Презентация "романтизм как литературное направление". Презентация на тему: "Философия и эстетика романтизма Философия - от греч

Презентация познакомит с творчеством выдающихся живописцев Франции, Германии, Испании и Англии эпохи романтизма.

Романтизм в европейской живописи

Романтизм ‒ направление в духовной культуре конца XVIII ‒ первой трети XIX века. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Девиз революции «Свобода, равенство, братство!» оказался утопическим. Последовавшая за революцией наполеоновская эпопея и мрачная реакция вызвали настроения разочарования в жизни, пессимизма. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще ‒ в поисках смерти.

Содержание романтического искусства

В эпоху мрачной реакции властителем дум стал английский поэт Джордж Байрон. Его герой Чайльд Гарольд ‒ мрачный мыслитель, терзаемый тоской, странствующий по свету в поисках смерти и расстающийся с жизнью без всякого сожаления. Мои читатели, уверена, сейчас вспомнили Онегина, Печорина, Михаила Лермонтова. Главное, что отличает романтического героя, это абсолютное неприятие серой, обыденной жизни. Романтик и обыватель ‒ антагонисты.

«О, пусть я кровью изойду,

Но дайте мне простор скорей.

Мне страшно задыхаться здесь,

В проклятом мире торгашей…

Нет, лучше мерзостный порок,

Разбой, насилие, грабеж,

Чем счетоводная мораль

И добродетель сытых рож.

Эй, тучка, унеси меня,

Возьми с собой в далекий путь,

В Лапландию, иль в Африку,

Иль хоть в Штеттин — куда-нибудь!»

Г. Гейне

Бегство от серой будничной жизни и становится основным содержанием искусства романтизма. Куда же романтик может «убежать» от обыденности и серости? Если Вы, мой уважаемый читатель, романтик в душе, то легко ответите на этот вопрос. Во-первых, привлекательным для нашего героя становится далёкое прошлое, чаще всего средневековье с его благородными рыцарями, турнирами, таинственными замками, Прекрасными Дамами. Средневековье идеализировалось и воспевалось в романах Вальтера Скотта, Виктора Гюго, в поэзии немецких и английских поэтов, в операх Вебера, Мейербера, Вагнера. В 1764 году вышел первый английский «готический» роман ужасов «Замок Отранто» Уолполла. В Германии в начале XIX века Эрнест Гофман написал «Эликсир дьявола», кстати, советую почитать. Во-вторых , замечательной возможностью «бегства» для романтика стала сфера чистого вымысла, создание мира вымышленного, фантастического. Вспомните Гофмана, его «Щелкунчика», «Крошку Цахеса», «Золотой горшок». Понятно, почему так популярны в наше время романы Толкиена и истории о Гарри Поттере. Романтики есть всегда! Ведь это состояние души, согласны?

Третий способ ухода романтического героя от действительности ‒ бегство в экзотические страны, не тронутые цивилизацией. Этот путь привёл к необходимости систематического изучения фольклора. В основу искусства романтизма легли баллады, легенды, былины. Многие произведения романтического изобразительного и музыкального искусства связаны с литературой. Шекспир, Сервантес, Данте вновь становятся властителями дум.

Романтизм в изобразительном искусстве

В каждой стране искусство романтизма приобретало свои национальные черты, но при этом для всех их произведений характерно много общего. Всех художников-романтиков объединяет особое отношение к природе. Пейзаж, в отличие от произведений классицизма, где он служил лишь декорацией, фоном, для романтиков приобретает душу. Пейзаж помогает подчеркнуть состояние героя. Полезно будет сравнить европейское изобразительное искусство романтизма с искусством и.

Романтическое искусство предпочитает ночной пейзаж, кладбища, седые туманы, Дикие скалы, руины старинных замков и монастырей. Особое отношение к природе способствовало рождению знаменитых пейзажных английских парков (вспомните регулярные французские парки с прямыми аллеями и подстриженными кустами и деревьями). Сюжетами произведений живописи часто становятся истории и легенды прошлого.

Презентация «Романтизм в европейском изобразительном искусстве» содержит большое количество иллюстраций, знакомящих с творчеством выдающихся художников-романтиков Франции, Испании, Германии, Англии.

Если тема вас заинтересовала, возможно, вам, уважаемый читатель будет интересно познакомиться с материалом статьи «Романтизм: страстная натура» на сайте Артхив, посвящённом искусству.

Большинство иллюстраций в прекрасном качестве я нашла на сайте Gallerix.ru . Для тех, кто хочет углубиться в тему, советую почитать :

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Великие художники. Том 24. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 32. Эжен Делакруа. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. ‒ М.: Искусство, 1992
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Лукичёва К.Л. История живописи в шедеврах. – Москва: Астра-Медиа, 2007.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е. А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Мировая художественная культура. XIX век. — СПб.: Питер, 2007.
  • Мини-энциклопедия. Прерафаэлизм. – Вильнус: VAB «BESTIARY», 2013.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
  • Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.

Удачи!

  • XVIII-XIX веков
  • «Мне Родиной Земля, увы, не стала…»
  • Каролина Гундеррод
  • Романтизм
Из письма А.С.Пушкина П.Вяземскому: «Я заметил, что все имеют у нас самое смутное представление о романтизме…»
  • Романтизм
  • Из письма А.С.Пушкина П.Вяземскому: «Я заметил, что все имеют у нас самое смутное представление о романтизме…»
  • Так писал в1825 году поэт-романтик теоретику русского романтизма.
Новое направление
  • Романтизм – это особый взгляд на мир, особое мироощущение. Оно было универсальным и многоохватным (литература, политика, живопись, медицина, философия…)
Возникновение романтизма
  • Романтизм как литературное направление возник во Франции.
  • Теорию романтизма была обоснована в Германии немецкими романтиками (Иенская школа)
Основные черты романтизма 1.Романтический индивидуализм:
  • «…человеческий дух диктует свои законы всему сущему.» А.Шлегель
  • Центральной становится антитеза: мир – личность. Действительность меняется в том направлении, в каком личность предуказывает ей.
  • Быть такой личностью – удел избранных.
Основные черты романтизма 2. Цельность:
  • «Подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь.»
  • Гегель
  • Романтики утверждали, что внутренний мир человека и внешний мир (Космос) равновелики.
Основные черты романтизма 3.Самоценность личности:
  • «Каждое явление самоценно само по себе…» Гёте
  • Характер героя вне
  • связи от обстоятельств;
  • Герой изначально
  • одинок;
  • Всем в жизни
  • обязан только себе
Основные черты романтизма 4.Романтический конфликт:
  • В основе конфликта лежит противоречие между
  • героем и обществом .
  • Особое положение героя закрепляется рядом устойчивых моментов:
  • - развернутый авторский вопрос;
  • - портрет героя (особенно
  • взгляд и глаза героя);
  • - мотив отчуждения
Место и время действия
  • Действия происходят в необычной, часто экзотической обстановке.
  • Часто действие переносится в легендарные времена.
Романтический пейзаж
  • В романтических произведениях пейзаж может выполнять определённую роль:
  • - описание места, где происходят события;
  • - противопоставление мира природы миру людей;
  • - передача более полного психологического состояния героев.
В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.
  • В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.
Писатели-романтики потрясали своих читателей буйством фантазий. В их произведениях всё было необычно: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора.
  • Писатели-романтики потрясали своих читателей буйством фантазий. В их произведениях всё было необычно: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора.
Романтические герои. Как и их авторы, жили сердцем, чувствами.

Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира

Презентация по художникам-романтикам XIX века.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура XIX века Романтизм в живописи Презентацию подготовили: ученицы 11 а класса МБОУ СОШ №8 г.Ноябрьска Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира Руководитель Калашникова Виктория Александровна

Цель: Познакомиться с Искусством романтизма в живописи

Романтизм Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.

Романтизм в живописи В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В своих полотнах художники подчинялись только зову собственной души, уделяли большое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.

Каспар Давид Фридрих Немецкий художник. Родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794-1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. «Картина должна восприниматься как картина, как создание рук человеческих, а не обманывать нас совершенным подобием с натуры» (К.Д. Фридрих)

Работы Давида Фридриха: «Странник над морем тумана» (1817-1818) «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар

Карл Эдуард Фердинанд Блехен (29 июля 1798, Котбус - 23 июля 1840, Берлин) Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке. Однако вследствие несложившихся отношений с учителем К. Блехен порвал с академической школой и уезжает в Саксонскую Швейцарию. С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Блехен по своей тематике - художник-пейзажист. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком.

Работы Блехена: В Берлинском Тиргартене, 1825 В парке виллы д"Эсте, 1830

Взорванная башня Гейдельбергского замка, ок. 1830 Постройка Чёртова моста, 1830-32

Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце,- писал он, - всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Его родители умерли, когда он был совсем юным. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Скончался Делакруа, тихо и незаметно от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.

Работы Делакруа: "Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г. Холст, масло. 180х229 см. Лувр, Париж. "Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду". 1825 г.

«…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее» (Эжен Делакруа) Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: - картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), - портреты («Семья короля Карла IV», 1800), - росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), - картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе ок. 1814).

"Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид "Маха обнаженная« 1800, Прадо, Мадрид

"Разносчица воды" 1810 "Антониа Зарате» 1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вывод: Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения. Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность. Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.

Список использованной литературы: использованы материалы с сайта http://francegothic.boom.ru http:// wikipedia . ru . http:// www . labellefrance . ru http:// www . geo - world . ru http://www.fos.ru

Презентацию подготовили: ученицы 11 а класса Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира

1 из 18

Презентация - Романтизм в литературе - Художественная модель мира в литературе романтизма

Текст этой презентации

Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма.
Булатова Инара Какановна, учитель русского языка и литературы КГУ «НСШ№2»

Цель:
- сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие; - развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь; - воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.

Литературное направление (течение)
- это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.

Романтизм (фр. romantisme)
- явление европейской культуры XVIII-XХ веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,
конфликт между личностью и обществом.

Романтическая личность
– это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях: высокая страсть (любовь во всех её проявлениях); низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие). Романтик - в переводе с французского - таинственный, странный, нереальный.

Основные черты романтизма:
- уход от реальной действительности; - утверждение положительного идеала; - бегство от современности; - абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности; - противопоставление прошлого настоящему; - индивидуализм, доведённый до культа личности.

Основные черты романтического героя:
- неприятие идеалов общества; - трагическое одиночество; - герой всегда яркая, исключительная личность; - свободолюбие героя; - герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой; - необычные, исключительные обстоятельства жизни.

Романтики открыли для литературы
- диалектику психологических состояний; - характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия; - тему «униженных и оскорбленных»; - исторический роман; - философскую сказку; - научно-фантастический роман; - психологический детектив; - романтическую поэму.

Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения. Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.

Романтизм появился в России в 1-й четверти ХIХ в.

Истоки русского романтизма
Влияние немецкого романтизма
И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман мистицизм; интерес к философским аспектам бытия; противопоставление «дневного» и «ночного» мира.
Влияние английского и французского романтизма
Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье богоборческие мотивы; разлад личности и общества; проблематика «сильной личности» и «естественного человека»; экзотика сюжета и места действия.

Истоки русского романтизма
В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский
медитативность лирики; созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы; интерес к проявлению потусторонних сил.
Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов
пафос вольнолюбия; мотив разлада сильной личности с обществом; экзотизм сюжетов; немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».

Романтизм поэтов-декабристов
- социальная заострённость конфликта; критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского; интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический; пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально-конкретизированным).

В советском литературоведении
было принято выделять два типа романтизма: пассивный; активный или революционный.

Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия?
Классицизм Идея служения государю и Отечеству. Обращение к образам античной литературы и искусства. Сентиментализм Сентиментальная идеализация действительности. Чувствительность. Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям. Романтизм Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории. Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности. Интерес к русской летописной истории.

Интернет – ресурсы:
http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/ http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html http://vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/ http://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434/ Литература в таблицах и схемах.Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009. Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.

http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2 Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы:

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как романтизм, особенности русского романтизма, отличительные черты романтического героя.

В презентации использована анимация, поэтому на некоторых слайдах на предварительном просмотре есть только заголовок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Романтизм как литературное направление Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ СОШ №1234 г.Москвы

РОМАНТИЗМ течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца 18 - 1 половины 19 века. В 18 веке романтическим называли всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в действительности.

Основная идея романтизма Именно борьба добра и зла составляет основу развития всего живого, т.е. добро не может существовать без зла; Романтиков интересуют взаимоотношения между людьми; между человеком и обществом; между человеком и искусством; внутренний мир человека.

Главная задача писателя: Раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет человек, показать диалектику его души.

Романтический герой Несет на себе печать своего времени; Может разорвать исторические и социальные связи, противопоставить себя обществу и тем самым оказать решающее влияние на жизнь этого общества.

Романтический герой показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души; противопоставлен обществу (в этом основа романтического индивидуализма); как правило, одинок; часто находится в пути; это сильная личность, человек, одержимый какой-либо страстью; р.г. показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях; может быть и положительным, и отрицательным.

Черты романтизма: Идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир фантазии героя, его духовный мир; Недостижимость идеального мира; Идеализация мира природы (романтический пейзаж), искусства; Преобразовать мир может искусство;

Черты романтизма: Тема борьбы, бунта (часто против обывательщины, против законов общества); (Главный враг романтиков – обыватель, считающий материальное благополучие смыслом существования) Отражение действительности в её типических проявлениях (т.е. в единичных фактах отражается общее, характерное);

Черты романтизма: Ценность человеческой личности заключается в способности разглядеть ДУШУ человека, вещи, понять, что именно душа является главным; Частое несоответствие внешней формы внутренней сущности героя; Принцип исторического романтизма: обращение к прошлому с целью понять настоящее;

Изменение поэтики Основные жанры Новые жанры; Звукопись (ассонанс, аллитерация); Цветопись; Символические образы (море, буря, стихия и т.д.) роман (эпический жанр) поэма (лиро-эпический жанр) драма (драматический жанр)

Особенности русского романтизма: особое внимание к понятию чести; уважение к предкам; ответственность человека перед государством, страной; анализ влияния денег на жизнь человека.

Представители русского романтизма В.А.Жуковский (баллады) М.Ю.Лермонтов («Мцыри», «Герой нашего времени») Н.В.Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)