Стоит ли идти работать машинистом. О чём машинисты поездов не рассказывают пассажирам

Среди сотрудников метро много женщин: они дежурят в будках у эскалатора, продают жетоны, моют полы на станциях, но высокооплачиваемыми машинистами стать не могут. О причинах такой дискриминации The Village спросил пресс-секретаря петербургского метрополитена и девушку, которая через суд пыталась добиться права работать машинистом.

Юлия Шавель

пресс-секретарь петербургского метрополитена

Есть постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 „Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин“». Под номером 374 в этом постановлении «машинист электропоезда и его помощник». То есть правило писало не метро: его приняли на федеральном уровне.

Единственная женская бригада машинистов в ленинградском метро была сформирована в 1955 году. Машинистов было четверо. Одна из тех женщин, Наталья Донская, жива. По её рассказам, это был очень сложный труд.

Работа машинистом, помимо огромной физической нагрузки, подразумевает и психологическую. Возьмём современный подвижной состав: в критической ситуации решение должен принимать машинист. Бывают тяжёлые случаи: человек попал под состав - машинист сообщает диспетчеру и затем сам в экстренном порядке начинает вытаскивать человека из-под поезда. Сложно представить, чтобы женщина - и физически, и психологически - могла выполнить такую работу. Ещё один момент: долгое пребывание под землёй негативно отражается на физическом состоянии женщины, в частности её репродуктивной функции.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут : главное требование -
крепкое здоровье

Лично мне постановление кажется справедливым. Я каждый день наблюдаю, насколько непростая работа у машинистов. Да, есть сильные женщины, которые и на стройках кранами управляют, и за рулём такси трудятся. Да, составы к выезду готовят не машинисты, а слесари и прочий обслуживающий персонал. Но внештатные ситуации в метро - одни из самых сложных в мире. А машинисты несут ответственность за всех людей - пассажиров - что позади них: это шесть-восемь вагонов.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут: главное требование здесь - крепкое здоровье. К сожалению, у современной молодёжи много проблем. Так что если к нам придёт здоровый 50-летний мужчина, мы его возьмём. В метрополитене большая текучка среди машинистов: бывает, что у мужчин, проработавших 20 лет, выявляются проблемы со здоровьем - тогда их переводят на другую работу, например слесарную.

За последние годы никто из женщин, кроме петербурженки Анны Клевец, не обращался к нам за трудоустройством на позицию машиниста. Для женщин в метро есть другие вакансии.

Анна Клевец

Был конец 2008 года, я тогда училась на юридическом факультете. Мне понадобился дополнительный заработок. По специальности я не могла устроиться, поскольку везде требовался опыт работы. А в метро как раз постоянно звучало объявление о том, что требуются помощники машиниста - мужчины. Я, обладая юридическими знаниями, понимала, что это дискриминационное требование, поскольку по Конституции мужчины и женщины имеют равные права в сфере выбора профессии. Решила обратиться в Метрополитен, и там мне отказали в приёме на работу: устно пояснили, что берут только мужчин.

Я решила пойти в суд, потому что понимала: женщин дискриминируют по половому признаку. В итоге прошла все суды первой, второй инстанции - дошла до Верховного. У меня было параллельно два дела: первое - по отказу в приёме на работу, я пошла через районный суд Петербурга и дошла до Верховного. Второе - я обжаловала пункт постановления правительства, по которому женщинам запрещено работать в должности машиниста электропоезда. С этим заявлением сразу обратилась в Верховный суд. Потом было обращение в Конституционный суд, в Европейский суд по правам человека. Последнее обращение - в Комитет ООН по защите женщин от дискриминации. Пока ответа от них нет. Все остальные инстанции мне отказали и поддержали постановление правительства. Европейский суд по правам человека признал мою жалобу неприемлемой - написали, что нарушений Конвенции о защите прав человека не имеется.

Есть много вредных
профессий
, в которых
работают женщины

В случае со 162-м постановлением логика правительства следующая: это забота о репродуктивном здоровье женщин. Те вредные факторы, которые имеются в метрополитене, могут повлиять на здоровье женщины как будущей матери. Факторы - это вибрации, шум, плохая освещённость и другие.

Есть много вредных профессий, по которым работают женщины. Например, маляры, которые получают не такую высокую зарплату, как машинисты электропоезда, но при этом работают во вредных условиях. Есть возможность получать больше, и это выбор, который у женщины должен быть. Если она сама решит, что не хочет работать с такими вредными факторами, она не пойдёт в эту профессию. Есть женщины, которые уже родили, женщины, которые не планируют стать матерями, - они должны получить право быть машинистом и получать достойную зарплату.

Иллюстрация : Настя Яровая

Стать машинистом поезда РЖД не так просто, как это может показаться с первого взгляда. Но варианты есть. Какие? Давайте узнаем!

В этой профессии недостаточно лишь мечты. Есть ряд факторов, которые могут помешать воплотить мечту в жизнь. Так как же стать машинистом электропоезда?

Для начала надо родиться мужчиной, потому что женщин на машинистов поездов РЖД не принимают. Работа машиниста физически и психологически сложная, связана с большими нагрузками, с длительным нахождением в замкнутом пространстве, с сильной вибрацией, с длительными рейсами в любое время дня и ночи, нервным перенапряжением.

Всё это негативно сказывается на женском здоровье. Кроме этого есть ряд факторов, которые учитываются при приёме машинистов.

Как стать машинистом РЖД?

Вот перечень требований, которым нужно удовлетворять, чтобы стать и устроиться машинистом в РЖД.

  1. Медицинская комиссия - стать машинистом могут только физически здоровые люди, прошедшие медицинскую комиссию специально для работников, с углубленной проверкой зрения, слуха, сердца. Проводится проверка у психиатра и нарколога с выдачей заключений.
  2. Образование - чтобы стать машинистом электропоезда РЖД необходимо пройти обучение в одном из учебных заведений, сдать экзамены, пройти слесарную практику, поездную практику (с 18 лет), тренажёрную подготовку, подтвердить квалификацию и получить допуск к работе «помощником машиниста».
  3. Стажировка - пройти стажировку под наблюдением наставника 3-4 месяца, не только научиться управлять электропоездом, но и уметь его обслуживать, проводить предрейсовую проверку, находить быстро неисправности и уметь их исправлять.
  4. Стаж работы - чтобы стать машинистом поезда РЖД, помощник машиниста должен отработать не менее 2х лет без аварий и замечаний, пройти повышение квалификации, пройти тренажёрную подготовку по обучению выхода из аварийных ситуаций (обучение длится 3-4 месяца), затем сдать экзамен на квалификацию и получить право на управление электропоездом.
  5. Повышение квалификации - стать машинистом электропоезда – это ещё не всё. Такая профессия требует постоянного повышения уровня знаний, умений, квалификации.

По опыту работы и квалификации машинисты бывают от 3 до 1 класса. Самый высокий уровень – 1 класс, позволяющий машинисту работать на самых современных электропоездах, осуществлять пассажирские перевозки на дальнее расстояние. Это достигается годами безупречной безаварийной работы и высокими знаниями.

Кроме этого, каждые 5 лет машинисты проходят обучение и переквалификацию. Ведь с каждым годом техника совершенствуется, на смену старым электропоездам приходят современные, комфортабельные, оснащённые по последнему слову техники электропоезда. Кабина машиниста таких электропоездов больше похожа на кабину летчика – столько там электроники и приборов. А для работы на некоторых электропоездах требуется знание английского языка и подготовка по общению с пассажирами по связи «машинист-пассажир».

Даже выучившись на машиниста, пройдя все испытания, нет гарантии в получении хорошей должности и устройстве на работу в то место, куда мечтается.

Как устроиться машинистом в РЖД?

Поиск работы можно начать с просмотра вакансий на сайте РЖД. Можно подобрать для себя оптимальный вариант, который будет удовлетворять и по зарплате, и по требованиям к квалификации, и по месту расположения депо и направления движения.

Но и при большом количестве вакансий, стать машинистом в РЖД не так-то просто. Имея образование, но не имея опыта работы, на хорошую должность претендовать сложно. Даже имея опыт работы, чаще всего берут с испытательным сроком или на класс ниже. Каждый претендент хочет найти достойное место и устроиться машинистом с хорошей зарплатой.

Что бы устроиться машинистом в РЖД, надо быть готовым к следующим требованиям:

  • служба в армии
  • мед.комиссия
  • 100% зрение и цветоощущение в норме
  • образование

Устроившись на работу машинистом РЖД, придется перед каждым рейсом проходить медицинское освидетельствование (давление, сердцебиение, тест на алкоголь), а также и после завершения рейса. Если нарушены какие-либо показатели, машиниста отстранят от рейса и отправят на прохождение мед.комиссии.

Тем не менее, многие стремятся работать в РЖД, так как льготы по выходу на пенсию, бесплатный проезд на транспорте РЖД 1 раз в год, выдача форменной одежды и высокая зарплата делают профессию машиниста РЖД привлекательной для молодёжи.

Найти свободные вакансии можно на различных сайтах по трудоустройству. Но наиболее проверенный и безопасный способ - устроиться в то место в РЖД, о котором больше всего известно положительных отзывов от работников.

Можно предварительно пообщаться с уже работающими там людьми, выяснить реальную обстановку, чтобы не быть обманутым и получить не то, чего хотелось бы.

Работа машинистом метрополитена – это не только доходы, но и большая ответственность. Стоит ли брать ее на себя, стоит ли идти работать машинистом в метро? Давайте попробуем разобраться.

Конечно, на этот вопрос каждый должен ответить себе сам, но стоит рассмотреть особенности этой работы. Понимая их, любому будет проще принять решение.

Очевидно, что в любой профессии есть положительные и отрицательные стороны. Есть они и в профессии машиниста. Давайте рассмотрим их подробнее.

Стоит ли работать машинистом в метро - плюсы

Если рассматривать положительные стороны работы машиниста метро, то можно начать с самого начала, с возможности обучения.

  • Обучение в учебно-производственном центре при метрополитене - 1 месяц для помощника машиниста и 6 месяцев для машиниста. Обучение также можно пройти в колледже или в железнодорожном техникуме.
  • За всё время обучения выплачивается стипендия около 20 000 рублей.
  • Бесплатный проезд в метро. Стоит ли работать машинистом в метро ради бесплатного проезда – вопрос спорный, но все-таки это положительный момент.
  • Оплачиваемый отпуск 2 раза в год. Из-за сложных условий труда у машинистов достаточно большой отпуск, разбитый на 2 периода, кроме этого все часы переработки и работы в праздничные дни увеличивают время отгулов.
  • Возможность бесплатного обучения в высшем учебном заведении. После среднего образования или учебного центра есть возможность получить высшее образование в университете путей сообщения на бюджетной основе.
  • Возможность карьерного роста. После работы помощником машиниста повышается квалификация до машиниста, а приобретая высшее образование открываются возможности продвижения в сфере управления производством.
  • Постоянное медицинское обследование. Один раз в год обязательная медицинская комиссия (около 20 врачей), что своевременно выявляет заболевания и проводится лечение, а также медосмотр перед каждой сменой и после неё.
  • Повышение квалификации на современных тренажёрах;
  • Высокая зарплата. Повышая квалификацию, выбирая для себя более высоко оплачиваемые места работы можно добиться высокой зарплаты до 80 – 100 000 рублей. Стоит ли идти работать машинистом в метро ради доходов? Определенно да.
  • Оформление пенсии в 55 лет.

Вот основные положительные стороны работы машиниста, которые могут подсказать, стоит ли идти работать машинистом в метро.

Стоит ли работать машинистом в метро - минусы

Эта та профессия, которая была бы всем хороша, если бы не отрицательные стороны. Они есть, они существенны и их много.

Вот основные:

  • Тяжёлые условия труда. Работа машиниста метро связана с большими физическими нагрузками. На зрение влияют резкие перепады освещения после выезда из тоннеля на перрон, постоянный шум, увеличение давления от скоростного движения по тоннелю, ночные смены, перегрузки.
  • Воздействие электромагнитного излучения. Электромагнитное излучение негативно сказывается на здоровье, а также очень сильная вибрация, пыль (особенно металлическая пыль) приводят к многим хроническим заболеваниям. Стоит ли идти работать машинистом в метро ради мечты с учетом этого риска? Наверное, нет.
  • Условия отдыха между рейсами. Машинисты последних рейсов ночуют в депо в специальных комнатах отдыха, где отдохнуть полноценно не получается. График работы не всегда устраивает, так самый неудобный график работы с 21.00 до 01.00, затем следует отдых в комнате отдыха в метро, а с первым рейсом машинист снова приступает к работе. Такая разорванность смены очень неудобна. Стоит ли работать машинистом в метро, если такой график работы вам не подходит? Нет, поскольку рассчитывать на другой не приходится.
  • Каждодневный медосмотр перед рейсом. Осмотр проводится перед рейсом и после рейса. Особое внимание уделяется давлению, сердцебиению, тесту на алкоголь, а также обращается внимание на состояние машиниста – он должен быть отдохнувшим и в хорошем настроении. Если машинист не отдохнул или в стрессе – его отстраняют от рейса и посылают отдыхать.
  • Обедают на ходу. Любителям плотно и долго обедать точно не стоит идти работать машинистами в метро.
  • Смена 8-9 часов при норме 6 часов. При постоянной нехватке машинистов смены увеличивают.
  • неудобные графики работы. При такой работе можно забыть про праздники, дни рождения, Новый год и юбилеи, если на эти дни выпала смена.
  • нервные напряжения. Машинист находится в постоянном психологическом напряжении. Кроме того, что техника имеет свойство отказывать или ломаться, большое влияние оказывают и пассажиры, старающиеся придержать двери, задержать отправление поезда. Это очень сильно сказывается на состоянии машиниста, потому что задержка электропоезда даже 2-3 секунды может привести к неприятным последствиям, сбою в графике движения, а ведь следом идет очередной электропоезд.
  • Сложно выработать стаж. Чаще всего у машинистов здоровья хватает на 10-15 лет напряженной работы, такие нагрузки может вынести только молодой организм. Стоит ли идти работать машинистам в метро, если ваш возраст даже немного старше среднего – решайте сами.
  • Приходится оказывать медицинскую помощь. Очень часто машинисту приходится сталкиваться с людьми, бросающимися под поезд метро. В таком случае по должностной инструкции машинист должен оказывать помощь.

После таких заключений каждый может сделать для себя вывод и решить, стоит ли идти работать машинистом в метро.

Все положительные и отрицательные стороны необходимо проанализировать, понять, что в настоящее время важнее и сделать выбор. В целом, стоит сказать, что работающие по специальности машинисты не лишены оптимизма, довольны своей работой и многое принимают с юмором.

Очень. Тяжелая и физически, и нервное напряжение из-за огромной ответственности очень велико. Последнее решение в любой сложной ситуации принимает машинист; все службы транспорта работают на машиниста – но он конечная инстанция, на которой замыкается процесс движения. И вся ответственность за безопасность пассажиров и груза лежит на нем. Машина ли на переезде осталась, путь ли размыло, вагоны ли не в габарите стоят, бабушка в двух метрах от поезда решила перебежать – машинист должен мгновенно принять меры.

Не бывает рейса, чтоб машинист не испытал какой-то стресс. Мой товарищ Александр Озимков – машинист, ветеран депо Осташков – однажды столкнулся c лесовозом, пытавшимся перед ним проскочить. Он применил экстренное торможение, но сам выскочить не успел – кабину не покинул, а надо понимать, что инстинкт самосохранения ему, как и любому на его месте, подсказывал в первую очередь отскочить к двери, себя спасти, но он, согласно инструкции, сначала затормозил, а потом уже стал вставать. Но не успел, и его так шарахнуло этими бревнами! Тепловоз на дыбы встал, сразу все разбилось и кабину вжало внутрь – его зажало между окном, стенкой кабины и пультом так, что вырезали его автогеном от туда. Скорости 40 км в час было достаточно, чтобы передок тепловоза всмятку – и таких случаев много, машинисты гибнут, порой вот так спасая пассажиров, и никто об этом даже потом не вспомнит... К счастью, Александр каким-то чудесным образом отделался только заболеванием ноги незначительным, но это он в сорочке родился…

Я сам не раз, находясь в кабине машиниста, попадал в подобные ситуации. Однажды, например, между Бологое и Тверью – бросили мешок камней. Поезд Санкт-Петербург – Москва, «Аврора», несемся со скоростью 160 км в час. И вдруг – удар! Шпана бросила с моста – машинист потом сказал, что успел заметить их. Прожектор на ЧС6 был оплетен железной решеткой, но даже при этом лобовое стекло вдребезги разнесло и вся кабина мгновенно наполнилась ледяным холодом – ехали так вот, окоченев, до Москвы – как могли картонкой заделали что-то, на наше счастье – апрель… Повезло нам: поезд ударил мешок прожектором, а мог ведь он упасть и прямо на лобовое стекло…

Добавьте к этому бессонные ночи: обед в 1 час ночи, завтрак в 5 вечера, ужин в 3 утра…

И самое главное: когда сбивают людей они, это всегда травма, даже когда машинист ни в чем не виноват, как чаще всего и бывает, а все равно – с этим жить дальше. Я всегда им говорю – это не ты, это поезд. А они отвечают – да, я все понимаю, но... Тем более ты все это видел, все это на твоих глазах. Почти каждый машинист был в такой ситуации, то есть это буквально часть профессии – если ты машинист, готовься увидеть гибель людей. А помощнику бежать – все это доставать из-под поезда…