70 летие снятия блокады ленинграда презентация. Презентации на тему блокада ленинграда, скачать к классному часу

Слайд 1

70 лет прорыву блокады Ленинграда

Презентацию сделала Асеева Марина Ученица 6 класса.

Слайд 2

1943 год. Прорыв блокады

12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5-6 километров, а 14 января - до двух километров. Командование противника, стремясь любой ценой удержать Рабочие посёлки № 1 и 5 и опорные пункты на флангах прорыва, поспешно перебрасывало свои резервы, а также части и подразделения с других участков фронта. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам.

Слайд 3

18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная (так называемая «Дорога победы.») дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл.

Слайд 5

Слайд 6

1944 год. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады

14 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 январю советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород.

Слайд 7

Это позволило 21 января Л. А. Говорову и А. А. Жданову обратиться к И. В. Сталину: В связи с полным освобождением г. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить: 1. Издать и опубликовать по этому поводу приказ войскам фронта. 2. В честь одержанной победы произвести в Ленинграде 27 января с/г в 20.00 часов салют двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трехсот двадцати четырёх орудий. И. В. Сталин удовлетворил просьбу командования Ленинградского фронта и 27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня. Приказ победоносным войскам Ленинградского фронта, вопреки установившемуся порядку, был подписан Л. А. Говоровым, а не Сталиным. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны.

Слайд 8

Слайд 9

Итоги блокады

Ликующий Ленинград. Блокада снята, 1944 год

Слайд 10

Потери населения За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек, погибших от голода, и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налётов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 млн человек.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на территории нынешнего Московского парка Победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» - один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили в близлежащие карьеры после сожжения в печах завода прах погибших. Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941-1944 годы здесь было похоронено более 100 тысяч человек. Умерших хоронили практически на всех кладбищах города (Волковском, Красненьком и других). За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

Слайд 15

Слайд 18

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».


В презентации рассказывается о дне, который ленинградсцы считают особым праздником: снятие блокады Ленинграда. Случилось это в 1944 году 27 января. Этому радостному дню предшествовала череда страшных событий, наполненных ужасами войны, забывать о которых мы не имеем права. Скачать готовое пособие бесплатно можно для классного часа или урока истории в любом классе.

Выполнена работа на 35 слайдах. Ее можно использовать в качестве сопровождения для литературной или музыкальной композиции, так как основной ее материал - это иллюстрации, демонстрирующие тяготы тех дней, когда мирные жители оказались в осажденном городе. День освобождения наступил и блокада была снята, но сначала был голод и разруха, смерть детей, уничтожение домов, страх и боль, переживших это событие.

Пусть с 1 по 11 класс школьники знают и чтят ленинградскую блокаду, тогда они будут стремиться жить так, чтобы не допустить ее повторения.


Презентация рассказывает о непростой судьбе ленинградской школьницы Тани Савичевой, на чью судьбу выпали испытания войной и блокадой в родном городе. Сегодняшним школьникам стоит знать о том, какие тяготы ложились на детские судьбы. Не всем удалось пережить то страшное время. Не смогла встретить Победу и Таня, которой пришлось умереть в детском возрасте. Ее дневник - историческая реликвия, которая отразила страх войны, увиденной глазами ребенка.

Скачать разработку можно для проведения классного часа в начальной школе (1, 2, 3, 4 класс) в канун праздника Дня снятия блокады Ленинграда.


Презентация рассказывает о страшных 871днях, которые пережил в годы войны блокадный Ленинград. Ровно столько длилась осада города, когда жители огромного населенного пункта оказались отрезанными от всего мира. Это была самая продолжительная осада города. Впоследствии Ленинград получил гордое звание города-героя. В преддверии праздничного дня каждый учитель дожжен скачать данную презентацию, чтобы рассказать школьникам о тех страданиях, которые пережили ленинградцы. Показать мультимедийное пособие можно на классном часу во 2 - 4 классах или на уроках истории в 5, 6 классе.

Выполнен электронный ресурс на 70 слайдах. Пусть вам не покажется данная разработка очень большой. Этих страниц хватило лишь настолько, чтобы кратко рассказать печальную повесть блокадного города. Подробное описание событий вызывает боль в душе у тех, кто смотрит слайды. Однако молчать об этом нельзя. Пусть о каждом герое будет сказано хотя бы одно слово.


Презентация рассказывает о самых маленьких жертвах войны - о детях блокадного Ленинграда. Сегодня страшно представить, как над головой ребенка летит снаряд, как рядом с ним взрывается мина, как рядом от голода умирает мама. Эти страшные события от сегодняшних счастливых дней отделяет большой отрезок истории. Более 70 лет прошло с того дня, как блокада Ленинграда была снята и выжившие дети были освобождены. А сколько их погибло? Обо всем этом рассказывается на слайдах презентации, вместе с которой для проведения классного часа можно скачать и песню «Мальчишки Ленинграда».


Презентация на тему «Хлеб блокадного Ленинграда» выполнена в качестве пособия для урока истории или для классного часа, на котором будет вестись рассказа о той страшной блокаде, которую пережили ленинградцы в годы войны. Не только разрывы снарядов и вой сирен во время бомбежки пугали жителей осажденного города. Страшным спутником для них на все эти дни стал голод. Не хватало продуктов, поэтому введены были специальные нормы выдачи хлеба на одного человека. Эти мизерные нормы навсегда запомнили те, кто рад был каждой хлебной крошке.

Скачать разработку можно и для проведения внеклассного мероприятия о хлебе. Слайды о блокадном Ленинграде станут прекрасным воспитательным моментом для современных детей, которые живут в изобилии в мирное время.


Разработка содержит пояснительную записку (сценарий) и презентацию для классного часа о блокаде Ленинграда в младших классах. Дети познакомятся с понятием "блокада", с подвигом ленинградцев, получат представление о долге перед Родиной.

Презентация для классного часа о блокаде Ленинграда. Содержит около 50 слайдов с фотоматериалами и текстом, готова для использования без составления дополнительного конспекта.

Разработка содержит сценарий и презентацию для классного часа о блокаде Ленинграда в дни Великой Отечественной войны. Расскажет школьникам о подвиге и мужестве советского народа во время нашествия немецко-фашистских захватчиков.

Классный час на тему: « 900 блокадных дней.

Посвящено 70-летию снятия блокады Ленинграда» (Слайд 1).

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

( Т. Варламова) (Слайд 2).

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ.

Задачи классного часа:

    пробудить в детях чувство гордости за стойкость русского народа в период блокады Ленинграда и сострадания к погибшим на поле боя и умершим от голода;

    совершенствовать духовно - патриотическое развития учащихся, способствовать сохранению и развитию чувства гордости за свою страну;

    воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности;

    познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны: г. Ленинград подвергся страшнейшим испытаниям и пыткам; враг рассчитывал, что голодные, мерзнущие люди возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать и сами сдадут оккупантам город, но враг просчитался.

Прошло уже 70 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли дети, которые сейчас тоже уже стали папами и мамами. Время идет. И становится историей.

Да, ведь именно потому, что ваши бабушки и дедушки выжили, выжили ценой чьих-то отданных за них жизней, на свет появились ваши родители, а потом – вы. Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час.

Учитель: 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Из приказа начальника германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г. Совершенно секретно: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса»… (Слайд 3).

Начало войны было неудачным для Красной Армии и враги наступали. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистской армии. (Слайд 4).

Посмотрите на карту! Там, где земля нарисована коричневым цветом, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

8 сентября 1941 года вражеские войска прорвались к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург, в результате чего Ленинград оказался блокированным с суши. Но захватить город гитлеровцы не смогли. Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро.

С этого момента и начинается трагическая и героическая оборона Ленинграда. (Слайд 5).

Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города на Неве . Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944 г. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения. На защиту родного города поднялись все её жители.

Ученик: Враги ломились в город наш свободный,

Крошились камни городских ворот...

Но вышел на проспект Международный

Вооружённый трудовой народ.

Он шёл с бессмертным

возгласом в груди:

Умрём, но Красный Питер

не сдадим!..

(О. Берггольц)

(Слайд 6).

Учитель: Весь общественный транспорт остановился (Слайд 7) , так как к зиме 1941-1942 годов не осталось никаких топливных запасов, водных поставок (Слайд 8) , почти никакой электроэнергии и очень небольшой запас продовольствия. (Слайд 9). Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные - по 200 г. Но запасы продовольствия стремительно сокращались. И уже в январе 1942 года на человека приходилось только по 125 г хлеба в день. (Слайд 10,11).

В Ленинграде к концу февраля 1942 года от холода и голода умерло более 650 тыс. человек. Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Промышленность города дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин. (Слайд 12).

Ученик: Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

И если падал - у станка,

Как падает солдат в сраженье.

(О. Берггольц)

Учитель: В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной «Дорогой Жизни». (Слайд 13). Водным путем грузы, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов. Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях.

Ученик: И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь - опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

(О. Берггольц)

Учитель: Многим известна печальная история 11-летней девочки Тани Савичевой. Девочка жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Девочка осталась сиротой. В своей записной книжке Таня писала: (Слайд 14).

Ученик: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 г.».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года»
«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Учитель: Таню удалось вывезти с детским домом в Горьковскую область по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Не смотря на все обстрелы фашистов, город не сдавался и продолжал жить.

(Слайд 15).

Весной было принято решение (25 марта1942 г.) об очистки города от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона. В городе снова начали ходить трамваи. (Слайд 16).

Во время блокады не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. Голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде.

Положение блокадного Ленинграда в следующую зиму 1942 - 1943 значительно улучшилось: работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, ходил общественный транспорт, действовали водопровод и канализация, работали городские бани. Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым.
Школьники дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. (Слайд 17).

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей. (Слайд 18).

Советскими войсками 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана , а 27 января 1944 года – была полностью снята.

В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта. (Слайд 19).

Мы свято помним исторические даты: - День полного снятия блокады

900 дней и ночей: 2 года, 5 месяцев, 20 дней…

Ученик: Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

(В. Рождественский)

Учитель: Блокада Ленинграда… Это одна из самых страшных и героических страниц Великой Отечественной войны, наше всеобщее горе, наша память, наша гордость и величие! (Слайд 20).

Многие жители всю блокаду прожили в Ленинграде. Они и сейчас вспоминают эти суровые дни, холод, голод и маленький кусочек хлеба, который навсегда останется в их памяти. Город выжил, выстоял, победил. Это время останется в памяти многих ленинградцев.

На Пискарёвском мемориальном кладбище захоронено почти 5000 тысяч людей, так же сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга. (Слайды 21).

Ученица: Мне и самой порою не понять,

Всего, что выдержали мы с тобою…

Пройдя сквозь пытки страха и огня,

Мы выдержали испытанье боем.

И, каждый, защищавший Ленинград,

Вложивший руку в пламенные раны,

Не просто горожанин, а солдат,

По мужеству подобный ветерану.

(О. Берггольц)

Учитель: Пусть эта страшная война никогда не повторится, пусть ярко светит солнце, пусть будет мир на земле! (Слайд 22).

Ученики: Чтение стихов о блокадном Ленинграде и рассказы о родственниках, которые являлись участниками ВОВ.

Слайд 1

Зачем же ты меня изобразил Такой отважной и такой прекрасной, Как женщину в расцвете лучших сил, С улыбкой горделивою и ясной? Но, не приняв суровых укоризн, Художник скажет с гордостью, с отрадой: - Затем, что ты - сама любовь и жизнь, Бесстрашие и слава Ленинграда! 8 марта 1942 года Ольга Берггольц Учитель истории и обществознания – Севумян Г.М.

Слайд 2

Блокада Ленинграда - военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) - 872 дня.

Слайд 3

На момент начала блокады в Ленинграде находились 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Эвакуацию осуществить не успели: начались бомбардировки и обстрелы, город оказался в кольце врага.

Во время артобстрела Ленинграда

Слайд 4

Слайд 5

Артиллеристы-зенитчики ведут наблюдение в одном из районов Ленинграда

Слайд 6

Памятник Петру I в защитном устройстве на площади Декабристов

Слайд 7

Зенитная батарея на Университетской набережной

1942 г. Место съемки: г.Ленинград

Слайд 8

Погрузка убитых и раненых на грузовики на площади Восстания после очередного вражеского артобстрела

Октябрь 1941 г. Место съемки: г.Ленинград

Слайд 9

Слайд 10

Санитарки за оказанием помощи пострадавшим от вражеского обстрела

Декабрь 1943 г. Место съемки: г.Ленинград

Слайд 11

В сентябре 1941 г. прекратилось поступление в город продовольствия, горючего и медикаментов. 10 и 11 сентября 1941г. был проведен переучет всех продовольственных запасов: муки и зерна оставалось на 35 дней, крупы и макарон – на 30, мяса – на 33 дня, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий – на 60 дней. Были введены продовольственные карточки. Закрывались пункты общественного питания. Люди стали испытывать голод. Все общественные здания и заводы были заминированы. В стенах учебных заведений и гостиниц были устроены госпитали.

Житель голодающего Ленинграда с дневным пайком хлеба

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

В ноябре 1941 г. Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью». Однако это не произошло. Жизнь продолжалась в осажденном Ленинграде. Заводы работали на полную мощность, выпуская военную продукцию. Работали кинотеатры, создавались произведения музыки и литературы. Рождались дети.

Слайд 18

Единственной дорогой, которая соединяла Ленинград с Большой землей и поддерживала жизнь в городе, было Ладожское озеро – Дорога жизни. Пропускная способность этого пути была невелика, вражеские бомбардировки значительно затрудняли перевозки, однако именно по нему в начале декабря, по тонкому льду, в осажденный город пошли первые машины и обозы. Именно по нему были вывезены из блокадного города взрослые и дети.

Слайд 19

Весной на «Дороге жизни»

1942 г. Место съемки: Ладожское озеро

Слайд 20

Защитники Ладожской военной флотилии на «Дороге жизни»

1943 г. Место съемки: Ладожское озеро

Слайд 21

После провала немецкого блицкрига В.Лееб был отстранен от командования группой «Север». Его место занял генерал-полковник Г.Кюхлер. Выполняя приказ Гитлера, новый командующий начал вести войну на уничтожение. Немцы обстреливали улицы, сбрасывали бомбы, затапливали продовольственные обозы.

Результаты обстрела. Ленинград, декабрь 1943 г.

Немецкое тяжелое осадное орудие, обстреливавшее Ленинград

Слайд 22

Руководство Вермахта приступило к воплощению нового взятия города. Операция получила название «Нордлихт» - «Северное сияние». Началась она 14 сентября 1942 г. Сильнейшим артиллерийским огнем немецкие войска должны были подавить сопротивление города, а затем захватить Ленинград с востока, перерезав Дорогу жизни. Операция продолжалась до 10 октября 1942 г. и закончилась провалом. Военная инициатива перешла к советской армии.

Советское командование предприняло целый ряд попыток снятия блокады, но они оказывались неудачными.

Слайд 23

18 января 1943 г. блокада была прорвана на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера силами Волховского и Ленинградского фронтов, но противник еще оставался на своих позициях к западу от Ленинграда и все еще рассчитывал взять город. Весна и лето 1943 г. прошли в тяжелой маневренной борьбе за плацдармы, в подготовке решающего наступления. 14 января войска Ленинградского фронта под командованием генерала Л.А. Говорова перешли в наступление и 27 января 1944 г. Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Слайд 24

После ликвидации блокады города женщины смывают надпись «При обстреле эта сторона улицы наиболее опасна»

1944 г. Место съемки: г.Ленинград

Слайд 25

От героев былых времен Не осталось порой имен, Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой,

Только грозная доблесть их Поселилась в сердцах живых. Это вечный огонь, Нам завещанный одним, Мы в груди храним.

Предмет: история
Класс: 5-9
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать у учащихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны; способствовать познавательной активности учащихся; развитие патриотизма
Оборудование: проектор, ПК, колонки, Презентация «Блокада Ленинграда», Раздаточный материал «Дневник Тани Савичевой», Анкета «Я и урок «Снятие блокады Ленинграда», оформленный плакат «Яблоня жизни Ленинграда» с приклеенными яблоками, на обороте которых вопросы, свечи и блюдце со 125 граммовым кусочком хлеба.

Ход урока:

I. Оргммент
II. Новая тема.
Звучит симфония.
Слайд №1

Ученик читает стихотворение.
Тихо. Слышите: словно где-то
Бьется сердце нашей планеты…
Это власть утверждая над всеми,
По планете шагает Время.
Тихо. Слышите?
Слайд №2


Это не грозы, это жизнь ускоряет бег.
И по рельсам, взметнувшись к звездам,
Громыхает наш новый век!
И вдруг: постой, не греми!

Видишь – алый гранит и пламя.
Задержись: Удели мне миг.
Это я говорю тебе, Память.
Ну, постой, взгляни: обелиск,

Имена прочитай и даты:
Это здесь бои пронеслись,
Бушевала война когда-то,
Здесь когда-то, за строем строй,
Прошагали года – солдаты.

Сорок первый, сорок второй,
Сорок третий, четвертый и пятый…
Знаю – к звездам несёшься ты,
Знаю – делаешь Землю краше.

Только этому камню опустились с высоты,
Задержись, поклонись, положи цветы:
Самый скромный букет из ромашек.

Слово учителя:
Давно это было, более 70-ти лет назад, но чем дальше уходят эти дни, тем тяжелее становится груз, лежащий на наших плечах. Мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в нашем XXI веке необходимо знать и помнить, о том, что выдержали, через что прошли и как выстояли наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки.
Звук серены.
Слайд №3


Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя за собой города и села.
Сегодня наш классный час мы посвятим одному из таких городов, о самой страшной трагедии Великой Отечественной войны.
Стоит над Невой город Большой и красивый город – герой, город – солдат, город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Ни раз за свою историю город менял имя.
Слайд №4


- Как назвался город на протяжении своего существования? (Дети отвечают: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград)
- А как город называется сегодня? (Дети отвечают: Санкт-Петербург)

Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде.
Именно так звучит тема нашего классного часа «Снятие блокады Ленинграда».
Слайд №5


Ведущий1 :
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Одной из таких эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Слайд №6


Немецко-фашистское командование поставило задачу завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Не удалось! За три недели город не сдался. Тогда Адольф Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», - цинично говорил он.
Ведущий 2:
Слайд №7


8 сентября город был окружён с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. В воздухе совершались налеты, в которых участвовали 276 фашистских самолётов, в течение дня Ленинград бомбили 6 раз. Никто не мог приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Немцы разбомбили продовольственные склады.
Ведущий 1:
Слайд №9


Снаряд упал на берегу Невы,
Швырнув осколки и волну взрывную
В чугунную резьбу, на мостовую.
С подъезда ошарашенные львы
По улице метнулись врассыпную.

Ведущий 2:
Слайд 10


Ленинградцы поднялись на защиту Родины. Во главе обороны стояли маршал Леонид Александрович Говоров и генерал-полковник Андрей Александрович Жданов. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укрепленный район. В большинстве домов в результате бомбёжек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой. Перестали работать электростанции, в домах и днём было темно. С приходом холодов замерзли водопроводные и канализационные трубы. Людям приходилось ходить за водой на реку Неву.
Слайд №11 (видео)
В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Ладожское озеро перемерзло.
Ведущий 1:
Слайд №12


На столы выносят кусочки хлеба на блюдце
О, мы познали в декабре-
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех –
Хотя бы крошку бросить наземь…

В декабре население стало получать самую низкую норму за все время блокады – 125 граммов. Хлеб был сырой и состоял на две трети из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы.
Чтобы заполнить ни с чем не сравнимые страдания от голода люди сдирали обои со стен, чтобы съесть клестер, ловили грачей, собак и даже кошек.
Начался сильный голод.
Ленинградцы начали умирать от голод: умирали по дорогу на работу, дома, у станка. За все время блокады -900 дней, от голода умерло 641 тысяча жителей.
Слайд №13


Умирали целыми семьями.
Задание для внимательных.
Слайд №14


Слово учител я
Ужасы блокады Ленинграда донесла до нас одна маленькая девочка Таня Савичева, которая, теряя силы от голода, писала неровно и скупо в своем дневнике небольшие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.
Слайд №15


Работа с раздаточным материалом. (Раздаточный материал «Дневник Тани Савичевой»)

Изучить текст и иллюстрации.
- Что поразило вас больше всего из рассказа одиннадцатилетней девочки?
Слово учителя
Сама Таня умерла от дистрофии 1 июня 1944г. Дневник девочки стал обвинительным документом в 1945 году на судебном Нюрнбергском процессе над фашистами.
В 1941 году город умирал, но голодные люди продолжали работать и выпускать военную продукцию, работать на радио, издавать книги, ставились спектакли.
Слайд №16


22 ноября 1941 года по Ладоге возобновила действие Дорога жизни. 60 автомашин вышли в свой первый ледовый рейс.
Слайд №17 (видео)
Трещит, прогибается под машинами лед. «Вдруг не выдержит. Так и есть! Провалилась одна машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула, но остальные прошли». Днем и ночью шли полуторки ГАЗ по ледовой трассе, под бомбами, под снарядами.
Весной стало легче. Появилась первая трава и меню ленинградцев стало «очень богатым»:
- щи из подорожник,
- биточки из лебеды,
- котлеты из свекольной ботвы.
А фашисты продолжали бомбить город!
Герои - защищать небо.
Сообщение ученика
Слайд №18


Одним из таких стал Алексей Севастьянов. Он вел в небе над городом бой с фашистским бомбардировщиком. У Алексея закончились патроны. Люди на крышах, наблюдавшие за боем, замерли. Севастьянов направил свой самолет на врага и мотором ударил фашистский самолет. Тот вспыхнул и полетел вниз... На крышах домов раздались аплодисменты и крики «браво»! самолет противника рухнул. Гитлеровские летчики спустились на парашютах и были взяты в плен. Алексей благополучно защищал и дальше ленинградское небо.
Ведущий 2:
Слайд №19


27 января 1944 года в результате операции советских войск блокада была снята.
Слайд №20


Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыт».
Вечная память погибшим.
Минута молчания
Слово учителя
Слайд №21 (видео)
Свечи горят
Сегодня мы много говорили о героях Ленинграда, об их мужестве и самоотдаче.
- Как вы понимаете понятия патриотизм и мужество?
Дайте определения и приведите примеры (На доске написаны понятия)
Слово учителя
641 тысяча жителей блокадного города погибли от голода. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград «как спелое яблоко упадет к нашим ногам». Но яблоня выстояла – яблоня жизни, яблоня героического народа.
У нас тоже есть «Яблоня жизни Ленинграда» (на доске нарисованная яблоня с прикрепленными на скотч яблочками, на них с оборотной стороны вопросы). Давайте посмотрим, какие же вопросы она таит.
Учащиеся подходят по одному к яблони, нарисованной на плакате с наклеенными на скотч яблоками. Срывают яблоки, на которых с обратной стороны приклеен вопрос. Учащийся зачитывает его, а он сам или присутствующие отвечают.
Вопросы для яблок:
Когда началась блокада Ленинграда?
Когда была снята блокада Ленинграда?
Как сегодня называется город Ленинград?
Сколько грамм хлеба выдавали по норме?
Сколько человек погибло от голода?
Чьи дневники были представлены на Нюрнбергском процессе?
Что такое патриотизм?
Какой праздник мы отмечаем 27 января?
III. Итог
Слайд №22