Ту 160м2 белый лебедь. Авиация россии

В начале 70-х годов в ответ на американскую программу создания сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1А в нашей стране был проведен конкурс проектов многорежимного стратегического бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии.

Проект ОКБ В. М. Мясищева занял первое место. Однако слабость производственной базы заставила МАЛ передать заказ более мощному ОКБ им. А. Н. Туполева.

Валентин Близнюк Главный конструктор КБ "Туполев"

В 1980г. был построен первый экземпляр нового бомбардировщика, получившего название Ту-160.

Эту фотографию хотелось особенно отметить, потому что это первый снимок Ту-160, который попал в руки иностранных разведок. И сделан он был, как не банально звучит с пассажирского самолёта иностранным туристом.

В 1981г. Ту-160 впервые поднялся в воздух. В 1986г. на Казанском авиазаводе началась сборка серийных Ту-160. В 1987г. первая серийная машина поступила в войска.

Согласно первоначальным планам, предполагалось выпустить серию из 100 самолетов Ту-160, однако впоследствии по финансовым соображениям заказ уменьшили до 40 машин.

По словам главкома ВВС России П.С.Дейнекина, дальней авиации в условиях экономического кризиса и вызванного им ограничения финансирования авиационных программ требуется более дешевый вариант стратегического бомбардировщика, имеющего улучшенные эксплуатационные характеристики.

Ту-160 - самый крупный из всех ранее созданных как в СССР, так и за рубежом бомбардировщиков. Самолет выполнен по интегральной схеме с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и на дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением экипажа значительно снижает ЭПР. Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке, проходящей через весь самолет, крепятся все основные силовые элементы планера. Бомбардировщик оснащен системой дозаправки в воздухе типа "шланг-конус". Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков.

Экипаж Ту-160 располагается в двух двухместных кабинах, оснащенных креслами К-36ДМ.

Силовая установка состоит из 4-х ДТРДФ конструкции ОКБ Н. Д. Кузнецова,

размещенных в двух гондолах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируемые воздухозаборники с вертикальным клином. В состав БРЭО входят ударно-навигационный комплекс, включающий астронавигационную систему, инерциальную навигационную систему, ПрНК, РЛС, предназначенную для обнаружения наземных и морских целей на большом удалении, оптоэлектронный бомбовый прицел, активные и пассивные усовершенствованные системы РЭБ. В хвостовом конусе размещены контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа расположен тепловой локатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы УР и самолеты противника.

Общее число цифровых процессоров, имеющихся на борту самолета, превышает 100. Рабочее место штурмана укомплектовано восемью цифровыми ЭВМ. Кабины экипажа оснащены электромеханическими индикаторами и индикаторами на ЭЛТ.

Каждый из пилотов имеет по одному информационному индикатору на ЭЛТ. Рабочее место штурмана оборудовано несколькими индикаторами на ЭЛТ как с круглым, так и с прямоугольным экранами.

Самолет оснащен аналоговой электродистанционной системой управления. Впервые в реактивном авиастроении для управления серийной тяжелой машиной применена ручка истребительного типа, а не штурвал.

Для улучшения условий обитаемости при межконтинентальных перелетах бомбардировщик оборудован спальным местом, туалетом, электродуховым шкафом для разогревания пищи.

Конструктивно Ту-160 близок американскому стратегическому бомбардировщику В-1, но в отличии от него всю боевую нагрузку несет на внутренней подвеске, что значительно снижает ЭПР самолета.

Самолет оснащен трехстоечным шасси со сдвоенными баллонами на колесах. Основные стойки трехосные, передняя стойка одноосная.

Ту-160 может использоваться не только в качестве бомбардировщика, но и как своеобразная первая ступень для вывода в космос ИСЗ. В этом случае под фюзеляжем подвешивается специальная крылатая ракета «Бурлак». Эта комбинация позволяет выводить на полярные орбиты высотой 500-700 км спутники массой 300-500 кг с минимальными затратами.

Тяжелый многорежимный, многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 по единодушной оценке специалистов является самым мощным ударным авиационным комплексом в мире.

Вооружение: 12 крылатых ракет Х-55, 24 УР Х-15, бомбы (корректируемые, ядерные)

Дополнительные данные

  • Расход топлива при скорости 1800 км/ч = 50..60 тонн/час (А.Вишняков)
  • "Ту-160, к твоему сведению, используется только как носитель крылатых ракет. На сверхзвуке (у самолета ограничение 2000 км/час) я только открывал грузолюки при испытании самолета на вибрации в полете. Но речь в данном случае шла о том что самолеты с грузолюками в фюзеляже вообще не способны летать быстрее 900 км/час. И я считаю это просто моразмом." ().

Ссылки

  • Ту-95 против 3М/М-4 - Отзыв о Ту-160 А.Вишнякова.

Источники

  • CD-ROM - энциклопедия вооружений фирмы «Акелла» «Самолёты, корабли, танки»

Уже в феврале 2018 года машина поднимется в небо, ознаменовав новый этап развития стратегической авиации России. Именно с этого самолета начнется путь к созданию перспективного комплекса дальней авиации ПАК ДА.

Производство Ту160М2 должно начаться в 2023 году. Всего ВКС планирует закупку не менее 50 таких самолетов.

Внешне Ту-160М2 — все тот же «Белый лебедь». Как говорят конструкторы, «новинки» внутри. Более 60 процентов систем и оборудования бомбардировщика — новые. Это и «стеклянная» кабина экипажа, в которой вместо аналоговых приборов будут стоять жидкокристаллические панели, на которые будет выводиться вся нужная информация, и новые вычислительные комплексы повышенной производительности, и система радиоэлектронного подавления и многое другое, чего не было на Ту-160.

Но главное, что самолет получит новый двигатель НК-32 серии 02 производства самарского ПАО «Кузнецов» (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию», ОДК). Производство оригинальных НК-32 было прекращено в 1993 году. Так что без нового мотора Ту-160М2 в небо не подняться. На базе модифицированных двигателей НК-32 второй серии будет создаваться и двигатель ПАК ДА.

НК-32 — уникальный по своим характеристикам авиационный двигатель. Он не только самый мощный в мире, но и позволяет летать самолету, как в атмосфере, так и в стратосфере. Максимальная высота полета Ту-160 с НК-32 — 18 000 метров. Эту возможность бомбардировщик может использовать для прорыва противовоздушной обороны противника. Ту-160 поднимается к границам космоса и на скоростях, близких к 2 тыс. км в час, легко отрывается от истребителей. Экипаж перед такими полетами надевает специальные скафандры, очень похожие на те, что носят космонавты.

Концепция НК-32 позволяет развивать его, создавая машину большего размера и большей тяги. Это одна из основных причин возобновления его производства. Известно, что модифицированный НК-32 получит новый газогенератор и цифровую систему управления FADEC. Это не только обеспечит оптимальные режимы его работы, но и существенную экономию топлива. Так что уже сейчас можно предположить, что новый двигатель Ту-160М2 позволит ему не только выполнять сверхдальние перелеты, подниматься к границам космоса, но и иметь большую, чем у предшественника Ту-160 скорость.

Понятно, что у нового бомбардировщика будет и новое вооружение. Уже сегодня на Ту-160 установлен новый прицельный комплекс, позволяющий бомбардировщику применять не только ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новые, с обычными боеголовками Х-555, а также весь спектр высокоточного бомбового вооружения. В результате машину можно применять в том числе для уничтожения баз террористов по всему земному шару, что, собственно, наша дальняя авиация неоднократно продемонстрировала в ходе сирийской кампании по уничтожению инфраструктуры террористической организации ИГИЛ (запрещена в России).

Российские ВКС показали возможность пуска с бомбардировщика самых современных стратегических крылатых ракет Х-101 в неядерном оснащении. Дальность их полета – 4 тысячи километров. Ту-160М2 также будет иметь такую возможность, так что будет использоваться не только в рамках системы ядерного сдерживания, но и для решения текущих задач в интересах безопасности государства. Именно это имел в виду начальник Генштаба Валерий Герасимов, когда на последней коллегии военного ведомства сказал, что «набранная динамика развития высокоточного оружия и ведущиеся разработки гиперзвуковых ракет позволят перенести основную часть задач стратегического сдерживания из ядерной в неядерную сферу».

Объединенная авиастроительная корпорация подчеркивает, что производство Ту-160М2 будет идти поэтапно. Цена вопроса слишком высока. Только на модернизацию производства на Казанском заводе потратили 500 млн. рублей. При этом перед промышленностью поставлено требование повторного использования оборудования и технологических подходов для того, чтобы на нем можно было выпускать и ПАК ДА. Все это говорит о том, что ту Ту-160М2 станет именно тем полигоном, на котором сегодня начнется обкатка технологий бомбардировщика будущего.

Сейчас в России одновременно идут работы по модернизации всех 16 находящихся в строю стратегических ракетоносцев Ту-160 и созданию практически новой машины — Ту-160М2, объяснил «Газете.Ru» советник первого заместителя гендиректора а «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) .

«Мы, как концерн, в полном объеме задействованы в обеих работах. В рамках возобновления производства самолета Ту-160 свои технологические решения представили четыре предприятия КРЭТ — «Электроавтоматика» имени П.А. Ефимова», «Техприбор» и радиозавод «Сигнал», — говорит Михеев.

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-1980 годах. Эта машина остается самым крупным и самым тяжелым сверхзвуковым боевым самолетом в мире.

Взлетный вес Ту-160 составляет 275 т, максимальная скорость — 2500 км/ч, бомбовая нагрузка — до 45 т.

В самолет получил название «Блэкджек», среди пилотов отечественной авиации он известен как «Белый лебедь».

По словам Михеева, предприятия КРЭТ ведут разработку «начинки» нового Ту-160М2: вычислительных бортовых систем и средств контроля, а также топливомерных, расходомерных систем и систем управления оружием.

Новый Ту-160М2 будет серьезно отличаться и от старых Ту-160, и от уже прошедших модернизацию машин, уверяет Михеев. «Можно сказать и так: в прежнем корпусе будет принципиально новый самолет. Он в несколько раз увеличит свои боевые возможности. Там будет значительно расширена номенклатура вооружения. Очень серьезно увеличены точностные характеристики», — сказал заместитель генерального директора КРЭТ.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик будет оснащен новым локатором, новым пилотажным комплексом со всеми самыми современными средствами навигации (в том числе самыми современными лазерными гироскопами), а также системами связи, датчиками, топливными приборами и системами индикации.

У самолета будет и новая система управления оружием — более точная навигация. «Для самолетов стратегической авиации исключительной характеристикой является его точное определение места положения. Где он находится в совершенно конкретный момент времени, в какой точке надо будет делать, как говорят летчики, «отцеп изделия», — объясняет Михеев. — Расстояния до объектов поражения уже будут измеряться многими тысячами километров. Поэтому чем точнее будет произведен «отцеп изделия», тем оно точнее будет доставлено к объекту удара. Это очень важно. Самолет стратегической авиации должен из любой точки планеты отправить боеприпас по назначению и с высокой точностью».

Возрастут не только боевые мощности «Белого лебедя», но и возможности машины по ее собственной защите. «Мы создаем на основании наших самых современных наработок принципиально новый бортовой комплекс самообороны или комплекс радиоэлектронной борьбы. С учетом тех заделов, которые у нас есть по ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации или Т-50, российский истребитель пятого поколения. — «Газета.Ru»), других средств защиты, мы делаем так, чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения. В силу определенных причин мы не можем назвать заданные характеристики комплекса самообороны Ту-160М2. Но, поверьте, он сможет обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета».

Все оборудование для Ту-160М2 необходимо подготовить уже в следующем году, уточняет представитель КРЭТ.

Потом будет процесс установки. Затем испытания. «Пока все идет в соответствии с графиком, утвержденным Минобороны», — подчеркнул Михеев.

Перед КРЭТ стоит также задача устранить все проблемы, которые накапливались в течение длительного времени на уже существующих Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3: заменить элементы бортового оборудования, срок службы которых уже истек.

В первую очередь производится замена продукции украинских предприятий, которые еще в советские времена участвовали в кооперации соисполнителей, уточняет Михеев.

«И ремонт этого оборудования невозможен, и документация практически утрачена. Мы украинские блоки снимаем и на их место ставим совершенно новые собственной разработки. Это не просто продление ресурса, это совершенно новые характеристики. Нет смысла повторять вещи тридцатилетней давности, поэтому мы ставим современное оборудование, которое выводит этот самолет на качественно новый уровень. Все шестнадцать Ту-160, которые стоят в программе, будут модернизированы», — подчеркивает специалист.

Аналогичная работа идет и по Ту-95, и по Ту-22М3. « хочет все машины дальней авиации привести к какому-то одному облику. В прежние времена самолеты дальней авиации (ДА) выпускались в течение длительного времени. Каждая из машин ориентировалась на выполнение конкретных задач. К примеру, нанесение ударов по морским радиолокационно-контрастным целям, ядерные удары стратегическими крылатыми ракетами, бомбардировки свободно падающими бомбами. Сейчас стоит задача подтянуть все машины ДА до некоего универсального облика, который включает в себя все составляющие возможного боевого применения», — говорит Михеев.

Ранее на каждый самолет отдельно ставились или блоки управления ракетами, или блоки управления бомбами. «Сейчас на их места ставятся цифровые блоки небольшого размера, которые сами определяют тип оружия, которое подвешено в бомболюках, — ракета это, или бомба, или какие-то другие средства поражения. В зависимости от этого соответствующим образом и планируется боевое применение. Все это будет осуществляться автоматически. Подвесили боеприпас, система его опознает, сравнивает его с поставленной задачей, при необходимости корректирует ее. На самом деле все, естественно, гораздо сложнее. Но сам принцип выглядит примерно так», — рассказал Михеев.

Модернизированные стратегические бомбардировщики уже есть в строю, но главные усилия промышленности сосредоточены на создании Ту-160М2.

О возобновлении производства модернизированных Ту-160 с новым вооружением, бортовой электроникой, комплексами связи и радиоэлектронной борьбы сообщил в 2015 году министр обороны . Передача этих машин в Вооруженные силы запланирована на 2023 год, пишет заместитель генерального директора ПАО «Туполев» по проектированию, научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам Валерий Солозобов в своей статье для журнала «Радиоэлектронные технологии».

По его словам, задачу укрепить авиационную составляющую стратегических ядерных сил России поставил лично президент России . Он также дал указания активизировать работу над перспективным комплексом дальней авиации (ПАК ДА) и модернизацией существующих ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС.

В условиях «антироссийской активности США и НАТО» дальняя авиация приобретает все более важное значение, считает и сам представитель ПАО «Туполев».

Основные усилия специалистов сейчас направлены на создание Ту-160М2. От своего предшественника машина сохранит только внешний вид, летные характеристики и аэродинамические свойства, а внутри станет абсолютно новой, подтверждает Солозобов.

Сохранение планера позволит резко сократить затраты времени и средств на длительные летные испытания. Осложняет процесс рабочая, конструкторская и технологическая документация для Ту-160, сохранившаяся на устаревших бумажных носителях. Создание современного самолета по такой технологии проектирования недопустимо, продолжает Солобозов. Это же касается и изготовления деталей планера.

«До начала 2000-х годов фюзеляж, крыло самолетов Ил-76 и Ан-124 штамповали на прессе, который в 1938 году купили в США, смонтировали на заводе в Химках, потом в Ташкенте, чтобы по лицензии выпускать DC-3 (американский ближнемагистральный транспортный самолет Douglas DC-3. — «Газета.Ru»)», — пишет заместитель гендиректора ПАО «Туполев».

Самыми насущными проблемами в создании Ту-160 для стали создание цифровой технологической и конструкторской документации и обучение рабочего и инженерно-технического персонала. За последние десятилетия в России были утрачены кадры рабочих высокой квалификации, напоминает Солобозов.

Для создания нового ракетоносца необходимо и переоснащение современным оборудованием и других предприятий, выпускающих комплектующие: двигатели, шасси, пневмо- и гидроагрегаты, другие приборы и электронику.

Над упорядочением и оцифровкой технической документации «Туполев» работает совместно с , ПАО «ТАНТК имени Г.М. Бериева» в режиме «виртуального КБ». «Впервые в отечественном авиапроме ведущие конструкторские школы Туполева, Яковлева, Бериева, Сухого, Микояна, Ильюшина успешно взаимодействуют в одной команде», — подчеркивает Солобозов.

Сейчас конструкторы «во всех часовых поясах России» работают над оцифровкой разных частей планера Ту-160.

На современном программном обеспечении создается около полумиллиона чертежей и конструкторской документации в 3D-формате. Отсутствие единого отечественного программного обеспечения в разных организациях, вошедших в «виртуальное КБ», серьезно осложнило работу. Пришлось создавать ПО заново, с привлечением российских IT-специалистов. В таких условиях только «с четвертой ревизии» удалось создать окончательную и полную версию проектных документов.

С таким заделом конструкторы «Туполева» теперь рассчитывают более оперативно наладить производство узлов и деталей Ту-160. Однако производить самолет без серьезной модернизации машиностроения невозможно, констатирует Солозобов. Он надеется, что задачи, поставленные для создания Ту-160М2, станут мощным стимулом для всей российской промышленности.

«Стратег» на все времена

По состоянию на 2017 год ВКС уже получили пять Ту-160М. Это, можно сказать, экономичная модернизация, призванная расширить боевой потенциал самолета. Пользу от промежуточных модернизаций оценить сложно: достаточно вспомнить демонтированный (вероятно) оптико-телевизионный прицел: это при том, что роль бомбардировщиков в локальных конфликтах сейчас возрастает. А без применения относительно дешевых «умных» бомб, которые нужно наводить не только с помощью GPS/ГЛОНАСС, сделать по-настоящему полезный самолет затруднительно.

В свою очередь, серийный Ту-160М2 будет не просто машиной новой постройки: он станет совершенно новым самолетом в старой «обертке». Бомбардировщик получит новые вычислительные и бортовые системы и средства контроля, современную бесплатформенную инерциальную навигационную систему, усовершенствованные комплекс РЭБ и топливомерно-расходомерные системы, а также продвинутые системы управления вооружением. Будет, вероятно, «стеклянная кабина»: к слову то, чем не может похвастаться легендарный B-52. Новый двигатель НК-32 серии 02 будет более экономичным, нежели базовая версия, а значит, вырастет боевой радиус крылатой машины. Сейчас он составляет 7300 километров. В общем и целом, Ту-160М2 должен получить все то, чего так не хватало его предшественнику. Всего на первом этапе должны построить десять новых самолетов.

Замена задержится

Ранее проект Ту-160М2 столкнулся с жесткой критикой в свой адрес. Так, например, некоторые эксперты пытались навести на мысль, что России нужен не модернизированный «Белый лебедь», а Перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Чисто концептуально он и правда смотрится выигрышней: при сопоставимых крейсерской скорости, дальности и (возможно) боевой нагрузке, ПАК ДА будет малозаметным, то есть, выполненным с широким применением технологии стелс.

Однако советы советами, а создание с нуля малозаметного стратегического бомбардировщика - архисложная задача, даже для США. Напомним, американцы произвели всего лишь 21 «стратег» B-2. При этом цена одной машины при столь малой серии достигла немыслимых двух миллиардов долларов. Проект можно назвать почти провальным, особенно с учетом того, что американцы, как ранее сообщили некоторые западные СМИ, уже готовятся к списанию этих самолетов. Можно почти не сомневаться, что «старик» B-52 переживет невидимку, которая создавалась, чтобы его заменить. Забавное обстоятельство.

По аналогии с B-2, бомбардировщик ПАК ДА должен стать самым сложным боевым авиационным комплексом во всей русской . Это означает, что сроки его принятия на вооружение могут сдвигаться еще множество раз: если самолет начнут эксплуатировать в 2030-м, это можно будет считать огромным успехом. Но вообще-то, для начала было бы неплохо его создать, а для этого нужно сделать сразу несколько технологических прорывов, в частности, в вопросе снижения радиолокационной заметности. Как мы знаем, к Су-57 в этом отношении есть целый ряд вопросов. С ПАК ДА все может быть еще сложней.

При всем при этом советские самолеты стареют. Нужно отметить и то, что для России стратегический бомбардировщик - не роскошь, а одно из важных средств защиты региональных и геополитических интересов. Поэтому производство глубоко модернизированных Ту-160 выглядит неплохим вариантом.

Что делать с существующим парком бомбардировщиков - другой вопрос. Проблема в том, что построенные еще в советские годы самолеты Ту-160 уже выработали часть ресурса, а кроме того, их обще количество составляет всего лишь шестнадцать единиц. Многочисленные Ту-95МС сильно устарели морально. Скорее всего, для них изберут вариант очень экономной модернизации, которая не позволит поставить машины в один ряд с B-52H. Ну и конечно следует сразу отмести в сторону абсурдный тезис о том, что заменить стратегические и дальние бомбардировщики смогут Су-34. По всем характеристикам эти ударные самолеты находятся намного ближе к Су-27, чем к «стратегам». В силу всего вышесказанного видится, что создание Ту-160М2 может, как минимум, подстраховать на случай разного рода непредвиденных ситуаций.

Цели и задачи

Другой аспект критики касался непосредственно боевых возможностей самолета Ту-160М2. Стоит сразу сказать, что критика применения стратегической авиации в гипотетическом ядерном конфликте во многом справедлива. Стратегические возможности крылатых ракет авиационного базирования несравнимо скромнее возможностей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Это касается как скорости полета ракет и их дальности, так и массы боевой части. Поэтому бомбардировщики сейчас видятся не столько как средство ядерного сдерживания, сколько как орудие для локальных войн. Такое может быть очень эффективным, даже несмотря на высокую стоимость эксплуатации «стратегов» в сравнении с истребителями-бомбардировщиками. Один пример: с октября 2014 года по январь 2016 года бомбардировщики B-1B ВВС США участвовали в воздушных ударах по боевикам ИГИЛ в Сирии в городе Кобани. Тогда доля их вылетов составила 3% от общего числа вылетов авиации, противостоящей ИГИЛ. При этом доля сброшенных бомб и других боеприпасов равнялась 40%.

Конечно, для успешного поражения наземных целей стратегический бомбардировщик должен иметь современные продвинутые прицельные комплексы, такие как американский Sniper Advanced Targeting Pod, а ВПК должна предоставить военным не только точные, но и дешевые бомбы, такие как GBU-31, выполненные с использованием комплектов JDAM. Важно и то, что в борьбе с разношерстными группами плохо обученных боевиков, сводится на «нет» фактор малозаметности. Так что отсутствие технологии стелс не станет для Ту-160М2 серьезным недостатком, как это не стало недостатком для B-52H и B-1B.

Для противостояния с противником, который оснащен лучше, чем боевики в Сирии, Ту-160М2 может использовать крылатые ракеты, такие как уже испытанная в деле Х-101. Может показаться, что большой и хорошо заметный на радарах самолет - идеальная мишень. Однако на самом деле, это не совсем так, ведь бомбардировщик может действовать, не входя в зону действия каких-либо противовоздушных комплексов обороны. Даже перспективных. Важно отметить, что в борьбе с ПВО почти всё будут решать характеристики крылатых ракет, такие как дальность, скорость и малозаметность, а не характеристики самого носителя. Те же американцы, например, не сильно «комплексуют» от того, B-52 видно за «тридевять земель», хотя и грозятся в случае большой войны сделать ставку на малозаметные «Спириты».

Разберем этот вопрос более детально. Максимальная дальность запуска уже упомянутой Х-101, по имеющимся данным, составляет 5500 километров. У перспективной Х-БД этот показатель должен быть еще выше. Проще говоря, если у противника будут хотя бы намеки на ПВО, Ту-160М2 сможет выполнять поставленные задачи, находясь очень далеко от опасной зоны. И относительно высокая радиолокационная заметность, как уже отмечалось, не станет серьезным недостатком. Конечно, мы не подразумеваем гипотетический конфликт России и NATO: если он произойдет, то вряд ли будет локальным, а имеющихся у США и России ядерных арсеналов хватит для взаимного уничтожения. Тут уже будет не до прорыва ПВО на каком-то условном участке линии фронта. Война с Китаем вследствие наличия у обеих стран больших арсеналов ядерного оружия тоже маловероятна.

Проще говоря, Ту-160М2 может быть полезным и нужным для России самолетом, который сможет играть роль как «бомбовоза» (если у противника не будет ПВО), так и роль ракетоносца (если таковая будет). Американцы показали неплохой пример модернизации своих бомбардировщиков. И вряд ли сейчас в США найдется много критиков B-52H или даже некогда нелюбимого летчиками B-1B Lancer.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.