • влияние погодных условий на безопасность на дороге;
  • как обеспечить детскую безопасность в автомобиле;
  • как вызвать аварийные и спасательные службы и т.п.

Не стоит забывать о знании состава аптечки, правил ее использования, методике оказания первой помощи пострадавшим.

Конечно же профессиональный водитель должен безопасно управлять автомобилем, уметь обеспечивать безопасность пешеходов и велосипедистов на дороге.

Требования к стажу профессиональных водителей легкового автомобиля предъявляется лишь для таксистов. Это три года общего водительского стажа. Если Вы только что окончили автошколу - Вы не имеете права быть таксистом.

Что должен уметь профессиональный водитель?

Знаний для водителя мало, нужны и умения. На одной теории далеко не уедешь. Кроме умения безопасно водить автомобиль и соблюдения ПДД к профессиональному водителю есть еще требования:

  • умение исправлять мелкие неисправности автомобиля, если это не связано с разборкой агрегатов и узлов ТС (поменять колесо, лампочку в фаре и т.п.);
  • уметь безопасно перевозить и размещать багаж, сажать и высаживать пассажиров;
  • прогнозировать опасные ситуации на дороге, предотвращать их, своевременно принимать решение при их возникновении;
  • уметь пользоваться средствами пожаротушения.

К тому же водитель-профессионал обязан совершенствовать свои навыки управления автомобилем. Как это должно подтверждаться: обучением, повышением квалификации или еще как-то? Приказ Минтранса не говорит об этом, будем ждать разъяснений.

Требования к водителю грузовика

Водитель грузовика помимо основ, которые прописаны для водителя легкового автомобиля, должен знать следующее:

  • принципы работы, назначение и устройство основных механизмов, деталей и приборов грузовика, прицепа;
  • инструкции по охране труда при техническом осмотре грузового автомобиля, прицепа.

В добавление к умениям водителя категорий В, ВЕ водитель грузовика должен уметь безопасно размещать и закреплять грузы, уметь использовать различные виды тахографов. Сегодня в рейс без прибора учета режима труда и отдыха выезжать нельзя. За это нарушение штраф от 1000 до 3000 руб. для водителя, а для должностного лица 5000-10000 руб.

Требования к опыту работы (стажу) водителя грузовика не предъявляются, главное умения и знания, ну и конечно же российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

Профессия водитель опасна и трудна!

Отвечать за жизни пассажиров, за жизни других участников дорожного движения должен каждый водитель, но к профессиональным водителям особенное отношение. Ведь они должны быть действительно профессионалами своего дела, а не любителями. Наконец-то появился на свет для них профессиональный стандарт, значит не за горами и специализированные программы обучения профессиональных водителей.


Сортировщик почтовых отправлений и произведений печати

1-2 разряды

Характеристика работ. Сортировка почтовых отправлений и произведений печати установленным порядком, отправка их согласно планам направления почты в установленные сроки; внесении изменений в руководства и пособия по сортировке и направлению почты, заделка постпакетов (пачек) и мешков с корреспонденцией и печатью. Внесение коррективов в руководства и пособия по сортировке и направлению периодической печати, филателической продукции и прочих отправлений.

Должен знать: почтовые правила в пределах выполняемой работы, а также порядок получения, обработки и отправки всех видов почтовых отправлений и печати; схему письмосортировочной машины при машинной сортировке; тарифы на пересылку простых, заказных и ценных писем, карточек, бандеролей и посылок; контрольные сроки и расписание обработки и отправки почты для своего рабочего места; действующую систему сортировки почтовых отправлений и печати; порядок приписки почтовых отправлений, почтовых вещей и печати к документам и их заделки в постпакеты (пачки) и мешки; правила перевозки почты по авиалиниям; правила учета почтовых отправлений и печати; латинский шрифт; инструкции по экспедированию печати; схему маршрутов почтовых вагонов; планы направления международной почты для своего рабочего места; порядок пользования Алфавитным списком стран и территорий мира, издаваемым Бюро Всемирного почтового союза; инструкцию по контроля денежной отчетности.

При сортировке:

— иногородней письменной корреспонденции на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством клеток сортировки не более 350;

— входящей и местной корреспонденции на одном или поочередно на различных рабочих местах с общим количеством пунктов сортировки (улиц города) до 400;

— корреспонденции в отделениях перевозки почты при аэропортах на рабочих местах с количеством клеток сортировки до 200;

— простых исходящих, транзитных и входящих международных почтовых отправлений;

— почтовых отправлений и произведений печати по предприятиям связи, расположенным на межрайонных и внутриобластных маршрутах;

— входящей и местной корреспонденции и произведений печати по пунктам, обслуживаемым ГСП, с общим числом пунктов — до 300;

— произведений печати в газетных узлах, в приписных предприятиях связи; газетно-журнальных экспедициях почтамтов, ПЖДП, ОПП с общим количеством до 500 газетных узлов и отделений связи;

— импортной печати на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством клеток сортировки до 500;

— экспортной печати на предприятиях связи, не являющихся местами международного почтового обмена, по местам почтового обмена иностранных государств в соответствии с планом направления, включая и сортировку адресных ярлыков по странам, а также самостоятельное оформление документов на эту почту;

— посылок, ценных писем и ценных бандеролей, мешков с почтой и газетных пачек на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством выделяемых групп не более 60;

— постпакетов и бандеролей, и группировке их по направлениям при

количестве направлений до 70 — 1-й разряд .

При сортировке:

— иногородней письменной корреспонденции на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством клеток сортировки более 350;

— корреспонденции в отделениях перевозки почты при аэропортах на рабочих местах с количеством клеток более 200;

— корреспонденции на почтово-сортировочных участках (узлах);

— входящей и местной корреспонденции на одном или поочередио на различных рабочих местах с общим количеством пунктом сортировки (улиц города) более 400;

— произведений печати в газетно-журнальных экспедициях почтамтов, ПЖДП, ОПП с общим количеством более 500 газетных узлов и ОС;

— исходящей международной письменной корреспонденции, мешков, посылок по местам почтового обмена иностранных государств в соответствии с планом направления, включая оформление документации на указанные международные отправления;

— входящей и местной корреспонденции и печати по пунктам, обслуживаемым ГСП, свыше 300 пунктов;

— импортной печати на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством клеток сортировки свыше 500;

— экспортной печати на предприятиях связи, являющихся местами международного почтового обмена, по местам почтового обмена иностранных государств в соответствии с планом направления, включая сортировку адресных ярлыков по странам, а также самостоятельное оформление документов на эту почту;

— посылок, ценных писем и бандеролей, мешков с почтой и газетных пачек на одном или поочередно на нескольких рабочих местах с общим количеством выделяемых групп более 60;

— международной входящей и транзитной письменной корреспонденции, посылок, мешков по направлениям, включая оформление документации;

— постпакетов и бандеролей и группировке их по направлениям при

количестве направлений более 70 — 2-й разряд .

Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих .