Коммуникативная профессиограмма социального работника. Курсовая работа: Профессиональные требования к социальному работнику

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма , понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами – ПВК .

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие - системная профессиограмма , рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).

Существует несколько классификаций профессиограмм по различным признакам.

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, выделяют следующие типы профессиограмм:

1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).

3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать «методологическими».

5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).



В основе следующей классификации лежат основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм:

1. Комплексная профессиограмма, где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

2. Аналитическая профессиограмма, где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

3. Психологически ориентированная профессиограмма, где выделяются:

а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.;

б) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

4. «Модульный подход» в профессиографировании. Сам психологический модуль – это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку».

Структура модуля:

1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая часть модуля);

2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.

5. «Задачно-личностный модульный подход» к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)».

При этом целесообразно выделять:

а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи;

б) производные, вспомогательные задачи.

В связи с этим выделяются основные требования к профессиограмме:

Четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

Выделение не отдельных компонентов и сторон труда. а описание целостной профессиональной деятельности;

Демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

Показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

Направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

Выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы (см. рис. 4.1).

Профессиограмму желательно составлять по следукющему плану:

I. Общие сведения о профессии:

1)возникновение профессии, произошедшие изменения ее содержания;

2)смежные профессии;

3)перспективность роста квалификации;

4)спрос на профессию в вашем городе (районе).

II. Характеристика процесса труда:

1)важнейшие технологические операции;

2)орудия труда;

3)рабочее место;

4)рабочая поза, преобладающие движения при труде;

5)продукция;

6)виды брака по вине специалиста и возможности их устранения;

7)характер работы (монотонный или разнообразный, переменный);

8)в чем и как проявляется утомляемость после работы.

III. Санитарно-гигиенические условия труда:

1)режим труда и рабочий ритм;

2)микроклиматические условия (шум, освещенность и др.);

3)основные требования к физическому состоянию организма работающего;

4)медицинские противопоказания;

5)основные меры по охране труда;

6)возможные производственные травмы, профессиональные заболевания.

IV. Психологические требования профессии к человеку:

1)возможные трудности и напряженные ситуации;

2)основные качества, которыми должен обладать работающий:

а)эмоционально-волевые;

б)деловые;

в)моторные (двигательные);

г)внимание;

д)мышление;

е)тип памяти;

ж)моральные качества.

V. Сведения о профессиональной подготовке:

1) пути получения профессии и характеристика учебных заведений;

2) условия поступления;

3) продолжительность обучения;

4) основные изучаемые дисциплины;

5) квалификация выпускника учебного заведения;

6) зарплата работающего;

7) перспективы профессионального роста или продвижения;

8) продолжительность отпуска.

Таким образом, профессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними. Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом.

Социальный работник нацелен на решение целого комплекса разнообразных задач, таких как:

· адаптация клиентов в общество, формирование их активной жизненной позиции в решении своих проблем;

· создание условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп;

· диагностика социальных и личностных проблем;

· социальная профилактика;

· социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся;

· консультирование;

· социальная реабилитация и терапия;

· социальный надзор и попечительство;

· социальное проектирование;

· посредничество между клиентами и различными организациями;

· инновационная деятельность в области социальной работы и т. д.

Социальный работник заботится о создании условий для проявления способностей клиентов, увеличивающих степень их самоконтроля и самоорганизации. Реализация социальной работы осуществляется на непосредственном и опосредованном уровне. Непосредственный уровень – это уровень личных контактов специалиста с клиентом. Опосредованный уровень связан с решением общих социальных задач в рамках общества.

Среди многообразия профессиональных функций, которые определяют успешность деятельности социального работника, можно выделить следующие функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую.

Коммуникативная функция обусловливает все процессы профессионального общения. Социальный работник отвечает за установление контакта с клиентом, выбор оптимальной стратегии взаимодействия, своевременное информирование и выработку общего смысла информации. Он сам моделирует общение и управляет им. Реализация коммуникативной функции предполагает умение человека общаться с различными людьми в виктимогенных (экстремальных, травмирующих) обстоятельствах. В то же время социальный работник может заниматься проблемами клиента и в условиях досуговой деятельности, включающей в себя различные способы структурирования времени, такие как развлечения и ритуалы. Поэтому диапазон коммуникативных умений профессионала достаточно широк. Одной из наиболее сложных проблем, которую должен решать социальный работник в общении с клиентом, является двойственность его коммуникативной позиции. С одной стороны, он управляет общением и, в определенном смысле, занимает доминирующее положение, с другой, – он сам нацелен на диалогические, субъект-субъектные отношения. Данное противоречие коммуникативной деятельности является ключевым. Его решение зависит от профессионализма и личностных качеств социального работника.

Социальный работник должен владеет навыками делового общения, умением разрешать конфликтные ситуации, выделять проблемы клиента и учить их решению.

Педагогическая функци я связана с воспитательным и обучающим аспектом деятельности специалиста, который нередко выступает в качестве консультанта или эксперта. Он обучает пользователей социальным навыкам целесообразного поведения в тех или иных жизненных ситуациях, осуществляет правовое просвещение своих клиентов, знакомит их с различными нормативными актами, направленными на оказание помощи и т. д. Многие клиенты воспринимают социальных работников не только как представителей определенных служб, но и как помощников, наставников, советчиков, способных найти и подсказать правильное решение в сложной социальной ситуации.

Социальный работник должен знать основные принципы и технологии педагогики, уметь их использовать в условиях реального живого общения.

Организационная функция связана с созданием и управлением социальных служб в различных учреждениях и на местах (в регионах, населенных пунктах по месту жительства). Социальный работник выявляет интересы людей и способствует организации досуговой деятельности, привлекая к сотрудничеству различные учреждения (государственные и общественные) и их представителей. Эта деятельность направлена на предупреждение и преодоление социальных проблем. Кроме того, социальный работник оказывает непосредственную и опосредованную поддержку представителям маргинальных слоев населения. Опосредованная поддержка обусловлена разработкой и осуществлением различных социальных проектов, влияющих на повышение качества жизни людей.

Социальный работник должен владеть управленческими навыками, уметь планировать свое время, организовывать проектную деятельность клиентов, уметь организовывать досуговую деятельность.

Психологическая функция реализуется в диагностической, прогностической, психотерапевтической деятельности социального работника, который стремится актуализировать креативные силы человека в борьбе с деформирующими социальными условиями жизни. Диагностические основы социальной работы связаны с выявлением истоков, предпосылок возникновения и формирования различных личностных деформаций и способов поведения, ведущих к социальной дезадаптации. На прогностическом уровне выявляются условия, способствующие становлению успешно функционирующих, продуктивных членов общества, преодолевающих социально-психологические трудности. Психотерапевтический уровень предполагает решение проблемы: каким образом усилия социального работника могут способствовать преодолению негативных влияний среды и предшествующего социального опыта клиентов. При этом наиболее важным является побуждение собственной социальной активности клиента.

Социальный работник должен владеть диагностическими методиками по анализу личности клиента, на основе результатов диагностики корректировать ситуации дезадаптации клиента.

Современная психологическая наука связывает активную позицию человека по отношению к внешнему миру с развитием такой интегральной характеристики человека как интернальность. Интернальность представляет собой способность и умение человека брать на себя ответственность за то, что с ним происходит, и контролировать различные аспекты собственной жизнедеятельности. В значимых для себя ситуациях люди в одном случае локализуют контроль на собственной деятельности, а в другом на внешних обстоятельствах. В связи с этим выделяют два противоположных типа личности: с интернальным и экстернальным локусом контроля. Интерналы проявляют большую самостоятельность, слабо поддаются давлению других, способны продуктивно действовать в условиях одиночества, более активны в поисках необходимой информации для выхода из сложной социальной ситуации. Экстерналы проявляют противоположные характеристики. При взаимодействии с другими людьми экстерналы выбирают пассивные социальные роли, стремясь приспособиться к поведению более активных в социальном отношении субъектов. Большинство людей, испытывающих потребности в социальной помощи, являются экстерналами.

Преодоление трудностей социальной жизни и успешная социальная адаптация возможна только на основе интернальной позиции человека. Переход от экстернальной к интернальной позиции обеспечивается за счет формирования волевой регуляции поведения. Под волевой регуляцией понимается намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемой человеком по своему решению (В.А. Иванников). Все волевые действия осуществляются на основе осознания и преднамеренности исходя из их необходимости (социально заданной или принятой по собственным мотивам). Такие действия реализуются через дополнительно созданное побуждение к ним. В качестве ведущего механизма волевой регуляции можно использовать изменение смысла деятельности и поведения человека в сложной или экстремальной ситуации, когда требуется максимальная мобилизация сил на преодоление трудностей. Смысл осознается и переживается обычно как значение чего-то для личности, эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемое. Если изменить или создать дополнительный смысл действия, когда оно выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию, то формирование побуждений к волевому действию будет осуществлено.

Каким образом социальный работник может повлиять на изменение смысла ситуации для человека, чтобы пробудить его интернальность?

Во-первых , через переоценку значимости мотива или предмета потребности. Это может быть осуществлено с помощью оценок и мнений других людей, через различные внешние символы, напоминающие о последствиях выбранных действий, через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета потребности и намеренное уменьшение привлекательности одной стороны при увеличении привлекательности другой стороны.

Во-вторых , через изменение роли, позиции человека. Так, например, привлечение самих нуждающихся к социальной работе может положительно влиять на формирование интернальных характеристик личности.

В-третьих , через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. Индивид может представить себе последствия своего поступка, и эти представления определенным образом влияют на смысл действия.

В-четвертых , изменение смысла заданного действия может достигаться совмещением в одном действии двух смыслов, один из которых задан жизненной или экстремальной ситуацией, а другой создается через связь действия с новым реальным мотивом, актуализируемым извне. Новое действие в форме старого может быть задано другим человеком. Например, в рамках старого действия задается новая цель, отвечающая новому мотиву. Дополнительный смысл заданного действия создается и через постановку более конкретных целей при выполнении определенного объема деятельности или при работе в определенное количество времени.

Реализация психологической функции социальной работы весьма часто предполагает решение проблем смыслообразования клиента, однако не всегда уровень профессионализма социального работника может соответствовать решению столь сложной задачи. Психологическая функция играет особую роль в профессиональной деятельности социального работника. Она пронизывает все сферы его деятельности и во многом определяет эффективность её результата.

Все функции социальной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Более того, они интегрированы между собой и их выделение целесообразно лишь с точки зрения анализа и изучения особенностей деятельности. В реальной практике социальной работы специалиста они составляют единое целое. Побуждая клиентов к социальной активности, к преодолению трудностей на основе реализации своего творческого потенциала и достижению новых целей, социальный работник должен сам стремиться к самоактуализации в профессиональной деятельности и за её пределами, поскольку ни одна профессиональная проблема не может быть решена на уровне уже существующих алгоритмов действий и стандартных проектов.

Для специалистов социальной работы, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни – старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др.

Компетентность как второе требуемое свойство представляет собой:

1) соответствие уровня и содержания знаний и умений конкретного работника уровню и содержанию выполняемых им должностных задач и обязанностей, предоставленным правам;

2) наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач;

3) умение работника практически действовать, делать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты.

Компетентность обеспечивается базовым образованием, самообразованием в ходе практической деятельности, заимствованием опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы – курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация – завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.

Профессионализм – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания и умения, обеспечивающие высокое качество труда и результатов.

Социальный работник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в государственном образовательном стандарте, и с учетом итоговой аттестации выпускника.

В соответствии с квалификационными требованиями специалист по социальной работе должен знать:

Основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;

Сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

Профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;

Основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

Основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

Основы социальной медицины;

Основы правового обеспечения социальной работы;

Специалист должен изучить опыт:

Практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

Организации и управления в социальных учреждениях и службах;

Получения и обработки информации о системе социальной работы;

Проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;

Участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня;

Организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

Специалист должен владеть:

Основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

Основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

Методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

Методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;

Основными методами психолого-педагогической деятельности;

Методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;

Основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.

Профессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними. Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом. Социальный работник нацелен на решение целого комплекса разнообразных задач, таких как:

адаптация клиентов в общество, формирование их активной жизненной позиции в решении своих проблем;

создание условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп;

диагностика социальных и личностных проблем;

социальная профилактика;

социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся;

консультирование;

социальная реабилитация и терапия;

социальный надзор и попечительство;

социальное проектирование;

посредничество между клиентами и различными организациями;

инновационная деятельность в области социальной работы и т. д. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - М., 1995.

Социальный работник заботится о создании условий для проявления способностей клиентов, увеличивающих степень их самоконтроля и самоорганизации. Реализация социальной работы осуществляется на непосредственном и опосредованном уровне. Непосредственный уровень - это уровень личных контактов специалиста с клиентом. Опосредованный уровень связан с решением общих социальных задач в рамках общества.

Среди многообразия профессиональных функций, которые определяют успешность деятельности социального работника, можно выделить следующие функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую.

Коммуникативная функция обусловливает все процессы профессионального общения. Социальный работник отвечает за установление контакта с клиентом, выбор оптимальной стратегии взаимодействия, своевременное информирование и выработку общего смысла информации. Он сам моделирует общение и управляет им. Реализация коммуникативной функции предполагает умение человека общаться с различными людьми в виктимогенных обстоятельствах. В то же время социальный работник может заниматься проблемами клиента и в условиях досуговой деятельности, включающей в себя различные способы структурирования времени, такие как развлечения и ритуалы. Поэтому диапазон коммуникативных умений профессионала достаточно широк. Одной из наиболее сложных проблем, которую должен решать социальный работник в общении с клиентом, является двойственность его коммуникативной позиции. С одной стороны, он управляет общением и, в определенном смысле, занимает доминирующее положение, с другой, - он сам нацелен на диалогические, субъект-субъектные отношения. Данное противоречие коммуникативной деятельности является ключевым. Его решение зависит от профессионализма и личностных качеств социального работника.

Педагогическая функция связана с воспитательным и обучающим аспектом деятельности специалиста, который нередко выступает в качестве консультанта или эксперта. Он обучает пользователей социальным навыкам целесообразного поведения в тех или иных жизненных ситуациях, осуществляет правовое просвещение своих клиентов, знакомит их с различными нормативными актами, направленными на оказание помощи и т. д. Многие клиенты воспринимают социальных работников не только как представителей определенных служб, но и как помощников, наставников, советчиков, способных найти и подсказать правильное решение в сложной социальной ситуации.

Организационная функция связана с созданием и управлением социальных служб в различных учреждениях и на местах (в регионах, населенных пунктах по месту жительства). Социальный работник выявляет интересы людей и способствует организации досуговой деятельности, привлекая к сотрудничеству различные учреждения (государственные и общественные) и их представителей. Эта деятельность направлена на предупреждение и преодоление социальных проблем. Кроме того, социальный работник оказывает непосредственную и опосредованную поддержку представителям маргинальных слоев населения. Опосредованная поддержка обусловлена разработкой и осуществлением различных социальных проектов, влияющих на повышение качества жизни людей.

Психологическая функция реализуется в диагностической, прогностической, психотерапевтической деятельности социального работника, который стремится актуализировать креативные силы человека в борьбе с деформирующими социальными условиями жизни. Диагностические основы социальной работы связаны с выявлением истоков, предпосылок возникновения и формирования различных личностных деформаций и способов поведения, ведущих к социальной дезадаптации. На прогностическом уровне выявляются условия, способствующие становлению успешно функционирующих, продуктивных членов общества, преодолевающих социально-психологические трудности. Психотерапевтический уровень предполагает решение проблемы: каким образом усилия социального работника могут способствовать преодолению негативных влияний среды и предшествующего социального опыта клиентов? При этом наиболее важным является побуждение собственной социальной активности клиента.

Современная психологическая наука связывает активную позицию человека по отношению к внешнему миру с развитием такой интегральной характеристики человека как интернальность. Интернальность представляет собой способность и умение человека брать на себя ответственность за то, что с ним происходит, и контролировать различные аспекты собственной жизнедеятельности. В значимых для себя ситуациях люди в одном случае локализуют контроль на собственной деятельности, а в другом на внешних обстоятельствах. В связи с этим выделяют два противоположных типа личности: с интернальным и экстернальным локусом контроля. Интерналы проявляют большую самостоятельность, слабо поддаются давлению других, способны продуктивно действовать в условиях одиночества, более активны в поисках необходимой информации для выхода из сложной социальной ситуации. Экстерналы проявляют противоположные характеристики. При взаимодействии с другими людьми экстерналы выбирают пассивные социальные роли, стремясь приспособиться к поведению более активных в социальном отношении субъектов. Большинство людей, испытывающих потребности в социальной помощи, являются экстерналами.

Преодоление трудностей социальной жизни и успешная социальная адаптация возможна только на основе интернальной позиции человека. Переход от экстернальной к интернальной позиции обеспечивается за счет формирования волевой регуляции поведения. Под волевой регуляцией понимается намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемой человеком по своему решению (В.А. Иванников). Все волевые действия осуществляются на основе осознания и преднамеренности исходя из их необходимости (социально заданной или принятой по собственным мотивам). Такие действия реализуются через дополнительно созданное побуждение к ним. В качестве ведущего механизма волевой регуляции можно использовать изменение смысла деятельности и поведения человека в сложной или экстремальной ситуации, когда требуется максимальная мобилизация сил на преодоление трудностей. Смысл осознается и переживается обычно как значение чего-то для личности, эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемое. Если изменить или создать дополнительный смысл действия, когда оно выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию, то формирование побуждений к волевому действию будет осуществлено.

Каким образом социальный работник может повлиять на изменение смысла ситуации для человека, чтобы пробудить его интернальность?

Во-первых, через переоценку значимости мотива или предмета потребности. Это может быть осуществлено с помощью оценок и мнений других людей, через различные внешние символы, напоминающие о последствиях выбранных действий, через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета потребности и намеренное уменьшение привлекательности одной стороны при увеличении привлекательности другой стороны.

Во-вторых, через изменение роли, позиции человека. Так, например, привлечение самих нуждающихся к социальной работе может положительно влиять на формирование интернальных характеристик личности.

В-третьих, через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. Индивид может представить себе последствия своего поступка, и эти представления определенным образом влияют на смысл действия.

В-четвертых, изменение смысла заданного действия может достигаться совмещением в одном действии двух смыслов, один из которых задан жизненной или экстремальной ситуацией, а другой создается через связь действия с новым реальным мотивом, актуализируемым извне. Новое действие в форме старого может быть задано другим человеком. Например, в рамках старого действия задается новая цель, отвечающая новому мотиву. Дополнительный смысл заданного действия создается и через постановку более конкретных целей при выполнении определенного объема деятельности или при работе в определенное количество времени.

Реализация психологической функции социальной работы весьма часто предполагает решение проблем смыслообразования клиента, однако не всегда уровень профессионализма социального работника может соответствовать решению столь сложной задачи. Психологическая функция играет особую роль в профессиональной деятельности социального работника. Она пронизывает все сферы его деятельности и во многом определяет эффективность её результата.

Все функции социальной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Более того, они интегрированы между собой и их выделение целесообразно лишь с точки зрения анализа и изучения особенностей деятельности. В реальной практике социальной работы специалиста они составляют единое целое. Побуждая клиентов к социальной активности, к преодолению трудностей на основе реализации своего творческого потенциала и достижению новых целей, социальный работник должен сам стремиться к самоактуализации в профессиональной деятельности и за её пределами, поскольку ни одна профессиональная проблема не может быть решена на уровне уже существующих алгоритмов действий и стандартных проектов.

рофессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними.Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом. Социальный работник нацелен на решение целого комплекса разнообразных задач, таких как:

· адаптация клиентов в общество, формирование их активной жизненной позиции в решении своих проблем;

· создание условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп;

· социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся; консультирование; социальная реабилитация и терапия; социальный надзор и попечительство;социальное проектирование; посредничество между клиентами и различными организациями;

Социальный работник заботится о создании условий для проявления способностей клиентов, увеличивающих степень их самоконтроля и самоорганизации. Реализация социальной работы осуществляется на непосредственном и опосредованном уровне. Непосредственный уровень – это уровень личных контактов специалиста с клиентом. Опосредованный уровень связан с решением общих социальных задач в рамках общества.

Среди многообразия профессиональных функций, которые определяют успешность деятельности социального работника, можно выделить следующие функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую.

Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.

Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

Анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;

Анализировать и выявить проблемы и концепции;

Применять на практике свои знания и понимание проблем;

Применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работникдолжен быть в состоянии:

Создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

Выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

Выявлять и учитывать в работе различия личностного, националь­ного, социального и культурно-исторического характера;



Распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессиюи враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и длядругих;

Содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

Наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

Общаться вербально, невербально и письменно;

Организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;

Вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;

Ставить себя в роль адвоката своего клиента.

Конструктивные умения .

Вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;

Выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;

Действовать в алгоритме выработки решения;

Вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с дру­гими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

Организаторские умения . Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

Нести четкие и лаконичные записи;

Проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;

Готовить доклады и докладывать;

Организовывать, планировать и контролировать работу;

Добывать информацию с помощью доступной технологии;

исследовать и распознавать потребности в услугах;

Расширять сферы своих услуг;

Использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;

Оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Основной навык, которым должен обладать социальный работник общего профиля - это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, таким образом, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Понятие «клиент» может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу, организацию, общину.



Для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.

Степень соответствия личности специалиста требованиям про­фессии обусловлена:

Характеристиками преморбидной (предшествующей) струк­туры личности;

Качеством профессионального образования;

Наличием опыта профессиональной деятельности.

Характеристики преморбидной структуры личности определя­ют степень вероятности положительного результата профессиона­лизации будущего специалиста.

Наиболее значимыми характеристиками являются ценностные ориентации, установки, мотивы в сфере предполагаемой деятельности, которые в совокупности определяют профессиональную направленность личности.

В процессе профессиональной подготовки будущий специалист должен овладеть не только знаниями, но и способами практиче­ской социальной работы по ряду направлений, в том числе следу­ющими методами, формами, средствами:

Оказание социальной помощи и услуг семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т.п. группам населения (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т.п. в социальных службах, организациях и учреждениях);

Организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными воз­можностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы, и т.д.;

Проведение исследовательско-аналитической деятельности (ана­лиз и прогнозирование, разработка социальных проектов, техно­логий) по проблемам социального положения населения в кури­руемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы;

Участие в организационно-управленческой деятельности и ад­министративной работе социальных служб, организаций и уч­реждений;

Интеграция деятельности государственных и общественных орга­низаций и учреждений по оказанию необходимой социальной за­щиты и помощи населению.

Для реализации практической профессиональной работы по данным направлениям специалисту необходимо владеть рядом умений и навыков. Среди них можно выделить две группы:

Общепрофессиональные умения (коммуникативные, организацион­ные, управленческие, исследовательские): работать в условиях не­формального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; вести организационно-уп­равленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педаго­гическую деятельность и др.;

Специальные умения: обеспечивать посредничество между клиен­том (личностью, семьей, группой лиц) и различными обществен­ными и государственными структурами; обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обще­ством; оказывать влияние на отношения между людьми и ситуа­цию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению соци­ально-значимой деятельности; давать психологическую характери­стику личности (ее темперамента, способностей и т.п.); владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррек­ции; использовать формы и методы воспитательного воздействия в социальной работе и т.д.

Социальная работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам социального работника. Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления его деятельности:

1) социальный работник изучает личностные особенности своих клиентов, условия, в которых они живут. Это позволяет осуществить так называемый "социальный диагноз";

2) социальный работник прогнозирует поведение клиентов, события, которые могут произойти;

3) социальный работник проводит мероприятия различной направленности (психологические, юридические и пр.) с тем, чтобы клиенты могли избежать нежелательных социальных, психологических и др. проблем;

4) социальный работник оказывает различного рода консультирования, способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

5) социальный работник, выявляя интересы клиентов в различных видах деятельности, оказывает им психолого-педагогическую и организационную помощь в реализации их интересов;

6) социальный работник способствует оказанию материальной помощи различным категориям клиентов;

7) социальный работник участвует в организации служб социальной защиты населения, привлекая к этому различные учреждения и организации.

В соответствии с направлениями деятельности к социальному работнику предъявляются особые требования со стороны профессии. Они находят выражение, в так называемой профессиограмме социального работника.

Под профессиограммой социального работника понимают совокупность психологических, социокультурных, нравственных качеств, профессиональных знаний и умений, характеризующих его как специалиста своего дела.



Е. Ярская-Смирнова включает в неё следующие требования к социальному работнику:

Быть профессионально подготовленным;

Быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

Уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в жизнь ценности своей профессии;

Иметь навыки коммуникативного общения, например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми;

Иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

Уметь принимать решение в трудных ситуациях;

Обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.

Перечисленные выше требования, предъявляемые к социальному работнику, указывают на значимость в профессиональной деятельности его личностных качеств. Личность обладает разноплановыми психологическими, социально-психологическими, религиозными, эстетическими, нравственными и другими духовными качествами, и каждая из перечисленных групп качеств может рассматриваться как основание для построения относительно самостоятельной типологии личности.

В этом смысле можно говорить о моральном типе личности и попытаться выявить профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

На основе моральных оценок личностей подразделяют на добрых и злых, милосердных и жестоких, честных и лживых, ответственных и безответственных, совестливых и бессовестных, принципиальных и беспринципных и т. д.

Безусловно, эти противопоставления бывают полезными не только в повседневном общении, но имеют значение для первоначального и самого поверхностного подхода к определению необходимых нравственных качеств социальных работников. В виду особенностей этой "помогающей" профессии, её гуманистической сущности, только качества, имеющие положительную значимость (добрый, милосердный, честный, ответственный и пр.) могут не противоречить системе ценностей социальной работы.

Всё это позволяет утверждать, что не каждый человек пригоден для социальной работы. Это необходимо учитывать при выборе профессии социального работника. Изучение профессиональной ориентации молодёжи свидетельствует о том, что выбор профессии социального работника диктуется часто соображениями, не связанными с моральными критериями. На профессиональный выбор могут оказывать влияние и случайные факторы, обусловленные, например, делением профессий на "важные" и "не важные", "перспективные" и "не перспективные" в массовом сознании. Это, безусловно, имеет негативное значение, так как в профессию могут приходить люди, не имеющие соответствующих для данного вида деятельности нравственных качеств.

Несмотря на их важность, не все нравственные качества равноценны для того, чтобы считать их личностно-образующими для социального работника. Поэтому моральная типология личности, построенная на противопоставлении "положительные-отрицательные" качества с точки зрения моральной оценки является недостаточной. Как определить специфические нравственные качества, необходимые для социальной работы? Е.И. Холостова среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующие моральные качества:

Гуманистическая направленность личности;

Личная и социальная ответственность;

Доброта и справедливость;

Чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

Готовность понять других и прийти к ним на помощь.

Представляется интересной позиция и Г.П. Медведевой связывать нравственное поведение социального работника с "нравственными и душевными" качествами его личности. Это такие качества, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление.

Безусловно, некоторые из этих качеств не являются моральными. Они в своей совокупности характеризуют требования к духовному развитию личности, вытекающие из особенностей профессии социального работника. Однако необходимо учитывать, что нравственное развитие человека сопряжено с некоторыми психофизиологическими процессами, происходящими в нём.

Биологические и нравственные факторы развития личности взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи. Так, внимание, как психический процесс, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость и др.), психические состояния (апатия, стресс, депрессия и др.) могут либо облегчать, либо затруднять реализацию нравственной программы поведения.

Широко известны случаи, когда моральные поступки осуществлялись только усилиями воли. Моральное сознание, в свою очередь, определяет направленность воли, являясь мощным фактором саморегуляции (самовоспитания) человека. Наличие прямой и обратной связи характерно не только для психофизического и нравственного развития личности. Аналогичная связь существует между интеллектуальным и нравственным развитием человека.

Интеллектуальное развитие человека не тождественно нравственному, однако моральные качества личности формируются, благодаря усвоению ею моральных ценностей.

Специалист по социальной работе, оптимизируя жизненную ситуацию личности или группы людей, влияет на процесс транс­формации социума в целом. Осуществляя профессиональную дея­тельность, он непосредственно или опосредованно влияет на кли­ента (клиентов).

В ряде случаев, особенно при использовании методов индиви­дуальной работы с клиентом, это влияние может существенным образом предопределить жизненные перспективы личности. Воз­можность (доступ) к такого рода взаимодействию в системе отно­шений «специалист-клиент» обеспечивается высокими требова­ниями к знаниям, умениям и личностным качествам специалиста по социальной работе.

Степень соответствия личности специалиста требованиям про­фессии обусловлена:

·характеристиками преморбидной (предшествующей) струк­туры личности;

·качеством профессионального образования;

·наличием опыта профессиональной деятельности.

Характеристики преморбидной структуры личности определя­ют степень вероятности положительного результата профессиона­лизации будущего специалиста.

Наиболее значимыми характеристиками являются ценностные ориентации, установки, мотивы в сфере предполагаемой деятель­

ности, которые в совокупности определяют профессиональную направленность личности.

Будущий специалист по социальной работе приобретает необ­ходимые знания, умения и навыки в процессе профессиональной подготовки. В своей практической деятельности он основывается на интегративной области знания - теории социальной работы, которая как практико-ориентированное знание развивается, опи­раясь на базовые положения педагогики, психологии, социоло­гии, юриспруденции, валеологии, истории и других наук. В связи с этим требования к профессиональным знаниям также носят ин­тегративный характер.

Знания, которые приобретает будущий специалист по соци­альной работе в процессе профессиональной подготовки, можно условно разделить на следующие группы.



Система знаний и представлений, обеспечивающих высокий об­щекультурный уровень развития личности студента. В процессе ос­воения таких дисциплин, как философия, социология, экономика и др., студент знакомится с общенаучными теориями, концепция­ми, подходами, на основании которых в дальнейшем происходит освоение специальных профессиональных знаний, а также развивает общеинтеллектуальные умения (анализа, синтеза, сравнения и др.), которые обеспечивают в целом успешность процесса обучения.

Система общепрофессиональных знаний дает теоретические осно­вы практической деятельности в сфере социальной работы. Освое­ние системы общепрофессиональных знаний происходит в про­цессе изучения дисциплин «Теория социальной работы», «Техно­логия социальной работы», «Социальная политика», «Профессио­нально-этические основы социальной работы» и др. Содержание данных дисциплин охватывает всю профессиональную деятель­ность, рассмотренную под определенным углом зрения.

Система специальных знаний. Эти знания носят практико-ориен- тированный характер, конкретизируют, уточняют систему обще­профессиональных знаний. Дисциплины, которые обеспечивают освоение студентом знаний данной группы, могут быть посвяще­ны социальной ситуации определенной категории клиентов (со­циальная геронтология), социальной проблеме (занятость населе­ния и ее регулирование), определенной технологии профессио­нальной деятельности (содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы).

Таким образом, логика приобретения знаний строится на ос­новании индуктивного принципа - от общего к частному, от абст­рактного к конкретному, от теоретического к практическому.

В процессе профессиональной подготовки будущий специалист должен овладеть не только знаниями, но и способами практиче­ской социальной работы по ряду направлений, в том числе следу­ющими методами, формами, средствами:

оказание социальной помощи и услуг семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т.п. в социальных службах, организациях и учреждениях);

организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными воз­можностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы, и т.д.;

проведение исследовательско-аналитической деятельности (ана­лиз и прогнозирование, разработка социальных проектов, техно­логий) по проблемам социального положения населения в кури­руемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы;

участие в организационно-управленческой деятельности и ад­министративной работе социальных служб, организаций и уч­реждений;

интеграция деятельности государственных и общественных орга­низаций и учреждений по оказанию необходимой социальной за­щиты и помощи населению.

Для реализации практической профессиональной работы по данным направлениям специалисту необходимо владеть рядом умений и навыков. Среди них можно выделить две группы:

общепрофессиональные умения (коммуникативные, организацион­ные, управленческие, исследовательские): работать в условиях не­формального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; вести организационно-уп­равленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педаго­гическую деятельность и др.;

специальные умения : обеспечивать посредничество между клиен­том (личностью, семьей, группой лиц) и различными обществен­ными и государственными структурами; обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обще­ством; оказывать влияние на отношения между людьми и ситуа­цию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению соци­ально-значимой деятельности; давать психологическую характери­стику личности (ее темперамента, способностей и т.п.); владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррек­ции; использовать формы и методы воспитательного воздействия в социальной работе и т. д.

Теоретическая подготовка будущего социального работника неразрывно связана с практикой. Система непрерывной практики студентов включает в себя ознакомительную, технологическую, производственную и производственно-преддипломную практику.

Профессиональная деятельность, являясь реальным средством изменения окружающего социума, имеет глубокий аксиологиче­

ский потенциал, заключенный в ее целях, используемых методах и результатах. Особенность профессиональной деятельности в сис­теме «человек-человек» состоит в том, что человек зависит от действий или бездействий профессионала, а также в затрудненно­сти внешнего контроля над деятельностью специалиста.

В системе такой профессиональной деятельности, как социальная работа, ситуация осложняется особым состоянием клиента, кото­рый обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку. Специфика профессиональ­ной социальной работы, обусловленная повседневной вероятно­стью экстремальных ситуаций, требует сформированности у спе­циалиста по социальной работе глубоких эмоционально-личност­ных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации.

Требования к поведению, деятельности, профессионально зна­чимым качествам личности специалиста по социальной работе за­фиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Ко­декс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы (США), «Этика социальной работы: принци­пы и стандарты» (Международная федерация социальных работ­ников), Российский кодекс этики социальных работников и др.

Документы, определяющие этические требования, выполняют функцию формализации профессиональных ценностей, т. е. возве­дения их в ранг требований профессии к личности специалиста. Специфика профессиональных ценностных ориентаций, на наш взгляд, состоит в их более жесткой социальной заданности, кото­рая отражается как в нормативных актах, так и в разного рода предписаниях к деятельности специалиста. Профессиональные цен­ностные ориентации развиваются в рамках профессионального сообщества, транслируются его новым членам и во внешний со­циум. С данным феноменом связано понятие «миссия профессии», т. е. ее особая роль, значимость для общества. Особенно ярко она проявляется в сферах профессиональной деятельности, связанных со взаимодействием «человек-человек»: медицина, педагогиче­ская, управленческая деятельность, психологическая помощь и др. Это обусловлено профессиональной ответственностью за жизнь и здоровье зависимого от профессионала человека.

Профессиональные ценности специалиста по социальной ра­боте можно условно разделить на группы, которые по критерию подчиненности будут соотнесены как уровни ценностей:

высший уровень - экзистенциальные ценности, идеоло­гическая основа профессии;

первый уровень - ценности-цели, подчиненность ценно­стей первого уровня экзистенциальным ценностям обеспечивает

гуманистический характер профессиональной деятельности через регуляцию ее целевого компонента;

второй уровень - ценности-принципы, в которых отра­жена зависимость процессуального компонента профессиональной деятельности гуманистической идеологии профессии;

третий уровень - ценности-нормы обусловлены более вы­соким уровнем ценностей и определяют гуманистический харак­тер поведенческого компонента профессиональной деятельности.