Управление рисками газотранспортного предприятия (на примере ооо "газпром трансгаз томск"). Описание рынка и риски Управление рисками газпром

Стратегические и страновые риски

Риски, связанные с развитием мировой экономики

Неблагоприятные экономические условия могут повлечь замедление темпов роста спроса на энергоносители и привести к удорожанию заемного капитала.

В целях обеспечения повышения дохода от реализации энергоносителей ПАО «Газпром» диверсифицирует рынки и каналы сбыта, расширяет сферы использования природного газа. Для обеспечения финансовойустойчивости ПАО «Газпром» проводит оптимизацию долговой нагрузки.

Риски, связанные с деятельностью на европейском газовом рынке

Политика ЕС на газовом рынке направлена на диверсификацию источников поставок газа и увеличение доли биржевой торговли газом, что оказывает влияние на ПАО «Газпром» как одного из основных поставщиков природного газа в страны ЕС.

Управление / влияние на уровень риска

Долгосрочные контракты позволяют ПАО «Газпром» обеспечивать надежность и гибкость поставок газа. Дополнительно с целью минимизации риска снижения уровня поставок продолжается реализация комплекса мер, направленных как на создание новой инфраструктуры, так и на стимулирование спроса на газ и укрепление позиций в секторах, где возможны поставки дополнительных объемов газа.

Политический риск

С 2014 года Россия находится под санкционным воздействием со стороны ЕС, США и других стран.

Управление / влияние на уровень риска

ПАО «Газпром» проводит политику обеспечения технологической независимости и импортозамещения, что позволяет снизить зависимость Компании от экономических ограничений в отношении России.

Риски, связанные с транзитом природного газа

Транспорт газа через территорию третьих стран связан с риском невыполнения обязательств по транзиту, что влечет риски ненадлежащего выполнения Группой «Газпром» обязательств по контрактам на поставку газа.

Управление / влияние на уровень риска

Для снижения зависимости от транзитных стран осуществляются и реализуются мероприятия по диверсификации экспортных маршрутов, расширению возможностей по доступу к ПХГ за рубежом, развитию торговли СПГ .

Риски государственного регулирования газовой отрасли в Российской Федерации

Деятельность ПАО «Газпром» как естественной монополии регламентируется Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Доля государства в акционерном капитале ПАО «Газпром» составляет более 50 %.

Управление / влияние на уровень риска

Осуществляется всестороннее взаимодействие с государственными органами по вопросам совершенствования ценовой и тарифной политики, налогообложения компаний газовой отрасли, готовятся объективные обосновывающие материалы для принятия решений Советом директоров ПАО «Газпром».

Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников

С середины 2000-х годов отмечен рост добычи газа из нетрадиционных источников, прежде всего из сланцевых залежей в США. В мире интерес к теме сланцевого газа проявляется преимущественно в странах с ограниченными запасами и ресурсами традиционного газа, тем не менее риск снижения зависимости этих стран от импорта газа в среднесрочной перспективе попрежнему оценивается как незначительный.

Управление / влияние на уровень риска

На регулярной основе осуществляется мониторинг развития отрасли сланцевого газа и других нетрадиционных видов углеводородов в различных регионах мира. Результаты мониторинга, включая экономические показатели производства газа из нетрадиционных источников и его конкурентный потенциал на существующих и перспективных рынках сбыта Компании, регулярно рассматриваются органами управления ПАО «Газпром», что позволяет эффективно выстраивать маркетинговую политику в соответствующих регионах.

Риски, связанные с развитием возобновляемых источников энергии

В отдельных странах можно ожидать рост объемов производства энергии из возобновляемых источников, что может привести к снижению потребления газа в этих странах.

Управление / влияние на уровень риска

Использование газа, в том числе с целью производства электроэнергии, имеет экономические, технологические и экологические преимущества для потребителей, что, по мнению ПАО «Газпром», позволит природному газу оставаться наиболее распространенным источником энергии. В большинстве случаев производство электроэнергии из возобновляемых источников является дополнением к производству энергии из других источников и может нести определенные риски для рынка природного газа в случае продолжения агрессивной политики по субсидированию возобновляемой электроэнергетики на уровне стран и (или) наднациональных образований.

Риски таможенного, валютного и налогового регулирования

Риски изменения режима валютного регулирования и налогового законодательства в Российской Федерации

Сохраняются риски изменения валютного регулирования и налогового законодательства, а также увеличения налогового бремени на компании ТЭК. Изменения режима валютного регулирования и налогового законодательства в Российской Федерации, а также изменения налогового законодательства в странах присутствия Группы Газпром могут оказать влияние на деятельность ПАО «Газпром» и организаций Группы.

Управление / влияние на уровень риска

На систематической основе отслеживаются изменения валютного и налогового законодательства, соответствующие требования четко выполняются. Компания взаимодействует с органами государственной власти по своевременной адаптации деятельности в соответствии с изменениями законодательства в Российской Федерации и за рубежом.

Риски, связанные с изменениями правил таможенного контроля и уплаты пошлин в Российской Федерации

Появление дополнительных требований со стороны таможенных органов в случае изменения правил таможенного контроля и уплаты вывозной таможенной пошлины.

Управление / влияние на уровень риска

ПАО «Газпром» соблюдает требования таможенного законодательства, отслеживая уже на начальных этапах подготовки изменения в нормативно-правовых актах, и вносит свои предложения, осуществляя взаимодействие с государственными органами.

Финансовые риски

Риски изменения валютных курсов и процентных ставок

Существенная волатильность курса валют, а также доходы и расходы в разных валютах оказывают влияние на результаты деятельности ПАО «Газпром».

Управление / влияние на уровень риска

С целью минимизации потерь от волатильности валютных курсов применяется хеджирование рисков рыночных изменений валютных курсов и процентных выплат. Кроме того, Компанией соблюдаются предписания Банка России касательно соотношения активов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, а также учитывается влияние валютного риска с использованием оценки выручки под риском (EaR).

Кредитные риски и риски обеспечения ликвидности

Несвоевременное либо неполное выполнение отдельными контрагентами обязательств в соответствии с условиями договора (контракта) несет в себе риски для деятельности ПАО «Газпром».

Управление / влияние на уровень риска

Взаимодействие с кредитными организациями осуществляется в рамках лимитов кредитного риска, пересматриваемых на регулярной основе, в том числе с учетом кредитного рейтинга, рассчитываемого ПАО «Газпром» и дочерними обществами и организациями. Проводится мониторинг выполнения контрактных обязательств.

Рыночные риски

Возможное снижение цен на нефть, а также биржевых котировок на газ несет в себе риски, реализация которых может привести к сокращению доходов. Также присутствуют риски объема, связанные с тем, что покупатели имеют определенную гибкость по отбору газа.

Управление / влияние на уровень риска

Осуществляется адаптация контрактных условий, определяются разрешенные для использования типы сделок, финансовые инструменты и контрагенты, с которыми такие сделки могут быть заключены.

Риски, связанные с деятельностью ПАО «Газпром»

Риски досрочного прекращения и приостановления лицензий на использование природных ресурсов

В случае невыполнения требований лицензионных соглашений ПАО «Газпром» подвержено рискам досрочного прекращения или приостановления действия лицензий на право пользования недрами, на основании которых осуществляются геологическое изучение, разведка и добыча углеводородов.

Управление / влияние на уровень риска

Регулярный мониторинг, контроль соблюдения требований лицензий, а также своевременное внесение изменений в лицензионные соглашения минимизируют вероятность их отзыва и приостановки.

Риски, связанные с охраной труда и промышленной безопасностью

Устойчивость и результативность деятельности ПАО «Газпром» напрямую зависит от эффективности работы в области ОТ и ПБ.

Управление / влияние на уровень риска

В Компании внедрена и функционирует ЕСУОТ и ПБ , которая является частью интегрированной системы менеджмента ПАО «Газпром».

Риски роста затрат

Рост стоимости оборудования, технических устройств, комплектующих, а также работ и услуг, формирующих стоимость объектов капитального строительства, представляет собой риск с точки зрения осуществления инвестиционной деятельности.

Управление / влияние на уровень риска

Проведение конкурентных закупок с выбором поставщиков, предложивших наиболее низкую цену договора поставки товаров надлежащего качества, помогает уменьшать затраты на приобретение и поставку сырья, материалов, комплектующих, работ и услуг. Для контроля стоимости закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Центральный орган управления закупками Группы Газпром и Сметная комиссия ПАО «Газпром» проводят анализ порядка формирования и обоснованности цен договоров (изменений и дополнений к ним) Группы Газпром на основании представленных заказчиками расчетов, оптимизацию таких цен, устанавливают предельные цены договоров (дополнительных соглашений), проводят контроль соответствия цен заключенных договоров (дополнительных соглашений) установленным ценам.

Риски, связанные с эксплуатацией производственных объектов

Основные виды производственной деятельности по добыче , транспортировке , переработке и хранению углеводородов сопряжены с рисками технологического, технического и природно-климатического характера, а также негативных действий персонала и третьих лиц.

Управление / влияние на уровень риска

ЕСГ обеспечивает системную надежность поставок газа. Стабильность функционирования системы обеспечивается путем внедрения современных и инновационных методов диагностики, своевременного выполнения капитального ремонта и технического обслуживания, проведения реконструкции и модернизации. Организуется страховая защита имущественных интересов дочерних обществ, включающая страхование имущества (в том числе морских объектов), страхование от перерывов в производственной деятельности на ГПЗ и страхование ответственности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных объектов.

Риски оценки запасов углеводородов

Стратегические и финансовые цели ПАО «Газпром» зависят от уровня запасов углеводородов и точности их оценки.

Управление / влияние на уровень риска

Разработаны и реализуются процедуры независимой оценки запасов в соответствии с международными стандартами PRMS. Результаты оценки запасов в соответствии с российской классификацией запасов ставятся на баланс только после ежегодного рассмотрения и утверждения Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.

Экологические риски

Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов сопряжены с экологическими рисками (рисками загрязнения окружающей среды, несоблюдения требований природоохранного законодательства), реализация которых может повлечь последствия правового, финансового и репутационного характера.

Управление / влияние на уровень риска

Реализуется единая Экологическая политика, выполняются программы и мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, осуществляется добровольное страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде, внедряются наилучшие доступные и инновационные технологии, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Внедрена и эффективно функционирует СЭМ , интегрирующая в себе органы управления Компании и дочерних обществ. В декабре 2017 г. СЭМ ПАО «Газпром» успешно прошла ресертификационный аудит и подтвердила свое соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. Предпринимаемые ПАО «Газпром» меры позволяют поддерживать управляемость экологическими рисками на высоком уровне.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 УДК УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ГАЗОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК") В.Э. Зайковский (старший преподаватель кафедры инженерного предпринимательства) (Национальный исследовательский Томский политехнический университет НИ ТПУ) Деятельность любого хозяйствующего субъекта сопровождают риски. Риски необходимо идентифицировать, оценивать их влияние и грамотно ими управлять. В статье проведена классификация рисков газотранспортного предприятия и приведены примеры управления ими со стороны компании. Показано, что управление рисками проводится с использованием всего комплекса взаимосвязанных нормативно-правовых, организационно-административных, экономических, инженерно-технических и других мероприятий. Управление рисками в компании определяется как непрерывный циклический процесс принятия и выполнения управленческих решений, состоящий из идентификации, оценки и измерения рисков, реагирования на риски, контроля эффективности, планирования деятельности по управлению и мониторингу рисков. Управление рисками является частью общего процесса управления компании, направленного на оптимизацию величины рисков и распространяющегося на все области его практической деятельности. Крупнейшее российское предприятие ОАО "Газпром" является лидером среди глобальных энергетических компаний, проводя политику освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок , для реализации своих проектов активно привлекает средства инвесторов и, как публичная компания, осуществляет информирование кредиторов и акционеров о рисках своей деятельности. Дочерние общества ОАО "Газпром" двигаются в русле стратегии холдинга, выполняют локальные задачи на территории своего присутствия, частично несут риски материнской компании. ООО "Газпром трансгаз Томск" (далее Общество) самое восточное газотранспортное предприятие ОАО "Газпром". Осуществляет производственную деятельность в 12 субъектах Российской Федерации, в Восточной, Западной Сибири и на Дальнем Востоке, численность персонала более 6,5 тыс. чел. За счет участия в реализации крупных газотранспортных проектов ОАО "Газпром" протяженность обслуживаемых магистральных газопроводов и численность персонала Общества ежегодно увеличивается на %. В настоящее время в ОАО "Газпром" в целом и в ООО "Газпром трансгаз Томск" в частности большое внимание уделяется устойчивому развитию отрасли и ее отдельных подсистем. Анализ устойчивости развития предполагает разработку средне- и долгосрочных прогнозов совместно с многогранными оценками различных рисков и управления ими. При этом "оценка риска" понимается как комплексная, научно обоснованная методология вероятностного прогноза хозяйственной деятельности и ее последствий в условиях высокой степени неопределенности, особенно в долговременной перспективе. Само понятие риска включает в себя вероятностную меру опасности или совокупности опасностей, установленных для определенного объекта в виде возможных потерь за заданное время . В результате проведенного анализа рисков газотранспортного предприятия были выделены 2 крупные группы: стратегические риски (связанные с проектной деятельностью) и риски, связанные с текущей (операционной) деятельностью компании. Управление рисками на предприятии ООО "Газпром трансгаз Томск" производится в соответствии с 4-мя типовыми стратегиями: уклонение, передача, снижение, принятие. 1

2 I. Стратегические (проектные) риски 1. Риски, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки Решением Председателя Правления ОАО "Газпром" А.Б. Миллера Общество назначено ответственным за эксплуатацию создаваемых и приобретаемых ОАО "Газпром" газотранспортных систем (ГТС) в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. В связи с началом реализации перспективных задач планируется деятельность Общества в новых регионах, где территориальная экспансия осуществляется в условиях неопределенности. Для получения необходимого опыта работы в новых регионах создаются филиалы Общества. В целях повышения эффективности взаимодействия Общества с органами государственной власти, предприятиями, компаниями и организациями соответствующих регионов осуществляется информационно-аналитической поддержка деятельности филиалов Общества и активная работа по выстраиванию связей с общественностью и СМИ. Стратегия Общества направлена на взаимовыгодное сотрудничество с региональными властями в целях выполнения задач ОАО "Газпром" и реализации Восточной газовой программы и ведется в плодотворном взаимодействии с государственными территориальными органами. 2. Риски, связанные с реализацией новых газотранспортных проектов В связи с расширением территориальной сферы деятельности ОАО "Газпром" Общество назначено заказчиком строительства газотранспортных объектов в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, не имея опыта реализации таких крупнейших проектов, как газопровод "Сила Сибири". В соответствии с принципами проектного менеджмента обоснованы направления организационной деятельности ООО "Газпром трансгаз Томск" в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, включающие создание организационной структуры, организацию центра подготовки кадров, управление проектом по фазам жизненного цикла, включая комплексное обследование строящихся объектов, их проектирование, разработку планов и графиков строительства и ввод в эксплуатацию законченных объектов, внедрение системы управления рисками реализации инвестпроектов. 3. Риски, связанные с вертикальной интеграцией и диверсификацией деятельности 2

3 С целью укрепления сырьевой и топливно-энергетической базы ОАО "Газпром" расширил сферу деятельности за счет приобретения акций хабаровского газотранспортного предприятия ОАО "Дальтрансгаз", возложив обязанность по приведению его системы управления к стандартам ОАО "Газпром" на Общество. Также ОАО "Газпром" с целью совершенствования структуры управления принял решение о проведении процедуры присоединения ООО "Газпром инвест Восток" к Обществу. Любое неудачно проведенное слияние или поглощение может оказать негативное влияние на репутацию, финансовое состояние и результаты деятельности Общества. Общество осуществляет постоянное совершенствование внутрикорпоративной системы управления с целью повышения эффективности деятельности. Проводится работа по приведению организационной структуры в соответствие с корпоративными требованиями ОАО "Газпром", в том числе с утвержденными нормативами численности работников и корпоративными нормами управляемости, внедрена система менеджмента качества на основе международного стандарта ISO 9001:2008. В Обществе накоплен положительный опыт интеграции приобретаемых активов в деятельность компании и приведение в соответствие корпоративным требованиям ОАО "Газпром". Действующие в Обществе управленческие процедуры и реализуемые проекты повышения эффективности управления планируется распространять и на интегрируемые компании как оказывающие влияние на деятельность Общества. В соответствии со стратегией информатизации ОАО "Газпром" осуществляется работа по созданию единого информационного пространства, реализуются проекты создания вертикально интегрированных информационноуправляющих систем, автоматизированной системы бюджетного управления, автоматизированной системы формирования консолидированной отчетности. Проводимая работа позволит повысить прозрачность формирования корпоративной отчетности от первичных источников данных до ключевых показателей эффективности и рисков. II. Риски, связанные с операционной деятельностью компании 1. Риски, связанные с географическими и климатическими условиями Общество осуществляет эксплуатацию систем магистральных газопроводов, пролегающих по территориям Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Особенности климата и удаленное географическое положение регионов деятельности оказывают существенное влияние на деятельность Общества. Значительная доля объема транспортировки газа приходится на Западную Сибирь, где суровый климат увеличивает себестоимость транспортировки природного газа. Строительство газотранспортной системы в Восточной Сибири будет осуществляться в еще более сложных природно-климатических условиях. Определенное влияние на отбор газа и поступление выручки Общества могут оказать погодные условия кратковременного характера. Однако влияние данного фактора, носящего вероятностный характер, на транспортировку газа за несколько лет несущественно, поскольку происходит взаимная компенсация в результате чередования холодных и теплых зим . 3

4 Общество успешно применяет эффективные технологические процессы для суровых климатических условий. Реализуются программы повышения эффективности работы системы транспортировки и эксплуатации газотранспортной системы. Общество активно участвует в разработке и осуществлении отраслевых программ по повышению эффективности использования энергоресурсов и энергосбережения. 2. Риски, связанные с эксплуатацией производственных объектов Общество осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов и основной вид производственной деятельности Общества по транспортировке природного газа сопряжен с широким спектром рисков технологического, технического и природноклиматического характера, а также рисками негативных действий персонала и третьих лиц, в том числе риски ошибок персонала, хищений, террористических актов, диверсий. Реализация указанных рисков может причинить значительный вред имущественным интересам Общества и повлечь за собой снижение производственных и экономических показателей деятельности. При этом ликвидация последствий природных и техногенных аварий и других неблагоприятных событий требует значительных финансовых затрат. При реализации инвестиционных программ Общества и ОАО "Газпром" первоочередной задачей является обеспечение гарантий завершения строительства (реконструкции) объектов инвестиций, которое сопряжено, помимо прочего, со строительно-монтажными рисками, характеризующимися высоким уровнем ущерба. Стабильность функционирования газотранспортной системы обеспечивается благодаря внедрению прогрессивных методов диагностики, проведению реконструкции и модернизации. Газотранспортная система Общества обеспечивает надежность поставок газа, предполагающую, что при аварии на каком-либо из ее участков поставки газа могут быть осуществлены по другим маршрутам, а последствия аварии устраняются в минимально возможный срок. Высокая скорость устранения аварий обеспечивается профессионализмом персонала Общества, наличием необходимой техники и аварийного запаса материально-технических ресурсов. В Обществе разработана, утверждена и реализуется Политика в области охраны труда и промышленной безопасности на основе международного стандарта OHSAS 18001:2007, направленная на создание безопасных условий труда и сохранение жизни и здоровья работников, а также на обеспечение надежности работы опасных производственных объектов. В целях обеспечения устойчивого функционирования газотранспортной системы и минимизации объемов финансовых ресурсов, направляемых на ликвидацию последствий природных и техногенных аварий, а также прочих неблагоприятных событий (в том числе, террористических актов и диверсий), организуется комплексная страховая защита имущественных интересов Общества, включающая в себя страхование имущества, страхование ответственности при строительстве, ремонте и эксплуатации опасных производственных объектов. 4

5 3. Риски, связанные с загрязнением окружающей среды Деятельность Общества по своему характеру сопряжена с риском нанесения вреда окружающей среде. Вследствие причинения вреда окружающей среде или ее загрязнения возможны: правовые последствия, в том числе привлечение к ответственности; финансовые затраты, связанные с выплатой штрафов и компенсаций за причиненный вред; ущерб деловой репутации. Общество проводит последовательную экологическую политику, реализует программы и мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду, осуществляет финансирование природоохранной деятельности, внедряет прогрессивные ресурсоэнергосберегающие и иные природоохранные технологии. Система экологического менеджмента Общества успешно прошла сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004. Выполняются предпроектные экологические изыскания, оценка воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, проводится экологическая экспертиза проектов. На всех этапах строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации объектов осуществляется контроль за выполнением требований природоохранного законодательства и корпоративных экологических стандартов, организуется экологический мониторинг, разрабатываются и внедряются природоохранные мероприятия. В рамках комплексной страховой защиты Общества осуществляется страхование ответственности при строительстве и эксплуатации опасных производственных объектов, что обеспечивает выплату компенсаций за вред, причиненный окружающей среде, и минимизирует риск негативных финансовых последствий. Экологическая информация Общества является открытой. 4. Риски отсутствия возможности продления лицензий на использование природных ресурсов и других лицензий Общество использует природные ресурсы в соответствии с лицензиями на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, а также осуществляет лицензируемые виды деятельности в соответствии с полученными лицензиями. В большинстве лицензий предусматривается возможность их приостановления, изменения или отзыва, если не выполняются требования лицензионных соглашений. Полученные Обществом лицензии покрывают период гг. Российское законодательство предусматривает возможность продления срока действия лицензии, но не предоставляет лицензиату безусловного права продления. 5

6 Общество строго соблюдает требования лицензий, предпринимает необходимые действия для минимизации вероятности отзыва, приостановки или изменения лицензий. Производится систематический мониторинг использования лицензий и лицензионного законодательства. 5. Риски роста затрат Удельные затраты в капитальном строительстве в нефтегазовой отрасли в предкризисные годы росли темпами, превышающими темпы инфляции, в связи с увеличением цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, газоперекачивающие агрегаты и т. д. В кризис затраты по отдельным статьям стабилизировались или даже снизились, но по-прежнему существует вероятность опережающего роста затрат в перспективе. Общество использует конкурентные процедуры для выбора поставщиков, осуществляет прямую работу с поставщиками. Проводится мониторинг рыночных цен на основную продукцию, контроль ценообразования поставщиков. Проведена успешная работа по повышению информационной прозрачности деятельности Общества, продолжается совершенствование конкурентных процедур. 6. Риски, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество и земельные участки ОАО "Газпром" В условиях постоянного увеличения имущественного и земельного ресурса и осуществления деятельности на протяженной территории Общество в случае несвоевременной или некорректной регистрации прав на объекты недвижимости и земельные участки может столкнуться с притязаниями третьих лиц. Отсутствие оформленных прав на объекты недвижимости и земельные участки может негативно отразиться на безопасной эксплуатации производственных объектов и повысить риск срыва сроков инвестиционного строительства. Интенсивное развитие газотранспортной системы в регионах присутствия Общества выявило необходимость минимизации риска нарушения охранных зон объектов Единой системы газоснабжения. Общество проводит интенсивную и своевременную работу по оформлению прав как на используемые для размещения производственных мощностей земельные участки, так и на объекты недвижимого имущества. Активно применяются правовые способы защиты интересов Общества, в том числе обращения в суды, в части подтверждения и последующей регистрации прав на объекты недвижимого имущества и земельные участки. С помощью электронной базы данных "Единый реестр учета прав собственности на недвижимое имущество" организована система мониторинга регистрации прав на объекты недвижимого имущества филиалов и представления соответствующих сведений из регионов в центральный аппарат ОАО "Газпром". Общество проводит масштабную 6

7 работу по предотвращению и устранению нарушений охранных зон посредством формирования карт (планов) охранных зон и внесения соответствующих сведений о них в государственный кадастр недвижимости. В процессе устойчивого развития важно не только понимание возможных рисков, связанных с многовариантным развитием газовой отрасли и ее подотраслей, особенно при реализации программ реконструкции и развития ГТС в ООО "Газпром трансгаз Томск". При оценке риска в целом или его любых видов, в частности, необходимо применять меры по управлению этим риском с использованием всего комплекса взаимосвязанных нормативно-правовых, организационно-административных, экономических, инженернотехнических и других мероприятий, направленных на уменьшение или предупреждение возможных или существующих потерь . Систему управления рисками предприятия необходимо рассматривать как важную составную часть системы управления компании, которая обеспечивает приемлемый уровень промышленной и экологической безопасности, оптимальное использование ресурсов и эффективное функционирование организации в условиях вариантности развития. ЛИТЕРАТУРА 1. Стратегия ОАО "Газпром" [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения:). 2. Маркелов В.А. Реконструкция и развитие региональных объектов транспорта газа на основе системного анализа (на примере ООО "Газпром трансгаз Томск"). Дисс. канд. техн. наук. Москва, Основные факторы риска ОАО "Газпром" [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения:). Национальный исследовательский Томский политехнический университет НИ ТПУ Россия, г. Томск, просп. Ленина, 30. Тел.: 8 (3822) Факс: 8 (3822) URL: 7


УДК 65.014.1 РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ВОСТОЧНОЙ ГАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В.Э. Зайковский (старший преподаватель Института социальногуманитарных технологий) (Национальный

Зайковский Виктор Эдуардович, ст. преподаватель кафедры инженерного предпринимательства Института социально-гуманитарных технологий ТПУ. E-mail: [email protected] Область научных интересов: УДК 65.014.1

Утверждено Советом директоров ОАО «СУЭК» 27.11.2007 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОАО «СУЭК» 27.11.2007 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...3 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ...3 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ

ИННОВАЦИОННЫ Е М ОЛОД ЕЖ НЫ Е ПРОЕКТЫ - ВЕКТО Р РАЗВИТИЯ ПРОФ ЕССИОНАЛЬНОЙ К УЛ Ь ТУРЫ лгазпром Т Р А Н С Г А З ЕКАТЕРИНБУРГ 10-14 АПРЕЛЯ 2017, ЕКАТЕРИНБУРГ Щ X V III О Т Р А С Л Е В А Я Н А У Ч Н О -Т

З А К О Н ТУРКМЕНИСТАНА О магистральном трубопроводном транспорте Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы отношений, возникающих при создании, функционировании и

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2012 Экономика 2(18) УДК 65.014.1 МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ

УДК 005.334 УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОЕКТА Старкова А.С. Научный руководитель профессор Мошкович Л.И. Сибирский федеральный университет Инвестиционное решение одна из наиболее важных деловых

Отчет Совета директоров о развитии ОАО «Газпром» по приоритетным направлениям деятельности В 2011 г. было проведено 101 заседание Совета директоров ОАО «Газпром» (из них 12 в очной форме, 89 в форме заочного

Транснефть ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ПО ТРАНСПОРТУ НЕФТИ «ТРАНСНЕФТЬ» ПРИКАЗ Дата ^ Москва...... О введении в действие актуализированной Экологической политики ОАО «АК «Транснефть»

Шифр специальности: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством Формула специальности: В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис, формирование, развитие, прогнозирование.

ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА AstraZeneca ОХРАНА ТРУДА, ЗДОРОВЬЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ SAFETY, HEALTH AND ENVIRONMENT (SHE) ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ПОЛИТИКА? ПОЛИТИКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КОМПАНИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ,

О СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА КРАСНОДАР» ОСНОВЫ СЭМ 2 О СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ООО «ГАЗПРОМ ДОБЫЧА КРАСНОДАР» Производственные объекты Общества расположены в Краснодарском,

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 ноября 2006 г. N 1359 О САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УТВЕРЖДЕНО решением Совета директоров ПАО «ТГК-1» Протокол 2 от «03» июля 2017 г. СОГЛАСОВАНО решением Комитета по аудиту Совета директоров ПАО «ТГК-1» Протокол 5 от «30» мая 2017 г. ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Тема 3. Экологический контроль Требования к осуществлению экологического контроля Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление

СОДЕРЖАНИЕ: 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 3 2. ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ... 4 3. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ... 5 4. ПРОЦЕССЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ... 6 5. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

ОАО ЛУКОЙЛ» Программа охраны труда и промышленной безопасности Компания ОАО «ЛУКОЙЛ» считает вопросы обеспечения охраны труда и промышленной безопасности важнейшим обязательством перед обществом. Сохранение

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов по управлению имуществом и землепользованию в Корпоративном институте ОАО «Газпром» Политов Евгений Павлович Директор НОУ «Корпоративный

4 465* "/А $т. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РОССИИ Рекомендовано Корпоративным энергетическим университетом в качестве пособия для системы подготовки, переподготовки и повышения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 апреля 2014 г. N 327 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ" (в ред. от 31.03.2017) В целях

Закон Азербайджанской Республики О гражданской обороне Настоящий Закон определяет правовые основы и принципы гражданской обороны, регулирует общественные отношения в области гражданской обороны. Статья

«УТВЕРЖДЕНА» решением Совета директоров Акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» от «19» октября 2009 г. протокол 6 «ОДОБРЕНА» решением Комитета по рискам Акционерного общества

4 Научно-технический сборник ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ УДК 504.06:622.279 Н.Б. Пыстина, Г.С. Акопова, Н.В. Попадько, Е.В. Косолапова, Н.Ю. Круглова Мониторинг реализации мероприятий Комплексной экологической

УТВЕРЖДЕНО решением Общего собрания акционеров ОАО «Газавтоматика» ОАО «Газпром» от 09.06.2009 г. (Протокол 5 от 22.06.2009 г.) /С.В.Яценко Кодекс корпоративного управления Открытого акционерного общества

УТВЕРЖДЕНО решением Общего собрания акционеров ОАО «Гипроспецгаз» Протокол 20 от 29 мая 2009 г. Председатель годового общего собрания акционеров Вовк В.С. Кодекс корпоративного управления Открытого акционерного

Проект Правительство Республики Таджикистан Постановление Об утверждении Порядка ведения учета в сфере питьевого водоснабжения В соответствии со статьи 5, 17 Закона Республики Таджикистан «О питьевой воде

УТВЕРЖДЕНО Решением Совета директоров ПАО «МегаФон» Протокол 308 (372) от 29.05.2019 Политика по организации системы управления рисками и внутреннего контроля 2 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 27 августа 2005 года N 1314-р [Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов

УТВЕРЖДЕНА Решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» «30» июля 2015 г. Протокол от «03» августа 2015 г. 2 Введена в действие «30» декабря 2015 г. Приказом от «30» декабря 2015 г. 658 ПОЛИТИКА КОМПАНИИ

Закон Республики Таджикистан «Об энергетике» Настоящий Закон определяет основные организационно-правовые принципы и методы регулирования хозяйственной деятельности в области энергетики Республики Глава

УДК 651.01 + 502.33 Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ Л.В. Волкова Приведены практические рекомендации по организации

Комплексное управление собственностью Описание решения Назначение и масштаб системы управления собственностью... 2 Масштаб системы:... 2 Основные задачи, выполняемые решением по управлению собственностью

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 октября 2014 г. N 5309 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА "УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В 2014 - ГОДАХ"

Приложение 1 к приказу _397_от _04.09.2018 Стратегия АО «ГосНИИ «Кристалл» в области промышленной безопасности и охраны труда ГОСТ - государственный стандарт РФ ОПО опасный производственный объект ОТ -

Министерство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 1) вносит в Правительство РСО-Алания проекты нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере

ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ВАНУНЦ Р. В. (Москва) В процессе диагностики финансовой и инвестиционной подсистем машиностроительного предприятия оценивается

УДК 621.64+004.8+574 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ НА СЛОЖНЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДАХ Казак А.С., Самсонов Р.О. ВНИИГАЗ/ГАЗПРОМ e-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Программный комплекс для учета и управления имуществом организации Вы можете заказать онлайн-демонстрацию решений БФТ на сайте Компании www.bftcom.com Автоматизация

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА Ханты-Мансийского автономного округа - Югры РАСПОРЯЖЕНИЕ от 11.11.2016 255-р Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Ханты-Мансийска на 2017

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2013 г. N 135 О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В целях определения принципов и основных

II. Цели, предмет и виды деятельности Учреждения 2.1. Целями деятельности Учреждения являются: 1) управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской

10. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы Важное значение для успешной реализации государственной программы имеет прогнозирование

ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ для студентов специальности «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (В СТРОИТЕЛЬСТВЕ)» Блок 1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций)

От 15 мая 2013 г. 135 О Концепции развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия) В целях определения принципов и основных направлений реализации государственной политики Республики

1 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ В целях обеспечения реализации

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПК ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 282 И.А. Петрова Важнейшим фактором развития инвестиционного процесса в АПК является активность государственных органов власти в создании инвестиционной

IV система управления рисками 78 79 Систе м а управления рисками 34 Решение Наблюдательного совета от 11.12.2014 г., Протокол А01/223- ПР-НС. 35 Г руппа АЛРОСА стремится обеспечить эффективное функционирование

Проект «Климатическая стратегия Санкт-Петербурга на период до 2030 года» Иван Александрович Серебрицкий, Заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической

Охрана окружающей среды, энергосбережение и охрана труда в нефтегазовом комплексе: инновации, технологии, перспективы 43 УДК 54:622.691.2 А.Н. Пальчиков, Н.Б. Пыстина, Г.С. Акопова, Е.В. Дорохова Критерии

Бюджетный риск риск-менеджмент как дополнительный фактор обеспечения эффективности деятельности государственных бюджетных организаций В обеспечении выполнения государственными бюджетными организациями

ЕДИНАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Госкорпорации «Росатом» и ее организаций 2 Содержание 1. Назначение и область применения... 3 2. Термины, сокращения и аббревиатуры... 3 3. Вводные положения...

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 октября 2013 г. N 941 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

Администрация Мартыновского района Ростовской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24.09.2014 1342 Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Мартыновского района на 2015 2017 годы В соответствии со статьей

Стратегический и антикризисный менеджмент Экономические кризисы. Понятие и сущность антикризисного управления. Понятие кризисов социально-экономических систем. Причины возникновения и динамика развития

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 27 августа 2005 г. N 1314-р 1. Одобрить прилагаемую Концепцию федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных

Содержание 1. СК «Контакт»... 3 1.1. О СК «Контакт»... 3 1.2. Преимущества СК «Контакт»... 4 1.3. Миссия СК «Контакт»... 5 1.4. Стратегия развития СК «Контакт»... 5 1.5. Ценности СК «Контакт»... 5 2. Корпоративное

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ СТРОИТЕЛЬСТВО ПОИСКОВОЙ СКВАЖИНЫ 3 Придутской площади в части размещения отходов бурения в шламовом амбаре на территории Эвенкийского

14 Научно-технический сборник ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ УДК 620.9:622.279 А.Г. Ишков, П.Г. Цыбульский, Н.Б. Пыстина, Г.А. Хворов, М.В. Юмашев Стратегия формирования методов управления в ОАО «Газпром» Ключевые

УТВЕРЖДЕНО Советом директоров ОАО «НОВАТЭК» (Протокол 170 от 01 сентября 2014 года) с дополнениями и изменениями, утвержденными Советом директоров (Протокол 173 от 12 марта 2015 года, Протокол 184 от 10

Система внутреннего контроля в ОАО «Банк БелВЭБ» и банковском холдинге, головной организацией которого является ОАО «Банк БелВЭБ» В соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в ОАО

Структурная перестройка строительного комплекса Шпаковский А. Л., Дорох В. М. ОАО «НИИ Стройэкономика» Минск, Беларусь Строительный комплекс Республики Беларусь объединяет около пяти тысяч субъектов хозяйствования

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ» И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ» И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЙ Основы Экологической политики Государственной корпорации по

8 Основные задачи и методы проведения ОВОС согласований, разрешений и заключений экспертиз, необходимых для реализации намечаемой деятельности. Основные задачи работ: Выявление и оценка характера и масштабов

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ершовском муниципальном районе Саратовской области Ершовский муниципальный район 2014 год Введение Председателем

Экологический аудит Янин Иван Андреевич М-1511 Понятие экоаудита Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны

Стандарт предприятия Политика в области охраны труда ПАО «Иркутскэнерго» Введен взамен СТП 001.068.114-2008 УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго» О.Н. Причко (дата) Наименование подразделения-

Приложение 5 УТВЕРЖДЕНА решением Совета директоров ОАО «ТрансКонтейнер», состоявшегося 18 декабря 2013 года (протокол 6) Председатель Совета директоров Ж.Б. Рымжанова Концепция корпоративной системы управления

Стратегический план ОАО «РусГидро» на период до 2015 года и с перспективой до 2020 года Стратегический план РусГидро на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года, утвержденный Советом директоров

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ Федеральным законом от 28.12.2013 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием

Хаперская Алена Васильевна, ст. преподаватель кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий ТПУ. E-mail: [email protected] Область научных интересов: логистика, экологический менеджмент,

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 16.07.2019 203-рг Великий Новгород Об утверждении примерной формы бизнес-плана инвестиционного проекта В соответствии с областным законом от 28.03.2016 945-ОЗ


Управление экологическими рисками промышленного предприятия должно осуществляться в рамках системы экологического менеджмента на стадиях планирования, организации и реализации экологических действий и мероприятий, способствуя оптимизации принимаемых управленческих решений.
Для организации работы по управлению риском на предприятии должны быть составлены списки объектов, оборудования, материалов, профессий, должностей, коллективов, сбой в работе которых может вызвать: катастрофический ущерб; заведомо большой ущерб; ущерб, сравнимый с затратами на предотвращение ущерба; незначительный ущерб.
Объективной основой для построения системы управления экологическими рисками на предприятии является концепция приемлемого риска. В основу содержания данной концепции входят три разновременных уровня экологического риска: начальный уровень экологического риска, т. е. уровень риска идеи, замысла по развитию хозяйственной деятельности без учета мер по его анализу; это риск непознанный, неоцененный и, следовательно, достаточно высокого уровня вследствие неготовности менеджера к возникающим экологическим событиям; оцененный уровень экологического риска с учетом мер по его анализу, в результате которых получена реальная оценка уровня риска; это риск проанализированный и, следовательно, более низкого уровня вследствие готовности менеджера к экологическим последствиям; конечный (финальный, приемлемый) уровень экологического риска с учетом разработанных и проведенных активных и пассивных мероприятий по снижению его начального уровня.
Основные положения концепции приемлемого риска, в случае с экологическим риском можно представить следующим образом: экологический риск - это зачастую управляемый параметр, на уровень которого можно и нужно оказывать воздействие; высокий уровень начального экологического риска не должен служить основанием для отказа от принятия какого-либо хозяйственного решения; детальный анализ экологического риска и разработка мероприятий, уменьшающих его отрицательные последствия, как правило, позволяют принимать хозяйственные решения, фактически реализуемые при приемлемом или допустимом уровне экологического риска; задача экологического риск-менеджмента заключается в том, чтобы уравновесить получаемую от реализации хозяйственного решения выгоду и возможные при этом потери.
Таким образом, управление экологическим риском промышленного
предприятия - это балансирование между уровнем возможных потерь и потенциальной выгодой от реализации экологически рискового хозяйственного решения с помощью применения разнообразных способов воздействия на уровень экологического риска.
При управлении экологическими рисками промышленного предприятия следует учитывать их природу. В этой связи, предприятие выступает в качестве экологического объекта, являющегося специфической социальной группой, а возникающие при его функционировании экологические риски характеризуются как вероятности изменения его устойчивости и/или гибели (банкротства) вследствие изменений в окружающей среде. При этом, с точки зрения упрощения задач по анализу и управлению экологическими рисками вероятные изменения устойчивости промышленного предприятия следует рассматривать в качестве первичных по отношению к изменениям в окружающей среде, состоящей: из окружающей природной среды, которой соответствуют природноэкологические риски; окружающей техногенной среды, порождающей технико-экологические риски; эколого-социальной среды, из которой возникают социально-экологические риски.
Природно-экологические риски, как правило, не оказывают особого воздействия на промышленное предприятие, поэтому представляется целесообразным их сохранение «без финансирования».
В качестве способов воздействия на уровень технико-экологических рисков промышленного предприятия предлагается использовать такие, как: уклонение от рисков; снижение рисков; сохранение (принятие) рисков; передача (перенос) рисков.
Уклонение от экологических рисков означает отказ от технико-технологических действий и мероприятий, влекущих за собой реализацию неприемлемого уровня рисков.
Сохранение экологических рисков на существующем уровне может означать: отказ от любых действий, направленных на компенсацию возникающего при реализации рисков ущерба («без финансирования»); создание на предприятии специальных резервных фондов (фондов самострахования или фондов риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятного экологического события; получение государственных дотаций, кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства.
Передача экологических рисков подразумевает сохранение их существующего уровня с переносом полностью или частично на третьих лиц. Сюда относится страхование (имущественное, личное, страхование ответственности), которое подразумевает передачу технико-экологических рисков за определенную плату страховой компании, а также разного рода финансовые гарантии и поручительства. Передача экологических рисков может быть осуществлена и путем внесения в текст документов (например, договоров на поставку продукции) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность предприятия при наступлении непредвиденных неблагоприятных событий или передающих риски контрагенту после реализации экологических рисков. Полная передача экологических рисков может произойти в результате аутсорсинга, означающего, в данном случае, продажу опасных в экологическом плане сфер бизнеса.
Из всех выше перечисленных способов воздействия на уровень технико-экологических рисков определяющую роль играет их снижение, которое подразумевает уменьшение либо размеров возможного экологического ущерба, либо вероятности наступления экологических событий, и базируется на экологизации промышленного производства, связанной с осуществлением превентивной экологической деятельности и организацией экологически чистого производства (в английской транскрипции «cleaner production»), которое представляет собой логичное завершение многоэтапного процесса преобразований в системе экологических мер: технологии «конца трубы» - малоотходные, ресурсосберегающие технологии - производство, ориентированное на предотвращение образования отходов в местах их возникновения.
В качестве способов воздействия на уровень социально-экологических рисков промышленного предприятия выступают: сигналинг; реализация стратегии улучшения экологического имиджа предприятия; создание двух- и многосторонних трансакционных отношений.
Под сигналингом понимается поведение предприятия, противоположное оппортунистическому (т. е. преследующему корыстные интересы), которое позволяет убедить заинтересованные стороны в его готовности решать какие-либо экологические проблемы. Примерами сигналинга могут служить так называемые проверяемые самоограничения или обязательства в экологической сфере, долгосрочно связывающие предприятие экологические инвестиции, экологический спонсоринг, условные договоры (например, обязательство переоборудовать транспорт в случае

введения в стране более жестких стандартов на выхлопные газы) и т. п. Все эти сигналы должны подтвердить серьезность экологических намерений и действий промышленного предприятия и тем самым повлиять на восприятие обществом экологических рисков, связанных с его деятельностью.
Стратегия улучшения экологического имиджа промышленного предприятия включает в качестве одной из возможностей сигналинг, а также различные формы Public Relations. Другим средством улучшения экологической репутации предприятия является покупка им так называемого экологически приемлемого портфеля, например, приобретение акций фирмы, занимающейся рециклированием или переработкой отходов производства.
Создание двух- и многосторонних трансакционных отношений
в основном базируется на использовании и формировании адекватных институтов для регулирования взаимоотношений между промышленным предприятием и заинтересованными сторонами и, в особенности, - для регулирования происходящих в рамках этих отношений процессов обмена. Так, посредством заключения трудовых договоров между администрацией и персоналом предприятия можно предусмотреть компенсацию в виде надбавок к заработной плате за воздействие на здоровье неблагоприятных условий труда, а тем самым сократить или ликвидировать неопределенность для предприятия, связанную с возможностью возникновения со стороны рабочих требований по компенсации ущерба, наносимого их здоровью.
Подобным образом функционируют и институты, регулирующие отношения предприятия с ее политико-административной внешней средой. Примером могут служить выдаваемые предприятию лицензии (разрешения) на загрязнение (в определенных пределах) окружающей природной среды. Аналогичную роль играют ОВОС и экологическая экспертиза проектов. Последняя, включая как государственную, так и общественную оценку проекта и подтверждая целесообразность (с экономической, социальной и экологической сторон) его реализации, также выступает средством регулирования отношений между инвестором и соответствующими заинтересованными сторонами и управления соответствующими рисками. Инструментом риск-менеджмента в рассматриваемом смысле является и сертификация систем экологического менеджмента на их соответствие требованиям ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) или EMAS.
Наряду с достаточно устоявшимися институтами, позволяющими управлять социально-экологическими рисками, существует весьма мно-

начисленная группа заинтересованных сторон, отношения с которыми не имеют такой степени определенности (например, разного рода неформальные экологические организации, местные общины и т. п.). Для регулирования взаимоотношений с ними надо развивать инновационные институты. Речь в данном случае идет о формировании двусторонних и многосторонних трансакционных отношений. Двусторонние трансакции охватывают договорные отношения между промышленным предприятием и ее разнообразными заинтересованными сторонами. При этом дизайн договоров определяется предприятием и заинтересованными сторонами самостоятельно, вне прямой связи с существующими в обществе формальными институтами (экологическими лицензиями, сертификатами, стандартами и т. п.).
В связи с многообразием способов воздействия на экологические риски промышленного предприятия требуется анализ их сравнительной эффективности, основными методами которого выступают: метод «затраты-выгоды» (другое название - затратно-прибыльный анализ) и метод «затраты-эффективность» (другое название - анализ эффективности затрат). В основе метода «затраты-выгоды» лежит сопоставление ожидаемых от реализации мероприятий выгод (результатов) с затратами на их осуществление. Метод «затраты-эффективность» применяется в том случае, если принято решение о целесообразности достижения конкретной цели в области управления экологическими рисками. При этом основной задачей является отбор таких мероприятий (сценариев), которые обеспечивают достижение поставленной цели наименее затратным путем. Анализ самих экологических рисков промышленного предприятия и способов воздействия на них способствует оптимизации управленческих решений в данной сфере.

Целью «Газпром нефти» в области управления рисками является повышение эффективности управленческих решений посредством анализа сопутствующих им рисков, а также обеспечение максимальной эффективности мероприятий по управлению рисками в ходе реализации принятых решений.

Управление рисками построено по принципу интеграции инструментов анализа и управления рисками в ключевые корпоративные процессы. Ответственность за управление рисками и подготовку отчетности по ним определяется в соответствии с системой линейного и функционального управления. Для каждого риска назначается владелец, ответственный за его управление. На уровне каждой функции и ключевого бизнес-процесса определены координаторы по рискам среди руководителей, которые распространяют и поддерживают применение корпоративных принципов управления рисками. Сроки и задачи по анализу рисков учитывают особенности и требования каждого бизнес-процесса, на уровне которого осуществляется управление рисками.

Данный подход позволяет формировать зоны ответственности за управление рисками и осуществлять мониторинг рисков на всех уровнях управления Компанией, а также обеспечивать разработку целевых планов реагирования на существенные риски как в каждом дочернем обществе (ДО), так и по «Газпром нефти» в целом.

Задачи в области управления рисками:

  • формирование культуры управления рисками в Компании для достижения общего понимания у руководства и работников основных принципов и подходов к управлению рисками;
  • формирование и внедрение системного подхода к выявлению и оценке рисков, присущих как деятельности Компании в целом, так и отдельным направлениям ее деятельности;
  • стимулирование обмена информацией о рисках между структурными подразделениями Компании и совместной разработки действий по управлению рисками;
  • предоставление систематической информации о рисках органам управления Компании.
Уровни финансового влияния риска и распределения полномочий в рамках ИСУР

Для реализации указанной цели в Компании разработан и действует единый подход к процессу управления рисками, который в совокупности с унифицированными инструментами и методами анализа рисков формирует ИСУР.

Нормативно-методологическая база ИСУР включает следующие документы:

  • Политику в области управления рисками;
  • стандарт Компании «Интегрированная система управления рисками»;
  • Методические указания по процессу управления рисками;
  • дополнительные методические документы по отдельным видам рисков, а также по применению отдельных инструментов анализа рисков.

Управление рисками является неотъемлемой частью внутренней среды «Газпром нефти» и включает:

  • внедрение риск-ориентированного подхода во все аспекты производственной и управленческой деятельности;
  • проведение систематического анализа выявленных рисков;
  • построение системы контроля рисков и мониторинга эффективности деятельности по управлению рисками;
  • понимание всеми работниками базовых принципов и подходов к управлению рисками, принятых в Компании;
  • обеспечение необходимой нормативной и методологической поддержки;
  • распределение полномочий и ответственности за управление рисками среди структурных подразделений Компании.
Принципиальная схема процесса ИСУР в Группе «Газпром нефть»

Развитие Интегрированной системы управления рисками

В Компании постоянно расширяется методологическая база ИСУР, включающая общие рекомендации по количественной оценке рисков планирования проектов и бизнес-планирования, а также подробные методики для оценки наиболее существенных рисков.

По состоянию на конец 2016 г. ИСУР охватывает все существенные активы «Газпром нефти», включая ОАО «СН-МНГ». При запуске новых проектов или приобретении действующих активов они включаются в периметр ИСУР.

В 2017 г. планируется продолжить разработку нормативно-методических документов по анализу отдельных существенных рисков и интеграцию анализа рисков в процессы принятия решений, а также расширить Программу обучения руководителей и сотрудников Компании по вопросам инструментов и методов управления рисками.